Авианосец «ляонин» вмс китая

Наше время

На сегодняшний день китайский авианосец «Ляонин» был принят на вооружение КНР и отправлен в далекое плавание из порта Циндао. Для участия в проведении полевых тренировок и исследовательских испытаний. Однако, по заявлению многих СМИ, авианосец «Ляонин» был замечен в порту Тартус. Более того, сообщается о тысяче китайских морских пехотинцев, которые появились вместе с прибытием авианосца Ляонин. Тартус стал пристанищем и ракетного крейсера Китая. Однако западные СМИ не упоминают об этом. Прибытие крейсера вполне понятно. Уже долгое время Китай грезит о возрождении шелкового пути. А учитывая проблемы, нарастающие в странах Восточного региона, это может быть не так и просто.


Ляонин в порту

Хлеба и зрелищ

Вскоре после раздела Черноморского флота стало очевидно, что власти незалежной в целом не заинтересованы в поддержании советского наследства в должном состоянии. Если в 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, а также одну подлодку, то через 20 лет она официально располагала всего шестью боевыми кораблями. Более того, за это время было построено всего одно крупное судно – фрегат «Гетман Сагайдачный».

«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену, я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него», — говорил в комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Проблема заключалась и в том, что украинский флот стал заложником сиюминутных интересов политических элит, которые частенько даже не скрывали желания поживиться. Жертвой как раз этих стремлений и стал «Варяг».

Как улучшили «новый старый» самолет

Обсуждение вопроса началось с портала «Jane’s». Это британский военно-технический ресурс, где часто выкладывают и анализируют снимки новых образцов вооружений

Именно редакторы «Jane’s» обратили внимание на то, что новые «Shenyang J-15» оснащены не чем-нибудь, а ракетами:

  • KD-88 (поражает цели на поверхности);
  • YJ-91 (используется для РЭБ);
  • YJ-91A (используется для атаки кораблей).

Получив такой набор ракет, «Shenyang J-15» стал по-настоящему универсальным самолетом, оставаясь при этом «палубником». То есть построенные и строящиеся китайские авианосцы станут еще более грозной силой.

Центральное телевидение КНР, впрочем, тайны из нового оружия делать не стало: уже в ноябре 2019 зрители увидели демонстрацию новых самолетов, прошедшую на базе Хуандицунь.

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки – Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

Ляонин

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

В составе флота

Данные в этой статье приведены по состоянию на апрель 2014 года. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

25 сентября авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16. Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолеты.

4 ноября официальный источник НОАК «PLA Daily» заявил, что истребитель J-15 произвел касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом.

25 ноября 2012 года было официально объявлено о первых пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15.

22 апреля 2014 было сообщено о том, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будут отремонтированы силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Первый авианосец

Америка уже тогда сомневалась в реальности истории с досуговым предприятием. А поэтому, американцы очень советовали Турецкому руководству не пускать крейсер через свою территорию.

Через пару лет после приобретения, в 2000 г «Варяг» направили в КНР. Предстоял долгий и не простой путь через 3 океана. Надо помнить, что корабль был выведен из строя – у него отсутствовал руль, моторы, а поэтому его взяли на буксир. Путешествие имело много преград, крупной из них стал проход через босфорский пролив. Всего судно прошло на буксировке 15 000 миль.

Спустя определенный период после того, как судно пришвартовали в КНР (провинция Ляонин), планета узнала, что развлекательная фирма была подставной. На самом деле авианосец купила китайская армия. Американцы были правы.

Около трех лет корабль изучался, и только в 2005 г китайцы начали его ремонтировать. Его внешность удручала, многие комплектующие сменились, но корпус и конструкция внутри не были изменены. В 2011 г крейсер вышел на воду испытываться. 25.09.2012 г, его назвали – «Ляонин», крейсер начал нести службу.

Яндекс.Картинки

Подводные приоритеты Америки

В 2026–2035 годы планируется радикально обновить состав подводных сил ВМС США. Сейчас в строю находятся атомные подводные лодки трех типов: стратегического назначения с баллистическими ракетами (Submersible Ship ballistic-missile Nuclear — SSBN); с управляемыми ракетами (Submersible Ship Guided-missile Nuclear —SSGN) и атомные ударные подводные лодки (Submersible Ship Nuclear — SSN), которые тоже имеют на вооружении крылатые ракеты типа «Гарпун» и «Томагавк».

Weapons of The World
Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».

1 октября 2020 года ВМС заключили контракт на строительство стратегического ракетоносца нового поколения SSBN типа «Колумбия». Предполагается, что первый подводный крейсер войдет в боевой состав не ранее 2030 года. В период с 2026 по 2035 финансовый год руководство ВМС рассчитывает ежегодно закупать по одному ракетоносцу серийной постройки. Об этом говорится в докладе Пентагона Конгрессу США от 31 марта 2022 года (Navy Columbia (SSBN-826) Class Ballistic Missile Submarine Program: Background and Issues for Congress).

Каждый ракетоносец типа «Колумбия» будет нести службу в течение 42 лет. За это время он выполнит 124 боевые службы продолжительностью по 77 суток.

Основным оружием крейсера станут 16 ракет «Трайдент II D5» с восемью боеголовками каждая. По количеству ракет — на четыре меньше, чем на «Огайо».

Одной из проблем остается финансирование. Программа строительства через 15 лет угрожает поглотить половину бюджета закупок ВМС США. Однако командование ВМС утверждает, что гарантирует финансирование закупок на период 2021–2035 годов и найдет источники для дополнительного финансирования в размере $4 млрд в год. И это вновь подчеркнуто в докладе Пентагона от 31 марта, где отмечено, что программа строительства SSBN нового поколения является приоритетной для ВМС, и она будет финансироваться в любых условиях, даже за счет других программ флота.

Weapons of The World
Схематическая визуализация подводной лодки класса «Колумбия».

Увеличение числа SSN будет осуществляться частично за счет модернизации и продления срока службы семи из 26 лодок типа «Лос-Анджелес». Очевидно, это относится к лодкам, построенным в первой половине 90-х годов прошлого века или даже чуть ранее.

Вместе с тем руководство ВМС призывает правительство вкладывать больше средств в разработку нового типа усовершенствованной многоцелевой подводной лодки, известной под индексом SSN(Х). Впервые о ней заговорили еще в 2014 году, рассматривая в качестве замены SSN класса «Вирджиния».

В августе прошлого года Военно-морской институт США опубликовал «Доклад конгрессу об ударной подводной лодке SSN(X) нового поколения», подготовленный специалистами Исследовательской службы конгресса, в котором отмечено, что командование ВМС надеется начать закупки SSN(X) с 2031 финансового года.

Раньше американские правящие круги были уверены, что солнце на небе светит только для Америки. Однако начиная с прошлого десятилетия тень китайского дракона все больше закрывает от солнца американского орла. И не замечать эту тень становится все трудней.

В условиях четвертой научно-технической революции государство с полуторамиллиардным населением, активно осваивающее современные технологии, может добиться в экономике ничуть не меньшего, чем США. А первым последствием этой революции станет колоссальный разрыв в доходах между странами-победителями и проигравшими. Если в обостряющейся конкуренции за место в мировой иерархии кто-то попытается применить оружие, это приведет к глобальной катастрофе, потому что человечество никогда еще не обладало таким могуществом, как теперь, такой властью над природой, пространством, коммуникациями, над собственным существованием.

Остается слабая надежда на небиологический интеллект, который будет в миллиарды раз разумнее биологического. По предсказанию технического директора Google и одного из самых известных технологических футурологов Рэймонда Курцвейла (Raymond Kurzweil), небиологический интеллект появится в 2044 году, то есть за год до окончания реализации программы «Боевая сила-2045». Хотелось бы, конечно, чтобы он появился пораньше, потому что сегодня налицо все признаки возвращения биологического интеллекта западных политиков к состоянию пещерного мышления с ограниченным набором смайликов.

Программа строительства флота-2030

В 2020 году ВМФ НОАК, отмечается в докладе, в основном состоял из «современных многофункциональных платформ, оснащенных передовым противокорабельным, противовоздушным и противолодочным оружием и системами». Модернизация флота осуществляется в соответствии с поставленной перед ним задачей действовать в Мировом океане на большом удалении от Китая.

Ожидается, что состав ВМФ вырастет до 420 кораблей к 2025 году и до 460 кораблей — к 2030 году. Значительную часть этих сил составят крупные надводные корабли. Если писать обо всем ВМФ НОАК — статья получится длинной и кому-то не очень интересной, поэтому остановимся только на крупных кораблях.

defense.gov
Структура ВМФ НОАК.

Сейчас в составе китайского флота два авианосца. Первый, «Ляонин», был перестроен из советского «Варяга» (однотипный российскому тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов») по проекту 001.

Второй, «Шаньдун», полностью построен по китайскому проекту 002. На верфи Jiangnan Shipyard Group в Шанхае сейчас строится головной в серии авианосец проекта 003. Это будет авианосец второго поколения. Его водоизмещение составит, предположительно, около 100 тыс. тонн. По этому показателю он сравняется с новейшим американским атомным авианосцем «Джеральд Р.Форд».

Китайский авианосец получит три высокотехнологичные электромагнитные катапульты. Два лифта с правого борта смогут одновременно поднимать по два самолета. Эти новинки позволят расширить номенклатуру корабельного авиакрыла, в частности, разместить на палубе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления с фиксированным крылом, а также существенно повысить скорость подъема палубной авиации.

По мнению Ника Чайлдса — старшего научного сотрудника по военно-морским силам и морской безопасности Международного института стратегических исследований, Китай к 2030 году будет иметь до шести авианосцев собственной постройки, то есть без «Ляонина», который к тому времени переведут в категорию учебного корабля. Само же китайское военное руководство сообщало о планах иметь не менее трех авианосных ударных групп (АУГ).

Каждая АУГ будет состоять помимо авианосца из четырех эсминцев проекта 052D, двух перспективных больших ракетных эсминцев проекта 055 четвертого поколения (по классификации НАТО — крейсер класса Renhai) и четырех фрегатов УРО проекта 054А.

wikipedia.org
Размещение вооружения на эсминце проекта 052D.

По данным на июль 2021 года, в боевом составе флота было 13 кораблей проекта 052D и шесть — проекта 052DL (литера «L» означает long, длинный, у кораблей этой модификации вертолетная палуба удлинена на четыре метра), еще шесть — строятся.

Эскадренные миноносцы проекта 055 — самые крупные в мире после новейших американских эсминцев типа «Замволт» (Zumwalt). Американцы за 11 лет построили два эсминца, третий находится в процессе строительства. А китайцы за восемь лет — четыре. Еще один сейчас проходит испытания, три спущены на воду для достройки, а один — на стапеле в процессе строительства. Планируется продолжать создание кораблей этого проекта до 2030 года.

Кадр из видео
Большой эскадренный миноносец пр. 55.

В 2019 году введены в строй два фрегата УРО проекта 054А. Всего в серии построены 32 таких корабля, не считая первых двух, построенных по проекту 054.

В 2022 году ВМФ НОАК получит третий универсальный десантный корабль (УДК) или, как его еще называют, — десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) проекта 075. По водоизмещению он занимает промежуточное положение между французским УДК «Мистраль» и американским УДК «Америка».

Кадр из видео
Десантный корабль пр. 75.

Закладка головного в серии корабля, получившего имя «Хайнань», состоялась, по некоторым данным, не позднее января 2018 года. А в апреле 2021 года корабль уже вошел в боевой состав ВМС. Сейчас в составе китайского флота уже два УДК и третий проходит испытания. Всего планируется иметь шесть УДК.

wikipedia.org
Универсальный десантный корабль-док пр. 75.

«Поход» в Сирию

В порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»! Именно такая сенсационная новость была одной из самых обсуждаемых осенью 2020 года. По сообщениям многих мировых средств массовой информации, этот боевой корабль прошел Суэцкий канал 22 сентября и вошел в сирийскую акваторию. Как говорилось во множестве сообщений, данный поход корабля был связан с подключением его к проводимой Российской Федерацией антитеррористической операции против так называемого «Исламского государства». Однако спустя некоторое время официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин заявила в прессе о том, что Поднебесная не отправляла и не планирует отправлять «Ляонин» в Сирию. Более того, судно, как и прежде, эксплуатируется исключительно лишь в научных целях. Также следует учесть, что Китай придерживается позиции, которая основывается на самоопределении сирийского народа. Таким образом, заголовки печатных изданий о том, что в порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин», оказались не более чем очередной журналистской «уткой», не имеющей никакого отношения к реальности.

Косвенным подтверждением правдивости слов китайских руководителей высшего звена могут служить также и слова профессора Военно-морской академии Китая Чжан Цзюньшэ, который указал на наличие в регионе Ближнего Востока специального отряда для борьбы с пиратами.

Уверен в том, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе отсутствует, и российский эксперт Центра анализа технологий и стратегий Василий Кашин. По его словам, корабль является тренировочным, поэтому не может быть откомандирован к месту боевых действий. А если бы Китай действительно хотел вмешаться в сирийский конфликт, то, скорее всего, отправил бы для борьбы с террористами корабли типа «Проект 071». Хотя все и так понимают, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе – это нонсенс, ведь руководство Китая заняло позицию выжидания касательно ситуации в Сирии.

Разработка

Китай неоднократно пытался закупить Су-33 у России, поэтому неудачное предложение было сделано в Март 2009 г.. Но переговоры провалились в 2006 году после того, как было обнаружено, что Китай разработал модифицированную версию Sukhoi Su-27 SK, получившую обозначение Shenyang J-11B, в нарушение соглашений об интеллектуальной собственности .

Программа J-15 была официально запущена в 2006 году. Генеральный директор по дизайну J-15 — г-н Сунь Конг (孙 聪)  (zh) . Заместитель генерального директора — г-н Ван Юнцин (王永庆).

Первый прототип J-15 совершил первый полет на 31 августа 2009 г.с двигателями АЛ-31 закупленными в России. Видео и кадры полета появились виюль 2010с фюзеляжем, аналогичным по конструкции Су-33. Виюль 2011Было объявлено, что для бортового истребителя J-15 был выбран китайский байпасный двигатель FWS-10H, у которого взлетная тяга увеличена до 12800  кг, по сравнению с ТРДД FWS-10, показывающим 12 500  кг . Были внесены и другие улучшения для достижения характеристик, необходимых для посадки на авианосец. Китайские турбореактивные двигатели WS-10 оказались чрезвычайно проблемными и требовали частого заводского обслуживания, поэтому в 2018 году базовые J-15 остались с российскими турбореактивными двигателями АЛ-31Ф.

В 6 мая 2010 г., самолет успешно выполнил свой первый взлет с кабины экипажа.

Двухместный вариант совершил первый полет на 4 ноября 2012 г..

История эксплуатации

25 ноября 2012 года китайские СМИ объявили, что два J-15 сделали успешные арестованные посадки на авианосце Ляонин. Первый пилот, на который приземлился Ляонин был назван Дай Минмэн (戴明 盟).Ло Ян В тот же день скончался начальник производства и конструктор самолета. Газета PLA Daily указала, что первые пять летчиков ВМС, включая Дая, совершили посадку и взлет истребителя J-15. Официальные лица программы испытаний и обучения подтвердили, что авианосный самолет и специальное оборудование для посадочного полета прошли строгие испытания, и на авианосце могут быть размещены истребители.

В декабре 2013 года китайские СМИ сообщили, что началось серийное производство J-15 в полном боевом состоянии с боевой маркировкой.

В январе 2017 года перевозчик Ляонин, вернувшись в Южно-Китайское море после своего первого развертывания в западной части Тихого океана, провела серию взлетно-посадочных тренировок с участием находящихся на борту истребителей J-15.

В июле 2018 года генерал-лейтенант Чжан Хунхэ из PLAAF заявил, что Китай разрабатывает новый палубный самолет, который заменит J-15 из-за четырех аварий и многочисленных технических проблем. Одна из проблем с самолетом заключается в том, что это самый тяжелый палубный истребитель из ныне эксплуатируемых с пустым весом 17 500 кг по сравнению с 14 600 кг F / A-18E / F Super Hornet (хотя это меньше, чем у F / A-18E / F Super Hornet) F-14 Tomcat вес 19 800 кг). Проблемы с весом усугубляются при отключении Ляонин, так как метод запуска и восстановления STOBAR еще больше ограничивает полезную нагрузку.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин» погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Авианосец «Ляонин» – особенности конструкции

Известно, что китайские и украинские специалисты не стали переделывать летную палубу и оставили трамплин с подъемом в 14 градусов. Однако, проведена полная замена системы ПВО корабля. Некоторые специалисты в КНР утверждают, что китайские конструкторы излишне упростили и даже ослабили ее. На корабле разместили всего три 30 мм одиннадцатиствольные зенитные установки H/PJ-11 (также известны как «Тип 1130») и три механизированные пусковые установки ЗУР «Морское красное знамя 10».

Зенитная установка тип 1130

Двигатели и топливо

Китайские специалисты в области судовых силовых установок смогли скопировать котлотурбинные агрегаты (КТА) советского производства. В КНР они получили обозначение ТВ-12 (по другим данным TY-12).

Согласно  китайским источникам, авианосец «Ляонин» получил четыре КТА ТВ-12 суммарной мощностью 150 тыс. л.с. Дополнительно установлены еще 8 КТА повышенного давления (работают на дизельном топливе), которые обеспечивают еще 50 тыс. л.с.

Данный комплекс КТА позволяет «Ляонину» уверенно поддерживать скорость 30 узлов на протяжении пяти часов. Следует отметить, что китайские инженеры тщательно анализируют возможности КТА российского производства КВГ-6М (располагают трехмерными чертежами и рисунками). По их мнению, агрегаты позволят единственному российскому авианесущему крейсеру проявить все свои возможности.

Стандартная и максимальная емкость топливных танков (мазут) составляет 6 тыс. и 8 тыс. тонн соответственно. По оценкам обозревателей военно-технических изданий Китая, для полной подготовки авианосца к походу необходимо от трех  (при работающих КТА повышенного давления) до 10 часов.

Опытный образец ГТД R0110

Известно, что китайские специалисты прорабатывают возможность применения двух тяжелых газотурбинных двигателей R0110. По данным проведенных испытаний двигатели развивают максимальную мощность 150 тыс. л.с. (114500 кВт) и обладают ресурсом в 200 тыс. часов.

Два таких ГТД позволят авианосцу «Ляонин» легко развить скорость в 35 узлов, а более тяжелым перспективным кораблям обеспечат скорость 30 узлов. Следует отметить, что появление таких турбин, равно как и серийное производство некоторых компонентов палубных истребителей стало возможным после появления в КНР гидравлического пресса, обеспечивающего давление 80 тыс. тонн.

Расчеты, расчеты

Согласно данным, полученным в ходе нескольких морских учебно-боевых походов, при постоянной скорости 18 узлов (минимальная разрешенная скорость для проведения полетов палубных истребителей) корабль потребляет 390 тонн мазута. Это позволяет ему преодолевать около 780 км. Таким образом, одной заправки топливом в объеме 6 тыс. тонн такому авианосцу, как «Ляонин» достаточно только на 12 дней похода.

При цене мазута 2169 юаней за тонну стоимость такого краткосрочного выхода в море составляет 13 млн. юаней, или около 130 млн. руб. Традиционно продолжительность учебно-боевого похода авианосца «Ляонин» составляет 38–40 суток. При этом, максимальный боевой радиус корабля – более 4200 миль. Стоимость только судового топлива на такой период боевой учебы достигает 31 млн. юаней или 310 млн. руб.

Авиационная группа

Согласно японским источникам, китайские и украинские конструкторы решили частично убрать вертикальные пусковые установки противокорабельных ракет П-700, размещенные под летной палубой.

Тяжелый палубный истребитель «Цзянь-15»

Однако, даже эта небольшая модернизация позволила увеличить вместительность авиационного ангара. В результате появилась возможность  разместить 24 тяжелых истребителя «Цзянь-15», т.е. стандартный полк в составе трех эскадрилий. При цене одного истребителя «Цзянь-15» около 400 млн. юаней, стоимость полкового комплекта (25 самолетов) достигает 10 млрд. юаней., а бригадного (36 самолетов) – уже 15 млрд. юаней.

Вертолет ПЛО Z-18F

Помимо самолетов, авианосец «Ляонин» имеет в составе палубной авиагруппы 12 вертолетов различного назначения. Среди них шесть вертолетов противолодочной обороны (ПЛО) Z-18F, четыре вертолета дальнего радиолокационного дозора (ДРД) Z-18Y и четыре вертолета поисково-спасательной службы (ПСС) Z-9C.

Вертолет ПСС Z-9C

Вместе с тем, в ходе всех учебно-боевых походов на корабле дислоцировалась только половина от указанного количества винтокрылой техники. Следует отметить, что на большинстве надводных кораблей ВМС НОАК размещены вертолеты ПЛО типа Z-9 «Черная пантера», которые в перспективе могут быть заменены более тяжелыми Z-20.

Вертолет ПЛО Z-20

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая – «Ляонин» — сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели, системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: