Хуяг: почему александр невский сражался в монгольском доспехе

Современный анархизм

В наши дни анархистское движение стало возрождаться. Это сильно заметно в современных общественных движениях, особенно в тех, которые пропагандируют горизонтальные структуры взаимоотношений в обществе. Особенно теории анархизма используют альтерглобалистские организации. Они верят в глобальное мышление, при этом не принимают экономическую глобализацию. В 1999 году в Сиэтле произошла анархическая битва. Это стало началом возрождения современного анархизма. Дальше пошли другие формы этого движения.

Это различные экологические направления, защитники животных и другие им подобные. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение. Сейчас преобладают в большей мере социалистические формы анархизма. Зелёные анархисты предпочитают жизнь в лесу небольшими общинами. Они отвергают жизнь в городе. Феминизм – это ещё одна из форм анархизма, отвергающий брачные отношения. Феминистки не признают главенство мужчины в браке. У этого направления были и приверженцы мужчины, например, Жозеф Дежак.

Но анархистским организациям нужно больше практики и масштаба. Они действуют на уровне одного района или небольшого поселения. Анархическая организация с социалистическим направлением не может существовать на большом территориальном пространстве. Им трудно поддерживать формы прямой демократии среди большого количества населения. И всё же, с развитием цифровых технологий, это становится возможным. Сейчас анархизм находится на подъёме своего развития.

Был ли такой доспех у Александра Невского?

Александр Ярославич Невский (1221-1263) вполне мог быть обладателем подобного доспеха, поскольку куяки в XIII получили широчайшее распространение в русских княжествах.

К сожалению, до наших дней оружие князя Александра не дошло. Целый комплект куяка сегодня вообще весьма редкая вещь, поскольку текстильная основа неизбежно истлевает со временем и доспех распадается на отдельные пластинки. Единственный полный экземпляр монгольского хуяга, относящийся к XV веку, можно видеть в Эрмитаже. Русские же куяки сохранились лишь в небольших фрагментах. Таким образом, археология не располагает доспехом, который можно было бы с уверенностью атрибутировать, как панцирь Александра Невского.

Но можно обратиться к трудам историков и к источникам.

У Татищева в его «Истории российской с самых древнейших времен» есть свидетельство о том, что отец Александра князь Ярослав Всеволодович в 1243 году ездил в Орду, и Батый «…прият его с честию, даде ему доспех и повеле обвести его по чину на великое княжение». Можно не сомневаться, что подарен был монгольский хуяг. Этот панцирь впоследствии мог перейти по наследству к сыну.

Историк Ю. А. Кулешов в статье «Оборот оружия в Золотой Орде», отметив, что Татищев, по мнению современных исследователей – не самый надежный источник, тем не менее констатирует, что описана стандартная ситуация: сюзерен (Батый) жалует вассала (князя Ярослава) дорогими подарками, в том числе и оружием. Кулешов приводит свидетельства того, что подобный дар был сделан и современнику Ярослава, князю Даниилу Галицкому, так же признавшему свой вассалитет перед Батыем.

Наконец, сам Александр Невский неоднократно ездил в Орду. Л. Н. Гумилев считал (это мнение далеко не всеми историками поддерживается), что он был побратимом царевича Сартака, следовательно – приемным сыном самого Батыя. Александр Невский мог получить доспех в числе других подарков от сюзерена. Наконец, если версия Гумилева верна, обряд братания включает в себя обмен доспехами.

Таким образом, ничего невероятного в том, что Александр Невский использовал монгольский хуяг, нет.

Известный «шлем Александра Невского», хранящийся в Оружейной палате, на самом деле изготовлен в 1621 году специально для Михаила Романова. В основе его «ерихонская шапка» (булатный шлем с остроконечным верхом), изготовленная арабским оружейником и доработанная русским мастером.

« Что такое «зеница ока» и почему ее нужно беречь

Что такое «хуяг»?

Не очень благозвучным для русского уха термином «хуяг» (в России стали говорить «куяк») назывался монгольский панцирный доспех, собранный из многих пластин. Такой доспех впоследствии активно использовался и русскими, и восточными воинами, и подразделялся на множество видов. Например, монголы использовали собственно хуяг – доспех из металлических пластин, и худесуту хуяг – доспех, пластины которого изготовлены из нескольких слоев проклеенной и покрытой лаком кожи.

Специалист по средневековому русскому оружию А. Н. Кирпичников считает, что панцири такого типа использовались на Руси с XIII по XVII столетие.

Куяк русского ратника был корпусным доспехом, то есть, защищал туловище. Он состоял из металлических прямоугольников, нашитых на матерчатую или кожаную основу, зачастую пластины нашивались внахлест, как рыбья чешуя. В поздних описях, относящихся к XV и XVI столетиям, можно найти упоминания куяков «с рукавы», «с оплечьями», «с подпазушниками». Иногда русские воины использовали куяки, укрепленные на груди зерцалом – круглым металлическим щитом.

Историк М. В. Горелик полагал, что доспех типа «хуяг» возник в Китае, затем был перенят монголами, а от них и европейцами. В нашей стране он послужил основой для русского куяка, а в странах западной Европы –для группы пластинчатых доспехов, получивших название «бригантина».

Куяк был незаменим в конном бою, делая ратника практически неуязвимым для стрел. Чтобы поразить воина в таком доспехе мечом, нужно было обладать огромной силой и ловкостью. Неудивительно, что русским такой тип защиты пришелся сильно по душе, и они использовали куяк вплоть до времен широкого распространения огнестрельного оружия.

Возникновение анархизма

В конце XIX века возникла философия анархизма. Это было как часть мысли о просвещении. Основоположниками анархизма являются: Пётр Кропоткин, Михаил Бакунин, Уильям Годвин, Эмма Голдман, Макс Штирнер. Штирнер называл общество иллюзией, а людей в нём реальностью. Самым первым, кто назвал себя анархистом, был Прудон. Он считается отцом классического анархического мышления. Им разработана теория стихийного порядка в обществе, происходящего без центрального руководства и координирования.

Но Годвин ещё до Прудона создал свою теорию анархизма. Это было на 50 лет раньше. Но он не использовал этот термин. В своих трудах он критикует систему государства и системного насилия. Он утверждал, что государственная система и правительство оказывают на общество дурное влияние, создавая ненужную зависимость. Годвин писал, что законы пишут богатые люди, подчиняя под свои интересы простых граждан.

Это создаёт зависимость человека от государства. Но все анархические принципы не являются нововведением в современную цивилизацию. Они стары, как мир. Теория анархизма не последовательна и не однородна. Это сказывается влияние на неё Либералистической и коммунистической философий. Её развитие идёт тогда, когда разные идеологи начинают формулировать основные идеологические теории по-разному.

Приверженцы анархизма считают, подавление и подчинение одних людей другими недопустимо в цивилизованном обществе. Они утверждают, что все отношения между людьми должны строиться на добровольной основе, что каждый сам должен нести ответственность за свои поступки. Некоторые из них выступают за свободные супружеские отношения и отношения между работодателем и работником. Другие же не признают гегемонию государства.

Приверженцы анархизма могут состоять в нескольких течениях: одновременно быть социалистами и членами зелёных организаций, например. Это не противоречит их принципам. Есть левые анархисты, такие как анархисты-коммунисты, выступающие не только против государственной власти, но и частной собственности. Также существуют анархисты-коллективисты и анархо-капиталисты, признающие рыночные отношения.

В мире существуют две школы анархизма. Это социальный анархизм и либертарный анархизм, его ещё называют анархизмом свободного рынка. Социальный анархизм акцентируется на общественных и политических отношениях, на социализации средств производства. Либертарный анархизм зациклен на свободе личности. В этом направлении анархизма желания человека считаются наиболее важными, чем идеальное общество.

Происхождение термина «анархизм»

Слово «анархия» имеет греческие корни. Это означает «без правителей». Поэтому анархия отвергает присутствие правителей, закона, власти одних над другими. При анархизме власть и господство одних над другими должны замениться неиерархическими горизонтальными связями. Должны возникнуть добровольные соглашения между людьми.

При этом будет всеобщая свобода, равенство, демократия и взаимопомощь. Беря за основу эти принципы, анархисты отвергали и капиталистическую экономику, так и национальное демократическое государство. Конечно, это является утопическим проектом, который включает в себя часть принципов коммунизма и либерализма. От либерализма анархизм взял принцип индивидуальной свободы, а от коммунизма – равноправие людей в обществе. Синди Мильштейн так определяет анархизм: свободное общество свободных людей. Анархисты положительно относятся к развитию личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: