Зимнее утро («мороз и солнце, день чудесный…»): тема и идея

«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни

Роман в стихах стал настоящим достоянием классической литературы, ведь благодаря «Евгению Онегину» можно точно понять, как в то время жили представители описанного слоя общества. Литературные критики, исследователи, представители русской словесности называют «Евгения Онегина» хрестоматийным романом. В. Г. Белинский написал о романе, что его можно считать энциклопедией жизни в России той эпохи.

Роман, который представляется читателю как любовная история, полон деталей и описания жизни дворян XIX века. В нем очень широко и доступно описаны детали быта, характеры, которые были присущи той эпохе. Сложность сюжета и красота композиции привлекают читателя и погружают в атмосферу времени. К истории создания произведения можно отнести глубокое изучение и понимание автором жизни в целом. Жизнь России того времени подлинно отражена в «Евгении Онегине». В романе описано как жили и что носили дворяне, что было в моде и какие ценности почитались в те времена. Кратко автор описал и крестьянскую жизнь в деревне. Вместе с автором читатель переносится и в барскую Москву, и в изящный Санкт-Петербург.

В данной статье приведена история создания романа «Евгений Онегин». Материал поможет написать сочинение по данной теме. То, как тщательно Пушкин писал роман, как изучал жизнь и передавал ее на бумаге, с какой любовью говорит о своих героях говорит о том, что над произведением велась усердная творческая работа. История написания произведения, как сам роман, и как сама жизнь – пример глубокой любви к русскому слову и своему народу.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Евгений Онегин»

для самых компанейских —

Главные герои «Евгений Онегин»

для самых занятых —

Читательский дневник «Евгений Онегин»

для самых любопытных —

Анализ «Евгений Онегин» Пушкин

для самых крутых —

Читать «Евгений Онегин» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»?

Дуэль Печорина и Грушницкого

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях?

Печорин и женщины

Максим Максимыч (Герой нашего времени)

Психологический портрет Печорина

Вернер (Герой нашего времени)

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» Тютчева

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Значение цветов

Предлагая всмотреться в то, как ровно лег снег, как обмерзли ветки деревьев, как переливается лед на реке на фоне силуэтов деревьев, герой собирает данные элементы в картину, подобную замысловатому орнаменту. В нем сконцентрирована обильная цветовая гамма: черный («тучи мрачные»), кремовый («мутная» смесь, свойственная вечеру). А в дневное время используются светлые оттенки, образовывающие ощущение красоты — лазурный, белый, зеленый. Все они возникают в комбинации пейзажа, что позволяет рассмотреть его великолепие в деталях. Мотив неясного вечера, когда все путалось в злом урагане, разворачивается в стихотворении «Бесы», где метель перерастает в дьявольский хоровод. Антитеза привносит дополнительный оттенок в оценку прекрасного дня, поскольку он означает торжество доблестных, светлых сил.

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Текст

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам. Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.

Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?

Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).

В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде

Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон

Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!

До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки: Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: , . Этот приём звукописи получил название аллитерации. Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.

«. предадимся бегу нетерпеливого коня».

Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!

А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

«Зимнее утро» А.Пушкин анализ №6

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад. в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой. а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Персонажи и образы

Буквально с первой строчки природа является главным персонажем стихотворение. Все образы и символы, которые использует поэт, неразрывно связаны с ясным зимним утром.

В первых строках описывается морозное утро. Перед читателями предстает картина торжества света и самой жизни. При этом в стихотворении используется обращение лирического героя к любимой. Автор создает образ нежной красавицы, которая еще не до конца проснулась. Он описывает девушку как «звезду севера». Этот образ Пушкин использует для олицетворения самой красивой женщины Петербурга.

Образ Авроры, которая в мифологии олицетворяет утреннюю зарю, автор делает нарицательным. Писатель называет этим словом именно утреннюю зарю. В литературных произведениях образ Авроры как символ рассвета встречается очень часто.

Затем поэт описывает ненастный вечер, который предшествовал ясному утру. На небе светит луна, символизирующая одиночество. Небесное светило окружает злая вьюга. Также Пушкин приводит описания мглы, мутного неба, печальной красавицы. После чего лирический герой опять изображает красивое зимнее утро. В стихах присутствуют образы леса и реки. Эти красивые описания пейзажа не просто выступают как фон. Они отражают внутренний мир главного героя.

На смену картинам природы приходит отражение деревенского быта. Тут Пушкин описывает печь и лежанку. После неподвижной картинки появляется более живое описание, которое наполнено динамикой. При этом читатель сталкивается с изображением нового героя – «нетерпеливого коня». Он олицетворяет движение вперед, неуклонное стремление к жизни и бесконечную энергию природы, которая окружает героев литературного произведения.

Зимнее утро и вечер в лирике

У этих чудесных стихов прославленного поэта можно выявить общее. В обоих литературных произведениях главное — это чувства и переживания лирического героя, которые он испытывает перед пейзажем в зимнее время года. В снежное утро автор восторгается картиной зимы, он очарован и вдохновлён утренним снежным убранством.

Сходства и различия стихов

В «Зимнем вечере» Пушкин грустен и тревожен: «ветхая лачужка и печальна, и темна», «буря мглою кроет». Присутствует одиночество, отчуждённость. Лишь завершительные строки произведения оптимистичные и ободряющие: «сердцу будет веселей». Метель пройдёт, на душе станет светлее.

Следует отметить и время создания литературных сочинений, это объясняет волнения поэта. Стих о зимнем вечере написан в 1825 году, тогда Александр Пушкин был сослан в Михайловское, где пребывал под домашним арестом. Русский писатель опечален и встревожен. А произведение о зимнем утре сотворено в 1829 году. В тот период поэт ощущает себя умиротворённо. Пейзаж зимы поутру радостен и умилителен.

Общие черты этих стихов:

  • Тема зимнего времени года.
  • Автор — Александр Пушкин.
  • Сюжет основан на чувствах к природе зимой.
  • Присутствуют выразительные средства метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.

Александр Сергеевич любил зимнее время за белоснежные сугробы, за чистоту, где воздух свежий и бодрый. Поэт противопоставляет зиму зною, духоте и пыли лета. Многие стихотворения великий русский классик посвятил морозной красавице. Если сравнить произведения «Зимнее утро» и «Зимний вечер», то они имеют множество отличий, но художественно оформлены одной и той же рукою.

Различие в произведениях:

  • Время суток утро и время суток вечер.
  • Эмоциональная окраска: в стихе о вечерней метели — грусть с ожиданием других чувств, в стихе о снежном утре — воодушевление и радость.
  • Различные годы создания стихов.
  • Стихотворные размеры: об утре написано ямбом, о вечере — хореем.

Стих о вечерней вьюге написан в 1825 году, когда писатель вернулся из ссылки на юг в столицу Москву. Здесь его встретили новые трудности.

Описание ночной вьюги

Ему пришлось гостить у знакомых и друзей, домой идти не представлялось возможным. Пришла осень, родители писателя уехали из имения, теперь ему можно вздохнуть с облегчением. В один из снежных вечеров той зимой было написано исследуемое литературное произведение.

Главный персонаж — это лирический герой, который следит за зимней бурей, что воет, шумит, стучит в оконное стекло. В стихотворении «Зимний вечер» сравнения передают более полную картину русской зимней ночи: холодные порывы ветра сопоставляются с плачущим ребёнком, с диким зверем, со странником в непогоду. Пожалуй, этот письменный образ появился в художественном произведении, так как поэт тогда был одинок и печален.

При анализе стихотворения для 6 класса «Зимний вечер» Пушкина появляется настроение тревоги и грусти: вокруг дома героя стиха бушует стихия. Создаётся впечатление, что жилище перед вьюгой — это «ветхая лачужка». Во второй части литературной работы оказывается, что персонаж в стенах не один. У оконной рамы расположилась старушка, к ней обращается лирический герой: «Мой друг». Достоверно известно, что, когда мать и отец поэта выехали из имения, то там осталась Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича, она и есть «старушка» в стихотворении.

Снежный солнечный день

Литературное произведение о зимнем утре создано осенью 1929. Писатель грустен, но строки стиха содержат совершенно иные настроения. Автор беседует с незнакомой читателю «прелестной красавицей», стараясь пробудить девушку от крепкого сна. Лирический герой восторгается снежным зимним утром, которое наполнено солнечным светом. Он удивлён, что ещё прошлым вечером «злилась вьюга», луна мрачно посылала через тёмные тучи холодный свет.

Плохая погода пропала вместе с ночью, поутру с новым днём пришло и истинное чудо: восхитительные сияющие снежные сугробы, комната мерцает янтарём, в печи радостно трещат поленья. Эти настроения подвигают героя отправиться гулять на санях по бескрайним просторам русской земли.

Александр Пушкин применяет риторические возгласы, задаётся вечными вопросами. Благодаря этим художественным фигурам стихотворение оживляется. Русская природа всегда заставляла сердце поэта трепетать. В своей пейзажной лирике старался не только иллюстрировать прекрасную картину натуры, но и передать читателю чувства и эмоции, которые рождаются при взгляде воочию на это великолепие.

«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра. солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно». «на мутном небе». «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение. придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась». «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

3 класс, 6 класс

Идея произведения

Что же находится в центре размышлений писателя? Пушкин говорит о простых вещах, понятных каждому человеку. Мир дарит людям красоту. Прекрасное – это нечто, что находится вне времени, красота вечна. Каждое время года отличается своим уникальным портретом, колоритом. Поэт призывает читателя сделать паузу, остановиться, прервать жизненную суету, чтобы насладиться ландшафтом.

Природа не просто красива. В природе автор видит друга, который не бросит в трудную минуту и всегда поддержит. Стихия и человек соединены неразрывными узами.

Пушкинский литературный пейзаж – это не просто красивый текст. Александр Сергеевич мастерски описал полноту и радость жизни. Человеческая душа находит успокоение в гармонии со стихией. Пушкин, однако, не единственный русский писатель, который обращается к подобной тематике. Те же мысли проскальзывают и в лермонтовской лирике. Глубокая идея данной поэзии состоит в том, что контраст – естественное состояние вещей: мороз существует вместе с солнцем.

Композиционные особенности стиха

В данном случае поэт обращается к классической линейной композиции

Впрочем, структура текста заслуживает на более детальное внимание. Всего в произведении насчитывается пять шестистиший

Композиция отличается динамикой, стройностью, точностью деталей и образностью.

Первая часть

Первый фрагмент текста представляет зимнюю картину: морозное утро, разбавленное золотистыми лучами солнца. Героя пушкинского творения восхищает красота зимней поры

Рассказчик обращается к женщине – героине стиха, чтобы обратить ее внимание на эту чудную зиму

Вторая часть

В этом фрагменте автор использует прием антитезы. Писатель противопоставляет вчерашний вечер, осеннюю бурю, печаль и нынешний мир – там, за оконным стеклом. Вчера героиня печалилась, потому что ее угнетала погода. Сегодня настал новый день, который предвещает радость, дает надежду на лучшие времена. «Жизнь прекрасна», – кажется, хочет сказать людям зима. Антитеза придает пушкинскому шедевру особый колорит.

Третья и четвертая части

Здесь писатель изображает красоту зимнего утра. Поэта восхищает природа в это время года. Затем герой вновь оказывается в своей комнате. В доме разожгли камин, здесь тепло и уютно. Так приятно ощутить после ободряющей прогулки этот домашний комфорт!

Пятая часть

Завершение произведения снова застает писателя на улице. Автор решил проехаться в санях. Читатель ощущает себя соучастником этого по-детски радостного события. Писатель создает атмосферу покоя, комфорта, безопасности, оптимизма. Проблемы ушли, и теперь можно спокойно любоваться красотами окружающего мира.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Это интересно: 261,Анализ стихотворения А, пушкина «я памятник себе воздвиг нерукотворный, ?

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты служат, главным образом, усилителями художественной выразительности. Они придают нашей речи или произведению образность, яркость, поэтическую окраску. Обычно тропы указывают на определенное свойство, черту предмета (объекта) и тем самым вызывают соответствующие эмоции, отношение к нему.

Если обобщить информацию из различных источников и авторов, то эпитеты выполняют следующие функции:

  • характеризуют предмет образно;
  • передают отношение автора/его литературного персонажа/рассказчика к описываемому предмету либо событию, ситуации и т.д.;
  • задают определенное настроение, создают атмосферу;
  • объединяют все вышесказанное.

Примеры эпитетов В поэтической литературе важность троп особенно хорошо прослеживается. Рассмотрим в качестве примера фрагмент стихотворения А

Пушкина «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманыПробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит, Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.

Выделенные слова являются эпитетами, которые выполняют все три основные функции. Из этих восьми строчек читатель узнает, что действие происходит ночью, окрестности освещаются лунным светом.

Изобразительность речи. Эпитеты, сравнения, тропы, фигуры. — Творческий… — LiveJournal

Создается грустная атмосфера, ощущается тоска и утомление. Если убрать эпитеты из стихотворения либо заменить простыми словами без эмоциональной окраски, потеряется всякий смысл произведения.

Особую роль эпитеты играют в поэзии – авторы используют их в качестве стихотворного инструмента. Расположение определения после основного слова называется инверсией эпитета. Например, как у А. Пушкина:

Твоих оград узор чугунный; И пунша пламень голубой.

Возможен вариант, когда определяемое и эпитет разделены другими словами:

В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной.


Определение тропа

Некоторые авторы считают, что подобное разделение лишь усиливает эффект, значение и эмоциональный окрас эпитета. А когда эпитет и основное слово расположены на разных строчках стихотворения, возникает так называемый эффект «разрыва звучания»:

Все как было. Только странная Воцарилась тишина.

Интересный факт: подобные способы расположения эпитетов позволяют автору создать особую риторическую фигуру – хиазм. При этом происходит крестообразная перестановка слов. Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: