Узбеки

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Отголоски древности

Непростой процесс становления узбеков возникает на основе слияния самых разных племён. К их древним предкам причисляют согдийцев, ферганцев, бактрийцев и несколько других соседних народностей. Часть этих племён представляла собой оседлые общины, в то время, как другая половина предков кочевала в степях. Кроме этого, основой узбекского народа стали тюркские племена, что пришли в Среднюю Азию около I века нашей эры. Вот такое парадоксальное сочетание самых разных наций и культур начинает появляться в X веке, когда из-за необходимости защиты территории племена образуют сплочённые группы, в которых происходит смешивание национальных особенностей.

Есть теория о том, что узбеки – народ молодой, сформировавшийся лишь в прошлом веке. Однако подобное мнение ошибочно тем, что уже в XVI об узбеках говорят как об отдельной национальной группе. Кроме того, к тому периоду у узбеков уже устанавливается свой тип письменности, отличающийся от других тюркских племён. Считается, что завершающим этапом становления узбеков стала эпоха Караханидов, которые правили в XI-XII веках. Тогда происходит наиболее активное сближение разных этносов, что порождают смежное звено между тюрками и арабами.

Время монголо-татарского завоевания также не прошло бесследно для узбеков. В наше время часто прибегают к помощи современных технологий при установлении этнического родства. Согласно этому изучению генетических элементов, узбеки действительно имеют монголоидную примесь, а также влияние иранской нации.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь

И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Городские и сельские жители Узбекистана

В Узбекистане преобладает число сельских жителей. В сельских населенных пунктах проживает около 52% всего населения страны, тогда как горожане составляют 48%. Поэтому республика считается не урбанизированной.

В районах речных долин и предгорий более крупные сельские населенные пункты, нежели в горах или пустынных регионах страны. Здесь и плотность жителей гораздо выше, чем в неблагоустроенных районах.

В сельской местности преобладают такие сферы деятельности, как выращивание зерновых культур и хлопка, скотоводство, шелковая промышленность. Но, несмотря на большее число сельчан, в сельском хозяйстве занято всего 28% населения Узбекистана.

В городской системе республики преобладают небольшие по численности города (до 50 тысяч жителей). После революции в стране разрослись города с удобной транспортной системой, проспектами и многочисленными новостройками:

  • Ташкент;
  • Бухара;
  • Самарканд.

По численности населения узбекские города разделились таким образом:

  • Ташкент – 2,5 миллиона человек;
  • Наманган – 450 тысяч граждан;
  • Самарканд – 390 тысяч человек;
  • Андижан – 380 тысяч жителей.

Любопытно, что для увеличения уровня урбанизации в стране, власти решили не привлекать сельчан в города, а изменить классификацию населенных пунктов. Теперь в республике городом считаются крупные сельские поселения, где численность людей превышает 4 тысячи.

Статистические данные

Численность населения

По данным на 2016 год общая численность населения Узбекистана составляет 31,807 миллиона человек. Это третье по населению государство СНГ, а в мировых масштабах страна занимает 39-е место.

Численность населения постоянно растёт. Пик рождаемости пришёлся на 2010–2013 года, а после этого темпы роста населения снизились. Но оно всё равно продолжает увеличиваться. Это происходит за счёт высокой рождаемости. Женщины вступают в брак рано (в среднем в 22 года) и за продолжительную супружескую жизнь успевают вырастить нескольких детей.

Рождаемость в сельской местности выше, но оттуда идёт постоянный отток населения в города. 51% населения живёт в городах и посёлках городского типа. Это очень высокий процент, но объясняется он тем, что в 2009 году около тысячи сельских поселений были переведены в статус городов.

Средняя продолжительность жизни

Люди в Узбекистане живут в среднем до 65 лет. Это меньше, чем в России, Беларуси, Украине и соседнем Казахстане. Из стран Средней Азии раньше умирают только в Таджикистане. Женщины живут дольше мужчин (в среднем 68,6 и 61,6 лет соответственно). Это соотношение традиционно для многих стран, но Узбекистан показывает очень большую разницу. В целом население страны молодое, что объясняется высокой рождаемостью.

Миграция

За рубежом постоянно находится 6–8 миллионов узбеков. В основном это мужчины среднего возраста, которые выезжают на заработки в соседние страны. В России узбекистанцы составляют самую многочисленную нацию среди рабочих мигрантов. Для Узбекистана характерна массовая «маятниковая миграция». Это значит, что население из небольших населённых пунктов выезжает в города на работу или учёбу. После трудового дня или на выходные люди возвращаются домой.

Грамотность населения

Уровень грамотности жителей Узбекистана очень высок. По последним данным читать и писать умеет 100% населения в возрасте от 15 лет.

Первый по значимости язык республики – узбекский. Его преподают во всех школах. Второе место занимает русский, который также распространен в стране и изучается во всех образовательных учреждениях (в школах начинается изучение русского языка со 2-го класса). Кроме узбекского и русского языков, в некоторых школах преподают и другие:

  • туркменский;
  • таджикский;
  • казахский.

Хотя система высшего образования в стране развита, образование нельзя назвать хорошим. Преподавателей мало, а многие из них неквалифицированы.

Одежда

Тип одежды узбеков по существу не отличается от одежды равнинных таджиков. Этот тип в основном один и тот же у всего оседлого населения Средней Азии. Различия касаются главным образом лишь верхней одежды — халата, и то они выражаются преимущественно в расцветке: в Бухаре и Самарканде мужские халаты бывают из яркой и пестрой ткани, в Ташкенте — зеленые, в Фергане — черные или зеленые, иногда в крупную полоску, хорезмские — красных тонов в мелкую полоску. Различались халаты прежде и по классовой принадлежности владельца: у богатых халаты были из дорогой материи, расшиты золотом, серебром; кроме того, богатые узбеки надевали по нескольку халатов зараз; например, чиновники надевали жалованные от ханов халаты один поверх другого, просто для парада, и нередко можно было видеть какого-нибудь чиновника бухарского эмира, который, несмотря на жару, одет в несколько халатов один поверх другого, иногда до 12 штук.

Женская одежда у узбеков тоже сходна с таджикской. Обычай носить паранджу известен и им.

Сейчас типичная национальная одежда узбечек — яркое платье из хлопчатобумажной или шелковой ткани, на кокетке и с отложным воротником, короткая безрукавка или камзол. На голове — бархатная, вышитая бисером тюбетейка или платок.

Уровень жизни в Узбекистане

Информация об экономике Узбекистана сильно отличается по данным его властей и по внешним оценкам. Президент заявляет, что темпы роста экономики составили 7,8% в 2016 году, это немногим меньше предыдущего года. Но обычные жители страны сетуют, что они прироста не чувствуют. Об этом же говорит позиция Узбекистана в мировом рейтинге стран по уровню благосостояния (по версии The Legatum Prosperity Index). За 2014–2015 годы динамики нет, Узбекистан прочно занимает 57-е место среди 142 стран, а в 2016 году государство данные не предоставило. Этот рейтинг представляет собой средний индекс, который оценивается по восьми категориям, и отдельные данные могут сильно отличаться. По экономическим показателям рейтинг Узбекистана даже снизился на 5 пунктов. Самые слабые рейтинги у страны по государственному управлению (117-е место) и по предпринимательству и возможностям (93-я позиция). Но это компенсируется уровнем человеческого потенциала.

Похожая ситуация с иностранными инвестициями. Власти говорят о ежегодном росте, однако этот рост обеспечивается правительственными договорами с Россией и другими странами, которые вкладывают деньги в энергетический и добывающий сектора. Частные же инвесторы говорят о закрытом рынке и непрозрачных правилах.

Власти страны целенаправленно работают над тем, чтобы социальное расслоение было минимальным. Это даёт стабильность и предотвращает недовольство населения, а с ним и социальные взрывы. После провозглашения независимости Узбекистан пошёл по пути повышения налогов для бизнеса и состоятельных людей. Следствие такого выбора — уход части экономики в теневой сектор. Поэтому руководство решило изменить фискальную политику. С 1990 годов ставки подоходного налога значительно снизились, хотя налоговая система Узбекистана для частных лиц и предприятий остаётся прогрессивной. Понижение подоходных ставок компенсируется другими платежами, например, повышением акцизов, налога на имущество и других взносов. Особенно велики сборы за импорт. Из-за прогрессивного налога и часто меняющихся ставок большая часть экономики до сих пор находится в тени.

Во время опроса 2016 года более 90% жителей Узбекистана сказали, что довольны своим уровнем жизни. Получается, что узбекистанцы самые счастливые люди на просторах СНГ. Хотя похожие ответы характерны для всех государств с авторитарным правлением. Связано это с экономическими реалиями или с особенностями менталитета? Скорее второе, потому что уровень жизни в Узбекистане нельзя назвать высоким.

Узбекский быт вряд ли можно назвать богатым, но большинство граждан довольно своим уровнем жизни

Зарплаты и цены

Размеры заработной платы, пенсий и пособий пересматриваются в Узбекистане ежегодно. С октября 2016 установлены минимальные:

  • зарплата — 149775 сум в месяц;
  • пенсия для имеющих трудовой стаж — 292940;
  • пенсия для лиц без стажа — 179 755;
  • пособие по инвалидности — 292730.

В последний раз ставки повысили на 15%. Пропорционально подросли не только минимальные выплаты, но и оклады госслужащих. Хозрасчётным предприятиям также было дано распоряжение изыскать средства на повышение зарплат. Вместе с доходами подскочили цены на товары повседневного спроса. И так происходит каждый год.

Реальные выплаты, конечно же, больше минимальных. По официальным данным, средняя зарплата в городах колеблется в районе 200 долларов США. При этом сложно оценить оборот теневых средств, а он может быть немалым. Чиновники получают дополнительный доход в виде взяток, а бизнес — по неучтённым сделкам. Большая часть зарплат выплачивается неофициально. Значительные средства узбекистанцы получают переводами от трудовых мигрантов из-за границы. Например, в первой половине 2016 года из России таким образом поступило 952 миллиона долларов США. Но в связи с кризисом этот источник уменьшается.

В сравнении с российскими, цены в Узбекистане ниже практически на всё.

Обычаи и религия узбеков

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы — все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Высокое звание — гость

У узбеков есть одна интересная пословица, которая прекрасно характеризует представителей этой нации. «Гостеприимство – выше мужества», — гласит она. Это действительно так. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отказывать гостю, если он просит ночлега и пищи. Гостем считается даже неприятель, с которым человек давно в ссоре. Конфликты не должны ставиться выше законов гостеприимства.

В то же время туристы делятся своими советами с теми, кто никогда не был в гостях у узбекской семьи. Сначала следует поздороваться с членами семьи, при этом с женщиной обменяться рукопожатием можно только в том случае, если она сама протянет руку. Все действия следует производить правой рукой – это касается и передачи блюд за столом, и во время приветствия.

Особенной традицией у узбеков является чаепитие. Оно действительно напоминает священную церемонию, во время которой можно и поразмышлять, и насладиться напитком. К слову, узбекский чай делается по старинным традициям, согласно которым чай три раза переливается по чашкам.

Узбекский народ в любой стране и в любое время остаётся независимым и самобытным. Даже вливаясь в новое общество, они хранят свои традиции, в которых слышны отголоски их давней истории.

Миграция

Численность жителей страны зависит и от миграционных процессов, происходящих в государстве. После революции, когда крупные города Узбекистана начали разрастаться еще больше, в страну приехали мигранты из России, Украины, Казахстана. Люди неожиданно потянулись в послереволюционный Узбекистан, потому что с развитием городских агломераций увеличивается промышленный оборот, а значит, появляются вакансии и спрос на рабочую силу.

Но с 2000-х годов миграционный бум в Узбекистане завершился, люди перестали переезжать. Теперь в стране наблюдается явление отрицательной миграции.

Еще одна особенность республики – появление маятниковой миграции. Это процесс, при котором разные слои населения перемещаются внутри страны по соседним населенным пунктам в течение суток.

Читайте далее:

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Что посмотреть в городе Наманган и Наманганской области

Статус республики Узбекистан сегодня

Описание и достопримечательности Республики Каракалпакстан

Горные системы Узбекистана и отдых в горах

Семья и отношение к женщинам

Узбекские семьи отличаются гостеприимством и дружелюбием. Главные семейные ценности:

  • брак;
  • уважение и проявление ответственности за родителей;
  • правильное воспитание детей;
  • взаимоуважение супругов.

В стране есть традиция: жених и невеста часто даже не знают друг друга до свадьбы, потому что договор о женитьбе заключают родители, когда дети только рождаются. Узбекские помолвки и свадьбы проходят пышно и весело. А какой праздник устраивает отец в честь только что родившегося ребенка!

Права и положение женщин

До обретения независимости в Узбекистане сильно ущемлялись права женского пола. Женщин ставили ниже мужчин, не проявляли к ним должного уважения ни в обществе, ни в семье. Но ситуация изменилась. Теперь узбекские женщины свободно могут реализовывать себя в любой сфере общества.

Увеличилось их значение и в семейных отношениях. В узбекских семьях традиционно властвуют мужчины, но к женам проявляется должное уважение и понимание. Женщина – хранительница очага: воспитывает детей, создает уют и комфорт в доме.

Однако одна традиция еще сохраняется в далеких поселениях: женщины и мужчины принимают пищу за разными обеденными столами.

Плюсы и минусы жизни в Узбекистане

Положительные стороны:

  • простота, радушие и общительность жителей страны;
  • древняя и самобытная культура;
  • экономическая и социальная стабильность.

Общинный уклад жизни играет на руку местному населению, ведь даже при минимальной помощи государства дети, старики и инвалиды не останутся без заботы. А вот приезжему придётся нелегко без знакомств и связей. Устанавливать их в традиционном обществе — не самая простая задача.

Минусы жизни в Узбекистане:

  • высокий уровень коррупции;
  • слабые возможности для защиты прав;
  • низкие зарплаты;
  • технологическая отсталость;
  • жаркий и засушливый климат.

В Узбекистане небогатая, но стабильная жизнь. Здесь приветливые и дружелюбные жители, которые привыкли к общинному строю и взаимопомощи. Страна открыта для гостей, но вписаться в традиционное общество может только достаточно гибкий человек. Русские живут главным образом в Ташкенте и других крупных городах. Сложности заключаются в большой коррумпированности и в том, что свои права бывает непросто отстоять.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Как живут русские в Узбекистане

За время, прошедшее после распада СССР, более половины русских покинуло страну. Оставшиеся адаптировались к местным реалиям. На 2016 год в Узбекистане 650 тыс. русских. Подавляющее большинство живёт в городах.

Русским языком владеют многие, особенно в Ташкенте. Старшее поколение сохранило его со времён СССР. Но традиция не прервалась, и в городах часто можно услышать русскую речь и купить прессу на родном языке. Многие официальные документы дублируются на русском. В Ташкенте и областных городах есть школы, обучение в которых полностью ведётся на русском языке. Сельское же население его забывает, а молодёжь изучает всё реже. Без знания узбекского можно устроиться на работу в Ташкенте, но изучение местного языка повышает шансы на хороший доход и социальную адаптацию.

Приветливые и гостеприимные

Конечно, разгадывать исторические тайны придётся ещё не одному поколению, но не стоит забывать о культурных традиция узбеков. Уж о них знают очень многие, поскольку обычаи этого народа невероятно интересны. Конечно, наиболее полно они выражаются на родине – в Узбекистане, однако и в России можно встретить изделия узбекской кухни, которыми являются плов или самса. Кстати, эти блюда сейчас становятся всё более популярными.

Узбеки – приветливый народ. Да – именно приветливый. Даже если навстречу им по улице идёт незнакомый человек, они всё равно поздороваются. Более того – приветствовать надо даже своего врага. Единственным исключением из этого правила является случай, если один из людей молится. Это священный ритуал, который нельзя прерывать ничем.

Происхождение и расселение узбеков

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства крымское и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с монгольским, получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с таджиками, сартами и киргизами и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением туркменов и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: