Мифология древнего рима — особенности легенд и сказаний

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея (Musei Capitolini) и мэрии города. Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором ;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии – здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Пунические войны: решающий вклад нумидийцев

В Пунических войнах «нумидийский фактор» сыграл роль не меньшую, чем италийские союзники Рима, без которых он бы не выстоял в противостоянии с Карфагеном, или испанцы, покорение которых римлянами надломило материальную и людскую базу пунийцев. Вторгшись в Италию Ганнибал привёл с собой разношёрстную и многонациональную армию, в которой были и нумидийцы — давние союзники карфагенян, нанимавшиеся к ним на службу за звонкую монету. Несмотря сложности перехода через Альпы, маршевые потери и гибель в сражениях, даже на четвёртый год войны Ганнибал имел изрядное количество воинов-нумидийцев, не забывая снабжать их новыми лошадьми. В сражениях с римлянами африканские всадники сослужили пунийцу добрую службу — при Тицине и Треббии они атаковали римлян во фланг и в тыл, способствовав развалу их строя, при Каннах — осуществляли преследование бегущих, не оставляя им шанса на спасение. Какой же была тактика нумидийцев и чем они заслужили славу лучшей конницы древности?

Нумидийцы и мавры, проживавшие в Северной Африке к западу от Карфагена и до самого Атлантического побережья, не были народами как таковыми — это были скорее союзы племён, подчинявшиеся вождям, самым удачливым из которых удавалось взять под контроль значительные территории Северной Африки и прославиться в веках. До нас дошли названия более дюжины африканских племён, живших на территории Нумидии и Мавритании в разное время, схожих по своему социальному, экономическому и политическому устройству, а значит и особенностям военного дела. Африканскую конницу ценили за выносливость и скорость — всадники могли проводить в седле сутки напролёт, меняя лошадей, стойкость к жаркому климату, и непревзойдённые боевые качества. В древности, пожалуй, не было более неудобного противника чем нумидийцы — избегая рукопашной, эти воины предпочитали фланговые обходы, засады и удары в тыл, забрасывая противника градом копий-дротиков, заставляя того терять силы в бесплодных контратаках. Небольшие щиты, сделанные по замечанию римского историка и географа Страбона из слоновьей кожи, были лёгкими и обеспечивали приемлемую защиту от ударов по касательной, но главной защитой нумидийцев были их неказистые, но выносливые лошади. А когда противник был достаточно измотан, дезорганизован и деморализован мавры бросались в атаку, предпочитая рубить бегущих, чем сражаться в честном бою.

Как любая уважающая себя лёгкая кавалерия нумидийцы были первым при грабеже лагеря и взятии пленных, однако безо всякой охоты сражались в невыгодных условиях, когда шансы на победу были сомнительны

При управлении такими войсками очень важно было иметь талантливого и харизматичного лидера во главе, ладившего с главнокомандующим. Подобной тактики поведения придерживались не только «трусливые» нумидийцы, но и их «коллеги» в Новое время — хинеты, страдиоты, кроаты и татары

Все эти войска охотно сражались со слабым врагом, были большими мастерами фуражировок, грабежей, обходов, засад и разведки, однако как только становилось жарко — они мгновенно исчезали с угрожаемого участка, что подчас приводило к негативным и даже роковым последствием. В случае с нумидийцами всё обернулось ещё любопытнее.

Монета с изображением царя Массиниссы. (wikipedia.com)

К моменту прибытия Публия Корнелия Сципиона в Испанию под командой брата Ганнибала Гасдрубала было около 4 000 нумидийских всадников. Молодой римский полководец быстро оценил всю пользу неприятельских застрельщиков в бою, но ещё больше нумидийцы привлекали его как союзники против Карфагена, которые могли бы помочь римлянам в борьбе с неприятелем на его же земле. Именно усилия самого Сципиона позволили наладить контакт с африканским царьками и склонить их на свою сторону

Самой значимой фигурой нового римско-нумидийского союза со стороны африканцев был царь Массинисса, сделавший ставку на римлян, польщённый вниманием и подарками «римского Ганнибала». Именно всадники нумидийского царя сыграли решающую роль во время кампаний Сципиона в Африке

Высадившись на карфагенской территории римляне вошли в соприкосновение с Массиниссой, действия которого на пунийских коммуникациях и непосредственная помощь на поле боя при Заме обеспечили римлянам кратное превосходство в кавалерии. Кому как ни Ганнибалу было известно, что его ждёт в противостоянии с нумидийцами, но поделать ничего не мог: ни слоны, ни наёмники не сумели переломить ход боя, а как только карфагеняне дали слабину африканские всадники повеселились на славу.

Мечты о независимости

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше — больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

В 218 году свершился кратковременный реванш — императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан), объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование. Но, как мы могли убедиться, ее великие достижения отнюдь не утрачены человечеством.

Возвышение Карфагена

Будучи колонией Тира, Карфаген теперь сам стал метрополией для нескольких более слабых финикийских колоний в Западном Средиземноморье. Имея удобное географическое положение в плодородной долине, на берегу Тунисского залива, образующего удобные, защищенные от бурных ветров гавани, Карфаген использовал это и стал центром финикийской колонизационной деятельности. Несмотря на то что Карфаген в то время находился в зависимости от Тира, он фактически пользовался полной самостоятельностью и смог подчинить несколько финикийских городов-колоний Северной Африки, покорил многочисленные ливийские племена и создал мощное государство со значительной территорией.

К этому времени Карфаген представлял собой олигархическое государство, власть в котором находилась в руках отдельных группировок торгово-земледельческой аристократии, постоянно боровшихся между собой за первенство влияния и власть. Возможно, в конце IX в. до н.э. в Карфагене существовала и царская власть: легендарная основательница Карфагена Элисса именуется в источниках “царицей”. Однако после ее смерти власть при неизвестных обстоятельствах перешла к Совету десяти, наряду с которым существовал и Совет старейшин. Во второй половине VI в. до н.э. полководец Малх установил в Карфагене свою военную диктатуру, которая опиралась на народное ополчение. Однако она просуществовала недолго и сменилась олигархической диктатурой Магонидов, которые опирались на наемную армию.

С потерей династией Магонидов фактической власти (в середине V в. до н.э.) аристократия Карфагена создала “республиканскую” систему управления. Совет десяти был преобразован в Совет тридцати, был расширен и Совет старейшин (от ста до трехсот человек). Это государство представляло собой олигархическую рабовладельческую республику. Оно располагало значительными пространствами, пригодными для обработки земли. В противоположность другим финикийским городам-государствам в Карфагене в широких масштабах развивались крупные земледельческие плантационные хозяйства, которые обрабатывались многочисленными рабами.

Плантационное хозяйство Карфагена сыграло в экономической истории древнего мира очень большую роль, так как оно повлияло на развитие того же типа рабовладельческого хозяйства сначала в Сицилии, а позже и в Италии.

В VI в. или, может быть, в V в. до н.э. в Карфагене жил писатель-теоретик плантационного рабовладельческого хозяйства Магон, большой труд которого пользовался такой славой, что римскому войску, осаждавшему Карфаген в середине II в. до н.э., было приказано сохранить этот труд. И он был в самом деле сохранен. По постановлению римского сената труд Магона был переведен с финикийского языка на латинский, а затем был использован всеми теоретиками сельского хозяйства Рима.

Для плантационного сельского хозяйства, для ремесленных мастерских и для галер Карфагену необходимо было огромное количество рабов, которых отбирали из числа военнопленных и купленных людей, а также из местного населения, порабощаемого карфагенскими ростовщиками.

Карфаген рано превратился в крупный центр посреднической торговли. Масштабы ее постоянно расширялись. Рабы, слоновая кость — из внутренних областей Африки, дорогие ткани и ковры — из стран Передней Азии, золото, серебро — из Испании, олово — из Британии, воск — с Корсики, вино — с Балеарских островов, масло, вино — из Сицилии, а несколько позднее и изделия греческого художественного ремесла — таков далеко не полный перечень предметов карфагенской торговли.

Колонии древнего Карфагена

Карфагенские владения не ограничивались африканскими землями. Когда ниневийские и вавилонские цари стали нападать на Финикию и могущество её упало, а потом персы покорили ее и принудили финикийских моряков заниматься вместо торговли службою на военных кораблях (I, 509, 534 след.), Карфаген, считая себя наследником Тира, гражданами которого был основан, присвоил себе владычество над финикийскими колониями за морем. Мы видели (I, 517 и след., 521 след.), что владычество Тира в Испании простиралось очень далеко, что граждане его добывали там драгоценные металлы, вывозили оттуда шерсть, рыбу, ловили у испанских берегов пурпурные раковины, что фарсисские корабли, нагруженные серебром, составляли гордость Тира, дивили народы, соседние с Финикией; все испанские владения Тира, имевшие своим центром богатый Гадес, подчинились Карфагену или добровольно, или по принуждению; подчинились и финикийские колонии на Балеарских и Питиузских островах. Богатство этих факторий и сокровища испанских рудников пошли теперь в Карфаген; колонии Тира в южной Испании стали, подобно африканским, платить дань, давать войско Карфагену. Покорились ему и финикийские колонии на: италийских островах. Между 550 и 450 годами начальники карфагенских флотов и войск Магон, его сыновья (Газдрубал, Гамилькар) и внуки покорили Карфагену все колонии и фактории Тира в Сардинии, Корсике, Сицилии, на Мальте и многие туземные племена этих островов. Старинная финикийская колония, на острове Сардинии, Каралис (Кальяри), была увеличена новыми поселенцами; ливийские колонисты стали возделывать плодородные прибрежные части острова, туземцы ушли в горы центральной части от рабства. С Корсики карфагеняне вывозили мед и воск; на Эльбе (Эталии), богатой железною рудой, стали добывать железо.

Когда фокеяне, бежавшие от персов, хотели поселиться на Корсике , карфагеняне, соединившись с этрусками, прогнали их (II, 387). Карфагеняне всеми силами старались не допускать своих опасных соперников, греков, селиться на прибрежьях западной части Средиземного моря и по возможности стеснять те их колонии, которые уже были основаны там. Для этого они заключили с Римом и Лациумом торговый договор, о котором мы уже упоминали; их эскадры ходили от испанских островов нападать на Массалию; одновременно с нашествием Ксеркса на Грецию, Гамилькар приплыл с громадным войском в Сицилию; эта экспедиция кончилась, как мы знаем, поражением его при Гимере (II, 513 след.). Карфагеняне имели под своею властью старые финикийские колонии в Сицилии: Мотию, Солунт и Панорм, основали там Лилибей; этот прекрасный остров, богатый хлебом, вином и оливковым маслом, имеющий такое выгодное для торговли положение, они считали чрезвычайно важным для своей торговой и колонизационной деятельности. В следующем отделе мы увидим, как упорно боролись они полтора столетия с греками за владычество над Сицилией; но прочным образом они владели только западною частью её до реки Галика; остальные прибрежные области удержали за собою греки, а в горах центральной части продолжали пасти свои стада туземцы: элимы, сиканы, сикелы, и служили наемниками то в карфагенских, то в греческих войсках. На соседних с Сицилиею, Липарских, Эгатских, других мелких островах и на Мальте, были у карфагенян пристани и склады товаров.

Расширение владычества Карфагена в Африке

В первое время главною заботою карфагенян было упрочить свою власть над окрестными областями. Сначала они были принуждены давать дань или подарки царям соседних земледельческих и пастушеских племен, чтобы хищные туземцы воздерживались от нападений на них. Но скоро они, отчасти умственным превосходством и ловкой политикой, отчасти силой оружия и основанием колоний в землях этих племен, успели подчинить их себе. Карфагеняне привязывали к себе нумидийских царей почестями, подарками, другими средствами, между прочим тем, что выдавали за них девушек из своих знатных фамилий.

Основывая свои торговые колонии, карфагеняне достигали тех же выгод. как римляне основанием военных колоний: они избавляли столицу от беспокойных бедняков, давали этим беднякам благосостояние, распространяли свой язык. свои религиозные и гражданские учреждения, свою национальность и тем упрочивали свое владычество над обширными областями. Переселенцы из Финикии усиливали ханаанский элемент в северной Африке, так что ливофиникияне, народ, произошедший от смешения колонистов с туземцами, стал преобладающим не только в приморских областях Зевгитаны и Бизакии, но и на большое расстояние от моря. Финикийские язык и цивилизация проникли далеко в глубину Ливии; при дворах царей кочевых племен говорили и писали по‑финикийски.

Ливофиникияне, жившие по всей стране в селениях и мелких неукрепленных городах, были очень полезны гражданам торговых городов приморья. Получая большой доход от земледелия, они платили Карфагену значительную поземельную подать, снабжали торговые города съестными припасами, разными другими товарами; удерживали от набегов пастушеские нумидийские племена, кочевавшие на изобильных пастбищах по склонам Атласа, приучали их к земледелию, оседлому образу жизни; составляли основную массу карфагенских войск и главный элемент поселенцев при основании колоний за морем; были носильщиками и работниками на карфагенской пристани, матросами и воинами на карфагенских кораблях.

Наемные войска карфагенян набирались большею частью из ливофиникийских поселян, людей крепких, привычных выносить труды и лишения. Конницу финикиянам доставляли нумидийские племена, кочевавшие по окраинам пустыни. Карфагенские граждане составляли священный отряд, окружавший военачальников. Ливофиникийская пехота с нумидийской конницей и с небольшим числом карфагенян образовала храброе войско, хорошо сражавшееся под начальством карфагенских полководцев и в Африке, и на море, и в чужих землях. Но алчные торговцы Карфагена притесняли земледельческое и пастушеское население Африки, навлекали на себя его ненависть, которая часто проявлялась опасными восстаниями, сопровождавшимися свирепою отместкой.

Руины древнего Карфагена на холме Бирса

Достигнув большого могущества, Карфаген легко приобрел владычество над теми финикийскими колониями, который были основаны раньше его: Гиппон, Гадрумет, Большая Лептида, малая Лептида, Фапс и другие города того прибрежья (I, 524) были вынуждены признать над собою власть Карфагена и платить ему дань; некоторые из них подчинились добровольно, другие были покорены силой; только Утика сохранила некоторую самостоятельность. Подвластные Карфагену финикийские города Африки давали ему войско и платили подати, размер которых вообще был значителен; взамен того граждане их могли приобретать земельную собственность в карфагенских владениях; браки их с карфагенскими семействами были полноправными, и сами они пользовались покровительством карфагенских законов.

Закат Карфагена

Поражение во второй войне с Римом открыло последний этап карфагенской истории. Карфаген лишился державы, и его владения были сведены к небольшой округе около самого города. Возможности эксплуатации некарфагенского населения исчезли. Большие группы зависимого и полузависимого населения вышли из-под контроля карфагенской аристократии. Земледельческая территория резко сократилась, и вновь преобладающее значение приобрела торговля.

Стеклянные сосуды для мазей и бальзамов. Ок. 200 г. до н.э.

Если раньше не только знать, но и «плебс» получали определенные выгоды от существования державы, то теперь они исчезли. Это, естественно, вызвало острый социальный и политический кризис, который теперь вышел за рамки существующих установлений.

В 195 г. до н.э. Ганнибал, став суфетом, провел реформу государственного устройства, нанесшую удар самим основам прежнего строя с его господством аристократии и открывшую путь к практической власти, с одной стороны, широким слоям гражданского населения, а с другой — демагогам, которые могли воспользоваться движением этих слоев. В этих условиях в Карфагене развернулась ожесточенная политическая борьба, отразившая острые противоречия внутри гражданского коллектива. Сначала карфагенской олигархии удалось взять реванш, с помощью римлян заставив Ганнибала бежать, не завершив начатого дела. Но сохранить свою власть в неприкосновенности олигархи не смогли.

К середине II в. до н.э. в Карфагене боролись три политические группировки. В ходе этой борьбы ведущим деятелем стал Гасдрубал, возглавлявший антиримскую группировку, и его положение вело к установлению режима типа греческой младшей тирании. Возвышение Гасдрубала испугало римлян. В 149 г. до н.э. Рим начал третью войну с Карфагеном. На этот раз для карфагенян речь шла уже не о господстве над теми или иными подданными и не о гегемонии, а о собственной жизни и смерти. Война практически свелась к осаде Карфагена. Несмотря на героическое сопротивление граждан, в 146 г. до н.э. город пал и был разрушен. Большая часть граждан погибла в войне, а остальных римляне увели в рабство. История финикийского Карфагена завершилась.

История Карфагена показывает процесс превращения восточного города в античное государство, формирования полиса. А став полисом, Карфаген пережил и кризис этой формы организации античного общества. При этом надо подчеркнуть, что, каков мог быть здесь выход из кризиса, мы не знаем, поскольку естественное течение событий было прервано Римом, нанесшим фатальный удар Карфагену. Финикийские же города метрополии, развивавшиеся в иных исторических условиях, оставались в рамках восточного варианта древнего мира и, войдя в состав эллинистических государств, уже в их составе перешли на новый исторический путь.

Первые ласточки

Вероятнее всего, первые мореплаватели пустились в путь по Средиземному морю. Точнее даже, по определенной его части, зажатой между Балканским полуостровом и Малой Азией. Этот огромный залив, именуемый Эгейским морем, густо нашпигован островами; именно здесь, шаг за шагом, перебираясь с одного острова на другой, люди учились совершать первые путешествия по большой воде.

Впрочем, это было настолько давно, что мы не знаем точно, так ли все происходило. Может быть, древние египтяне раньше всех освоили Красное море; может быть, жители древнего Вавилона прежде других народов вышли в Персидский залив. А может быть, первыми были далекие индийцы. Но то, что Средиземное море — один из древнейших «театров» мореплавания — это известно точно. Некоторые археологические находки позволяют предполагать, что первые дальние плавания по этим местам люди совершали еще в VII тысячелетии до н. э.

Конечно, «дальность» этих плаваний — понятие весьма относительное: полторы сотни километров в открытом море по нынешним меркам — смешное расстояние. Но не забывайте: люди только начинали осваивать море.

Но постепенно флот перерастал пору младенчества. Утлые, несовершенные, но все-таки уже настоящие морские корабли отправились к другим берегам. И оказалось, что там, на других берегах, тоже живут люди. И в следующее плавание предприимчивый капитан брал с собой уже не только запас воды и пищи, но и кое-какой товар. А на обратном пути из первой морской торговой экспедиции он повстречался и с первыми пиратами…

Конечно, это утрировано. Но лишь немного — морской разбой действительно возник практически одновременно с торговым судоходством, то есть в такой седой древности, о которой мы имеем только самое смутное представление. Уже современники Одиссея, пускаясь в путь, молили богов не только о хорошей погоде, но и об избавлении от пиратов. Откуда же они взялись? Нетрудно понять. В любом обществе всегда были лихие люди, признававшие только один закон — закон силы. Что я отобрал, то — мое! А море широко и неспокойно, и никто не узнает, просто так утонуло торговое судно или ему помогли…

Примечание на полях. Первая известная нам европейская цивилизация зародилась на острове Крит. Ее расцвет пришелся на 2000-1450 годы до н. э. Крит был мощным государством, державшим в страхе все народы, населяющие средиземноморское побережье. Задолго до легендарных финикийских мореходов критяне на своих кораблях исходили Средиземное море вдоль и поперек. Мы мало знаем об этой удивительной стране, однако точно известно, что эти смелые мореплаватели уже столкнулись с проблемой пиратства. Древнегреческий историк Фукидид называет легендарного критского царя Миноса «победителем пиратов» и сообщает, что для борьбы с ними на Крите был создан военный флот. Через полторы тысячи лет уже финикийцы принимали такие же меры для защиты своих кораблей.

Примечательно, что первые торговые плавания подчас ничем не отличались от самых обычных пиратских налетов. Законов о борьбе с пиратством тогда, естественно, еще не существовало, поэтому никто не преследовал удачливого путешественника, если он вдруг по пути прихватывал товар у менее расторопного конкурента. Правда, в другой раз ему могло и не повезти, но, как известно, кто не рискует… Ведь даже известный нам из мифов достославный поход Ясона за золотым руном — не что иное, как самый обычный грабительский налет; две тысячи лет спустя его назвали бы пиратским рейдом.

Однако уже в Афинах в эпоху расцвета греческой культуры на пиратство был наложен запрет. Впрочем, и тогда уже хватало отчаянных людей, которые сделали пиратство промыслом в чистом виде, живя только за счет грабежей.

Примечание на полях. Еще в VI в. до н. э. был известен некий Поликрат. Он базировался на острове Самос, где у него был огромный флот — более сотни больших и малых кораблей. Поликрат, наверное, был первым, кто широко применил систему рэкета: греки и финикийцы платили ему дань, чтобы их корабли не были разграблены самосскими пиратами.

Войны с Карфагеном

После завоевания Римом Италии, римляне направили свое внимание на богатый остров Сицилию. На карте этот остров расположен прямо у носка «итальянского сапога» и кажется естественным его продолжением

Но Сицилия представляла собой желанную добычу не только для воинственного Рима, но и для могущественного государства на противоположном побережье Средиземного моря – Карфагена. Он был основан на Севере Африки в IX веке до нашей эры финикийцами, и к III веку до нашей эры представлял собой мощную державу. Римляне называли карфагенян пунами, поэтому борьба с Карфагеном за остров Сицилию получила название – пунические войны.

Первая пуническая война продолжалась 23 года, с 264 по 241 год до н.э. Большая часть сражений проходила на море, что было крайне невыгодно римлянам. На суше они побеждали пунов без особого труда, но для победы на море пришлось построить военный флот. Римлянам трудно было состязаться с пунами в искусстве морского боя, с большими усилиями им удалось одержать победу над Карфагеном. В 241 году до н.э. был подписан мир, первая война между Римом и Карфагеном закончилась.

Вторая пуническая война продолжалась 17 лет, с 218 по 201 год до н.э. Карфаген не смог смириться с поражением и правом Рима на обладание Сицилией. К новой войне пуны подготовили 100-тысячную армию, во главе с талантливым полководцем Ганнибалом.

Ганнибал предпринял хитрый ход – перешел со своей армией через Альпы и проник в Италию. Он поднял на восстание против Рима галлов и италиков. Первоначально Ганнибалу сопутствовал успех и в 216 году до н. э. в битве при Каннах он разгромил римлян. Римляне собрались с силами и в 202 году до н.э. высадились под стенами Карфагена. Ганнибал покинул Апеннинский полуостров, чтобы спасти родной город. В решающем сражении у города Замы Ганнибал был разбит. Карфаген окончательно уступил Сицилию и лишился всей армии. Римская республика праздновала победу, не зная, что на 150 лет она станет империей.

Словарь

1. Цивилизация — самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени.

2. Колонии – определенные территории, лишенные независимости, находящиеся под контролем иностранного государства.

Частные жертвоприношения

Если и были частные кровавые жертвоприношения, то они совершались по тем же действиям, что и общественные. Но бескровные жертвоприношения были чаще. Существовало три вида частных жертвоприношений:

  • Каждое лицо приносит жертву само за себя
  • Жертвоприношение производил отец семейства и совершал обряд за все семейство

Род, который приносит жертву своему богу-покровителю

Домашних богов (по представлениям римлян, это были души праотцов) почитали при домашних очагах, которые служили еще и жертвенниками. Римляне клали часть кушанья, брызгали часть напитков и совершали утреннюю и вечернюю молитвы. Но со временем, когда видоизменился римский быт и очаг был перенесен на кухню, домашним богам начали сооружать специальные жертвенники, которые помещали в заднюю часть дома.

Итоги

В 201 г. до н.э. был заключен мир, по условиям которого: Карфаген отказывался от своих владений в Испании и островов Средиземного моря, уничтожал свой военный флот, обязался вовсе не вести войн вне Африки, а в Африке не воевать без дозволения Рима. Сверх того, карфагеняне должны были в продолжение 50 лет выплачивать ежегодно контрибуцию по 200 талантов. Так закончилась 2-я Пуническая война.

Ганнибал из-за проигрыша в войне и требования римлян Карфагену выдать его им, вынудили его бежать из Карфагена. Ганнибал в итоге осел в Вифинии, где предпочел своей выдачи римлянам, самоубийство.

В период между 2-й и 3-й Пуническими войнами Карфаген старался не ссориться с Римом, мечтая о реванше и постепенно восстанавливаясь за счет торговли. Рим в этот период (с 201 по 149 гг. до н.э.) сумел подчинить своей власти всю Грецию в т.ч и Македонию и захватить Сирию.

Видя в карфагенских купцах своих торговых конкурентов и опасаясь восстановления Карфагена, Рим стал готовиться к новой и решающей войне с Карфагеном. Особенно к новой войне и разрушению Карфагена призывал сенатор и бывший посол Рима в Карфагене, Марк Порций Катон Старший (Марк Порций Цензор).

Бюст Публия Корнелия Сципиона Африканского. I в. н.э. Бронза. Неаполь, Национальный Археологический музей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: