5 летописцев

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями

Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Древнерусские летописцы

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Китай. Сыма Цянь

Независимо от римлян и греков китайцы писали свою историю. Лучшим примером их собственной литературно-исторической традиции является творчество Сыма Цяня, которого часто сравнивают с Геродотом. Сыма Цяня назначили на пост великого историка и астролога после смерти его отца, тоже занимавшего эту должность. Сыма Цянь был первым китайским историком, кто написал всемирную историю Китая и его соседей, которая называлась «Ши цзи» (Исторические записи). Как и Ливий, он начал писать историю с основателя цивилизации, легендарного Жёлтого императора. Это был китайский эквивалент Ромула. Сыма Цянь описал всё до своего времени. Но его проект почти провалился, когда в 99 году он встал на защиту побеждённого генерала. Император был на него сильно разгневан. Когда историку предложили выбор наказания, он предпочёл кастрацию вместо казни.

Дни памяти

Церковь установила день памяти святого Нестора Летописца — 27 октября по старому стилю и 9 ноября по новому. Также его поминают 28 сентября (11 октября) в день Собора Киево-Печерских святых, которые почивают в Ближних пещерах. Святые отцы сами построили себе кельи для молитв, своей праведной жизнью приобщали народ к христианству.

Старцы учили людей на своем примере:

  • миролюбию;
  • простоте;
  • ежедневному труду;
  • покаянию;
  • борьбе с искушениями;
  • чистоте духа.

Среди этих святых горит неугасимая свеча Нестора Летописца. Во дни памяти преподобного священники в праздничном облачении читают акафисты и каноны в храмах, совершают поклонение святым мощам с великой радостью, что их предшественниками были такие великие служители.

Как строился Рим

Перед тем как Рим стал «Вечным городом» его нужно было еще построить. Придание гласит, что Ромул, похоронив брата Рема на Авентинском холме, заложил на Палатине «ядро» нового города.

Местом расположения Рима стал левый берег реки Тибр, в долине вулканического происхождения между Апеннинами и морем. В результате извержения Альбанского вулкана (когда равнина Лация была еще под водой) образовались слои туфы, сперона (серого), пиперина (крапчатого) и лавы. Именно они стали основным стройматериалом при застройке Рима (лишь через много десятков лет их заменят на травертин — белый известняк из Тибура).

Система холмов образовалась, когда горная вода изрезала Лаций. Среди них выделился крутой и совершенно изолированный Палатин. Его окружали Авентин, Капитолин, Квиринал, Виминал, Циспий и Оппий (с единым названием Эсквилина), Целий. Долины между ними были с крутыми склонами, небольшие, и только на северо-западе выделились пологие Марсово и Фламиниево поля (Campus Martius и Campus Flaminius).

Надо сказать, что место для «цивитас» (римского полиса) было выбрано не особо удачно – застой воды в почве, наводнения и лихорадки у населения из-за этого. Однако были и плюсы – защита холмами, близость к морю, судоходность реки, соседство богатой и культурной Этрурии.

«Закладка» Рима проходила по обычаям этрусков. Посредине большого (огромного) круга была вырыта яма, в нее жители будущего мегаполиса бросили по горсти земли. По контуру круга была пропахана борозда — сакральная граница Рима (называлась Pomerium — «померий»).

Первоначально территория города охватывала только Палатин. Коллегия жрецов луперков (или «волчатников») регулярно оббегала вокруг священных границ города.

Укрепления Рима состояли из насыпанных вручную валов и обтесанных склонов холма. Жилищем для народа, царя, жрецов и местами святилищ были круглые строения – мазанки. В городе были две дороги, а чуть позднее — две улицы: новая и священная.

В дальнейшем Рим значительно расширил свою территорию, став городом на 7-ми холмах. С этого времени в религиозных обрядах семь гор становятся единым целым.

Хотя утверждать именно о семи холмах, как о территории Септимонтия (Рима) сложно. Так, римский юрист Антистий Лабеон свидетельствует, что:

  • Палатий и Цермал – это вершины одного холма – Палатинского;
  • Велия — возвышенность между Палатином и Эсквилином;
  • Фагутал-Карина – высотная местность (где сейчас раскинулась малоизвестная церковь San Pietro in Vincoli, в которой находятся на хранении цепи апостола Петра);
  • Оппий и Циспий — вершины Эсквилина;
  • Субура – не более чем склон холмов Оппия и Циспия.

Город «4-х кварталов» не был суцельным ни стратегически, ни топографически (тогда в него еще не вошли Авентин и Капитолий).

Укрепление города расширило его границы, которые теперь защищали Сервиева стена и 15-метровый земляной вал в месте, где Эсквилин в виде плато уходит в Кампанью.

Попасть в город можно было через 37 ворот, важнейшими из которых были:

  • porta Capena (с Аппиевой дорогой);
  • porta Esquilina (откуда тянулась via Tiburtina);
  • porta Collina (с дорогами Nomentana и Salaria);
  • porta Fontinalis (откуда выходила via Flaminia);
  • porta Trigemina (с двумя пролетами, и ведущей к морю дорогой via Ostiensis).

Мощные укрепления были необходимы царскому Риму, ведь он:

  • на окраинах был покрыт лесом;
  • не имел естественного акрополя (возвышения с «верхним» городом);
  • вел непрерывные войны;
  • не был густо заселен людьми.

Преобразования Рима происходили и далее – во время республики и империи, превратив город в один из красивейших центров Древнего мира.

Отец русского монашества

Второе житийное произведение преподобного Нестора посвящено жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря — преподобного Феодосия. Он пишет этот труд в 1080‑х годах, спустя всего несколько лет после кончины подвижника, в надежде на скорую канонизацию преподобного. Надежде этой, однако, не суждено было сбыться. Преподобного Феодосия канонизировали только в 1108 году.

Внутренний облик преподобного Феодосия Печерского имеет для нас особое значение. Как пишет Георгий Федотов, «в лице преподобного Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты». А Нестор Летописец был тем человеком, который сохранил для нас его неповторимый облик и создал на русской почве идеальный тип жизнеописания преподобного. Как пишет тот же Федотов, «труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. <…> Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости». Летописец не был свидетелем жизни и подвигов преподобного Феодосия. Тем не менее в основе его житийного рассказа — свидетельства очевидцев, которые он смог соединить в цельный, яркий и запоминающийся рассказ.

Конечно, для создания полноценного литературного жития необходима опора на развитую литературную традицию, которой еще не было на Руси. Поэтому преподобный Нестор многое заимствует из греческих источников, иногда делая длинные дословные выписки. Однако они практически не влияют на биографическую основу его рассказа.

Летописи и центры летописания в Древней Руси

Фото с сайта hostingkartinok

Летописи – это древнерусские писания, в них шло описание событий по годам, описывалась жизнь простых людей и княжеского двора, переписывались правовые документы, церковные тексты. В них охватывались разные периоды для описания. В некоторых описание шло от библейских событий, а в некоторых, начиная от заселения земель славянами. Описывается возникновение государства, принятие христианства. В них описывались все исторические события, произошедшие в Древней Руси. Каждый описанный в них период, конечно же, носит в себе элементы идеологии и пропаганды объединения, описания заслуг князей. Помимо исторических событий идет описание политики государства, уклада жизни славян.
В отличие от европейских летописей, которые написаны на латинском языке, старорусские летописи написаны на древнерусском языке. Что делало их доступными, так как в Древней Руси было много мужчин и женщин, обученных грамоте, а также было много очень образованных людей.

Противоречия в летописях

Дошедшие до нас летописи являются списками списков. Так, историки полагают, что Начальный свод игумена Иоанна, с которого списана «Повесть временных лет», в свою очередь был списком свода монаха Никона. Но у этого свода тоже был другой источник, неизвестно, насколько оригинальный.

Понятно, что при этих условиях факты, изложенные в летописях, не могут быть полностью достоверными. Часто они доходят до читателя в искаженном виде. Например, в «Повести временных лет» изложены две гипотезы происхождения Руси – норманнская и славянская. И установить, какая из них правильная невозможно. Поэтому разные авторы придерживаются разных гипотез по своему усмотрению.

Сомнению подвергается и беспристрастность авторов. Большинство современных исследователей полагает, что при написании летописей преследовались следующие цели:

  • борьба за власть;
  • образовательные и назидательные задачи;
  • описание правовых прецедентов;
  • публицистика в форме исторического сочинения.

Галл Аноним

Так принято называть автора «Хроники или деяний князей и правителей польских» — наиболее древней польской хроники. Датировка произведения доходит до 1113 года. Автор предпочел остаться анонимным — отсюда и прозвище, — и так бы и произошло, если бы в XVI веке польский историк Мартин Кромер не написал о «Деяниях»: «Галл написал эту историю, некий монах, по моему мнению, живший во время Болеслава III, что можно предположить из введения».

Галл Аноним. (wikipedia.org)

Что имел в виду Кромер? Галл — это имя или национальность? Так называли французов, поэтому однозначного ответа нет. Споры вокруг этого вопроса продолжаются до сих пор, однако в историю автор «Деяний» все же вошел как Галл Аноним.

Козьма Пражский

Козьму Пражского называют первым чешским хронистом. В своей «Чешской хронике» он изложил историю родных земель до первой четверти XII века — вероятно, Козьма работал над хроникой последние 5−6 лет жизни, скончался же он в 1125 году. Козьма в Праге был человеком уважаемым. Он родился в знатной семье, получил достойное образование, объездил половину Европы в составе свиты императора Священной Римской империи Генриха IV.

Козьма Пражский. (wikipedia.org)

Наиболее ценной историки считают третью книгу «Чешской хроники», ведь в ней Козьма описал современные ему события, а не переработал и без того искаженные сведения о древнейших временах. После смерти Козьмы его последователи продолжили летопись до XIII столетия.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Как писали историю в более давнее время, определить очень трудно: первые исторические сочинения дошли до нас лишь в составе более поздних сводов. Несколько поколений ученых, кропотливо изучая сводные летописи, все же сумели выделить самые древние записи.

Сначала они были очень краткими, в одну фразу. Если на протяжении года — «лета» — ничего существенного не произошло, летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», или: «В лето … бысть тишина».

Самые первые погодные записи относятся к IX в., ко времени княжения киевского князя Аскольда, и повествуют как о важных, так и о незначительных событиях:

«В лето 6372 убиен бысть от болгар Осколдов сын».

«В лето 6375 Осколд иде на печенеги и множество их изби».

К концу X в., к эпохе прославленного былинами князя Владимира Святославича, накопилось много записей и исторических сказаний, в том числе и былин. На основе их в Киеве был создан первый летописный свод, в который вошли погодные записи за полтора столетия и устные сказания, охватывавшие около пяти веков (начиная с легенды об основании Киева).

В XI—XII вв. историей занялись и в другом древнерусском центре — Новгороде Великом, где грамотность была широко распространена. Новгородские бояре стремились обособиться от власти киевского князя, поэтому летописцы Новгорода пытались оспорить историческое первенство Киева и доказать, что русская государственность зародилась не на юге, в Киеве, а на севере, в Новгороде.

Целое столетие продолжались споры между киевскими и новгородскими историками по разным поводам.

Из новгородских летописей последующего времени, XII—XIII вв., мы узнаём о жизни богатого, шумного города, политических бурях, народных восстаниях, пожарах и наводнениях.

Нестор Летописец

Известно о Несторе, как и о большинстве древнерусских монахов-летописцев, весьма немногое. Родился он, вероятно, около 1056 года, умер в 1114-м, был черноризцем Киево-Печерского монастыря. На Руси не принято было называть имя автора летописи, а уж тем более сообщать какие-либо сведения о нем — нескромно это для священнослужителя. Тем не менее из более поздних документов исследователи узнали, что над произведением, которое дошло до нас под названием «Повесть временных лет», Нестор все-таки работал.

Также он, судя по всему, является автором нескольких агиографий, в числе которых «Житие Феодосия Печерского». Мощи Нестора находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Никаких подлинных сведений о внешности Нестора нет, однако скульпторы и художники неизменно изображают его в облике сухого высокого старца с длинной седой бородой и заостренными чертами лица.

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Русские летописи
Название летописи Период описываемых событий Время создания самого раннего известного списка
Повесть временных лет От сотворения мира до начала XII века Начало XII века
Ипатьевская летопись От сотворения мира до конца XIII века XV век
Лаврентьевская летопись От сотворения мира до начала XIV века XIV век
Воскресенская летопись От родословной Рюриковичей до середины XVI века XVI век
Строгановская летопись

XVI век

XVII век

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» – это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор – первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Первая древнерусская летопись

Фото с сайта hostingkartinok

Древнейшая русская летопись называлась «Повесть временных лет»». Создана в 12 веке. Это последовательное хронологическое описание событий на территории Руси, место создания – город Киев. Было переделано неустановленное количество раз, но коренных изменений не вносили. Во всяком случае, официально считают такую версию правильной.
Содержит описания до 1137 года, но берет начало с 852 года. Состоит из большого числа статей разных по характеру. И в каждой идет описание конкретного года. Число статей совпадает с числом описанных лет. Как правило, каждый раздел начинается с фразы в форме: “В лето такое-то” и дальше описания, выдержки из важных документов или в виде сказаний идет описание. Название получило из-за фразы, что фигурирует в начале – “Повесть временных лет”.

Автор – монах Нестор – древнерусский летописец  , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.

Самый древний летописный свод,  указанной древнейшей русской летописи  , «Повесть временных лет», которому удалось дойти до наших дней, был переписан монахом Лаврентием и датируется XIV веком. Оригинал летописи, к сожалению, утрачен навсегда. Сейчас найдены поздние версии с различными доработками других авторов.
На данный момент много версий истории летописи. Если верить им, то она закончена в 1037 году, и автором все также является монах Нестор. Ее даже при Несторе переписывали, потому что он внес туда изменения ради добавления христианской идеологии, также были внесены добавки политического характера. Идеология даже в те времена являлась важным инструментом для усиления княжеской власти. В других версиях говорится, что датой создания является 1100 год. Принято считать, что  древнейшей русской летописью начала XII в. является  «Повесть временных лет».

Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.

Цель написания первой древнерусской летописи, называемой «Повесть временных лет» – выяснение корней русского народа, философия христианства и описание доблестной княжеской власти. Начинается с рассказа и рассуждения о происхождении и расселении. Русский народ показан как потомок сына Ноя, Иафета. Основа, которой подчинена большая часть, состоит из легенд о правлении Ярослава Мудрого, о войнах и храбрых героях. Концовка состоит из рассказов о сражениях из некрологов князей.
«Повесть временных лет» – первый важный документ, где была описана история Руси с самого её начала. Она сыграла очень большую роль в дальнейших исторических исследованиях и является очень важным источником знаний о наших предках.

Бань Чжао

В древнем мире почти не встречались женщины историки. Но из правила всегда есть исключения. Такой была китаянка Бань Чжао. Она завершила гигантскую историю династии Хань. Это она сделала после того, как умерли её отец и брат, начавшие этот труд под названием «Ханьшу». Бань Чжао родилась в 45 году в известной семье. Её выдали замуж в 14 лет. После смерти мужа она больше не выходила замуж, а посвятила себя интеллектуальной деятельности. Кроме «Ханьшу» она написала большое количество стихов и эссе, а также руководство для женщин. В нём она подчёркивала смирение, трудолюбие и соблюдение религиозных обрядов.

Легенда об основании Рима

Тит Ливий в «Римской истории» рассказал самую захватывающую историю о возникновении «Вечного города». Целью своего труда он назвал хвалу римскому народу, сумевшему достичь такой мощи и могущества.

Легенда Тита начинается с сына троянца Энея, Аскания, его внука – Сильвия, правнука – Энея и праправнука Латина Сильвия. От его имени пошло название народа – латины и прозвище всех царей Альбы – Сильвии. Он основал колонии, которыми правили цари до Проки, который завещал царство старшему сыну Нумитору. Однако младший, Амулий, сместил «новоиспеченного» царя, а дочь брата, Рею Сильвию, превратил в весталку.

Весталки, обреченные на обет безбрачия не могли заводить детей, однако девушка родила близнецов – Рема и Ромула, объявив их «папашей» грозного бога Марса. Но царь, не побоялся гнева бога войны и отправил непокорную жрицу в тюрьму, а мальчиков приказал выбросить в реку.

Исполнители жестокой царской воли бросили корыто с младенцами в воду. Оно плавало на одном месте, пока вода не ушла, оставив детей посреди пустыни.

Ребятишек обнаружила волчица, идущая на водопой. Дикий зверь накормил мальчиков молоком, и облизывал их, пока пастух Фаустул не обнаружил эту троицу. Жена пастуха, Ларенция принялась воспитывать детей.

Мальчики не сидели без дела и росли крепкими и здоровыми, прослыв лучшими охотниками и «грабителями» разбойников. Разбойникам это не нравилось и во время праздника Луперкалия, когда все шутили, соревновались в беге и поклонялись богу Пану, они устроили засаду на близнецов. В результате Рем был захвачен и передан царю Амулию.

Казнить юношу должен был Нумитор. В этот момент дед, «сложив два плюс два», понял, что Рем – его внук, а Фаустул открыл Ромулу свои подозрения об их с братом царском происхождении. В результате два отряда с разных сторон двинулись к царскому дворцу.

Амулий был повержен (точнее — убит), братья поприветствовали деда, как царя, а крики толпы подтвердили его власть в Альбанском царстве.

Ромул и Рем решили основать город там, где прошло их детство. В нем должны были жить латины, альбанцы и местные пастухи. Размер их «проекта» был велик. Однако дать имя городу и управлять им должен был кто-то один. А поскольку первенства в рождении у них не было, парни решили гадать на холмах. Для этой цели Ромул выбрал Палатинский, а Рем – Авентинский.

Знамение должны были послужить коршуны, пролетевшие над холмами. И вот 6 коршунов пролетело над Ремом, но чуть позже над Ромулом пролетело – 12. В итоге две толпы вступили в спор, какому признаку отдать приоритет – временному или численному. Брань привела к драке, в которой Рем был убит. Таким образом, город был назван Рома (Roma), что с латыни переводится, как Рим.

История мощей

На месте, где тело преподобного Нестора было предано земле, спустя многие столетия, в 19 веке, была установлена медная дощечка, украшенная позолотой, с указанием имени летописца.

Обретение

Нестор Летописец был канонизирован Русской православной церковью в чине преподобного, потому что своими молитвами, постом и трудами стремился уподобиться Иисусу Христу. Он входит в список святых Римско-Католической церкви.

Текущее местоположение

Сегодня у православных христиан есть возможность поклониться мощам святых старцев, которые хранятся в Киево-Печерском монастыре, относящемся к нижней части Лавры. Захоронения размещены в двух больших подземных городах, именуемых Ближними и Дальними пещерами. Доступ открыт ежедневно с утра и до самого вечера.

Мощи преподобного Нестора хранятся в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского . Здесь много ходов, низкие своды, хотя есть некоторые и в человеческий рост. В наше время в этих многочисленных коридорах и переходах установлено освещение, а вдоль стен размещены раки с мощами. Над ними висят таблички с именами святых угодников и временем их погребения.

Сюда приходят паломники, первые лица государств, представители духовенства. Посетители возносят Нестору свои молитвы для укрепления и возвышения духа.

Чудодейственная сила

В Киево-Печерскую Лавру стекаются молящиеся, свято веря в чудодейственную силу мощей. К раке Нестора Летописца приходят не только люди, умудренные жизненным опытом, но и молодые. Преподобному монаху молятся с просьбой освятить путь в учебе и науках.

О чудесах, которые происходят у мощей, свидетельствуют не только верующие, но и ученые, не способные пока объяснить многие загадочные явления, что доказывает особую святость этих мест.

Посмотрите видеоролик о Несторе Летописце, от которого люди по сей день получают благодатную помощь.

Главные труды летописца

За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.

Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве

Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:

  • праведность;
  • стремление к единению с Богом;
  • трудолюбие;
  • смирение;
  • милосердие;
  • прозорливость.

Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.

Повесть временных лет

Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.

Нестор Летописец. Повесть временных лет

На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха

Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:

  • житийной литературы;
  • исторические записки;
  • народные предания;
  • философские рассуждения.
  • Древнейший свод (IX в.);
  • Начальный свод (XI в.);
  • свод Никона (70-е гг. XI в.);
  • хроника Георгия Армонтола;
  • славянский фольклор.

«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.

Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.

Новое издание Повести временных лет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: