Боевое использование Накадзима Ки-84
Боевой дебют Ки-84 состоялся в конце августа 1944 г. в Китае. Первым в бой на новых истребителях пошел 22-й сентай. В октябре в Китае начал боевые действия на Ки-84 85-й сентай, в ноябре — 25-й. В декабре 1944 г. новые истребители получил 104-й сентай, обеспечивавший ПВО стратегических объектов в Маньчжурии.
В середине октября 1944 г. Ки-84 появились в Бирме, в составе 50-го сентая, занимавшегося, в основном, штурмовками наземных объектов. С января 1945 г. в Сингапуре находился 13-й сентай с Ки-84.
Наиболее массово Накадзима «Хаяте» применялись на Филиппинах. В сентябре-октябре 1944 г. на архипелаг прибыли 51-й и 52-й сентаи с такими самолетами, сразу же вступившие в сражения с американской палубной авиацией, наносившей удары по объектам на Лузоне. 20 октября началась американская высадка на Лейте, и в течение нескольких последующих дней на Филиппины были переброшены ещё четыре сентая с «Хаяте» (1-й, 11-й, 200-й и 22-й). В боях с американскими истребителями части несли тяжелейшие потери — к концу октября в шести сентаях осталось лишь около 50 исправных Ки-84 (менее трети штатного состава). Свежие части, прибывавшие из Японии, быстро «перемалывались» — так, 71-й сентай, прибывший 14 ноября, к концу месяца имел лишь 6 «Хаяте». В конце января 1945 г., осознав бессмысленность дальнейших потерь, японское командование начало отвод большинства авиачастей с Филиппин.
К моменту капитуляции Японии ВВС Императорской армии располагали примерно двумя десятками сентаев, вооруженных «Хаяте». 12 из них дислоцировалось в метрополии, три — в Корее, четыре — на Формозе, по одному — Маньчжурии и материковом Китае.
Несколько десятков «Хаяте», оставшихся в Китае и Маньчжурии, впоследствии использовались ВВС китайской Народно-освободительной армии и гоминьдана. Достоверные подробности об их боевом применении неизвестны. Считается, что последние Ки-84 на китайской службе были списаны по причине полного износа в начале 50-х гг.
Самолет Ки-84 «Хаяте» с точки зрения летно-тактических характеристик был одним из лучших японских истребителей. Не был лишен он и некоторых недостатков, обусловленных, правда, не конструкцией самолета, а условиями его эксплуатации, а также трудностями производственного характера (прежде всего, низким качеством материалов и недостаточной квалификацией рабочих). Конструкция планера Ки-84 отличалась прочностью и позволяла выполнять резкие маневры с большой перегрузкой, а также достигать высокой скорости пикирования. Ки-84 был довольно приятен и легок в управлении, доступен даже для пилотов средней квалификации.
External links
Nakajima Aircraft Company (中島飛行機株式会社 ) | |
---|---|
Fighters | Ki-27 otsu · Ki-27 otsu Tachiarai |
Ki-43-I · Ki-43-II · Ki-43-III otsu | |
Ki-44-I · Ki-44-I 34 · Ki-44-II otsu · Ki-44-II hei | |
Ki-84 ko · Ki-84 otsu · Ki-84 hei | |
Ki-87 | |
Hydroplanes | A6M2-N* |
Interceptors | J1N1 · J5N1 |
Bombers | B5N2 |
B6N1 Model 11 · B6N2 Model 12 · B6N2a Model 12Ko | |
G5N1 · G8N1 | |
Ki-49-I · Ki-49-IIa · Ki-49-IIb · Ki-49-IIb/L | |
Recon | E8N2 |
Jet Fighters | Kikka |
Captured | ␗Ki-27 otsu · ▃Ki-43-II · ␗Ki-43-III ko · ␗Ki-44-II hei · ␗Ki-84 ko |
*Refit of the Mitsubishi A6M2 mod. 11 | |
See also | Fuji Heavy Industries (1957-2017) |
Japan fighters | |
---|---|
Navy | |
Carrier-based fighter | |
A5M | A5M4 · Hagiri’s A5M4 |
A6M | A6M2 mod. 11 · A6M2 · A6M3 · A6M3 mod. 22 · A6M3 mod. 22Ko · A6M5 · A6M5 Ko · A6M5 otsu · A6M5 Hei · A6M6c |
A7He | A7He1* |
A7M | A7M1 (NK9H) · A7M2 |
Land-based Fighter | |
J2M | J2M2 · J2M3 · J2M4 Kai · J2M5 · J2M5 (30 mm) |
J6K | J6K1 |
J7W | J7W1 |
N1K-J | N1K1-Ja · N1K2-J · N1K2-Ja |
Fighter seaplane | |
N1K | N1K1 |
A6M-N | A6M2-N |
Army | |
Ki-10 | Ki-10-I · Ki-10-I C · Ki-10-II · Ki-10-II C |
Ki-27 | Ki-27 otsu · Ki-27 otsu Tachiarai |
Ki-43 | Ki-43-I · Ki-43-II · Ki-43-III otsu |
Ki-44 | Ki-44-I · Ki-44-I 34 · Ki-44-II otsu · Ki-44-II hei |
Ki-61 | Ki-61-I ko · Ki-61-I otsu · Ki-61-I hei · Ki-61-I hei Tada’s · Ki-61-I tei · Ki-61-II Otsu Kai |
Ki-84 | Ki-84 ko · Ki-84 otsu · Ki-84 hei |
Ki-87 | Ki-87 |
Ki-94 | Ki-94-II |
Ki-100 | Ki-100 · Ki-100-II |
Other countries | ▅F4U-1A · ▅P-51C-11-NT · ▅Bf 109 E-7 · ▅Fw 190 A-5 |
*Imported designation of the He 112 (A6M was in development — A7M would take A7 designation after the cancelation of the A7He) |
Взрывающиеся катера и водолазы-смертники
В марте 1944 года, когда союзники практически хозяйничали в Тихом океане, японский Институт военного кораблестроения получил от правительства задание разработать специальные катера под управлением смертников. Они получили названия «Синьё» – «сотрясающий море», и «Мару-ни» – «грузовая лодка». В носовую часть катеров помещалась взрывчатка весом 200-250 килограмм, а управлять ими мог один человек.
Катера предназначались для ночных атак на корабли противника: в задачи водителя входило подойти к вражескому судну, сбросить бомбу и вернуться на базу. Однако уйти из зоны взрыва удавалось очень редко, поэтому многие моряки на всей скорости таранили корабли неприятеля, даже не пытаясь спастись.
В сентябре 1944 года семь боевых дивизионов катеров-самоубийц (дивизион состоял из 40-50 судов) направились на Филиппины. Японское командование возлагало на них огромные надежды по спасению филиппинских островов, но тщетно: катера попали под обстрел американской авиации.
Вражеские самолёты регулярно бомбили базы, на которых тренировались японские водители-смертники. Часто катера разрушались во время тайфунов, так и не дождавшись звёздного часа. Боевая подготовка экипажа также оставляла желать лучшего – из-за спешки и постоянных обстрелов качество их обучения находилось на низком уровне.
9 января 1945 года американцы высадились на острове Лусон. Ночью следующего дня отряд японских катеров приблизился к стоянке вражеских судов и атаковал их, отправив на дно три десантные баржи типа «LCI». Ещё семь кораблей получили незначительные повреждения. Эта вылазка стоила японцам 45-ти катеров-самоубийц.
Катера собирались наспех и работали через раз, регулярно воспламеняясь. 23 декабря 1944 года при запуске загорелся мотор одного из катеров, что повлекло за собой взрыв и привело к потере целого дивизиона вместе со всеми экипажами.
В ночь на первое февраля 20 катеров предприняли неудачную попытку атаковать американские десантные суда в Южном Лусоне. Спустя 10 дней на дно отправилось ещё несколько катеров, попытавшихся помешать обстрелу американскими судами острова Коррехидор.
В боях за Окинаву в апреле-июне 1945 года всего четыре американских корабля незначительно пострадали от действий японских смертников. 26 апреля катер мару-ни протаранил эскадренный миноносец «Хатчинс» и на некоторое время вывел его из строя. В мае 1945 года, за три месяца до капитуляции Японии, использование катеров-самоубийц прекратилось.
Недостаток опытных водителей, нехватка профессиональных ремонтников, плохое техническое состояние и постоянные обстрелы – всё это помешало взрывающимся катерам стать грозой морей и обратить американцев в бегство. По вине находящегося в панике японского правительства сотни молодых людей отдали жизни впустую.
В январе 1945 года начался набор в ряды водолазов-смертников, получивших название «фукурю» – «драконы подводного грота». Для обучения новобранцев (добровольцев и не только) открывались специальные школы, в которые брали только физически здоровых мужчин из многодетных семей.
Задача водолазов-смертников состояла в том, чтобы погрузиться под воду на глубину 10-15 метров и ждать приближения американских десантных барж. Подводники вооружались самодельными взрывными устройствами, прикреплёнными к бамбуковому шесту, и в самый ответственный момент ударяли ими по дну вражеского корабля. В результате взрыва водолаз неминуемо погибал.
Аналогом фукурю на суше служили истребители танков, которые выскакивали из окопов и «протыкали» прикреплёнными к палке минами вражескую бронетехнику. Пехотинцы-смертники были распространены в японской армии и действовали вплоть до конца Второй мировой войны. О них часто вспоминали советские солдаты, участвовавшие в Маньчжурской операции в августе 1945 года.
Точно оценить эффективность атак водолазов-смертников практически невозможно. Известны немногочисленные факты внезапного подрыва американских кораблей без видимой на то причины, но виновны ли в этом фукурю или дело в подводных минах узнать уже не получится.
Конструкция и производство
- Ки. 84 ИАЭ №11 Сухопутных войск
- ОЗ ИАЭ №11 — белая молния на киле
- Авиадвигатель Д-45
Ки. 84 разрабатывался как легкая компактная машина с радиальным двигателем воздушного охлаждения мощностью до 2 тыс. л.с. Конфигурация фюзеляжа представляла собой переработанную и удлиненную в хвостовой части конструкцию предыдущего поколения (Ки. 43 и Ки. 44). Особенностью машин Накадзима была тонкая разъемная хвостовая часть, однако для снижения турбулентности при активном маневрировании на Ки. 84 была применена более стабильная к срыву веретенообразная форма фюзеляжа. Эллиптическое по задней кромке крыло, как и на истребителях предыдущего поколения, снабжалось автоматическими боевыми закрылками с перфорацией. Для курсовой устойчивости низкий и широкий стабилизатор был вынесен назад относительно хвостового оперения, что также являлось особенностью машин КБ Накадзима. Параллельно с первыми серийными машинами весной-летом 1944 г. завод Накадзима выпустил вторую опытную партию (сорок машин) с реактивными выхлопными патрубками (прирост скорости до 15 км/ч) и подкрыльевыми пилонами для ПТБ и ОФАБ-250. Несколько машин послужили для постройки опытных модификаций N и P с крылом увеличенной площади. С весны 1944 г. Ки. 84 серийно строились на заводах №1 и №4 (Накадзима-Ота и Накадзима-Уцуномия). До лета 1945 г. построено 2,6 тыс. ед. ЛА на заводе Накадзима-Ота, 727 ед. на заводе Накадзима-Уцуномия чуть менее ста лицензионных на авиазаводе Маньчжурия (г. Харбин). С учетом опытных объем производства составил 3,5 тыс. ед. Будучи более технологичным, Ки. 84 при постройке требовал на треть менее человеко-часов, чем Ки. 43 и Ки. 44.
История[ | ]
- Заводоуправление Накадзима-Ота
- Ки. 43
- Ки. 44
- A6M Zero
ТТЗ Сухопутных войск
В конце 1941 г. ГУ авиации Сухопутных войск Императорской Японии обратилось в авиационное КБ Накадзима с просьбой разработки единого истребителя на базе перехватчика Ки. 44 с большей маневренностью. Позиция Сухопутных войск по перспективному единому истребителю включала требования:
- скорость до 700 км/ч
- авиадвигатель Д-45 (Накадзима-Слава, радиальный, 18-цил.)
- барражирование 90 мин. на удалении 400 км от аэродрома с воздушным боем в зоне
- пушечно-пулеметное вооpужение
- защита летчика и топливных баков
Проектирование и испытания
Машина ИАЭ №73 (в/ч Токородзава
После маневренных Ки. 27 и Ки. 43 и перехватчика Ки. 44 коллективом КБ Накадзима под руководством главного конструктора Я. Коямы был разработан единый истребитель под заводским шифром Ки. 84. Aванпроект единого истребителя Сухопутных войск представлял Ки. 44 с двигателем Д-45, новым крылом и увеличенным запасом топлива. ГУ авиации Сухопутных войск планировало ввод единого истребителя в строй одновременно на всех ТВД. В процессе проработки росли требования к дальности и при сохранении маневренности на уровне фронтового Ки. 43. Сочетание требований определило ограничение нагрузки на крыло до 155 кг/кв. м., что не вписывалось в конструкцию Ки. 44. С запасом топлива, бронеспинкой и протектором баков проектная масса составила более 3 т, что резко увеличило нагруженность крыла. Было принято решение об увеличении площади крыла до 21 кв.м. (пустой вес нового проекта равнялся снаряженному весу Ки. 44). После подготовки проектной и технической документации весной 1942 г. на заводе Накадзима-Ота была начата постройка опытной партии.
В первой половине 1943 г. опытная пара с Д-45 (до 1,8 тыс. л.с.), выхлопными коллекторами, подкрыльевыми ПТБ и незакапотированным вооружением прошла испытания на заводском аэpодpоме Одзима, после чего была передана НИИ авиации (в/ч Татикава) и управлению авиаприемки Сухопутных войск (в/ч Фусса). Весной 1943 г. летчик-испытатель Сухопутных войск (майор управления авиаприемки Д. Ивахаси) дал лестную характеристику машине в присутствии коллектива конструкторов. На войсковых испытаниях была выявлена вибрация ВИШ и отказы Д-45, и по предложению командира ИАЭ авиаприемки (сын начальника ГУ авиации, майор Ё. Арамаки) была заказана вторая установочная партия из 10 машин. В 1943 г. до 100 ед. предсерийных машин прошли расширенные испытания в НИИ авиации и управлении авиаприемки. На испытаниях горизонтальная скорость превысила 620 км/ч, что было ниже требований заказчика, но выше скорости строевых машин. На машинах проводились технологические и конструктивные доработки (перепроектирован стабилизатор и руль поворота для повышения взлетной устойчивости), в начале 1944 гг. на о. Хоккайдо несколько машин оснастили лыжами на стойках в корневой части крыла. Весной 1944 г. истребитель был принят на вооружение авиации Сухопутных войск под шифром Ки. 84 (яп. Рикугун ёнсики сэнтоки
). В ходе замены с 1944 г. цифровых шифров авиатехники на имена собственные Ки. 84 получил обозначение Буря (яп.Хаятэ ).
Попытки удержать прежние завоевания
Потеряв еще 4 авианосца, 248 истребителей и своих лучших пилотов на атолле Мидуэй, Япония отныне потеряла способность эффективно действовать в море вне зоны действия прибрежной авиации, что стало для нее настоящей катастрофой. Впоследствии войскам императора Хирохито не удалось добиться значительных успехов, и все их усилия были направлены на сохранение ранее завоеванных территорий. Между тем война между Японией и США была еще далека от завершения.
В ходе кровопролитных и ожесточенных боев, продолжавшихся в течение следующих 6 месяцев, в феврале 1943 года американским войскам удалось захватить остров Гуадалканал. Эта победа была частью стратегического плана по защите морских конвоев между Америкой, Австралией и Новой Зеландией. Позже, к концу года, США и союзные государства взяли под свой контроль Соломоновы острова и Алеутские острова, западную часть острова Новая Британия, юго-восток Новой Гвинеи, а также острова Гилберта, входившие в состав Британская колония.
В 1944 году война между США и Японией стала необратимой. Исчерпав свой военный потенциал и не имея сил для продолжения наступательных операций, армия императора Хирохито сосредоточила все свои силы на обороне ранее оккупированных территорий Китая и Бирмы, отдав дальнейшую инициативу противнику. Это вызвало серию поражений. Таким образом, в феврале 1944 г японцам пришлось уйти с Маршалловых островов, а через полгода — с Марианских островов. Они покинули Новую Гвинею в сентябре и потеряли контроль над Каролинскими островами в октябре.
История создания истребителя «Накадзима» «Тип-4″»
«Накадзима» Ки-84 представлял собой одномоторный цельнометаллический истребитель-моноплан, задумывавшийся как машина, сочетающая маневренность Ки-43 с присущими Ки-44 высокими скоростью и скороподъемностью, а также мощным вооружением. Дополнительно требовалось кардинально уменьшить трудоемкость изготовления самолета. Требования к новой машине, переданные 29 декабря 1941 г., предусматривали вооружение из 2 20-мм пушек и 2 12,7-мм пулеметов. 14-цилиндровый двигатель «Накадзима» Ха-45 расчетной мощностью порядка 2000 л.с. должен был обеспечить максимальную скорость 680 км/ч.
Разработку самолета возглавил Я. Кояма. Эскизный проект был одобрен 27 мая 1942 г., после чего машине присвоили обозначение Ки-84. Испытания первого прототипа Ки-84.01 начались в конце апреля, а второго Ки-84.02 — в июне 1943 г. С августа начался выпуск предсерийных Ки-84 — их строил в г. Ота.
С весны 1944 г. серийные самолеты выпускались на заводе № 1 и заводе № 4 в г. Уцуномия. Весной 1945 г. мелкосерийный выпуск Ки-84 начался в Маньчжоу-Го авиа (г. Харбин), но здесь успели собрать лишь 95 ед. самолетов. Завод № 1 собрал для Сухопутных войск всего 2561 ед. № 4 — 727 ед. истребителей «Тип-4».
Таким образом, общий объем производства (с учетом предсерийных машин) составил 3510 ед., из них Сухопутные войскаполучили 3470 машин. Истребителю «Тип-4» было присвоено условное обозначение ВВС союзников «Фрэнк».
Причины и характер войны
Причины русско-японской войны 1904-1905 годов следующие:
- Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура.
- Экономическая экспансия России в Маньчжурии.
- Распределение сфер влияния в Китае и Корее.
Причины русско-японской войны — таблица
Характер военных действий можно определить следующим образом
- Россия планировала вести оборону и подтягивать резервы. Переброску войск планировалось закончить в августе 1904 года, после его планировалось перейти в наступление, вплоть до высадки десанта в Японию.
- Япония планировала вести наступательную войну. Первый удар планировался на море с уничтожением русского флота, чтобы ничто не мешало переброске десанта. В планах был захват Маньчжурии, Уссурийского и Приморского края.
Характеристики[ | ]
Общий вид Ки. 84
Ki-84 Hayate | ||
Модификации | ||
Характеристики | Первая | Вторая |
Технические | ||
Экипаж | 1 чел. | |
Длина | 9,9 м | |
Размах (площадь) крыла | 11, 3 м (21м²) | |
Высота | 3, 4 м | |
Масса пустого (снаряженная) | 2,7 т (3, 6 т) | |
Силовая установка | ||
Двигатель | Д-45-Ру | |
Oбъем | 36 л | |
Мощность | до 2021 л. с. | |
Тяговооружённость | 0,6 л.с./кг | |
Лётные | ||
Максимальная скорость | 690 км/ч (7 км) | 670 км/ч |
Скороподъёмность | 22,4 м/с | — |
Время набора | 5,7 мин (6 км) | — |
Нагрузка на крыло | 170 кг/м² | 185 кг/м² |
Дальность | 1,7 тыс. км | |
Потолок | 12 км | |
Вооружение | ||
Стрелковое | синхр. 2 ед. АП-1крыльевое 2 ед. АП-2 | крыльевое 2 ед. АП-2 2 ед. АП-1или 2 ед. АП-1 2 ед. АП-155 |
Подвесное | 2 ед. ОФАБ-250 или 2 ед. ПТБ (200 л) |
Что вызвало пожар на Тихом океане
Причина войны между США и Японией кроется в конфликте между этими государствами, который обострился в 1941 году, и в попытке Токио разрешить его военными средствами. Наибольшие противоречия между этими могущественными мировыми державами возникли в вопросах, касающихся Китая и территории французского Индокитая, бывшей французской колонии.
Отвергая доктрину открытых дверей, предложенную американским правительством, Япония стремилась к полному контролю над этими странами, а также над ранее завоеванной маньчжурской территорией. Из-за упрямства Токио в этих вопросах переговоры между двумя государствами в Вашингтоне не принесли никаких результатов.
Но и этим претензии Японии не ограничились. Токио, рассматривая США, Великобританию и другие колониальные державы как соперников, всеми силами пытался вытеснить их из Южных морей и Юго-Восточной Азии, захватив таким образом источники продовольствия и сырья, расположенные на их территориях. Это было около 78% мирового производства каучука, произведенного в этих областях, 90% олова и многих других богатств.
Рекомендации
Примечания
- ^ абcd Франсильон, 1979, стр. 238
- ^ аб Glancey 2006, п. 174. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFGlancey2006 (помощь)
- Этель 1995, п. 103. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFEthell1995 (помощь)
- ^ аб Этель 1995, п. 102. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFEthell1995 (помощь)
- Air International и Том 10 № 1, стр. 22–29, 43–46. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFAir_InternationalVolume_10_No._1 (помощь)
- Зеленый 1961, п. 79. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFGreen1961 (помощь)
- USSBS, 1947, с.78
- ^ аб Mondey 1996, п. 230. ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFMondey1996 (помощь)
- ^ аб Архив М. Вильямса, TAIC 156A-1, Отчет о Фрэнке 1
- ^ абcd Fearis 1996, п. 44. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFFearis1996 (помощь)
- Каруана 2004, стр. 950–951. ошибка harvnb: нет цели: CITEREFCaruana2004 (помощь)
- ^ аб USSBS, Приложение М., с. 40–42
- Бюшель 1971, п. 52. Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFBueschel1971 (помощь)
- Музей мира Чиран, Выставочный зал Хаяте
- Затонувшие корабли Тихого океана, JAAF Неизвестный Сэнтай, Ki-84-I Ko
Библиография
- Аэронавигационный персонал Aero Publishers Inc. Накадзима КИ-84 (Аэро Серия 2) . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1965. ISBN 0-8168-0504-0.
- Бюшель, Ричард М. Накадзима Ki.84a / b Hayate в службе ВВС Японии . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publishing Ltd., 1971. ISBN 0-85045-044-6.
- Каруана, Ричард Дж. «Накадзима Ки-84 Хаяте» Артикул и масштабные чертежи. Scale Aviation Modeller International. Том 10, выпуск 10 октября 2004 г. Бедфорд, Великобритания.
- Этель, Л. Джеффри. Самолет Второй мировой войны . Глазго, HarperCollins Publishers, 1995. ISBN 0-00-470849-0.
- Франсильон, доктор философии, Рене Ж. Накадзима Хаяте (Самолет в профиле № 70) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1966.
- Франсильон, доктор философии, Рене Ж. Японские самолеты Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company, 1970 (2-е издание, 1979). ISBN 0-370-30251-6.
- Фарис, П. «Крылья Императора; Хаяте Накадзима Ки-84». Изделие и масштабные чертежи. Масштабный авиамоделист. Том 2, выпуск 1 января 1996 г. Бедфорд, Великобритания.
- Гланси, Джонатан. Спитфайр: биография . Лондон: Атлантические книги, 2006. ISBN 978-1-84354-528-6.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое впечатление, 1973). ISBN 0-356-01447-9.
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон. Факты о самолетах Второй мировой войны: истребители японской армии, часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane’s Publishers Ltd., 1977. ISBN 0-354-01068-9.
- Мондей, Дэвид. Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: Bounty Books, 1996. ISBN 1-85152-966-7.
- Сакаида, Генри. Тузы ВВС Японии 1937–45 . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-529-2.
- Симс, Эдвард Х. Тактика и стратегия истребителя 1914–1970 гг. . Фоллбрук (Калифорния), Aero publisher Inc., 1980. ISBN 0-8168-8795-0.
- Торп, Дональд В. Камуфляж и маркировка ВВС японской армии времен Второй мировой войны . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc., 1968. ISBN 0-8168-6579-5.
- Управление самолетов США по разведке стратегических бомбардировщиков. Nakajima Aircraft Company, Ltd. Отчет корпорации II, Вашингтон, округ Колумбия, 1947 г.
- Величко, Лешек А. Накадзима Ки-84 Хаяте . Люблин, Польша: Кагеро, 2005. ISBN 83-89088-76-2. (Двуязычный польский / английский)
- Неизвестный автор Обзор в «AIRVIEW» .
- Неизвестный автор «Сильный ветер из Оты». Air International . Том 10 №1
- Разные авторы. Ён-Сики Сентоки Хаяте (Тихоокеанская война № 46) . Токио, Япония: Gakken, 2004. ISBN 4-05-603574-1.
- Пользователь: machta. Ki 84 Hayate ‘Frank’ Redux , Оружие и война, 19 сентября 2014 г.
«День позора»
А за несколько дней до этого события, 26 ноября, 6 японских авианосцев — ударное соединение под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити — покинули бухту Хитокаппу и вышли в море. В течение этого перехода соблюдалось строжайшее радиомолчание, а степень секретности проводимой операции доходила до того, что даже мусор, накопившийся на кораблях за время перехода, не выбрасывался, как обычно, за борт, а хранился в мешках вплоть до возвращения на базу. Что же касается тех кораблей, которые оставались на базе, то они вели интенсивный радиообмен, призванный создать у противника впечатление, что японский флот вообще не покидал пределы своих вод.
Разрабатывал операцию нападения на Перл-Харбор, получившую название Гавайской, командующий Японским Императорским флотом адмирал Ямамото Исороку. Он, как и многие другие офицеры японского флота, долгое время учившийся в Англии, прекрасно понимал, что Япония в условиях затяжной войны не сможет долгое время противостоять Британии и Америке с их колоссальным промышленным потенциалом. А потому, как только на Тихом океане началась подготовка к войне, Ямамото заявил, что возглавляемый им флот готов в течение полугода обеспечить ряд побед, но за дальнейшее развитие событий адмирал поручиться не брался. Даже притом, что Япония обладала самым большим в мире авианосцем «Синано», полное водоизмещение которого составляло 72 000 т — вдвое большим, чем у американских «Эссексов». Однако Генштаб придерживался своей точки зрения, и в результате Ямамото вместе с начальником оперативного отдела штаба Воздушного флота капитаном II ранга Минору Генда разработал план, согласно которому одним ударом должен был быть уничтожен практически весь Тихоокеанский флот США и тем самым обеспечена высадка японского десанта на Филиппинские острова и в восточную часть голландской Индии.