Налёт на перл-харбор и день, вошедший в историю как символ позора

Внешние ссылки

Классы японских кораблей времен Второй мировой войны

Авианосец Акаги   · Каг   · Сорит   · Хирит   · Сёкак  · HiYo  · Таихи   · Unryu  · Синано
Легкие авианосцы Hosho   · Ryujo   · Дзуйхо  · Ryuho   · Читосе  · Ибуки
Авианосец сопровождения
морской Тайё  · Кайо   · Синъё   · Симанэ Мару
Армия Акицу Мару   · Ямасио Мару  · Кумано Мару   · Нигицу Мару
Линкоры Конго  · Фусо  · Исэ  · Нагато  · Ямато  · А-150
Тяжелые крейсера Фурутака  · Аоба  · Миоко  · Такао  · Могами  · Тон  · Ибуки   · Якумо   · Идзумо
Легкие крейсера Тэнрю  · Кума  · Нагара  · Юбари   · Сендай  · Катори  · Агано  · Ойодо
Разрушители
1 — й класс Minekaze  · Камикадзе  · Муцуки  · Фубуки  · Акацуки  · Хацухару  · Сирацую  · Асасио  · КАГЕРО  · Югумо  · Акизуки  · Шимакадзе   · Мацу  · Татибана
2 е класс Момо  · Моми  · Вакатаке
Сопровождение Shimushu  · Эторофу  · Микура  · Hiburi  · Ukuru  · тип С  · Тип D  · Hakachi   · Ohama   · Yasoshima   · Ioshima
Торпедные катера Чидори  · Отори
Подводные лодки
1 — й класс Юнсен  · A  · B  · C  · D  · Кайдай  · I-121  · I-351  · I-400  · I-201
2 е класс Кайчу  · Тип L  · Ro-100  · Ha-101  · Ha-201
Сухопутные войска Мару ю
из кармана Kō-  hyōteki · Кайру
Подводные заправщики Taigei  · Jingei  · Komahashi
Гидросамолет Мидзухо   · Ноторо  · Камои   · Титосэ  · Ниссин   · Акицусима  · Камикава Мару
Другой Daihatsu ( лодка посадка )  · Ток Daihatsu ( лодка посадка )  · Shin’yō ( Рекомендуемые самоубийства )  · Кайтэн ( торпеда -suicide)
Уникальный корабль своего класса  •  Строительство остановлено до окончания войны  •  Отменено

Дополнения

Дополнения представлены 3-мя наборами. Я их вытащу из пакетов только перед сборкой авианосца. Обгадить я их всегда успею.1) Фототравление. Представлено в виде 4-х пластин (3 одного размера и 1 более меньшего размера и другого цвета) и 1 маленького пакета со стволами для 127-мм орудий. Меньшая пластина — это элементы набора нижней части полетной палубы с тельферами, которые спускают катера и баркасы — на «Zuikaku» этот набор шел отдельно. На 3-х одинаковых пластинах размещено всевозможное оборудование, скомпонованное по типам: леера, мачты, трапы, двери, сетки и т.д.
Катушки из фототравления так и не получили внутренних цилиндров. Собственно пластиковые цилиндры можно вырезать из пластиковых опор и установить в опоры фототравления.
Цветная сборочная инструкция представлена на 3-х листах с оборотами.Изменения по сравнению с фототравлением «Zuikaku»:
а) Леера и остальное фототравление модели «Hiryu» в инструкции показаны все вместе. На «Zuikaku» леера шли отдельным комплектом и были сами по себе, что вызвало у меня очень много нареканий, особенно по поводу стыковки с лестничными трапами;
б) Изменена конструкция больших спасательных сеток. На каждой сетке были добавлены места для загибания бортовых опор сеток. На «Zuikaku» бортовые опоры сеток шли отдельными деталями;
в) Изменен способ сборки кормовых крыльев на краях полетной палубы. В кормовой полосатой декали во время сборки надо будет делать отверстия для показа перфорации;
г) Появились винты самолетов из фототравления. В модели «Zuikaku» были только пластиковые винты;
д) Леерное ограждение катеров стало более соразмерным катерам. Катера также потеряли высокую мачту в середине и деревянную палубу, которые в рамках авианосца были абсолютно не нужны;
е) На дымовых трубах, помимо уже бывших на «Zuikaku», фототравленых внешних сеток, появились фототравленые пластины отклоняющие дымовой поток из трубы. На «Zuikaku» пластины только пластиковые;
ё) Забортные трапы теперь монолитны с площадками. На «Zuikaku» они были раздельно. Это увеличило их шанс всё-таки оказаться на модели;
ж) Изменены конструкции прицелов 25-мм автоматов и казенных частей 127-мм орудий в сторону упрощения;
з) Подпорки площадок антенных мачт стали из фототравления. На «Zuikaku» подпорка была монолитом с площадкой и изготовлена из пластика;
и) Небольшие опоры верхнего яруса шлюпочной палубы сделаны из фототравления. На «Zuikaku» все опоры были пластиковыми;
к) У «Zuikaku» вовсе не было «родных» фототравленых стволов для 127-мм орудий.2) Деревянная палуба с фототравлением. Деревянная палуба представлена в виде нескольких сегментов. Деревянную палубу дополняет набор фототравления с палубной амуницией в виде тросов аэрофинишеров, аварийных барьеров, расшивки лифтов, тележек для торпед и винтов для торпед. Разумеется есть цветная инструкция на 1-м листе.3) Сухие декали. Откровенно говоря, я с ними никогда не имел дела, поэтому про них сказать особо ничего не могу. Судя по всему это обычные наклейки без воды. Декали белые и выполнены на светлой подложке, что вызовет заметные затруднения. Сухие декали есть только для разметки полетной палубы и бортов корабля в районе ватерлинии.
Для обозначения самолетов придется работать традиционными декалями.

Большие жестянки

Но на первом месте в рейтинге упущенных японцами шансов находится, конечно же, мазут. Тем более что тут можно ссылаться не на абы кого, а на целого главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера Нимица: «У нас было 4,5 миллиона баррелей топлива, и всё оно было уязвимо для 12,7-мм пуль. Уничтожение японцами этого топлива продлило бы войну на два года».

Самое крупное нефтехранилище Пёрл-Харбора – «Верхняя ферма». 2,55 млн. баррелей в 17 резервуарах по 150 000 баррелей. Хорошо видна обваловка вокруг каждого танка – получившийся «бассейн» вмещал весь мазут, что мог вылиться из повреждённого резервуара

Резервуары для нефтепродуктов, конечно, похожи на огромные консервные банки, но вообще-то они должны выдерживать давление тысяч тонн жидкости. Поэтому их стенки делают вовсе не из жести, а из стали приличной толщины. В данном случае это было от трёх четвертей дюйма в верхней части до полутора в нижней. То есть от 19 до 38 мм. Даже с учётом того, что сталь была не броневой, такой защитой могла похвастаться далеко не вся бронетехника.

Так что адмирал Нимиц был прав лишь отчасти. Крупнокалиберные пули действительно могли пробить эти резервуары. Но не все и не везде — только бронебойные и только в верхней части. Однако на японских самолётах были лишь 7,7-мм пулемёты, которые максимум поцарапали бы там краску, да и 20-мм авиапушки «Зеро» с их низкой начальной скоростью тоже могли пробить лишь верхние пояса и тоже только бронебойными. C нулевым «запреградным действием». Ведь красиво взрывающиеся от обычной пули бензобаки бывают только в плохих боевиках, а в реальности с этим далеко не всегда справляются и специальные боеприпасы.

Даже в случае бензина зажигательная пуля в толще жидкости не даст никакого эффекта — опасность представляет лишь заполненный парáми свободный объём, который в резервуарах для нефтепродуктов отсутствует благодаря специальному изолирующему понтону, плавающему на поверхности жидкости. А ещё этот понтон плюс крыша в сумме создают ещё и эффективную «разнесённую» защиту сверху.

Второе по величине нефтехранилище – «нижняя ферма». 1,33 млн. баррелей в 26 резервуарах по 50 000 и одном на 35 000 баррелей. Также видна обваловка вокруг танков

Словом, те, кто считают, что «достаточно было причесать эти баки из пулемётов» — сильно ошибаются. В чём убедились и японские пилоты, пытавшиеся вести огонь по резервуарам даже не с мазутом или дизтопливом, а с высокооктановым бензином на аэродромах Уилер и на острове Форд. Результаты этих обстрелов — а заодно и «дружественного огня» — ликвидировали путём забивания простых деревянных колышков.

Авианосцы Японии

Японский авианосный флот Второй мировой войны по боевой мощи уступал только Корабли Военно-Морских Сил Соединённых Штатов Америки в Чёрном мореармаде кораблей США. В данном классе – суда трёх типов: тяжёлые, лёгкие и эскортные. К 7 декабря 1941 года, последнему дню перед нападением японцев на Перл-Харбор, в составе императорского флота насчитывалось 10 кораблей лёгкого класса:

  • Тип «Сорю» («Сорю», «Хирю»);
  • Тип «Сёкаку» («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Кага», «Акаги», «Хосё», «Рюдзё»);
  • Тип «Сёхо» («Сёхо», «Дзуйхо»).

В составе вспомогательной авианосной группы – два гидроавианосца («Ниссин», «Мидзухо») и восемь плавбаз. В 1941-1944 годах на воду было спущено ещё 12 авианосцев пяти типов – «Хиё» («Хиё», «Дзюнъё»), «Тайё» («Тайё», «Каньё», «Унъё»), «Унрю» («Амаги», «Унрю», «Кацураги») и «Тайхо». Корабли водоизмещением 20-40 тыс. т. несли по 70-90 боевых самолётов и представляли серьёзную боевую силу против США в Тихом океане.

Город Зеро

Зениток в Medal of Honor: Pacific Assault много, пострелять придется из каждой.

Что интересно, боевики тоже предпочитали обходить Оаху стороной. Только после выхода небезызвестного фильма оживились разработчики студий ЕА и выпустили целых две игры серии Medal of Honor. В консольном MoH: Rising Sun главный герой просыпается на борту линкора «Калифорния», некоторое время бегает по кораблю, помогая раненым и убитым, а затем встает за зенитную пушку и выдает «тра-та-та!». Когда легкий ветерок сдувает героя за борт, его подбирает катер, на котором боец, мокрый, но не сдавшийся… встает за пушку — и «тра-та-та!»

На компьютерах вышла игра MoH: Pacific Assault — там остров был отрисован симпатичнее, по нему героя даже катали на автомобиле. Правда, когда налетели птенцы гнезда Ямамотова, игроку приходится мчаться сломя голову к катеру, чтобы встать за пушку и… ну, вы догадались. Потом боец пробирается на линкор «Невада» вслед за торпедой (прямо через пробоину), чтобы помочь раненым, а потом выходит на верхнюю палубу, чтобы встать за… далее по тексту. Перл-Харбор — только первый уровень Pacific Assault, но я бы назвал его самым удачным игровым воплощением в жанре боевиков. Другое дело, что игра датирована 2003 годом, и сейчас ее графика выглядит уже очень и очень скромно по меркам блокбастеров.

Количество стратегий и тактических игр, где так или иначе затрагивается тема 7 декабря 1941 года, неисчислимо, и среди них встречаются очень хорошие — например, та же серия Hearts of Iron («День Победы»). Но особо стоит отметить своеобразный проект «Стальные монстры» (студия «Леста»). Игра при всех ее недостатках — единственная в своем роде, где можно посмотреть на Гавайи с глобальной карты, направить самолеты в бой щелчком мыши, а потом лично сесть в кабину «Зеро» или встать за пушку на корабле.

2. Нападение японского флота

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Ямамото Исороку покинуло базу в заливе Хитокаппу на Курильских островах и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку», на которых размещался 441 самолёт, в том числе истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли 2 линкора, 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (еще 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок, доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.

Целью нападения на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Пёрл-Харбор. Было потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель. Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 были ранены. Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено. Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок[источник не указан 782 дня]. Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников). Еще один — лейтенант Кадзуо Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

Страна-бензоколонка

Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.

Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?

Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла

Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.

Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.

Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла

С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.

Долететь аж до Оаху

Разработчики «Ил-2 Штурмовик» для «Перл-Харбора» специально научили самолеты взлетать с палуб авианосцев.

Серьезные боевые авиасимы обходили Оаху стороной очень долго. Но в 2004 году вышло дополнение к «Ил-2: штурмовик» под названием «Забытые сражения: Перл-Харбор». В миссиях с атакой на Перл-Харбор разработчики заткнули всех за пояс, реконструировав сражение ближе всего к историческим событиям. Конечно, в «Штурмовике» всегда слабым местом была физика полета, но, как ни крути, лучше его военных симов не было и нет. Конечно, можно взять не в пример более приближенный к реальности Microsoft Flight Simulator и разыскать в интернете подходящие самолеты, но Оаху в игре современный, да и пострелять нельзя, разве что в «Банзай!» сыграть.

У Microsoft случилась попытка штурмовать Тихооокеанский театр боевых действий симулятором Combat Flight Simulator 2 (2000 год), но на фоне «Штурмовика» игра смотрелась не слишком выигрышно, и стать популярной ей было не суждено.

Об историческом прототипе

Строился на верфи в Йокосуке. Заложен 08 июля 1936 года. Спущен на воду 16 ноября 1937 года. Введен в строй 5 июля 1939 года. Приписан к ВМБ Сасебо и после окончания боевой подготовки 15 ноября 1939 года зачислен во 2-ю ДАВ вместе с «двоюродным братом» «Soryu».
«Двоюродный брат» потому, что в отличие от «Soryu», «Hiryu» строился по усовершенствованному проекту, а именно, остров был на другом борту, на левом, и смещен к миделю. Были и другие, менее видимые, изменения. Формально «Soryu» и «Hiryu» относят к одному типу.ТТХ на 1941 год. Водоизмещение стандартное/полное, т: 17300/21900. Размерения корпуса: длина max. – 227,35 м, ширина max. – 22,042 м., осадка ср. – 7,84 м., глубина корпуса – 20,5 м. Размерения полетной палубы: длина – 216,9 м., ширина max. – 27 м. Скорость max./крейсерская: 34,59/18 уз. Дальность хода на крейсерской скорости: 7670 миль. Крен на опрокидывание, max.: 51,6 градусов. Вооружение: 6х2 127-мм орудий тип 89, 31 25-мм автомат тип 96 (7х3 и 5х2), 54 самолета (по 18 самолетов М6А2 type 21, D3A1 и B5N2) + 9 запасных самолетов в разобранном виде. Экипаж: 1101 человек.
«Hiryu» стал первым кораблем Императорского флота Японии, получившим 3-хствольные 25-мм автоматы.Служба. Принимал участие во всех сражениях Японского Императорского флота с участием авианосцев вплоть до своей гибели 5 июня 1942 года в «Битве за Мидуэй». Потери экипажа: 416 человек, включая 35 моряков, попавших в плен.
«Hiryu» с момента ввода в строй и до гибели «летал» ровно 35 месяцев.
Именно самолеты «Hiryu» в «Битве за Мидуэй» тяжело повредили американский авианосец CV-5 USS «Yorktown», который был позже добит торпедами японской подлодкой I-168 во время буксировки в Перл-Харбор.

Кина не будет — электричество кончилось

Одним ударом надолго оставить базу без электроэнергии выглядит крайне заманчивой идеей. Но в реальности, как это часто бывает, всё несколько сложней. Во-первых, большинство важных объектов на такой случай имели резервные дизель-генераторы, а корабли способны обеспечивать себя электричеством просто по определению.

Первая электростанция ВМБ Пёрл-Харбор, 1913 года постройки и мощностью 20 МВт

В-третьих, у американцев имелись ещё и тузы в рукаве — четыре линкора с турбоэлектрическими энергетическими установками. Фактически четыре плавучие электростанции мощностью по 25 мегаватт каждая. Так что в крайнем случае они могли бы провернуть тот же трюк, что и с авианосцем «Лексингтон», который как-то в течение месяца снабжал электричеством стотысячный город Такома.

Авианосец CV-2 «Лексингтон» работает электростанцией мощностью 35,2 МВт. Такома, декабрь 1929 года

И четыре корабля — это лишь то, что находилось прямо в гавани на момент атаки. А вне её имелось ещё три линкора и пара авианосцев с такими же возможностями. В общем, надолго оставить Пёрл-Харбор совсем «без света» было совершенно нереализуемой задачей.

Нападение на Перл‑Харбор (1941). Справка

Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.

Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.

Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии – Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.

Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.

Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.

Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.

7 декабря в 6 часов 15 минут по гавайскому времени с японских авианосцев поднялись 40 торпедоносцев, 49 бомбардировщиков, 51 пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Налет на базу начался в 7 часов 55 минут. В 9 часов 15 минут нанесла удар вторая группа самолетов (54 бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей). Весь налет на базу длился 2 часа 5 минут.

Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.

Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.

В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941–1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.

Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.

Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.

Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года «днем несмываемого позора». Лозунг «Помни Перл‑Харбор» стал ведущим в войне американцев против Японии.

После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Нимиц» (USS Nimitz) — 332 метра, США

Один из самых старых авианосцев в этом списке, который был спущен на воду еще в 1972 году. Интересно, что авианосцы по проекту «Нимиц» продолжали строить несколько десятилетий, последний из них был введен в эксплуатацию в 2009 году.

«Нимиц» — это настоящая боевая крепость на плаву, которая имеет длину 332 метра и ширину — 76 метров. Корабль приводится в действие 2 ядерными реакторами и 4 паровыми турбинами общей мощностью 260 тысяч лошадиных сил, что позволяет разгоняться до 58 километров в час.

Максимальная вместительность экипажа поражает воображение — 3 200 человек, из которых 2 500 — это численность авиакрыла. Благодаря таким размерам авианосец вмещает до 90 самолетов и вертолетов.

Тщательно продуманный план

Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.

Сброс торпеды в борт линейного корабля

Основной удар наносила палубная авиация, которая располагала 414 самолетами трех типов – торпедоносцы B5N «Кейт», пикировщики D3A «Вэл» и знаменитые истребители «Зеро» A6M. Часть торпедоносцев выполняла нетрадиционную роль высотных бомбардировщиков, вооружившись 800-килограммовыми бронебойными бомбами, на остальных были торпеды, но со специальными деревянными устройствами-стабилизаторами, которые не позволяли торпедам зарываться в грунт при сбросе в мелководной бухте. Пикировщики бросали традиционно 250-килограммовые бомбы, а «Зеро» из пушек и пулеметов расстреливали самолеты на открытых стоянках и личный состав. Удар предполагалось наносить тремя последовательными волнами самолетов.

Схема налёта первой волны

Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, о вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.

«Ляонин» (辽宁) — 304 метра, Китай

Авианосец ВМС НОАК «Ляонин», как и индийский «Викрамадитья», изначально был советской разработкой. Заложенный в 1985 году, он так и не был до конца достроен. После распада СССР авианосец достался Украине, которая прекратила постройку в 1992 году. В 1998 году он был куплен Китаем и достроен, а в 2012 году вошел в состав ВМС НОАК.

Длина «Ляонин» составляет внушительные 304 метра, а ширина — 38 метров. При таких габаритах благодаря 4 двигателям с общей мощностью 200 тысяч лошадиных сил авианосец может развивать скорость до 59 километров в час.

Экипаж «Ляонин» составляет почти 2 тысячи человек, а сам корабль способен перевозить до 24 истребителей и 6 вертолетов.

«Шарль де Голль» (Charles de Gaulle) — 262 метра, Франция

Строительство авианосца «Шарль де Голль», названного в честь бывшего президента Франции, началось еще в 1989 году, но лишь к 2001 он был готов к эксплуатации.

Его длина составляет 261 метр, а ширина — 75 метров. Интересно то, что «Шарль де Голль», в отличие от предыдущего авианосца, приводится в движение двумя атомными реакторами мощностью 76 тысяч лошадиных сил. Благодаря этому корабль может оставаться автономным в течение 45 суток.

Такие крупные размеры авианосца позволяют разместить около 2 тысяч человек и перевозить до 40 самолетов и вертолетов. «Шарль де Голль» считается одним из самых боеспособных авианесущих кораблей.

Итоги

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель — воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)
Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.
Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: