Церковь покрова на нерли

Когда и зачем была построена церковь

Причин постройки церкви было несколько. Они прекрасно изложены Н.Н.Ворониным в упомянутом выше исследовании.

«Храм на устье Нерли, как рассказывает легенда, был торжественным монументом в память о победоносном походе владимирских полков в 1164 году на болгар, а ка­мень для его постройки якобы возили сюда в качестве своего рода контрибуции побежденные болгары.

В то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, за­платившему за эту победу жизнью.

Храм был посвящен новому празднику — Покрову Богородицы, установлен­ному владимирским князем и духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха. Этот праздник гово­рил об особом покровительстве «царицы небесной» «царям правоверным», владимирской династии и Владимир­ской земле».

Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский»

Здесь следует сделать небольшое пояснение. В августе 1164 года Андрей Боголюбский одержал победу в сражении с волжскими булгарами. Однако в ходе этой битвы был тяжело ранен сын Андрея Боголюбского Изяслав, который вскоре умер от ран. И построил князь храм, который стоял, словно поминальная свеча в память о безвременно ушедшем из жизни сыне.

Храм был возведен зодчими Андрея Боголюбского «единым летом», то есть за один строительный сезон в 1165 году, сразу же после похода на Волжскую Булгарию.  По летописным свидетельствам, на строительстве храма работала целая артель мастеров.

Кто, когда и как построил храм?

Насчёт истории строительства храма Покрова на Нерли было множество споров. Существует несколько версий относительно того, когда был построен храм.

Согласно первой версии, уникальное сооружение было возведено в 1165 году в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского. Если верить этой версии, то можно сказать, что Храм Покрова на Нерли является поминальным памятником, а само создание храма на Нерли было приурочено к похоронам сына князя. Но нельзя с уверенностью говорить, что эта версия является правдивой. Дело в том, что Изяслава, сына Боголюбского, не стало в сентябре 1165 года, то есть прошло совсем немного времени после похода великого князя. В те времена не было принято возводить каменные сооружения в осенний и зимний период.

храм Покрова на Нерли

Затем сложилось мнение, что храм Покрова на Нерли строился весь летний период 1166 года. Это объясняется тем, что Андрей Боголюбский после победы над булгарами привез не только трофеи, но и строительный материал. Но нашлись доказательства, которые опровергли данное мнение. Согласно специально проведённому анализу материала, из которого был построен храм (известняк), было установлено, что он был доставлен не из Волги. История храма на Нерли обросла загадками и мифами, которые трудно вывести на чистую воду. Прошло слишком много времени.

Однако существует и другое мнение по поводу строительства церкви. Данная версия гласит, что возведение храма произошло в 1158 году, то есть в то же время, что и строительство церкви в честь Божьей Матери. Известно, что церковь, воспевающая Рождество Пресвятой Богородицы, находится рядом с Боголюбским монастырем. В Первой новгородской летописи было сказано, что храм построили просто в честь Богоматери, однако о большом празднике не упоминалось ни слова.

Данные версии возникли не просто так, ведь у каждой из них имеется летописное подтверждение. Трудно сказать, какая из этих версий является верной. Насчёт этого однозначно не могут даже сказать научные исследователи.

Храм Покрова на Нерли с разных ракурсов

Несмотря на такие существенные противоречия, с уверенностью можно сказать, что храм стали считать первым освещенным в честь Покрова. Также мы можем смело сделать вывод, кто построил храм на Нерли? Именно Андрей Боголюбский стал инициатором того, чтобы эту дату навсегда закрепили в церковном календаре. Это является своеобразным напоминаем о чудесном событии, которое произошло несколько веков назад. Напомним, что, согласно летописи, когда происходила осада столицы Византии, Боголюбову явилась Богоматерь. В результате, противники сразу же разбежались. Существует немало интересных фактов и о строителях храма. Так кто же возвел легендарную церковь? Кто создал храм Покрова на Нерли?

  • Согласно одной версии, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал Боголюбскому каменщиков, которые и возвели церковь. Существует предположение, будто великий князь был активным участником крестовых походов под предводительством Барбароссы. И, возможно, именно с этого времени началась их дружба. Однако достаточно широкого распространения данная версия не получила. По мнению многих исследователей, личного знакомства между Боголюбским и Барбароссой так и не произошло. Возможно, они лишь вели активную переписку и общались через послов.
  • Другая версия указывает на то, что Храм был построен европейскими строителями. В Средневековье страны  Европы ощущали недостаток строительных артелей каменщиков. В поисках заказов они ездили по разным странам. Да и романский стиль храма прямо указывает на мастерство строителей из Европы.

Лев

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.

Грифон, несущий лань

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.

Документы, литература

  • Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
  • РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
  • Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
  • Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
  • Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
  • Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
  • Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
  • Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
  • Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
  • Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри,» Владимир, 1903, 35.
  • Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,» ВЕВ, 1910, № 23, 24.
  • Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
  • Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,» Памятники культуры, М., 1959, 192.
  • Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
  • Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
  • Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,» СА, 1966, № 1, 86, 89.
  • Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
  • Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
  • Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
  • Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,» КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
  • Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
  • Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,» Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
  • Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,» ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
  • Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
  • Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
  • Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).

Церковь Покрова на Нерли. История

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Фото: www.photorow.ru

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Паломничество к церкви

С 50-х годов 19 века в Церковь на Нерли началось настоящее паломничество туристов со всей России и зарубежных стран. Сегодня количество желающих побывать в Церкви Покрова на Нерли постоянно растет. Число посетителей за последний год превысило миллионную отметку.

Храмы Москвы, Ярослава и даже Нижнего Новгорода часто устраивают паломнические путешествия к святому месту. Почему в Церковь тянутся люди, несмотря на то, что по заливным лугам нужно прошагать 1,5 километра? Приоткрывается двери в храм. Вошедшие чувствует вековую прохладу. Божественная литургия подходит к концу.

До недавнего времени службы в Церкви не проводились Три года назад началось второе рождение храма. Покровский собор был передан мужскому монастырю, и в День Покрова святой Богородицы Храм был вновь освящен. Теперь по праздникам и в воскресные дни можно попасть на богослужение и пропеть величание образу Пресвятой Богородицы или сказать: «Христос Воскресе!».

Ответ отзовется многовековым эхом: «Воистину воскресе!». Проповедь батюшки оказывается созвучной мыслям. После окончания службы следует поставить свечки, подать записки и обратиться к Святой Богородице, чтобы она спасла от всех напастей и прикрыла своим Омофором.

Строительство Церкви Покрова на Нерли

Начало постройки

Строительство нового Храма было обусловлено историческими событиями – победой над неприятелем. Задуман был Храм как торжественный монумент сложной архитектуры. Свидетельском о том, что храм сооружался на Владимирской земле, является резьба по белому камню.

Именно так выполнены рельефы на стенах:

  • Для барельефа Библейского Давида использованы крупные камни, с особой тщательностью выбиты самые мелкие детали, как например складки на поддире царя, лента на груди. Царь Давид, играющий на гуслях, изображен рядом с различными животными. Скульптурные группировки заметны сразу.
  • 19 скульптурных рельефов женщин (считается, что первоначальное количество их было намного больше), причем волосы каждой заплетены в косы. Историки считают, что это сама Божья Матерь.
  • На каждом фасаде львы с кудрявыми гривами, грифоны, которые сжимают в когтях оленей. Каждое изображение несет какой-то символ. Лев – знак Андрея Боголюбского, изображение льва украшает герб Владимира. Грифон свидетельствует о том, что рядом Христос. Голуби связывают нас со святыми духами.

Современные исследователи подсчитали, что чтобы просто выровнять каменный блок мастеру нужно ударить тысячу раз по инструменту, чтобы произвести фигурную облицовку каменной глыбы нужно 3500 дней. Русским мастерам 12 века понадобился всего один год, чтобы возвести сооружение, которое не перестает и сегодня удивлять своей соразмерностью и красотой.

Возведение. Архитектура Церкви

Строительство шло поэтапно:

  • Под Церковь вырыт ленточный фундамент глубиной 1,5 м, который был заполнен каменными глыбами.
  • Заложено основание Храма, высотой свыше 3 м.
  • Основание с двух сторон обсыпано глиной, которая тщательно утрамбовывалась. Так образовался холм, высота которого превысила 5 метров. Чтобы отводить воду во время весеннего разлива, проложены желоба.
  • Здание облицовано белыми плитами
  • Венчала строение высокая башня, напоминающая шлем.

В постройке прослеживалась незримая вертикальная линия, которая уводила строение ввысь. Чтобы достичь этого эффекта неизвестный зодчий пошел наперекор всем тенденциям, которые в то время существовали в русской архитектуре.

Он:

  • вытянул план здания со стороны с запада на восток;
  • разделил стены пилястрами с колоннами, которые образуют вертикальные лучи, влекущие глаза ввысь; части, отличающиеся по ширине, кажутся легкими и высоким;
  • барельефы также имеют вытянутые формы, на широких частях стен они длинные, на узких – короткие.
  • усиливают эффект высоты узкие вытянутые окна, полукруглые вверху;
  • внутри здания прясла, стоящие у алтаря, более узкие, чем в западной части – человек, заходящий в храм охватывает его весь целиком, а не отдельно каждую стену
  • все внешние детали подчинены идее вертикального стремления ввысь: вертикальных деталей больше чем горизонтальных.

С 3-х сторон стены опоясывали открытые галереи — «гульбища», украшенные витым орнаментом. В юго-западной части аркаду сменяла стена, где проходила внутренняя лестница, по которой можно было выйти на хоры. Свет и тень играют на фасаде, кажется, что церковь, излучающая свет и тепло, наполнена радостной жизнеутверждающей силой.

Во время эпохи княжеских междоусобиц строение было повреждено. Восстановительные работы, проведенные не сразу, изменили внешний облик сооружения. Ремонтировать полуразрушенные галереи, как посчитали строители, не было смысла: их разрушили до основания.

Внутреннее оформление

Внутреннее помещение небольшое, но чтобы придать ощущение свободы, зодчие опускают хоры, освобождая пространство вверху. Арки между столбами узкие – создается иллюзия высоты. Убранство внутри предельно просто: нет богатых росписей на стенах, нет позолоченных иконостасов, покрытых позолотой.

Когда-то купол сверкал росписью. Взирал на посетителей с высоты небес Иисус Христос. Вокруг него летали архангелы и серафимы. Верующие застывали пред фресками на стенах. Пол был украшен разноцветной плиткой. Первая непрофессиональная реставрация Храма уничтожила великие творения, в том числе и белокаменные барельефы.

Наречение

Храм Покрова на Нерли, посвященный Богородице, находится в святом месте — там, где Богородица привиделась князю Андрею. Он нарек храм в ее честь и установил праздник Покровы Богоматери. Праздник, установленный князем, не был согласован с Киевским митрополитом, однако он стал быстро почитаем на Руси.

Любому русскому понятен его смысл: Божия Матерь пришла затем, чтобы оберегать русскую землю от всех напастей. В подтверждении этого на 3-х стенах был выполнен композиционный орнамент, который прославляет Богоматерь накануне праздника, устраиваемого в ее честь.

[List of illustrations]

  1. The Church of the Intercession on the Nerl. View from north-west
  2. North façade
  3. North façade. Upper part of the central and western sections
  4. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (eastern section)
  5. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (western section)
  6. North façade. Relief on left of central window: Lion
  7. North façade. Reliefs decorating surmounting arch of eastern section: Griffon attacking deer; female masks
  8. North façade. Female mask on left of central window
  9. East façade
  10. East façade. Detail from corbel table of central apse
  11. View of the church from south
  12. South façade. Details from decoration on central section
  13. West façade
  14. West façade. Portal
  15. West façade. Decoration on central section
  16. West façade. Detail from corbel table. Colonnettes with figured consoles (central section)
  17. Stone with part of a carving of a leopard (from annex — no longer extant — of the Church of the Intercession)
  18. Interior. South-western pier. Reliefs depicting lions at bases of vaults
  19. Interior. Lions at base of main vault
  20. Interior. View from west side

On the cover: Griffon attacking deer. Female masks. Detail from decoration on north façade

Мир / Европа / Россия / Церковь Покрова на Нерли, разлив рек Клязьма и Нерль

Идея снять знаменитый памятник древнерусской архитектуры, церковь Покрова на Нерли, возникла спонтанно. В новостях по радио я услышал о том, что под Рязанью ввели режим чрезвычайной ситуации: из-за небывалого паводка подтопило около 500 домов.

Церковь Покрова я уже снимал с воздуха в 2010 году. Опросил местных друзей о ситуации с паводком под Владимиром. Довольно оперативно мне прислали очень многообещающие фотографии — луг, через который в прошлый раз мы шли пешком, был залит водой до полотна железной дороги. Стало понятно, что выезжать на съемку нужно срочно, прямо сейчас, пока вода не начала спадать. Серьезной проблемой было отсутствие в нашем арсенале лодки. Друзья сказали, что нанять лодку на месте практически нереально. Все эти сложности я описал компаньону — Диме Моисеенко и спросил, готов ли он бросить все свои дела (девушек и фейсбук) и поехать под Владимир. Дима оказался готов как пионер. Вторым «пионером», готовым к авантюрам ради красивого кадра, стал Денис Синяков — штатный фотограф агентства Reuters.

Выезжать решили немедленно, в эту же ночь, чтобы быть на месте к рассвету. Нужно было срочно искать плавсредство. Купленную в интернете лодку Диме привезли домой за час до выезда — около полуночи. Через 3,5 часа борьбы с не очень хорошей дорогой и сном мы оказались около железнодорожной станции Боголюбово. В 4 утра на улице было темно и малолюдно. После нескольких попыток прочтения инструкции в свете тусклого фонаря и коллективного мозгового штурма мы, наконец, собрали лодку и, перетащив через железнодорожную насыпь, произвели ее торжественный спуск на воду. В спешке совершенно забыли про традицию с разбиванием бутылки с шампанским, которой у нас, впрочем, и не было.

Воды, как и обещали, было очень много. Из-за опустившегося на реку тумана складывалось ощущение, что мы стоим на берегу моря: до горизонта — только вода, противоположного края совершенно не видно. В тот момент, когда мы уже практически отправились в плавание, на берегу появилась группа фотографов. У них было много фототехники, штативы, но не было главного инструмента для съемки разлива — лодки. Фотографы посмотрели на воду, на нас и нашу лодку, повздыхали и побрели куда-то в туман по железнодорожной насыпи… Мы же, не мешкая, отчалили.

Я опущу подробности нашего славного плавания сначала через лес, потом по полям-лугам. Только скажу для полноты представления, что из всех трех участников съемки болотные сапоги были у одного лишь Дениса, а Дима, сев грести на весла, минут через десять признался, что делает это первый раз в жизни.

Итак, поплутав в тумане по протокам примерно час, мы увидели смутный силуэт церкви как раз к моменту рассвета. Солнце окрасило небо и воду такими нереальными красками, что мы чуть не забыли, зачем сюда приплыли.

Ребята схватились за фотоаппараты, я сел на весла и около получаса тишину нарушали только щелчки затворов. Фотографы настолько увлеклись, что лишь угроза нецелевого использования лодочных весел позволила мне все же оторвать Диму от видоискателя камеры и сосредоточиться на съемке воздушных сфер, которые вы теперь можете посмотреть в сегодняшнем туре…

Тест и фотосъемка Станислав Седов, Дмитрий Моисеенко

28.04.2012

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) у села Боголюбово — величайший памятник русской архитектуры. Входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Эта выдающаяся достопримечательность России построена на рукотворном холме в месте слияния рек Нерль и Клязьма. Разливам реки противостоит фундамент особой конструкции, уходящей на пять метров вглубь холма. Удивительно, что храм был возведен всего за год — в житии Андрея Боголюбского указано: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Из летописи следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на булгар и гибелью сына князя Андрея — княжича Изяслава.

До нашего времени храм уцелел чудом. В конце XVIII века игумен Боголюбского монастыря, к которому относилась церковь Покрова Богородицы, решил разобрать здание церкви — та была убыточна, а монастырю нужен был кирпич для строительства колокольни. К счастью, игумену не хватило денег, чтобы начать работы. К сожалению, не уцелели внутренние росписи храма — при обновлении в 1877 году они были полностью утрачены.

Цитата из блога «Журнал Другого»

Наречение храма

Наречение церкви в честь Покрова Богородицы — нехарактерное для того исторического периода явление. В византийской церковной культуре не было празднования Покрова, эту традицию, как принято считать, ввел князь Андрей Боголюбский. Первые письменные упоминания об этом празднике датируются 13 веком, нет ни одного источника, указывающего на отношение князя к популяризации этого библейского события. В церковных летописях домонгольского периода указано, что церковь на Нерли посвящена просто Богородице. Поэтому с высокой вероятностью наречение в честь Покрова храм получил веком позже.

Праздник Покрова — память о чуде, произошедшем в Константинополе в 10 веке. Когда город находился под осадой мусульман, его жители собрались в храме, чтобы воззвать о спасении. В храме находился юродивый, который заметил среди молящихся саму Богородицу. Она сняла с головы свой покров, накрыла прихожан. Это был символ заступничества. Город не сдался под натиском арабских кочевников.

Андрей Боголюбский с особым почтением относился к Богородице, практически все храмовые постройки периода его владычества посвящены ей. В значительной степени это было связано с произошедшим в его жизни чудесным событием. В военные походы князь непременно брал крест, иконы Богоматери и Спаса. Во время очередной битвы с булгарами эти иконы внезапно засияли, это оказалось предвестием победы княжеского войска.

Но храм на Нерли — первый в русской истории, носящий имя не самой Богородицы, а ее Покрова. Причем в течение двух столетий он оставался единственным храмовым строением, посвященным чудесному происшествию в Константинополе. Возведение Покровских церквей на Руси началось лишь в 14 веке.

Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?

Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.

Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: