Немецкий линкор «тирпиц». судьба линкора «тирпиц»

История постройки линкора Бисмарк

Адольф Гитлер возглавив новое нацистское правительство, решил усилить свой флот несмотря на ограничения установленные Версальским договором. Его интересовал и привлекал романтический ореол вокруг линкоров. Эти корабли выходили в океан, символизируя мощь государства. Он пообещал своим адмиралам, что у них будет будет самый мощный флот в мире. В начале 1939 года на воду были спущены два самых мощных линкора своего времени «Бисмарк» и «Тирпиц». Гитлер сам руководил их спуском. С такими линкорами Германия спустя двадцать лет снова вошла в ряды самых мощных морских держав. Но у Гитлера были более смелые планы относительно своего флота. Он хотел создать флот готовый на равных сражаться с британскими кораблями. Его план «Z» как его называли, предполагал постройку сверх линкора водоизмещением 144000 тонн, размеры в два раза превышали линкор «Ямато». Его скорость ожидалась 34 узла, а вооружение восемь 508 мм орудий. Если бы этот чудовищный корабль удалось построить, то любое сравнение было бы прекращено, а линкор открыл бы некую новую реальность. Но стремление диктатора создать флот, было реализовано частично. Вмешались события, которые сам инсценировал.
 

Линкор «Бисмарк» был построен на верфи «Wilhelmshaven» в Гамбурге в феврале 1939 году. Его броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки 350 мм. В мае 1940 года корабль успешно завершил испытания и учебные стрельбы. Линкор «Бисмарк» стал самым мощным кораблем страны. Он был лучшим в мире боевым кораблем этого класса, считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» вышел в свой первый поход. Командиру корабля был отдан приказ выйти в Северную Атлантику и топить торговые суда, которые следовали из США в Великобританию. Это первое плавание стало самым драматичным.
 

История службы

Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).

Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

Обнаружение

Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.

К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне (Северная Ирландия) на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент «Бисмарку» оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора – базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные.

В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два (по некоторым источника, три) точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица – выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Главный калибр

Орудия главного калибра на линкорах типа Bismarck были представлены 8 орудиями SK/C34 калибра 380 мм. Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм.

У немцев имелся опыт создания 380 мм орудий, так, перед окончанием Первой мировой войны в строй успели вступить два дредноута типа Bayern с пушками SK L/45 образца 1913 года. Эти орудия часто называют прототипами пушек SK/C34, но они были оригинальной разработкой фирмы Krupp.

Испытания орудия SK/C34 прошли уже во время строительства линкоров, после чего были приняты на вооружение. Конструкция ствола была типична для арт. систем фирмы Krupp — внутренняя труба, внутри которой устанавливался сменный лейнер, заменявшийся со стороны затвора, четыре скрепляющих кольца, состоящий из четырёх частей защитный кожух (каждая часть кожуха насаживалась примерно на две трети предыдущей), казенная часть и клиновый горизонтально-скользящий затвор.

Конец «Бисмарка»

И одному из «старичков» очень, очень повезло. Большая часть торпед, сброшенная «Суордфишами», в цель не попала — но одна все же ударила в нужное место.

Линкору заклинило рули. Теряющий скорость корабль теперь не мог нормально управляться — одинокого врага можно было догонять и уничтожать («Принц Ойген» давно ушел другим курсом).

«Арк Ройял» и «Суордфиши» над ним. Фото: wikipedia.org

Первыми огонь по линкору открыл вечером 26 мая крейсер «Шеффилд» — в бою он потерял 12 человек, но не добился никакого успеха. Затем поразить «Бисмарк» попыталась «мелюзга» — английские эсминцы «Казак», «Зулус», «Маори» и «Сикх» вместе с польским «Громом». И только утром 27 мая за линкором пришли настоящие враги.

К 8 утра «Бисмарк» догнали два линкора — «Король Георг V» (однотипный с «Принцем Уэльским») и «Родни». Последний имел смехотворную скорость, догнать «Бисмарк» в обычных условиях ему никогда бы не удалось — зато корабль нес мощнейшие в британском флоте 406-мм орудия.

А малая скорость перестала быть помехой: «Бисмарк» давал ничтожные 8 узлов (около 15 км/ч), так что догнать его мог кто угодно. Соотношение сил по главному калибру было почти такое же, как в Датском проливе — восемь пушек «Бисмарка» против 19 британских (плюс более мелкие орудия крейсеров). Но потерявший управление немецкий линкор превратился, по сути, в мишень.

В 8.47 стороны открыли огонь. Англичане пристреливались как в тире, противник же был почти неподвижен. 15 минут спустя один из британских кораблей уничтожил попаданием главный дальномерный пост «Бисмарка», после чего качество прицеливания орудий гиганта стало примерно нулевым. Через пять минут снаряды обездвижили одну из башен главного калибра немца. Через четыре минуты — еще одну. Последующие семнадцать минут оставили «Бисмарк» вообще без 380-мм артиллерии — ему оставалось «огрызаться» малыми пушками и погибать с честью.

Англичане добивали линкор долго, его броня оказалась все-таки весьма хорошей (впрочем, при неудовлетворительной защите орудий большого значения это не имело). Десятки снарядов попадали в горящий от носа до кормы корабль, но он не собирался сдаваться.

Погиб капитан корабля, погиб адмирал Лютьенс, а британцы все убивали и убивали «Бисмарк». Добить так и не смогли, искореженная громадина упорно держалась на воде, и «Родни» с «Георгом V» ушли, оставив «немца» крейсерам. Позже выяснилось, что и их торпедные залпы не достигли успеха — «Бисмарк» затопили свои же моряки. В 10.39 утра главный линкор Гитлера пошел ко дну.

Последствия единственного похода «Бисмарка» были колоссальными. Тактика охоты на коммуникациях с использованием линкоров была забыта, однотипный «Тирпиц» почти всю войну . Кригсмарине переориентировалось на подлодки.

С «Бисмарка» спасли всего 116 человек из экипажа в 2220 матросов и офицеров. И корабельного кота Оскара.

Пережив гибель корабля, Сэм (так переименовали котика) осенью того же года стал свидетелем гибели и «Казака», потопленного подлодкой. Сэма, уже получившего к имени приставку «Непотопляемый» перенесли на эсминец «Легион», а потом на авианосец «Арк Ройял» (тот самый, с которого вылетел «Суордфиш», заклинивший торпедой рули «Бисмарка»).

Увы, 14 ноября 1941 года торпеда досталась и этому кораблю — «Арк Ройял» затонул. Сэма спасли моряки того же эсминца «Легион», но больше передавать на корабль не стали — «списали» на берег. Кот счастливо пережил войну и дожил до 1955 года. А «Легион» погиб в 1942 году.

Лежащий на дне Атлантики «Бисмарк» океанографы нашли только в 1989 году.

 
ТегиБрест 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

«Бисмарк», который не хотел тонуть. 79 лет назад погиб главный линкор Гитлера
Корабль не вернулся из своего первого похода.

Герои прошлого

Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру — вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» — именно столько рядов весел у нее было. Длина это сооружение была 130 метров, ширина — 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем — вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой — для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.

Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, — один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы. Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое — например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.

Действия подводных лодок

Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход.

24 мая по радиограмме подлодки получили сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем руководствоваться приказами, учитывающими положение «Бисмарка».

25 мая подводная лодка U-557, находящаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала крупный конвой. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара.

Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку». Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ. Кроме того, в этот момент субмарины, преследующие конвой, оттянулись от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб сообщил подлодкам, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Все находившиеся поблизости субмарины получили приказ отправиться на спасение членов экипажа корабля.

Придя на место гибели, подлодки обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После дня поисковых работ они вернулись в районы патрулирования.

«Ришелье» и «Бисмарк»

Французский корабль под названием «Ришелье» может похвастаться водоизмещением в 47 тысяч тонн. Длина судна же составляет порядка 247 метров. Основное назначение корабля заключалось в сдерживании итальянского флота, но активных боевых действий данный линкор так и не видел. Исключением является только Сенегальская операция 1940 года. В 1968 «Ришелье», названный в честь французского кардинала, был списан на лом. Одно из основных орудий установлено в Бресте как памятник.

«Бисмарк» — один из легендарных кораблей немецкого флота. Длина судна — 251 метр, а водоизмещение — 51 тысяча тонн. Линкор спустили на воду в 1938 году, при этом присутствовал сам Адольф Гитлер. В 1941 корабль был потоплен силами британского флота, в результате чего погибло множество людей. Но это далеко не самый большой в мире линкор, поэтому идем дальше.

Линейные корабли типа «Айова»

США подошли ко Второй мировой войне как мировой лидер по уровню экономики и производству. На то время наиболее мощный флот был уже не британским а американским. Наиболее мощным был линкор «Айова». Его длина составляла 270 м с массой в 55 тыс. т. «Айову» строили против японских линейных кораблей «Ямато». На американском линкоре главный калибр был 406 мм. Масса бронебойного снаряда составляла 1,2 т.

Также на «Айове» стояла чрезвычайно совершенная система контроля артиллерийского огня. Кроме оптических дальномеров на ней был и радар, увеличивавший точность огня при плохой погоде. Американские линкоры лидировали по зенитному вооружению. была 307-мм. Силовая установка суда составляла 212 тыс. л/с. Скорость корабля была 33 узлов.

Погоня за «Бисмарком»

Гюнтер Лютьенс отдал приказ возвращаться. Не в Норвегию — во Францию, где линкор можно было бы подремонтировать. Пока «Бисмарк» не оказался в безопасности, расслабляться было рано.

Тем более, что британцы, шокированные потерей флагмана, не опустили руки. Теперь уничтожение «Бисмарка» стало делом национальной чести для империи. Радары крейсеров по-прежнему «видели» линкор и наводили на него все возможные силы Гранд-Флита. Погоня началась.

Первыми по «Бисмарку» ударили торпедоносцы с «Викториеса». 24 мая девять стареньких бипланов «Суордфиш» сбросили свои торпеды — попала только одна. Критических повреждений линкор не получил, но, уворачиваясь от торпедных атак, потерял заплаты на пробоинах, полученных в Датском проливе. Одно из котельных отделений наполнилось водой.

На этом этапе линкор получил преимущество над противником: преследователи уже боялись подводных лодок кригсмарине: приходилось идти зигзагами, что снижало скорость. «Бисмарк» шел напрямик и рано утром 25 мая пропал с радаров англичан. Казалось, все — немец ушел. Найти громадину линкора на просторах Атлантики было почти невозможно.

И тут на помощь англичанам пришли «нейтральные» американцы. США на тот момент не участвовали в войне, но на чьей они стороне — понимали все. Сутки спустя, 26 мая, гидросамолет «Каталина» с американским пилотом на борту обнаружил «Бисмарк» и передал его координаты, вскоре корабль заметили еще два самолета. На момент обнаружения линкору оставалось меньше 1300 километров до французского Бреста — уже скоро он мог оказаться под «зонтиком» люфтваффе.

До ближайших британских кораблей («Соединения Н») было под 300 километров, и атаковать гиганта могли только все те же допотопные «Суордфиши». Авианосец «Арк Ройял» выпустил стайку из 15 таких торпедоносцев — шансы сделать что-то серьезное с кораблем и тем более потопить его у них были очень малые, можно было рассчитывать только на удачу.

Энергетическая установка и ходовые качества

Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.

Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz : 30,8 уз. при 163026 л.с.

Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу — 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Зенитная артиллерия

Bismarck и Tirpitz несли на борту 16 зенитных орудий SK/C33 калибром 105 мм. Восемь спаренных установок размещались по четыре с каждого борта, обозначались аналогично со 150 мм башнями, по левому борту BI-BIV, по правому SI-SIV. Расположение установок на Bismarck`e и Tirpitz`e различалось, так, после гибели Bismarck`а, на Tirpitz`e две установки возле катапульты были смещены на 3 м к корме и на 5 к наружному борту.

Сами установки были разных моделей. На Bismarck`e, стояли четыре носовых установки Dop.LC/31, которые изначально проектировались под 88 мм орудия, их установили в июне-июле 1940 года когда Bismarck находился на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. Оставшиеся установки смонтировали 4-18 ноября во время стоянки Bismarck`a в Готтенхафене, они были модели Dop.LC/37, специально спроектированные для 105 мм орудий. Их главное отличие от Dop.LC/31 в том, что оба орудия размещалось в единой люльке, это упрощало конструкцию и повышало надёжность. Установка была на 750 кг легче, а внешне, незначительно отличалось формой броневого щита. Общий боезапас для 105 мм орудий- 6720 снарядов, по 420 на одно орудие.

ПВО вблизи корабля, обеспечивалось шестнадцатью 37 мм пушками SK/C30 и 20 мм зенитными автоматами Flak 30 или Flak 38. Боекомплект для них по штатам Кригсмарине состоял из 2000 выстрелов на ствол. Суммарное число выстрелов для 37 мм зениток- до 34 100 выстрелов. Суммарный запас на линкоре Tirpitz для 20 мм зенитных пушек к концу 1941 года- 54000, а к 1944 году- 99000 выстрелов.

На Tirpitz по ходу войны были установлены счетверенные 20-мм зенитные пушки Flakvierling 38. В ходе службы на линкоре Tirpitz не однократно менялось количество зениток, так, в июле 1944 года на борту линкора имелось 78 зенитных пушек калибром 20 мм.

8.

Броненосец «Монитор»
Этот корабль не имел триумфальной истории и просуществовал не долго, но все же остался в памяти, причем несколькими фактами. Во-первых, он был первым из ряда броненосцев такого типа. Во-вторых, его построили всего за сто дней, и, несмотря на конструктивные недостатки, считался лучшим судном северян во время гражданской войны в Америке. И в третьих, одно его название символично: «Монитор» означало «наставник», который должен был преподать урок южанам.

Броненосец имел ряд достоинств: мощная броня, низкая осадка, позволяющая ходить в мелководье, и малая высота бортов, делающая его малозаметным. Последнее и стало для броненосца фатальным, но победила его не армия, а природа. «Монитор» вступил в битву с судном южан «Вреджинией» и сумел нанести ей повреждения. Но и сам броненосец после этих событий просуществовал меньше года: те самые низкие борта увеличивали заливаемость корабля волнами, и в конце-концов он затонул во время шторма.

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: