Атомный авианосец uss «nimitz» (cvn-68) вмс сша

Тактико-технические характеристики

Тактико-технические характеристики артиллерийского комплекса Mark 15 Phalanx CIWS
Тип оружия 6-ствольная автоматическая пушка М61А1
Калибр 20×102 мм
Длина ствола, калибров 76
Принцип работы автоматики от внешнего привода
Скорострельность, выстрелов/мин 3000
Масса снаряда, кг 0.102
Начальная скорость снаряда, м/с 1036
Максимальный и минимальный угол возвышения, град. +85; −28
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с 92
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с 126
Время реакции, с 2-3
Эффективная дальность стрельбы, км 1,47
Досягаемость по высоте, м 1470
Тип снаряда ОФЗ, З-Т, БПС-Т
Количество готовых к стрельбе выстрелов до 1470
Масса артустановки, т 5,42
Тактико-технические характеристики ракеты RIM-7 Sea Sparrow
Масса ~230 кг
Длина 3,64 метра
Диаметр 0,203 м
Размах крыльев 1,02 м
Дальность стрельбы: Минимальная 1,5 км
Дальность стрельбы: Максимальная 20-30 км
Высота поражения: Минимальная 6 м
Высота поражения: Максимальная 15240 м
Боевая часть осколочно-фугасная WDU-27/B
Масса БЧ 40,5 кг
Двигательная установка РДТТ Hercules MK-58
Скорость полёта > 3,5 М
Пусковая установка 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48
Система управления стрельбой Mk 91
Стоимость $165 400
Тактико-технические характеристики ракеты RIM-116A Sea RAM
Дальность действия максимальная 10000 м
Дальность действия минимальная 500 м
Минимальная высота перехвата 4 м
Скорость полёта 1,5-2,0 М
Длина ракеты 2,8 м
Диаметр корпуса ракеты 0,127 м
Размах крыльев 0,43 м
Стартовая масса 70 кг
Масса боевой части 11-13 кг

Палубный транспортный самолет Grumman С-2А Greyhound авиации ВМС США совершает посадку на атомный авианосец USS George Washington (CVN 73) в Южно-Китайском море.

Кол-во эскадрилий Тип самолёта Название Кол-во Применение
3 F/A-18 McDonnell Hornet 48 истребитель-бомбардировщик
1 EA-6B Grumman Prowler 4 разведывательный самолёт
1 E-2C Grumman Hawkeye 4 разведывательный самолёт
1/2 C-2A Grumman Greyhound 2 транспортный самолёт
1 SH-3H Sikorsky Sea King 8 транспортный вертолёт

Вооружение

Современные корабли данного класса способны разместить на своей палубе до 90 единиц воздушной боевой техники, среди которых не менее 26 посадочных мест отводится под вертолеты. Стандартная же «комплектация» представлена набором следующих летательных средств:

  1. Истребители F-14B/D «Томкэт» – 20 ед.
  2. Истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет» или «Супер Хорнет» – 36 ед.
  3. Самолеты ПЛО (противолодочной обороны) S-3A/B «Викинг» – 8 ед.
  4. Самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай» – 4 ед.
  5. Летательные аппараты для ведения радиоэлектронного противостояния ЕА-6В «Проулер» – 4 ед.

Кроме того, авианосец США «Нимиц» в «базовой комплектации» размещает на своей палубе до 4 SH-60F «СиВи Хело» — «вертушек» ПЛО — и такое же количество HH-60H «Си Хок» — вертолетов, предназначенных для ведения поисковых и спасательных операций.

Таким образом, «Нимиц» – авианосец США — способен не только быстро доставлять до места боевых действий бомбардировщики и самолеты поддержки, но и самостоятельно вести боевые действия против воздушных и плавательных средств неприятеля.

Что собой представляют лучшие американские авианосцы Нимиц и Форд

США уже давно делают упор на развитие военно-морских сил, поэтому на сегодняшний день их корабли характеризуются уникальным инженерно-техническим оснащением. Они единственные в мире (за исключением французского авианосца «Шарль де Голль») оснащены атомными энергетическими установками, благодаря чему способны проводить в море гораздо больше и плавать гораздо дальше своих ближайших конкурентов. Ни одна страна не располагает кораблем, который по своему техническому оснащению мог бы сравниться с авианосцем класса Нимиц, а их в США было построено 10 штук. При этом данный тип кораблей в США уже считается устаревшим и на его смену начали поступать новые авианосцы класса Джеральд Р. Форд.

Авианосцы США характеризуются гигантским водоизмещением и размерами. Среднее водоизмещение такого корабля составляет 100 тыс. т, а длина – 310-330 м. По этим показателям они являются одними из самых больших кораблей в мире, а авианосец США Enterprise уже больше 50 лет носит титул самого длинного боевого корабля на планете. Благодаря этому авианосцы США способны нести на своём борту огромный арсенал вооружения, включая десятки самолетов и вертолетов, крылатые ракеты, торпеды, средства ПВО и даже танки. Кроме этого на палубе авианосца может находиться около 3000 человек экипажа, 2500 членов авиакрыла и 400-500 офицеров. 

Но самое главное в авианосце не это. Так как это очень большой и ценный корабль, он никогда не ходит в одиночку. Все авианосцы США находятся в составе авианосных группировок, самая мощная разновидность которых носит название ударной. В состав авианосной ударной группировки (АУГ) обычно входит около десятка кораблей охраны, включающих в себя ракетные крейсеры, эсминцы, фрегаты и многоцелевые подводные лодки. Все эти корабли оснащены собственным мощным вооружением, состоящим из сотен крылатых, противолодочных и ядерных ракет, торпед, средств радиоэлектронной борьбы и т.д. С неба все это прикрывает самая современная в мире сеть спутников и БПЛА. 

Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами

Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.

Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»

«Нимиц» «Клемансо» «Инвинсибл»
Длина, м 332 265 209
Водоизмещение, т 101600 32780 22000
Дальность плавания, км неограниченная 12070 13000
Скорость хода, узлов 30 32 28
Вооружение ЗРК RIM-7, 3 x 20 м зенитные артиллерийские установки 4 х 100мм артиллерийские установки, 2х8 ПУ ЗРК «Кроталь» 3 х 30мм зенитные артиллерийские установки, 2 х 20мм пушки
Авиагруппа До 90 самолётов До 40 самолётов 18 самолётов, 4 вертолёта

Заметно, что «Клемансо», являясь «настоящим» авианосцем, по размерам и мощи авиаотряда скорее модернизированным американским кораблям времён Второй Мировой (типа «Мидуэй»), и не выдержал бы сравнения уже с «Форрестолом». Что касается «Инвинсибла», то его, с небольшим количеством самолётов вертикального взлёта, уместно было бы сопоставлять с советскими авианесущими крейсерами, которые несли гораздо больше собственного вооружения.

Но это было в семидесятые, а что теперь? Французский флот сейчас имеет собственный атомный авианосец «Шарль де Голль». Но он лишь незначительно крупнее «Клемансо», а численность авиагруппа осталась на прежнем уровне – до четырёх десятков. Новейший британский корабль – «Куин Элизабет», как предполагается, будет нести 36 самолётов F-35. Американская планка остаётся недосягаемой.

Что касается российского авианосца «Адмирал Кузнецов», то он, уступая «Нимицу» по мощи авиагруппы, имел мощное ракетное вооружение. Но «Кузнецов» проходит модернизацию, которая может сильно изменить его характеристики.

Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами

Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.

Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»

«Нимиц» «Клемансо» «Инвинсибл»
Длина, м 332 265 209
Водоизмещение, т 101600 32780 22000
Дальность плавания, км неограниченная 12070 13000
Скорость хода, узлов 30 32 28
Вооружение ЗРК RIM-7, 3 x 20 м зенитные артиллерийские установки 4 х 100мм артиллерийские установки, 2х8 ПУ ЗРК «Кроталь» 3 х 30мм зенитные артиллерийские установки, 2 х 20мм пушки
Авиагруппа До 90 самолётов До 40 самолётов 18 самолётов, 4 вертолёта

Заметно, что «Клемансо», являясь «настоящим» авианосцем, по размерам и мощи авиаотряда скорее модернизированным американским кораблям времён Второй Мировой (типа «Мидуэй»), и не выдержал бы сравнения уже с «Форрестолом». Что касается «Инвинсибла», то его, с небольшим количеством самолётов вертикального взлёта, уместно было бы сопоставлять с советскими авианесущими крейсерами, которые несли гораздо больше собственного вооружения.

Но это было в семидесятые, а что теперь? Французский флот сейчас имеет собственный атомный авианосец «Шарль де Голль». Но он лишь незначительно крупнее «Клемансо», а численность авиагруппа осталась на прежнем уровне – до четырёх десятков. Новейший британский корабль – «Куин Элизабет», как предполагается, будет нести 36 самолётов F-35. Американская планка остаётся недосягаемой.

Что касается российского авианосца «Адмирал Кузнецов», то он, уступая «Нимицу» по мощи авиагруппы, имел мощное ракетное вооружение. Но «Кузнецов» проходит модернизацию, которая может сильно изменить его характеристики.

Вооружение

Современные корабли данного класса способны разместить на своей палубе до 90 единиц воздушной боевой техники, среди которых не менее 26 посадочных мест отводится под вертолеты. Стандартная же «комплектация» представлена набором следующих летательных средств:

  1. Истребители F-14B/D «Томкэт» – 20 ед.
  2. Истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет» или «Супер Хорнет» – 36 ед.
  3. Самолеты ПЛО (противолодочной обороны) S-3A/B «Викинг» – 8 ед.
  4. Самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай» – 4 ед.
  5. Летательные аппараты для ведения радиоэлектронного противостояния ЕА-6В «Проулер» – 4 ед.

Кроме того, авианосец США «Нимиц» в «базовой комплектации» размещает на своей палубе до 4 SH-60F «СиВи Хело» — «вертушек» ПЛО — и такое же количество HH-60H «Си Хок» — вертолетов, предназначенных для ведения поисковых и спасательных операций.

Но даже без боевых летательных единиц судно далеко не беззащитно. Для борьбы с воздушной техникой противника, которая прорвала оборонительные рубежи ударной группы, установлены бортовые орудия – зенитно-ракетные комплексы «Си Спарроу» и 20-мм орудия артиллерии «Вулкан-Фаланкс» в количестве 4 единиц.

Таким образом, «Нимиц» – авианосец США — способен не только быстро доставлять до места боевых действий бомбардировщики и самолеты поддержки, но и самостоятельно вести боевые действия против воздушных и плавательных средств неприятеля.

7 «Викрамадитья»

  • Страна: Индия
  • Годы эксплуатации: с 2014
  • Экипаж: 1 600 чел.
  • Длина: 273 м
  • Ширина: 31 м
  • Осадка: 8.2 м
  • Скорость: 32 узла
  • Авиационная группа: 14—16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31 , HAL Dhruv
  • Ракетное вооружение: Barak 8 противовоздушные ракеты

Авианосец сооружён на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем.В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» (бывшего тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») в состав ВМС Индии. С 26 ноября корабль совершал переход из Североморска на индийскую военно-морскую базу Карвар. 8 января 2014 года авианосец «Викрамадитья», без вооружения и самолётов прибыл к побережью штата Карнатака. Интеграция нового корабля в состав ВМС Индии заняла около четырёх месяцев. Все это время на корабле работали российские специалисты гарантийного обслуживания.Определён состав авиагруппы: это 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года), до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31, до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажёре корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса — в Индии.

Строение корабля

Современный авианосец – это, на мой взгляд, самый сложный на сегодняшний день вид вооружения.

Авианосцы – самые большие в мире и технически очень сложные боевые корабли за всю историю человечества. Чтобы представить грандиозность и уникальность такого «технического монстра», приведем несколько цифр (в качестве примера взят авианосец «Нимиц»):

— на строительство авианосца уходит 60 000 т стали и 1360 т присадочных материалов; на корабле более 4000 помещений различного назначения; — ядерная энергетическая установка из двух водо-водяных реакторов типа A4W/A1G приводит в действие четыре паровые турбины общей мощностью 280 000 л.с.; — масса гребного винта (их на корабле четыре) почти 3 т, а каждого из двух якорей – 30 т; — площадь полетной палубы 18 200 кв. м; — корабль имеет четыре паровые катапульты весом 180 т, позволяющие обеспечить беспроблемный взлет боевых самолетов, вес которых достигает 40–43 т, со скоростью разгона до 300 км/ч; — общая масса боезапаса 2000 т; — экипаж 6000 человек (включая штатный состав, обслуживание авиакрыла и походный штаб). Создание подобного корабля требует огромных финансовых и трудовых затрат.

Стоимость авианосца ВМС США «Джордж Буш» (последнего в серии класса «Нимиц») оценивается в 6,5 млрд. долларов (по ценам 2009 года), а французского «Шарль де Голль» – 3,3 млрд. (по ценам на 2001 год). Новый авианосец «Джеральд Форд» обойдется американским налогоплательщикам в 14 млрд. долларов, а «Куин Элизабет» английским – в 6,5 млрд. фунтов стерлингов. И это без стоимости авиакрыла.

Головной авианосец, как правило, строится 6–7 лет. Это оптимальный срок, при условии, что судостроитель получает окончательно утвержденную проектную документацию и имеет большой опыт строительства подобных кораблей.

Последнее условие очень важно. Например, Northrop Grumman, основанная в 1886 году, – одна из крупнейших судостроительных компаний США и одна из двух («Дженерал Дайнэмикс») компаний, производящих корабли с атомной силовой установкой. Первый авианосец CV-4 «Рейнджер» был построен на этой верфи в 1934 году

Всего верфь построила 30 авианосцев, в том числе все 11 атомных авианосцев США, начиная с CVN-65 «Энтерпрайз» в 1961 году

Первый авианосец CV-4 «Рейнджер» был построен на этой верфи в 1934 году. Всего верфь построила 30 авианосцев, в том числе все 11 атомных авианосцев США, начиная с CVN-65 «Энтерпрайз» в 1961 году.

Литература

  • Friedman, Norman. U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History (англ.). — Annapolis: United States Naval Institute, 1983. — ISBN 978-0-87021-739-5.
  • Lambeth, Benjamin. American Carrier Air Power at the Dawn of a New Century (англ.). — Santa Monica: RAND Corporation, 2005. — ISBN 978-0-8330-3842-5.
  • Stevens, Ted. Navy Aircraft Carriers: Cost-effectiveness of Conventionally and Nuclear-powered Carriers: Report to Congressional Requesters (англ.). — Washington, D.C.: Government Accountability Office, 1998. — ISBN 1-4289-7664-7.
  • Wertheim, Eric. The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World: Their Ships, Aircraft and Systems (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 2007. — ISBN 978-1-59114-955-2.

Состав авиагруппы

Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.


Истребители-бомбардировщики «Хорнет»

Численность экипажа

Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.

Создание и устройство

История американских сверхтяжёлых авианосцев началась вскоре после Второй Мировой Войны. Уже в 1951 году был заложен первый из них – «Форрестол». Четыре корабля этого проекта отличались от предыдущих образцов не только своими размерами и численностью авиагруппы.

При их строительстве впервые применили, например, угловую полётную палубу и паровые катапульты. А в 1958 году началось строительство первого авианосца с атомной силовой установкой – «Энтерпрайз». Он должен был стать головным в серии, но высокая стоимость вынудила отказаться от постройки «систершипов». Но ненадолго, через десять лет, заложили новый атомный авианосец, получивший имя адмирала флота Честера Нимица.

Внешне «Нимиц» почти не отличался от предыдущей серии кораблей типа «Китти Хок».

Но при его постройке учли опыт боевой эксплуатации авианосцев во Вьетнаме. Практика показала, что возможность эффективно обеспечивать действия авиагруппы важнее повышенной живучести, поэтому запасы авиационного горючего и оружия значительно увеличили.

Впрочем, этому помогло и существенное отличие «Нимица» от «Энтерпрайза» – восемь реакторов A2W заменили двумя A4W, занимавшими меньше места при той же суммарной мощности. Пар, произведённый двумя реакторами, передаётся на четыре турбины, вращающие четыре вала. Четыре бронзовых винта корабля имеют диаметр 7,6м каждый.

https://youtube.com/watch?v=yVWIziBwqGw

Как и предшественники, на полётной палубе «Нимиц» имеет четыре паровые катапульты. Торможение садящихся самолётов обеспечивают четыре троса-аэрофинишера. Три самолётоподъёмника расположены по правому борту, один – с левого. Надстройка-«остров» размещена между вторым и третьим подъёмниками. Подобная схема хорошо зарекомендовала себя ещё на кораблях «Китти Хок». В 1983 году «Нимиц» получил кевларовое бронирование толщиной 64 мм.

8 «Сан-Паулу»

  • Страна: Бразилия
  • Годы эксплуатации: с 2000
  • Экипаж: 1 920 чел.
  • Длина: 265 м
  • Ширина: 31.7 м
  • Осадка: 8.6 м
  • Скорость: 32 узла
  • Авиационная группа: 14 штурмовиков A-4 Skyhawk, 9-11 вертолётов
  • Ракетное вооружение: 2 ПУ ЗРК «Альбатрос» (ЗУР «Аспид»)

Авианосец ВМС Бразилии, бывший авианосец «Фош» типа «Клемансо» ВМС Франции. Был заложен 15 февраля 1957 г., спущен на воду 23 июля 1960 г., вошел в состав ВМС Франции 15 июля 1963 г. 15 ноября 2000 г. передан ВМС Бразилии и после ремонта в феврале 2001 г. прибыл в Бразилию.Энергетическая установка — двухвальная паротурбинная. Состоит из шести паровых котлов фирмы «Лаваль» и двух турбин фирмы «Алстом».Общая мощность — 126000 л. с.

Боевое применение

В конце XX в. авианосцы Nimitz обеспечили стратегическое превосходство флота США во многих локальных конфликтах, в том числе при проведении операций США и НАТО в Югославии, Ираке и Афганистане. Самым крупным конфликтом этого периода с участием американских авианосцев стала операция коалиционных сил НАТО против Ирака в 1990–1991 гг. (война в Персидском заливе).

В состав коалиционного флота входила крупнейшая со времен войны во Вьетнаме авианосная группировка США. Так, авианосец Theodore Roosevelt, участвовавший в этой вой не, нес на борту авиакрыло, насчитывавшее 78 самолетов (20 — F-14 Tomcat, 19 — F/A-18 Hornet, 18 — A-6E Intruder, 5 — EA-6B Prowler, 4 — E-2C Hawkeye, 8 — S-3B Viking и 4 — KA-6D).

Примечания


  1. Аксёнов В. Атомные авианосцы типа «Нимиц». — Зарубежное военное обозрение, 1995, № 10, с. 43–51.
  2. Fontenoy, Paul E. (2006). Aircraft carriers: an illustrated history of their impact. ABC-CLIO Ltd. p. 349. ISBN 978-1-85109-573-5.
  3. Schank, John F. 76. RAND. Дата обращения: 2 апреля 2021.
  4. Gibbons, Tony (2001). The Encyclopedia of Ships. London, United Kingdom: Amber Books. p. 444. ISBN 978-1-905704-43-9.
  5. В реалиях ВМФ СССР и ВМФ РФ термину «авиакрыло» («air wing») примерно соответствует термин «отдельный корабельный истребительный/штурмовой авиаполк» (ОКИАП/ОКШАП). Следует, однако, отметить, что авиакрыло полного состава авианосной группировки ВМС США обладает намного более широкими ударными и оборонительными возможностями по сравнению с силами полков корабельного базирования ТАВКР ВМФ СССР и России, за счет включения в его состав эскадрилий ДРЛО, РЭБ и самолетов палубной военно-транспортной авиации.
  6. . Дата обращения: 15 февраля 2019.
  7. ↑ . Дата обращения: 15 февраля 2019.
  8. . Дата обращения: 20 сентября 2013.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: