В чем перспективный американский дрон general atomics уступает российским бла

Неприлично дорогой самолёт

Впервые Пентагон рассказал о проекте B-21 Raider в феврале 2016 года. В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что Пентагон возлагает большие надежды на Raider. Эксперт предполагает, что самолёт будет изготовлен из новых композитных материалов, получит более совершенное ракетное вооружение и бортовое оборудование.

«Информации о B-21 очень немного, но то, что есть в открытом доступе, позволяет сделать вывод, что машина будет обладать дозвуковой скоростью, получит более современные системы и агрегаты. Возможно, будут несколько изменены геометрия крыла, задней кромки, форма кабины, появится ряд других конструктивных новшеств», — рассуждает Корнев.

  • B-2 на аэродроме завода Northrop Grumman в Палмдейле (Калифорния)
  • AFP

По неподтверждённой информации из американских СМИ, Northrop Grumman собирается уменьшить самолёт по сравнению в B-2 (размах крыла B-2 — 52 м, длина планера — 20,9 м), но сохранить максимальную взлётную массу машины (около 170 т) и показатель боевой нагрузки (до 27 т).

По данным американского издания Military.com, Raider создаётся с целью исправления недостатков предшественника.

Первоначально B-2 разрабатывался на замену всего парка B-52 и сверхзвукового B-1 Lancer. В общей сложности планировалось выпустить около 130 машин. Однако на вооружение ВВС США поступил только 21 самолёт. Последний образец покинул сборочный цех в 2000 году.

Причина закрытия серийного производства B-2 заключалась в чрезмерной дороговизне программы. В Пентагоне рассчитывали, что стоимость машины составит около $500 млн. Но в результате многочисленных изменений, внесённых в опытный образец, опытно-конструкторские работы и испытания Spirit затянулись, а цена выросла вдвое — к концу 1990-х годов стоимость одного бомбардировщика перевалила за $1 млрд.

Ещё один недостаток самолёта — чрезмерная прихотливость в обслуживании. B-2 могут находиться только в специальных индивидуальных ангарах, оборудованных кондиционерами. Длительное пребывание на солнце негативно воздействует на радиопоглощающее покрытие и часть аппаратуры.

  • Бомбардировщик B-2, Палмдейл, штат Калифорния, 17 июля 2014 года
  • AFP

В декабре 2018 года был опубликован доклад управления конгресса США по бюджету, в котором говорилось о неизбежности увеличения расходов на эксплуатацию американского боевого авиапарка. Среди машин, на которые придётся повысить бюджетные затраты, назывался B-2.

Кроме того, в 2000-е годы инженеры ВВС и специалисты Northrop Grumman выявили в B-2 ряд серьёзных дефектов, влияющих на безопасность полёта. К примеру, на металлической панели, расположенной в хвостовой части самолёта, постоянно возникали трещины от раскалённой реактивной струи. Такая неполадка может привести к потере управляемости машины.

«Беспилотная революция» только начинается

Генерал резерва Офир Шахам, возглавляющий исследовательский отдел израильского министерства обороны, считает, что мир стоит сейчас перед настоящей «беспилотной революцией», которая полностью перевернет традиционные представления о роли и месте человека на войне и в повседневной жизни.

Идет настоящая «гонка дронов», в которой участвуют сегодня 76 стран. По мнению израильских экспертов, объем мирового рынка БПЛА, составлявший в 2009 году всего $5,1 млрд, уже в 2020 году вырос до $50 млрд.

Однако можно встретить и примерно такое мнение, которое высказал блогер nerhnerh:

…повторяется история с «самолётами-невидимками».

Сначала восторженная реклама, обещание скорого «прорыва во всём военном деле», а потом тихое умирание темы. Совсем недавно российский генерал, говоря о возможной реакции российских ВКС в Сирии на «неопознанные летающие объекты» поставил точку в вопросе о «самолётах-невидимках», кому интересно, послушайте и посмотрите первоисточник.

Так и с «дронами». Они создавались и имели преимущество только при строго определённых условиях, вне которых они, как и «самолёты-невидимки» есть обычные воздушные мишени.

Условия, при котором «дроны», «самолёты-невидимки» и прочая подобная техника имеют неоспоримые преимущества и позволяю решать реальные задачи всего одно: противник не должен обладать хотя бы элементарными средствами борьбы с ними, у противника не должно быть абсолютно ни каких средств противодействия .

Если речь и «самолётах-невидимках», то противник должен иметь только одночастотные узкополосные РЛС старых поколений, потому как только при применении таких РЛС существует такое понятие, как «снижение ЭПР», являющееся сутью получения этой самой «невидимости», а на самом деле — снижения заметности на определённых частотах. Как только появились широкополосные и многодиапазонные РЛС, «эффект невидимости» исчез, причём навсегда. Следует заметить, что появились подобные бортовые РЛС, наземные существуют давно…

Так и с беспилотниками-дронами. Они имеют «слабое звено» -радиоканалы связи и навигации. Подавление этих каналов превращает их в обычный тихоходный снаряд относительно небольшого радиуса действия.

Причем никто не собирается «вскрывать кодовые последовательности» системы управления, «подменять навигационные данные от спутников» и заниматься прочими киношными глупостями.

Тупая заградительная направленная помеха в максимально широком диапазоне частот и наш «дрон» лишается внешнего управления, от него невозможно получить информацию.

Всякие разговоры о «полете по программе», «искусственном интеллекте», «помехоустойчивом кодировании» и т. п. преждевременны, они превращают тему в разговор о»крылатых ракетах», но никак не о боевых беспилотных аппаратах.

Передатчики помех -штука относительно простая и не дорогая, но она работает по принципу «против лома нет приёма».

Вот поэтому все «успехи» израильской армии относятся только ко времени прошедшему и известному противнику, имеющему на вооружении самодельные ракеты…

Если кто не согласен, ответьте на вопрос: где и когда было реализовано «неоспоримое преимущество самолётов-невидимок»? Ответ простой: нигде и никогда. Так и с «дронами».

Но: надо сказать большое спасибо американским и израильским инженерам: своим трудом они на практике выявляют тупиковые направления в развитии военной и не только техники.

Вспоминаем опять «космические челноки», «самолёты-невидимки», теперь «дроны» -именно наличие безразмерного бабла позволяет им прийти весь путь от восторженной рекламы и ожиданий «революции в военном деле» до горьких разочарований и понятия РЕАЛЬНЫХ возможностей.

Таким образом они экономят много средств и времени другим, которые делают выводы и не повторяют их ошибок…

В отношении «дронов» такие выводы уже сделаны давно, как и в случае с «самолётами-невидимками» они прекрасны в «войне с папуасами»…

Чем же бомбить?

Так какие бомбы и ракеты для легких БПЛА можно ожидать в ближайшее время? Фирма Raytheon разрабатывает малые тактические боеприпасы STM (Small Tactical Munition) для легких беспилотников. На сегодня самая продвинутая бомба Pyros имеет вес 5,9 кг, длину 55 cм и специальный боевой элемент весом 2,3 кг, разлет осколков которого лимитирован, чтобы уменьшить потери среди мирных жителей. Фирма Lockheed-Martin работает над легкой управляемой бомбой Scorpion с ракетным двигателем. Бомба весит 15,8 кг, ее БЧ — около 8 кг. Длина бомбы — 0,54 м, диаметр — 100 мм. Крыло, которое имеет Scorpion, позволяет планировать дальность до 18,5 км. На бомбе на выбор можно устанавливать лазерную полуактивную ГСН, а также ГСН ИК- и миллиметрового РЛ-диапазона. Точность бомбы — 1 м, что позволяет «работать» по одиночным целям.

Невероятно легки и чрезвычайно опасны LMM (Thales). Ракета оснащена двухступенчатым твердотопливным двигателем, использует лазерное наведение, подрывается от лазерного неконтактного взрывателя. Ракета разрабатывается в четыре этапа и сейчас находится на втором. Ассоциация Армии США на своей выставке в октябре 2014 года демонстрировала БПЛА Shadow-200 с двумя ракетами LMM под крыльями.

Американское подразделение французской фирмы МВDА ведет разработку управляемой бомбы SABER (Small Air Bomb Extended Range) с крылом конструкции Diamond Back, хорошо адаптированную к возможностям легких БПЛА. Вес бомбы — 13,6 кг, без твердотопливного двигателя — 4,5. Боевая часть двойного действия: осколочно-фугасного и кумулятивного с формированием ударного ядра для поражения бронированных целей. Концепция бомбы SABER демонстрировалась в 2010 году на авиашоу в Фарнборо.

Viper Strike (Northrop Grumman). Бомба весом 18 кг имеет высокоэффективную килограммовую БЧ длиной около 1 м, размах крыла 0,9 м, калибр 140 мм, дальность сброса около 10 км. Использует инерциально-спутниковое наведение, а вблизи цели переходит на наведение от лазерной ГСН. В 2007 году GBU-44/B Viper Strike была впервые использована в боевых условиях. Бомбу сбросили с БПЛА MQ-5A Hunter. Она поразила двух диверсантов, минировавших дорогу.

Фирма Northrop Grumman разработала высокоточную управляемую бомбу Viper Strike и провела ряд ее успешных пусков с легких беспилотных вертолетов. Концерн Thales на базе своей легкой ракеты LMM (Lightwight Multirole Missile) разрабатывает управляемую бомбу FFLMM (Free Fall LMM) весом 6 кг. С ракеты LMM был снят двигатель, в боеприпасе размещен блок инерциально-спутниковой системы наведения, а система наведения по лазерному лучу «родной» ракеты была заменена на систему лазерного полуактивного наведения. Бомба может, как, впрочем, и ракета LMM, применяться с различных легких БПЛА, включая беспилотные вертолеты. Компания Textron Systems (США) по программе универсальных боеприпасов для легких БПЛА CSS (Common Smart Submunition) создала суббоеприпас весом 4 кг и размером с банку из-под кофе для поражения бронетехники сверху.

CSS (Textron Systems). В автономном полете боеприпас парашютирует, вращаясь наподобие кленового листа за счет выдвинутого в поток несимметричного крылышка, что позволяет миниатюрному ИК-сенсору сканировать поверхность земли, захватывая с высоты 100 м около одного гектара местности. После захвата цели боевая часть подрывается и образованное ударное ядро со скоростью 2,5 км/с поражает цель.

На дроны были возложены серьезные задачи

  • Разведка поля боя и наблюдение. Для выполнения этой задачи некоторые модификации дронов были оборудованы ТВ-камерой и системой связи, способной передавать непрерывный поток изображений. Это позволяло израильским командирам всех уровней иметь наглядное представление о реальной ситуации на поле боя и координировать совместные действия сухопутных войск и ВВС.
  • Выявление рабочих частот радиолокационных станций (РЛС) и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Беспилотники перехватывали и анализировали излучение РЛС противника и ретранслировали их на наземные станции или самолеты в воздухе.
  • Симуляторы РЧ-излучения, которые отражали излучение РЛС такой интенсивности, как будто это были ударные самолеты.
  • Целеуказание. Дроны были оборудованы лазерными и инфракрасными дальномерами-целеуказателями для подсветки целей, предназначенных для атаки ракетами с лазерным и инфракрасным наведением.
  • Ложные цели и установщики помех. Дроны «Шимшон» применялись в качестве ложных целей. Они вызывали на себя огонь сирийских ЗРК и тем самым отводили его от ударных самолетов. 9 июня были сброшены десятки таких ложных целей. На экране РЛС они создают отметку полноразмерного самолета.

Как только дрон обнаруживал батарею ЗРК и передавал ее изображение наземному командованию, в воздух поднимались еще два БПЛА: один — в качестве ложной цели, имитирующей атакующий самолет, чтобы заставить батарею ЗРК противника включиться на излучение, второй — оснащенный аппаратурой для перехвата излучения радиолокационной станции (РЛС) ЗРК.

Полученная информация о параметрах излучения обрабатывались бортовыми компьютерами самолетов ДРЛО E-2C Hawkeye, выдававших данные для наведения противорадиолокационных ракет по выявленным целям.

Уничтоженный антенный пост СНР-125.

За час до удара израильтяне начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150−200 км; за 12 минут — интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5−7 минут — активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника.

Затем началось тотальное уничтожение сирийских средств ПВО. Удары по сирийским позициям наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались шариковые и кассетные боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью инфракрасного и лазерного луча.

Израильские БПЛА: дрон Нermes180 оборудованый лазерным целеуказателем для подсветки целей, предназначенных для атаки ракетами с лазерным наведением.

Таким образом, за сутки ведения операции «Арцав» израильтяне уничтожили 19 сирийских зенитно-ракетных дивизионов.

Самолеты израильских ВВС, участвовавшие в воздушном сражении: Истребитель-бомбардировщик Phantom

Одновременно в небе Ливана разворачивалось крупнейшее воздушное сражение. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели бой по 120−200 самолетов. Сражение превратилось в настоящую бойню: израильтяне сбили в воздушных боях 7−11 июня около 90 самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22, не потеряв ни одного своего самолета.

Применение беспилотных аппаратов в ходе операции «Арцав» позволило решить целый комплекс задач всех видов разведки, радиоэлектронной борьбы, наведения на цели. Израильские командиры всех уровней получали в реальном времени информацию с поля боя. Впервые были отработаны вопросы тактики применения дронов и координации совместных действий дронов, сухопутных войск и ВВС.

Дроны-киллеры

В последнее время появилось много сообщений о так называемых летающих киллерах — ударных БПЛА, не только осуществляющих сбор информации, но и способных нести ракетное вооружение и наносить огневые удары.

Речь идет об использовании таких аппаратов израильской армией в ходе антитеррористических операций и во время войны в Ливане. Как утверждают палестинские источники, израильские беспилотники уже нанесли бесчисленное количество ударов.

Дрон стал символом точечных ликвидаций. Как пример, 2 октября 2004 года в ходе операции «Дни покаяния», по данным палестинских СМИ, с борта израильского беспилотника по группе боевиков «Исламского джихада» была выпущена ракета. Шесть боевиков погибли. Источники в израильских структурах безопасности отказались комментировать эту информацию.

26 марта 2009 года международные СМИ сообщили, что израильские дроны атаковали иранский конвой с вооружениями, предназначенными для ХАМАСа, за тысячи километров от израильских границ — на территории Судана. В ходе атаки были уничтожены 37 грузовиков с иранскими ракетами «Фаджар-3» и убиты 39 человек.

Впрочем, это всего лишь предположения: ЦАХАЛ никогда не комментирует сообщения о применении беспилотной техники при выполнении боевых операций. Даже когда речь идет о точечных ликвидациях в секторе Газы, и местные жители утверждают, что видели в воздухе БПЛА, пресс-служба ЦАХАЛа отказывается подтверждать, что для выполнения боевой задачи использовались беспилотники.

Израильские БПЛА: дрон Нunter

Более разговорчивы американские военные. Как сообщал журнал Airforce Times, американцы успешно применяли в Ираке израильские дроны «Хантер» для ликвидаций боевиков. 1 сентября 2007 года американские военные заметили двух боевиков, устанавливавших взрывное устройство. В их сторону направился «Хантер», сбросивший на террористов бомбу с лазерным наведением. В результате взрыва оба террориста были уничтожены. Полковник Дон Хайзельвуд, глава проекта БПЛА в армии США, сообщил изданию, что это был первый случай ликвидации террористов при помощи беспилотного самолета.

Вооруженные версии

Программный офис USAID BIG SAFARI 21 июня 2000 года приступил к разработке вариантов вооружения беспилотника. В итоге БПЛА получил усиленные крылья и пилоны для установки боеприпасов, а также лазерный целеуказатель. 16 февраля 2001 года RQ-1 провел первый запуск управляемой противотанковой ракеты AGM-114C Hellfire. Снаряд успешно поразил танкововую мишень. Позже в серии испытаний 21 февраля 2001 года, Хищник выпустил три ракеты Hellfire, попав в башню неподвижного танка всеми тремя ракетами. После февральских тестов перешли к более сложным испытаниям, симулирующим поражение движущихся целей с больших высот более продвинутой версией УР AGM-114K. В итоге модификацию приняли на вооружение, а «Хищники» получили новое обозначение MQ-1A. Поскольку этот БПЛА относительно тихий, а ракеты Hellfire сверхзвуковые, то он способен поразить цель ранее, чем она заметит его.

Ground station

CDL Systems, based in Calgary, Alberta, Canada, was contracted to develop the vehicle control system software. The ground control station (GCS) is a sheltered ruggedised portable system with a suite of vehicle control and C4I interface software. The ground control segment of the system has been developed by AAI using pre-existing and proven hardware and software components. The software was modified to meet the operational requirements of the TUAV programme.

The portable ground control station (PGCS), one of the units of the ground control system, is installed in a set of rugged transit cases.

The rugged transit cases are easily transported and allow the PGCS to be rapidly set up and torn down in the field. The ground data terminal (GDT), that includes transmit and receive units and an antenna system, is easily set up without tools.

The PGCS and GDT are used to control the launch of the air vehicle, operation of the payload, the reception and display of the downloaded data from the sensors on the airborne platform and for the recovery of the air vehicle.

The forward battle commanders can view the area under surveillance using a remote video terminal (RVT). The RVT displays the observed view on a flat-panel screen display in near-real time. AAI Corporation developed the airborne video surveillance (AVS) capability demonstrated on the Shadow TUAS, with the US DOD Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA).

The Global Unmanned Aerial Vehicles (UAV) Market 2011-2021

Shadow 200 UAV orders and deliveries

In March 2002, AAI received a contract valued at $22.3m to extend TUAS production, bringing the value of the TUAV programme to $135m. The contract covered the production of five additional Shadow systems. The first full-rate system was delivered to the US Army in September 2003. Shadow was deployed to Iraq in January 2004.

In the first quarter of 2004, the US Army ordered 33 Shadow systems with over 140 air vehicles and delivery of the longer-range RQ-7B was started by August 2004.

By June 2007, the US Army had ordered 74 Shadow 200 systems (including 296 air vehicles and 148 ground control systems) for system deliveries through January 2009 and 14 in April 2008, for deliveries though March 2010. The US Army placed a $358m contract with AAI for the upgrade of 45 RQ-7B Shadow TUASs in July 2012. Deliveries are expected to commence in late 2013.

Also in June 2007, it was announced that Shadow 200 would replace the Pioneer UAV in US Marine Corps service. Two systems were ordered for the USMC and entered service in November 2007.

By January 2010, the US Army, Army National Guard, Army Special Forces and Marine Corps had ordered a total of 116 Shadow 200 systems. Over 91 Shadow systems were delivered by January 2010.

In May 2010, Saab awarded a $31.4m contract to provide two Shadow 200 systems and associated services for the Swedish Armed Forces, while in July 2010, AAI Corporation received a $64m order from the Italian Army for four Shadow TUASs.

In August 2010, the Australian Defence Ministry approved a $175m contract for 18 RQ-7B Shadow 200 TUASs and support systems for Australian troops operating in Afghanistan. The first system was delivered in August 2011. The second Shadow TUAS was delivered in first half of 2012.

Textron received a $206m contract from the US Army to provide sustainment and logistics support for 117 Shadow systems deployed by the US and Australian forces, in January 2016.

«Жнец» поднимает больше, израильтянин — надёжнее

Свою мини-революцию боевых беспилотников США сотворили в начале нового тысячелетия. В 2001-м из ангаров General Atomics Aeronautical Systems в небеса взмыл первый прототип ударного MQ-9 Reaper («Жнец», — с англ.). За основу был взят многоцелевой дрон MQ-1 Predator, стоящий на вооружении США ещё с 1994 года.


Многоцелевой дрон MQ-1 Predator.

6 лет доводки, и с 2007-го «Жнец» массово «идёт на службу» в ВВС США и Великобритании.

Вашингтону настолько понравился этот беспилотник, что в августе 2008-го под него основали целую авиачасть — 174-е истребительное авиакрыло нацгвардии США. Восхищённый Пентагон анонсирует десятилетнюю программу развития БЛА, обещая выделить на неё заоблачную сумму — 770 млрд долларов.

Справка

MQ-9 Reaper оснащён турбовинтовой силовой установкой Honeywell TP331-10.

Но у Израиля в «колоде» припрятаны свои «козыри». Один из первых — повышенная надёжность. Авионика управления полётом ближневосточного дрона имеет тройное резервирование, система раскрытия шасси — двойное.

С октября 2018-го, стараясь не отстать от конкурента, американская General Atomics оснащает модификацию MQ-9 Reaper под литерой «B» системами защиты от поражения молнией и от обледенения. Но в Тель-Авиве нашли чем перебить: улучшенную модель IAI Eitan адаптируют для дозаправки в воздухе.

Справка

Им нужно новое оружие

Оказалось, что такого оружия попросту нет. Легко прикинуть, что даже самый тяжелый из легких БПЛА в весовой категории 170−200 кг типа БПЛА Shadow-200 при типичной грузоподъемности в 15−20% от своего взлетного веса в дополнение к обязательному бортовому оборудованию может поднять всего около 30−35 кг вооружения в суммарном исчислении при разном количестве его единиц в составе боекомплекта. Поднять даже один Hellfire уже не получится. Поэтому в нескольких странах, прежде всего в США, военно-промышленные концерны принялись активно работать над созданием сверхлегких боеприпасов.

Тактический беспилотник RQ-7 Shadow легкого класса (взлетная масса — 170 кг) изначально был построен для выполнения разведывательных задач, однако в настоящее время рассматривается как ударная платформа. В частности, он может нести сверхлегкие ракеты LMM.

Легкие вооруженные беспилотники хорошо вписываются в концепцию гибридных войн XXI века, предполагающую использование «групп из малых элементов». Группы (стаи) роботизированных легких беспилотных платформ, объединенных в сетевую структуру с самоорганизацией и самовосстановлением за счет замены вышедшего из строя участника, обеспечивают новое качество в проведении боевых операций, создавая конфигурации в виде «мегасенсора», «мегабоевой части», а еще в виде своеобразного летающего минного поля с задачами не только обнаружения и ведения РЭБ, но и активного нападения на противника. Кроме того, стая с помощью аппаратов, назначенных ею ретрансляторами, может увеличить дальность связи с командным пунктом и собственный радиус действия. «Мегасенсор» с функциями распределенной апертуры из бортовых сенсоров участников группы позволит получить более широкий охват пространства вокруг, что повысит уровень ситуационной осведомленности и обеспечит более точное управление полетом, решение задач прицеливания и пуска оружия.

«Мегабоевая часть» позволит более эффективно решать ударные задачи по выбранной цели для конкретного исполнителя из состава участников группы. Более того, стая в виде «мегабоевой части» может организовать объединенный залп своих АСП по одной цели, выступая в роли коллективного средства нанесения удара.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: