Авиационные бомбы: устройство и основные виды

Разрушительная сила

Корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э для истребителя Су-57, упомянутая в интервью с главой КТРВ, была представлена на авиасалоне МАКС-2019. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.

Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.

Следом по мощности идут бомбы КАБ-500КР с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Их масса превышает 500 кг, а применяться они могут на самолётах фронтовой авиации типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-24М, МиГ-29.

  • Корректируемая авиационная бомба КАБ-250ЛГ-Э

Для поражения неподвижных наземных и надводных целей, таких как железнодорожные и шоссейные мосты, военно-промышленные объекты, склады боеприпасов, корабли и транспортные суда, предназначены бомбы КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

Борис Обносов также упомянул о завершении испытаний новых управляемых бомб УПАБ калибра 500 и 1500 кг. Они также были представлены публике на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.

УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.

Также по теме


«Весомое преимущество»: российская армия получила первые комплексы артиллерийской разведки «Пенициллин»

Первая партия новейших комплексов артиллерийской разведки АЗТК 1Б75 «Пенициллин» поступила на вооружение российской армии. Об этом…

УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию, которая используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.

Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.

Стоит отметить, что в России разрабатываются управляемые и корректируемые бомбы не только для самолётов фронтовой авиации, но и уменьшенные варианты для применения на БПЛА. Например, в календаре на 2021 год Минобороны продемонстрировало разведывательно-ударный БПЛА «Орион» с корректируемыми авиабомбами КАБ-20 массой 21 кг. Боеприпасы снаряжены осколочно-фугасной боевой частью, спутниковыми или лазерными системами наведения. Они способны уничтожать пехоту и легкобронированную технику.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» «Орион» был представлен с управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 и корректируемой малогабаритной бомбой КАБ-50.

Номенклатура средств доставки для новых корректируемых бомб относительно широкая, отметил Юрий Кнутов в беседе с RT.

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, планирующие боеприпасы, в отличие от авиационных бомб свободного падения, преодолевают большее расстояние до цели.

«Такого рода боеприпасы оснащаются специальными системами управления, а также системами, которые корректируют наведение на цель, благодаря чему полёт к цели может выполняться как под управлением оператора, так и самостоятельно, если координаты цели известны. Подобные боеприпасы используются в тех фазах боевого конфликта, где, например, присутствует мощная организация систем противовоздушной обороны. Благодаря им летательные аппараты и пилоты остаются целыми и невредимыми, поскольку для сбрасывания не требуется входить в воздушное пространство противника», — подчеркнул эксперт.

При этом обычные боеприпасы свободного падения не будут списывать со счетов, так как планирующие всё же дороже в производстве, добавил Алексей Леонков.

«Это дополнительный вид вооружения, который расширит арсенал истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков», — заключил эксперт.

Корректируемая бомба КАБ-250

Корректируемая бомба КАБ-250 Разработчик: ГНПП «Регион» (Россия)

Изготовитель: Корпорация ТРВ (Россия)

КАБ-250 предназначен для поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва. Разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения ПАК ФА, для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. Кроме того, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески, таких как Су-34 и Су-35.

Внутри цилиндрического корпуса КАБ-250 с оживальным головным обтекателем располагается вся основная аппаратура. На боковой поверхности корпуса имеются Х-образные крылья и рули. В головной части корпуса предусматривается отсек для размещения систем наведения, средняя часть отдается под боевую часть. В хвосте находится часть аппаратуры управления, в первую очередь рулевые машинки.

Для определения взаимного положения бомбы и цели используется система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того в КАБ-250 применяется комбинированная система наведения, позволяющая значительно повысить точность атаки выбранной цели. Бомба оборудована доводчиком – дополнительной инфракрасной головкой самонаведения.

Перед сбросом в память изделия загружаются координаты цели. Они могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности порядка 2-3 км включается инфракрасная головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.

Модификации:

  • КАБ-250С-Э — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
  • КАБ-250Л — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
  • КАБ-250ЛГ-Э — корректируемая авиационная бомба калибра 250 кг с осколочно-фугасной боевой частью

Характеристики:

  • Диаметр — 0,255 м.
  • Длина — 3,2 м.
  • Масса — 250 кг.
  • Размах крыла — 0,55 м.
  • Высота сброса — 1 — 10 км.
  • Скорость самолета при сбросе — 200 — 350 м/с
  • Боевая часть — осколочно-фугасная
  • Вес БЧ — 165 кг.
  • Масса ВВ — 96 кг.
  • Взрывательное устройство — контактное с тремя видами замедления
  • КВО без приборов и антенны дифференциальных поправок — 3 — 5 м.
  • ГСН — тепловизионная
  • Дальность действия ГСН — 2 — 3 км
  • Углы поля зрения ГСН — 5 — 9 град
  • Внешняя система наведение — Глонасс
  • Диапазон работы ГСН — 8 — 14 мкм

Сравнение УАБ с управляемыми ракетами

Важной характеристикой авиационного боеприпаса является коэффициент наполнения — отношение массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы. Для авиационных управляемых ракет он составляет 0,2 — 0,5 (такое низкое соотношение обусловлено необходимостью размещения в корпусе ракеты двигателя, топливных баков, систем коррекции и наведения), для неуправляемых авиационных бомб он близок к 1, для УАБ значение этого коэффициента — 0,7 — 0,9

При этом область возможных сбросов бомбы с больших высот лишь незначительно уступает зоне дальней границы пуска ракеты. При практически одинаковых стартовой массе и дальности пуска (сброса) УАБ может нести значительно больше взрывчатого вещества, чем авиационная ракета.

Только ФАБ-9000 может пробить что угодно

Уже применённые на Украине — полуторатонная управляемая авиабомба УПАБ-1500Б и её планирующий аналог УПАБ-1500Б-Э. Вторая бомба сбрасывается от цели в 50 км, для наведения используют спутниковую систему.

ВКС России планируют (возможно, уже начали) применять фугасные авиабомбы ФАБ-3000 и ФАБ-5000М. Последняя весом пять тонн может быть сброшена с высоты 16 000 м при скорости полёта самолёта до 1200 км/ч. Основные её цели — особо прочные наземные и подземные объекты. При взрыве ФАБ-3000М остаются полностью разрушенные сооружения в круге диаметром около 35 метров. Носитель ФАБ-3000 и ФАБ-5000 — дальний бомбардировщик Ту-22М3.

wikimedia.org
Только ФАБ-9000 оказалось под силу достать строения и ходы сообщения под землёй на глубине шесть этажей на «Азовстали».

Только ФАБ-9000 оказалось под силу достать строения и ходы сообщения под землёй на глубине шесть этажей на «Азовстали». ФАБ-9000 успешно применяли ещё во время войны в Афганистане.

В запасе авиаторов бомба объёмного взрыва (неофициальное обозначение АВБПМ — «Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности»). С ней может сравниться, разве что, авиабомба ВВС США GBU-43/В (неофициальное название MOAB — Mother of all bombs, с англ. — «мать всех бомб»). Общая масса изделия АВБПМ более 8 тонн. Масса взрывчатого вещества 7100 кг, тротиловый эквивалент — 44 тонны.

defense.gov
Авиабомба ВВС США GBU-43/В (Mother of all bombs — «Мать всех бомб»).

Внутри основной части корпуса находится жидкое взрывчатое вещество. Освобождённое при взрыве, оно и даёт объёмный взрыв. Гарантированное поражение целей в радиусе 300 м. Ударная волна может повредить постройки и поразить живую силу противника на расстоянии до полутора километров.

В противовес американскому изделию «псевдоним» нашего — «Папа всех бомб».

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) продолжает модернизацию управляемых авиационных бомб (УАБ). В частности, УАБ К08БЭ и УПАБ-1500БЭ оснащаются новыми системами самонаведения. Изучается возможность и модернизации корректируемой авиабомбы КАБ-250ЛГ-Э.

Uses

The GBU-15 may be used in either a direct or an indirect attack. In a direct attack, the pilot selects a target before launch, locks the weapon guidance system onto it and launches the weapon. The weapon automatically guides itself to the target, enabling the pilot to leave the area. In an indirect attack, the weapon is guided by remote control after launch. The pilot releases the weapon and, via remote control, searches for the target. Once the target is acquired, the weapon can be locked to the target or manually guided via the Hughes Aircraft AN/AXQ-14 data-link system.

This highly maneuverable weapon has an optimal, low-to-medium altitude delivery capability with pinpoint accuracy. It also has a standoff capability. During Desert Storm, all 71 GBU-15 modular glide bombs used were dropped from F-111F aircraft. Most notably, EGBU-15s were the munitions used for destroying the oil manifolds on the storage tanks to stop oil from spilling into the Persian Gulf . These EGBU-15s sealed flaming oil pipeline manifolds sabotaged by Saddam Hussein’s troops.

The Air Force Development Test Center, Eglin Air Force Base, Florida, began developing the GBU-15 in 1974. The Air Force originally asked for the missile designations AGM-112A and AGM-112B for two versions of the system. This was declined because the weapon was an unpowered glide bomb and GBU designation was allotted instead. The M-112 designation remains unassigned as a result.

It was a product improvement of the early guided bomb used during the Vietnam War called the GBU-8 HOBOS. The GBU-8 could not be controlled after the bomb was released. Instead, the aircraft was forced to fly very close to the target so the WSO could acquire it. Once locked on, the weapon could be released and the aircraft could return to base.

A 3rd TFW F-4E dropping a GBU-15(V)1/B, in 1985.

Flight testing of the weapon began in 1975. The GBU-15 with television guidance, completed full-scale operational test and evaluation in November 1983. In February 1985, initial operational test and evaluation was completed on the imaging infrared guidance seeker.

In December 1987, the program management responsibility for the GBU-15 weapon system transferred from the Air Force Systems Command to the Air Force Logistics Command. The commands merged to become the Air Force Materiel Command in 1992.

During the integrated weapons system management process, AGM-130 and GBU-15 were determined to be a family of weapons because of the commonality of the two systems. The Precision Strike Program Office at Eglin AFB became the single manager for the GBU-15, with the Air Logistics Center at Hill Air Force Base, Utah providing sustainment support.

Links

  • Espacenet
  • Discuss
  • 210000001331
    Nose
    Anatomy

    0.000

    claims

    abstract

    description

    6

  • 230000003068
    static
    Effects

    0.000

    claims

    abstract

    description

    6

  • 230000001133
    acceleration
    Effects

    0.000

    claims

    abstract

    description

    3

  • 230000005484
    gravity
    Effects

    0.000

    claims

    1

  • 230000000694
    effects
    Effects

    0.000

    abstract

    description

    6

  • 238000000926
    separation method
    Methods

    0.000

    abstract

    description

    2

  • 239000000126
    substance
    Substances

    0.000

    abstract

    1

  • 150000003271
    galactooligosaccharides
    Chemical class

    0.000

    description

    2

  • 239000000463
    material
    Substances

    0.000

    description

    2

  • 238000005259
    measurement
    Methods

    0.000

    description

    2

  • 210000003128
    Head
    Anatomy

    0.000

    description

    1

  • 238000009530
    blood pressure measurement
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000009529
    body temperature measurement
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000004364
    calculation method
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 239000000969
    carrier
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 238000006243
    chemical reaction
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000000354
    decomposition reaction
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000010586
    diagram
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000005286
    illumination
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000009434
    installation
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 239000002245
    particle
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 239000003381
    stabilizer
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 238000001931
    thermography
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 230000001131
    transforming
    Effects

    0.000

    description

    1

Обзор [ править ]

Оружие состоит из модульных компонентов, которые крепятся либо к бомбе общего назначения Mark 84, либо к бомбе с проникающей боеголовкой BLU-109 . Каждое оружие состоит из пяти компонентов: передней секции наведения, секции адаптера боеголовки , модуля управления, аэродинамических компонентов и канала передачи данных оружия.

Секция наведения прикреплена к носовой части оружия и содержит либо телевизионную систему наведения для дневного времени, либо инфракрасную систему визуализации для ночных или ограниченных, неблагоприятных погодных условий. Канал передачи данных в хвостовой части отправляет обновления наведения на самолет управления, что позволяет оператору систем вооружения направлять бомбу с помощью дистанционного управления к ее цели.

Внешний электрический кабелепровод увеличивает длину боевой части, к которой крепятся адаптер наведения и блок управления. По трубопроводу передаются электрические сигналы между секциями наведения и управления. Шлангокабель передает данные наведения и управления между системами управления кабиной самолета-носителя и оружием до запуска.

Задняя секция управления состоит из четырех крыльев, которые расположены в виде буквы «X» с поверхностями управления закрылками задней кромки для маневрирования в полете. Модуль управления содержит автопилот, который собирает данные о рулевом управлении из секции наведения и преобразует эту информацию в сигналы, которые перемещают управляющие поверхности крыла для изменения траектории полета оружия.

Рождение «полета по проводам»***

С самого начала, кабель управления с электрически передаваемыми импульсами был более предпочтительным по сравнению радиоуправлением. Последнее считалось непрактичным, хотя опыты с большими лодками, за которыми внимательно наблюдали члены проектной группы Сименса, были успешно осуществлены Кристианом Виртом (Christian Wirth) на озере Ванзее под Берлином. К 1915 году летали несколько управляемых по проводам масштабных моделей планеров с управлением рулей высоты и направления при помощи работающих от батареек сервомоторов. После управляющего импульса руль направления автоматически возвращался в нейтральное положение, тогда как рули направления как правило регулируемые по 2° вверх и вниз удерживались в том же положении, пока от оператора не приходила другая команда. Элероны устанавливались редко.

Начальные испытания проводились с башни кайзера Вильгельма на реке Ха́фель (Havel), затем с крыши принадлежавшего Сименсу эллинга для дирижабля, за которыми последовали сбросы с привязных аэростатов в Тигеле (Tegel) под Берлином, в ходе которых были сделаны несколько контролируемых полетов длиной более двух миль.

на полу ангара дирижабля аккуратно выстроены шесть планирующих управляемых авиабомб SSW «Type 1b»; на переднем плане один экземпляр SSW «Type 1с» с фанерным фюзеляжем

Небольшие планеры были просты и дешевы в производстве. Построенные обычным способом — деревянный каркас с полотняной обшивкой и покрытием из аэролака — ранние конструкции имели удивительно современный внешний вид. Читатели определенного возраста, которые в молодости строили модели планеров KeilKraft-а с коробчатыми фюзеляжами, стабилизаторами с плоским сечением, крыльями с плечевым упором и большим поперечным V для повышения устойчивости немедленно признают этот тип модели.

В 1915 году было испытано множество разнообразных конструкций. Несколько прототипов было запущено с моноплана Bulldog конструкции Виллехада Форссмана (Villehad Forssman), другие с полужесткого дирижабля Парсеваля (Parseval). На верхнюю часть фюзеляжа планеров устанавливались катушки с длиной кабеля достаточной для длительных полетов. Направляющие кабели имели толщину 0,049″ (1,245 мм) с тремя изолированными эмалированными проводами из медной проволоки диаметром 0,008″ (0,203 мм). Основного кабель имел сопротивление разрыву 66 фунтов (29,938 кг) и весил 8,2 фнт/миль (2,312 кг/км). На более поздних конструкциях длина кабеля была существенно увеличена (по словам одного источника — до десяти миль (16 км)).

Арсенал управляемых авиационных бомб люфтваффе

Состоящие на вооружении ВВС Германии многоцелевые платформы «Еврофайтер Тайфун» (Eurofighter) и «Торнадо» (Tornado) при действиях в роли истребителей-бомбардировщиков используют достаточно широкий арсенал управляемых авиационных бомб. Многообразие возможных наземных целей и разнообразная их природа требуют от этой категории эффекторов не только точности, но и достижения заранее установленного воздействия на противника.

По оценкам специалистов, «Еврофайтер» после начавшейся с конца 2017 г. интеграции управляемой авиабомбы GBU-48 уже достиг возможности использования в роли всепогодного истребителя-бомбардировщика (Fighter Bomber All Weather, FBX).

Многоцелевая высокоточная всепогодная бомба с лазерным и
GPS-наведением GBU-48 изготавливается на базе боеприпаса Mk83 (калибр 1000
фунтов, около 454кг) компанией «Райтеон». Боеприпас длительное время
находится в эксплуатации у ВВС США и других стран НАТО. Поставка бундесверу началась
в 2017 г.

Управляемая авиационная бомба GBU-48

Система состоит из тела бомбы Mk83, изготовленной специально
по немецким требованиям, программируемого бомбового детонатора типа FBM21GER (Fusee de Bombe Modulaire) и улучшенной
системы управления Enhanced PavewayII. Комплекс управления включает аппаратуру
наведения, размещенную в головной части боеприпаса, а также группу рулей в его
хвостовой части.

Всепогодность и точность достигаются GPS-приводом
инерциальной навигационной платформы и лазерной головкой самонаведения.
Настройки детонатора FBM 21GER могут изменяться в воздухе, из кабины самолета,
что дает значительный выигрыш в гибкости и позволяет пилоту адаптировать миссию
под краткосрочное изменение обстановки.

В интересах нанесения
высокоточных ударов по защищенным целям с минимальным побочным эффектом
бундесвер приобрел так называемый «троянский улучшенный разрушитель»
(Trojan Improved Penetrator, TIP).
Боеприпас представляет собой стандартную оболочку бомбы Mk 83, которая имеет
улучшенную проникающую способность. Соответствие размеров TIP корпусу бомбы Mk
83 позволяет использовать систему наведения и управления GBU-48, что
обеспечивает максимально быструю интеграцию активного боеприпаса GBU-48TIP в
систему «Еврофайтер».  Поставка
также началась с 2017 г.

Управляемая авиационная бомба GBU-24

Применение самолета «Торнадо» в роли всепогодного
истребителя-бомбардировщика обеспечивается интеграцией управляемых авиационных
бомб GBU-54 и GBU-24. Эффектор GBU-54 изготавливается концерном
«Боинг» (Boeing) на основе
бомбы МК-82 (калибр 500 фунтов, 226 кг). Двухканальная система наведения
объединяет классический JDAM боеприпас с лазерной головкой самонаведения (ГСН).

Считается, что изделие особенно подходит для оказания
непосредственной авиационной поддержки. Отличительной особенностью GBU-54
является её эффективность против движущихся целей. Под обозначением GBU-38 эффектор
также доступен для применения в виде чистого JDAM боеприпаса без лазерной ГСН.
Планируется его интеграция с «Еврофайтер».

Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» с GBU-24

Для охвата категорий целей, требующих боеприпасов
повышенного могущества,  ВВС Германии
имеют на вооружении GBU-24. Как отмечалось выше, боеприпас интегрирован с
истребителем «Торнадо». В основе изделия бомба МК 84 (калибр 2000
фунтов, 907 кг). При этом, речь идет о чистом боеприпасе с лазерным наведением
серии Paveway III. В качестве альтернативы допускает оснащение бомбой с
проникающим сердечником BLU-109. Этот эффектор дает дополнительную способность
пробивать особо сильное бронирование или проникать через очень толстые бетонные
стены.

Таким образом, по оценкам командования ВВС Германии, текущее
разнообразие высокоточных управляемых авиационных бомб позволяет люфтваффе
действовать точно и согласовано в сложных оперативных сценариях. Основой для будущих
закупок должны стать эффекторы средний дальности, которые значительно дополнят
существующий арсенал ВВС, адаптировав его к будущим вызовам.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и получайте мгновенное сообщение о новых публикациях!

Использует

GBU-15 может использоваться как для прямой, так и для косвенной атаки. При прямой атаке пилот выбирает цель перед запуском, фиксирует на ней систему наведения оружия и запускает оружие. Оружие автоматически наводится на цель, позволяя пилоту покинуть зону. При непрямой атаке оружие управляется дистанционно после запуска. Пилот выпускает оружие и с помощью дистанционного управления ищет цель. Как только цель будет захвачена, оружие может быть привязано к цели или наведено вручную через систему передачи данных Hughes Aircraft AN / AXQ-14.

Это высокоманевренное оружие обладает оптимальной способностью доставки на малую и среднюю высоту с высокой точностью. Он также может противостоять. Во время Буря в пустыне вся 71 модульная планирующая бомба GBU-15 была сброшена с самолетов F-111F. В частности, EGBU-15 были боеприпасами, которые использовались для разрушения масляных коллекторов на резервуарах для хранения, чтобы предотвратить разлив нефти в Персидский залив. Эти EGBU-15 запечатали горящие коллекторы нефтепровода, саботированные войсками Саддама Хусейна.

Испытательный центр развития ВВС, База ВВС Эглин, Флорида, начал разработку GBU-15 в 1974 году. Первоначально ВВС запросили обозначения ракет. AGM-112A и AGM-112B для двух версий системы. Это было отклонено, потому что оружие представляло собой планирующую бомбу без двигателя, и вместо нее было присвоено обозначение GBU. В результате обозначение M-112 остается неназначенным.

Это был продукт усовершенствования ранней управляемой бомбы, использовавшейся во время войны во Вьетнаме, под названием GBU-8 HOBOS. После сброса бомбы управление GBU-8 было невозможно. Вместо этого самолет был вынужден лететь очень близко к цели, чтобы WSO могла ее захватить. После блокировки оружие можно было выпустить, и самолет мог вернуться на базу.

3-й TFWF-4E

Летные испытания оружия начались в 1975 году. GBU-15 с телевизором наведения, завершены полномасштабные эксплуатационные испытания и оценка в ноябре 1983 года. В феврале 1985 года были завершены первоначальные эксплуатационные испытания и оценка инфракрасной ГСН наведения.

В декабре 1987 года ответственность за управление программой для системы вооружения GBU-15 была передана от Командования систем ВВС к Командованию материально-технического обеспечения ВВС. Команды объединились, чтобы стать Командованием материальных средств ВВС в 1992 году.

В процессе управления интегрированной системой вооружения AGM-130 и GBU-15 были определены как семейство оружия из-за общность двух систем. Офис программы Precision Strike на авиабазе Эглин стал единственным менеджером для GBU-15, а Центр материально-технического снабжения на базе ВВС Хилл, штат Юта, обеспечивал поддержку.

Новый вид бомб

Однако Люфтваффе имели на этот счет свое мнение. 9 сентября в 14-00 несколько* Dornier Do 217 из KG100 вылетели из Истра (недалеко от Марселя) полностью нагруженный топливом и средствами поражения. С приказом не дать итальянцам достичь места назначения обер-лейтенант Генрих Шмертц (Oberleutnant Heinrich Schmertz) направил бомбардировщики на юг и, как только были замечены корабли, после часа полета поднял самолеты на высоту 5000 футов (1524 м)**. Через 20 минут все было кончено; линкор «Рома» был поражен дважды — первая бомба попала в среднюю часть, пробила ее бронепалубы и взорвалась под ее килем, вторая бомба пробила полубак и сдетонировала в передних артпогребах, переломив корабль пополам. Быстрозатонувший «Рома» ушел на дно вместе с адмиралом Бергамини и 1253 моряками экипажа. Также одной из бомб был серьезно поврежден систершип «Ромы» — линкор «Италия» получил большую пробоину в корпусе.

Это не были обычные бомбы. Dornier Шмертца нес радиоуправляемые бомбы Fritz-X, которые могли быть точно наведены на цель. Это была наиболее успешная противокорабельная бомба воздушного базирования из числа развернутых в годы Второй Мировой войны и по соображениям секретности немцы дали понять, их успех был достигнут стандартными бронебойными бомбами.

Обзор

Оружие состоит из модульных компонентов, которые крепятся к универсальному Mark 84 бомба или проникающая боевая часть Бомба BLU-109. Каждое оружие состоит из пяти компонентов — секции прямого наведения, боеголовка секция адаптера, модуль управления, профиль компоненты и канал передачи данных оружия.

Секция наведения прикреплена к носовой части оружия и содержит либо телевизионную систему наведения для дневного времени, либо инфракрасную систему визуализации для ночных или ограниченных, неблагоприятных погодных условий. Канал передачи данных в хвостовой части отправляет обновления наведения на самолет управления, что позволяет оператору систем вооружения направлять бомбу с помощью дистанционного управления к ее цели.

Внешний электрический провод увеличивает длину боевой части, к которой крепятся адаптер наведения и блок управления. По трубопроводу передаются электрические сигналы между секциями наведения и управления. Шлангокабель передает данные наведения и управления между системами управления кабиной самолета-носителя и оружием до запуска.

Задняя секция управления состоит из четырех крыльев, которые расположены в форме буквы «X» с поверхностями управления закрылками задней кромки для маневрирования в полете. Модуль управления содержит автопилот, который собирает данные рулевого управления из секции наведения и преобразует эту информацию в сигналы, которые перемещают управляющие поверхности крыла для изменения траектории полета оружия.

Головки самонаведения

Самонаведение (в противоположность активному дистанционному пилотированию посредством джойстика) может быть достигнуто за счет различных методов. Самым популярным является лазер, в этом случае носовой сенсор носителя ищет лазерное пятно (как правило, в ближней ИК-области спектра) на земле и пикирует на него. В последние годы лазеры и лазерные ГСН совершили гигантский скачок в своем развитии, особенно в контексте устойчивой работы при плохих погодных условиях (но опять же только до определенного предела).

Но при этом технология лазерного наведения имеет недостаток, заключающийся в том, что необходима постоянная «подсветка» цели системой целеуказания, установленной на самолете-носителе или другом воздушном аппарате (который может быть и беспилотником) или лазерной станцией подсветки, обслуживаемой оператором на земле.

Еще одним метод, возможно появившийся раньше всех, заключается в использовании телевизионных ГСН или ГСН по контрасту цели. Пилот или второй пилот направляет камеру на заданную цель, после захвата на сопровождение ракета летит в ее сторону исходя из контрастного распознавания (или попиксельного). Впрочем, этот метод имеет свои ограничения, особенно в плохих погодных условиях, с низким контрастом, а также при ярком солнечном освещении, когда отраженные блики от поверхности, как правило, озера или реки, могут ослепить камеру с драматическими последствиями, если, например, целью являлся мост.

Еще одно решение представляет собой комбинацию ПЗС-камеры и инфракрасного сенсора. Эта система с более высокими характеристиками позволяет авиабомбе пикировать на цель, изображение которой хранится в памяти. Этот тип ГСН в комбинации с инерциальным блоком и приемником спутниковой связи используется в системе Rafael Spice 1000.

Инерциальное наведение, обеспечиваемое блоками инерциального измерения, достаточно часто используется во многих системах вооружения благодаря относительно низкой стоимости, но высокую точность получить в этом случае достаточно сложно. И здесь на помощь приходит GPS – блестящая система спутниковой навигации, появившаяся в 1995 году. Когда проблемы с задержкой приема сигнала были решены, система глобального позиционирования стала совершенно необходимой в ряде военных сфер, включая такое непритязательное оружие, как управляемые или планирующие авиабомбы.

Системы спутниковой навигации (уже развернута российская ГЛОНАСС, а европейцы вскоре получат собственную систему Galileo) также используются в системах лазерного наведения, поскольку при разрыве канала связи могут принять на себя функции наведения. В этом случае система называется двухрежимной лазерной/инерциальной ГСН, которой, например, оборудуются авиабомбы Paveway IV.

Таким образом, не удивительно, что в ответ на вызовы времени всё больше комплектов управления авиабомбами предлагаются с тремя вариантами системы наведения, как можно видеть на примере французской модульной системы наведения AASM.

Китай также имеет свой вариант управляемой по GPS авиабомбы. LS-6 массой 1000-фунтов с раскрывающимися крыльями разработана компанией Catic. Производитель не называет максимальную дальность действия, но заявляет о круговом вероятном отклонении 13 метров

Планирующая авиабомба под названием Дрель разработки НПО «Базальт» завершает госиспытания. По заявлениям производителя, дальность при отходе от носителя составляет 30 км

/Alex Alexeev, topwar.ru/

Обзор

Оружие состоит из модульных компонентов, которые крепятся к универсальному Mark 84 бомба или проникающая боевая часть Бомба BLU-109. Каждое оружие состоит из пяти компонентов — секции прямого наведения, боеголовка секция адаптера, модуль управления, профиль компоненты и канал передачи данных оружия.

Секция наведения прикреплена к носовой части оружия и содержит либо телевизионную систему наведения для дневного времени, либо инфракрасную систему визуализации для ночных или ограниченных, неблагоприятных погодных условий. Канал передачи данных в хвостовой части отправляет обновления наведения на самолет управления, что позволяет оператору систем вооружения направлять бомбу с помощью дистанционного управления к ее цели.

Внешний электрический провод увеличивает длину боевой части, к которой крепятся адаптер наведения и блок управления. По трубопроводу передаются электрические сигналы между секциями наведения и управления. Шлангокабель передает данные наведения и управления между системами управления кабиной самолета-носителя и оружием до запуска.

Задняя секция управления состоит из четырех крыльев, которые расположены в форме буквы «X» с поверхностями управления закрылками задней кромки для маневрирования в полете. Модуль управления содержит автопилот, который собирает данные рулевого управления из секции наведения и преобразует эту информацию в сигналы, которые перемещают управляющие поверхности крыла для изменения траектории полета оружия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: