Минский котел
Тем временем танки 2-й и 3-й танковых групп стремительно продвигались на восток, чтобы вновь осуществить окружение советских войск, которые отошли на восток и избежали котла в районе Белостока. 2-я танковая группа 27 июня достигла южной окраины Минска и встретилась там с 3-й танковой группой, которая еще накануне, продвинувшись через Вильнюс, достигла северной окраины города. Таким образом, западней Минска и в районе Новогрудка части Красной армии вновь попали в окружение, которое было окончательно завершено силами 4-й и 9-й армий. К 9 июля советские войска, оказавшиеся в котле, были либо пленены, либо уничтожены.
В дальнейшем части 4-й танковой армии фельдмаршала фон Клюге (создана 3 июля слиянием танковых групп) начали преследование сил противника, избежавших окружения, в направлении на восток и юго-восток, чтобы достигнуть Смоленска. 2-я танковая группа вела наступление вдоль автострады Минск—Орша—Смоленск и, несмотря на упорное сопротивление частей Красной армии, вскоре достигла Днепра в районе Рогачева. 3-я танковая группа 4 июля захватила плацдарм на восточном берегу Двины западнее Витебска. К 10 июля танковые группы, форсировав Березину и Друть, вышли к Днепру и начали подготовку к форсированию реки. В итоге боевых действий с 22 июня по 9 июля войска Западного фронта понесли тяжелое поражение. Германские войска продвинулись до 550 км, заняли почти всю Белоруссию и вышли к Днепру.
«Бронированный кулак» вермахта
Германские танки принимались на вооружение под индексом Pz.Kpfw (Panzerkampfwagen). Первый танк вермахта, Pz.Kpfw.I, в войсках называемый «единицей», имел очень тонкую броню и был вооружен всего двумя пулеметами. Это дешевая в производстве, быстрая и маневренная танкетка, но ее бронезащита и вооружение были очень слабыми. К началу операции «Барбаросса» устаревшие Pz.Kpfw.I были в основном заменены в войсках более совершенными легкими и средними танками, однако 400 «единиц» все же использовались на первом этапе боевых действий на Восточном фронте. Следующую машину, Pz.Kpfw.II, уже вполне можно было отнести к легким танкам. Толщина брони обеспечивала экипажу защиту от огня винтовок и пулеметов, а вооружение состояло из пулемета и пушки калибра 20 мм. По состоянию на 1 июня 1941 г. на вооружении вермахта находилось около 1100 таких танков, из них примерно 900 были задействованы в операции против СССР.
Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.II
Лучший из лучших
Первые серийные танки Т-34 покинули цеха Харьковского паровозостроительного завода уже в сентябре 1940 г., а до конца года заводчане выпустили около 115 танков. К началу Великой Отечественной войны советская промышленность поставила армии 1225 таких танков. Специалисты отмечают, что Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки того времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода — вот главнейшие достоинства машины. К этому следует добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях. Усовершенствование конструкции танка Т-34 продолжалось практически в ходе всей Великой Отечественной войны. Так, со второй половины 1941 г. его вооружили более мощной 76-мм пушкой образца 1940 г. с длиной ствола 41 калибр. Бронебойный снаряд весом в 6,3 кг, выпущенный из этого орудия, обладал начальной скоростью 662 м/с и на дистанции 500 м пробивал под прямым углом броню толщиной до 70 мм.
Советский средний танк Т-34.
4/ Первая в мире автосварка
Автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ
При производстве Т-34 впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Первым ее освоил УТЗ в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона. Благодаря новой технологии скорость сварки, а значит, и выпуска новых Т-34 увеличилась в несколько раз. Сварка под флюсом повышала и прочность машины – сварочный шов оказывался даже крепче самой брони. Кроме того, справиться с новым видом сварки могли даже ученики, что в условиях кадрового голода было бесценным. Постепенно технология автосварки распространилась и на другие танковые заводы. Немцы освоили сварочные автоматы только в 1944 году.
Кем использовались боевые машины?
Боевые машины Т-70, Т-70М и Т-34 были на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации. В каждой бригаде насчитывалось 32 единицы Т-34 и 21 Т-70 (Т-70М). Данные бригады функционировали отдельно или могли входить в механизированные корпусы. Танковый полк имел 23 единицы Т-34 и 16 машин Т-70. Полки могли находиться в составе механизированной бригады или представлять самостоятельные военные формирования.
Весной 1944 года боевые машины Т-70 были выведены из вооружения Красной Армии. Несмотря на это, некоторыми бригадами, самоходно-артиллерийскими дивизионами и полками применялись Т-70 как учебные и командирские машины. Часто они использовались для комплектации танковых подразделений мотоциклетных частей. Таким образом, деятельность Т-70 не была остановлена в 1944 году. Эта боевая машина оставалась по-прежнему достаточно востребованной до конца Великой Отечественной.
Обучение экипажа
Экипаж машины состоит из пяти танкистов, без совмещенный специализаций, поэтому каждый выполняет свою роль. С учетом особенностей танка представляем набор перков для Черчилля III:
Рассмотрим важность перков и порядок изучения. Ремонт для тяжелого танка изучаем в первую очередь, чтобы стоя на катке артиллерия или враги не смогли быстро уничтожить машину. Ремонт для тяжелого танка изучаем в первую очередь, чтобы стоя на катке артиллерия или враги не смогли быстро уничтожить машину
Ремонт для тяжелого танка изучаем в первую очередь, чтобы стоя на катке артиллерия или враги не смогли быстро уничтожить машину.
До изучения этого навыка имеет смысл установить из оборудования «Ящик с инструментами».
Боевое братство повышает характеристики танка, но действует только при 100% владении всеми членами экипажа. Поэтому сначала лучше изучить перки изображенные на 3 уровне (почти все они работают с момента изучения), а потом сделать сброс навыков и заменить их на БоБр.
Когда радист и командир освоят радиоперехват 10,5 м и орлиный глаз 7 м, то суммарно машина получит прибавку к обзору 17,5 м.
Ретранслятор увеличит дальность связи на 57 м.
Бесконтактная боеукладка необходимый перк с учетом расположения БК в области борта. Снайпер отлично подойдет под скорострельное орудие и вероятность нанести критический урон по модулям противника существенно возрастет.
Когда у танка останется менее 70 очков прочности, то заряжающий с перком отчаянный увеличит скорость перезарядки на 9,1%.
Король бездорожья поможет быстрее набирать скорость на средних и мягких грунтах.
Сильные и слабые стороны оборудования
- За счет своей высокой подвижности данный танк представлял собой идеальную боевую машину для преследования противника.
- Работа двигателя Т-70, в отличие от других малогабаритных танков, была совершенно бесшумна (напоминает звук машины). Данное качество танка и его малогабаритность позволяли ему незаметно приближаться вплотную к противнику.
- Была обеспечена высокая выживаемость экипажа при попадании вражеских снарядов в танк Т-70. Боевое применение показало, что при попадании немецких артиллерийских снарядов в данный легкий танк риск возникновения пожара был снижен. Это объясняется тем, что местом расположения топливных баков в Т-70 был специальный отсек, закрытый броневыми переборками.
- Поскольку для Т-70 характерна простота конструкции, его освоение не представляло трудностей. Также его можно было ремонтировать в полевых условиях. Данным танком могли управлять даже малоподготовленные водители.
К недостаткам Т-70 можно отнести:
- Повышенную уязвимость его передних (ведущих) колес.
- Танк обладал низкой прицельной скорострельностью. Это объясняется тем, что в экипаже одному человеку во время боя приходилось быть и наводчиком, и заряжающим. В результате в 1943 году производить Т-70 прекратили. Его место занял Т-80 – более улучшенная модель: башня этой боевой машины была рассчитана на двух человек. Трансмиссия, управленческие агрегаты и прочие показатели Т-80 были аналогичны Т-70.
В Великую Отечественную легкие танки Т-70 доказали свою высокую эффективность. В наши дни эти боевые машины можно увидеть в мемориалах и военных музеях России и стран СНГ.
Т-34 в Великой Отечественной войне
Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.
Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний
Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети
Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.
1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.
В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.
Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.
Танк Т-37А. История создания.
Работы над созданием советского танка — амфибии начались осенью 1931 года, когда руководство РККА получило об испытании в Великобритании плавающего танка. Никаких данных за исключением, данных из открытых источников – общих ТТХ и фотографий в распоряжении советских конструкторов не имелось. Таким образом, под руководством С.Гинзбурга ОКМО завода «Большевик» спроектировало легкий плавающий танк Т-33, внешне похожий на заграничную новинку. Первый образец был выпущен весной 1933года.Решение о конструировании нового варианта амфибийного танка было принято еще до того как был изготовлен первый Т-33.
- Опытный танк Т-33, ОКМО. 1932 год.
Конструкторское бюро Второго завода Всесоюзного автотракторного объединения, до того выпускавшего танкетки, представило собственную разработку известную как Т-41. В августе-сентябре тысяча девятьсот тридцать третьего года обе машины прошли испытания на полигоне в Кубинке. Военные настояли на продолжении программы создания плавающей боевой машины, с учетом выявленных достоинств и недостатков. Под конец года появился проект Т-37, представляющий плод объединенных усилий обоих конструкторских бюро.
- Опытный танк Т-41, 1932 год.
Выявившиеся в процессе испытаний недостатки Т-37 привели к разработке и постановке в производство в 1933 г. малого, весом 3,2 т, плавающего танка Т-37А, отличающегося от первого опытного образца Т-37 небольшим увеличением веса, длины и установленными поплавками. Вооружение состояло из единственного пулемета, в башне кругового вращения, смещенной от продольной оси танка вправо. Танк имел броневую защиту 9—6 мм. Развивал максимальную скорость на хорошей дороге 36 км/ч и на плаву 6 км/ч. Двигатель, дифференциал в качестве механизма поворота и коробка передач были взяты от автомобиля ГАЗ-АА. В качестве водоходного движителя применялся гребной винт, имевший поворачивающиеся лопасти для обеспечения заднего хода. Конструкция машины была разработана под непосредственным руководством Н. Н. Козырева на заводе № 37.
- Танк Т-37A
Модификации
- Т-26 образца 1931 г.— линейный танк, двухбашенная версия с пушечно-пулеметным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемет в другой).
- Т-26 образца 1932 г.— линейный танк, двухбашенная версия с пулеметным вооружением.
- Т-26 образца 1933 г.— линейный танк, однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой. Самый массовый вариант.
- Т-26 образца 1936 г.— экспериментальная машина с зенитной автоматической 37 мм пушкой Бориса Шпитального, установленной в башне. Ввиду ненадежности пушки работы по созданию зенитного танка прекращены.
- Т-26 образца 1938 г.— линейный танк, однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом.
- Т-26 образца 1939 г.— вариант Т-26 образца 1938 года с усиленным бронированием. Также установлена улучшенная коническая башня и подбашенная коробка с наклонными стенками.
- Т-26РТ— однобашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (с 1933).
- ТУ-26/ТТ-26— танк управления и телетанк первой серии в телемеханической группе. Оснащались аппаратурой ТОЗ-6. Строились на шасси линейных Т-26. В 1936-37 годах году переделано из 2-хбашенных танков 35 групп машин каждого типа.
- ТУ-132/ТТ-131— танк управления и телетанк второй серии в телемеханической группе. Оснащались аппаратурой ТОЗ-8. ТТ-131 строились на основе ХТ-130. В 1938-39 годах сформировали 30 групп. 55 танков были построены с нуля в 1938 году, а 5 переделали из 2-хбашенных в 1939.
- Т-26A— танк артиллерийской поддержки. Установлена новая, более просторная башня Т-26-4 с короткоствольной 76-мм танковой пушкой. Произведено 6 опытных образцов.
- ХT-26— огнеметный танк, вооружение располагалось в одной малой башне. Выпущено 552 танка и 53 переделано из серийных 2-башенных Т-26.
- ХT-130— огнеметный танк, вариант модели 1933 года, огнемет установлен в цилиндрической башне вместо орудия. Произведена 401 машина.
- ХT-133— огнеметный танк, вариант модели 1938 года, огнемет установлен в конической башне. Произведено 269 танков.
- ХT-134— огнеметный танк, вариант модели 1939 года. Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 гг., огнеметная установка в корпусе, 2 пулемета ДТ, переделано из линейных Т-26 два опытных образца.
- СT-26— саперный танк (мостоукладчик) (1932—1939 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин и переделано в опытные разных систем 6 танков.
- Т-26Т («трактор Т-26», «тягач Т-26») артиллерийский тягач с брезентовым верхом. Переделано из 2-башенных танков 201 машина.
- Т-26Т артиллерийский тягач с бронированным верхом. Переделано 10 двухбашенных танков.
- Т-263 — легкий танк с электротрансмиссией (1935-1938 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец.
- КТ-26-Легкий колесно-гусеничный танк
Танк Т-34-85: модифицированный Т-34
Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».
После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.
Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.
В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
-
стержневой шрапнелью;
-
пулевой шрапнелью;
-
бронебойно-трассирующие;
-
фугасные;
-
осколочно-фугасные дальнобойные;
-
бронепрожигающие;
-
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
>
Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.
Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34
В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины
Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И
Кошкин вызвался сам вести один из танков.
Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.
Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин
Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.
Легкий танк БТ-5
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.
Тактико-Технические Характеристики танка Т-34
Масса, т — 25,6
Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм — 2405
Бронирование
Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16—20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°
Ходовые качества
Мощность двигателя, л. с. — 500
Максимальная скорость, км/ч — 54(По другим данным — 48).
Запас хода по шоссе, км — 300
Удельная мощность, л. с./т — 19,5
Преодолеваемый подъём, град. — 36°
Испытания и боевое применение
К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошёл свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.
Танки были сведены в отдельную роту тяжёлых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжёлой танковой бригады, воевавшей на «Линии Маннергейма».
Экипаж Т-100 в первом бою:
- командир танка лейтенант Астахов Михаил Петрович,
- артиллерист Артамонов,
- артиллерист Козлов,
- радист Смирнов,
- водитель Плюхин Афанасий Дмитриевич,
- запасной водитель Дрожжин Василий Агапович,
- моторист Капланов Владимир Иванович,
- Каштанов В. И.
19 декабря 1939 года отдельная рота тяжёлых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма — Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских дотов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулемётным огнём, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.
В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошёл срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.
После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 — 01.03) и 1-й (11.03 — 13.03) танковых бригад. За это время танк прошёл 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошёл 1745 км, из них 315 км — во время боёв на Карельском перешейке.
После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменён двигатель и произведён лёгкий ремонт танка.
Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошёл в переплавку. Впрочем, по другим данным, танк до конца войны не дожил — в конце 1943 года он вместе с Т-29, КВ-7 и рядом других опытных образцов бронетехники был порезан на металл.
Количество победило качество
Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.
Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе
И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.
История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.