История старо-татарской слободы

Административное деление.

 
Административное деление Казанской губернии

В 1781 году при образовании Казанского наместничества в него вошли 13 уездов: Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Спасский, Тетюшский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский,  Ядринский уезды. В 1795 году Арский, Спасский и Тетюшский уезды упразднены, в 1802 году два последних восстановлены уже в составе Казанской губернии (с 1796 года).

Таким образом, с 1802 года до упразднения губерния сохраняла разделение на 12 уездов:

№ п/п Уезд Уездный город Площадь,кв.верст² Население(1897), чел.
1 Казанский Казань (129 959 чел.) 5012,4 350 719
2 Козьмодемьянский Козьмодемьянск (5284 чел.) 4610,7 105 633
3 Лаишевский Лаишев (3743 чел.) 5033,1 172 460
4 Мамадышский Мамадыш (4195 чел.) 4887,9 189 795
5 Свияжский Свияжск (2365 чел.) 2774,2 126 603
6 Спасский Спасск (2770 чел.) 5247,2 175 198
7 Тетюшский Тетюши (4754 чел.) 3480,2 185 865
8 Царевококшайский Царевококшайск (1658 чел.) 7118,4 112 631
9 Цивильский Цивильск (2336 чел.) 3044,9 164 284
10 Чебоксарский Чебоксары (4738 чел.) 3696,7 127 273
11 Чистопольский Чистополь (20 104 чел.) 8167,2 305 711
12 Ядринский Ядрин (2454 чел.) 2881,9 154 493

Чай из имбиря и мяты

Некоторые считают, что лучше пить в бане классический чай. Однако мы рекомендуем вам попробовать напитки с разными вкусами и выбрать тот, что понравится больше.

Состав вкусного и полезного напитка:

  • Один литр воды.
  • Кусочек корня имбиря.
  • Семь сушеных ягод шиповника.
  • Половина чайной ложки сухой мяты.
  • Сахар или мед по вкусу.

Рецепт чая читайте ниже:

  • В ступке разотрите сначала ягоды, а затем мяту.
  • Корень имбиря очистите и очень тонко порежьте.
  • Подготовленные ингредиенты положите в термос, и залейте их кипятком.

Через час будет полностью готов к употреблению. Особые условия традиционной русской бани усилят полезное воздействие напитка на организм.

Национальный состав.

Распределение населения столицы губернии по родному языку по данным переписи в Казани 1897 года :

Родной язык Великорусский Татарский Еврейский Немецкий Малорусский Чувашский Черемисский Латышский Литовский Вотяцкий Белорусский остальные всего жителей в Казани
Численность 95402 28520 1295 982 685 501 217 140 107 89 43 422 129959

 
«Казанской уезд» (1745 г)

Итоги переписи по родному языку в 1897 году:

Уезд русский татарский чувашский марийский мордовский удмуртский
Губерния в целом 38,4 % 31,1 % 23,1 % 5,7 % 1,0 %
Казанский 54,5 % 41,8 % 1,6 %
Козьмодемьянский 16,3 % 47,3 % 36,3 %
Лаишевский 57,5 % 42,4 %
Мамадышский 25,1 % 69,4 % 1,0 % 4,4 %
Свияжский 68,6 % 29,9 % 1,5 %
Спасский 58,4 % 30,2 % 7,2 % 4,1 %
Тетюшский 31,6 % 49,1 % 16,6 % 2,7 %
Царевококшайский 24,0 % 21,1 % 54,7 %
Цивильский 10,1 % 10,0 % 79,9 %
Чебоксарский 18,7 % 2,7 % 66,5 % 12,0 %
Чистопольский 48,4 % 32,2 % 16,2 % 3,2 %
Ядринский 9,0 % 90,9 %

Еда

В татарской кухне особое место занимают горячие блюда. Это прежде всего супы. Они могут быть молочными, постными и мясными.

  1. Супы часто готовят с лапшой токмач, отличающейся изысканным вкусом.
  2. Известные на всю Россию пельмени считаются в татарской кухне праздничным блюдом. Их подавали на свадьбу зятю. Если раньше пельмени делали исключительно дома, то теперь появились супермаркеты в той же Казани, в которых можно приобрести любую национальную еду.
  3. Мясо обычно подают мелко нарезанным и тушеным с луком, картофелем и маслом. Это блюдо так и называется — мясо по-казански. Кстати, картофель является наиболее распространенным гарниром.
  4. Тушеное азу с овощами, бараниной (говядиной) тоже подают с картошкой, а благодаря соленым огурчикам блюдо приобретает пикантность.
  5. У казанских татар популярны как несладкая, так и сладкая выпечка. Эчпочмак пробовали многие, а бэлеш, наоборот, мало кому знаком. Это круглый пирожок, который подают с бульоном, а в качестве начинки в нем присутствуют картошка и курица. Это чисто дорожное блюдо, которое раньше брали с собой в путешествие. Если вы хотите насытиться до отвала, то выбирайте зур бэлиш. Это большой пирог, рассчитанный на компанию. В него добавляют мясо, зелень, картошку и кашу.
  6. Лепешка кыстыбый начиняется картофельным пюре или пшенкой, благодаря чему получается простое и сытное блюдо, которое считается одним из древнейших в татарской кухне.
  7. Для любителей по-настоящему сытной выпечки есть перемяч. Этот пирог жарят в масле, подают с бульоном, а его начинка представляет собой жареный фарш. Рис едят нечасто, но зато добавляют его в сладкую выпечку. Например, в губадию — большой открытый пирог с изюмом, курагой и рисом.
  8. Из жженого сахара делают птичьи гнезда, похожие на пирамидки, а из теста выпекают отличные сметанники с творогом, персиками и яблоками.
  9. Татлы похожи на знакомые всем рулеты, но в их составе используют много сухофруктов.

Запивать сладости принято чаем. Во время чаепития на каждого гостя рассчитано по 10–15 больших чашек, так что чаепитие может длиться не один час.

Чай «Витаминный»

С древних времен люди обращались к природе, чтобы избавиться от различных недомоганий и болезней. Именно поэтому травяные чаи так популярны и в наше время. Что лучше пить в бане? Рекомендуем попробовать вкусный напиток, который не только поможет утолить жажду, но и придаст вам заряд бодрости.

  • Один лимон.
  • Корень имбиря (примерно 5 сантиметров).
  • Четыре стакана воды.
  • Мед по вкусу.

Как приготовить:

  • Налейте воду в небольшую кастрюльку и доведите ее до кипения.
  • Нарежьте лимон и имбирь тонкими колечками. Как только жидкость закипит, отправьте в нее подготовленные продукты.
  • Убавьте нагрев и варите напиток 20 минут.

Готовый чай перелейте в термос и возьмите его с собой в баню. Мед подавайте отдельно, чтобы этот ценный продукт не потерял полезных качеств из-за нагрева.

Татары при Екатерине II

Екатерине II было суждено разработать и внедрить в жизнь программу преобразования государства в просвещенную монархию на основе незыблемого принципа самодержавия и соответственно этой задаче правильно организованного сословного строя и демократизации этноконфессиональной политики. Императрица поставила задачу создания просвещенной монархии не только по форме, но и по духу схожих с западноевропейскими моделями государств.

Перед тем как приняться за выработку программы реформ, Екатерине II было необходимо самоутвердиться как русской царице и российской императрице, «принять» и «покорить» империю, прежде чем даровать подданным новые законы. Именно эти причины-мотивы предопределили суть и предназначение ее поездки по Волге. «Сознательно выбранный «казанский» код путешествия по Волге, — отмечает Г.В.Ибнеева, — был весьма прозрачен: осуществляя поход в Казань, Екатерина символично «покоряла» подвластные ей земли. Но, в отличие от Ивана Грозного, покоряла не огнем и мечом, а своим личным обаянием и распространением благотворных идей просвещения».

В Казани Екатерина II официально принимала представителей мусульманской конфессии — абызов, которые в то время не имели официального статуса указных мулл и соответственно не были признаны властями. Сама эта встреча стала формой признания российской императрицей реального статуса неофициального мусульманского духовенства

Немаловажно и то, что тогда же она дала разрешение строить каменные мечети. Эти акты были не просто формой проявления милосердия, они были мотивированы и сугубо прагматическими соображениями

Среди них особое значение имело убеждение, что без организации «национального диалога» и мира между конфессиями и культурами в России, просвещенная монархия невозможна. Материализацией этих взглядов императрицы стал указ «О терпимости всех вероисповеданий» (1773). Конечно, восточные «мотивы» также присутствовали в ее настойчивой попытке либерализации этноконфессиональной политики. Казань в представлении Екатерины была и оставалась «вратами Востока».

Еще в 1767 — 1768 году Екатерина II направила в Казань архитектора В.И.Кафтырева, разработавшего систематический план перепланировки города, который стал осуществляться уже в 1770-1780-х годах. Благодаря этому сложился основной ансамбль каменных зданий главных улиц города. Новый облик стала приобретать Старотатарская слобода, где в 1767 году была построена первая каменная мечеть города, получившая позднее имя ученого Ш.Марджани.

Екатерина с интересом посетила также Булгарское городище, называя при этом себя «казанской помещицей», а после разгрома города в 1774 году пугачевцами распорядилась выделить средства на его восстановление.

При Екатерине II в Казани по указу Сената была открыта первая провинциальная гимназия в России (1758). До этого в городе были лишь духовные школы (семинария, медресе). В 1769 году при Первой Казанской мужской гимназии по инициативе ее директора М.Веревкина появился класс для желающих изучать татарский язык, преподавателем которого был назначен губернский переводчик Сагит Хальфин.

Екатерина II проводит масштабную программу преобразования полиэтничного, многоконфессионального государства. Ее решительные действия, направленные на либерализацию этноконфессиональной политики, были высоко оценены татарским народом. В исторической памяти татар Екатерина оставалась как «эби-патша» («бабушка-царица»). Согласно ее указу о веротерпимости, была объявлена свобода вероисповедания, отменено насильственное крещение, разрешено мусульманам строить мечети и открывать при них школы

Племени XI — XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин «татары» впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание — татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары — мусульмане-сунниты.

Завоевание Казанского ханства

Пользуясь расколом среди казанской знати и ослаблением ханской власти, московское правительство начало Казанские походы 1545–1551 гг.

После неудачных прямых военных походов Ивана IV на Казань в 1551 г. в устье реки Свияга на подступах к городу была возведена крепость Свияжск, что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Правительство Сююмбике оказалось в изоляции. Она с сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву.

В 1551 г. при поддержке казанской аристократии: оглана – Худай-Кула, карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) и др. – на престол Казанского ханства вновь взошел Шах-Али.

Решение хана о передаче Русскому государству Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сентября 1551 г.) потребовал от хана вернуть ее. Шах-Али не пожелал выполнить это требование и, пользуясь поддержкой русского гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и еще 70 беков).

После низложения в 1552 г. Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения Казанского ханства, чем воспользовались беки Ислам бей, Кебек и Аликей (сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского султана Ядыгар-Мухаммада (1552).

В 1552 г. был снаряжен большой поход русских войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2 (13) октября 1552 г.), казанский хан схвачен и увезен в Москву (см. Взятие Казани).

Однако население Казанского ханства не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (см. Казанская война 1552–1556 гг.). К 1557 г. последние очаги сопротивления были подавлены, Казанское ханство окончательно перестало существовать, а его территория вошла в состав Русского государства и была передана в ведение Приказа Казанского дворца.

Тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они несколько раз (1572–1573, 1581–1584) пытались восстановить свое государство (см. Восстания в Казанском крае).

Период Казанского ханства был важной ступенью в истории и культуре татарского народа. Население ханства стало этнической основой для формирования современного татарского народа Поволжья и Приуралья; достижения культуры (языковые, религиозные традиции, произведения фольклора и письменной литературы) вошли как составная часть в культурно-историческое наследие татарского народа (см

Татары).

Какой пить в бане

Интересные исследования были проведены в Научном институте лекарственных растений. В 80-х годах прошлого столетия ученые доказали, что употребление травяного чая после парилки улучшает пищеварение, работу сердечно-сосудистой системы и повышает настроение. Как и что пить в бане и сауне? Перед вами список некоторых растений, из которых рекомендуется готовить полезный освежающий чай:

  • Ромашка аптечная.
  • Мать-и-мачеха.
  • Рыльца кукурузы.
  • Боярышник.
  • Плоды шиповника.
  • Листья эвкалипта.
  • Зверобой.
  • Корни валерианы.
  • Мята перечная.
  • Душица.

Каждый напиток имеет свои особенности приготовления. Например, зеленый чай нужно заваривать не крутым кипятком, а водой, прогретой до 80-90 градусов. Некоторые напитки (из мяты, чабреца или плодов смородины) лучше приготовить заранее, перелить в термос и взять с собой в готовом виде. Ниже вы можете прочесть рецепты некоторых из них с подробной инструкцией по приготовлению.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе — 146 татар, в Чистопольском районе — 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного.

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки
Татары Арского района
Татары Елабужского района
Татары Чистопольского района
Число случаев
160
146
109
Рост
165,5
163,0
164,1
Продольн. диам.
189,5
190,3
191,8
Попереч. диам.
155,8
154,4
153,3
Высотн. диам.
128,0
125,7
126,0
Головной указ.
82,3
81,1
80,2
Высотно-продольн.
67,0
67,3
65,7
Морфологическ. высота лица
125,8
124,6
127,0
Скуловой диам.
142,6
140,9
141,5
Морфологическ. лицев. указатель
88,2
88,5
90,0
Носовой указатель
65,2
63,3
64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5)
70,9
58,9
73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку)
83,7
87,7
74,2
Горизонтальный профиль % плоских
8,4
2,8
3,7
Средний балл (1-3)
2,05
2,25
2,20
Эпикантус(% наличия)
3,8
5,5
0,9
Складка века
71,7
62,8
51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2)
67,6
45,5
42,1
Средний балл (1-5)
2,24
2,44
2,59
Высота переносья Средний балл(1-3)
2,04
2,31
2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых
6,4
9,0
11,9
% выпуклых
5,8
20,1
24,8
Положение кончика носа % приподнятых
22,5
15,7
18,4
% опущенных
14,4
17,1
33,0

Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения
Светлые европеоидные
Понтийские
Сублапоноидные
Монголоидные
N
 %
N
%
N
%
N

%
Татары Арского района Татарии
12
25,5 %
14
29,8 %
11
23,4 %
10
21,3 %
Татары Елабужского района Татарии
10
16,4 %
25
41,0 %
17
27,9 %
9
14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии
6
16,7 %
16
44,4 %
5
13,9 %
9
25,0 %
Все
28
19,4 %
55
38,2 %
33
22,9 %
28
19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Посмотреть на историю через Писцовые книги

Но уже сейчас имеется один вид источника, который, на наш взгляд, сохранил в значительном объеме список населенных мест Казанского ханства. Это русские писцовые книги XVI–XVII вв. Через 10 лет после присоединения Казанского ханства к Русскому государству русская администрация провела в 1565–1568 гг. описание сел, деревень и городов Казанского и Свияжского уездов, составивших новые административные деления бывшего Казанского ханства. Четырех лет было явно недостаточно, чтобы описать все богатства края, перепись продолжалась и позже, захватывая незатронутые в первый период владения. После многочисленных восстаний 70, 80, 90-х годов XVI века и в первые 20 лет XVII века переписи земель и угодий возобновлялись и повторялись с целью уточнения податных платежей и оброчных сумм.

Вот этот замечательный писцовый материал позволяет до некоторой степени представить территорию распространения селений Казанского ханства, указать насколько были «села часты», как они назывались и где были расположены. Очень жаль, что не весь писцовый материал сохранился, но и сохранившийся не столь глубоко изучен, как он этого заслуживает. Основным критерием для отнесения селений ко временам существования Казанского ханства является нерусское название селения в писцовых материалах XVI и начала XVII века. Такие названия давались татарами, мордвой, марийцами и удмуртами, т.е. народностями, населявшими Казанское ханство. Например, ясачные татары (в рукописи «чуваши») дер. Малой Атни в 1616 г. оспаривали свое право на пустошь Чарашевскую, которой они пользовались лет 60 без дач, по старине. Следовательно, и Малая и Большая Атня были уже в составе Казанского ханства. Про пустошь Аты в писцовой книге Д.Кикина сказано, что она была во владении Казанского Шейсупа князя, а потом запустела. Значит тут при Шейсупе было селение, запустевшее во время войны.

Литература

Баженов И. Казанская история. Казань, 1848.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: в 2 ч. СПб., 1863–1864.

Перетяткович Г.И. Поволжье в XV–ХVI вв. М., 1877.

Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань, 1895.

Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён. СПб., 1907.

Рычков Н.И. История татар. М., 1994.

Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

Калинин Н.Ф. Казань. Казань, 1955.

Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. Казань, 1958.

Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.–Л., 1960.

Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV – первой половины XVI вв. // Вопросы истории, филологии и педагогики. Казань, 1967. Вып. 2.

Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Казань, 1971. Т. 1.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. Казань, 1975.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.

Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1984.

Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань, 1997.

Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.

Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. Казань, 2000.

Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.

Измайлов И.Л. Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Казань, 2003.

История татар с древнейших времен: в семи томах. Казань, 2014. Т. IV: Татарские государства XV–XVIII вв. / под ред. И. Миргалеева.

Атласов Х. Казан ханлыгы. Казан, 1913.

Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. Казан, 1922.

Татар әдәбияты тарихы. Казан, 1984.

Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445–1552: A Study in steppe politics. Harvard University, 1965.

Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438–1560). P., 1974.

Автор – И.Л.Измайлов

Морс из калины

Требуется
: 300 г калины, 100 г сахара, 1 л кипяченой воды.

Приготовление
. Ягоды слегка разомните и разотрите с сахаром. Затем залейте горячей кипяченой водой.

Примечание
. По своим свойствам этот напиток близок к клюквенному морсу. В нем также сдержится большое количество витамина С. Морс из калины очень полезен при отеках сердечного происхождения. Он также благоприятно действует на желудок. Однако у этого напитка есть противопоказание — его нельзя употреблять людям с повышенной свертываемостью крови и склонностью к тромбообразованию.

Для приготовления морса используют либо замороженные ягоды, либо свежие, но собранные после того, когда они тронуты морозом — иначе вкус напитка будет горчить.

Еще одним прекрасным и традиционным банным напитком является квас. Лучше всего готовить его самостоятельно, чтобы быть уверенными в качестве его ингредиентов. К тому же в домашний квас можно добавить плоды или ягоды, повышающие содержание в нем витаминов.

Яблочно-мятный напиток

Приготовление
. Сушеные яблоки тщательно промойте, залейте водой, варите 30 мин. Потом процедите, добавьте в него нарезанные листья мяты, свежие или сушеные, и немного меда или сахара.

Примечание
. О целебных свойствах яблок уже говорилось в предыдущем рецепте. Сушеные яблоки сохраняют до 70 % всех полезных веществ. Мята же является не только эфиромасличным, но и важным лекарственным растением. Помимо характерных освежающих вкусовых качеств она добавляет напитку и многосторонний целебный эффект: снимает головную боль, успокаивает нервы, служит профилактикой бессонницы, укрепляет сердечнососудистую систему, лечит простудные заболевания, помогает при атеросклерозе, воспалениях органов пищеварения, способствует выведению камней из почек и желчных протоков.

История

Ранняя история

После завоевания в 1236 году Волжской Булгарии монголами и ряда булгарских восстаний 1237 и 1240 годов Волжская Булгария входит в состав Золотой Орды. Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство. В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.

Формирование

В XV—XVI веках происходит формирование казанских татар. Казанские татары, как наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса казанских татар занималась земледелием, сильно развито среди казанских татар было ювелирное искусство, происходившее от булгарского, а также кожевенное, деревообрабатывающее ремесла и многие другие. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры булгар и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры.

Чай из малины и мелиссы

Что можно пить после бани, если вы хотите взбодриться и поднять себе настроение? Попробуйте приготовить ароматный напиток из следующих продуктов:

  • Свежая малина — два стакана.
  • Сахар — один стакан.
  • Вода — 11 стаканов.
  • Один пучок мелиссы.
  • Пакетики любимого зеленого чая — пять штук.
  • Сок одного лимона.

Малина с древних времен известна как незаменимое лечебное средство. Сушеные плоды помогают сбить температуру и применяются как потогонное средство. В нашем случае мы будем ее использовать для приготовления ароматного чая:

  • Для начала сварите сироп из одного стакана воды и сахара. Положите указанные ингредиенты в сотейник и поставьте их на средний огонь.
  • Как только сироп начнет закипать, положите в него ягоды и листья мелиссы (без веточек). Варите продукты десять минут на медленном огне, затем снимите сотейник с плиты и остудите его содержимое.
  • Заварите пакетики чая оставшейся водой. Когда напиток будет готов, соедините его с малиновым сиропом.

Такой чай можно пить не только в горячем, но и в охлажденном виде. Если вы выбираете последний способ, то охладите напиток, смешайте его с лимонным соком и дайте настояться в холодильнике не менее двух часов.

Культура

Футляр для миниатюрного Корана. Казанское ханство. XVI в

Серебро, гравировка, золочение. Фонд Марджани

В ведении духовенства находились мектебы и медресе. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 г. руководил Кул Шариф.

При многих медресе имелись рукописные библиотеки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т. п.

Развивалась татарская литература: известные поэмы Мухаммадьяра «Төхфәи мәрдан» («Дар мужей», 1539–1540) и «Нуры содур» («Свет сердец», 1542), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?) «Зафар-наме-и вилайет-и Казан» («Послание о победе Казани», 1550), отдельные стихи поэтов Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Гариф-бека и др.

Существовала своеобразная историография, дошедшая до нас в отдельных родословных и в фольклорной традиции («Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме»).

Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура (в том числе белокаменная), мастерство резчиков, изготавливавших надгробные камни с растительным орнаментом (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские).

Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о некоторых монументальных зданиях – Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть и др. – нам известно из письменных источников (русские летописи, книга А.М.Курбского «История о великом князе Московском», 1573) и по материалам археологических раскопок последних лет на территории Казанского кремля.

В археологических раскопах Казани и других населенных пунктов обнаружены фрагменты декоративного убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архитектурных украшений из резного камня и др.), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви (см. Казанского ханства искусство).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: