Гром в небе вьетнама. истребитель-бомбардировщик f-105 «тандерчиф»

BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — простейший штурмовик

Легкий штурмовик (Великобритания)

ВАС-167 «Страйкмастер» — один из первых штурмовиков, переделанных из учебно-тренировочной машины

В начале 1960-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались таким образом получить недорогой и универсальный самолет.

В 1967 году англичане тоже решили переоборудовать в боевую машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в 1954 году. Его оснастили катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, подвешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию пришлось усилить. Были установлены более мощный двигатель и дополнительные топливные баки.

Самолет получил название ВАС-167 «Страйкмастер». Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а в 1968 году машина была запущена в серийное производство. «Страйкмастер» применялся во многих локальных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 таких машин, и потерь, судя по всему, среди них не было.

Помимо бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет способен выполнять аэрофотосъемку, для чего предусмотрено специальное оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до сих пор находится в составе ВВС Эквадора.

Четверка BAC-167 новозеландских ВВС несет боевое дежурство

История создания

Исследования по проекту будущего F-105 были начаты в 1951 году фирмой Рипаблик Авиэйшн (Republic Aviation

), специализировавшейся на создании тяжелых истребителей-бомбардировщиков (P-47 «Тандерболт», F-84 «Тандерджет», F-84F «Тандерстрик»). Самолет предназначался для маловысотного прорыва ПВО СССР с нанесением ядерного удара и должен был заменить в этой роли F-84F. Фактически конструирование велось вокруг внутреннего бомбового отсека и двигателя. Конструкторскими работами руководил известный американский авиаконструктор Александр Картвели.

Первый полёт опытный образец YF-105A совершил 22 октября 1955 года, превысив при этом скорость звука. В марте 1956 года ВВС США заключили с «Рипаблик Авиэйшн» контракт на поставку первых серийных F-105B. В том же году самолёт получил своё официальное название «Тандерчиф» (с англ. — «Громовержец»). На этот момент эта машина была самым большим одноместным боевым самолётом в мире.

Примечания[ | ]

  1. Knaack, 1978, p. 204.
  2. Knaack, 1978, p. 200.
  3. «Рипаблик» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 486. — ISBN 5-85270-086-X.
  4. István Toperczer. MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 25, 2001. — С. 31—32.
  5. 12 Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 108: Republic F-105 Thunderchief в Юго-Восточной Азии. Файл 0381, лист 04
  6. «Over all, the F-105 had the highest loss rate of any US aircraft operating in Southeast Asia and over North Vietnam.»/Did USAF Technology Fail in Vietnam? Kenneth P. Werrell. Airpower Journal — Spring 1998. P.89
  7. Межрегиональная общественная организация ветеранов войны во Вьетнаме | Воспоминания (неопр.) . www.nhat-nam.ru. Дата обращения: 3 апреля 2021.
  8. Standard Aircraft Characteristics. F-105D-31. — The Secretary of the Air Force, Jun 1970. — (AFG-2, Vol-1, Addn 49).

«Мы смогли уничтожить «стелсы»

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что Spirit стал большим достижением конструкторской школы США. Самолёт получил необычную для своего времени аэродинамическую форму и множество автоматизированных систем управления. Однако проект не оправдал ожиданий Пентагона из-за огромных расходов и слабой боевой эффективности, считает аналитик.

«B-2 оказался неприлично дорогим. Но всё же его главный недостаток — невысокая боевая эффективность. В частности, самолёт-невидимка оказался уязвимым даже перед не очень современными истребителями и средствами ПВО. Его применение не может дать преимуществ, на которые традиционно рассчитывают американцы», — сказал Кнутов.

Также по теме

«Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник»

В России впервые поднялся в воздух тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс «Охотник». Об этом сообщили в Минобороны РФ….

Одним из первых тревожных звонков стало заявление лётчика ВВС США Ларри Нильсена о том, что В-2 виден на радаре истребителя МиГ-29. В 1990-е годы пилот участвовал в испытаниях советских самолётов, которые Соединённые Штаты получили из авиапарка бывшей ГДР. В интервью World Air Power Journal Нильсен сообщил, что Spirit может быть взят на прицел комплексом Н019 разработки «Фазотрон-НИИР» (Москва).

Сложно назвать удачным и боевое крещение В-2, которое состоялось на территории Сербии в 1999 году. Как утверждали югославские офицеры, 19 и 20 мая им удалось подбить два американских бомбардировщика. По словам сербских военных, «Дух Миссури» получил повреждение от зенитной ракеты под Белградом, а «Дух Вашингтона» упал на территории Хорватии.

«События, описанные в моей книге, показали, что даже с устаревшим русским оружием мы смогли уничтожить «стелсы» (аппараты с малой радиолокационной заметностью. — RT) и другие новейшие американские самолёты. В официальном документе, выданном мне югославской армией, указывается, что на личном счету моего дивизиона числятся уничтоженные F-117 и F-16, а также подбитый B-2», — рассказал в интервью «Российской газете» бывший офицер ПВО Югославии Джордже Аничич.

Однако американская сторона не признала потерь двух В-2 в 1999 году. На сегодня информация о выводе «Духа Миссури» и «Духа Вашингтона» из состава ВВС в документах Пентагона не фигурирует.

«Как бы то ни было, важно, что эти самолёты югославы обнаружили, причём советскими средствами ПВО. Скорее всего, В-2 были нанесены не катастрофические повреждения

Например, есть версия, что один из бомбардировщиков вынужденно приземлился на аэродроме в Хорватии. Позже американцы либо отремонтировали подбитые самолёты, либо списали их, но не стали объявлять об этом», — пояснил Кнутов.

  • B-2 Spirit наносит удар по наземным целям
  • Reuters

Собеседник RT полагает, что В-21 может повторить судьбу предшественника. В 2015 году Northrop Grumman получил от Пентагона контракт на $21,4 млрд. Но общая стоимость всей программы с учётом расходов на производство, по прогнозу Military.com, превысит $55 млрд. Кнутов полагает, что В-21 будет неспособен преодолевать рубежи российской ПВО, а его разработка и выпуск вновь потребуют чрезмерных затрат.

«В-21, как и другие невидимки, американцы будут использовать только против стран, у которых очень слабая ПВО. Вложения в этот проект вызваны раздуванием военного бюджета США, происходящим в последние годы. Но к тому моменту, когда американцы начнут эксплуатировать Raider, у России появятся новые ЗРК и средства радиолокации с фотонным локатором. Сейчас можно однозначно говорить, что перехват В-21 не станет сложной задачей для наших систем большой дальности С-400 и С-500 и, возможно, других средств ПВО», — резюмировал Кнутов.

Тактико-технические характеристики

Кабина F-105D Thunderchief

Приведенные характеристики соответствуют модификации F-105D.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 19,63 м
  • Размах крыла: 10,64 м
  • Высота: 6,0 м
  • Площадь крыла: 35,77 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 45°
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,18
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,5 м
  • Профиль крыла: NACA 65A-005.5 корень крыла, NACA 65A-003.7 законцовки
  • Колея шасси: 5,27 м
  • Масса пустого: 12 181 кг
  • Масса снаряжённого: 13 123 кг
  • Нормальная взлётная масса: 22 215 кг (с 1×B28IN в бомбоотсеке)
  • Максимальная взлётная масса: 23 967 кг
  • Максимальная посадочная масса: 23 150 кг
  • Масса в бою: 16 165 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3420 кг (+ 5720 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 4391 л (+ 7344 л в ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 71,6 кН (7303 кгс

      нормальная: 1 × 63,6 кН (6486 кгс)

      ) (максимальная)

    • Форсажная

      со впрыском воды: 1 × 117,9 кН (12020 кгс)

      тяга: 1 × 109 кН (11113 кгс)

    • Длина двигателя: 6,59 м
    • Диаметр двигателя: 1,09 м
    • Сухая масса двигателя: 2699 кг
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0173
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,618 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 2208 км/ч (на высоте 11000 м)
  • Крейсерская скорость: 939 км/ч
  • Скорость сваливания: 334 км/ч (при нормальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 1252 км (с 1×B28IN в бомбоотсеке, 2×1703 л и 1×2461 л ПТБ)
    • BOLT-117 ПТБ и дополнительным баком в бомбоотсеке: 937 км
    • с 16×BOLT-117 и дополнительным баком в бомбоотсеке: 513 км
  • Перегоночная дальность: 3550 км (с максимальным запасом топлива)
  • Практический потолок: 12 558 м (при 0,5 м/с)
  • Боевой потолок: 14 783 м (при 2,54 м/с)
  • Скороподъёмность: 172,7 м/с
  • Время набора высоты:

    • 6096 м за 5,9 мин
    • 9144 м за 10,15 м
  • Нагрузка на крыло: 621 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,33 / 0,5 (на максимале / с форсажем)
  • Длина разбега: 1301 м (при нормальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 1327 м / 724 м (без / с тормозным парашютом) 
  • Аэродинамическое качество: 10,4
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм пушка М61 с 1028 патр.
  • Точки подвески: 5 (4 под крылом, 1 под фюзеляжем) + бомбоотсек
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-земля»: 2-4 × AGM-12 и/или 2 × AGM-45
    • ракеты «воздух-воздух»: 4 × AIM-9
  • Неуправляемые ракеты: 6 × 7×70 мм ракет в блоках LAU-32/59 или 19×70 мм ракет в блоках LAU-3/18
  • Бомбы: свободнопадающие:
    • ядерные:
      • в бомбоотсеке: 1 × MK-28 или MK-43
      • на подвесках:
        • 3 × MK-28, MK-43 или MK-61
        • 1 × MK-57
    • фугасные:
      • 16 × 241 кг Mk 82 или 340 кг M117
      • 9 × 460 кг Mk 83
      • 3 × 925 кг Mk 84 или 1361 кг M118
      • 5 × 340 кг M117R/D
    • зажигательные с напалмом:
      • 9 × 340 кг BLU-1/B или M116
      • 8 × 340 кг BLU-27
    • химические:
      • 16 × 340 кг MC-1 с зарином
      • 8 × 340 кг BLU-52 со слезоточивым газом
    • касетные: 15 × SUU-30 (CBU-24/29/49/53/54)
    • агитационные: 16 × M129

История создания[ | ]

Исследования по проекту будущего F-105 были начаты в 1951 году фирмой Рипаблик Авиэйшн, специализировавшейся на создании тяжелых истребителей-бомбардировщиков (P-47 «Тандерболт», F-84 «Тандерджет», F-84F «Тандерстрик»). Самолет предназначался для маловысотного прорыва ПВО СССР с нанесением ядерного удара и должен был заменить в этой роли F-84F. Фактически конструирование велось вокруг внутреннего бомбового отсека и двигателя. Конструкторскими работами руководил известный американский авиаконструктор Александр Картвели.

Первый полёт опытный образец YF-105A совершил 22 октября 1955 года, превысив при этом скорость звука. В марте 1956 года ВВС США заключили с «Рипаблик Авиэйшн» контракт на поставку первых серийных F-105B. В том же году самолёт получил своё официальное название «Тандерчиф» (Громовержец). На этот момент эта машина была самым большим одноместным боевым самолётом в мире.

Всего было построено 833 «Тандерчифа», серийное производство прекратилось в 1964 году. ВВС США намеревались заказать не менее полутора тысяч самолётов, однако эти планы были пересмотрены в связи с принятием на вооружение унифицированного истребителя-бомбардировщика ВВС и ВМС США F-4. После начала войны во Вьетнаме рассматривался вопрос возобновления производства F-105D, однако решение так и не было принято.

Примечания

  1. Knaack, 1978, p. 204.
  2. Knaack, 1978, p. 200.
  3. «Рипаблик» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 486. — ISBN 5-85270-086-X.
  4. . Дата обращения: 4 апреля 2022.
  5. István Toperczer. MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 25, 2001. — С. 31—32.
  6. ↑ Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 108: Republic F-105 Thunderchief в Юго-Восточной Азии. Файл 0381, лист 04
  7. Lịch sử dẫn đường Không quân (1959-2004)​. Bộ Quốc phòng Việt Nam. История применение ВВС (1959–2004). Министерство обороны Вьетнама (на вьетнамском)
  8. . Дата обращения: 17 февраля 2019.
  9. . www.nhat-nam.ru. Дата обращения: 3 апреля 2019.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Это значение является максимальной массой, с которой самолет может взлететь. Такой вес сильно затруднял летно-технические характеристики самолета, оснащенный для выполнения боевого задания F-105 весил около 17000  кг .
  2. Действительно, до этого плана правительство объявило тендеры, производители самолетов представили свои предложения, а затем двое или трое отобранных разработали свои прототипы. Последние были сначала испытаны самими авиастроителями, а затем и правительством, чтобы последнее могло сделать выбор. Выбранный производитель самолетов разработал производственную линию.

Рекомендации

  1. , стр.  6
  2. , стр.  26 год
  3. , стр.  36
  4. , стр.  38–39
  5. , стр.  46
  6. , стр.  5
  7. , стр.  6-7
  8. ↑ и , с.  191
  9. , стр.  6-7
  10. , стр.  7-8
  11. , стр.  9
  12. , стр.  7
  13. , стр.  10
  14. , стр.  10-11
  15. , стр.  11–12
  16. ↑ и , стр.  12
  17. , стр.  23
  18. , стр.  8
  19. ↑ и , стр.  14
  20. , стр.  192
  21. , стр.  15
  22. , стр.  193
  23. , стр.  16
  24. ↑ и , стр.  18
  25. ↑ и , стр.  19
  26. (in) Том Демерли, на ,28 мая 2018 г.(по состоянию на 2 сентября 2018 г. ) .
  27. , стр.  18
  28. , стр.  23
  29. , стр.  20
  30. , стр.  47
  31. , стр.  27
  32. , стр.  21 год
  33. , стр.  22
  34. , стр.  27
  35. (in) , на ,1 — го июля 2015(по состоянию на 2 сентября 2018 г. ) .

Автор книги: Авиация и космонавтика Журнал

Главный калибр боевой авиацииНосители

К. Кузнецов, Г. Дьяконов

Почти сразу после окончания Второй мировой войны началась новая – холодная. Здесь не было разрушенных городов, но по напряжению сил она, пожалуй, даже не уступала предыдущей. Уже 14 декабря 1945 г. Комитет начальников штабов США разработал первый стратегический план на случай войны с СССР. Значительно уступая Советскому Союзу по численности и вооружению сухопутных войск, американцы сделали ставку на стратегическую авиацию, оснащённую атомным оружием.

В первое послевоенное десятилетие авиация продолжала оставаться практически единственным средством его доставки. Первые ракеты уступали тогда самолетам едва ли не по всем показателям: по дальности полёта, массе полезной нагрузки, точности попадания, надёжности, мобильности, времени предстартовой подготовки.

До мая 1946 г. единственной частью ВВС, подготовленной к применению ядерного оружия, оставалась 509-я смешанная авиагруппа, бомбившая в августе 1945 г. Хиросиму и Нагасаки. В июне 1946 г. задача доставки ядерного оружия была возложена на Стратегическое авиационное командование, в состав которого вошли 8-я и 15-я воздушные армии (AF), осуществлявшие в годы войны стратегические бомбардировки Германии и Японии. Позднее в состав SAC была введена и 2-я воздушная армия. В 1949 г. ядерное оружие поступило на вооружение палубной авиации флота США, а в 1952 г. – Тактического авиационного командования ВВС.

В настоящее время имеется достаточное количество хороших публикаций, в том числе и на русском языке, посвящённых послевоенным американским самолётам. Вот только в этих публикациях практически нет ничего конкретного о применении этих машин в качестве носителей ядерного оружия, хотя самолёт-носитель и атомная бомба представляют собой единую систему, обычно разрабатываемую комплексно уже на ранних стадиях проектирования. Даже в описаниях тяжёлых аварий и катастроф бомбардировщиков В-36 и В-47 ни слова не говорится о связанных с этими авариями опасных инцидентах с ядерным оружием. Вероятно, это связано с тем, что архивные материалы по ядерному оружию первого поколения были рассекречены в США только в начале 80-х гг. XX века, а упомянутые публикации базируются на более ранних первоисточниках. Тогда же были рассекречены и сенсационные материалы о первых американских стратегических планах ведения ядерной войны.

«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности

Истребитель-бомбардировщик (Германия, Великобритания, Италия)

Самолет «Торнадо» способен достигать максимальных характеристик на всех режимах полета за счет крыла изменяемой стреловидности

Замысел европейского истребителя-бомбардировщика, способного преодолевать скорость звука и имеющего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в США приступили к созданию F-111.

В 1957 году ВВС Великобритании представили в правительство список требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с шоссейных дорог. Однако военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных расходов.

В 1965 году Англия и Франция совместно приступили к созданию такого самолета. Проект получил название AFVG (Anglo-French Variable Geometry). Однако работы не имели успеха: французы видели в машине, прежде всего, истребитель, а англичан интересовал главным образом бомбардировщик.

В 1967 году проект закрыли. Англичане, по-прежнему нуждавшиеся в собственном бомбардировщике, продолжили работу самостоятельно, переименовав проект в UKVG и начав в Европе поиски других партнеров.

В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия. В 1964 году эта страна совместно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.

Однако в 1968 году деятельность была остановлена из-за потери интереса со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на своем F-111. Год спустя британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» по созданию одноименного самолета.

Первая из таких машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года. В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В 1980 году «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС. Еще через год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначенные для Великобритании, могли переносить на крыле атомные бомбы.

В 1990 году при подготовке к войне с Ираком на заметные части самолетов было нанесено радиопоглощающее покрытие. Однако это привело к снижению надежности машин — частицы покрытия попадали в двигатель. Ирак стал самой серьезной боевой кампанией для самолетов «Торнадо», в задачу которых входило разрушение иракских аэродромов в самом начале войны.

Первый вылет закончился безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель, а один самолет был сбит огнем иракских зенитных орудий. Сложная, начиненная новейшей электроникой машина обладала относительно невысокой боевой «живучестью». Высоты, на которых она летала, оказались весьма удобными для иракских «зениток».

Специальная конструкция реверса тяги позволяет «Торнадо» выполнять посадку на аэродромах с короткой ВПП

В 1990-х годах «Торнадо» подвергался различным модернизациям, прежде всего в Германии. На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.

В 1999 году эти самолеты участвовали в войне с Югославией. В первую же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, впоследствии были уничтожены еще несколько «Торнадо». Однако точный счет потерям не велся. Сейчас эти самолеты, произведенные в количестве около 1000 штук, по-прежнему состоят на вооружении Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: