Древняя греция: ее история, религия, культура

В древнем искусстве его часто изображают как воина, готового к битве

В древнегреческом искусстве, Арес изображался как молодой бородатый или безбородый воин; стоя; без одежды или полуодетый и всегда готовый к бою. Более того, он часто изображался в шлеме, металлическом нагруднике, бронированных ботинках и щите, а также в ножнах с мечом или копьем. Металлический нагрудник иногда заменяли простой туникой. Черты его лица в древнем искусстве включают вьющиеся мягкие волосы, мускулистое тело и карие глаза. Выражение его лица могло быть смелым, капризным, агрессивным, физически необузданным и ненадежным. Арес также иногда изображался на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми в сопровождении собак или грифов. Ареса довольно сложно идентифицировать в древнегреческом искусстве, так как его мало чем можно отличить от других фигур воинов.

Статуя Ареса с виллы Адриана в Тиволи, Италия

Воинственный и влюблённый Арес

Не секрет, что в древнегреческой мифологии была и богиня войны. Но если Афина являлась олицетворением мудрой, честной борьбы, то Арес стал её полной противоположностью. Он стремился к сражениям и бою ради жестокости и смерти. 

Его вдохновлял сам вид побоища, а по полю боя бог нёсся на своей колеснице вместе с верными соратниками, Фобосом и Деймосом, что являлись воплощением Страха и Ужаса. 

Вспыльчивость и агрессивный характер бога часто становились причиной конфликта с другими божествами. Неудивительно, что на Олимпе Ареса старались избегать и, откровенно говоря, недолюбливали.

Однако не стоит рисовать в воображении некий демонический портрет Ареса. Да, он был яростным воином, однако мог в любой момент принять бой и сразиться, защищая своих родных. Далеко не все олимпийцы, судя по мифам, способны на такое. Его положительная сторона раскрывается в истории любви к прекрасной Афродите, жертвой чьих чар пал бог-воин.

Несмотря на то, что супругом богини любви был Гефест, она не раз изменяла ему. Однако союз с Аресом, поистине шокирующее объединение войны и любви, оказался крепким и долгим. Эта необычная пара подарила жизнь детям – Фобосу и Деймосу, о которых я уже говорила, и милой Гармонии, чьё появление подчёркивало гармоничность соединения страсти войны и страсти любви.

Скульптура Ареса в Римском национальном музее

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Список фракийских народов

Согласно дошедшим до нас свидетельствам фракийцы состояли из нескольких сотен разных народов, и при этом не всегда было возможно точно знать, кто эти народы.

Мы находим первое упоминание о фракийцы в Илиаде из Гомера  : они тогда союзники Трои . В классический период шесть основных наименований обозначают фракийские народы: бессы, трибаллы, мезиены, одрисы, геты и даки  : это не названия племен, а, скорее, названия коалиций разного происхождения (Triballes), даже простых наименований в разных иностранных языках. языков (например, Getoi по-гречески, Dacii по-латыни). Группа фракийцев состояла из множества племен, способных объединиться во время войны в едином централизованном государстве, что сделало их власть потенциальной контрсилой против Римской империи (например, массовые подделки римских монет). До нас дошел ряд племенных названий:

  • Bisaltéens  (en)
  • Вифиняне
  • Bottiens
  • Cicones
  • Diens  (en)
  • Эдонес  (ru)
  • Maèdes  (en)
  • Мезийский  (en)
  • Нипсейцы
  • Скирмиад
  • Satréens  (en)
  • Thynes
  • Triballes
  • Траусы  (ru)

Следующие племена имели фракийский компонент:

  • Агафирсы (колено thraco- косой )
  • Брюгес  (ru)
  • Дарданы (смешанные с иллирийцами и, вероятно, пионами )
  • Даки  : см. Также Список дакийских племен
    • Апулийцы  (en)
    • Карп  : дал свое название Карпатам
    • Costoboces в текущих регионах Западной Украины ( Галиция ) и Молдовы
    • Соусы  (в)  : в Валахии, Запад ( Олтения )
  • Геты  : на обоих берегах Дуная и в устьях реки.
  • Фригийцы
  • Скордиски ( кельто -Thraces)
  • Trères (фрако- скифы )

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Женщины и дети Ареса

Несмотря на дикий необузданный нрав, греческий бог войны Арес пользовался огромным успехом у женщин (во много благодаря привлекательной внешности). Сотни раз он, спрятав меч в ножны, предавался любовным утехам то с богиней, то со смертной, а то и с мифическим созданием – нимфой или эриннией.

В отличие от многих олимпийцев, включая Зевса, Арес никогда не насиловал своих избранниц. Те всегда отдавались добровольно, покоренные харизмой сильного ласкового мужчины. Беспощадный воин, пряча меч, становился пылким и страстным любовником. Результатом этих похождений стало множество детей, которых в разных версиях мифов Греции насчитывается до 50 человек. По плодовитости Арес не уступает своему отцу Зевсу и дяде Посейдону.

Большинство этих романов было мимолетными и скоротечными. Совсем другая картина наблюдается в отношениях Ареса и богини Афродиты, супруги Гефеста. Эту связь можно называть вторым браком, хотя ветреный Арес до конца своих дней остался убежденным холостяком. В результате этой длительной связи родилось 7 детей:

  • Эрот;
  • Антерос;
  • Гармония;
  • Гимерос;
  • Фобос;
  • Деймос;
  • Пофос.

Гефест, узнавший о тайной связи жены с Аресом, решил устроить для любовников западню. Изготовив тончайшую сеть из бронзовой проволоки, он закрепил ее над постелью Афродиты и отлучился из дома под выдуманным предлогом. Моментом не преминул воспользоваться любовник, тайно явившийся к Афродите в гости. Утром обнаженные любовники оказались запутанными в сеть.

Разгневанный Гефест собрал всех богов, чтобы те стали свидетелями неверности жены. Он заявил, что не распутает сеть, пока Зевс не вернет его свадебные дары. Зевсу эта ситуация показалась глупой, и возвращать дары он отказался. Помочь Гефесту получить дары обратно вызвался Посейдон, но потерпел фиаско. В итоге Гефест остался без подарков, но с Афродитой, так как он любил жену и не хотел ее потерять.

Как минимум трое потомков Ареса участвовало в походе за Золотым руном, а одна из дочерей впоследствии становится царицей амазонок. Несмотря на большое количество отпрысков, Арес любил всех своих детей, вступался за них и жестоко мстил в случае гибели.

Вот таким он был, согласно легендам. С одной стороны, беспощадный и коварный воин, чей меч обагрен кровью Адониса, Галлирофия, Миманта, Пелора, Перифанта и множества менее именитых врагов. С другой стороны – умелый любовник и добрый отец, никогда не оставляющий в беде сыновей и дочерей. Несмотря на некоторые отвратительные черты характера и ненависть со стороны богов и смертных, Арес по праву занимал свое место на Олимпе.

Основные теории

Для ответа на вопрос о причинах «греческого чуда» исследователями создавались многочисленные теории, однако ни одна из них, не оказалась в значительной мере, исчерпывающей. Наиболее известными являются такие теории как теории:

  • исторической удачи,
  • генетической гениальности,
  • перекрестного опыления культур.

Теория «исторической удачи» греков была сформирована швейцарским исследователям Боннаром. Он предполагал, что в самом греческом народе как таковом не было каких-либо существенных особенностей, которые обуславливали бы «греческое чудо». Его истоки Боннар видит на востоке, в тысячелетнем процессе накопления знаний в Египте, Вавилонии и иных государствах, который достиг своего критического значения и должен был завершиться качественным скачком, преображением и развитием новой культуры. И по счастливому стечению обстоятельств, этим плодом культурного развития востока воспользовались греки, которые имели возможность свободно проникнуться мудростью своих восточных соседей.

Иной подход изложен в теории «генетической гениальности». Согласно ее положению, тем особым фактором который качественно отличает греков от иных народов, и который позволил именно грекам бурно развить в своем обществе философию, науку и искусство, является исключительная природная одаренность греков, имеющая разнонаправленный характер и дающая им возможность успешно реализовываться в самых разных областях человеческой деятельности от мореходства, до политики.

Более взвешенный взгляд выражен в теории «перекрестного опыления культур». В действительности великие культуры востока развиваются достаточно изолированно друг от друга, в Египте, Китае, Месопотамии мудрецы и философы опираются на многовековые традиции, занимаются последовательным развитием и интерпретацией авторитетных идей. Греция же благодаря своему географическому положению, являлась своеобразным «перекрестком миров», на ее территории смешивались народы, товары и идеи из стран как востока, так и запада, что способствовало их сравнению, столкновению, соперничеству, развитию искусства критической оценки и логической аргументации. Однако в тоже время народы Аппенинского полуострова, равно как и Спарта, находившиеся в таких же условиях, не стали частью «греческого чуда».

Варвары

Фракийцы считались воинственными, свирепыми и ужасно кровожадными. Другие народы, а именно греки и римляне, считали фракийцев « варварами » . Платон в своей « Республике» считает их, наряду со скифами, экстравагантными и высокомерными; и в своих Законах считает их воинственным народом, объединяя их с кельтами, персами, скифами, иберами и карфагенянами. Полибий писал о трезвом и мягком характере Котиса, не похожем на большинство фракийцев. Тацит в своих Анналах пишет, что они были дикими, дикими и нетерпеливыми, непослушными даже своим царям. Полиэн и Страбон запись, как фракийцы ломали пакты о перемирии с хитростью. Перед битвой фракийцы поражали друг друга оружием и участвовали в ночных атаках. Диодор Сицилийский считал Дигилиса одним из самых кровожадных вождей . Афинский клуб для беззаконных молодежи был назван в честь трибаллов . Dii были ответственны за страшных зверств Пелопоннесской войны убивают все живое, в том числе детей и собак, в Танагре и Mycalessos . Фракийцы пронзали римские головы своими копьями и ромфеями, как, например, в битве при Каллинике в 171 году до нашей эры. Геродот пишет, что «они продают своих детей и позволяют своим дочерям торговать с любыми мужчинами».

Спартак

Наиболее знаменитым гладиатором стал лидер восстания Спартак. По одной из версий он был фракийцем по происхождению и в какой-то момент дезертировал из римской армии — возможно, из-за ссоры с командованием и перехода на сторону соплеменников во время фракийских войн Рима. Если прав Габба, и Спартак дезертировал из армии Суллы в Италии, то он должен был перейти на сторону марианцев и мог возглавить конный отряд, который вёл против сулланцев «малую войну». Именно на этом жизненном этапе у него была возможность хорошо изучить римский язык и италийские способы ведения войны. После попадания в плен он по неизвестной причине не был распят или отдан на растерзание зверям на арене цирка, как обычно поступали с перебежчиками и разбойниками, а был обращён в рабство.

Спартака продавали как минимум три раза, причём известно, что первая продажа состоялась в Риме. Владимир Горончаровский предположил, что Спартак стал гладиатором в возрасте примерно тридцати лет, то есть достаточно поздно. В начале своей карьеры Спартак мог выступать в роли мурмиллона, затем быстро переквалифицировался в тип гладиатора, характерный для его национальности — фракийца. Со временем Спартак, отличившийся силой и отвагой, стал одним из лучших гладиаторов в школе Гнея Корнелия Лентула Батиата в Капуе.
О привилегированном положении Спартака говорит нам то, что у него была жена, следовательно, ему предоставляли отдельную комнату, что было редкостью для гладиаторов. Не сохранилось информации о том, был ли Спартак рудиарием, то есть получал ли он деревянный меч как символ свободы.

Гладиаторская карьера Спартака была завершена после его восстания в 73 году до н. э.

Культ войны и бога Ареса

Нет особых сомнений в том, что наиболее важным для скифов был культ Ареса – бога войны. Арес – это греческое имя этого бога, а как его называли сами скифы Геродот, к сожалению, не записал. Именно он был единственным богом, в честь которого скифы возводили импровизированные святилища. Вот как они выглядели: «горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса».

Именно этому «кумиру Ареса» в виде меча скифы приносили в жертву коней, рогатый скот и даже людей из числа пленников, захваченных ими в войнах и набегах. Вот как выглядел этот свирепый обряд. Из каждой сотни пленников выбирали одного кандидата на заклание. Далее, «головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно».

Арес — сын Зевса и Геры

В греческой мифологии Арес — старший и единственный сын Зевса, царя богов  и его сестры-жены Геры. Обычно считается, что он родился естественным образом в результате союза отца и матери. Однако, есть еще один миф, согласно которому Гера зачала Ареса без помощи Зевса, используя волшебную траву. Когда у Зевса родилась дочь без участия матери, Гера пришла в ярость и захотела иметь сына без участия отца. Хлорис, богиня цветов и нимфа, заставила Геру прикоснуться к волшебному цветку. Этот волшебный цветок сделал ее беременной и привел к рождению Ареса. 

Алоадей — это собирательное название двух гигантов, а именно Отуса и Эфиальта. Они были сыновьями-близнецами Посейдона, бога мира сего. Когда Арес был еще младенцем, его схватила Алоадей и поместила в бронзовый сосуд на 13 месяцев. Когда мать гигантов узнала о том, что они натворили, она сообщила Гермесу, одному из олимпийских богов. Именно Гермес пришел на помощь Аресу и освободил его от объятий гигантов.

Список фракийских сражений

Это список сражений или конфликтов, в которых фракийцы играли ведущую или решающую роль, обычно как наемники.

  • VI век до н.э. Персидская империя против фракийских племен, фракийское поражение
  • 401 г. до н.э. Клеарх против фракийцев, победа фракийцев
  • 376 г. до н.э. Хабрий против фракийцев, фракийское поражение
  • 331 г. до н.э. Антипатр против Мемнона Родосского и Сеута III Фракии, фракийская и родосская победа
  • 323 г. до н.э. Лисимах против Сеута III, победа фракийцев.
  • 279 г. до н.э. Галлы против Севтополя, поражение фракийцев.
  • 214 г. до н.э. фракийцы против Тилиса, фракийская победа
  • 110 г. до н.э. Минуций Руф против Бесси и Скордиски, поражение фракийцев.
  • 7 г. н.э. Марк Валерий Мессалла Мессаллин, Германик и Реметаллес против далматинов и паннонийцев, победа Марка Валериуса, неизвестно, как долго Реметаллы участвовали

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Поражения Ареса

Как уже было сказано выше, Арес далеко не всегда одерживал верх над противниками. Ибо он совершенно не думая носился по полю боя и крушил всех направо и налево. Например, однажды Арес на целый год попал в плен к Оту и Эфиальту, детям Посейдона, которые больше года продержали его в бочке. Ареса освободили (его спас Гермес), однако посрамлен он был здорово. Ведь Алоады были такими же, как и он сам – сильными, могучими и хвастливыми.

Еще одно поражение Аресу нанес сам Геракл. Во время битвы за Пилос, Арес, по традиции, решил ворваться на поле боя. Однако Геракла подобный расклад никак не устраивал, и он вогнал богу войны копье в бедро. Раненный, Арес сбежал на Олимп, где Аполлон целый час ремонтировал его раненное бедро.

Посрамленный Арес вновь решил вернуться на поле сражения, дабы отомстить Гераклу за «случайное» ранение, однако тот снова ранил бога войны, на этот раз из лука и в плечо. Это стало окончательной точкой для Ареса, и он решил покинуть битву совсем.

Немного позже Кикн, сын Ареса и Пирены, решил вызвать Геракла на бой, когда тот проходил мимо Итона. Арес возжелал отомстить ненавистному Гераклу и ворвался в драку на стороне сына. Геракл убил Кикна, а Ареса в очередной раз ранил и уже готов был добить, однако сражающихся развел Зевс.

Арес настолько прогневал богов, что они решили судить его. Так, например, первым его обвинил Посейдон, сына которого Арес убил. Правда, его оправдали, т.к. сын Посейдона пытался обесчестить дочь самого Ареса, за что и был наказан.

Кстати, в Троянской войне Арес сражался на стороне троянцев. В той войне боги разделились. Одни были лояльны к троянцам, другие – к грекам. Однако и тут он был побежден и посрамлен Афиной. Примечательно, что Арес выступил в этой войне против богов, которые были ему родней по крови.

По слухам, во время Троянской войны, Арес получил удар копьем от Диомеда, причем копье направляла Афина. По слухам, бог войны закричал так сильно, как могли бы закричать только десять тысяч воинов одновременно.

Арес – бог войны

Для жителя Древней Греции одно упоминание этого имени вызывало ужас. Бог войны Арес являлся сыном Зевса и Геры, при этом сыном нелюбимым. Более того, Ареса ненавидели не только люди, но и у богов он не пользовался почетом: на Олимпе ему были не рады.

Проблема, конечно, заключалась не во внешнем облике бога войны: Арес был внешне весьма эффектен, однако его внутреннее состояние было ужасно. Он ненавидел богиню мира Эйрене и одновременно никогда не разлучался с богиней раздора Эридой. В силу столь разительной разницы между другими богами Олимпа, рассудительными и мудрыми, уже само происхождение Ареса вызывало споры. Бытовало мнение, что он рожден во Фракии, поскольку там живут люди суровые, да и климат под стать им.

Нужно сказать, что боги Олимпа не были святы, как Бог Израиля в этом их принципиальное отличие, как и в том, что они не были всемогущими и вездесущими свойствами, которыми должен обладать настоящий Бог. Поэтому богами их можно назвать условно, отдавая дань древнегреческой традиции. Сами же боги древней Греции имели те же слабости, что и смертные люди: в частности, им нравилось наблюдать за сражениями смертных, помогая при этом своим избранникам. Но для бога войны Ареса сражения были смыслом существования, причем ради самих сражений. Его кровожадность не знала предела он убивал как виновных, так и невиновных. Еще одной его спутницей была Энио, богиня, создающая на поле боя смятение.

Легенды говорят, что Арес мог смешаться со сражающимися на поле боя и издать вопль такой силы, как если бы его подняли десять тысяч человек. Услышав его, воины теряли рассудок и начинали убивать так же, как и Арес всех без разбору, превращаясь из воинов в убийц.

Однажды люди обратились за помощью к двум великанам, которые схватили Ареса и, скрутив, бросили в заточение. Пробыл он там тринадцать месяцев, в течение которых на Земле прекратились войны и кровопролития, а люди добились такого процветания, которого в обычные годы не могли достигнуть и за семь лет. Однако, спустя это время, мачеха великанов указала место заключения Гермесу, который и освободил бога войны.

Как это было принято у олимпийцев, где верность друг другу практически никто не хранил, Арес посягнул на супругу Гефеста Афродиту, став её любовником. От этого союза произошли ужасные существа Фобос и Деймос. ставшие неотъемлемыми спутниками войн. К потомству Ареса относят также дракона и эринию, одну из богинь кровавой мести. Бог войны Арес, как и его отец Зевс громовержец. имел любовные связи со смертными женщинами, плодом которых стали герои, отличавшиеся необузданным и диким нравом.

Главным противником Ареса была богиня справедливой войны Афина, ненавидевшая его коварство и злобу. В одном из сражений герой Диомед с её помощью поразил невидимого для обычных воинов Ареса копьем. Афина лично направила копье в нужном направлении, после чего его удар пришелся в незащищенное доспехами место. Арес завопил от боли и бросился жаловаться Зевсу, который, впрочем, не стал даже его слушать, объяснив это тем, что бог войны виновен во всем сам и достоин не Олимпа, а Тартара.

В отличие от Афины Паллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о его фракийском происхождении.

Спутницы Ареса — богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена Пламя, Шум, Ужас и Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и, конечно же, копье. Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку.

В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана.

В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь — Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот, Антерос , Гармония, Фобос , Деймос .

Благодаря своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох.

Бог-пленник и легендарный любовник

Если познакомиться с легендами, описывающими жизнь Ареса, становится ясно, что судьба у этого бога была непростой. К примеру, в детстве маленького воина схватили двое братьев-великанов От и Эфиальт. Они сковали его цепями и оставили умирать в огромном сосуде. Несчастный Арес не мог даже позвать на помощь. К его счастью, о “шутке” близнецов узнал Гефест, который освободил малыша, разрубив цепи.

По иронии судьбы, именно жена Гефеста стала любовницей Ареса. И в этой истории греки описывали забавный эпизод. Бог-кузнец заподозрил Афродиту в измене, а потому выковал невидимую сеть, которую подвесил над ложем. Сделав вид, что ушёл заниматься своими ежедневными делами в кузнице, Гефест ушёл.  

Когда Арес явился к его жене, он ловко дёрнул сеть, которая тут же превратилась в ловушку для двух любовников. Гефест созвал всех богов, ожидая суда над изменницей и прелюбодеем, но получил лишь массу насмешек в ответ. Боги собрались, повеселились над пойманной парой и отпустили пару колкостей в адрес обманутого мужа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: