Эксплуатанты[править | править код]
Несколько стран эксплуатируют комплексы Crotale и Crotale NG:
- Бахрейн — 7-ю ПУ оснащены 2 батареи ЗРК Сухопутных войск Бахрейна по состоянию на 2010 год
- Египет — более 24 ПУ «Crotale» используются командованием ПВО ВВС Египта по состоянию на 2010 год
- Греция — 9 комплексов «Crotale NG» используется ПВО ВВС Греции и 2 комплекса — ВМС Греции по состоянию на 2010 год
- Иран — 250 единиц у ВВС Ирана ЗРК FM-80 (китайский вариант «Crotale») по состоянию на 2020 год
- Ливия — 24 ПУ «Crotale» на вооружении ПВО Сухопутных войск Ливии по состоянию на 2010 год
- ОАЭ — ПУ «Crotale» на вооружении ПВО ВВС ОАЭ по состоянию на 2010 год
- Оман — по 1 восьмизарядной ПУ «Crotale NG» с боезапасом в 16 ракет на вооружении 2-х корветов типа «Qahir Al Amwaj» ВМС Омана по состоянию на 2010 год
- Пакистан — 144 ПУ «Crotale» на вооружении 6 батальонов ПВО ВВС Пакистана по состоянию на 2010 год
- Саудовская Аравия Сухопутные войска Саудовской Аравии — «Crotale» на вооружении по состоянию на 2010 год
- ВМС Саудовской Аравии — «Crotale» на вооружении 4-х фрегатов типа «Медина» по состоянию на 2010 год
- ПВО ВВС Саудовской Аравии — до 40 ПУ «Crotale», 73 ПУ «Shahine» и до 68 стационарных постов «Crotale»/«Shahine» на вооружении по состоянию на 2010 год
Финляндия — 20 ПУ ItO 90 («Crotale NG» установленный на шасси автомобиля Sisu XA-181) используются Сухопутными войсками Финляндии по состоянию на 2010 год
Франция
- ВМС Франции — по 1 восьмиствольной ПУ на вооружении: 7-и эсминцы типа «Жорж Леги» (боезапас 26 ракет)
2-х фрегатов типа «Турвиль» (англ.)русск. (боезапас 26 ракет)
5-и фрегатов типа «Лафайет» (боезапас 16 ракет)
ВВС Франции — 8 дивизионов ЗРК типов «Crotale 3000», «Crotale upgraded» и «Crotale NG» на вооружении по состоянию на 2010 год
Чили — 5 систем на вооружении ВВС Чили по состоянию на 2010 год
Республика Корея — K-SAM Pegasus (114 систем)
Бывшие эксплуатанты:
- Португалия
- ЮАР — первая страна, в вооружённые силы которой поступили ЗРК «Crotale» исходной модели (раньше чем во Франции). Состояли на вооружении 120-го зенитного ракетного дивизиона ВВС ЮАР.
Опытная эксплуатация:
США — в 1972 году финансово-промышленная группа Rockwell Autonetics Group (подразделение корпорации North American Rockwell Corp.) получила лицензию на серийное производство комплексов и их модификацию под требования ВС США. Во Франции была закуплена опытная партия ракет и одна батарея ЗРК «Crotale» вместе с радиолокационными средствами (станциями обнаружения целей и наведения ракет) и со всеми комплектующими, для их испытаний и оценки командованием видов вооружённых сил, прежде всего Армией США. Испытания проходили на ракетных полигонах Уайт-Сэндз в Нью-Мексико и Редстоунского арсенала в Алабаме. На вооружение в США комплекс принят не был и американской промышленностью не производился.
Пзрк «игла» в компьютерных играх и фильмах
- Ка-52 Team Alligator;
- Arma 2 (в игре носит название «Игла»);
- Battlefield 2 (так же как и в ArmA 2, назван «Игла»);
- Battlefield 3 (носит название SA-18 «Игла»);
- Battlefield 4 (носит название SA-18 «Игла»);
- Xenus: Точка кипения (носит название ПЗРК «Игла»);
- Warface (носит название SA-16);
- Lock On 2 (носит название Игла-С);
- Также ПЗРК «Игла» упоминается в одной из серий российского сериала «Дальнобойщики», в которой главные герои перевозят ящики с данным оружием под видом профиля для пластиковых окон;
- ПЗРК «Игла» упоминается в одной из серий российского сериала «Спецназ», из ПЗРК террористы сбивают русский истребитель. В фильме носит название — «Стрела-2М».
Модификация «Игла-1»
«Игла-1» (по классификации NATO – SA-16 Gimlet (в перев. Буравчик), индекс ГРАУ – 9К310) – упрощенный вариант П3РК. Поступил на вооружение в 1981 году.
Преимущества «Ингла-1» перед «Стрела-3»:
-
С целью улучшения динамики наведения зенитной управляемой ракеты в упрежденную точку встречи с целью в тепловую ГСН введена дополнительная схема, которая формируется команду для разворота ракеты вначале полета и электронный переключатель двух режимов «вдогон»/«навстречу».
-
Для снижения аэродинамического сопротивления впереди тепловой ГСН разместили небольшой конический обтекатель, который закреплен на 3 наклонных стержнях. Он формирует своеобразный «треножник». Для улучшения динамических характеристик на ракете был установлен дестабилизатор в плоскости, которая перпендикулярная аэродинамическим рулям. Использование лопастных стабилизаторов, в транспортном положении примыкающих к боковой поверхности хвостовой части корпуса ракеты, позволило рационально применять объем пусковой ракеты, которое раньше занимали сложенные перьевые стабилизаторы.
-
С целью обеспечения послестартового разворота в рулевом отсеке ракеты установили компактные импульсные твердотопливные двигатели. В БЧ (боевой части) ЗУР применяется взрывчатое веществ, отличающееся повышенным фугасным действием. Взрыватель ЗУР имел вихревой генератор (индукционный датчик), обеспечивающий подрыв БЧ при прохождении ракеты рядом с металлической обшивкой цели. При прямом попадании подрыв БЧ производится дублирующим контактным взрывателем. Во взрыватель введена трубка с взрывчатым веществом с целью передачи детонации от заряда боевой части к заряду впервые установленного на зенитную управляемую ракету взрывного генератора для подрыва оставшегося топлива маршевого двигателя.
-
В пусковой механизм встроили блок целеуказания «свой-чужой» 1Л14, который отвечал за автоблокировку пуска зенитной управляемой ракеты по дружеской цели. При разрешающей способности по азимуту 20-30 градусов 1Л14, опознавал цели с точностью не меньше 0,9, что практически исключало вероятность запуска ракеты по своим объектам. Но, по причине большой ширины диаграммы направленности антенны (до 70 градусов по углу места и до 30 градусов по азимуту), а также из-за наличия задних лепестков такой диаграммы, 1Л14 мог сработать от пролетающего по близости своего самолета, и заблокировать пуск ракеты по врагу. В таких случаях стрелок может отключить блокировку пуска.
-
Что касается внешних отличий, то здесь стоит выделить притупленную коническую переднюю крышку пусковой трубы и расположение источника питания и блока питания под углом к продольной оси пусковой трубы.
-
«Игла-1» дополнили ПЭП (переносным электронным планшетом) 1Л15-1 командира отделения стрелков-зенитчиков и первые предлженным НИИ МО и предназначенным для оповещения командира отделения об окружающей воздушной обстановке в квадрате 25х25 километров. Наличие в этом квадрате цели, к которому в прямоугольной системе координат привязывались отделения стрелков-зенитчиков и точки строения источники информации, а также положение воздушной цели, отображалось на табло планшета путем загорания соответствующего положения цели компонента светового индикатора. В качестве источника информации для планшета могли выступать пункты ПВО в звене «дивизия-полк» (ППРУ-1, ППРУ-1М, ПУ-12, ПУ-12М), «Купол» или РЛС П-19, используемые на ПУ начальника ПВО дивизии, оснащенные телекодовой аппаратурой съема и передачи информации АСПД-У. Опытный образец планшета мог обеспечить устойчивый прием целеуказания от ПУ-12М на дальностях не меньше 10 километров. Привязка планшета к местности осуществлялась командиром отделения стрелков-зенитчиков посредством компаса по указанной с ПУ-12М реперной точке, что обеспечивало прием координат воздушных целей с точностью не хуже 1000 метров по дальности 5-25 градусов по азимуту. Ошибки целеуказания без планшета (выдаваемого по радиотелефону с пульта управления ПУ-12М указаниям направлений на цели врага по сторонам света относительно точки стояния ПУ-12М) составляли до 5 километров по дальности и до 40 градусов по азимуту. На планшете отражалось до 4 цели с отметками об их государственной принадлежности, а также о курсе полета объекта относительно позиции стрелков-зенитчиков.
Примечания
- [rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/crotale_naval/crotale_naval.shtml Зенитный ракетный комплекс Crotale Naval | Ракетная техника]
- The Military Balance 2010. — P. 247.
- The Military Balance 2010. — P. 250.
- The Military Balance 2010. — P. 139.
- The Military Balance 2020. — P. 330.
- The Military Balance 2010. — P. 262.
- The Military Balance 2010. — P. 276.
- The Military Balance 2010. — P. 267.
- The Military Balance 2010. — P. 369.
- ↑ 12 The Military Balance 2010. — P. 270.
- The Military Balance 2010. — P. 271.
- The Military Balance 2010. — P. 182.
- ↑ 123 The Military Balance 2010. — P. 130.
- The Military Balance 2010. — P. 132.
- The Military Balance 2010. — P. 74.
История создания
В октябре 2004 года на судоверфи во французском Бресте состоялся спуск на воду новейшего корабля типа “Мистраль” (“Mistral”). Внешне он похож на традиционные танкодесантные корабли-доки, но на самом деле обладает намного большим потенциалом. Поэтому не случайно французские адмиралы выделили его в отдельный класс – десантно-командный корабль (в зарубежных источниках используется термин “force projection & command vessel” или ВРС).
Причем данные операции осуществлялись и в ходе военных конфликтов, и в рамках так называемых гуманитарных операций, например, ликвидации последствий масштабных природных катаклизмов. Предполагались, что перспективный корабль будет иметь большую вместимость личного состава и военной техники, способность принимать на борт и выпускать малые транспортно-десантные катера на воздушной подушке, обеспечивать постоянное базирование боевых и транспортных вертолетов, иметь стационарный госпиталь и т.п.
В итоге французская компания DCN создала достаточно уникальный превосходящий предыдущие аналоги типов “Сирокко” и “Фудре” корабль, головной корпус которого получил наименование “Мистраль” (Mistral). Правда, в остальных странах его продолжают классифицировать как обычный транспортно-десантный корабль-вертолетоносец (LHD), но это, скорее всего, от обычной зависти, так как даже американские универсальные десантные корабли-доки обладают меньшим боевым потенциалом и более узким кругом возможностей по сравнению с французским новичком.
Особенности конструкции «Мистраль»
В некоторых сообщениях прессы о российских «Мистралях» иногда приводятся ТТХ этого проекта, несколько отличающиеся от французского варианта. Например:
- Общая длина корпуса корабля типа «Мистраль»: 199 м.
- Ширина: 32 м.
- Высота борта на уровне полетной палубы: 27 м.
- Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22 600 т).
- Максимальная скорость: 18,8 узла (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
- Экипаж: 177 человек.
- Число пассажиров: 481 человек.
По требованию российской стороны был внесен ряд изменений по сравнению с французским проектом:
- Изменен фактически до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет применять их в северных широтах, в том числе, в условиях сложной ледовой обстановки.
- Увеличена высота корабля, поскольку были переоборудованы внутренние доки корабля для швартовки вертолетов большего размера типа Ка-28 и Ка-52К.
- Предусмотрены места для установки дополнительного вооружения, в частности, средств ПВО для отражения воздушных налетов, а также скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Усиление вооружения позволит применять УДК в открытом море с меньшим сопровождением надводных кораблей охранения.
- Немного изменены жилищные условия.
Вместо устаревшей французской системы спутниковой связи Syracuse на «Владивостоке» планировалось установить, помимо традиционных для российского ВМФ приемников и передатчиков КВ и УКВ-связи, изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр». Эта система обеспечивает обмен данными между кораблями и с береговой станцией на скорости 512 кбит/с.
Для первого российского ДВКД этого класса — «Владивостока» — во Франции к октябрю 2014 года должны были быть построены 4 катера CTM NG (Chaland de Transported Materiel de Nouvelle Generation). В отличие от своих предшественников (CTM), катера типа CTM NG имеют длину 27 м и ширину 7 м, а также снабжены двумя рампами для высадки десанта — носовой и кормовой, что дает им более широкие возможности по маневрированию. Катера типа CTM NG лучше приспособлены к действиям в условиях сильной качки, а их скорость составляет до 20 узлов (в 2 раза больше, чем у CTM).
Описание конструкции
ПЗРК Fim-92 Stinger – это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но огонь может вести и один оператор.
ГСН модификации Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более уверенно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые продвинутые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.
ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:
- зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
- пускового механизма;
- прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
- блока электропитания и охлаждения;
- системы обнаружения «свой-чужой», ее антенна имеет характерный решетчатый внешний вид.
ЗУР ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом относительно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.
ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на всем протяжении полета.
Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, который обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.
ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, который заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического обслуживания составляет десять лет.
К ТПК с помощью специальных замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед использованием к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, который необходим для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, затем активизируется батарея ракеты и начинает работать стартовый двигатель.
Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает знать оператору о том, что можно производить выстрел.
Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, который обеспечивает возможность использования комплекса в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, поэтому он идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).
Четвёртое поколение
В настоящее время ПЗРК «Игла» заменяются в российской армии на комплекс четвёртого поколения «Верба», принятый на вооружение в 2014 году. Он предназначен для поражения самолётов и вертолётов, а также крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов.
Разработчики отмечают, что «Верба» может применяться в горных и морских условиях и любых климатических зонах в температурном диапазоне от -50 до +50 °С.
Кроме того, «Верба» использует ракету 9М336 с более чувствительной головкой самонаведения и более высокой защищённостью от помех.
Также по теме
Прощание с оружием: как США истощают свои арсеналы комплексов Javelin и Stinger из-за поставок на Украину
Американская корпорация Lockheed Martin намерена удвоить производство противотанковых комплексов Javelin, однако на это может…
«Уникальная трёхспектральная многоплощадочная головка может работать в ультрафиолетовом, ближнем и среднем инфракрасном диапазонах, что позволяет получать максимум информации о цели поражения. Повышенная чувствительность ракеты увеличивает дальность захвата воздушных объектов. При этом головка автоматически выделяет ложные тепловые цели и по ряду признаков выбирает реальный объект», — отмечает «Ростех».
«Верба» может поражать цели на расстоянии до 6 тыс. м при высоте целей до 3,5 тыс. м. Скорость поражаемых целей составляет до 400 м/с на догонном курсе и до 320 м/с на встречном курсе.
Как отметил в беседе с RT военный эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов, комплексы «Игла» и «Верба» совершенствуются и модернизируются, а количество сбитых ими самолётов в рамках СВО на практике подтверждает их высокую эффективность.
Кроме того, ПЗРК «Верба» работает по принципу «выстрелил —забыл», что позволяет ракете преследовать цель до момента её поражения, добавил Кнутов.
- Боец Народной милиции ЛНР с переносным зенитным ракетным комплексом «Игла»
- РИА Новости
«Принцип «выстрелил — забыл» заключается в следующем: система наведения ПЗРК захватывает цель, информация передаётся на инфракрасную головку наведения ракеты, следует пуск, и после этого сопровождение цели не требуется. Кроме того, «Верба» также может использовать ракеты с радиолокационными головками активного наведения», — отметил военный аналитик.
По его словам, российские ПЗРК «Игла» и «Верба» демонстрируют отличные показатели в целой серии различных конфликтов по всему миру.
«Сейчас наши модернизированные ПЗРК — и в особенности «Верба», которая обладает помехозащищённостью и более скоростными характеристиками ракет, — в некоторых случаях могут использоваться даже для ведения огня по наземным целям. Это очень хорошие показатели для такого оружия», — заключил Кнутов.