Славянская архитектура

Последние статьи

  •   5 пород кошек, которые являются самыми нежными и любящими 20.12.2022, 23:37
  •   Хотели как лучше: 4 главных фиаско американских военных конструкторов 20.12.2022, 21:29
  • +1   Нестареющая классика: насколько хороша старая советская противотанковая пушка 2А45М 20.12.2022, 19:43
  • +1   Каким образом маленький буксир умудряется тащить здоровенный корабль 20.12.2022, 17:47
  •   «Десятка» самых надежных 10-летних автомобилей, любимых владельцами и экспертами 20.12.2022, 15:44
  •   Как в годы войны из десятков ППШ сделали «огненного ежа», и почему оружие не пошло в серию 20.12.2022, 14:00
  •   Свежая зелень – в конце: Когда нужно добавлять продукты в блюда, чтобы не испортить их вкус 20.12.2022, 12:08
  • +1   Манжарабад: звездная крепость «майсурского тигра» 20.12.2022, 10:41
  •   Нет, не винтаж: 6 вещей в квартире, которые давно пора выбросить 20.12.2022, 09:28
  • +1   «Рускеальский экспресс»: что интересного есть внутри роскошного ретро-поезда 19.12.2022, 21:48

Все статьи

Хозяйственно-производственные сооружения

Отдельно
стоящие постройки предназначались для хранения запасов продовольствия и
инвентаря, производства сельскохозяйственных продуктов. Это — амбары, бани,
риги и мельницы.

Амбары —
простейшие срубные постройки, где крестьяне хранили запасы зерна, рыбы, мяса,
охотничьи и рыболовные принадлежности, домашнюю утварь. Амбары подразделялись
на однокамерные, двухкамерные и реже трехкамерные и двухъярусные. К числу однокамерных
амбаров относятся простые четырехстенки, стоящие на земле или на ножках.

Если амбары в
Архангельской области ставились у домов или же группировались у въездов в
селение, то расположение амбаров в районе Карельской АССР, и в частности в
Заонежье, было совсем иным. Ввиду изобилия водных пространств — озер и рек,
служивших основными транспортными артериями между отдельными селениями, жители
для удобства погрузки и разгрузки сооружали амбары либо прямо на берегу, либо
над водой — одна сторона сруба упиралась в берег, а другая стояла на столбах
над водой…

Многообразие
вариантов архитектуры амбаров объяснялось не только мастерством плотников, но и
зависело от зажиточности его владельцев.

Бани на
территории русских поселений появились с давних времен и получили повсюду
широкое распространение. Архитектура и техническое устройство древних бань нам
неизвестны, но следует полагать, что эти бытовые постройки мало изменялись в
силу специфичности своего назначения.

Мельницы
являлись одним из древних и оригинальных произведений народной архитектуры.
Широкое распространение мельниц в Древней Руси подтверждается рядом
иконографических материалов XVII — XVIII веков (рисунки Мейерберга, изображения
на старых иконах). Ветряные мельницы в большом числе были распространены в XIX
— XX веках в Новгородской, Костромской, Владимирской областях.

Архитектура Киевской Руси — влияние Византии

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции древнерусского деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные по размерам и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Деревянные конструкции

Древнерусская архитектура поражает своей мощью и характером крепостей. Но при этом она довольно красива и величественна. В современной России это уже единственные сооружения, которые дают возможность почувствовать дух былых сражений с варварскими войсками. А путь архитектуры Киевской Руси был очень сложным и долгим, и начался он с простых деревянных изб.

Не все жители современных городов были внутри такой конструкции. Избы остались только в маленьких деревнях, что сегодня уже забыты или полностью заброшены. Но многие жители поселков продолжают строить дома в русском архитектурном стиле, сочетающем современные материалы с натуральным деревом.

Бревенчатые избы возводили из одного или двух срубов и двускатной крыши. Четыре бревна складывали прямоугольником, затем зодчие соединяли их врубками по углам, получая в результате венец. Тогда существовало 2 способа соединения: в чашу и лапу. Первый встречался только в очень старых домонгольских строениях, второй использовали позже — он более экономный, хоть и сложный. Венцы нужно было сложить друг на друга, так получался сруб. Для больших построек использовали несколько таких деталей.

С северной стороны деревянные избы украшали резьбой, фантастических существ изображали на ставнях, воротах, оконных наличниках. Строения в городах не отличались от деревенских домиков, иногда возводили двухэтажные здания. Каждая изба состояла из нескольких отделов или комнат:

  • подклет;
  • горница;
  • жилое помещение;
  • сени.

Подклетом назывался полуподвальный этаж, его использовали вместо кладовой или погреба. Горница — это основная комната, где проводили время все члены семейства и размещалась русская печь. В жилом помещении ставили кровати, оно служило спальней. Сенями называлась входная часть, сегодня это слово заменили французским «вестибюль».

Зодчество Московского княжества

Древние традиции дошли и до московских земель. До сегодняшнего дня полностью сохранился Звенигородский Успенский собор на Городке. Его особенность заключается в богатом декоре и изящных пропорциях. А росписью занимались известные художники Даниил Черный и Андрей Рублев.

Расцвет московского зодчества историки связывают с итальянцем Аристотелем Фиораванти. По его проекту был построен пятиглавый Успенский собор. Архитектор сумел придать зданию важный и торжественный вид благодаря сочетанию красного кирпича и белого камня.

В средневековье также строили ряд палат Кремля, знаменитой стала Гранатовая. Такое название ей дали благодаря отделке фасада. Его декорировали бриллиантовым рустом. Варианты такого декора встречаются в итальянских сооружения эпохи Возрождения.

Изменил облик зодчества Иван Грозный, который возобновил форму шатра, используемую во время деревянного строительства. Таким способом возвели церковь Вознесения в Коломенском. На нее потратили очень много средств из государственной казны, поэтому изящное сооружение по определению стало единственным в своем роде.

Но более известен Храм Василия Блаженного. Его построили во времена правления Ивана Грозного в память о взятии Казани. Проект разрабатывали двое зодчих — Постник Яковлев и Барма. После окончания строительства царь приказал ослепить их для того, чтобы они больше не смогли нигде воздвигнуть такой же прекрасный храм.

Со времен существования Древней Руси до нынешнего дня дошло много архитектурных памятников, но они остались лишь незначительной частью великолепия, которое строили в те годы.

Интерьер

Деревянное зодчество обуславливает особенности организации внутреннего пространства. Изначально древнерусские палаты предполагали наличие большой залы с центральной опорой (одной или несколькими), поддерживающей своды, и открытым пространством самой залы. Для современных интерьеров в неорусском стиле характерны низкие потолки, «лабиринт» небольших комнат (так лучше сохраняется и циркулирует тепло), узкие дверные проёмы и небольшие окна – опять же, с целью термоизоляции.

Дерево служит главным ориентиром. На виду оставлены конструктивные потолочные балки, бревенчатые стены, полы из массивной доски. Светлый, тёплый цвет натурального дерева создаёт ощущение уюта, в таком пространстве возникает чувство комфорта. Доказано, что в деревянных домах легче дышится.

История русской избы для детей

В далекие времена люди жили без электричества. Дома их были невысокими и сильно отличались от современных многоэтажек. Для строительства использовали природные материалы, которые можно было достать поблизости. В России, богатой лесами, это дерево. Из стволов деревьев заготавливали бревна и строили, а точнее рубили избу.

Изба (на древнерусском «истьба») означает «дом» или «отапливаемый жилой сруб».

Избы на Руси рубили еще в 10 веке. Инструментов для рубки использовали минимум – топор, скобель да долото. Пилой пользовались редко. Чтобы дом получился долговечным и крепким, поры дерева должны были остаться закрытыми. Пила же перерезала древесные волокна, отчего бревно легко пропитывалось влагой.

Интересно, что строили избу без единого гвоздя. Бревна соединялись между собой с помощью выдолбленных пазов. Они соединялись настолько прочно и плотно, что дома сохранялись столетиями.

7 интересных фактов

Кратко рассказать о русской избе детям лучше всего с помощью презентации и интересных фактов о ней.

Видео-презентация для детей:

Интересные факты из истории русской избы:

  1. В избах жили не просто семьями, а целыми родами, состоящими из нескольких поколений: прадедов, дедов, молодых и детишек. Говорили: «Вместе легче дом держать».
  2. До правления Петра I оконные стекла на Руси были большой редкостью. Роль стекла в крестьянских избах играл вымытый бычий пузырь. Знатные семьи могли себе позволить более дорогой материал – слюду.
  3. Строительство избы – ответственное задание. Построить ее надежной и крепкой мог не каждый мужчина. Существует такая пословица: «Каков строитель, такова и обитель».
  4. Место для русской избы выбиралось очень тщательно: хорошо освещенное, сухое, обычно на возвышении. Народ верил в приметы, поэтому никогда не строил дом там, где раньше находилась дорога или стояла баня. Считалось, что банный дух – существо недоброе, и может принести много бед.
  5. Строить избу начинали обычно в конце марта, а заканчивали через 3 месяца. Старались угадать так, чтобы строительство припало на Троицу – праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи. Говорили: «Без Троицы изба не строится».
  6. Снаружи и внутри русская изба богато украшалась резными элементами. Считалось, что особые узоры (ромбы, круги, завитки) защитят дом от нечистой силы и бед. Иногда оберегами служили вырезанные в досках русалки, гривастые львы-собаки, диковинные птицы. Особенно тщательно резьбой покрывали окна – «глаза» избы, и переднюю часть дома, которая выходила на улицу.
  7. Долгое время избы на Руси в большинстве своем были курные или черные. Они не имели каменного дымохода. Дым во время топки очага окуривал помещение. Выводился он через сени, окно или специальное отверстие в крыше сеней, которое называлось дымница. Над дымницей возводилась деревянная надстройка – «дымник». Из-за этого были нередки пожары.

Фасад

Дом-терем представляет собой просторную деревянную постройку, бревенчатый сруб. Его может окружать крытая галерея с высоким крыльцом, перекрытым навесом. Фасад украшает ряд окон, обязательно с фигурными наличниками. Богато декорируется также конёк крыши.

Узорочье резьбы иногда не отличишь от кружева, настолько тонкой бывает работа! Галерею, как правило, поддерживают приземистые, пузатые колонны, их также часто украшают балясинами. Помимо резьбы фасад может быть украшен изразцами – самым популярным элементом декора в 17 веке.

Особенно много подобных построек на русском Севере, где традиция деревянного зодчества была сильна испокон веков. Резное наследие Тотьмы и Вологды по праву считается одним из чудес света!

Традиционный внешний вид

Традиционно русская изба изготавливалась из бревен, уложенных друг на друга горизонтальными рядами. На углах бревна врубались друг в друга. Зазоры между бревен законопачивались мхом, шерстью, глиной. В отличие от европейских деревянных домов, в которых бревна располагались вертикально, русская изба хорошо держала утеплитель, и долго не рассыхалась.

Вокруг отапливаемой части избы делалась земляная насыпь – завалинка. Она помогала удерживать тепло. Со стороны, где не было окон, завалинка поднималась под самую крышу. Вообще вся изба немного вкапывалась в землю. Внутрь дома нужно было спускаться по ступенькам.

Стоит отметить, что в разные времена и в разных регионах России изба выглядела по-разному. Примеры с фото:

  • Костромская изба:

  • Вологодская изба:

  • Северная изба:

Крыша

Вместо слова «крыша» в те времена употребляли слово «кровля». Делалась она двускатной, симметричной, и была похожа на треугольник. Для покрытия использовали два слоя обтесанных бревен. Чтобы крыша не протекала, меж бревен укладывали кору березы (бересту) и ставили водотечники – бревна, выдолбленные изнутри. По ним стекала дождевая и талая вода.

На самой верхушке кровли красовался охлупень – толстое бревно с выдолбленным треугольником. Охлупень служил зажимом для бревенчатой кровли. Со стороны фасада его часто обрабатывали в виде коня, иногда птицы или оленьей головы.

Кровлю очень надежно скрепляли, чтобы она не разрушилась от сильного ветра или под тяжестью снега. По бокам бревна придерживались толстыми гнетами, а на обоих фронтах резными огнивами. Чтобы торцы не сгнивали, их прикрывали богато украшенными резьбой причелинами.

Полы

В первых самых примитивных избах полы представляли собой стоптанную смесь глины и земли. Позднее стали делать настил из деревянных досок. Доски мостили по брусьям или балкам (для второго этажа). Полы нежилых помещений часто состояли из кругляков – тонких длинных бревен, которые просто притесывали друг к другу.

Окна

В первых русских избах окна были невысокими, на высоту одного бревна. Назывались они волоковыми (от слова волочить). На ночь окна изнутри закрывали деревянными задвижками. Для этого задвижку волочили вбок либо сверху вниз.

Позднее появились красные, что означает красивые окна – косящатые. Концы бревен в оконном проеме стали обрабатывать скошенными, сужающимися к внутренней поверхности стены. На смену грубым деревянным щитам-задвижкам пришли красивые переплеты.

В послепетровскую эпоху окна русских изб стали украшать резными наличниками и ставнями, которые открывались нараспашку. Закрытые ставни означали, что дома все спят или никого нет.

Крыльцо

Еще у традиционной русской избы обязательно было крыльцо. В старину его называли крылец или крыльца. Владимир Даль указал, что образован термин от слова «крыло». Крылец находился у входной двери, и имел крышу. Подниматься на него нужно было по ступенькам. Иногда крылец тянулся с самой улицы и вдоль дворовой стены дома. Издали деревянная пристройка действительно напоминала крыло птицы. В богатых семьях крылец делали с резными колонами и площадками для отдыха.

Подклеть

Со временем русские избы стали делать с подклетью, или как ее еще называли, подызбицей. Это был целый небольшой этаж, отведенный под хранение запасов и содержание мелкого скота. Подклеть часто была полуподвальной, а вход в жилую избу располагался на уровне 1 м от земли. Таким образом входную дверь никогда не заметало снегом.

Крепость русских построек

Благодаря исключительному мастерству, таланту и изобретательности русских мастеров, нерушимо стоят до сих пор во всех уголках страны древние величественные храмы и монументальные оборонительные сооружения.

Своеобразные скоростные методы русский народ применял и в практике каменного фортификационного строительства. Менее чем в год были построены белокаменные стены Москвы.

С возведением русской пограничной крепости Ивангород, получившей в плане правильную квадратную форму, была положена основа первой в мире технология строительства боевых форпостов.

За основу планов русских крепостей XV-XVII столетий принимали правильные геометрические фигуры, что диктовалось стратегическими сооружениями. Такое начертание приобрели крепости Туровля, Суша, Козьян, Ситна, Сокол. Правильные геометрические формы получали и оборонительные ограды русских монастырей — Донского, Александровского.

Известные храмы Древней Руси

Собор Святой Софии в Киеве. Он был заложен в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым, но хорошо сохранился до наших дней. При строительстве собора использовались два вида живописи: мозаики (260 м2) и фрески (почти 3000 м2). В соборе Святой Софии захоронены Ярослав Мудрый, Всеволод. Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах, Вячеслав Владимирович.

Собор Святой Софии в Новгороде построен в честь новгородцев, помогавших Ярославу Мудрому сесть на престол. Собор возведен за семь лет из простого камня и кирпича, а его конструкция строго симметрична. На нем находится 6 глав, пять из которых расположены посередине, а шестая на юго-западной стороне.

Рисунок 1. Церковь Покрова на Нерли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Церковь Покрова на Нерли полностью построена из камня в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в честь погибшего сына. Конструкция состоит из четырех столп, трех апсид и крестообразного купола.

Дмитриевский собор во Владимире (построен в 1197 году) отличается своей техникой выполнения – белокаменной резьбой. Основой служит четыре столпа и три апсиды (типичные строения Византии). На стенах собора можно увидеть мифические изображения всадников, святых.

Десятинная церковь является первой конструкцией из камня, освящение которой было произведено в 996 году. Ее историю относят к крещению Руси, так как именно на том месте язычники столкнулись с христианами.

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Киево-Печерская лавра была построена в 1051 году на побережье Днепра, во времена правления Ярослава Мудрого. В самом начале это была простая пещера, но позже ее отделали камнем, и только в 1089 году освятили.

Мастера быстровозводимого строительства

В древние времена наиболее крупными и наиболее сложными общественными постройками были церкви. Их возведение требовало большого количества навыков и знаний. Однако, несмотря на сложность строительства церквей, летописи того времени пестрят известиями о сооружении большого количества деревянных церквей во всех уголках русской земли.

Строились церкви специальными артелями плотников. Обладая большими знаниями и строительным опытом, артели зачастую сооружали обетные церкви за 1-2 дня!

Вообще однодневное строительство на Руси, было делом обычным и не вызывало в то время какого-либо удивления. Деревянные постройки русские плотники умели возводить и более в короткие сроки. Летописи свидетельствуют, что уже в XII веке на Руси существовали определенные кадры церковных строителей.

Русские мастера проводили каменное строительство в течение одного года. Но и этот срок считался долгим. Большей частью русские каменщики начинали и заканчивали постройку в одно лето.

Выдающийся памятник расцвета владимиро-суздальского зодчества — церковь Покрова на реке Нерли была построена за один строительный сезон в 1165 году. В один летний период были построены в Московском кремле церкви Ивана Лествичника и Архангела Михаила.

Развитие рынка деревянного домостроения на Руси

Русские зодчие использовали приемы, которые мы можем сегодня назвать древней формой сборности и стандартизации строительства. Так, например, зимой 1551 года в районе Углича была осуществлена заготовка стандартных деталей крепостных стен, башен, церквей и других построек для целого деревянного города — крепости Свияжска.

Тщательно пронумерованные после пробной сборки, элементы свияжских сооружений были сплавлены на плотах по Волге и устью Свияги. Здесь, за 1000 с лишним километров от Углича, на расчищенной площадке в 150 гектаров, в намеченные сроки была осуществлена сборка свияжских укреплений и внутрикрепостных построек.

Сборность заранее заготовленных построек широко применялась и в русском быту. После пожаров на участках выгоревших районов Москвы быстро монтировались готовые дома, которые приобретались москвичами на городских рынках. Продажа готовых срубов деревянных домов и небольших церквей происходила у стен Белого города.

Эта стандартизация и сборность, а также применение своеобразных скоростных методов, были уже в XVI веке традиционными в отечественном строительстве.

Гениальные русские мастера заложили основы тех способов и методов строительства, которые в XVIII-XIX столетиях дали возможность быстро осуществлять застройку Петербурга и перепланировку многих городов России.

Крепостные сооружения

Строительство
крепостных сооружений относилось к одной из традиционнейших ветвей
древнерусского деревянного зодчества. Обычно они возводились вокруг поселений,
имевших оборонно-стратегическое значение для определенной территории.

Наряду со
строительством оборонительных крепостей многие крупные монастыри также
воздвигали прочные стены и башни, близкие по архитектуре и конструкции
крепостным постройкам.

В северной
части России почти не сохранилось деревянных крепостных сооружений. Исключением
может служить надвратная башня Николо-Карельского монастыря (XVIII век)
Приморского района Архангельской области, перевезенная в Государственный
историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское» в Москве.

Однако
изображения древнерусских крепостных сооружений — башен, стен — можно видеть на
рисунках художников — иностранцев XVII века (Олеария, Мейерберга,
Герберштейна). Несколько старых крепостей, представляющих собой главным образом
фрагментные остатки в виде башен и части стен, сохранилось в Сибири. Одним из
блестящих памятников крепостного строительства является Якутский острог (1683
год), построенный воеводой Иваном Преклонным. Не менее интересны и другие
остатки крепостного строительства в Сибири, , к которым относятся остроги
Климский, Братский и Бельский (XVII век).

В суровой
архитектуре деревянных крепостей отражались многовековые строительные традиции
восточных славян, создавших замечательные по красоте произведения крепостной
архитектуры, доведя при этом использование дерева до высокого совершенства.

Мастера мостостроения

Летописные упоминания о древнерусских мостах содержат упоминания не только о развитой технологии мощения улиц, но и строительстве мостов через реки и овраги. Плавучие и свайные мосты сооружались в древней Руси чуть-ли не с самых первых ее дней, наряду с уличными мостовыми и городскими постройками.

Некоторые мосты снабжены опорой в виде кряжей, наполненных землей и камнем. Пролеты между кряжами перекрывались бревнами. Плавучие или «живые» мосты состояли из бревен, которые связывались в плоты.

Русские плотники, в совершенстве владевшие топором, создавали сооружения прекрасного качества. Они использовали все свойства дерева, как основного строительного материала того времени, и применяли в мостостроении разнообразные деревянные конструкции.

О высоком уровне технической мысли древних русских мастеров и о вводимых ими новшествах свидетельствуют материалы раскопок в Выдубицком монастыре, построенном в IX веке киевским князем Всеволодом. Здесь киевский зодчий Петр Милонег, для предотвращения обвала подмытого водой берега Днепра и предохранения от разрушения стоящего на нем каменного собора возвел каменную подпорную стенку.

Русский народ в XI-XIII столетиях имел уже много ценных строительных традиций. Среди них была и традиция своеобразных скоростных методов строительства.

Последние статьи

  •   Главная алтайская дорога: почему Чуйский тракт строили так долго сегодня, 17:35
  •   Город «затонувшего крокодила»: удивительный город цивилизации Майя сегодня, 15:29
  •   13 самых бесполезных автомобильных опций, многие из которых мешают и раздражают сегодня, 14:21
  •   Как обустроить антресольный этаж и получить +1 комнату в жилище сегодня, 12:41
  •   6 способов приготовить мини-пиццу: рецепты, с которыми справится даже новичок сегодня, 10:44
  •   7 ошибок в планировании кухни, которые не воспринимают всерьез (а они стоят удобства) сегодня, 09:47
  • +1   5 пород кошек, которые являются самыми нежными и любящими 20.12.2022, 23:37
  • +1   Хотели как лучше: 4 главных фиаско американских военных конструкторов 20.12.2022, 21:29
  • +1   Нестареющая классика: насколько хороша старая советская противотанковая пушка 2А45М 20.12.2022, 19:43
  • +1   Каким образом маленький буксир умудряется тащить здоровенный корабль 20.12.2022, 17:47

Все статьи

Деревянное зодчество Древней Руси

Русь часто называют страной лесов, что было абсолютной правдой, ведь огромные территории нашей страны покрыты лесами и в наше время. Корни русского деревянного зодчества начинаются в глубокой древности. Строительство из деревянного сруба на Руси вышло на небывалые высоты, многие сооружения стали знамениты на весь мир (например, Кижский погост). Согласно легенде, 22-главая Церковь Преображения Господня была возведена только с помощью топора, без применения других инструментов, что в этом вымысел, а что нет, мы не знаем. Но несомненным фактом является то, что вплоть до 19 века русские мастера строили дома без использования гвоздей. Только способов соединения бревен было придумано более 50 типов: «в лапу», «в ус», «в чашу» и др.

Постепенно срубное (клетское) возведение домов развилось из однокамерного до трехкамерного жилища и других еще более сложных конструкций. К сожалению, в 18-19 столетиях в России началось подражание Европейским странам в строительстве и стали больше возводить каменных зданий, а в 20 веке строительство из дерева вообще пришло в упадок и свелось в сознании людей к баракам, гниению и пожарам. Данный стереотип влияет на возрождение деревянного строительства и в настоящее время.

Памятники деревянного зодчества

Деревянное архитектурное наследие Руси сегодня можно увидеть лишь в специально созданных и охраняемых законом местах. Здания, сооружения, элементы быта бережно охраняют от разрушения и забвения размещая их на территории заповедников, где можно познакомиться с историй архитектуры Руси , ее истоками.

Дерево представляет собой прекрасный строительный материал, но его недостаткам является низкая био- и огнестойкость. Этими факторами обусловлено то, что да наших дней дошли лишь отдельные, по счастливой случайности уцелевшие объекты:

  1. Ансамбль Кижи, располагается в Карелии. Это один из самых известных в мире памятников деревянного зодчества. Здание Преображенской церкви — одна из самых сложных конструкций ансамбля, она стоит на берегу Онежского озера уже более трех веков, являя собой пример гармонии архитектуры и природы;

    Рисунок 3. Преображенская Церковь. Остров Кижи. Карелия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Музей деревянного зодчества Малые Корелы располагается в Архангельской области. Здесь на территории в 140 гектар собраны уникальные памятники русской старины, к примеру церкви Вознесения Господня более 350 лет, а возраст одной из колоколен перевалил за 400. Внутри зданий воссозданы интерьеры из подлинных экспонатов;

  3. Музей Витославицы располагается в 4 километрах от Великого Новгорода, площадь музея под открытым небом в несколько раз меньше чем площадь музея в Малых Корелах, но здесь собраны уникальные экспонаты, возраст которых достигает 500 лет (например, Церковь Рождества Богородицы);

    Рисунок 4. Великий Новгород, деревня Витославлицы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  4. Музей под открытым небом в Суздале, здесь можно увидеть Преображенскую и Воскресенскую церкви, возведенные в 1756 и 1776 году, сооответственно;

  5. Уникальный храмовый комплекс, Почозерский погост, недавно открытый после долгой реставрации, расположен в Архангельской области.

    Рисунок 5. Почозерский храмовый комплекс

Заповедники создавались специально, в них свозили уцелевшие памятники, защищая их от дальнейшего разрушения. Постройки различных эпох, стилей собранные на одной территории позволяют окунуться в мир древнерусской архитектуры и побродить по улицам старых деревень и городов.

Знакомство с русской деревянной архитектурой позволяет лучше узнать историю народа, восхититься талантом мастеров и зодчих и красотой создаваемых ими храмов и церквей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: