Беспощадный «талибан» (18+)

Исламский фундаменталист (ИФ)

Ну, добьем до цифры 7 :)

Фундаменталисты в общем смысле – это те, кто пропагандируют откат назад, возвращение к истокам. Соответственно, ИФ – это исламисты, которые призывают мусульман вернуться к основам Ислама и жить так, как жили первые мусульмане в Средние Века.

Наиболее радикальные ИФ выступают против прогресса, науки, образования, искусства (особенно художественного и музыкального). Хотя, есть фундаменталисты и менее строгие (например, они сейчас управляют Ираном).

****

Ну, что ж. Надеюсь я вас не запутал еще сильнее и теперь вы примерно понимаете, что означают все эти термины. Буду рад вашему лайку, если было интересно читать. Заранее спасибо и до связи!

Падение Кабула

После ухода из власти Карзай поселился в окруженном охраной правительственном особняке в столице и продолжил критиковать своих прежних покровителей.

Экс-президент говорил, что «Аль-Каида» никогда не действовала в Афганистане и не готовила теракты 11 сентября из его страны. 

В 2018 году Карзай поддержал начатые администрацией Дональда Трампа переговоры с талибами о выводе войск из Афганистана. Возможно, сыграл роль тот факт, что за них отвечал его старый знакомый Халилзад. Но Карзай еще на посту президента пытался договориться с «Талибаном».

ЕРА
Талибы захватили американскую технику, брошенную правительственными войсками

В 2019 году в Москве прошла конференция, посвященная будущему Афганистана. В ней участвовали лидеры «Талибана», Карзай и другие оппозиционные политики.

Сейчас Карзай остался в Кабуле после захвата его талибами и бегства президента Гани. Так же поступил и Абдулла Абдулла, бывший соперником обоих президентов на трех выборах подряд.

Талибы вступили в переговоры с Карзаем и Абдуллой — в рамках обещания сформировать инклюзивное правительство с учетом интересов всех афганцев.

Карзай записал видеообращение на фоне своего дома. Окруженный дочерями, он обещал остаться в Кабуле и добиваться мирной передачи власти. А талибы опубликовали фотографии со встречи высокопоставленного талиба Анаса Хаккани, члена террористической «Сети Хаккани» (запрещена в России как террористическая организация), с Карзаем.

Однако вскоре телекомпания Си-Эн-Эн сообщила, что Карзай и Абдулла помещены под домашний арест в доме Абдуллы, а их охрана была разоружена.

Немедленно последовали опровержения. Но в последние 10 дней новых сообщений о судьбе бывшего президента не поступало.

Что происходит в Афганистане прямо сейчас, читайте в нашем сюжете «Афганистан».

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.   

Кто такие моджахеды?

Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская.

Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.

Между модернизмом и традиционализмом

Таким образом, опираясь на традиционные для региона правовые и богословские школы ислама и ища в них доводы для своих действий, талибы не могут быть вписаны в рамки не только салафитского джихадизма, но, по мнению некоторых исследователей, и собственно исламизма.

Так, антрополог Оливье Рой называет такие движения, как «Талибан», «неофундаменталистскими», чтобы отличить их от того, что можно рассматривать как другой набор исламских движений, часто называемых «исламистскими». Ограниченные, по его словам, «простым применением шариата» в вопросах ритуала, одежды и поведения, «неофундаменталистские» движения отличаются от исламистских партий прежде всего потому, что у первых нет ни систематической идеологии, ни глобальной политической повестки, в той или иной степени обращенной вовне. Более точный ярлык для них, возможно, — «исламские традиционалисты».

С другой стороны, у талибов присутствуют положения, выделяющие их среди существовавших в Афганистане традиционных исламских организаций и направлений. Речь идет, прежде всего, об отношении ДТ к распространенному в Афганистане суфизму. Талибан пытался минимизировать роль суфийских орденов в религиозных делах контролируемых им областей и как минимум не приветствовал сохранение связей своих членов с суфийскими тарикатами. Талибы также подвергли критике и запретили многие суфийские практики, которые трактовались как излишества. Но в то же время руководство ДТ не было настроено против суфизма как такового, прибегая к наследию суфийских шейхов в своих трудах и призыве.

Точно так же Талибан, изначально бывший в основе пуштунским движением, полностью отказался от использования пуштунвалай — пуштунского обычного права. Это способствовало маргинализации роли пуштунских племенных вождей и старейшин в делах движения и одновременно открыло двери для присоединения к ДТ представителей иных народов Афганистана.

Несмотря на наличие «модерновых» маркеров в методологии и доктринах Талибана, движение можно считать в основе традиционалистским, ориентированным на привлечение в свои ряды консервативных жителей Афганистана, живущих согласно установившимся в стране исламским традициям. Но, с другой стороны, нельзя игнорировать, что многие установки ДТ афганцам были изначально также чужды, просто это все было лучше замаскировано и было более созвучно местной динамике [], чем, например, то, что пыталось внедрить правительство в Кабуле. Поэтому будет также верным охарактеризовать ДТ как «гибридное» движение. То есть для Талибан открыты пути как в сторону исламизма (при этом не обязательно радикального), так и закрепления традиционализма в его идеологии.

Андрей Кортунов: Уроки двух интервенций. Почему Россия преуспела в Сирии, а США провалились в Афганистане

Шахид

Это слово чаще всего употребляется в значении «пояс шахида», вследствие чего возникает ошибочное мнение, что шахид – это просто террорист.

На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.

Вообще, в христианской понимании, шахид – это «мученик». Весь контекст испортили именно исламские террористы, которые приравняли себя к мученикам. Хотя многие священнослужители не считают террористов-смертников – шахидами. Истинное значение этого слова более положительное.

Шариат в обмен на еду и кров

Тогда и зародился «Талибан» (прим ред: деятельность организации запрещена в России). Идейным лидером нового движения выступил мулла Мохаммед Омар. Впоследствии США пообещают 10 миллионов долларов за информацию о его местонахождении. А пока мулла собирает вокруг себя бывших воспитанников религиозных школ, зная, что они крайне восприимчивы к идеям тотальной исламизации. Для пущей убедительности Мохаммед пересказывает своим ученикам сны-откровения, в которых ему явлена воля о переходе власти к талибам. Слушатели свято ему верят.

Но на одной идеологии далеко не уедешь, и Мохаммед Омар вводит жесткую иерархию. Вокруг лидера — высший совет и до десяти консультантов, внизу — полевые командиры и многочисленные отряды, в которых царит железная дисциплина. К новому движению примыкает часть моджахедов.


Члены Талибана. (newskaz.ru)

Талибы вербуют сторонников среди пуштунов — самой крупной народности Афганистана. Последние очень даже не против, ведь талибы говорят на понятном им языке традиций. Во-первых, у пуштунов издревле существовало понятие кровной мести. Практиковался и обычай «хамсайа», что означает покровительство в обмен на некоторые услуги (например, земля в обмен на исполнение воинской повинности). Талибы не только обещают пуштунам защиту, но и хорошо платят бойцам. Эти деньги поступают из Пакистана. Сосед давно мечтает усилить свое влияние в регионе, и приход к власти в Афганистане дружественной группировки пришелся бы очень кстати.

Большинство афганцев не задумывались о том, чем обернется для них правление талибов. Их волновал насущный вопрос: как обеспечить свою семью кровом и пищей. Более того, со сменой правительства они связывали смелые надежды на экономическое возрождение страны и прекращение изнурительной гражданской войны. Порядком надоела афганцам коррупция, которая достигла в начале 90-х ужасающих масштабов.

Моджахеды были увлечены борьбой друг с другом, и для талибов настал «звездный час». В 1994-м они напали на нескольких моджахедов и казнили их за изнасилование молодых девушек. В народе акцию встретили с пониманием.

С этого времени начинается победное шествие талибов по стране — настолько стремительное, что в это невозможно поверить. За «Царство Аллаха на Земле» сражались прекрасно подготовленные бойцы. Вот талибы захватили Герат, затем провинцию Гильменд, и, наконец, Кабул (1996). Под их контролем оказалась почти вся страна. Не желали признавать новый порядок только северные территории, где традиционно жили национальные меньшинства. Огромное влияние талибы имели и на севере Пакистана.

С моджахедами и талибами

Карзай происходит из пуштунского союза племен дуррани, а именно из племени попалзай. Это племя играло важную роль в создании единого афганского государства. Его лидером был Ахмад-шах Дуррани, ставший первым шахом Дурранийской империи в 1747 году в Кандагаре.

AFP

Абдул Ахад, отец будущего президента, был приближенным последнего афганского короля Захир-шаха и вице-спикером парламента. Хамид Карзай сохранил симпатии к монархическим идеям и после прихода к власти вернул флаг королевства, провозгласив Захир-шаха «отцом нации».

После ввода советских войск в Афганистан семья Карзаев перебралась в пакистанский город Кветта и участвовала в сопротивлении. Хамид Карзай вступил в одну из моджахедских партий.

11:27 1 сентября, 2021

CNN: «Талибан» создаст в Афганистане систему управления, как в Иране — с верховным лидером

В боях он участия не принимал — был пресс-секретарем и переводчиком. Сыграло роль знание языков — отучившись в Индии, кроме пушту и дари он владел английским, французским, хинди и урду.

В 1992 году президент России Борис Ельцин остановил поставки оружия действовавшему тогда марксистскому режиму, и моджахеды захватили власть в Кабуле.

Президент Мохаммад Наджибулла спрятался на территории миссии ООН, где провел следующие четыре года до прихода талибов, которые убили его и повесили тело на светофоре у президентского дворца.

В правительстве моджахедов Хамид Карзай стал замминистра иностранных дел. Но между разными фракциями победивших начался открытый конфликт, и Карзаю пришлось покинуть столицу.

Приход к власти «Талибана» в 1996 году он наблюдал из отцовского дома в Пакистане. Карзай симпатизировал новым хозяевам страны — и даже был одним из кандидатов на пост неформального посла талибов при ООН.

В

  • Ваджиб — нечто обязательное к исполнению, будь то действие, произнесение и прочее. В переводе с араб. — «долг». Такое обязательное действие предписано шариатом. Является синонимом термина «фард» или близок к нему по смыслу.
  • Вали — собирательное название праведников, приближенных к Аллаху, усердствующих в своих молитвах, проявляющих усердие в своих поминаниях Господа и прочих видах поклонения Богу. В дословном переводе — «святой» или «покровитель». Также вали называют опекуна невесты при замужестве.
  • Васвас — отвлекающие от поклонения Всевышнему и подталкивающие верующего к совершению греха наущения шайтана.
  • Василя — в раю самое прекрасное и высокое место, куда попасть удостоится только Пророк Мухаммад ﷺ, также само стремление приблизиться к Аллаху, заслужив его удовольствие.
  • Вахй — с араб. — «откровение», божественное откровение, то есть тот сокровенный способ, с помощью которого Всевышний передает свои сообщения пророкам либо непосредственно, либо через ангелов.
  • Витр — ночной заключительный намаз, который состоит из нечетного числа ракаатов и совершается после иша-намаза. Относится к необязательной категории намазов.
  • Вуду́ — неполное или малое омовение, при котором, в отличие от омовения гусль, омывается не все тело.

Моджахед

А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:

  • Моджахед
  • Джихаддист
  • Муджахедин
  • Душман
  • Басмач и т.д.

Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.

Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).

Чтобы было понятнее, можно сказать, что христианские Крестовые походы – это примерно то же самое, что и джихад. Соответственно, моджахед – это «крестоносец». Конечно, очень грубое сравнение, но некая аналогия прослеживается.

Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.

Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.

Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе).

Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).

Карикатура на Невест джихада

«Талибан» после свержения (2002-2014)

Укрепившись в северо-западной части Пакистана (на границе с Афганистаном), они фактически создали там в 2005 году «государство в государстве» — «Исламское государство Вазиристан», которое прекратило существование лишь в 2009 году после ряда крупных операций пакистанской армии. Затем, несмотря на присутствие контингентов США и НАТО в Афганистане, талибы вернули себе влияние в ряде районов страны.

В 2014 году, когда под контролем правительства в Кабуле находились все провинциальные и большинство уездных центров, началось постепенное сокращение численности коалиционных войск. К 2015 году военные подразделения всех стран — участников ISAF, кроме США, были выведены из страны. США в соответствии с соглашением с афганским правительством оставили контингент численностью 9,8 тыс. человек (впоследствии его численность была увеличена до 12 тыс.), в задачи которого входила подготовка афганских сил безопасности и проведение контртеррористических операций против боевиков «Аль-Каиды». С целью обучения сотрудников служб безопасности, полиции и армии Афганистана 1 января 2015 года в стране начала действовать небоевая миссия НАТО «Решительная поддержка».

Садр

Садр — верховный религиозный предводитель, начальник верховного духовного присутствия. В XVII веке существовали два главных садра: 1. «Садр-е хассе — ***» 2. «Садр-е’амме — ***», последний назывался также «Садр-ул-мамалик». Первоначально обе должности занимало одно и то же высшее духовное лицо. Впоследствии же назначались разные люди, из которых более широкими правами пользовался «Садр-е хассе», носивший титул «Садр-ул-судур — *** (Садр садров). Во всех вилайетах он назначал Шейх-уль-исламов, кази, мударрисов духовных школ, мутавалли и мустовфи мечетей, распоряжался всеми делами, связанными с духовными служителями. С XVII в. по XIX века в ханствах Средней Азии Садр или «Садр-ул-судур» — возглавлял верховное духовное присутствие «Диван-ал-Садорат» и присутствовал на заседаниях гражданского суда, возглавляемого Диванбеки. Решения, вынесенные Садрами, подлежали заверению со стороны, Диванбеки и после утверждения шахским указом рекомендовались к применению.

Десятилетие Карзая

Карзай руководил Афганистаном 13 лет. С конца 2001 года был исполняющий обязанности президента, в 2004-м победил на президентских выборах, а в 2009-м был переизбран на второй срок.

Афганистан при этом оставался раздробленной страной с сильными региональными лидерами, которые опирались на лояльные им этнические общины. Власть правительства Карзая была настолько ограниченной, что президента в шутку называли «мэром Кабула».

bbc.com
Корреспондент Би-би-си Лиз Дюсет первой сообщила Карзаю о том, что он возглавит страну

В результате десятилетий гражданской войны в провинциях доминировали полевые командиры, имевшие собственные ополчения. В 2001 году Вашингтон использовал их для разгрома талибов — и после общей победы был вынужден делить с ними власть.

Легендарные командиры вроде Абдула-Рашида Дустума, имя которого связывали с военными преступлениями, стали министрами в кабинете Карзая. В отличие от них Карзай был политиком, а не полевым командиром. Его силовой базой стали войска США и их партнеров по НАТО.

Параллельно с официальным правительством в Кабуле была собрана группа американских советников — «Команда реконструкции Афганистана». Эксперты называли ее теневым правительством.

Вашингтон хотел контролировать каждый шаг новой власти, а Карзай, переживший несколько покушений, подолгу не покидал пределы президентского дворца в Кабуле. Он был окружен американскими телохранителями из частной военной компании DynCorp.

В этом многие видели признак недоверия соотечественникам.

Иностранная помощь вскоре стала тяготить и самого Карзая, но отношения оставались рабочими, пока послом США служил друг Карзая — американец афганского происхождения Залмай Халилзад, который в 1980-х курировал связи Вашингтона с моджахедами.

14:00 4 сентября, 2021

Афганистан — страна воплей и крика, мог бы стать процветающим государством

Халилзад участвовал в подготовке новой конституции Афганистана и во многом определял американскую политику в стране. Журналисты называли его «вице-королем» и писали, что президент ужинал с послом по три раза в неделю.

В 2005 году Халилзад был назначен послом в Ираке. Его преемникам пришлось уже иметь дело с Карзаем, который, похоже, разочаровался в Америке и больше не доверял ее дипломатам.

Когда в том же году Карзай отправился в Вашингтон, он обещал договориться о контроле над действиями иностранных войск — после сообщений о том, что американские солдаты избили до смерти двух афганских заключенных. Однако на встрече с президентом Джорджем Бушем он — к недоумению даже своих соратников — подписал документ, подтверждающий свободу действий американских войск.

Взятия Кабула и аналогии

Собственно, с учетом того, что Талибан не является салафитским джихадистким движением, он не может (да и не собирается) становиться знаменем для этих сил в их борьбе. Тем не менее известны аналогии, когда подобные взятию талибами Кабула события запускали процессы преобразования (или брожения) в исламском мире в целом.

Конечно, на первый взгляд эпизоды, связанные с присутствием и уходом американцев из Афганистана, похожи на времена советской военной кампании в Афганистане (1979–1989 гг.). Именно Первая афганская война (1979–1992 гг.) стала основой для формирования мирового джихадистского движения. Однако вряд ли можно говорить, что уход США из Афганистана будет иметь подобные последствия.

В отличие от 1989 г. (или 1992 г., если брать крах просоветского режима в качестве конечной точки) сейчас успех полностью принадлежит одним талибам, нет никаких иностранных добровольцев, которые действовали бы в рядах ДТ и могли бы «разделить победу». Конечно «афганские арабы» (арабские добровольцы в рядах афганских моджахедов в 1979–1992 гг.) не сыграли какой-либо значительной роли в боевых операциях Первой афганской войны, но смогли, разъехавшись по своим странам, получить доступ к лекциям и мечетям, стать там героями для молодежи, запустив соответствующий дискурс. При этом толчком к формированию международного салафитского джихадисткого движения послужил не вывод советских войск из страны, а, наоборот, факт вхождения армии «мульхидов» (атеистов, безбожников) на исламские земли. Поэтому и нынешние аналогии с периодом вывода советских войск и крахом режима Наджибуллы будут, наверное, не совсем корректны.

Если же сравнивать взятие талибами Кабула с иранской революцией 1979 г., то здесь опять же отсутствует важный элемент. ДТ не призывает к выводу своей идеологии на глобальной уровень в отличие от Исламской республики Иран, которая пыталась начать экспорт революции []. Конечно, можно говорить, что, иранская революция пробудила, например, сирийских исламистов и сподвигла их на вооруженную борьбу, но прямых доказательств этому нет. Сирийские Братья-мусульмане (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) начали боевые действия против правительства еще до иранской революции, в 1976 г., хотя период их активизации и совпал с революционными событиями в Иране. Скорее, и иранская революция, и восстание сирийских Братьев-мусульман были звеньями одной цепи роста исламистских настроений на Ближнем Востоке.

Точно так же как сегодня в кругах различных групп и партий, выступавших с позиций умеренного ислама, ведутся дискуссии о том, не было ли ошибкой их стремление к демократии и использование ее институтов для прихода к власти. Собственно, речь идет о событиях как в Египте в 2013 г., так и в Тунисе уже в 2021 г., где исламисты были отстранены от власти. Их единомышленники, которые вместо депутатских мандатов держали в руках автоматы и винтовки, так или иначе смогли сохранить свое присутствие на игровой доске будь то в Ливии или Сирии. Поэтому не исключено, что вполне возможный новый виток «арабской весны» приведет к радикализации некоторых до того умеренных исламских движений — в плане их готовности вступить на путь вооруженной борьбы. И это станет результатом их самостоятельной конвергентной эволюции — без какого-либо влияния Талибана и его успехов на этот процесс.

Наконец, если сравнить эффект захвата власти талибами и террористические атаки 11 сентября, то не следует забывать, что эти атаки и привели американцев в Афганистан

Этот теракт, «пробудивший» многих джихадистов, имеет в качестве важного фактора именно элемент неожиданности, удара непосредственно по американской территории, его резонансность. Уход же американцев из Афганистана, начавшийся еще в 2014 г., не для кого не стал секретом, как практически никто, включая самих американцев, не давал правительству в Кабуле задела более чем шесть месяцев – максимум год на сохранение власти после вывода международных сил

Да и как такового прямого удара по самим американцам не вышло — только по проамериканскому правительству.

В конце концов, и сам Талибан не призывает кого бы то ни было продолжать «джихад» против Соединенных Штатов, а, наоборот, выступает за диалог и сотрудничество, ища признание со стороны Вашингтона — и этот аспект нельзя игнорировать. Именно из-за подобного подхода талибов уже фактически посчитали отступниками от идеи джихада — после начала переговоров с Соединенными Штатами в Дохе. И это ясная позиция многих лидеров джихадистов — и не только ИГ, но и таких как А.М. аль-Макдиси.

Наталья Замараева: Исламский эмират Афганистан — курс на легитимацию власти

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: