Николай стариков

Критика

В 1968 году в № 3 журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья инженера-кораблестроителя А. Гроссмана «Комфортабельный „Наутилус“ и тесная „Пантера“».

В ней автор доказывал, что «Наутилус» в реальности невозможен, так как не сможет погрузиться под воду, а вес корабля сильно завышен. В качестве доводов инженер приводил то, что на корабле слишком просторные залы при минимуме оборудования, из-за чего «Наутилус» при больших объёмах слишком лёгкий и, согласно закону Архимеда, будет постоянно плавать на поверхности.

Его утверждения показались публике настолько убедительными, что эту статью опубликовали на своих страницах ряд печатных изданий. Даже когда в 1971 году в № 5 того же журнала, была опубликована статья инженера Г. Надъярных «В глубины мирового океана», где на сноске к тексту автор указал на ошибочность статьи Гроссмана, большинство читателей на эту связь попросту не обратили внимания.

Доказать несостоятельность статьи Гроссмана довольно просто. Объём корабля составляет 1500 м;, то есть для того, чтобы «Наутилус» смог опуститься под воду, его вес должен быть не менее 1500 т. Общий вес корабля складывается из следующего:

1. Водный балласт — около 150 т (150,72 т).2. Внешний корпус — около 400 т (394,96 т).3. Внутренний корпус — около 400 т (толщина его стенок в романе не указывается, но делать их тоньше стенок внешнего корпуса нет никакого смысла).4. Киль — около 60 т (62т).5. Переборки, шпангоуты, подпорки, гребной вал, боевой бивень, трюмная палуба — около 150 т.

Итого: для того, чтобы «Наутилус» смог погрузиться под воду, его машины, оборудование, батареи, обстановка, твёрдый балласт и прочее должны весить около 340 т, что вполне осуществимо на практике.

Лёгкость деревянных шкафов и некоторого оборудования с легкостью компенсируется тяжёлым балластом. Так, например, если его вес принять равным 240 т, а материалом взять свинец, то он займёт объём около 21 м;, что составляет 1,4 % от общего объёма корабля.

Общее устройство современной АПЛ

Ракетонесущий атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула» в разрезе

Среднестатистическую подводную лодку, бороздящую Мировой океан прямо сейчас, можно описать единой концептуальной схемой. Отдельные агрегаты и линии могут меняться, но сама идея остаётся неизменной с семидесятых годов.

Большинство российских субмарин используют два корпуса (отдельные капсулы в общем) – внутренний из мягкого и прочного титана и внешний из маломагнитной стали. Американские используют один многослойный корпус, разделенный переборками. Как и 50 лет назад.

Между корпусами (у АПЛ США – в общем объеме) расположены ёмкости для воды. При их заполнении лодка опускается, откачка поднимает судно на поверхность. Цистерны можно заполнять одновременно или по-очереди.

Кроме основных, есть так называемые дифферентные цистерны: их заполняют для выравнивания лодки после загрузки и при движении груза. Эта система работает все время, даже под водой при горизонтальном движении.

Многоцелевая АПЛ класса «Вирджиния» ВМС США

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого).

Переборки между отсеками рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков.

Для справки: многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый ракетоносец проекта 955 — на восемь.

Атомная лодка «Наутилус» как часть негласного соревнования СССР и США в области новых технологий

В Советском Союзе первая атомная подводная лодка появилась тремя годами позднее, и кроме «линейного» названия Б – 3 (К – 3), получила еще дополнительное, «Ленинский комсомол». Более быстрая (до 30 узлов под водой), она тоже побывала на Северном полюсе, и даже всплыла там, однако это было спустя 4 года после американцев. Так что это соревнование они выиграли. Зато СССР в 1959-м году ввел в эксплуатацию первый надводный атомоход в мире, кстати гражданский, ледокол «Ленин».

Атомные электростанции, первые надводные и подводные атомоходы, наконец, освоение космоса. Все это стало результатом «ракетной» гонки между США и СССР. Началась гонка «космическая». И хотя человечество не раз стояло на пороге ядерной войны, ее все же не случилось. А полезные изобретения пригодились и в гражданской сфере.

Существовал ли «Наутилус» на самом деле?

USS Nautilus (SSN-571) была первой в мире действующей атомной подводной лодкой и первой подводной лодкой, совершившей подводный переход через Северный полюс 3 августа 1958 года. … Nautilus был списан в 1980 г. и объявлен национальным историческим памятником в 1982 году.

Из какой сказки капитан Немо? Капитан Немо , вымышленный персонаж, страдающий манией величия капитан подводной лодки « Наутилус» в романе Жюля Верна. Vingt Mille Lieues sous les mers (1869–70; Двадцать тысяч лье под водой), а также персонаж последующего L’Île mystérieuse (1874; Таинственный остров).

Кто построил подводную лодку «Наутилус»? Наутилус, любая из как минимум трех исторических подводных лодок (включая первое в мире судно с атомной установкой) и четвертая подводная лодка, известная в научной фантастике. Военный корабль США Наутилус. Американский инженер Роберт Фултон построил одно из первых подводных судов в 1800 году во Франции по гранту Наполеона.

Почему «Наутилус» остановился? Профессиональный ритейлер может объяснить своим покупателям, почему мы остановка производства. Ему приходится объяснять, что мы производим всего около 60 000 часов в год, разделенных примерно на 140 различных моделей, включая Nautilus. И что невозможно произвести достаточно, чтобы удовлетворить спрос.

SSN-571 «Nautilus»

Но уже к 1930-м гг. подводные лодки достигают размеров «Наутилуса». В 1931 году предпринята первая в мире попытка доплыть до Северного полюса на подводной лодке. Её осуществили полярные исследователи Г. Уилкинс и Х. Свердруп на субмарине О-12, переоборудованной из боевой в исследовательскую и получившей имя «Nautilus». 28 августа лодка достигла рекордной для кораблей широты — 82° с. ш., но из-за неблагоприятной ледовой обстановки 6 сентября была вынуждена повернуть обратно.

Тем не менее, данный поход подтвердил возможность использования субмарин для научных исследований, так как в процессе плавания были собраны ценные данные о рельефе дна Северного Ледовитого океана.

В 1954 году в США спускается на воду первая в мире атомная подводная лодка — SSN-571. Атомный реактор стал для субмарин мощным, практически неистощимым источником энергии, делая их полностью автономными. SSN-571 представляла собой самую совершенную, на тот момент времени, подводную лодку, за что получила имя «Nautilus». Летом 1958 года, в условиях повышенной секретности, SSN-571 «Nautilus» совершает поход под полярными льдами и 3 августа в 23.15 она впервые в истории прошла Северный полюс в подводном положении.

Впоследствии она совершит ещё ряд крупных походов в которых ещё больше прославит полученное название. 17 марта 1959 г., спустя ровно 91 год после подлёдного похода «Наутилуса» к Южному полюсу, подводная лодка SSN-578 «Skate» повторила его достижение, всплыв на Северном полюсе. А в 1966 году советские АПЛ впервые в истории совершают кругосветное плавание без единого всплытия на пути следования.

Невозможность подводных лодок опускаться на дно океана с лихвой покрывают батискафы. Так 23 января 1960 г., спустя 92 года после погружения «Наутилуса», швейцарский учёный Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш (англ.) на батискафе «Триест» совершили рекордное погружение на глубину 11 километров в Марианскую впадину и обнаружили там высокоорганизованную жизнь.

Современные подводные лодки по водоизмещению превосходят «Наутилус» Верна в десятки раз, по скорости они почти его догнали (рекорд скорости среди субмарин — 44,7 узла, установлен советскими АПЛ проекта 661), а их экипаж составляет больше сотни человек.

Также они имеют оборудование и вооружение, о котором Верн не мог и мечтать (либо отказался по тем или иным причинам оборудовать ими «Наутилус»): перископ, сонар, установки по регенерации воздуха, спутниковая связь, торпеды, баллистические ракеты и многое-многое другое. Если в 1860—1870 гг. конструкция «Наутилуса» и считалась фантастической, то спустя чуть больше века она оказалась устаревшей.

Тем не менее, его конструкция ещё популярна и находит применение в туристическом бизнесе. Так в 2006 году на выставке в Дубае компания Exomos представила проект подводной лодки «Nautilus». Внешний облик субмарины максимально приближен к литературному прототипу. Её пассажировместимость составляет 10 человек, а предельная глубина погружения — 30 метров. Стоимость субмарины — $3 млн.

Жюль Верн изобрел подводную лодку?

Однако, Жюль Верн не изобретал подводную лодку. У подводных лодок длинная история, хотя в 1870 году они не могли сравниться с мощностью и богатством «Наутилуса». … Холланд, построивший первую подводную лодку ВМС США, назвал одну из своих первых компаний Nautilus Submarine Boat Company.

Наутилоиды вымерли? Они подверглись большому вымиранию в конец триасовый период (205 млн лет назад) и снова в конце миоценовой эпохи (5 млн лет назад). Сегодня осталось только шесть видов наутилоидов, камерных или жемчужных наутилусов.

Где я могу найти раковины наутилуса?

Оболочку наутилуса можно найти в Minecraft разными способами. Игроки могут найти его по рыбалка, убийство утонувших мобов, и покупать его у бродячих торговцев. Странствующие торговцы продадут их за изумруды. Эти раковины можно использовать с одним сердцем моря, чтобы сделать трубопровод с помощью верстака.

Можно ли завести домашнего наутилуса? к несчастью ни один головоногий не годится ни для кого в качестве домашнего питомца но эксперт или зоопарк/аквариум. Хотя осьминоги и каракатицы — плохие пленники, наутилусы плохи совсем по другим причинам. Им нужен охладитель, и они часто качаются вверх и вниз при движении, поэтому потребуется большой охлаждаемый цилиндрический резервуар.

Кембридж. Первые исследования атома

Оппенгеймера приняли в Кембридж, где он начал работать в лаборатории Кавендиша под руководством Резерфорда. Лаборатория Резерфорда занимала тогда одну из командных высот в молодой атомной науке. Но вскоре Оппенгеймер получил приглашение Макса Борна переехать в Геттингенский университет, который был славен прежде всего своими математиками, и сразу после Первой мировой войны стал одним из центров, где совершалась революция в современной физике.

В Геттинген время от времени съезжались физики со всех стран, чтобы обмениваться последними теоретическими выводами или результатами новых исследований. Сам Бор приезжал туда из Копенгагена читать лекции.

 Соискатель получил по всем предметам «отлично» или «очень хорошо», кроме органической химии. Что касается диссертации, то Макс Борн охарактеризовал ее как работу высокой научной ценности, значительно превышающую по своему уровню обычные диссертационные работы

Новые идеи, столь радикально менявшие основы физического видения мира, преподавались теми, кто их создавал, непосредственно в процессе формирования, и студенты считали себя призванными внести свой вклад в построение теории.

Одиннадцатого мая 1927 года Оппенгеймер держал устный экзамен. Получение степени доктора в Геттингене требовало сдачи экзаменов, а не только защиты диссертационной работы. Соискатель получил по всем предметам «отлично» или «очень хорошо», кроме органической химии. Что касается диссертации, то Макс Борн охарактеризовал ее как работу высокой научной ценности, значительно превышающую по своему уровню обычные диссертационные работы.

В следующем году Роберт Оппенгеймер побывал в Цюрихском и Лейденском университетах. В Лейдене он привел в изумление профессоров и студентов, прочитав лекцию на нидерландском языке всего через шесть недель после прибытия.

В 1928 году Оппенгеймер вернулся в Америку.

Возвращение в Америку

В 1929 году, когда Роберт Оппенгеймер снова ступил на американскую землю, его первые успехи в Европе уже были известны на родине. Английские и немецкие журналы опубликовали работы Оппенгеймера о применении квантовой теории к распределению интенсивности между различными частотами спектров и поведении свободных электронов при их вхождении в пространство взаимодействия с атомами. После некоторого колебания Оппенгеймер остановил свой выбор на Калифорнийском университете в Беркли, около Сан-Франциско. Говорят, когда декан факультета спросил Оппенгеймера о причинах, побудивших его выбрать Калифорнийский университет, Оппенгеймер удивил его, ответив, что его прельстила богатая коллекция стихов французских поэтов XVI и XVII веков, собранная в университетской библиотеке.

Калифорнийский университет в Беркли

Wikipedia

Из работ, опубликованных Оппенгеймером в тот период, следует отметить исследование превращения лития в бериллий при соударении с протоном. Как и в студенческие годы, интересы Оппенгеймера не ограничивались научными исследованиями. В немецких университетах, которые Оппенгеймер так хорошо знал, нацисты подвергли гонениям ученых «неарийского» происхождения, а вместе с ними и их коллег, которые пытались встать на защиту своих товарищей. До этого Оппенгеймер был довольно безразличен к политическим событиям, но теперь он начал размышлять, а когда в 1936 году над Испанской республикой нависла угроза фашизма, он открыто выступил в ее поддержку. В этот же период своей жизни Оппенгеймер поддерживал отношения с девушкой, которая познакомила его с активными членами коммунистической партии в Калифорнии. И впоследствии это ему аукнулось.

В 1937 году скончался отец Роберта, оставив сыну солидное наследство, которое позволило ему систематически оказывать материальную помощь антифашистским организациям.

Однако вскоре этот порыв прошел. Из Советского Союза начали приходить трагические известия о преследовании физиков-антифашистов, пытавшимся найти там убежище. Это подействовало как холодный душ на прокоммунистические настроения многих интеллигентов Запада. Оппенгеймер отошел от коммунистической партии, членом которой он никогда и не был, но не мог порвать отношения с теми, кто продолжал бороться в ее рядах или сочувствовал ей. Среди них были его близкие друзья и даже брат Франк, который в то время занимался изучением космических лучей.

Роберт Оппенгеймер времен увлечения левыми идеями

sovsekretno.ru

Награды и благодарности

Цитирование президентского подразделения. с застежкой Operation Sunshine National Defense. Медаль за службу

Цитата президентского подразделения

За выдающиеся достижения в совершении первого в истории путешествия по вершине мира, совершив круиз под ледяной шапкой Арктики от Берингова пролива до Гренландского моря.

В период с 22 июля 1958 года по 5 августа 1958 года военный корабль США «Наутилус», первый в мире атомный корабль, пополнил свой список исторических достижений, пересек Северный Ледовитый океан от Берингова до Гренландского моря, пройдя под водой. под географическим Северным полюсом. Этот рейс открывает возможность нового торгового морского пути, Северо-Западного прохода, между основными океанами мира. В будущем грузовые подводные лодки с ядерными двигателями могут использовать этот маршрут в интересах мировой торговли.

Мастерство, профессиональная компетентность и отвага офицеров и экипажа Наутилуса соответствовали высшим традициям Вооруженных сил Соединенных Штатов и новаторскому духу, который всегда характеризовал нашу страну.

Чтобы В ознаменование первого подводного плавания под Северным полюсом, все члены экипажа Наутилуса, совершившие рейс, могут носить Президентский Отряд ленту со специальной застежкой в ​​виде золотая печатная буква N (изображение выше).

История корабля

  • 14 июня 1952 года АПЛ заложена на верфи в Гротоне.
  • 21 января 1954 года лодка спущена на воду.
  • 30 сентября 1954 корабль принят на вооружение ВМС США.
  • Подводная лодка Nautilus в 1955 году
    В 11:00 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море и отправил в эфир сообщение: Underway on nuclear power («Идём на атомной энергии»).

  • 3 августа 1958 «Наутилус» стал первым в истории кораблём, который достиг Северного полюса своим ходом в подводном положении.
  • 3 марта 1980 выведен из состава ВМС США.
  • 20 мая 1982 объявлен национальным историческим памятником США.
  • 11 апреля 1986 открыт для посетителей в Музее подводного флота СШАruen.

Запись в штурманском журнале: Nautilus, 90N, 19:15U, 3 августа 1958, Северный полюс

Марка США, посвящённая походу

Принципиальное устройство подводной лодки

Любой подводный аппарат действительно очень похож на звездолёт: плотная среда, склонная к турбулентности при малейшем возмущении, заставляет разработчиков применять сложные формы для оптимизации движения.

Классическая подводная лодка с дизельным или дизель-электрическим агрегатом заимствует многое от надводных кораблей современного типа: есть палуба и остеклённая рубка и даже ватерлиния, разделяющая корпус на 2 части: надводную и подводную.

Такая лодка большую часть времени — при долгих морских переходах, «на марше», — находится в надводном положении; под водой проходит только скрытное выполнение задачи.

Рубка когда-то использовалась по назначению

Кроме внешнего («легкого») корпуса для формирования обводов, подводная лодка имеет внутренний («прочный») корпус, который и выдерживает возрастающее с глубиной забортное давление воды.

Для движения дизельных лодок под водой придумали шноркель — трубу, которая позволяет двигателю забирать воздух, необходимый для его работы, над поверхностью воды.

Палуба сохранилась и на современных атомных подводных лодках

Она позволяет увеличить продолжительность подводного хода, но для его реализации требуется достаточно низкая скорость, отсутствие волнения и небольшая глубина погружения.

Для больших глубин используются аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного движителя во время его работы.

Эволюция подводных лодок с атомным реактором

Подводная лодка проекта «Лира»

Развитие атомных субмарин подарило человечеству 5 условных поколений, связанных общими конструктивными чертами и логикой применения:

1. Первое поколение стало родоначальником атомных субмарин, но было достаточно многочисленно и долго стояло на вооружении. Основной общей чертой стала наследуемость с дизель-электрическими предшественниками.

Лодки носили скорее экспериментальный характер, часто предназначались для «боевой отработки» конструкторских идей.

2. Второе поколение стало прямым развитием предыдущего с минимальными изменениями и начинает свой отсчёт в 1967 году.

АПЛ поздней постройки получили «рыбообразную» геометрию корпуса (проект 705 «Лира» в СССР) и комплексные автоматизированные систем управления («Аккорд» на той же лодке), ставшим первым прообразом современного центра управлению сложных систем в виде единого пульта.

Атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар»

Серьезной заявкой для АПЛ СССР стал родоначальник «охотников за авианосцами» К-162/222 «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар» с полностью титановым корпусом. Субмарина достигла до сих пор не побитый рекорд скорости в 44,74 узлов (80,4 км/ч).

3. Третье поколение появилось в начале восьмидесятых и характеризуется прежде всего существенно возросшим водоизмещением, повышением автономности, улучшением жизнеобитания команды, а так же унификацию субмарин и их классов.

Американские лодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес» получили реакторы, работающие без перезарядки до 11 лет и не требующие серьезного ремонта в течении всего жизненного цикла — до 30 лет.

Наиболее богатый период кораблестроения: большинство из лодок ещё в строю. Многие из них уникальны, например печально известный рекордсмен проекта 685 «Плавник» К-278 «Комсомолец» с двумя титановыми корпусами и глубиной погружения до 1000 метров.

Ракетонесущий крейсер «Огайо» ВМС США

4. Четвертое поколение на данный момент является наиболее современным, начиная свою историю в начале девяностых. В США представлено только многоцелевыми типами.

Эти аппараты объединяет применение водометных движителей («Сивулф», проект 955), звукопоглощающие покрытия нового типа, новые материалы (композит), реакторы длительного срока службы.

После ряда катастроф подводных лодок предыдущего поколения, проекты получили собственные автономные спасательные капсулы и полностью изолированный реактор.

Возросло и было унифицировано вооружение: так, американские лодки научились хранить до 50 крылатых ракет основных используемых ВМС США типов.

5. Перспективное пятое поколение существует только на бумаге, однако предполагается, что будет включать в себя преимущественно многоцелевые субмарины.

Основным изменением станет атомный реактор с запасом энергии на весь жизненный цикл подводной лодки (в США внедряется в лодках четвертого поколения), полностью композитный корпус, а так же унифицированное вооружение.

Одни и те же пусковые установки будут использовать как баллистические, так и крылатые тактические ракеты, а так же иное неядерное вооружение для выполнения широкого спектра задач.

Планировка и строительство

Адмирал Хайман Дж. Риковер на борту Наутилус

Запуск Наутилус

В июле 1951 г. Конгресс США санкционировал строительство атомной подводной лодки для ВМС США, который был спланирован и лично контролировался капитаном (впоследствии адмиралом) Хайман Дж. Риковер, USN, известный как «Отец атомного флота». 12 декабря 1951 г. Департамент военно-морского флота США объявил, что субмарина будет называться Наутилус, четвертое судно ВМС США официально так названо. Лодка несла номер корпуса ПЛА-571. Она извлекла выгоду из Большая подводная двигательная установка (GUPPY) улучшения Американец Гато -, Балао -, и Линь подводные лодки класса.[нужна цитата ]

Наутилус‘прототип активной зоны реактора на объекте S1W в Айдахо

Наутилус‘s киль был заложен в Общая динамика ‘Подразделение электрических лодок в Гротон, Коннектикут к Гарри С. Трумэн 14 июня 1952 г. Она была крещен 21 января 1954 г. и запущен в Река Темза, при поддержке Мэми Эйзенхауэр. Наутилус был заказанный 30 сентября 1954 г. под командованием командующего Юджин П. Уилкинсон, USN.

Наутилус был приведен в действие подводным тепловым реактором (STR), позже переименованный в Реактор S2W, а реактор с водой под давлением произведено для ВМС США компанией Westinghouse Electric Corporation. Лаборатория атомной энергии Беттиса, эксплуатируемая Westinghouse, разработала базовую конструкцию реакторной установки, используемую в Наутилус после того, как 31 декабря 1947 года получил задание на проектирование атомной энергетической установки для подводной лодки. Ядерная энергия имела решающее преимущество в подводных установках, потому что это процесс с нулевым уровнем выбросов, который не требует потребления воздуха. Эта конструкция является основой почти всех американских атомных подводных лодок и боевых надводных кораблей, и была адаптирована другими странами для военно-морских ядерных силовых установок. Первый реальный прототип (для Наутилус) был построен и протестирован Аргоннская национальная лаборатория в 1953 г. на установке S1W, входящей в состав Национальная испытательная станция реакторов в Айдахо.

Наутилус ‘ нашивка корабля была разработана Компания Уолта Диснея, И ее кают-компания в настоящее время выставлен набор посуды из , поскольку оболочка ядерного топлива частично была сделана из циркония.[нужна цитата ]

первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» в иллюстрациях

«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не исчезло. За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол
» было построено 338 атомных подводных лодок
, 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ
«Ленинский Комсомол
» продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами. После списания «К-3
» подлодку
планируют переоборудовать в корабль-музей, соответствующий проект уже разработан в КБ «Малахит
», но по непонятным причинам корабль остается бездейственным, постепенно приходя в негодность.

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера . В послевоенное время в США и СССР , а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус » (англ. USS Nautilus
), и она была спущена на воду 21 января 1954 года .

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность . Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс .

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой .

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания , а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР .

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер — 401.

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101) .

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611) , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок .

В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай .

Пожар на глубине 120 метров

«Пока шли к месту аварии, поступало всё больше информации о случившейся катастрофе, — продолжает рассказ Юрий Сенатский. — Походному штабу стало известно, что 24 февраля при возвращении на базу с боевой службы на глубине 120 метров в девятом отсеке К-19 вспыхнул пожар. Масло из-за разгерметизации трубопровода гидравлики попало на разогретую поверхность фильтра. Огонь пережёг находившиеся рядом силовые кабели и трубопровод воздуха высокого давления. Возник обширный пожар. Моряки начали героически бороться с огнём, но девятый, а за ним и восьмой отсеки выгорели полностью. К-19 поднялась на поверхность, но самостоятельно двигаться не могла. Не могли взять её на буксир и подоспевшие первыми к месту трагедии корабли Черноморского флота: в Атлантике бушевал сильный шторм».

На лодке погибли двадцать восемь человек. Ещё двенадцать подводников находились в десятом отсеке. Вызволить их силами экипажа было невозможно: не было технических средств, чтобы преодолеть загазованные отсеки, в которых после пожара сохранялась к тому же крайне высокая температура.

«Корабельная группа Северного флота подошла в район 10 марта 1972 года, — продолжает Юрий Константинович. — Созерцание картины не внушало оптимизма. Шторм стих, но сильный ветер гнал большие волны. Рубка аварийной К-19 то поднималась на шесть метров вверх, то вовсе пропадала из виду. К тому времени флотские вертолётчики — вот кто настоящие герои! — уже сняли с лодки большую часть экипажа, на борту оставалась аварийная команда во главе с командиром корабля капитаном второго ранга Виктором Кулибабой. Он доложил адмиралу Касатонову о ситуации на подлодке».

NAUTILUS-X: Межпланетные перелеты. Стильно, но не сегодня

Если вы следите за разрабатываемыми или используемыми сегодня космическими кораблями (Союз, Orion, Crew Dragon или Dragon V2), то скорее всего заметили, что у них нет ничего общего с огромными космическими кораблями из фантастических фильмов. По голливудским масштабам это невероятно миниатюрные капсулы, где экипажу вряд ли удастся хорошенько размяться, не задев при этом кого-нибудь из коллег. И если протянуть в такой капсуле несколько дней или неделю еще не стоит нечеловеческих усилий, то долететь в таком ограниченном пространстве до Марса или хотя бы до одного из околоземных астероидов уже проблема.

Именно поэтому один из проектов пилотируемой миссии к астероиду предполагает, что астероид с помощью грузового корабля сначала «притянут» на орбиту Луны, и только тогда отправят к этой луне Луны команду исследователей.

Космические корабли имеют малые размеры неспроста — небольшой и легкий корабль дешевле и легче отправить в космос. Однако в 2011 году в NASA предложили нечто более подходящее для длительных межпланетных перелетов:

Nautilus-X (Наутилус-Икс) — концепт космического корабля для долговременных космических полетов, а также для использования в качестве «перевалочной базы» между Землей и Луной или Землей и Марсом.

Корабль должен был состоять из главного коридора шириной 6 и длиной 14 метров, нескольких надувных отсеков для хранения груза и проживания экипажа, солнечных батарей, двигателей и вращающегося тора диаметром около 9 метров, который использовался бы как спальное место для экипажа.

Вращающийся тор — пожалуй, самый интересный элемент корабля. Этот бублик мог бы обеспечивать спящий экипаж искусственной гравитацией в 0.08-0.69 g. Если бы проект был реализован, девятиметровая центрифуга, вращающаяся со скоростью в 10 оборотов в минуту, дала бы нам то, о чем люди мечтают со времен первых фантастических рассказов о космосе.

Другой ключевой идеей концепта было использование надувных модулей. Грузовые и рабочие отсеки корабля и даже центрифуга должны были быть построены по этой новой технологии, основным разработчиком которой на сегодня является частная космическая компания Bigelow Aerospace. Именно ее Bigelow Expandable Activity Module (BEAM, Надувной жилой модуль Bigelow) будет пристыкован к МКС в 2020 году и будет тестироваться на протяжении двух лет.

Модульная структура Nautilus-X позволяла бы расширять корабль за счет пристыковки к нему дополнительных надувных отсеков, которые пригодились бы в особо длительных перелетах.

Окончательная сборка Nautilus-X проводилась бы на орбите, для чего понадобилось бы 2-3 отдельных запуска. На конце главного коридора предполагалось разместить стыковочный механизм, совместимый с Орионом. После доставки экипажа корабль бы постепенно разгонялся до второй космической и покидал бы земную орбиту. После выполнения основной миссии Nautilus-X возвращался бы на орбиту Земли, перезаправлялся, сменял экипаж, и мог бы отправиться в новое межпланетное путешествие.

Почему NASA (на время?) отказалось от проекта: слишком круто, слишком дорого и слишком рано. Бюджета и сил NASA вряд ли бы хватило на то, чтобы одновременно работать над Орионом, SLS и Nautilus-X. И хотя Наутилус представлял бы собой завершающее и главное звено в этой цепочке, пока что никаких серьезных шагов в его направлении сделано не было.

Оригинальную презентацию проекта можно посмотреть здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: