Авианосец класса invincible — invincible-class aircraft carrier

Участие в войнах и военных конфликтах

Вторую мировую войну можно смело назвать войной авианосцев. Это был период активного строительства данных судов, а также их активного уничтожения. Было проведено множество морских сражений, которые запомнились именно благодаря этим кораблям. Сколько за годы войны было уничтожено британских авианосцев – сложно сосчитать. Ниже расскажем о наиболее значимых суднах, внесших весомый вклад в историю военного дела.

Авианосец типа «Арк Роял» (HMS Ark Royal)

Перед Второй Мировой Войной Англия имела в своем распоряжении 5 авианосцев, общим водоизмещением 115 тысяч тонн, это значит, что у них была возможность построить еще один тяжелый корабль, размер которого может составлять 20 тысяч тонн. «Арк Роял» включал множество новых решений во внутреннем обустройстве. Это значительно улучшило нахождение персонала на судне, а также облегчило возможности взлета и посадки самолетов.


hms ark royal 1937

В годы войны авианосец участвовал в охоте на самый известный немецкий линкор тех времен, «Бисмарк». Самолет «Арк Рояла» повредил рулевой отсек вражеского корабля, в результате чего британские линкоры его затопили. Однако уже в ноябре 1941 года немецкая подлодка U-81 торпедировала авианосец, спустя сутки он затонул.

Авианосцы типа «Илластриес» (Illustrious class)

Боевой опыт показал, что авианесущий корабль нуждается в мощной брони. В период с 1937 по 1940 годы было построено 4 корабля с бронированными ангарами, расположенными под палубой. Количество авиации составляло 33 самолета. Последнее судно «Индомитебл» было построено с более тонкой броней, что позволило увеличить количество вооружения до 45 воздушных судов.

Все авианосцы активно участвовали в боевых сражениях: в Средиземном море, у побережья Африки, в Индийском и Тихом океанах. В годы войны каждый из них был серьезно поврежден и отремонтирован. Окончательное списание произошло лишь в 50-60-е годы.

Авианосцы типа «Имплакабл» (Implacable class) и «Юникорн» (HMS Unicorn)

Последователями «Илластриелс» стали «Имплакабл». Они отличались от своих предшественников увеличенным размером и более тяжелыми самолетами. В 1944 году было спущено на воду 2 судна, которые успели поучаствовать в битве за Окинаву. В 1954 году сняты с вооружения.


HMS Unicorn 1941

В качестве вспомогательного легкого авианосца Англии выступал «Юникорн», введенный в эксплуатацию в 1943 году. Он начинал нести службу в Атлантике, а затем был отправлен к берегам Юго-Восточной Азии. Выведен из флота в 1953 году.

Авианосцы типа «Колоссус» (Colossus class)


Авианосцы типа «Колоссус»

В последний год войны в строй ВМФ Британии вошли сразу 10 легких авианосцев типа «Колоссус». Они не успели получить боевой опыт в сражениях Второй мировой войны, однако приняли участие в военном конфликте на Корейском полуострове. Проект кораблей был согласован еще в 1942 году, предполагалось, что они будут относительно недорогой альтернативой тяжелым суднам типа «Илластриелс». Полетная палуба была достаточно вместительной – длина составляла 210м, при этом корпус практически не имел брони. Экипаж составлял 1300 человек, авиационная группа включала 37 самолетов.

США

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой СVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии.

Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Очередной корабль серии «Нимитц» названия пока еще не имеет, и в документации проходит под обозначением CVN-77. Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

CVN-77 будет иметь полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на корабле предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолетоподъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовыми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVX-78 и CVX-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей.

CVX-78 планируется заложить в 2006-м, а пустить в строй в 2013 году. CVX-79, соответственно в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев.

Последние годы

Прославленный (вверху) пришвартован у борта Королева Елизавета на выставке Rosyth в 2014 году, демонстрируя разницу в размерах между Непобедимый класс и корабли, которые их заменят

«Морской лунь» был официально списан с вооружения 1 апреля 2006 года. Непобедимый-класса перевозчики затем стали Харриер GR9 пролетели два Авиация флота и две эскадрильи RAF, пока они не были выведены на пенсию в 2010 году.

Непобедимый выведен из эксплуатации в июле 2005 г. и законсервирован до сентября 2010 г. Ее выставили на продажу в ноябре 2010 года. В начале февраля 2011 года было объявлено, что она была продана на турецкую свалку Leyal Ship Recycling; Leyal участвовал в утилизации различных кораблей Королевского флота, в том числе HMSКардифф, HMSНьюкасл, HMSГлазго, и RFAДубовый лист.Непобедимый покинул Портсмут на буксире на слом 24 марта 2011 года.

Арк Ройал стал флагманом, должен был быть выведен из эксплуатации в 2016 году, но списан в 2010 году после Обзор стратегической обороны и безопасности.

Прославленный оставался единственным находящимся на вооружении кораблем этого класса, но в 2014 году был списан с вооружения, затем был списан и продан на слом и 7 декабря 2016 года покинул Портсмут на буксире судовладельцам в Турции.

Два намного больше Королева Елизавета-учебный класс авианосцы заменили класс «Инвинсибл» первыми, HMS Королева Елизавета, введены в эксплуатацию в конце 2017 года. Водоизмещение около 65 тыс. тн. — более чем в три раза больше смещения Непобедимый учебный класс.

Россия

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис I», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов.

На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75 000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле.

Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Первые авианосцы Великобритании

Наряду с США, Англия была в числе первых стран, которая проводила множество испытаний перед тем, как создать корабли с авиацией на борту. Изначально судна перестраивались из линейных транспортных кораблей – поверхность палубы увеличивали и укрепляли для возможности размещения на ней вооружения. В первые годы 20 века ВМС ввели в строй первые гидроавианосцы. На них размещались гидросамолеты, которые взлетали и приземлялись непосредственно с водной поверхности. А при помощи специального крана вооружение спускалось на воду и поднималось на корабль. В числе первых таких кораблей были HMS Ark Royal и HMS Ben-my-Chree. Оба судна принимали активное участие в Первой мировой войне. Такие разработки показали возможность ведения боевых действий с воздуха вдали от дома. Однако они имели существенный недостаток. При сильном волнении моря не было возможности продолжать боевые задания с использованием гидроавиации.


HMS Ark Royal 1914 модель

Авианосец Фьюриес (HMS Furious)

Развитие американского флота требовало новых разработок и Королевских ВМС. Так, первый британский авианосец «Фьюриес» был переоборудован из легкого линейного крейсера. Его палуба была увеличена и составляла 50 метров. Однако этого расстояния не хватало для безопасной посадки самолета и его приходилось сажать на воду. Лишь одно приземление было успешным – пилот Эдвин Харрис Даннинг сравнял скорость самолета со скоростью движения корабля, после чего матросы вручную притянули на борт как бы зависшее в воздухе судно. Спустя 5 дней вторая подобная попытка закончилась трагически: самолет перевернулся, пилот погиб.


HMS Furious 1918

Авианосец «Гермес» (HMS Hermes)

Британия должна была стать первой державой в мире, которая построит авианосец, а не переоборудует его, как до этого делали все остальные страны. Она произвела закладку судна «Гермес», однако строительство длилось целых семь лет. К этому времени японцы уже спустили на воду свой «Хосё».

Королевский флот недооценил возможности авиации, а потому снабдил корабль дополнительным вооружением, которое занимало достаточно места и утяжеляло судно. В результате, при сильном шторме авианосец кренился на бок на 4 градуса, что серьезно усложняло его функциональность. К началу Второй мировой войны Гермес считался устаревшим судном, тем не менее он активно нес службу у берегов Западной Африки, Ирака, в Красном море сражался против Итальянского флота. В 1942 году был затоплен японской палубной авиацией.

Клуб одиноких сердец «Хельге Ингстад»

В 2022 году один из самых современных кораблей ВМС Норвегии фрегат «Хельге Ингстад», обошедшийся бюджету страны в миллиарды крон, был списан на металлолом как не подлежащий восстановлению. В ноябре 2022 года «Хельге Ингстад», возвращаясь с учений, в районе норвежской коммуны Эйгарден фрегат столкнулся с греческим нефтяным танкером «ТС Сола».

Экипаж военного корабля эвакуировали, а само судно затонуло. Норвежскую гордость выловили в марте 2022 года, потратив на спасательную операцию около 770 миллионов норвежских крон.


Гуд бай, «Хельге Ингстад». Утонувший фрегат НАТО списали в утиль Подробнее

Но изучение повреждений показало, что восстановление «Хельге Ингстад» будет стоить дороже, чем строительство нового корабля.

Кажется, что боевых действий сегодня не нужно — сами военные с уничтожением техники в мирное время справляются лучше любого вероятного противника.

Фолклендская война [ править ]

До 1982 года авиагруппа » Инвинсибл » состояла исключительно из противолодочных вертолетов Sea King HAS.5 и самолетов Sea Harrier FRS.1 . Обычно на борт отправлялись девять морских королей и четыре или пять морских луней. Это было связано с тем, что первоначально предполагавшаяся миссия кораблей заключалась в том, чтобы обеспечить основу противолодочных групп охотников-убийц в Северной Атлантике во время войны против Советского Союза . В этом контексте основным оружием авианосца будут не истребители, а его противолодочные вертолеты. Истребители находились на борту и сбивали случайные советские патрульные самолеты, облетавшие корабль и его сопровождение.

Война за Фолклендские острова изменила эту позицию, поскольку она доказала, что Британии необходимо сохранить способность использовать авианосную мощь в ее традиционной роли проецирования силы как над сушей, так и против вражеских флотов. Во время войны на Фолклендских островах был виден Invincible , и более крупный и старый HMS  Hermes был заполнен до отказа самолетами Sea Harrier и Harrier GR3 для штурмовиков Royal Air Force , а также противолодочными вертолетами. В то время RAF Harriers оказались временным отклонением от нормы, но из-за уроков, извлеченных во время войны, было сделано постоянное добавление к обычной авиагруппе: Sea King AEW2A ( воздушное раннее предупреждение) версия. Illustrious нес первые экземпляры этого типа, когда он был отправлен на юг после Фолклендской войны, чтобы освободить Invincible от его караульной службы вокруг островов.

HMS  Illustrious (справа) с атомным авианосцем USS  John C. Stennis

После Фолклендов типичная авиагруппа состояла из трех морских королей AEW, девяти морских королей противолодочной обороны и восьми или девяти морских луней. Анализ характеристик Sea Harrier во время войны привел к необходимости модернизации, одобрение на которую было получено в 1984 году. Sea Harrier FA2 поступил на вооружение в 1993 году и был развернут на корабле Invincible to Bosnia в 1994 году. На FA2 был установлен радар Blue Vixen, который был описан как один из самых современных импульсных доплеровских радаров в мире. FA2 нес AIM-120 AMRAAM . Последняя новая сборка Sea Harrier FA2 была доставлена ​​18 января 1999 года. В течение 1980-х и начала 1990-х годов в класс были внесены другие улучшения, в частности, для увеличения угла съезда с трамплина на Invincible иПревосходный до 12 °, чтобы соответствовать Ark Royal .

Боевые заслуги

После ввода в строй вошел в состав Атлантического флота. После 14 месяцев подготовки экипажа и авиагруппы ушел в первый поход на Средиземное море (1979 год). Нес патрульную службу в Аравийском море. Для этого совершил переход из США вокруг Африки с 16 апреля по 8 мая 1980 года и вернулся в Норфолк лишь 22 декабря 1980 года. Это было самым продолжительным за весь послевоенный период дальнее плавание американского корабля 251 день с единственной 5-дневной стоянкой в Сингапуре. После вторжения Ирака в Кувейт был направлен в Персидский залив, но по пути туда 22 августа 1990 года в связи с прибытием в Аравийское море других авианосцев возвращен в США. Таким образом, в операции «Буря в пустыне» непосредственного участия не принимал, но нес боевое дежурство в Аравийском море вскоре после ее окончания (с 26 сентября 1991 года по 2 апреля 1992 года).

1213 сентября 1994 года совместно с авианосцем «Америка» совершил поход к берегам Гаити в связи с предполагавшимся вторжением в эту страну (операция была отменена).

В октябре 1994 года ушел в 6-месячное плавание для обеспечения боевой подготовки женщин-военнослужащих в количестве 400 человек. Всего к 2001 году совершил 8 походов на Средиземное море.

definition — Авианосцы_типа_«Инвинсибл»

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Авианосцы типа «Инвинсибл»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Авианосцы типа «Инвинсибл»
Invincible class
«Илластриес» в начале 2000-х
Основная информация
Тип авианосец
Государство флага Великобритания
Современный статус состоят на вооружении
Параметры
Водоизмещение 20 600 т полное
Длина 209,1 м
Ширина 36,0 м
Осадка 8,0 м
Технические данные
Силовая установка 4 ГТД Rolls-Royce Olympus TM3B
Мощность 97 200 л.с.
Винты 2
Скорость 28 узлов максимальная
Дальность плавания 7 000 миль на 19 узлах
Экипаж 557 человек + 318 человек авиагруппы
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения воздушных целей Marconi/Signaal Type 1022РЛС обнаружения надводных целей Type 909, Type 1006ГАС Type 184M
Радиоэлектронное вооружение система РЭБ Racal Thorn UAT
Зенитная артиллерия 2 × 20-мм Oerlicon/BMARC GAM-BO1с —:2—3 × 20-мм PhalanxНа «Инвинсибл» и «Илластриес», с —:3 × 30-мм Goalkeeper
Зенитное ракетное вооружение до —:1×2 ПУ ЗРК «Си Дарт»
Авиационная группа 14 самолётов и вертолётов изначально, в поздние годы до 22

Тип «Инвинсибл» (англ. Invincible class) — серия британских авианосцев 1970-х годов. Были созданы после отмены строительства авианосцев типа CVA-01 и сворачивания работ по авианосцам и изначально проектировались как крейсера-вертолётоносцы. После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращён в лёгкий авианосец, несущий самолёты укороченного или вертикального взлёта и посадки и вертолёты. В — годах были построены три корабля этого типа. Основной их задачей первоначально должно было стать обеспечение противолодочной обороны. «Инвинсибл», успел принять участие в Фолклендской войне, активно используясь в боевых действиях. В конце 1980-х — начале 1990-х годов все корабли прошли модернизацию, заключавшуюся в снятии ЗРК «Си Дарт» и расширении ангара. С 2000-х годов авианосцы типа «Инвинсибл» были запланированы к замене более современным типом «Куин Элизабет», в связи с чем «Инвинсибл» был выведен в резерв в году, тогда как остальные два, по состоянию на год, всё ещё несут активную службу, являясь единственным классом авианосцев на вооружении ВМС Великобритании.

Представители

Название Номер Судоверфь Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
ИнвинсиблInvincible R 05 «Виккерс», Barrow-in Furness 20 июля 3 мая 11 июля выведен в резерв в
ИлластриесIllustrious R 06 Swan Hunter, Уоллсенд 7 октября 1 декабря 20 июня состоит на вооружении
Арк РойялArk Royal R 07 Swan Hunter, Уоллсенд 14 декабря 2 июня 1 ноября состоит на вооружении

Литература

  • Jane’s Fighting Ships 2004—2005 / S. Saunders. — Jane’s Information Group, 2004. — 947 с. — (Jane’s Fighting Ships). — ISBN 0-71062-623-1
  • All the World’s Fighting Ships 1947—1995 / R. Gardiner. — Лондон: Conway Maritime Press / US Naval Institute Press, 1996. — 675 с. — ISBN 1-55750-132-7
Файл:FR-frigate template.gif Это незавершённая статья о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это незавершённая статья о Великобритании. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: