Линкор класса нагато — nagato-class battleship

Боевая история

Вопреки ожиданиям, военная карьера линкоров этого класса не была богата на события. Линейный корабль «Ямато» являлся флагманским судном адмирала Ямамото. В то время, когда шло сражение у атолла Мидуэй, он получил сообщение о поражении своих авианосных сил, но вместо того, чтобы использовать огромные орудия линкора против врага, он вышел из боя.

Двойник «Ямато» – «Мусаси» являлся штабом адмирала Кога, который стал командующим Императорского флота после смерти Ямамото. Оба линкора практически не вступали в бой и все время стояли у берегов Трука.

В конце декабря 1943 года «Ямато», находясь к северу от того же острова, был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт». Получив повреждения, линкор не сразу повернул к родным берегам. В Страну восходящего солнца судно пришло 22 ноября 1944 года и было сразу же поставлено не только на ремонт, но и на модернизацию. После случая с торпедированием головного корабля Императорского флота японцам пришлось несколько усовершенствовать противоминную защиту кораблей данного типа. Но в ходе боевых действий на Тихом океане стало ясно, что ведущая роль на море теперь принадлежит авиации, а огромные орудия линкоров оказались свершено бесполезными.

Технические характеристики «Ямато»

Длина корабля 263 м (полная)
Ширина 38,9 м
Осадка 10,4 м
Стандартное водоизмещение 63 200 т
Полное водоизмещение 72 810 т
Мощность силовой установки 150 тыс. л.с. (до 165 тыс. кратковременно)
Максимальная скорость 27,5 узла
Экономический ход 16 узлов
Дальность максимальная 7200 миль
Численность экипажа 2500 человек
Бронирование 410 мм (борт), 230 мм (главная палуба)

Толщина брони боевой рубки достигала 500 мм, а башен главного калибра в лобовой части – 650 мм. Вспомогательная артиллерия была почти не защищена – броня ее башенных установок составляла всего 25 мм. Кроме того, имелась сильная противоторпедная защита.

«Ямато»: последняя битва

Вскоре японские корабли были обнаружены авиацией США. На линкор сразу же налетели вражеские самолеты. Всего было три атаки, в которых приняло участие до 200 бомбардировщиков, взлетевших с американских авианосцев «Хорнет», «Йорктаун» и «Беннингтон».

В результате первого налета в корабль «Ямато» попали три торпеды. Они повредили вспомогательную рулевую машину, в свою очередь, линкор сбил лишь один торпедоносец. После второй атаки двумя снарядами было повреждено бортовое электрооборудование, вследствие чего из строя вышла часть артиллерии. Но и после этого положение линкора еще нельзя было назвать критическим, хотя все резервы устойчивости и живучести стремительно исчерпывались. Наконец, начался последний налет на корабль. На этот раз в него попало не менее четырех торпед. К этому времени на «Ямато» в рабочем состоянии находился единственный оставшийся гребной вал, но вскоре персоналу пришлось покинуть постепенно заполняющиеся водой котельные отделения. После этого он полностью потерял ход. Корабль стал клониться на левый борт.

Вскоре крен достиг 80 градусов, после чего прогремел чудовищный взрыв. Он означал гибель «Ямато». Последняя битва линкора, которая длилась около двух часов, была окончена. Взрыв был такой силы, что его слышали на многие мили вокруг, а его отблеск видели с американских кораблей, находившихся у острова Кагосима. Столб дыма, поднявшийся над местом трагедии, напоминал собой так называемый ядерный гриб. В высоту он достигал около 6 км, а пламя от взрыва поднималось не менее чем на 2 км.

Подобный эффект могла произвести сдетонировавшая взрывчатка в количестве около 500 тонн. Но что именно вызвало этот взрыв, до сих пор неизвестно. Американцы склонны считать, что его спровоцировала бронебойная бомба, попавшая в башню, а затем и в главные погреба, где хранились боеприпасы.

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. ship.bsu.by/main.asp?id=100681 линкоры типа «Нагато»
  4. Назван в честь провинции на западе острова Хонсю, префектура Ямагичи. См.: Апальков Ю. В. С. 105.
  5. Назван в честь провинции на севере острова Хонсю, префектура Аомори и Иватэ. См.: Апальков Ю. В. С. 104.
  6. Conway’s, 1906—1921 . — P.38
  7. Conway’s, 1906—1921 . — P.41
  8. Gröner . Band 1. — P.85—87
  9. Gröner . Band 1. — P.87
  10. Conway’s, 1906—1921 . — P.33
  11. Gröner . Band 1. — P.52—54
  12. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 120.
  13. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 124.
  14. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 173.

Гибель

8 июня 1943 года в 12.13 в Хиросимском заливе, между Хасирадзимой и островами Суо-Осима на «Муцу» произошёл взрыв погребов кормовых башен. Первыми его заметили на линкоре «Нагато», который в тот день направлялся в Хасирадзиму. Первыми к месту взрыва были направлены два катера с линкора «Фусо», которые приняли на борт бо́льшую часть спасшихся моряков. На место катастрофы также прибыли шлюпки с крейсеров «Могами» и «Тацута», подошли эсминцы «Таманами» и «Вакацуки». В районе катастрофы была объявлена противолодочная тревога, так как первой версией случившегося была атака из-под воды. Однако основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека. В числе погибших оказались командир линкора Миёси и старший офицер Оно Коро. На линкоре находилась также группа из 113 морских лётчиков, из которых удалось спасти только 13 человек. В условиях полного превосходства американской авиации гибель ста летчиков для японцев была крайне досадной потерей.

В июле 1944 года японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, что в условиях жестокого дефицита горючего имело большое значение, но поднять корабль не удалось.

Литература

  • Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. — СПб.: Дидактика, 1997.
  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
  • Рубанов О. А. Линейные корабли типа «Нагато». — АНО «Истфлот», Самара 2005.

на английском языке

  • Conway’s All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present / Edited by Ian Sturton. — New ed. — London: Conway Maritime Press, 1996. — 190 p. — ISBN 0-85177-691-4.

на немецком языке

Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.

Тип «Фусо» «Фусо» · «Ямасиро»
Тип «Исэ» «Исэ» · «Хюга»
Тип «Нагато» «Нагато» · «Муцу»
Тип «Тоса» «Тоса» · «Кага»
Тип «Кии» «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались)
Тип «Ямато» «Ямато» · «Мусаси»
Линейные крейсера
Тип «Конго» «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна»
Тип «Амаги» «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао»
Тип «B-65» ·
Линейные крейсера тип «Конго» · тип B-65
Тяжёлые авианосцы «Акаги» · «Кага» · «Сорю» · «Хирю» · тип «Сёкаку» · тип «Дзюнъё» · «Тайхо» · «Синано» · тип «Унрю»
Лёгкие авианосцы «Хосё» · «Рюдзё» · тип «Дзуйхо» · «Рюхо» · тип «Титосэ» · «Ибуки»
Эскортные авианосцы тип «Тайё» · «Кайё» · «Синъё»
Гидроавианосцы «Ноторо» · «Камои» · тип «Титосэ» · «Мидзухо» · «Ниссин» · «Акицусима»
Тяжёлые крейсера тип «Фурутака» · тип «Аоба» · тип «Мёко» · тип «Такао» · тип «Могами» · тип «Тонэ»
Лёгкие крейсера тип «Сэндай» · «Юбари» · тип «Иосима» · тип «Катори» · тип «Агано» · «Оёдо»
Эсминцы тип «Минэкадзэ» · тип «Камикадзе» · тип «Муцуки» · тип «Фубуки» · тип «Акацуки» · тип «Хацухару» · тип «Сирацую» · тип «Асасио» · тип «Кагэро» · тип «Югумо» · тип «Акидзуки» · «Симакадзэ» · тип «Мацу» · тип «Татибана»
Миноносцы тип «Тидори» · тип «Отори»
Кайбоканы тип «Симусю» · тип «Эторофу» · тип «Микура» · тип «Укуру» · тип «Хибури» · тип C · тип D
Десантные корабли «Синсю Мару» · тип T1 · тип SS · тип T101 · тип T103
Торпедные катера тип T1 · тип T23 · тип T14 · тип T15 · тип T51
Охотники за ПЛ тип CH1 · CH3 · тип CH51 · CH53 · тип CH4 · тип CH13 · тип CH28
Минные заградители «Сиратака» · «Ицукусима» · тип «Камомэ» · «Яэяма» · тип «Насами» · «Сарусима» · «Окиносима» · «Цугару» · тип «Сокутэн» · тип «Хацутака» · тип «Хацусима» · тип «Камисима»
Тральщики тип W1 · тип W5 · тип W13 · тип W17 · тип W7 · тип W19

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год для Японии оказался неудачным. После поражения вблизи Мариинских островов ее палубная авиация так и не смогла оправиться, но вести дальнейшие военные действия было необходимо. Императорский флот намеревался взять реванш у американцев, стянув при этом к Филиппинским островам все оставшиеся силы. В это соединение входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша оно потеряет флот полностью и бесповоротно, но оставить за собой Филиппины, как и нефтяные месторождения, было жизненной необходимостью.

Американцы сумели собрать в этом районе все самые крупные силы – 12 линкоров и 16 авианосцев. К тому же у них было несомненное превосходство в воздушном пространстве, что в итоге и решило исход сражения.

Первые незначительные столкновения между двумя враждующими флотами начались 23 октября, а настоящие сражение в воздухе – только утром следующего дня. Японским адмиралом Ониси было организовано 3 налета на американские суда. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества оказалось недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикировщиков даже ухитрился атаковать американский авианосец, сбросив на него бомбу весом в 600 фунтов (272 кг). Бомбардировщик сбили, но на судне возник сильный пожар, и его пришлось потопить при помощи торпед. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки с применением пикировщиков и торпедоносцев, но они были безрезультатными.

История создания

Корабли типа «Нагато» являются первыми полностью спроектированными и построенными в Японии линкорами. Они создавались на основе концепции быстроходных линкоров.

Быстроходный линкор — такой же линкор как и супердредноут, но со скоростью 25 узлов и более, ко Второй мировой войне требование скорости увеличилось до 27 узлов, при этом многие корабли достигли 30 узлов. Первым из них был тип «Нагато» (европейцы не знали его истинные скоростные характеристики и поэтому считали первым быстроходным линкором «Дюнкерк») который развивал концепцию «Куин Элизабет» — быстрого крыла линейного флота. Характерной чертой их было что топливом являлся мазут, а не уголь. Это был последний тип линейного корабля, и эти корабли строились в течение 34 лет и служили дольше, чем любой другой тип линкора. Большинство быстроходных линкоров несли очень мощные зенитные батареи, главный калибр варьировался от 14″ до 18,1″, при этом 15″ и 16″ встречались наиболее часто. По сравнению с «Куин Элизабет» «Нагато» имел усиленные артиллерийское вооружение (410-мм орудия против 381-мм), горизонтальное бронирование и увеличенную скорость хода (26,5 узлов против 24 узлов). Корпус «Нагато» имел развитую систему противоторпедной защиты.

Противоположная концепция быстроходному линкору это американский «стандартный линкор» с максимальной скоростью 21 узел.

Служба

«Нагато»

Принимал участие в сражениях у атолла Мидуэй и в Заливе Лейте

К концу войны линкор был в небоеспособном состоянии и находился в Йокосуке

Во время испытаний ядерного оружия у Атолла Бикини использовался как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул

«Муцу»

В битве у атолла Мидуэй линкор входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал

Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов

8 июня 1943 в Хиросимском заливе на «Муцу» произошёл взрыв погре­бов кормовых башен. Основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека

В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось

Служба

В годы Второй мировой войны оба линкора принимали участие во многих сражениях, выступая против Союзников. Во время нападения на Перл-Харбор дредноуты типа «Нагато» находились поблизости и следили за сражением. Однако в битве за Мидуэй и в заливе Лейте они приняли активное участие.

В 1943 году «Муцу» был пришвартован в порту небольшого японского острова Хашира. Внезапно произошел взрыв. Судно раскололось пополам и ушло под воду, вместе с ним погиб 1 121 член экипажа.

Второй дредноут, носивший имя класса описываемых кораблей, в конце войны находился в плохом состоянии. В результате капитуляции Японии он стал собственностью ВМС США, которые использовали судно для ядерных испытаний.

Грозное оружие

Через несколько лет после того, как закончилась Первая мировая, в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили о применении линкоров. В те времена существовало мнение, что боевые корабли данного вида все же остаются основной мощью любого флота, так как предназначены для морских боев в сомкнутом порядке.

Дело в том, что линкоры оснащены одновременно как наступательными, так и оборонительными боевыми средствами, расположенными в наиболее рациональном порядке. Разрабатывая такие корабли, в первую очередь заботились об их бронировании, непотопляемости и артиллерии, а уже во вторую – о дальности и скорости хода.

Одновременное максимальное усиление наступательных и защитных качеств судна возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оснащения занимает значительную часть его общей массы. Именно этим объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Модернизация

С 1933 по 1936 «Нагато» и «Муцу» прошли модернизацию. В ходе работ на кораблях установили бортовые противоторпедные були и кормовые наделки. Ширина корпуса возросла с 29 до 33 м. Полностью заменили главную энергетическую установку: вместо турбин с прямой передачей установили турбозубчатые агрегаты. Также были установлены новые паровые котлы имевшие чисто нефтяное отопление. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т (в основном усилено горизонтальное бронирование). В отличие от своих предшественников, на которых подобная замена сопровождалась заметным повышением мощности и скорости, мощность почти не возросла, а максимальная скорость упала с 26,7 до 25 узлов. Максимальный угол возвышения артиллерии главного калибра увеличился до 43°, а противоминной артиллерии — до 35°. Число 140-мм орудий было уменьшено с 20 до 18 и сняты все торпедные аппараты. Устаревшие 80-мм зенитные пушки заменены на 127-мм установки (4×2). Установлены 20 25-мм автоматов. Смонтирована катапульта для запуска гидросамолетов.

Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 до 39 200 т.

Модель

Прекрасную модель этого линкора в масштабе 1:350 выпускает фирма Hasegawa. В свое время я купил этот набор даже не потому, что мне нравился прототип, а почитав восторженные отзывы о качестве японского пластика. Сейчас, после окончания сборки, я могу только присоединиться к этому хору. Модель просто великолепна. Шпаклевка использовалась в мизерных количествах, все монтажные соединения тщательно продуманны и легко реализуются. Очень выразителен рельеф поверхностей деталей — многочисленные иллюминаторы, козырьки, двери отлиты идеально ровно и без смещений. Даже хулимая многими клеточная расшивка бортов по окончании сборки мне уже не казалась такой нелепой. Да, она абсолютно немасштабна, но зато выглядит корабль с ней очень интересно даже без смывки по углублениям.
Единственный реальный недостаток набора — очень большая цена. Если бы не это, я бы рекомендовал эту модель всем, кто хочет попробовать себя в 350-м масштабе.
В работе использовался комплект травления от Hasegawa (два набора — базовый и суперсет) и набор травления от WEM. В дополнение к этим наборам использовались фототравленые 127мм зенитки тип89 Voyager, 2х25мм зенитки, разнообразные двери, а также рельсы и поворотные столики от LionRoar, Штрипки для линолеума от Flyhawk, набор стволов для Нагато от SeaMaster и еще совсем немного был «поднадкусан» набор травления от GMM «японские линкоры».
Конечно, можно и нужно было поступить проще, купив полный набор травления от Lion Roar, но к тому моменту, как он появился в продаже, у меня было уже куплено три набора травления Hasegawa…

Строительство

Закладка первого линейного корабля произошла 4 ноября 1937 года в Курэ, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото предоставлено выше). Для его постройки сухой док №4, имевший длину 339 м и ширину – 44 м, специально углубили на 1 м. Второй корабль такого же класса был заложен уже весной следующего года в Нагасаки и назывался «Мусаси». Его постройка производилась на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 на 40,9 м, который принадлежал компании «Мицубиси хэви индастриз».

В 1939 году в Японии была принята Четвертая программа по обновлению флота, согласно которой весной 1940 года начали строительство третьего линкора – «Синано». Оно производилось в сухом доке в Йокосука, в военно-морском арсенале. И четвертый, последний, корабль №111 заложили в том же году в доке, где до этого строили линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на стадии, когда корпус уже собрали до высоты главной палубы. В последующие три года его переоборудовали в авианосец, сохранив при этом первоначальное название.

Надо сказать, что постройка всех кораблей этого типа проводилась в обстановке чрезвычайной секретности. Все стапельные платформы были огорожены высокими заборами, а сверху накрыты либо маскировочными сетками, либо специальными навесами. Кроме того, все окна близлежащих зданий, выходивших на верфь, были наглухо заложены. Также все судостроители были вынуждены дать подписку о неразглашении какой-либо информации об объекте, на котором они работают.

Японский линкор «Ямато» и остальные три корабля такого же типа собирались так, что ни один из рабочих не знал, какой конкретно объект он сооружает. Доходило до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Полное представление о плане строительства кораблей имел только очень узкий круг лиц.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 года. А уже в конце 1941 года он встал в строй. Это событие произошло без малого через 7 лет после того, как появились первые чертежи линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» спустили на воду на три месяца позже, а в эксплуатацию ввели в конце лета 1942 года.

Сноски

  1. ^ Ленгерер, март 2007 г., стр. 9
  2. ^ Jentschura, Jung & Mickel, стр. 26
  3. Chesneau, p. 171
  4. ^ Lengerer 2009, стр. 50–51.
  5. Lengerer 2011, стр. 21–22.
  6. Lengerer 2011, стр. 24–26, 30
  7. Lengerer 2011, стр. 33–34.
  8. Ленгерер 2011, стр. 35 год
  9. Кэмпбелл, стр. 198
  10. Гардинер и Грей, стр. 230
  11. Ленгерер, март 2007 г., стр. 12
  12. ^ Хакетт, Кингсепп и Альберг
  13. Стилле, стр. 11
  14. Lengerer 2006, стр. 28–30; Ленгерер 2011, стр. 36
  15. Lengerer, март 2007 г., стр. 16
  16. Ленгерер 2006, стр. 28–30
  17. Lengerer 2011, стр. 28, 30–31, 41
  18. ^ Сильверстоун, стр. 331
  19. Rohwer, стр. 168–169.
  20. Паршалл и Талли, стр. 454
  21. Паршалл и Талли, стр. 46
  22. Lengerer 2009, стр. 39–40.
  23. Lengerer 2009, стр. 45–49, 51–53.
  24. Ленгерер 2009, стр. 43
  25. Lengerer сентябрь 2007 г., стр. 22
  26. Lengerer сентябрь 2007 г., стр. 23
  27. Ленгерер 2009, стр. 53
  28. Полмар и Генда, стр. 420, 422, 428.
  29. Полмар и Генда, стр. 430

Служба

«Нагато»

Принимал участие в сражениях у атолла Мидуэй и в Заливе Лейте.

К концу войны линкор был в небоеспособном состоянии и находился в Йокосуке.

Во время испытаний ядерного оружия у Атолла Бикини использовался как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул.

«Муцу»

В битве у атолла Мидуэй линкор входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.

Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.

8 июня 1943 года в Хиросимском заливе на «Муцу» произошёл взрыв погребов кормовых башен. Основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа. После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека.

В июле 1944 года японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.

Сборка

Единственное сложное место с плохой стыкуемостью — кормовая надстройка. Я ее собирал в два блока — нижний потребовал значительного шкуринга и пластиковых вставок:
На верхней части меня приятно удивила конструкция Starfish: 
Этот элемент идеально проработан в травлении Хасегавы. Конструкция получается очень прочная, но при этом рельефная и выразительная. В процессе постройки я уронил надстройку, сломалась пластиковая стеньга у основания, а этого травленого «паучка» даже править не пришлось. Верхний и нижний блок красил отдельно, потом собирал уже окрашенными. Немножечко поддул аэрографом стык.
Комплекс «труба-прожекторная эстакада-площадки ПВО» собирал и красил отдельно, поэлементно.
Сначала приклеил всю травленку, потом сложил вместе — чтобы убедиться в правильной стыкуемости. Потом разобрал и по отдельности покрасил.
Чтобы нормально окрасить черный козырек трубы, я заранее срезал верхушки патрубков, попадавших в «черную» зону. Затем верх трубы был окрашен в черный цвет, замаскирован скотчем и ФУМ-лентой, после чего остальная часть трубы была окрашена в серый цвет. Верхушки патрубков были окрашены отдельно и приклеены уже к готовому «комплексу» на суперклей.
Для деталировки этого элемента в основном использовалось травление от Хасегавы — оно оказалось более технологично. От ВЕМ я взял решетку «гриль» на трубу, решетчатые настилы проходов к бортовым КДП, крестовые связи для площадок ПВО, возвышенные позиции для прожекторов и торцы прожекторных эстакад.
Самую эффектную часть корабля — «пагоду» собирал и красил отдельно, по ярусам:
Стеклянные детали из набора я заменил травлеными переплетами от ВЕМ (в наборах ФТД от других производителей таких деталей нет.
На некоторых платформах я сделал линолеумный пол. Инструкция предлагает красить все в серый, но на мой взгляд это не правильно. Superillustration тоже дает кое-где линолеумное покрытие. В-общем, на некоторых уровнях я приклеил травленые нащельники и покрасил пол в цвет линолеума.
Башни ГК я собирал с травлением Хасегавы — оно красивее, прочнее и копийнее. Японцы тоже накосячили с развертками рам-стоек для такелажа, но в инструкции показали, что и как надо подрезать, чтобы деталь встала правильно. Если этот этап пропустить, то эти рамы будут заметно «завалены» в сторону амбразур.
Стволы взял у Си-Мастера. Площадки для учебных стрельб, укрепленные на стволах — WEM. 127мм зенитки я заменил на изделия Voyager. Этот набор предлагает изготовить четыре установки из фототравленых деталей. Стволы — точеные, накатники — из смолы.
Стыкуется все хорошо, главное правильно накатать радиусы загиба. За палубу хочется сказать еще раз большое спасибо коллеге Warship. По его совету я расчертил на окрашенной и пролакированной палубе углубления между досок механическим карандашом и потом протер уховертками, смоченными в мыльном растворе. По-моему получилось красиво и аккуратно.
Лодки и катера собрал по инструкции. В основном использовались детали Хасегавы, но для подвесных лодок я использовал травленые банки от WEM.
Прожекторы… Для больших прожекторов я использовал детали Хасегавы из набора QG35 — маховички и переплет остекления. Внутри прожекторы окрашены «титаниум Силвер», снаружи — серым Куре. Доделал тренажер для артиллеристов — добавил мостки заряжающих. 
25мм автоматы собирал из набора ЛионРоар. Стволы красил отдельно в черный цвет, станину и лафет — отдельно в серый Куре.
Все окрашенные детали лакировал футурой после суточной просушки — тамиевский акрил очень легко стирается пальцами. А под футурой держится хорошо.

   
Для окраски корабля использовалась Тамиевская химия:
1. Грунтовка в баллоне белая
2. XF75 — IJN Kure gray
3. XF79 — Linoleum deck broun
4. XF55 — Deck tan
5. XF9 — hull red
6. X32 — Titanium Silver
7. X12 — Gold Leaf
Для самолетиков:
8.XF11 — JN green
9.XF12
10/ ModelMaster «Burnt sienna»
Лак — футура и Тамиевский TS-80 из баллона.    
Такелаж — нитка от бантика и мононить для такелажа крана. Чтобы обеспечить подвижность второй башни, приходящий на нее такелаж был сделан из эластичной нити для бисероплетения.
     

Предыстория

IJN считал боевой флот из восьми современных линкоров и восьми современных броненосных крейсеров, необходимых для защиты Японии и правительства приняла эту политику в 1907 году. Так возникла Программа восьми восьми флотов, разработка единой боевой линии из 16 крупных кораблей возрастом менее восьми лет. Достижения в области военно-морских технологий, такие как британский линкор HMS Dreadnought и battlecruiser HMS Invincible, заставили IJN несколько раз переоценить корабли, которые он считал современными. К 1910 году IJN не считал ни один из своих нынешних кораблей современным и перезапустил программу в 1911 году, заказав дредноуты класса Fusō и линейные крейсеры класса Kongō. К 1915 году IJN был на полпути к своей цели и хотел заказать еще четыре дредноута, но Сейм отклонил его план, и в бюджете 1916 года был утвержден только один дредноут, позже названный Нагато, и два линейных крейсера. Позже в том же году американский президент Вудро Вильсон объявил о планах создания 10 дополнительных линкоров и шести линейных крейсеров, а в следующем году Сейм санкционировал ответные действия еще на три дредноута, один из которых позже будет назван Mutsu.

Примечания

Примечания;

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. Назван в честь провинции на западе острова Хонсю, префектура Ямагичи. См.: Апальков Ю. В. С. 105.
  4. Назван в честь провинции на севере острова Хонсю, префектура Аомори и Иватэ. См.: Апальков Ю. В. С. 104.
  5. Все данные проектные на момент ввода в строй.
  6. В ходе боевых действий на всех кораблях была значительно усилена.

Источники;

  1. Балакин, Дашьян, 2006, с. 222.
  2. The Battleship Era 1860 to 1992, p. 52.
  3. Кофман, 2006, с. 46.
  4. 41 cm/45 3rd Year Type on navweaps.com
  5. 12 Балакин, Дашьян, 2006, с. 223.
  6. линкоры типа «Нагато»
  7. Lengerer, pp. 4-5; Skwiot 2008, pp. 3, 8
  8. Рубанов О. А. Линейные корабли типа «Нагато». 1917 — 1945 гг. — С. 7.
  9. Conway’s, 1906—1921 . — P.38
  10. Conway’s, 1906—1921 . — P.41
  11. Gröner . Band 1. — S.85—87
  12. Gröner . Band 1. — S.87
  13. Conway’s, 1906—1921 . — P.33
  14. Gröner . Band 1. — S.52—54
  15. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 120.
  16. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 124.
  17. Conway’s All the World’s Battleships: 1906 to the present. — London: Conway Maritime Press. — P. 173.
  18. British 15″/42 (38.1 cm) Mark I (англ.). NavWeaps . Дата обращения 3 июня 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
  19. DiGiulian, Tony United States of America 16″/45 (40.6 cm) Mark 1(неопр.) . NavWeaps.com (31 May 2008). Дата обращения 21 мая 2012.
  20. Japan 41 cm/45 (16.1″) 3rd Year Type 40 cm/45 (16.1″) 3rd Year Type (англ.). NavWeaps . Дата обращения 3 июня 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
  21. Conway’s, 1906—1921 . — P.118
  22. Conway’s, 1906—1921 . — P.231
  23. Raven, Roberts. British Battleships of WW2. — P. 114—115.

Вторая мировая война

Во время объявления войны Нагато вместе со своим сестринским союзом Муцу сформировали первую дивизию. Нагато был флагманом Ямамото . 2 декабря « Нагато» послал сигнал Niitakayama nobore 1208 («Восхождение на гору Ниитака 12 августа (по японскому времени)»), который приказал военно-морским ударным силам атаковать Перл-Харбор.

12 февраля 1942 года адмирал Ямамото перенес свой флаг на новый линкор « Ямато» .

« Нагато» шли с « Ямато», « Муцу», « Хошо» и « Сендай», а также девятью эсминцами и четырьмя вспомогательными судами и составляли основную часть флота Ямамото во время битвы за Мидуэй в июне 1942 года, но не сражались. Он вернул выживших с авианосца « Кага» в Японию.

В 1943 году под командованием капитана Хаякавы Микио « Нагато» базировался в Трук на Каролинских островах. После эвакуации Трука в феврале 1944 года он обосновался в Лингге недалеко от Сингапура.

В июне 1944 года он участвовал в операции A-Go, нападении на союзные войска на Марианских островах . Во время битвы в Филиппинском море он подвергся воздушной атаке, но не был поврежден.

127-мм двойная пушка, установленная на Nagato

В октябре 1944 года он принял участие в операции «Шо-1», наступлении на высадку союзных войск в Лейте . 24 октября 1944 года во время битвы в заливе Лейте « Нагато» атаковали многочисленные волны американских бомбардировщиков. В 14  ч.  16 м. Он был сбит двумя бомбами, сброшенными с самолетов авианосцев USS  Franklin и USS  Cabot . Первым нейтрализовало много пушек и повредил забор воздуха в машинном отделении п о  1, которые помешали одной из турбин работать в течение 25 минут, пока повреждение не будет отремонтировано. Вторая бомба попала в столовую корабля и переднюю радиорубку, в результате чего 52 человека погибли и 106 получили ранения. 25 октября Центральные силы пересекли пролив Сан-Бернардино и взяли курс на залив Лейте . Во время боя у Самара « Нагато» атаковали авианосцы и эсминцы 3-го подразделения группы поддержки авиации (TU 77.4.3). В 6  ч.  1 он открыл огонь по авианосцу »  Сент-Ло»  ; это был первый раз, когда его орудия открыли огонь по вражескому кораблю, но снаряды не попали в цель. В 6  ч.  54 м. Эсминец USS  Heermann произвел залп торпед по Харуне . Торпеды не попали в корабль, но продолжили движение в направлении Ямато и Нагато, которые следовали параллельными маршрутами. Полагая, что американские торпеды столь же эффективны, как и их, два японских линкора должны были отойти от боя на север более чем на 10 миль (18,5  км ), пока, по их словам, у вражеских торпед не закончилось горючее. Вернувшись на поле битвы, « Нагато» продолжала атаковать американский транспорт и выпустила 45 выстрелов калибра 410  мм и 92 выстрела калибра 140  мм .

В 9  часов  10 минут адмирал Такео Курита приказал флоту прекратить бой и двинуться на север. В 10  ч.  20 м. Он приказал вернуться на юг, но подвергся крупной воздушной атаке, и в 12  ч.  36 м . Флот удалился . В 12  ч.  43 м. В носовую часть « Нагато» попали две бомбы, причинившие незначительные повреждения.

При отступлении 26 октября японский флот подвергся воздушной атаке. « Нагато» стал жертвой пикирующих бомбардировщиков авианосца «  Хорнет» и был сбит четырьмя бомбами. В течение дня корабль произвел 99 выстрелов из 410 и 653 снарядов калибра 140  мм по различным целям с недокументированным успехом.

25 ноября 1944 года Nagato прибыл в Йокосука для ремонта. Критическая нехватка топлива и материалов означала, что он не мог успешно возобновить службу, и в феврале 1945 года он был переведен в береговую оборону. В июне 1945 года его вспомогательные и зенитные орудия даже были высажены и переведены на сушу. 18 июля 1945 года он был атакован в Йокосуке бомбардировщиками-торпедоносцами с авианосцев USS  Essex, USS  Randolph, USS  Shangri-La и USS Belleau Woods и сбит тремя бомбами; Первый, ударившись о мост, мгновенно убил своего командира, контр-адмирала (отступающего) Оцука Мики .

30 августа 1945 года, после капитуляции Японии, американские моряки USS Horace A. Bass (APD-124) и корабль-подрывник осуществили захват последнего японского линкора « Нагато ». USS Iowa .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: