«золотая пуля» для линкора

Источники

  • (en) / (de) Эта статья частично или полностью взята из статей, озаглавленных на английском языке и на немецком языке .

Классы британских кораблей времен Второй мировой войны

Авианосец Отважный  · Аргус  · Гермес  · Орел  · Королевский ковчег  · Прославленный  · Единорог  · Неумолимый  · Колосс  · Величественный F  · Дерзкий F  · Мальта A  · Кентавр F
Авианосец сопровождения Лучник США  · Смелость  · Мститель за США  · Атакующий США  · Правитель США  · Активность  · Замок Претории  · Найрана
Линкоры Королева Елизавета  · Месть  · Нельсон  · Король Георг V  · Лев А  · Авангард F
Боевые крейсеры Слава  · Капюшон
Тяжелые крейсера Хокинс  · Графство  · Йорк
Легкие крейсера В  · Даная  · Изумруд  · Леандр  · Аретуза  · Город  · Дидона  · Коронная колония  · Минотавр
Заградители Приключения  · Абдиэль  · Зуек  · Агамемнон
Разрушители R  · S  · V & W  · Город  · Атака  · Амазонка  · A  · B  · C & D  · E & F  · G & H  · I  · Племенной  · J, K&N  · Охота  · L & M  · O & P  · Q&R  · S&T  · U&V  · W&Z  · C  · Битва  · Оружие F  · G A  · Дерзкая F
Фрегаты Река  · Капитан США  · Колония США  · Лох  · Бухта
Корветы Цветок  · Замок
Шлюпы   · Бриджуотер  · Гастингс  · Банф США  · Шорхэм  · Гримсби  · Зимородок  · Выпь  · Цапля  · Черный лебедь
Тральщики Hunt  · Halcyon  · Бангор  · Auk США  · Algerine  · Cybelle
Подводные лодки H  · L  · Один  · Парфянский  · Радуга  · S  · Река  · Грампус  · T  · U  · P611  · V  · Амфион  · X  · XE
Другой Мониторы : Эребус — Робертс   ·  Транспортные гидросамолеты : Пегас Альбатрос   ·  Вспомогательные крейсера   ·  Торпедный катер   ·  Прибрежные тральщики : MMS   ·  Траулеры   ·  Китобойные суда
США — построен американцами   •  A — отменен   •  F — завершен после войны

Взрыв

Статья на первой полосе Спрингфилдский республиканец прикрывая опускание Авангард

Корабль встал на якорь в северной части Скапа-Флоу примерно в 18:30 9 июля 1917 года после того, как после полудня отработал процедуру покидания корабля. До первого взрыва в 23:20 нет никаких записей о том, чтобы кто-нибудь обнаружил что-либо неладное.Авангард затонул почти мгновенно, в живых остались только трое членов экипажа, один из которых вскоре умер. Всего погибло 843 человека, в том числе двое австралийских. кочегары с легкого крейсера HMASСидней отбывающих срок на линкоре бриг. Другой жертвой стал капитан Кёсукэ Это, а военный наблюдатель от Императорский флот Японии, который был в союзе с Королевским флотом в то время через Англо-японский союз. Тела 17 из 22 мужчин были обнаружены после взрыва, а также тела Лейтенант командир Алан Дюк, погибший после спасения, был похоронен на Королевском военно-морском кладбище в Lyness, недалеко от места взрыва. Остальные отмечены на Chatham, Плимут и Портсмутские военно-морские мемориалы.

А Комиссия по расследованию слышал рассказы многих свидетелей с близлежащих кораблей. Они согласились с мнением, что произошел небольшой взрыв с белыми бликами между фок-мачта и турель «А», за которой после короткого перерыва последовали два гораздо более крупных взрыва. На основании имеющихся свидетельств совет директоров решил, что основные взрывы произошли либо в магазине «P», либо в магазине «Q», либо в обоих. Большое количество обломков, выброшенных взрывами, упало на близлежащие корабли; часть обшивки размером примерно шесть на четыре фута (1,8 на 1,2 м) приземлилась на борт линкора Беллерофонт. Оказалось, что это из гидравлического помещения № 2. позади Барбета «А». На нем не было никаких следов взрыва из журнала «А», что подкрепило визуальные свидетельства того, что взрыв произошел в центральной части корабля.

Хотя взрыв, очевидно, был детонацией кордит обвинения в основном журнале, причина этого была менее ясна. Было несколько теорий. Расследование показало, что часть находившегося на борту кордита, который был временно выгружен в декабре 1916 года и каталогизирован в то время, истек заявленный безопасный срок службы. Возможность самопроизвольного взрыва высказывалась, но не могла быть доказана. Также было отмечено, что некоторое количество судовых котлов все еще использовалось, а некоторые водонепроницаемые двери, которые должны были быть закрыты в военное время, были открыты, когда судно находилось в порту. Было высказано предположение, что это могло способствовать опасно высокой температуре в магазинах. Окончательный вывод комиссии заключался в том, что пожар начался в четырехдюймовом магазине, возможно, когда повышенная температура вызвала самовоспламенение кордита, который распространился на один или другой главный магазин, который затем взорвался.

Вторая мировая война[править | править код]

6 февраля года США, Великобритания, Франция, Италия и Япония заключили Вашингтонское соглашение об ограничении морских вооружений. Максимальное водоизмещение линкоров ограничивалось 35 560 тоннами, максимальный калибр орудий не должен был превышать 406 мм. Кроме того, для каждой из стран участниц ограничивалось суммарное водоизмещение всех кораблей (533 000 тонн для США и Великобритании, 320 000 тонн для Японии и 178 000 тонн для Италии и Франции). Действие соглашения продлилось до года, после чего гонка морских вооружений возобновилась. В последующие несколько лет были заложены такие линейные корабли как «Бисмарк» (Германия), «Принц Уэльский» (Великобритания), «Ямато» (Япония), «Литторио» (Италия), «Ришелье» (Франция), «Норт Кэролайн» (США). В СССР началось строительство линкоров типа «Советский Союз» (остались недостроенными).

Вторая мировая война стала закатом линейных кораблей, так как на море появилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — палубная авиация. Находящийся в рейдерском походе немецкий линкор «Бисмарк» 26 мая года был атакован палубными торпедоносцами, потерял ход и на следующий день был потоплен двумя английскими линкорами и несколькими крейсерами после 88-минутного боя.

7 декабря 1941 года японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 5 линкоров и несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами был потоплен английский линейный корабль «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим числом зенитных орудий, однако это мало повлияло на нараставшую силу авиации.

На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линейные корабли, японские «Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так и не вступив в бой с американскими кораблями. Последний немецкий линкор «Тирпиц», скрытый в норвежских фьордах и защищённый наземными зенитными орудиями, всё-таки был потоплен сверхтяжёлыми бомбами с английских бомбардировщиков.

Последний бой непосредственно между линейными кораблями состоялся 25 октября года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японский «Ямасиро».

В условиях изменившихся обстоятельств, проекты по постройке ещё бо́льших линейных кораблей (американский «Монтана» и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором вступившим в строй стал британский «Вэнгард» (1946 г.) После войны почти везде в мире линкоры были сняты с вооружения или выведены в резерв.

Автор книги: Владимир Кофман

Затянувшаяся история проектирования первых современных британских линкоров типа «Кинг Джордж V» завершилась началом постройки в 1937 г. первых из 5 единиц с 14-дюймовыми орудиями. Адмиралтейство, несмотря на многочисленные протесты видных специалистов и политиков, пошло на «самоограничение», мотивируя его тем, что к вопросу о калибре легко вернуться на следующей серии, в том случае, если попытка англичан своим примером подвигнуть и остальные державы на сохранение 356-мм в качестве максимального, окажется безуспешной.

Попытка эта с треском провалилась буквально через несколько месяцев. Отказ Японии в апреле 1937 г. пролонгировать действие второго Лондонского соглашения по морским вооружениям автоматически развязывало руки в отношении выбора главного калибра и остальным державам. К тому времени сведения относительно избрания американцами 406-мм орудий для вооружения своих линкоров стали вполне достоверными. Имелись все основания предполагать, что такие же пушки будут установлены на строившихся в обстановке большой секретности японских кораблях. Поэтому сразу после разрыва соглашения Адмиралтейство дало «добро» на разработку проекта судна в 35000 т, вооруженного 406-мм артиллерией. Решение не вызвало большого энтузиазма ни среди конструкторов, ни среди адмиралов. И те, и другие полагали, что корабль таких размеров с 16-дюймовками нельзя сделать достаточно сбалансированным, а цена компромисса может оказаться слишком высокой. Самым простым решением была установка на корпусе «Кинг Джордж V-й двух 3-орудийных 406-мм башен вместо 4-орудийных, с сохранением возвышенной 2-орудийной, плюс сокращение числа 133-мм установок до 6 вместо 8. При этом удавалось сохранить скорость 28 узлов и защиту предыдущего типа, которая на 1937 г. представлялась очень внушительной. Сочетание двух– и трехорудийных установок представлялось морским практикам достаточно диким, однако 8 стволов являлось необходимым минимумом для 4-орудийных залпов, хотя артиллеристам пришлось бы немало помучиться для правильного их чередования. Кроме того, требовалось начать разработку сразу двух типов башен, причем, в отличие от „Кинг Джордж V“, с различной симметрией, что подразумевает значительные отличия в проектировании. Неудивительно, что к концу 1937 г. последовало вполне разумное решение о том, что следует сосредоточиться на установке одного типа, а именно – трехорудийной, и разместить на новых линкорах три таких башни. Предварительная проработка проекта свидетельствовала о том, что для этого потребуется чуть больше 1000 т водоизмещения. Для сохранения договорного предела (35 тыс. т) следовало предусмотреть меры для облегчения корабля. Англичане пошли на лукавство, посчитав, что 500-тонная перегрузка не вызовет возражения остальных участников соглашения {которые сами давно планировали гораздо большие нарушения). Оставалось найти всего около 600 т. Единственным очевидным резервом являлось бронирование. Разработчики предложили сократить длину погребов главного калибра (ГК), что дало бы 160 т экономии веса за счет сокращения боезапаса кормовой башни до 85 снарядов на ствол (обе передние сохраняли свои 100 снарядов на ствол). Другая мера предусматривала понижение верхней кромки броневого пояса на 15 см и повышение нижней кромки еще на 30 см, что дало бы еще 180 т. Однако одновременно пришлось бы уменьшить межпалубное расстояние и ухудшить обитаемость, к чему английские моряки относились крайне неодобрительно. К тому же увеличивалась опасность от недолетов (снаряд с большей вероятностью мог бы пройти под водой под нижней кромкой главного пояса). Еще одна возможность таила в себе немало лукавства. Предлагалось уменьшить боезапас в „стандартном“ состоянии до 60 снарядов на орудие, что сразу дало бы 270 т. Объем погребов сохранялся прежним, и, естественно, что корабль в условиях боевых действий принимал бы все свои 900 снарядов, так что „облегчение“ являлось чисто фиктивным.

История

HMS Vanguard в 1950 году.

HMS Vanguard, командир.14 марта 1941 г.в Королевском флоте в John Brown & Company верфи, Clydebank ( Шотландия ) был запущен в ноябре 1944 года . Корабль не был принят на вооружение до года и два года не имел основной артиллерии. По этим причинам он был быстро известен и изображен как единственный британский линкор без орудия.

Эта задержка постройки корабля (первоначально он должен был быть доставлен около 1943 года ) была вызвана потерей двух линейных кораблей, HMS  Prince of Wales и HMS  Repulse, потопленных японскими торпедами в заливе Куантан ( Малайзия ) на10 декабря 1941 г.. В то время было очевидно, что строительство больших боевых кораблей больше не было приоритетом по отношению к перевооружению и усилению Королевских ВВС (RAF).

В году HMS Vanguard играл репрезентативную роль, сопровождая короля Георга VI и его жену в представительских миссиях в Южную Африку (ее моряки любили говорить, что их посадили на королевскую яхту ). В первой половине года HMS Vanguard был назначен на британский Средиземноморский флот, а к концу года он использовался в качестве учебного корабля на базе Портленд .

После того, как он участвовал в качестве главного здания в военно-морской деятельности НАТО, с 1955 года он стал флагманом резервного флота. Он был выведен из эксплуатации в году для продажи на верфи Faslane, где он был снесен на9 августа 1960 г..

линкор «HMS Royal Oak»

 
Этот 200-метровый гигант водоизмещением 26 тысяч тонн был ветераном Ютландского сражения, крупнейший морской битвы Первой Мировой войны. Но к 1939 году линкор не был прежней могучей силой. Огневая мощь корабля впечатляла, на нем было восемь 15-дюймовых орудий, которые могли потопить любое судно Германии. Но линкор не мог догнать немецкие корабли, так как его скорость хода составляла 21 узел, а системы обороны предназначались для боя на короткой дистанции. Одним словом корабль устарел, особенно в скорости. Из 1149 членов экипажа линкора «HMS Royal Oak», 163 человека были 15-летние юнги. Это старая традиция военно-морского флота. Юнги всегда служили на британском флоте. Молодых офицеров и матросов брали на корабли, обучали морскому делу и к возрасту выпускников школы они становились серьезными профессионалами.
 
10 октября линкор «HMS Royal Oak» вернулся в Скапа-Флоу. Чувствуя себя в безопасности, все вернулись к обычным делам. Так было три дня спустя, пока когда к Оркнейским островам не подошла немецкая субмарина. Лодка залегла в Северном море к востоку от Оркнейских островов на глубине 90 метров. Командир отдал приказ принимать пищу и готовить субмарину к бою. С наступлением темноты U-47 всплыла и направилась в Скапа-Флоу. Гюнтеру Прину предстояло войти в историю и решить судьбу сотен британских моряков. Он собирался предпринять один из самых отважных подводных рейдов Второй Мировой войны, его целью была атака на британский флот. Ни одна подлодка еще не проникала в эти воды. Немцы обнаружили слабое место в обороне. В одном из проливов шириной 500 м и глубиной всего 10 м во время прилива, скорость течения достигала 10 узлов. Кроме того пролив был перекрыт тремя блокшивами. Но в нем оставались небольшие проходы, а другой обороны не было — ни прожекторов, ни дозорных.
 
Вскоре субмарина взяла курс на 40-метровый проход между северным блокшивом и берегом. Лодка должна была идти очень медленно над водой, выбирая путь по сложному фарватеру. Борясь с наступающим приливом, команда удерживала скорость направления подлодки. Внезапно раздался грохот. Лодка зацепилась за якорную цепь блокшива. Ей пришлось дать «полный назад» и субмарине удалось вырваться. Но к ужасу всей команды боевую рубку осветил луч с берега. Это были фары автомобиля, который скоро свернул — наверно водитель спешил поднять тревогу. Но поворачивать было поздно. Оставаясь на поверхности U-47 пробиралась через гавань. Дозорные осматривали горизонт, но они не видели кораблей. Британцам повезло, за несколько дней до этого большим кораблям флота приказано было рассредоточиться на случай воздушного налета.
 
На борту линкора «HMS Royal Oak» был типичный вечер. В Скапафлоу он был один. К несчастью, его обнаружила немецкая подлодка. Вскоре с субмарины было выпущено четыре торпеды с расстояния 3000 метров: одна не вышла, две прошли мимо и лишь одна задела нос линкора. В начале Второй мировой войны немецкий флот считал, что у них лучшие в мире торпеды, но они не прошли испытания. В результате они были недостаточно точны, плохо держали глубину и часто проходили мимо. Командир развернул U-47 и выстрелил из кормового торпедного аппарата — снова мимо. Теперь он спешил укрыться в Керсаунд, ожидая противостояния. Но на «HMS Royal Oak» никто даже не понял, что их атакуют, и лодка вскоре вернулась для новой попытки. На этот раз Гюнтер Прин подошел на 2700 метров, выпустил три торпеды. В 01:16 одна за другой они попали в цель. Третий взрыв оказался самым мощным, и корабль накренился на правый борт. Торпеды оставили огромные пробоины в правом борту линкора ниже ватерлинии. Пока матросы выбирались из гамаков, загорелись пороховые склады, пламя охватило корабль с ужасающими последствиями. Линкор накренился и свет погас. Сотни людей, оставшиеся внизу, оказались в темноте. Лишь треть экипажа линкора удалось выбраться на палубу. Корабль продолжал крениться. Люди пытались выбраться на борт. Вода была ледяная, у многих были сильные ожоги, море было покрыто топливом, душившим людей.

Немного о прототипе

«Vanguard» была заложена на верфи VSEL в Барроу 3 сентября 1986 г. Спущена на воду 4 марта 1992 г., и вступила в боевой состав флота 14 августа 1993 года.

  • Водоизмещение подводное 15900 т.
  • Длина — 149,9м; ширина — 12,8 м; осадка — 12 м.
  • Вооружение 16 ПУ БР Трайдент 2, 4 53- мм торпедных аппарата
  • Энергетическая установка в составе 1 реактора и 2 турбин, имеет мощность 27500л.с. 
  • Скорость надводная 20 уз, подводная 25 уз.
  • Глубина погружения 400м.
  • Экипаж: 134 человека.

«Vanguard» является головной лодкой в серии из четырех единиц. Вся серия (S28 Vanguard, вступила в строй в 1993 г., S29 Victorious, 1995 г., S30 Vigilant, 1998 г., S31 Vengeance, 2001 г) была построена на одной верфи.

Это наиболее современные ПЛАРБ британского флота.
В начале февраля 2009 года «Vanguard» столкнулась в Атлантическом океане с французской субмариной «Le Triomphant». Повреждения, полученные в результате инцидента неизвестны, но предположительно они более тяжелые, нежели на «француженке».

Вооружение линкоров типа «Литторио»

  • Главный калибр состоял из 3 трехорудийных башен, включающих 381-мм пушки (381 mm/50 Ansaldo Mod. 1934). Две установки располагались в носовой части по линейно-возвышенной схеме, третья стояла в корме.
  • Противоминное вооружение включало 4 четырехорудийные установки калибром 152 мм (152 mm/55 Mod. 1934/1936) и 4 пушки 120/20 Mod.1891.
  • Зенитная артиллерия состояла из 12 90-мм орудий (90 mm/50 Mod. 1938/1939), 37-мм пушек (37 mm/54 Mod. 1932/1938/1939) и 20-мм пулеметов (20 mm/65 Mod. 1935/1939/1940).
  • На борту находились 3 гидросамолета IMAM Ro.43 и 1 катапульта.

Все техника была разработана и произведена в Италии.

381-мм пушки (381 mm/50 Ansaldo Mod. 1934)

Теперь о модели

Сборка прошла без помех, все стыки сошлись идеально, попытка применить наборчик автемаркета от WEM для данной модели потерпела крах – использовал только травленые табличку на рубку, ветровой щиток на мостик и крышки торпедных аппаратов. Травленый винт просто не поместился в насадке, жаль конечно, он смотрелся бы более приемлемо. В наборе автемаркета также были детали движителя из «белого металла» (по моему, прошлый век), здесь пластик наоборот выглядит предпочтительнее, поэтому я использовал его.
Как я уже писал в обзоре, штатная подставка больше напоминает могильную плиту, поэтому от ее использования я отказался и соорудил самодельную, по образцу тех, что дает Хобби-Босс для своих лодок.
Больше всего возни было с покраской — 5 оттенков черного, красил тамиевским акрилом. Все больше склоняюсь к мысли, что тамиевский матовый акрил для 350-го масштаба мало пригоден т.к. покрытие получается шагреневым.
Все это прекрасно видно при макросъемке, хотя при живом взгляде незаметно. Расшивку выделял маслянной краской, с помощью тамиевской пудренницы нанес немного следов эксплуатации, в районе щелевого шпигата получилось немного утрированно. Декали легли на троечку с плюсом, приваривать их я не стал — побоялся повреждения краски. Номера на внутренних сторонах люков ракетных шахт вырезал из найденных в закормах декалей. Коллеги уже подсказали об ошибке в матчасти — ракетные шахты должны быть накрыты колпаком. При старте ракета его ломает.
Привожу также пару групповых фото с «французкой подружкой» — Le Triomphant, для сопоставления размеров и архитектуры.
Видно, что подход к внешнему дизайну на обоих берегах Ла-Манша несколько разный.
Фото немного подкачали — лодка длинная и моим фотоаппаратом ее трудно «взять» целиком.
Постройка заняла примерно месяц.

Примечания

  1. Источники расходятся во мнениях относительно количества, типа и состава вторичного вооружения. Берт дает только восемнадцать 4-дюймовых ружей и утверждает, что они были старше. Оружие QF Mark III. Кроме того, он перечисляет 12-фунтовую (трехдюймовую (76 мм)) пушку. Престон соглашается с числом 4-дюймовых, но не перечисляет 12-фунтовые. Паркс говорит, что двадцать 4-дюймовых пушек; не называя тип, он говорит, что это были пушки 50 калибра. и Гардинер и Грей соглашаются. Фридман показывает QF Mark III как орудие 40-го калибра и говорит, что орудие BL Mark VII 50-го калибра вооружало все ранние дредноуты.
  2. Берт оценивает стоимость в 1 606 030 фунтов стерлингов, в то время как Паркс цитирует его как 1 607 780 фунтов стерлингов.
  3. В своей книге 1919 года Джеллико обычно только называл конкретные корабли, когда они предпринимали индивидуальные действия. Обычно он имел в виду Великий флот в целом или эскадрильи и, если не указано иное, в данной статье предполагается, что Авангард участвует в деятельности Гранд Флота.
  4. Время, используемое в этом разделе, указано в UT, что на час меньше CET, который часто используется в немецких произведениях.

Мусаси | Длина 263 м

К самым большим линкорам в мире относится «Мусаси» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

Крушение

Мемориал Авангарда в Линессе

Авангард‘крушение было тяжело спасенный в поисках Цветные металлы прежде, чем он был объявлен военной могилой в 1984 году. Также были сняты часть основного вооружения и броневые пластины.

Обломки корабля и связанные с ним обломки покрывают большую территорию и лежат на глубине примерно 34 метра (111 футов 7 дюймов) в Координаты: . Мидельная часть корабля почти полностью исчезла, а башни P и Q были отброшены на расстояние около 40 метров (130 футов). Носовая и кормовая части практически не повреждены, как показало обширное обследование, проведенное командой дайверов-добровольцев и санкционировано Министерство обороны в 2016 году. Отчет об исследовании был опубликован в апреле 2018 года.

Место крушения было определено как контролируемое в 2002 году, и на него нельзя погружаться, кроме как с разрешения Министерства обороны. 100-летие Авангард‘Память о гибели погибшего была отмечена 9 июля 2017 года: потомки экипажа возложили 40 венков над ее обломками, водолазы Королевского флота установили новый британский флаг на затонувшем корабле и на Королевском военно-морском кладбище Лайнесс, где похоронены некоторые из членов экипажа, провели церемонию возложения венков.

Дредноут по имени «Дредноут»

Проект нового корабля Фишер разрабатывал — в связке с инженером Филиппом Уаттсом — задолго до того, как британское Адмиралтейство приняло решение о его постройке. Еще в 1902 у Фишера появилась идея линкора со скоростью 21 узел, несущего 12 орудий калибра 305 мм. На обсуждение в Адмиралтействе постройки «линкора будущего», состоявшееся в январе и продолжавшееся до февраля 1905 года, Фишер представил восемь вариантов!

«Дредноут» — схема линейного корабля

2 октября того же года на Портсмутской верфи состоялась закладка корабля, названного «Dreadnought» («Неустрашимый» или «Бесстрашный»).

Британское судостроение все силы бросило на создание этого корабля, все прочие программы Адмиралтейства временно ушли на второй план. На строительстве работало 3000 человек, рабочая неделя была шестидневной, а рабочий день длился 12 часов (с 6 утра до 18 вечера).

И Британия подтвердила свой статус главной морской державы даже в этом — строительство было закончено в абсолютно рекордный срок: год и 1 день. Между прочим, Конгресс США утвердил постройку двух линкоров типа «Южная Каролина» — дредноутов с орудиями того же калибра 305 мм — раньше Британии, в марте 1905. Но американцы умудрились промариновать строительство до… 1910 года!

Линейный корабль «Дредноут»

«Дредноут», Корабль Его Величества, был спущен на воду 10 февраля — Его Величество Эдуард VII и провел эту торжественную церемонию. А 3 октября «Бесстрашный» был уже в строю флота короны.

Конечно, при такой скорости строительных работ корабль получился не без недостатков, и критики вызвал много — и башни-то на нем не новые, и брони много, но в ущерб толщине, и не управляется он на малых скоростях — не может войти в родной Портсмут, и усовершенствованное «воронье гнездо» —контрольно-дальномерный пункт на фок-мачте не может в ходе сражения ничего контролировать — его совершенно задымляла торчащая спереди труба. Но это казалось сущими мелочами по сравнению с самыми важными характеристиками нового корабля: огневой мощью («Бесстрашный» был оснащен десятью 305-мм орудиями, двадцатью восемью 76-мм пушками, пятью торпедными аппаратами) и скоростью, позволяющей навязывать противнику свою дистанцию боя.

305 мм корабельное орудие

Корабль-то получился «Бесстрашный», а вот мировому морскому сообществу вмиг стало очень страшно: одним своим рождением он отправил старые броненосцы на свалку истории. Имя его стало нарицательным для класса линкоров, в класс дредноут позже будут условно включать и корабли других классов, обладающие той же особенностью: однородное вооружение из большого числа крупнокалиберных орудий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: