Оргкомитет конкурса «паруса» сообщает, что подача работ на конкурс продлевается до 30 мая включительно. желающие могут присылать свои работы, которые будут рассмотрены в установленном порядке. (далее…

«Выждали удобный момент»

Дмитрий Евстафьев назвал решение Рейгана разместить ракеты средней дальности закономерным. По его мнению, Запад не мог оставить без ответа усиление военного присутствия СССР вблизи собственных рубежей. В то же время присутствие «Першингов» и «Томагавков» в Западной Европе привело к смещению баланса сил уже в пользу НАТО.

  • Крылатая ракета «Томагавк»

«После появления «Першингов» мир вновь оказался на грани большой войны. Однако нужно понимать, что Западная Европа была в тот момент очень напугана. На желании союзников укрепить обороноспособность как раз и сыграл Рейган, а точнее — стратеги, которые за ним стояли», — пояснил Евстафьев.

Эксперт полагает, что обстановка конца 1970-х годов не требовала от СССР размещения «Пионеров» на западных границах. По его словам, в середине 1970-х годов Москва достигла с НАТО баланса сил, который был необходим для обеспечения безопасности.

При этом Евстафьев убеждён, что Москве не стоило подписывать ДРСМД, не оговорив с Вашингтоном сокращение «Томагавков» морского базирования и ограничение военной деятельности США в космосе. Эксперт считает, что сегодня Вашингтон пользуется такого рода пробелами в договоре 1987 года.

«Несмотря на то, что Москва в конце 1970-х годов явно перегнула палку, полный отказ от целого класса вооружений был не в её пользу. Баланс сил в итоге сместился в пользу США, и в наше время мы по-прежнему ощущаем негативные последствия этого договора. Но аннулировать ДРСМД тоже ни в коем случае нельзя, так как это приведёт к повторению сценария 1983 года», — резюмировал Евстафьев.

Отслеживание: Система управления наведением

Голландский техник по вооружению ВВС ремонтирует систему наведения на AIM-9 Sidewinder.

Основная цель системы управления наведением — сохранять инфракрасное изображение самолета противника примерно по центру, чтобы нос ракеты продолжал указывать на цель. Если инфракрасное изображение смещается от центра, система управления отправляет сигнал сервопривод, Сервопривод включает газогенератор, который подает газ под высоким давлением в пневматические поршни. Поршни соединены с коромыслами, которые перемещают плавники вперед и назад. Управляющий сигнал от системы управления направлением активирует электрические соленоиды, которые открывают и закрывают клапаны, ведущие к этим поршням, чтобы наклонять ребра из стороны в сторону.

Чтобы компенсировать собственное движение цели, система управления использует стратегию под названием пропорциональная навигация, Основная идея этого подхода состоит в том, чтобы перекомпенсировать коррекцию курса. Система управления оценивает, насколько далеко от центра находится цель, и регулирует угол ее полета. пропорциональнона основе множитель, Например, если бы множитель был равен 2, а ракета отклонялась от курса на 10 градусов, ракета сменила бы направление полета на 20 градусов. Затем, через одну десятую секунды, он пересмотрит курс и снова отрегулирует плавники.

Путем чрезмерной корректировки системы управления предвосхищает путь движущейся цели, почти так же, как квотербек бросает мяч прямо перед бегущим приемником, ожидая, где будет получатель, когда мяч действительно прибудет.

В следующем разделе мы узнаем, что будет дальше, когда ракета достигнет своей цели.

Артиллерия США замещает и дополняет авиационную поддержку

По взглядам командования армии США, дальнобойная артиллерия
США в современных условиях получает иное предназначение. На начальном этапе войны
её важнейшей задачей становится поражение инфраструктуры A2/AD зон, чтобы
пробить бреши для тактической авиации. Другими важными задачами будут поддержка
передовых частей, а также задержка развертывания противника.

Запретные зоны России на европейском ТВД

На европейском театре, чтобы избежать превентивного удара в
преддверии конфликта, наземная артиллерия может быть рассредоточена. В Азии
армейскую артиллерию вместе с морской 
пехотой предполагается разместить на островах архипелага и атаковать
китайские ракетные и зенитные части с рассредоточенных позиций.

Артиллерия США, где только возможно, должна применяться в
сочетании с дистанционным оружием воздушного и морского базирования, которое
ведет огонь с позиций вне вражеской досягаемости. Применение максимально
разнообразных, подлетающих с разных направлений средств поражения, как
считается, должно приводить к перегрузке оборонительных систем противника.
После достаточного ослабления военной инфраструктуры A2/AD зон появится возможность
применения авиации США или союзников в прифронтовой полосе и над вражеской
территорией.

Высокоточный огонь большой дальности

Артиллерия США модернизируется в рамках программы под общим
названием «Высокоточный огонь большой дальности» (Long-Range Precision Fires, LRPF). Генерал
Марк МИЛЛИ (Mark MILLEY), начальник
штаба армии США, среди различных военных программ модернизации отдает этому
проекту наивысший приоритет.

Генерал Mark MILLEY

Разрабатываемое в рамках программы высокоточное оружие
большой дальности по масштабу воздействия отнесено к трем оперативным категориям.

Системы тактического огня (Tactical Fires)

Предусматривается разработка 155 мм гаубицы с дальностью
стрельбы
до 70 (позднее 100) км. Согласно публикациям, такое удвоение дальности
стрельбы станет возможно, благодаря удлинению ствола орудия и появлению новых боеприпасов,
использующих реактивные принципы движения. При этом, реактивные выстрелы должны
развивать  гиперзвуковую скоростью.

По заявлению куратора программы LRPF бригадного генерала
Стива МАРИАНА (Steve MARIANAN),
тестирование предусматривается начать в течение «нескольких лет».

Системы оперативного огня (Operational Fires)

Намечена замена ракетного тактического комплекса ATACMS (дальность
300 км) на новую высокоточную ракетную систему PSM (Precision Strike Missile) с
дальностью пуска 499 км.

Перспективный комплекс PSM

Особо подчеркивается, что указанный верхний предел дальности
является осознанным сигналом США, которые желают сохранить договор о ракетах
средней и меньшей дальности (далее – ДРСМД) от 1987 г. Двустороннее американо-российское
соглашение запрещает производство и размещение баллистических ракет (с атомным
и обычным снаряжением) с радиусом действия от 500 до 5000 км. Вместе с тем, армия
США констатирует: с технической точки зрения новая высокоточная ракета могла бы
достичь большей дальности.

Новая ракета вдвое меньше, чем предыдущие, поэтому транспортные
платформы от HIMARS или
MLRS смогут
в два раза увеличить перевозимый боекомплект. Тестирование прототипов от компаний
«Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и «Райтеон» (Raytheon)
пройдет в 2019-2020 гг. Возможность оперативного использования первых образцов
ожидается с 2023 г. Достижение полной эксплуатационная готовность намечено на
2027 г.

Концепт-эскиз ракеты PSM

Предполагается, что установка PSM в первую очередь будет применяться для поражения стационарных наземных целей: центров развертывания противника, временных аэродромов и тыловых складов. Согласно заявлению генерала С.Мариана, позднее, благодаря доработке, ракета позволит поражать и подвижные наземные и морские цели. Последняя способность желательна, прежде всего, для миссий в богатых островами районах западной части Тихого океана. После оснащения суббоеприпасами возможности PSM обеспечат уничтожение боевых танков и самоходной артиллерии.

Стратегические системы (Strategic Fires)

Предназначение «стратегической» артиллерии –
уничтожение целей на дальности до 1800 км. Именно эта категория американской
артиллерии должна дать ключ к преодолению A2/AD зон
противника.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

Умное оружие

Sidewinder — ракета малого радиуса действия для воздушного боя.

Sidewinder AIM-9 (ракета воздушного перехвата 9) классифицируется как ракета класса «воздух-воздух» малой дальности. Проще говоря, его задача — запускать с воздушного судна и «убивать» вражеский самолет (повредить его до такой степени, что он упадет). Ракеты типа Sidewinder называются умное оружие потому что у них есть встроенные системы поиска, которые позволяют им сосредоточиться на цели.

Технология умного оружия действительно появилась в течение десятилетия после Второй мировой войны. Большинство ранних опытных образцов оружия было построено на основе радарной технологии, которая оказалась дорогой и проблематичной. Эти ракеты имели свои собственные радарные датчики, но, очевидно, не могли нести свои собственные радарные передатчики. Чтобы система наведения блокировалась на вражеском самолете, некоторые удаленные радиолокационные системы должны были «освещать» цель, отражая от нее радиолокационные лучи. В большинстве случаев это означало, что пилот должен был держать самолет в уязвимом положении после стрельбы, чтобы удерживать радарный замок противника до тех пор, пока ракета не сможет его обнаружить. Кроме того, радиолокационное оборудование в ракете было большим и дорогим, что создавало дорогостоящее громоздкое оружие. У большинства из этих ракет было около 90% отказов (девять выстрелов из 10 не попали в цель).

В следующем разделе мы увидим, как этот процент отказов был учтен при создании новой системы таргетинга.

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Комплекс ракетного оружия Club-K

Характеристики ракет, которые используются в комплексе «Калибр», позволяют не только гарантировано поражать наземные и морские цели, но они могут изменить саму тактику использования подобного оружия.

Впервые ракетный комплекс Club-K был продемонстрирован в 2009 году на Азиатской выставке вооружений, где произвел настоящий фурор. Дело тут вот в чем. Этот комплекс представляет собой самый обычный транспортный морской 40-футовый контейнер. В него помещены четыре ракеты 3М-14Э, 3М-54Э или 3М-54Э1. Отличить его от настоящего грузового контейнера практически невозможно.

Контейнер с ракетами можно установить на любой грузовик, железнодорожную платформу, судно. Более того, такой контейнер можно отправить к берегам любой страны и произвести ракетный пуск в непосредственной близости от цели. Никакая ПРО в этой ситуации не поможет, просто не хватит времени.

Отследить все контейнеры, которые курсируют в Мировом океане просто невозможно, их счет идет на сотни тысяч. Для любых средств технической разведки подобные ракетные комплексы незаметны. Угрозу может представлять любой гражданский корабль. Океаны всегда надежно защищали США от внешних врагов. Если же это оружие попадет в руки американских недоброжелателей, то океаны из защитного рубежа превратятся в угрозу.

Не стоит забывать, что крылатые ракеты представляют большую проблему для средств ПВО.

Комплекс Club-K стоит сравнительно недорого, всего 15 миллионов долларов, американских экспертов более всего беспокоит тот факт, что Россия предлагает это оружие всем странам, которые могут пострадать от политики США. Не имея возможности соперничать с американской военной мощью в открытую, эти страны могут использовать Club-K, как оружие возмездия. Для этого просто следует подвести контейнер с ракетами к американским берегам на расстояние ракетного залпа.

Эксперты Пентагона уже выразили мнение, что если бы такое вооружение было у Саддама Хусейна в 2003 году, то вторжение в Ирак вряд ли состоялось бы.

Комплексы уже купила Индия и Китай, проводятся переговоры с еще несколькими странами.

История создания

Первым истребителем четвертого поколения, который был принят на вооружение, стал американский F-15 Eagle. Это произошло в 1974 году. F-15 показал себя отличным воздушным бойцом, эта машина до сих пор находится в строю и имеет множество модификаций. Однако почти сразу после начала эксплуатации этот истребитель попал под огонь критики. Основными недостатками, на которые указывали эксперты и чиновники из Пентагона, стала излишняя сложность и дороговизна этого самолета.

Американским военным нужен был легкий, простой и дешевый фронтовой истребитель.

Одним из уроков, который был вынесен американцами из войны во Вьетнаме, состоял в том, что тяжелые истребители типа F-4 Phantom зачастую проигрывали в ближнем бою более легким и маневренным машинам вроде МиГ-19 и МиГ-21.

В американском военном ведомстве было принято решение заняться разработкой небольшого легкого истребителя с хорошей тяговооруженностью, который бы мог вести ближний маневренный бой в диапазоне скоростей М=0,8-1,6. Основной задачей для нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.

В 1972 году пять американских компаний представили предложения по данному проекту. С Northrop и General Dynamics американское военное ведомство заключило контракты на постройку опытных самолетов.

К тому времени компания General Dynamics была известным производителем авиационной техники. Исследования в области создания легкого и дешевого фронтового истребителя конструкторы компании начали еще в середине 60-х годов. После заключения контракта с военными эти работы были активизированы.

Был проведен огромный объем исследовательских работ по совершенствованию конструкции воздухозаборников и их расположения, также конструкторы компании трудились над совершенствованием систем управления истребителя на околозвуковых скоростях при больших перегрузках. Все эти наработки затем были использованы при создании «Боевого сокола».

Прототип нового истребителя, разрабатываемый General Dynamics, получил название YF-16, впервые он взлетел в 1974 году. А через год этот самолет был объявлен победителем конкурса, ему было присвоено обозначение F-16А. Впрочем, его конкурент также не был обижен: проект фирмы Northrop стал основой для создания палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet.

До 1978 года продолжались летные испытания F-16А, в середине этого года начинается серийное производство этих самолетов. До 1980 года было выпущено 650 машин. Кроме ВВС США F-16 заинтересовали и американских союзников, сначала европейских, а потом и государства Ближнего Востока. Первой 116 единиц F-16 закупила Бельгия, затем более сотни машин было куплено для ВВС Нидерландов. Очень быстро новой американской машиной заинтересовались Иран, Иордания и Израиль.

На сегодняшний день истребитель F-16 Fighting Falcon – самый массовый боевой самолет в мире, его приняли на вооружение в 25 странах, в большей части из них эта машина является основой истребительной авиации.

В 1993 году General Dynamics была поглощена одним из флагманов американской авиационно-космической отрасли, компанией Lockheed Martin.

На середину 2014 года было выпущено 4540 единиц самолета F-16 разных модификаций, из них 2231 штук было закуплено военным ведомством США, а остальные пошли на экспорт. Наибольшее число этих истребителей находится на вооружении ВВС Турции, чуть меньше – ВВС Израиля, на третьем месте находится Египет.

Стоимость одного самолета составляет от 34 до 50 млн долларов. F-16 выпускается по лицензии в нескольких странах.

Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)


Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов «земля—воздух» и «воздух—воздух», стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу «пустил—забыл», в т.ч. с многоканальным обстрелом.

Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям — до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон — до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета — носителя.

Ракета Р-77 (см.


) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло — редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете «Точка», дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.

Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа . На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.

Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты стержневая с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.

Послевоенная история


Копия рубки С-13 в Нижегородском кремле


Копия рубки и части корпуса создана в Музее военной техники УГМК

  • 7 сентября 1954 года «С-13» выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию.
  • 6 октября 1954 года «С-13» переклассифицирована в кабинет боевой подготовки и переименована в «КБП-38». Прошла соответствующее переоборудование.
  • 23 марта 1956 года «С-13» переведена в группу плавсредств Научно-исследовательского института № 11 ВМФ.
  • 17 декабря 1956 года «С-13» исключена из списков плавсредств ВМФ.
  • 31 мая 1957 года «С-13» расформирована и впоследствии разобрана.
  • В Центральном музее Вооруженных Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
  • Копия рубки ПЛ «С-13» установлена на территории Нижегородского Кремля.
  • Летом 2020 года копия рубки и части корпуса установлена в экспозиции Музея военной техники УГМК.

Навигация в полете

«Военный энциклопедический словарь» дает такое общее определение крылатой ракеты: «Управляемая ракета с несущими поверхностями (крылом), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. На крылатых ракетах используются ракетные (жидкостные, твердотопливные) и воздушно-реактивные (прямоточные, турбореактивные, пульсирующие) двигатели». Нетрудно заметить, что под такое определение попадают ракеты самых разных классов и дальностей. Однако в печати и в обиходе «крылатыми ракетами» обычно называют ракеты большой дальности, причем выполненные по самолетной схеме (с одним крылом), предназначенные для поражения особенно важных целей в глубине обороны или территории противника. Интерес к крылатым ракетам (КР) большой дальности тем более широк, что две сверхдержавы, США и СССР, хотя и по разным причинам, сделали их «национальным оружием».

«Управляемое» оружие, конечно, имеет в своем составе систему наведения. Уже в первом поколении КР можно встретить различные системы всех основных направлений — автономные, телеуправления, самонаведения, комбинированные.

Автономная система обеспечивает полет ракеты по заранее заданной (программной) траектории с помощью приборов, расположенных на ее борту. Из различных вариантов (автопилотирование, астро-и радионавигация, инерциальные системы) наибольшее распространение получили последние, став практически обязательным элементом в ракетах большой дальности. Инерциальная система основана на выдерживании программной траектории с помощью гиростабилизированной платформы, задающей собственную систему координат на ракете, и акселерометров, измеряющих ускорения ракеты относительно координатных осей. В астронавигационных системах, вызывавших одно время широкий интерес разработчиков крылатых ракет, привязка траектории производилась по двум ярким звездам. Астронавигация сочеталась с автопилотом или инерциальной системой.

Телеуправление предполагает наличие внешней аппаратуры управления, измеряющей координаты цели и ракеты и вырабатывающей необходимые управляющие команды. Применялись системы с передачей команд по радио, с автоматическим наведением по лучу радиолокатора, телевизионные (изображение с ракеты передавалось оператору).

Самонаведение используется на конечном участке траектории и обеспечивается головкой самонаведения ракеты. Последняя работает либо за счет контраста самой цели с окружающим фоном в радио-, инфракрасном, оптическом диапазонах (пассивное самонаведение), либо использует отраженное целью излучение от устройства подсветки, установленного на самой ракете (активное самонаведение) или отдельно (полуактивное).

Боевое применение

Впервые авиамашина в составе армии Израиля сражалась в воздушных боях в Ливане в 1981г. F-16 уничтожили около 33–45 самолетов Сирии, закупленных в СССР (МиГ-23, Су-22). Сирийцы подбили около 6 самолётов марки F-16. Израильская армия использовала F-16 для боевых атак в Ираке, Тунисе, Сирии, Секторе Газа. В 2021 г. израильские авиамашины использовались в Сирии, а одна машина была подбита.

ВВС Иордании использовали авиамашины F-16 в 2014-2016 годах в войне в Сирии и во внутреннем конфликте в Йемене. В 2015 г. Ирак использовал истребитель для атак по базам ИГИЛ. Истребитель использовали для совершения боевых вылетов армия Венесуэлы и Марокко. В 1980–1988 гг. предоставленные Пакистану американские авиамашины сражались в Афганистане.

США использовали F-16 в конце минувшего века в сражениях в Персидском заливе. Почти 5 лет в начале 2000-х американские авиамашины вели бои в Ираке. Турция эксплуатировала лёгкие F-16 в местных конфликтах и в войне в Сирии.

Габаpиты самолета

, м pазмах кpыльев……………………… 9,45 длинна…………………………….. 14,52 высота…………………………….. 5,01 Двигатели: ТРДДФ F-100-PW-229 или F-110-GE-129, кгс……………… 13 155

Предназначен для завоевания превосходства в воздухе, нанесения ударов по наземным целям и разведки. Работы по созданию самолета велись с конца 1960-х гг. по 1975 г. Самолет F-16 стал объектом так называемого контракта столетия, победив в соперничестве с самолетами «Мираж», F-1E и «Вигген». Несколько государств членов НАТО выбрали самолет F-16 в качестве приемника самолета F-104G.

F-16 представляет собой моноплан классической схемы, со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на небольших углах атаки, уменьшить смачиваемость поверхности самолета и повысить объем внутренних топливных баков. Данная конструкция позволила получить высокие летно-технические характеристики в диапазоне 0,6-1,2М и на высотах до 7000 м. По скороподъемности и разгонным характеристикам F-16 превосходит другие самолеты этого класса и имеет в 1,5-2 раза меньший радиус разворота. Учебные бои F-16 с самолетом T-38, F-100, F-104 и F-105 показали его превосходство, а с F-15 — сходные характеристики.

Создано несколько модификации самолета F-16:

Бои с авианосцами

Тема противокорабельных ракет (ПКР) достойна отдельного разговора. Здесь же полезно просто вспомнить достоинства крылатой ракеты в борьбе с надводными целями. Носитель (надводный корабль или подводная лодка) может выбрать наиболее удобную позицию для атаки, первым нанести удар, оторваться от противника после решения боевой задачи. Ракета может «донести» до цели мощную боевую часть (обычную или ядерную), необходимую для поражения такой цели, как боевой корабль, а запас дальности позволяет ей совершать на траектории маневры по высоте и направлению. Неудивительно, что противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые на большую дальность с подводных лодок и надводных кораблей, стали «асимметричным» советским ответом американской стратегии использования авианосных ударных соединений.

Для этих целей служил, например, комплекс вооружения подводных лодок проектов 651 и 675 со сверхзвуковой ракетой П-6 (ОКБ-52 Челомея), принятой в 1964 году. Основной участок траектории ракета проходила на большой высоте, передавая радиолокационную информацию на пульт по радиоканалу, а после определения оператором цели выходила на малую высоту и наводилась на цель радиолокационной головкой самонаведения. Дальность пуска достигала 250—350 км.

На схожей основе работал и комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 (1962 год) с дальностью пуска до 300 км. Им вооружались надводные корабли, самоходные («Редут») и стационарные («Утес») наземные ракетные батареи. Следующим шагом стало создание в ОКБ-52 (впоследствии НПО «Машиностроение») комплекса «Аметист».

Но росли и общая сила авианосных группировок, и сила их ПВО. Преодоление этой ПВО могли облегчить большая скорость полета и средства радиоэлектронной борьбы. Это реализовали в комплексе «Базальт» (НПО «Машиностроение»), принятом в 1975 году, со сверхзвуковой ракетой П-500 дальности около 500 км. Комплекс ставился на ракетный крейсер проекта 1164. Программа управления предусматривала обход ракетой зоны корабельной ПВО, а на КР установили бортовую станцию активных помех, «сбивавших с толку» зенитные ракеты противника.

К середине 1970-х годов комплексы со сверхзвуковыми ракетами и загоризонтным их пуском вывели советский ВМФ на первое место по возможностям противокорабельной борьбы.

В 1972—1977 годах на подводные лодки проекта 670М и малые ракетные корабли проекта 1234 стали устанавливать комплекс «Малахит», в системе наведения которого — для повышения помехозащищенности и избирательности — сочетаются радиолокационный и тепловой каналы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: