Магникон мк-48: звездолёт

Устройство торпеды «Mark-48»

Это оружие дает возможность подлодке не только в кратчайшие сроки ликвидировать вражеское судно или субмарину, но и может использоваться в качестве удаленного датчика для разведки.

Современные торпеды этого типа оборудуются усовершенствованными бортовыми компьютерами и широкополосной гидроакустической системой, обеспечивающей феноменальную точность и возможность обнаружения малошумных дизель-электрических подлодок.

Как и «Томагавк» или современные противокарабельные ракеты, торпеды «Mark-48» являются «умным» видом оружия. Это означает, что они способны функционировать автономно, самостоятельно находя заданную цель и поражая ее.

При запуске «Mark-48» устремляется к своей цели на скорости более 100 км/ч, которая обеспечивается усовершенствованным движителем насосного типа.

На начальном этапе, сразу после пуска, «Mark-48» направляется при помощи проводного управления. Затем провод отсоединяется и в дело вступают внутренние системы торпеды, которые и обеспечивают максимально точное нацеливание.

В прошлом, если торпеда не попадала в цель, она просто продолжала плыть в одном направлении до тех пор, пока не закончится топливо. Что же касается «Mk-48», то она не прекращает свою «охоту».

Устройство торпеды «Mark-48»

Это оружие дает возможность подлодке не только в кратчайшие сроки ликвидировать вражеское судно или субмарину, но и может использоваться в качестве удаленного датчика для разведки.

Современные торпеды этого типа оборудуются усовершенствованными бортовыми компьютерами и широкополосной гидроакустической системой, обеспечивающей феноменальную точность и возможность обнаружения малошумных дизель-электрических подлодок.

Как и «Томагавк» или современные противокарабельные ракеты, торпеды «Mark-48» являются «умным» видом оружия. Это означает, что они способны функционировать автономно, самостоятельно находя заданную цель и поражая ее.

При запуске «Mark-48» устремляется к своей цели на скорости более 100 км/ч, которая обеспечивается усовершенствованным движителем насосного типа.

На начальном этапе, сразу после пуска, «Mark-48» направляется при помощи проводного управления. Затем провод отсоединяется и в дело вступают внутренние системы торпеды, которые и обеспечивают максимально точное нацеливание.

В прошлом, если торпеда не попадала в цель, она просто продолжала плыть в одном направлении до тех пор, пока не закончится топливо. Что же касается «Mk-48», то она не прекращает свою «охоту».

Пользователи

Mark 54 находится на вооружении ВМС США и Королевский флот Австралии. В октябре 2010 года Австралия заказала еще 200 торпед.

В июне 2011 года сообщалось, что Индия получит 32 универсальных легких торпеды Mk 54 и связанное с ними оборудование, детали, обучение и материально-техническую поддержку ориентировочной стоимостью 86 миллионов долларов в рамках программы иностранных военных продаж правительства США. П-8И LRMP.

В январе 2018 года было объявлено, что самолет P-8 Poseidon будет эксплуатироваться РАФ будет нести Mk 54.

В 2018 г. Королевский флот Нидерландов приобрела торпеды MK 54 в рамках процесса военных продаж за рубежом.

В начале 2018 года Госдепартамент США одобрил продажу торпед Mark 54 Мексиканский флот, кто будет их развертывать из своих новых Дизайн Sigma-класса фрегаты, первый из которых строится совместно с голландской судостроительной компанией Damen Schelde Naval Shipbuilding.

В апреле 2018 года Госдепартамент США разрешил продажу дополнительных 30 торпед Mark 54 Мексиканский флот, который май продолжаться MH-60R вертолеты, которые ВМС Мексики планируют заказать в ближайшее время.

В мае 2019 года Канада запросила 425 комплектов для переоборудования легких торпед Mk 54, а также запасные части для вспомогательных тренировок, учений и технического обслуживания. Эти закупки позволят Канаде обновить свой текущий запас торпед Mk 46. Если продажа будет завершена, ожидается, что легкие торпеды Mk 54 будут использоваться на кораблях класса Halifax ВМС Канады и самолетах CP-140 Aurora ВВС Канады. Торпеды также планируется разворачивать с морских вертолетов CH-148.

Новая торпеда Mark 48 обеспечит критическое преимущество над ВМФ РФ

С 1972 года главной тяжелой торпедой ВМС США является 533-миллиметровая Mark 48. За полвека она пережила несколько модернизаций, оставаясь современным оружием, позволявшим бороться как с надводными кораблями, так и с подводными лодками, поскольку конструкторы отслеживали развитие военно-морского флота своего главного противника — Советского Союза, а затем и России. И вот теперь готовится передача ВМС США новой модификации торпеды.

Работы ведутся с соблюдением высокой степени секретности. Но на этой неделе представители американского флота раскрыли некоторые детали «осовременивания» торпеды. СМИ пришли к выводу: новая торпеда ВМС США может стать очень опасной для российских кораблей и подводных лодок.

Вначале необходимо познакомиться с тем, что же сейчас представляет Mark 48, а также пунктирно рассмотреть ее эволюцию.

Первая модификация — Mark 48 Mod 1 — была, что называется, пробой пера. Но главный шаг вперед по отношению к оружию данного типа предыдущих поколений был сделан. Торпеда стала универсальной — двухцелевой, то есть для атаки как надводных кораблей, так и подводных лодок. Изначально она была тепловой, а не электрической. В первой модификации в качестве силовой установки использовался газотурбинный двигатель, который вскоре заменили на поршневой, работающий на унитарном топливе Otto-II и выдающий мощность в 500 л.с.

Система наведения Mark 48 Mod 1 на цель включала в себя активно-пассивную гидроакустическую систему самонаведения (ССН). Также была возможность управления движением торпеды по кабелю длиной до 18 км. Но команды по нему передавались в одном направлении — от запустившей торпеду подводной лодки до системы управления торпеды.

В Mark 48 Mod 3, которая появилась в 1976 году, были внесены существенные изменения. Как было сказано выше, появился новый двигатель. В канале телеуправления, то есть по кабелю, появилась возможность лодке получать информацию от торпеды для более точного ее наведения.

Постепенно, от модификации к модификации, увеличивалась скорость и дальность, а также максимальная рабочая глубина торпеды. Разумеется, продвигались вперед и возможности гидроакустических ССН — чувствительность, дальность обнаружения, избирательность, помехозащищенность.

В настоящий момент в ВМС США эксплуатируются две модификации торпеды Mark 48 — 6-я (1998 год) и 7-я (2008 год). В первой из них были существенно доработаны двигательная установка и электронная часть. Были повышены производительность процессора и объем памяти. Это позволило более точно обрабатывать снимаемую с гидроакустической ССН информацию и, соответственно, получать более точные данные об атакуемой цели — размерах, удаленности, скорости и направлении движения.

Также была снижена шумность торпеды за счет демпфирования узлов двигателя и использования более совершенного движителя — два соосных винта, вращающихся в противоположных направлениях, были заменены водометом.

Упоминание в фильмах

По версии, представленной в фильме режиссёра Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carré) «„Курск“. Подводная лодка в мутных водах» (фр. Koursk: Un sous-marin en eaux troubles

, 2004), торпеда Mk-48 выпущенная с американской АПЛ USS Memphis (SSN-691) могла быть причиной гибели российского подводного атомного ракетоносца К-141 «Курск» во время учений в Баренцевом море в 2000 году. Этот документальный фильм был один раз показан по французскому телевидению, а после распространения в Интернете получил некоторый общественный резонанс.

При этом французский кинематографист делает несколько сомнительных заявлений, например, об использовании обеднённого урана в торпеде Mk-48.

Развитие [ править ]

Mark 54 был совместно разработан компанией Raytheon Integrated Defense Systems и ВМС США в рамках программы ВМС США Lightweight Hybrid Torpedo в ответ на предполагаемые проблемы с существующими торпедами Mark 50 и Mark 46 . Mk 50, разработанная для борьбы с очень мощными атомными подводными лодками , такими как советский класс « Альфа », считалась слишком дорогой для использования против относительно медленных обычных подводных лодок. Более старый Mk 46, предназначенный для использования в открытом океане, плохо себя показал в прибрежных районах, где ВМС предполагали действовать в будущем.

USS  Roosevelt  (DDG-80) запускает торпеду Mk 54.

Mk 54 был создан путем объединения самонаводящейся части Mk 50 и боеголовки и силовой установки Mk 46, улучшенных для улучшения характеристик на мелководье, а также с добавлением готовых коммерческих (COTS) технологий для дальнейшего сократить расходы. Он использует большую часть программного и компьютерного оборудования тяжелой торпеды Mk 48 ADCAP , основанную на специальном микропроцессоре
PowerPC 603e .

Опытно-конструкторские испытания начались в июле 1999 г., а в ноябре 1999 г. был завершен успешный критический анализ конструкции.

В апреле 2003 г. компания Raytheon получила контракт с единственным поставщиком на производство Mk 54. Полномасштабное производство началось в октябре 2004 г. В марте 2010 г. Пятый флот запросил улучшения характеристик Mk 54 против дизель-электрических подводных лодок в связи с срочной оперативной необходимостью. Заявление (УОНС). Это привело к программе блочного обновления программного обеспечения (BUG), тестирование которой началось в августе 2011 года и которое продолжается, будучи подвергнутой критике со стороны директора по эксплуатационным испытаниям и оценке (DOT&E) за использование нереалистичных прокси-серверов для угрожающих подводных лодок.

Mk 54 может запускаться с надводных кораблей через торпедные аппараты надводных кораблей Mark 32 или системы противолодочной ракеты вертикального пуска (ASROC), а также с большинства противолодочных самолетов, хотя они немного отличаются по длине и весу. P — 8 Poseidon использует парашютный комплект для высотного противолодочного вооружения (HAAWWC) с GPS-наведением для сброса торпед с большой высоты.

В отчете DOT&E за 2014 финансовый год торпеда Mk 54 (BUG) оценивается как неэффективная в эксплуатации для ее предполагаемой роли: «Во время сложных и реалистичных сценариев Mk 54 (BUG) продемонстрировала характеристики ниже пороговых и продемонстрировала многие из тех же механизмов отказа, которые наблюдались во время Первоначальные эксплуатационные испытания в 2004 финансовом году». Также были выявлены недостатки в тактике использования платформ и тактической документации, а также проблемы совместимости с некоторыми системами управления огнем платформ.

Защита защите — рознь

Основной тактикой современных подлодок, вооружённых торпедами и ПКР против кораблей, может быть такая — группа подводных лодок делится на лодки, осуществляющие торпедную атаку, и лодки, запускающие ПКР. Первая группа осуществляет бесшумный подход к целям на минимальное эффективное расстояние и запускает торпеды по кораблям ПЛО и главной цели. Вторая группа производит пуск ПКР по «зашумевшим» кораблям, дополнительно обеспечивая скрытый уход из зоны атаки первой группы.

Безусловно, атакуемым кораблям необходимо быстро обнаружить подлодки, применяющие торпеды, и единственной зацепкой для обнаружения являются атакующие торпеды. По их атакующим трассам можно вычислить район вероятного нахождения подлодки после атаки, а лучше — обнаружить её до момента атаки. При этом атакующие подлодки и торпеды должны быть уничтожены в максимально короткое время.

navy.mil
Схема американской Torpedo Defense System.

Однако репутация «успешного комплекса» была серьёзно испорчена гибелью южнокорейского корвета PCC-772 «Чхонан» от торпеды северокорейской подлодки в 2010 году — во время военно-морских учений Foal Eagle, проводимых совместно с кораблями ВМС США. Неудивительно, что после такого «конфуза» командование 5-го флота США инициировало запрос о пересмотре результатов испытаний ПТЗ Tripwire, установленных на авианосцах.

Результаты повторных испытаний оказались, мягко говоря, неутешительными: на трёх авианосцах — «Джордж Буш», «Теодор Рузвельт» и «Дуайт Эйзенхауэр» — система Tripwire нигде не показала «устойчивый эффективный результат». Попытки «довести до ума» комплекс ПТЗ  так же не дали результатов.

В октябре 2018 года в итоговом документе специальной комиссии конгресса было сказано следующее: «Система продемонстрировала «некоторую способность» обнаруживать торпеды, а антиторпеда продемонстрировала «некоторую способность» поразить атакующую торпеду». В этом же документе говорилось и о том, что эффективность ПТЗ для поражения целей «так и не была проверена». Поэтому конгресс США настоял на демонтаже всех установленных комплексов Tripwire. Как видим, американское «хайли лайкли», получив практическое воплощение, дорого обошлось и бюджету, и репутации флота США. Как говорится, за что боролись…

Усовершенствованная тяжелая торпеда Mk48 Mod 6AT (Advanced Technology)

Через программу зарубежных военных продаж правительства США (Foreign Military Sales, FMS) Турция заказала 48 торпед Mk48 Mod 6AT у компании Raytheon Technologies в мае 2014 года. Общая стоимость контракта оценена в 170 млн. долл. США. Это торпедное оружие предназначалось для шести ПЛ с воздухонезависимой двигательной установкой (AIP), тип которой первоначально получил обозначение «Цербе» (CERBE). Головную лодку нового проект планировалось ввести в эксплуатацию в первой половине 2018 года. Однако во втором полугодии 2014 года конструкцию обновили, увеличив общую длину и водоизмещение. Новый дизайн переименовали в тип «Рейс», а сроки поставки сдвинули на год, на период 2020-2025 гг. Позднее этот график обновили до 2021-2026 гг. и, наконец, до 2022-2027 гг. [подробнее о ПЛ Турции

Подводная лодка типа «Рейс»

Конструкция тяжелой торпеды Mk48 Mod 6AT фактически представляет объединение хвостовой секции торпеды Mk48 Mod 4M (экспортной версией Mk48 Mod 4, в ВМС США с 1982 года) с малошумной двигательной установкой, гидроакустическим оборудованием и управляющей электроникой торпеды Mk48 ADCAP (Advanced Capability) Mod 6. В результате, как утверждается, Mk48 Mod 6AT имеет производительность ADCAP Mod 6 и рабочие характеристики глубины и скорости Mod 4M.

Двухпроводная управляемая тяжелая 532 мм торпеда MK 48 Mod 6AT имеет длину 5,86 м и массу  1691 кг. Для передвижения торпеды используются шестицилиндровый поршневой двигатель, работающий на монотопливе Otto Fuel II, и насосно-реактивный движитель. Фугасная боевая часть MK 107 Mod 1 снаряжена 295 кг (650 фунтов) ВВ PBXN-105, электронным датчиком обнаружения MK 22 Mod 1 и детонатором MK 21 Mod 3. Согласно брошюре об изделии, в носовом обтекателе торпеды установлен активный гидролокатор с фазированной решеткой. Акустическая активно-пассивная ССН позволяет сканировать объем более 1,6 млн. куб.м в секунду. Хотя торпеда и предназначена для поражения как надводных, так и подводных целей (ASuW/ASW) из-за приоритета, отданного ГАС с АФАР и активному акустическому датчику самонаведения, ее основной целью считаются подводные лодки.

Погрузка торпеды MK 48 Mod 6AT

Для интеграции торпед Mk48 Mod 6AT с системой боевого управления (СБУ) ISUS-90/72 на ПЛ типа «Рейс» была выбрана турецкая компания Havelsan, получившая в 2016 году от Raytheon рейтинговую награду за успехи в этой работе. ВМС США и производитель гарантировали возможность поддержки торпед до 2025 года. Однако из-за задержек с поставкой ПЛ типа «Рейс» прогнозируется необходимость обновления Mk48 Mod 6AT для предотвращения проблем технического обслуживания, которые могут возникнуть из-за относительного старения торпед к моменту передачи последней ПЛ TCG Selmanreis в эксплуатацию в 2027 году.

В этой связи, ВМС Турции в середине 2017 года начали модернизацию торпед Mk48 Mod 6AT до уровня Mod 7AT. Согласно турецким источникам, 23 сентября 2017 года компания Lockheed Martin подписала контракт на сумму 53 млн. долл. США на производство командно-управляющих блоков тяжелых торпед Mk48 Mod 7 и конверсионных наборов Mk48 Mod 7 CBASS для ВМС Австралии, Нидерландов, Канады, Турции и США. В пресс-релизе доля Турции в заказе указывалась в размере 1%, а работы по контракту планировалось завершить к ноябрю 2020 года. Позднее, 14 августа 2018 года Lockheed Martin подписала новый контракт стоимостью 59,1 млн. долл. США на производство через канал FMS комплектов переоборудования Mk48 Mod 7 CBASS только для ВМС Нидерландов, Канады и Турции. Срок завершения поставок по новому соглашению – март 2021 года. В свете этой информации, по мнению специалистов, 48 тяжелых торпед Mk48 Mod 6AT, заказанных ВМС Турции, намечено модернизировать до уровня Mk48 Mod 7 CBASS с использованием соответствующих комплектов, поставляемых партиями.

Усовершенствованная торпеда Mk48 ADCAP Mod 6

Торпеда Mk48 Mod 7 CBASS является экспортным вариантом новейшей версии торпеды Mk48, получившей в ВМС США обозначение Mk48 Mod 7AT. Процесс разработки Mk48 Mod 7 CBASS завершился в ноябре 2005 года, а о первоначальной эксплуатационной годности было объявлено в 2007 году. Торпеда представляет собой улучшенную версию усовершенствованной торпеды Mk48 ADCAP Mod 6 (ACOT) производства Raytheon Technologies. Её отличительной особенностью является разработанная Lockheed Martin секция наведения и управления, включающая общую широкополосную усовершенствованную ГАС (Common Broadband Advanced Sonar System, CBASS). Производство Mk48 Mod 7AT CBASS стартовало в 2016 году, а первая поставка осуществлена в 2019 году для ВМС Австралии, Канады и Нидерландов. Тяжелая торпеда Mk48 Mod 7 CBASS пригодна для применения как на больших глубинах, так и на мелководье.

Пользователи [ править ]

Mark 54 используется ВМС США и ВМС Австралии . В октябре 2010 года Австралия заказала еще 200 торпед.

В июне 2011 года сообщалось, что Индия получит 32 универсальных легких торпеды Mk 54 и связанное с ними оборудование, запчасти, обучение и материально-техническую поддержку ориентировочной стоимостью 86 миллионов долларов в рамках программы иностранных военных продаж правительства США для P-8I LRMP. .

В январе 2018 года было объявлено, что самолет P-8 Poseidon, который будет эксплуатироваться RAF, будет нести Mk 54.

В 2018 году Королевский флот Нидерландов приобрел торпеды MK 54 в рамках процесса военных продаж за рубежом.

В начале 2018 года Госдепартамент США одобрил продажу торпед Mark 54 ВМС Мексики , которые будут использовать их со своих новых фрегатов проекта Sigma , первый из которых строится совместно с голландской судостроительной компанией Damen Schelde Naval Shipbuilding .

В апреле 2018 года Госдепартамент США разрешил продажу дополнительных 30 торпед Mark 54 ВМС Мексики , которые могут быть установлены на вертолетах MH-60R , которые ВМС Мексики планируют заказать в ближайшем будущем.

В мае 2019 года Канада запросила 425 комплектов для переоборудования легких торпед Mk 54, а также запасные части для вспомогательных тренировок, учений и технического обслуживания. Эти закупки позволят Канаде обновить свой текущий запас торпед Mk 46. Если продажа будет завершена, ожидается, что легкие торпеды Mk 54 будут использоваться на кораблях класса Halifax ВМС Канады и самолетах CP-140 Aurora ВВС Канады. Торпеды также планируется выводить с морских вертолетов CH-148.

В декабре 2020 года Госдепартамент США одобрил продажу Бразилии 22 комплектов для переоборудования легких торпед Mk 54 для торпед Mk 46 Mod 5A, уже находящихся в эксплуатации на вертолетах S-70B ВМС Бразилии , а также дополнительное обучение. , запасные части для упражнений и техобслуживания.

ТТХ[ | ]

1982, модернизация в

Модификация 1 3 5 ADCAP 6 MODS ADCAP Block IV 7 CBASS
Принята на вооружение 1972 1976 1988; Block I — 1991; Block II — 1994; Block III — FY97 1998 2008
Завершено производство 1977 1981 не ранее 2014
Произведено > 1000
Длина, м 5,79
Масса, кг 1 558 1 676
Стоимость $894 тыс. (1978) $3,5 млн (1988) $3,8 млн
Диаметр, мм 533,4
Дальность, км (узлов) 38 (55) / 50 (40) увеличена
Глубина, м 800
Скорость, узлов 55 — сближения и атаки, 40 — поиска увеличена
Система управления по проводной связи — 18 км, пассивное или активное акустическое наведение
односторонняя двухсторонняя устройство формирования диаграммы направленности и бортовая ЭВМ повысили чувствительность и помехозащищённость, улучшили возможности работы на малых глубинах и подо льдом новая ЭВМ широкополосная гидроакустическая система повысила:
  • точность обнаружения надводных кораблей и малошумных ДЭПЛ,
  • дальность действия, помехозащищённость,
  • эффективность на мелководье
  1. Для ADCAP было разработано два независимых обновления оборудования:

Объединение двух аппаратных модификаций получило обозначение Mod 6.

Датчики и улучшения

ГСН торпеды имеет активный «пингер» с электронным управлением (2D фазированная решетка сонар), который помогает избежать маневров при приближении к цели. Неподтвержденные отчеты указывают на то, что датчики торпеды могут отслеживать окружающие электрические и магнитные поля. Это может относиться к электромагнитные катушки на боеголовке (по крайней мере, с 1977 по 1981 год), которая использовалась для определения металлической массы корпуса корабля и взрыва на нужном расстоянии.

Торпеда постоянно совершенствовалась на протяжении всего срока службы. В 1990-х годах вариант ADCAP Mod 6 обеспечивал значительно улучшенные шум изоляция двигателя, что затрудняет обнаружение этой торпеды потенциальной целью.

Общая широкополосная усовершенствованная сонарная система Mk48 Mod 7 (CBASS) торпеда оптимизирована как для глубоководных, так и для прибрежных вод и имеет расширенные возможности противодействия. Торпеда MK48 ADCAP Mod 7 (CBASS) является результатом совместной программы разработки с ВМС Австралии и достигла первоначальной готовности к эксплуатации в 2006 году. Модульный вариант Mod 7 увеличивает полосу пропускания сонара, позволяя ему передавать и принимать эхо-запросы в более широком частотном диапазоне, используя преимущества широкополосных методов обработки сигналов для значительного повышения эффективности поиска, захвата и атаки. Эта версия намного более устойчива к противодействию врагу.

25 июля 2008 г. торпеда MK 48 Mod 7 CBASS, выпущенная австралийцем Коллинз-учебный класс подводная лодка HMASУоллер, успешно потопил испытательную цель во время Тихого океана в 2008 г. (RIMPAC ) упражнения.

В 2015 году USN объявил о планах возобновить производство и перейти к более модульной конструкции.Локхид Мартин заключается в модернизации существующих Mark 48, чтобы включить новую систему управления наведением, известную как Common Broadband Advanced Sonar System (CBASS), в дополнение к улучшению тяги и устойчивости к электронные средства противодействия.

Начиная с 2003 года, ВМС США приступили к осуществлению программы улучшения стелс-торпед, которая направлена ​​на повышение возможностей существующей конструкции Mk 48 за счет использования альтернативных источников топлива, включая электрические топливные элементы, и возможность «плавания». Программа продолжается, многие детали еще засекречены.

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) — следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

Примечания[ | ]

  1. Thomas, Vincent C. The Almanac of Seapower 1987 Navy League of the United States (1987) ISBN 0-9610724-8-2 p.190
  2. MK-48 Torpedo (неопр.) . Проверено 31 января 2013.
  3. The Naval Institute Guide to World Naval Weapon Systems — Norman Friedman — Google Книги (неопр.) . Проверено 31 января 2013.
  4. Defense Procurement. (англ.) // Defense Industry Bulletin . — Washington, D.C.: US Department of Defense, Office of the Assistant Secretary of Defense, January 1969. — Vol.5 — No.1 — P.36.
  5. 12 MK-48 Torpedo(неопр.) . globalsecurity.org. Проверено 26 ноября 2011.
  6. 123456789101112 Torpedoes: Mk.46, Mk.48, Mk.50(неопр.) . warships.ru. Проверено 26 ноября 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  7. 12 MK 48 ADCAP TORPEDO UPGRADES(неопр.) . Проверено 26 ноября 2011.
  8. Contract No. 174-11 (неопр.) . U.S. Department of Defense (March 04, 2011). Проверено 26 ноября 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  9. Polmar, Norman. «The Ships and Aircraft of the U.S. Fleet: Torpedoes». United States Naval Institute Proceedings , November 1978, p.159.
  10. MK 48 (неопр.) .Federation of American Scientists Military Analysis Network . www.fas.org. Проверено 6 апреля 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  11. Mark 48 CBASS / MK 48 ADCAP CBASS, MK 48 Mod 7, MK 48 Mod 7AT, MK48 CBASS
  12. 1234 Минобороны Нидерландов намерено усовершенствовать торпеды Mk-48 Mod.4(неопр.) . vpk.name (05.08.2010). Проверено 26 ноября 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  13. Koursk: Un sous-marin en eaux troubles (TV 2004–) — IMDb (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. Кто стрелял по «Курску» американской торпедой. // Новая Газета, ВЫПУСК № 89 ОТ 10 АВГУСТА 2012. Часть «Мутная вода вокруг «Курска»»
  15. Мифы и легенды «Курска»: восемь лет спустя // The New Times, № 32 от 11 августа 2008 года

Разработка

Mark 54 был разработан совместно Raytheon Комплексные системы обороны и ВМС США в рамках программы ВМС США по легкой гибридной торпеде в ответ на предполагаемые проблемы с существующими Марка 50 и Марка 46 торпеды. Mk 50 был разработан для противодействия ядерным подводные лодки такой как Советский Альфа класс, считался слишком дорогим для использования против относительно медленных обычных подводных лодок. Более старый Mk 46, разработанный для использования в открытом океане, плохо работал в прибрежный районы, где ВМФ предполагал, что они будут действовать в будущем.

USSРузвельт (DDG-80) запускает торпеду Mk 54.

Mk 54 был создан путем объединения части самонаведения Mk 50 и боевой части и силовой части Mk 46, улучшенной для улучшения характеристик на мелководье, а также с добавлением коммерческой готовой технологии (COTS) для дальнейшего снизить затраты. Он использует большую часть программного и компьютерного оборудования Тяжелая торпеда Mk 48 ADCAP на основе пользовательского PowerPC 603e микропроцессор.

Опытно-конструкторские испытания начались в июле 1999 г., а успешная критическая проверка проекта завершилась в ноябре 1999 г.

В апреле 2003 года компания Raytheon получила контракт с единственным поставщиком на производство Mk 54. Производство в полном объеме началось в октябре 2004 года. В марте 2010 года Пятый флот запросил улучшение характеристик Mk 54 по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками в связи с неотложной производственной необходимостью. Заявление (УОНС). Это привело к появлению программы блочного обновления программного обеспечения (BUG), тестирование которой началось в августе 2011 года и которая продолжается, подвергаясь критике со стороны Директор по эксплуатационным испытаниям и оценке (DOT & E) за использование нереалистичных прокси для подводных лодок.

Mk 54 может стрелять с надводных кораблей через Торпедные аппараты надводного корабля Mark 32 или вертикальный запуск противолодочная ракета (ASROC), а также от большинства противолодочных самолетов, хотя они немного отличаются по длине и массе. В P-8 Посейдон использует парашютный комплект с функцией высокогорного противолодочного оружия (HAAWWC) с GPS-наведением для сброса торпед с большой высоты.

В отчете DOT & E за 2014 финансовый год торпеда Mk 54 (BUG) была оценена как неэффективная с эксплуатационной точки зрения в соответствии с ее предназначенной ролью: «Во время сложных и реалистичных сценариев Mk 54 (BUG) демонстрировала характеристики ниже пороговых значений и демонстрировала многие из тех же механизмов отказа, которые наблюдались во время Начальные эксплуатационные испытания в 2004 финансовом году «. Были также выявлены недостатки в использовании тактических приемов и тактической документации платформ, а также проблемы взаимодействия с некоторыми системами управления огнем платформ.

Разработка

Mark 54 был разработан совместно Raytheon Комплексные системы обороны и ВМС США в рамках программы ВМС США по легкой гибридной торпеде в ответ на предполагаемые проблемы с существующими Марка 50 и Марка 46 торпеды. Mk 50 был разработан для противодействия ядерным подводные лодки такой как Советский Альфа класс, считался слишком дорогим для использования против относительно медленных обычных подводных лодок. Более старый Mk 46, разработанный для использования в открытом океане, плохо работал в прибрежный районы, где ВМФ предполагал, что они будут действовать в будущем.

USSРузвельт (DDG-80) запускает торпеду Mk 54.

Mk 54 был создан путем объединения части самонаведения Mk 50 и боевой части и силовой части Mk 46, улучшенной для улучшения характеристик на мелководье, а также с добавлением коммерческой готовой технологии (COTS) для дальнейшего снизить затраты. Он использует большую часть программного и компьютерного оборудования Тяжелая торпеда Mk 48 ADCAP на основе пользовательского PowerPC 603e микропроцессор.

Опытно-конструкторские испытания начались в июле 1999 г., а успешная критическая проверка проекта завершилась в ноябре 1999 г.

В апреле 2003 года компания Raytheon получила контракт с единственным поставщиком на производство Mk 54. Производство в полном объеме началось в октябре 2004 года. В марте 2010 года Пятый флот запросил улучшение характеристик Mk 54 по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками в связи с неотложной производственной необходимостью. Заявление (УОНС). Это привело к появлению программы блочного обновления программного обеспечения (BUG), тестирование которой началось в августе 2011 года и которая продолжается, подвергаясь критике со стороны Директор по эксплуатационным испытаниям и оценке (DOT & E) за использование нереалистичных прокси для подводных лодок.

Mk 54 может стрелять с надводных кораблей через Торпедные аппараты надводного корабля Mark 32 или вертикальный запуск противолодочная ракета (ASROC), а также от большинства противолодочных самолетов, хотя они немного отличаются по длине и массе. В P-8 Посейдон использует парашютный комплект с функцией высокогорного противолодочного оружия (HAAWWC) с GPS-наведением для сброса торпед с большой высоты.

В отчете DOT & E за 2014 финансовый год торпеда Mk 54 (BUG) была оценена как неэффективная с эксплуатационной точки зрения в соответствии с ее предназначенной ролью: «Во время сложных и реалистичных сценариев Mk 54 (BUG) демонстрировала характеристики ниже пороговых значений и демонстрировала многие из тех же механизмов отказа, которые наблюдались во время Начальные эксплуатационные испытания в 2004 финансовом году «. Были также выявлены недостатки в использовании тактических приемов и тактической документации платформ, а также проблемы взаимодействия с некоторыми системами управления огнем платформ.

Противолодочные ограничения

Патрульный / противолодочный самолет P-8A несет разнообразное поисковое оборудование и гидроакустические буи, предназначенные для поиска и обнаружения подводных целей. Для поражения таких целей используются глубинные бомбы или торпеды типа Mk 54 Lightweight Torpedo. Вооружение перевозится на пяти узлах подвески во внутреннем отсеке и на шести внешних.

Авиационная торпеда Mk 54 оснащена парашютной системой, снижающей скорость спуска и обеспечивающей безопасный вход в воду. Однако максимальная высота сброса ограничена – при ее превышении скорость спуска будет чрезмерной и приведет к повреждению или разрушению торпеды.

Соответственно, перед сбросом торпеды «Посейдон» должен покинуть рабочую высоту патрулирования и снизиться до допустимого предела. Вследствие этого резко сокращается дальность наблюдения, связи и т.д. Кроме того, за время выхода на заданную высоту самолет может потерять контакт с целью, а его восстановление связано с определенными трудностями. Подъем на рабочую высоту также занимает время.

Выход из такой ситуации очевиден: самолету требуется система противолодочного вооружения, позволяющая сбрасывать торпеды с высоты патрулирования. Насколько известно, подобные вопросы прорабатывались еще на стадии разработки будущего P-8A, но до определенного времени эта тема не получала всего необходимого внимания.

Демонстрация сброса системы HAAWC

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: