Как падают звёзды (истребитель f-80 shooting star)

Современные «Яки»

Традиционно важное место среди разработок ОКБ Яковлева отводится учебным самолетам для Военно-воздушных сил. Самая современная машина в списке учебных моделей бюро – Як-130

Работы по этому самолету начались в 1992 году. Первый демонстрационный образец под названием Як-130Д взлетел 25 апреля 1996 года. Его тоже поднял в воздух летчик-испытатель Андрей Синицын.

В 2002 году Як-130 на конкурсной основе выбрали базовым самолетом для подготовки военных летчиков. Из-за выработки ресурса учебно-тренировочных самолетов чехословацкого производства ВВС России очень нуждались в отечественной тренировочной машине. Богатейший опыт, накопленный ОКБ за многие годы разработок подобных машин, способствовал созданию самолета, который позволяет готовить пилотов боевых машин четвертого и пятого поколения любого назначения. Это удается благодаря комплексной цифровой электродистанционной системе управления разработки КРЭТ. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, так называемая «стеклянная кабина».

Як-130. Фото: Александр Уткин

На Як-130 можно не только обучать летному мастерству, но и вести настоящий бой. «Некоторые из самолетов, на которых я летал, являются хорошими учебно-тренировочными самолетами, некоторые из них являются хорошими легкими штурмовиками. Но Як-130 в полном объеме выполняет обе эти функции, демонстрируя изысканность конструктивных решений в сочетании с надежностью, послушность в управлении в сочетании с мощью», – признался после своего первого полета на Як-130 известный летчик и журналист Питер Коллинз.

Не останавливаясь на достигнутом, конструкторы продолжают совершенствование самолета Як-130. В перспективе предполагается установка оптико-локационной прицельной системы, бортового комплекса обороны и радиолокационной станции, которая позволит превратить самолет в многофункциональный боевой комплекс.

Як-152. Фото: Иркут

Совсем недавно у учебно-боевого Як-130 появился «младший брат» – поршневой Як-152. Эта машина стала логическим продолжением развития конструкций учебно-тренировочных самолетов ОКБ. Первый полет Як-152 состоялся 29 сентября 2016 года. Машина позиционируется как учебный самолет первоначального обучения, после которого курсанты летных училищ и школ пересаживаются на учебно-боевой самолет Як-130. Использование при подготовке пилотов сразу двух типов самолетов является оптимальным и удобным, поскольку информационно-управляющее поле кабин обоих полностью унифицировано. Машина успешно продемонстрирована на авиасалонах МАКС 2017 и 2019 гг. В настоящее время на летных испытаниях находятся два опытных образца, и на 2020 год планируется начало серийного производства.

Lockheed F-80 Shooting Star

Несмотря на то, что американцы в своих фильмах любят показывать техническое превосходство над всеми странами во все времена, во Второй мировой промышленность США, по крайней мере в плане сухопутных и воздушных войск, уступала и немцам, и англичанам, и СССР.

Lockheed F-80 Shooting Star, невзирая на более позднюю разработку, набирал скорость на высоте до 818 километров в час и до 898 километров в час у земли, а его крейсерская скорость составляла 660 километров в час. Для сравнения, Gloster Meteor имел на более чем 200 километров в час большую крейсерскую скорость.

И все же это была значимая машина, которых за несколько лет произвели более чем 1700 штук. Они находились на вооружении ВВС США до 1959 года и к 60-м были отправлены на хранение, так как не представляли угрозы для потенциального противника — МиГ-15.

Происшествия

Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

    • 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.
    • 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
    • 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.
  • 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.
  • 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом, при имитации посадки на авианосец потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. В результате самолёт ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, летчик погиб.
  • 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.

Особенности конструкции Як-28

Самолет Як-28 был цельнометаллическим двухмоторным монопланом. Фюзеляж-полумонокок, овальный в сечении, набирался из 42 шпангоутов и обшивался листами из алюминиевых сплавов.

Далее размещалась пилотская кабина, за ней – бомболюк и топливные баки. Обе кабины и отсек оборудования выполнялись, как отдельный герметичный модуль. Кресла обоих членов экипажа – катапультируемые. В хвостовой части поместили отсек для хвостовой стойки шасси и еще один отсек для оборудования. Тяги управления находились в гаргроте над фюзеляжем.

Стреловидное крыло самолета, состоящее из двух консолей – переменной толщины. Стреловидный стабилизатор устанавливался на киле. Шасси – с двумя опорами («велосипедного» типа), вспомогательные опоры находились под крыльями.

Двигатели Р11АФ2-300 находились в подкрыльевых гондолах. Они имели всережимные сопла, подвижный конус воздухозаборника, Помимо шести баков в фюзеляже самолета, предусматривались два подвешивающихся под крыльями емкостью в 2100 литров авиационного керосина. Общий запас топлива с ними доходил до 7375 литров. Автоматика системы управления самолета Як-28 включала в себя автомат курса АК-2А и автопилот АП-28К1.

Первые проекты сверхзвукового бомбардировщика оснащались неподвижной кормовой пушкой. Як-26 стрелкового вооружения вообще не имел. А вот Як-28 получил курсовое вооружение, первоначально состоящее из 23мм пушки НР-23 конструкции Нудельмана и Рихтера. Пушка устанавливалась с правого борта в районе переднего отсека с оборудованием, наводил ее летчик с помощью коллиматорного прицела.

Технические характеристики (Т-33А)

Данные из Lockheed Aircraft с 1913 года

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 37 футов 9 дюймов (11,51 м)
  • Размах крыльев: 38 футов 10,5 дюймов (11,849 м)
  • Рост: 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
  • Площадь крыла: 234,8 квадратных футов (21,81 м2)
  • Аэродинамический профиль: NACA 65-213
  • Пустой вес: 8,365 фунтов (3794 кг)
  • Вес брутто: 12,071 фунтов (5,475 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 15,061 фунтов (6,832 кг)
  • Электростанция: 1 × Эллисон J33-A-35 турбореактивный двигатель с центробежным потоком, тяга 5400 фунтов силы (24 кН) для взлета с впрыском воды
4600 фунтов-силы (20461,82 Н) максимум, непрерывная, сухая

Спектакль

  • Максимальная скорость: 600 миль / ч (970 км / ч, 520 узлов) на уровне моря
  • Крейсерская скорость: 455 миль / ч (732 км / ч, 395 кН)
  • Ассортимент: 1,275 миль (2,052 км, 1,108 миль)
  • Практический потолок: 48000 футов (15000 м)
  • Скороподъемность: 4870 фут / мин (24,7 м / с)

Вооружение

Точки подвески: 2 с грузоподъемностью 2000 фунтов (907 кг) бомб или ракет (AT-33),

«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности

Истребитель-бомбардировщик (Германия, Великобритания, Италия)

Самолет «Торнадо» способен достигать максимальных характеристик на всех режимах полета за счет крыла изменяемой стреловидности

Замысел европейского истребителя-бомбардировщика, способного преодолевать скорость звука и имеющего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в США приступили к созданию F-111.

В 1957 году ВВС Великобритании представили в правительство список требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с шоссейных дорог. Однако военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных расходов.

В 1965 году Англия и Франция совместно приступили к созданию такого самолета. Проект получил название AFVG (Anglo-French Variable Geometry). Однако работы не имели успеха: французы видели в машине, прежде всего, истребитель, а англичан интересовал главным образом бомбардировщик.

В 1967 году проект закрыли. Англичане, по-прежнему нуждавшиеся в собственном бомбардировщике, продолжили работу самостоятельно, переименовав проект в UKVG и начав в Европе поиски других партнеров.

В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия. В 1964 году эта страна совместно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.

Однако в 1968 году деятельность была остановлена из-за потери интереса со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на своем F-111. Год спустя британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» по созданию одноименного самолета.

Первая из таких машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года. В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В 1980 году «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС. Еще через год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначенные для Великобритании, могли переносить на крыле атомные бомбы.

В 1990 году при подготовке к войне с Ираком на заметные части самолетов было нанесено радиопоглощающее покрытие. Однако это привело к снижению надежности машин — частицы покрытия попадали в двигатель. Ирак стал самой серьезной боевой кампанией для самолетов «Торнадо», в задачу которых входило разрушение иракских аэродромов в самом начале войны.

Первый вылет закончился безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель, а один самолет был сбит огнем иракских зенитных орудий. Сложная, начиненная новейшей электроникой машина обладала относительно невысокой боевой «живучестью». Высоты, на которых она летала, оказались весьма удобными для иракских «зениток».

Специальная конструкция реверса тяги позволяет «Торнадо» выполнять посадку на аэродромах с короткой ВПП

В 1990-х годах «Торнадо» подвергался различным модернизациям, прежде всего в Германии. На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.

В 1999 году эти самолеты участвовали в войне с Югославией. В первую же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, впоследствии были уничтожены еще несколько «Торнадо». Однако точный счет потерям не велся. Сейчас эти самолеты, произведенные в количестве около 1000 штук, по-прежнему состоят на вооружении Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

    • Экипаж: 1 человек
    • Длина: 21,185 м
    • Размах крыла: 14,7 м
      • со сложенным крылом: 7,40 м
      • с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
    • Размах заднего ГО:

      со сложенными стабилизаторами: 7,40 м

      9,9 м

    • Высота: 5,72 м
    • Площадь крыла: 67,84 м²
    • Профиль крыла: П44М
    • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
    • Коэффициент сужения крыла: 3,76
    • Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
    • База шасси: 5,87 м
    • Колея шасси: 4,44 м
    • Масса пустого: 19600 кг
    • Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
    • Масса нормальная взлетная:

      • с частичной заправкой: 26000 кг
      • с полной заправкой: 29940 кг
    • Масса максимальная взлетная: 33000 кг
    • Масса топлива:

      основной вариант заправки: 5350 кг

      9500 кг

  • Объём топливных баков: 12100 л
  • Нормальная посадочная масса: 22400 кг
  • Предельная посадочная масса: 26000 кг
  • Двигатель:

    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
    • модель: «АЛ-31Ф серии 3»
    • тяга:
      • максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)
      • на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)
      • чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)
    • степень двухконтурности: 0,571
    • масса двигателя: 1520 кг

Лётные характеристики

    • Максимальная скорость:
      • на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
      • у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
    • Посадочная скорость: 235—250 км/ч
    • Дальность полета:
      • у земли: 1000 км
      • на высоте: 3000 км
    • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
    • Практический потолок: 17000 м
    • Нагрузка на крыло:
      • при нормальной взлётной массе:
        • с частичной заправкой: 383 кг/м²
        • с полной заправкой: 441 кг/м²
  • Тяговооружённость на форсаже:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 0,96
      • с полной заправкой: 0,84
    • при максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина разбега: 105 м (с трамплином)
  • Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8)

Вооружение

    • Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
    • Боевая нагрузка:
      • максимальная: 6500 кг
      • вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)
    • Точки подвески: 12
    • УРВВ:
      • 4-6 × Р-73
      • 6-8 × Р-27Р/ЭР
      • 2 × Р-27Т/ЭТ
    • УРВП:

      Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)

      нет

    • Неуправляемые ракеты:

      • 80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или
      • 20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или
      • 4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ
    • Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
      • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
      • 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
      • 32 × 100 кг

Авионика

    • РЛС:РЛПК-27К
      • Антенна:
        • Тип: Н001К
        • Диаметр: 1075 мм
      • Зона обзора:
        • по высоте: ±50°
        • по азимуту: ±60°
      • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
        • навстречу: 100 км
        • вдогон: 40 км
      • Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
    • ОЭС:ОЭПС-27К
      • Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
      • Зона обзора:
      • по высоте: -15°/+60°
      • по азимуту: ±60°
    • Поле обзора: 120×75°
    • Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
    • Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
      • навстречу: 40 км
      • вдогон: 100 км
    • Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
  • Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

North American F-86 Sabre

Поняв, что ни Lockheed F-80 Shooting Star, ни другие машины не могут соперничать с МиГ-15, ВВС США приняли на вооружение North American F-86 Sabre. И это был действительно достойный противник советским машинам.

North American F-86 Sabre мог разогнаться на высоте в 10 километров до 964 километров в час, а у земли до 1100. Уже через год после принятия на вооружение, в 1950 году, он был испытан в боевых действиях в Гражданской войне в Корее. Там американцы на своих North American F-86 Sabre притворялись южными, а советские пилоты на МиГ-15 — северными корейцами. И те, и другие боролись на равных.

Как и МиГ-15, North American F-86 Sabre стал долгожителем. Он стоял на вооружении до 70-х годов и был произведен в количестве около 10 тысяч штук.

Проекты и модификаци

Проекты 1970-х годов

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
  • Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
  • Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-28К.
  • Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
  • Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
  • Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Поздние проекты

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
  • Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
  • Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
  • Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
  • Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
  • Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
  • Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Общее описание самолета СУ-25 «Грач»

Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.

Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.

Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.

Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.

Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу

Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков

При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы

Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.

Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.

Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.

Зачатие и развитие

Т-33 был разработан на основе Lockheed P-80 / F-80  ( дюйм ) путем удлинения корпуса примерно на 3 фута (1  м ) и добавления второго сиденья, приборов и средств управления полетом. Впервые он был обозначен как вариант P-80 / F-80: TP-80C / TF-80C .

Работы начались в 1943 году с первого полета на 8 января 1944 г.. Преемник Bell P-59, P-80 стал первым реактивным истребителем, оснащенным целой эскадрильей ВВС США. Когда на вооружение поступили более совершенные самолеты, F-80 взял на себя другую роль: обучение пилотов. Двухместный Т-33 был разработан для обучения сертифицированных пилотов винтовых самолетов.

Первый обозначенный как TF80-C, Т-33 совершил свой первый полет на 22 марта 1948 г.Производство в Соединенных Штатах проходило с 1948 по 1959 год. ВМС США использовали его как наземный учебно-тренировочный самолет с 1949 года. Он получил обозначение TV-2, затем T-33B в 1962 году. Военно-морской флот использовал часть P USAF-80C. (ТО-1, который через год стал ТВ-1). Бортовая версия P-80 / T-33 была затем разработана Lockheed, что привело к созданию T2V-1 / T-1A SeaStar . Всего было произведено 6557 Shooting Star, из которых 5691 — компания Lockheed.

МиГ-21 / МиГ-21Ф — FISHBED

ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе)

Е-4 / Е-5 / МиГ-21 — FISHBED-AЕ-6 — FISHBED-BМиГ-21Ф — FISHBED-C Фронтовой истребитель. Разработан ОКБ-155 (КБ А.И.Микояна и М.И.Гуревича). Работы над истребителем начаты в 1952 г. Летом 1953 г. вышло Постановление Совмина СССР, которым предписывалось начать разработку самолетов, рассчитанных на большую сверхзвуковую скорость. В ОКБ А.И.Микояна начались работы по проекту истребителя Е-1 со стреловидным крылом и двигателем АМ-11 разработки А.А.Микулина. В связи с задержкой разработки двигателя проект самолета был изменен под установку двигателя АМ-9Б с тягой 3250 кг от МиГ-19. Новый истребитель получил шифр Е-2, он отличался от Е-1 аэродинамическими гребнями под хвостовой частью фюзеляжа и разрезными предкрылками. Одновременно начались работы над вариантом истребителя Е-5 с треугольным крылом и тем же двигателем AM-11. По тем же причинам проект был изменен на Е-4 с двигателем АМ-9Б с тягой 3250 кг. Первый прототип со стреловидными крыльями Е-2 (позже назван МиГ-23 — первый с таким названием) совершил первый полет 14 февраля 1955 г. (летчик-испытатель Г.К.Мосолов). Первый прототип с треугольным крылом Е-4 построен в 1955 г. и совершил первый полет 16 июня 1955 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). При испытаниях Е-4 показал максимальную скорость 1296 км/ч в то время как С-1 ОКБ П.О.Сухого на испытаниях превысил 2000 км/ч. В процессе доработки самолету Е-4 заменили крыло — вместо одного большого аэродинамического гребня, расположенного под крылом, установили три небольших над крылом, законцовки крыла срезали. Двигатель РД-9Б заменили на РД-9И. Модифицированный Е-4 совершил первый полет 5 сентября 1956 г. (летчик-испытатель Г.А.Седов). Строительство второго опытного Е-4 на базе проекта Е-5 было начато в 1955 г. На самолет сразу устанавливалось доработанное крыло с верхним расположением аэродинамических гребней и стреловидностью 57 град. Самолет создавался под двигатель РД-11 (АМ-11). Прототип Е-5 совершил первый полет 9 января  1956 г. (летчик-испытатель В.А.Нефедов). В процессе испытаний самолет получил официальное название МиГ-21. В конце 1957 г. была прекращена разработка самолетов Е-2 / МиГ-23 со стреловидным крылом. Испытания Е-5 полностью завершились в мае 1958 г. Всего на самолетах Е-4 и Е-5 провели более 100 и 98 полетов, соответственно (на всех экземплярах Е-2 и Е-2А совершено 250 полетов).

«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут

Самолет огневой поддержки (США)

Последняя версия самолета AC-130U

Идея создания тяжело вооруженного небесного линкора возникла в ВВС США в начале 1960-х годов. Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступили к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся фирмой «Локхид». Его оснастили шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позже установили даже 105-мм гаубицу!

Летные испытания перевооруженного «Геркулеса» начались в 1967 году. Первый боевой вылет машины, еще не имевшей официального названия, но получившей от экипажа имя «Вулкан Экспресс», состоялся 27 сентября 1967 года. Крылатый монстр в мгновение ока превратил в груду пылающих обломков колонну грузовиков, шедших из Северного Вьетнама по так называемой тропе Хо Ши Мина на помощь южно-вьетнамским братьям.

Столь многообещающее начало побудило руководство ВВС США внимательнее присмотреться к новой машине. И не зря. Ведь только за 1970-1971 годы «Ганшипы» уничтожили около 12 000 единиц боевой техники Вьетнама! Свои же потери были минимальны из-за практически полного отсутствия средств ПВО на тропе Хо Ши Мина. Позже, с их появлением, полеты «Ганшипов» пришлось прекратить. С 1972 года за АС-130 закрепилось название «Спектр».

Для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения АС-130 отстреливает ложные тепловые цели

В конце 1970-х годов самолет модификации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе. Четыре таких машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там находились американские заложники. В 1983 году во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО противника и позволили высадиться десанту.

АС-130 участвовали в операции «Буря в пустыне», разгромив в первые дни войны колонну бронетехники, а также в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию. Сегодня на вооружении ВВС США состоят 8 самолетов модификации «Н» и еще 13 — модификации «U», оснащенные новейшей бортовой радиолокационной системой.

Борт AC-130U ощетинился 25-мм пушкой GAU-12/U, 40-мм пушкой Ml Boffors и 105-мм гаубицей M-102 Howitzer

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: