Курды: этнология, религия, геополитика

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка. Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

КУРДСКИЕ СКАЗКИ

Урок
отца

0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую
подкову и сказал сыну:
— Подними эту подкову.
— Зачем мне нужна старая подкова? — ответил сын.

Отец
ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.

Когда
они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову.
Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни.

Отец
за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул
их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка
съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел с жадностью на вишни.
Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро
нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое время отец уронил ещё одну
вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой
путь. Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел обронённые вишни.
Наконец, отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:


Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову,
а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые
были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь
считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более тяжёлой работой;
если не будешь доволен малым, то лишишься большого.

Змее — палка судья

Рассказывают,
однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.

Находившийся
поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее палку, чтоб спасти
её. Как только змея оказалась в безопасности, она обвилась вокруг шеи
Шех Омара и ни за что не хотела слезать.

Идут
они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех таково:
змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не слушала и
не спускалась.

Наконец,
они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала змее: «Пока
ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея сползла, ей тут
же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее — палка судья».

Мудрый гость

Однажды
некий дервиш постучался в дом курда.

Дверь
открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету
дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью
стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести
и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал и, видя, что
ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошёл своей дорогою.

Тут
вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и
она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин
дома подумал и сказал:


Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока он не
опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.

Схватил
он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил
свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
— Ветер веет по всему свету…
— Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, — добавил мудрый
дервиш.

Понял
курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед всем светом.
Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку
и пригласил зайти в гости на обратном пути.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Курдские этносы и племена

Курды — индоевропейский народ, который начиная с определенного момента  стал играть важную роль в пространстве, включающем восточную Анатолию, Северное Междуречье и северо-запад Ирана – ту территорию, на которой ранее были расселены народы хурритов, сместившиеся позднее на север в области Кавказа.
Курды были потомками мидийцев – кочевых иранских племен, пришедших в конце II – начале I тысячелетия на территорию северо-запада современного Ирана, где основали государство, получившее название Мидия. В VII веке до Р.Х. они создали огромную Империю, включившую в себя многие народы, территории и языки. Ядро мидийцев сохранялось на тех же территориях, которые стали полюсом их экспансии, где располагалась и их столица Экбатана (современный иранский город Хамадан). Прямыми потомками мидийцев кроме курдов были кавказские народы талышей и татов (которых следует строго отделять от горских евреев).
Так как курды жили на территории древних хурритов и урартийцев, которые в свою очередь были ассимилированными армянами, а также картвелами, то можно предположить в их этногенезе и хурритский компонент. Вместе с тем, на северо-западе Ирана в горах Загроса с древнейших времен жили пленами гутиев (тохаров), касситов и луллубеев, которых ряд историков считают индоевропейцами. Они также могли участвовать в этногенезе мидийцев и курдов. Древним названием курдов было «куртии», греческое Κύρτιοι, и упоминание о них как о народе, населяющим области Атропатены (Азербайджана) и Северной Месопотамии, сохранились в древних источниках.
В персидских хрониках термином «kurt» (kwrt) называли кочевые иранские племена, обитающие на северо-западе Ирана, что позволяет отнести курдов к типологии обществ Турана.
Среди курдов можно выделить несколько групп:
• северные курды, составляющие сегодня основу курдского народа – курманджи (kurmancî),  название – kur mancî — интерпретируется как «сын народа мидийцев»;
• южную часть курдов-курманджи называют иранским этнонимом сорани;
• отдельной группой являются курды заза, называющие себя dımli, дымли, и являющиеся потомками северо-иранского народа, некогда обитавшего в области Дайлама на юге Каспийского моря (этот народ называли «каспиями»);
• такое же происхождение и у курдского народа гурани, также некогда населявшего область Дайлама, но мигрировавшего впоследствии южнее, чем курды-заза;
• самыми южными являются курды келхури, а также близкие к ним племена фейли и лаки,
• ранее к курдам причисляли народ луров, проживавший на юго-западе Ирана, который сегодня принято относить к иранцам.
Существует также гипотеза о родстве курдов и народа белуджей.
Курды в отличие от других иранских народов дольше других сохраняли кочевой образ жизни, что в сочетании с обитанием в горной местности позволило им сохранить в неприкосновенности многие архаические черты, продолжающие непрерывную связь с культурой Турана.
Курды сегодня представляют собой большой народ (более 40 000 000), который проживает на территории четырех государств – Турции, Ирака, Сирии и Ирана, но не имеет собственной государственности. Это также является показателем сохранения у курдов традиционного общества, затронутого модернизацией в меньшей степени, чем у тех народов, среди которых курды живут. Однако процессы модернизации доходят и до них, что создало в последнее столетие «курдскую проблему», то есть поставило вопрос о создании отдельного курдского государства, поскольку в политический Модерн не мыслит народа вне государства, то есть политической нации.

Известные курды[править]

А их нет, лол. Нет, конечно какие-то там свои поэты-музыканты уровня Эбеккуева там есть, но кому они интересны? Более-менее знамениты 2,5 курда. В этой стране среди курдов наиболее известен Амиран Сардаров, автор ютуб канала «Дневник Хача», блогер с тремя классами образования, который даже умудрился задать вопрос на прямой линии самому солнцеликому.

Салах ад-Дин aka Саладинправить

Настоящее имя — Юсуф ибн Айюб, а Саладин (рус. благочестие веры) лишь погоняло. Легендарный муслимский полководец, султан Ебипта и еще сотни средневековых чуркестанов. Но известен он у нас в первую очередь не за то, что навел шорох в этих чуркестанах, а за то, что дал просраться крестоносцам. И не просто просраться, он их разбил наголову. И что характерно, после всего этого на западе его не только не ненавидели, но даже уважали. Сам Ричард Львиное Сердце скорешился с Юсуфом. Видать не в последнюю очередь оттого, что Саладин был не простым кровожадным ослоебом-бабахом, а чуть ли не труъ благородным рыцарем.

Дед Хасанправить

Настоящее имя — Аслан Усоян — российский криминальный авторитет и вор в законе. Начинал свой бизнес еще в совке, но к успеху пришел в лихие 90-е. В ходе нескольких криминальных войн помножил на ноль кучу авторитетов и подмял под себя теневой бизнес во многих регионах страны. По слухам, поставлял огнестрел братьям-курдам из РПК. Имел связи в ФСБ и, по слухам, контактировал даже с самим — в инторнетах долгое время ходила фотка, на которой молодой Вова стоит рядом с человеком, похожим на. Впрочем, каким бы крутым он не был — валар моргулис. Одним морозным январским днем 2013 года дедушку попячил прямо в кафе неизвестный снайпер.


Зарифа «Зара» Мгоян

Айлан Курдиправить

Личинка курдского человека ставшая известной благодаря своему утоплению в широких водах Средиземного моря. Поздним летом 2015 одна курдская семья из Сирии, уставшая от ослоебли, ИГИЛа и американских гуманитарных бомбардировок, пожелала вкусить радостей загнивающего европейского гомосексуализма и фастфуда. В Европу плыть было решено на дырявых лодках из палок и говна, отчего не все смогли доплыть до берега. Айлан оказался в числе сих счастливцев, и даже более того, его хладный труп был обнаружен журнашлюхами, которые немедленно пустили фото тела в печать, какбэ намекая, что гейропе нужно больше беженцев. Впрочем, не все пустили скупую слезу сочувствия. Некоторые лягушатнические газетенки выпустили карикатуры на тему того, что христиане могут ходить по воде, а вот муслимы — нет.

Зарифа Мгоянправить

Российская фольк/поп-певица езидского происхождения. После замужества приняла православие. Исполняет курдский фольк по-свойски, так и попсу на русском языке. Не похожа на проститутку, что выгодно отличает её от остальных российских поп-певичек.

Пословицы и поговорки

Вор есть вор — украл ли яйцо, увел ли быка

Кто сказал и сделал — человек, кто не сказал и сделал — лев, кто сказал и не сделал – осел Лишний кусок в горле не застрянет Малый ум — великая ноша На каждую слезинку есть смешинка

Обычное занятие влюбленных – молчание Один испеченный хлеб лучше десяти фунтов теста Оружие в руках — еще половина дела Отрезанную голову назад не приставишь

После битвы — много вояк Пусть лучше у меня будет молодой муж и драная рубашка, чем нарядная рубашка да старый муж Раз поймал — не упускай, а раз уж упустил — не гоняйся за упущенным

Сын волка не станет братом человека Ученье — золото: не истлеет, а богатство — хлам: сгниет!

Этно-лингвистическая и религиозная проблемы

Курдский вопрос начинается не столько с идеи создания независимого курдского государства на обширной территории, оказавшейся ныне разделенной границами Турции, Ирана, Ирака и Сирии, сколько с проблемы, кто такие курды. Этнографы и лингвисты XIX—XX вв. из Европы и Америки выделили несколько курдских языков, крупнейшими из которых являются курманджи, сорани, келхури и лаки. К ним примыкают языки заза-горани, носители которых также относят себя к курдам. Иранские по своему происхождению, курдские языки заимствовали многое не только у родственного им фарси, но также у арабского и турецкого. При этом взаимопонимание между носителями разных курдских языков затруднено, а многие из курдов являются би- или даже трилингвами, владея помимо родного языка еще и турецким, фарси или арабским в зависимости от страны проживания.

Курдская кавалерия армии Турции в годы Первой мировой войны была серьёзной боевой силой

Помимо языкового многообразия среди курдов можно наблюдать и разнообразие религиозное. В основном они исповедуют ислам, как суннитского, так и шиитского толка, причем из шиизма вышли такие экзотические течения как алевиты, Ахл-е Хакк (Ярсан), а также езидизм — причём, две последние группы так далеко ушли от ислама, что, по-видимому, могут считаться самостоятельными религиями. Есть среди курдов и христиане разных конфессий и даже зороастрийцы. Таким образом, существовали и существуют не только политические, но и чисто языковые и религиозные причины, затрудняющие консолидацию курдской общности и создание единого независимого Курдистана.

Проблемным также представляется подсчет точного числа курдов на тех территориях, где они традиционно проживали. Уже упомянутое двуязычие многих из них затрудняло перепись, а проводившие, например, подсчеты в 1920-х гг. турецкие чиновники сознательно, пользуясь такой ситуацией, завышали процент турецкого населения и занижали процент нетурецкого. По-видимому, курдское население Турции в канун Второй мировой войны составляло около четырёх миллионов человек, Ирана — около двух миллионов, ещё 700−800 тысяч жили в Ираке, а 200−300 тысяч — в Сирии.

Несмотря на все трудности, выпавшие на долю курдов в ХХ веке, их численность растёт и сегодня составляет, по разным данным, от 30 до 45 миллионов человек. Такой разброс в оценках — следствие политики Турции и других стран по исключению по принципу «разделяй и властвуй» тех или иных этнических групп из общего числа курдов — например, говорящих на зазаки в Турции считают отдельно, хотя курдские организации настаивают на их принадлежности к курдскому народу.

В некоторых районах Турции, Ирана и Ирака курды составляют абсолютное большинство населения. Борьба за Курдистан родилась как раз из идеи соединить такие районы в единое государство. Однако стоит отметить, что нынешнее расселение и преобладание курдов в определенных районах упомянутых государств стало следствием геноцида армянского населения Османской империи в 1915 году. Тем не менее, и сами курды стали после Первой мировой войны жертвой этноязыковой политики Турецкой республики, ведь Мустафа Кемаль и его преемники жёстко проводили курс на тюркизацию населения молодого государства.

Традиции и обряды

Курдов характеризует культ семьи. У них довольно большие семьи, причем люди живут целыми поколениями. Общение с братьями, сестрами, родственниками по линии матери и отца является каждодневным делом каждого курда. Даже дальние родственники всегда в почете.

Мужчины и женщины живут вместе только при заключении брака. Мужчина в семье остается главой, а за женщиной закрепляется роль помощницы. Курды не воспринимают женщину, не имеющую мужа, всерьез. Это порождает для нее преграду в жизни — пока она не найдет супруга, ее жизнь не будет полноценной. Замужество является едва ли не единственным способом обеспечить себя. В Ираке и Турции большинство женщин не имеет прав на землю, скот, не может работать.

Вдове придется искать нового мужа, чтобы суметь прокормить детей. Причем сделать это довольно сложно, ведь далеко не каждый мужчина захочет на ней жениться. Однако это вовсе не значит, что курдские женщины беззащитны. В связи с многодетностью, их оберегают родители и братья. Если женщина овдовела, то брат ее мужа либо возьмет ее в жены, либо обязуется опекать.

Если курд хочет придать весомость своим словам, он может воспользоваться клятвой бахта. Бахт означает счастье. Слова того, кто клянется счастьем, считаются непоколебимыми и сразу вызывают доверие.

Для заключения брака в курдском обществе необходимо получить одобрение от родителей как со стороны мужа, так и со стороны жены. Выкуп является обязательной частью, его платит жених за невесту. Мнение молодоженов тоже учитывается и зачастую является главным. Никто не вправе принудить их к заключению брака.

Традиции курдов интересны и одновременно сложны. Уважение к старшим — одна из самых важных традиций. Наравне с ней стоит традиция гостеприимства, которая воспринимается у курдов как способ показать собственную состоятельность. Гостя принято потчевать так, чтобы он остался доволен и весел.

Дети у курдов должны соблюдать строгие обычаи поведения. Девочкам запрещается покидать дом без сопровождения взрослых. Строгость действует и в отношении женщин — им нельзя открывать руки, ноги, колени и локти. Допускается отказ от платка, обычно покрывающего голову. Каждая девушка и мужчина должны помнить, что они являются членами своих семей, поэтому их поведение в обществе не должно нанести ущерб ее репутации. Кровная месть до сих пор распространена среди курдов. Причиной вражды могут стать личная неприязнь, нехватка воды, земли для выпаса скота. Сейчас курды стараются как можно реже прибегать к кровавым расправам, предпочитая брать плату за ущерб. Убийство считается серьезным проступком, за который будет отвечать вся община.

Для чужестранцев тоже есть свой обычай. Староста общины обязан принять странника и предоставить ему пищу и ночлег. Эту обязанность на него возлагает вся община. Часто старосте приходится размещать гостя в своем доме.

Свадьбы устраивают пышные, хотя это напрямую зависит от состоятельности семей. На проведение церемонии обычно зовут всех родственников, поэтому деньги на свадьбу копят месяцами. Главным подарком молодоженам являются деньги и овцы. Свадьбы принято праздновать весной, причем длиться она может целую неделю. Гостей потчуют рисом и мясом, женщин и мужчин часто разделяют по разным помещениям. Обслуживанием взрослых мужчин занимаются юноши. Среди езидских курдов распространен обычай делать куклу, символизирующую мать дождя. С этой куклой нужно ходить вокруг деревни, распевая песни-молитвы, призывающие дождь. Довольно удивительным кажется обычай воровства, который тоже связан со стремлением избавиться от пагубного воздействия засухи. Красть должны женщины, переодевающиеся в мужчин. Украденное затем возвращают.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика — самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика — самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169—1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах — всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга – курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 — 200 000 бойцов.

« Похороны Ивана Серко: что было не так с могилой знаменитого атамана

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика — самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика — самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Женская армия Курдистана

Исторически сложилось так, что спокойная жизнь курдов постоянно нарушалась восстаниями и войнами. В Сирии существуют отряды женской самообороны, созданные как одно из военных подразделений.

При этом командующим среди мужчин назначается мужчина, среди женщин — женщина. Согласно армейским принципам, мужчина не может отдавать приказ женщине. Почти половину курдских военных составляют женщины.

Командующая женским крылом курдских отрядов самообороны Несрин Абдалла так объясняет сложившуюся ситуацию:

По сути, военное дело позволяет женщинам получать разностороннее развитие и постоянно развиваться. Именно поэтому сегодня число женщин-военных в Курдистане достигает 45% всех представителей ополчения, а со временем будет неизменно расти.

Женская армия Курдистана / Kurdishstruggle / commons.wikimedia.org

Что можно почитать

  1. Авдои Т. С. История курдского вопроса // Социология власти. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kurdskogo-voprosa
  2. Дасни Ю.Р. Курдская диаспора России: прошлое и настоящее // Kurdistan.ru. Режим доступа: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_nastoyaschee.html
  3. Дюрре М. Э. И. Курдский вопрос в современных реалиях Ближнего Востока // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-v-sovremennyh-realiyah-blizhnego-vostoka
  4. Кошина Н. Курды – загадочные и воинственные // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/kurdy-zagadochnye-i-voinstvennye
  5. Курды. Легенда Востока / науч.рук. В.В. Наумкин, И.Ф.Попова. – М.: Издательская группа «Арбор», 2018. – 456 с. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/add1/b_naumkin_popova_eds_2018_kolesnikov_bazilenko_vodneva.pdf
  6. Ханалиев Н. У.Курдский вопрос: исторический экскурс // Власть. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-istoricheskiy-ekskurs
  7. Ханалиев Н. У. О дилеммах и перспективах независимости Иракского Курдистана // Вестник МГОУ. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dilemmah-i-perspektivah-nezavisimosti-irakskogo-kurdistana

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия – скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Традиции

Основной ячейкой традиционного курдского общества было племя, обычно возглавляемое шейхом или агой, чье правление было прочным и нерушимым. В традиционном курдском обществе брак был, как правило, эндогамным. В пригородных районах мужчины обычно вступают в брак в возрасте 20 лет, а женщины-в возрасте 12 лет. Семья обычно состоит из отца, матери и детей. Полигамия, разрешенная исламским правом, иногда практикуется, хотя она запрещена гражданским законодательством Турции.

Сила связей расширенной семьи с племенем варьируется в зависимости от образа жизни. Курдские женщины, которые традиционно были более активны в общественной жизни, чем турецкие, арабские и иранские женщины, а также курдские мужчины, воспользовались возможностями городского образования и занятости, особенно в дореволюционном Иране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: