Где была русь и как она стала россией

Происхождение названия славян

Существует несколько версий происхождения слова «славяне».

  1. От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
  2. От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
  3. Топонимическая версия.

Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.

Карта исконно русских земель

Предлагаем ознакомиться с подборкой карт Древней Руси периода 9-14 веков. Изучив карты можно увидеть, какие именно территории населяли различные славянские племена и удельные княжества периода феодальной раздробленности. Кроме этого на картах можно увидеть направления военных походов.

Восточно-славянские племена в 8-9 веках

Карта Киевской Руси в IX веке.

Карта Киевской Руси в IX-X века

Карта Киевской Руси в XI веке.

Карта раздробленности Руси (первая четверть XII — XIII в.)

Раздробленность Руси в XII-XIII веках.

Карта русских земель в XII-XIII веках

Русь в XII — начале XIII вв.

Новгородская земля в XII-XIII вв.

Владимиро-Суздальское княжество в XIII в.

Западная Русь в составе Великого княжества Литовского

Московское княжество и объединение русских земель в 1300-1462 гг.

На сегодняшний день на территории России проживает большое количество различных народностей, в том числе и те, кто сейчас считается исчезающим народом.

Помимо этого появляется еще один вопрос: какие земли относятся к понятию русских. Для ответа на этот вопрос необходимо немного углубиться в историю. Советский историк и археолог Леонид Алексеев считает, что в железном веке на европейских землях поселились балтоязычные народы. В основном речь идет о западной части евразийского материка.

В исторических сведениях упоминается о том, что они селились в основном на правом берегу Сейма, а также обитали недалеко от Киева и в Прибалтике. Спустя некоторое время на территории их поселений образовалась славянская община.

Практически в один и тот же период недалеко от Поволжья и Оки поселились финнско-угорская народность. Однако славяне не предоставили им возможности прожить на этих землях долго.

Большая многонациональная семья народов

Современная Россия является многонациональным государством. Так имеют ли русские право считать своими земли восточнее Волги? Однозначно да, поскольку они не приходили в те края с «огнем и мечом» как западные колонизаторы. Да, Казань взяли с боем, но ведь до этого более 300 лет татары держали в напряжении Русь. И никто их в свою веру насильно не обращал, не занимался насильственным «обрусением», более того, русские много взяли от татар в быту, культуре и.т.д. Тот же боевой клич «Ура» имеет татарское происхождение. А немалая часть дворянских фамилий России даже гордилась свои происхождением из Золотой Орды.

То же было и восточнее. Знаменитый Святитель Стефан, присоединивший к России Пермский край даже письменность местным жителям, зырянам, придумал. Есть ли еще факты подобного отношения колонизаторов к аборигенам? То же было и с другими народами, входившими в состав России на протяжении многих веков. Да, иногда случались «перегибы», стычки и даже конфликты, но они уже давно в прошлом. Так что, похоже, России удалось стать тем «плавильным котлом», в котором народы становятся едиными, но вместе с тем не теряют своей национальной идентичности.

2 Взаимозаменимость с какой-то и какой-нибудь

Основной конкурент оборота тот или иной – это, как было сказано выше, местоимение какой-то. Местоимения на -то локализуются в классификации неопределенных местоимений как референтные неопределенные (specific indefinite). Но употребляются расширительно, в значении нереферентных неопределенных (non-specific indefinite). Оборот тот или иной можно заменить местоимением на —то в его функции нереферентного неопределенного. Но замена на какой-нибудь в примерах (2)–(5) нежелательна.

Во многих контекстах тот или иной можно заменить на какой-нибудь (подчеркнут контекст, создающий снятую утвердительность):

(11) Я думал, она произнесёт то или иное незначащее слово. = какое-нибудь

(12) В конце концов все получали тот или иной тиф в придачу к тому, с чем их привезли. = какой-нибудь

(13) Потом возвращайся сюда, нагуливай бока с тем или иным стадом. = с каким-нибудь

(14) В Марокко удобно находить главную улицу: она всегда названа именем того или иного короля. = какого-нибудь

(15) …в МЭРТ уверены, что тот или иной механизм для изъятия ренты вскоре будет принят. = какой-нибудь

(16) Каждая работа была оценена, каждый коллектив был отмечен по той или иной номинации. = какой-нибудь

(17) – Если папе нравится тот или иной комплект, он говорит: «Вот это действительно la perla!» = какой-нибудь

В (18) возможна замена тот или иной на какой-нибудь, но не на какой-то (которое сняло бы множественность):

(18) Лишь иногда, тот или иной праздно шатающийся башнер заглядывал к Черепу – для того, чтобы лишний раз убедиться в полном его сумасшествии. = какой-нибудь

Тот или иной принципиально отличается по распределению от какой-то тем, что невозможно в однозначно эпизодическом (веридикативном) контексте, который для какой-то является основным. Ср.:

(19) Он решил какую-то сложную задачу – *Он решил ту или иную сложную задачу.

Тот или иной заменяется на какой-то в веридикативных контекстах только в составе оборотов в той или иной мере, в той или иной степени, см. примеры (20)–(23).

(20) Он ценил Афанасия как единственного в Белозерске человека, в той или иной степени знакомого с иноземной речью.

Обычно в этом случае в пропозиции есть множественный объект, и разные элементы множества обладают предицируемым свойством в разной степени:

(21) Потому что все вы в той или иной степени находитесь в заднице. (разные люди в разной степени)

(22) В военной кампании против Югославии в той или иной степени приняли участие 14 членов НАТО.

(23) Оба написали по книге, оба, по-моему, в той или иной степени нелестно отозвались о своих бывших охраняемых.

В (24) в той или иной мере употреблено в неверидикативном контексте, но оно все равно заменимо только на в какой-то мере и не заменимо на в какой-нибудь мере. В той или иной мере и в той или иной степени – это устойчивые сочетания. Поэтому нельзя сказать *в какой-нибудь мере, *в какой-нибудь степени:

(24) Можно выделить три «круга» языков, которыми необходимо в той или иной мере владеть: = в какой-то мере

Слова все, каждый, иногда, всегда порождают контекст дистрибутивности: это распределяющие множества. В контексте дистрибутивности тот или иной может быть заменено на какой-то.

В (25) скорее тот или иной = некий; но тоже каждый раз свой; возможна замена на какой-то и на какой-нибудь:

(25) Иногда их вызывали в известные кабинеты, просили осветить тот или иной эпизод зарубежной поездки – пожалуйста, осветим.

В (26) дистрибутивность возникает из-за того, что глагол имеет многократное значение.

(26) Голосом деда Арсений просил Устину подать ему тот или иной инструмент, но получалось это хуже, чем у Христофора. – дистрибутивность; = какой-то; = какой-нибудь

Оборот тот или иной лучше выражает дистрибутивность, чем какой-то. Так, в (27) нельзя заменить той или иной на какой-то, так как нефтяные компании разные, а с какой-то получится, что нефтяная компания одна

(27) Весь Каспий расчерчен на квадраты частной добычи той или иной нефтяной компании.

В (28) возможна замена тот или иной на какой-то, но не на какой-нибудь:

(28) …на каких основаниях можно заявить отвод тому или иному кандидату в присяжные?

В (29) скорее уместно не какое-то, а некое (которое придает значительность вводимому в рассмотрение объекту, см. Местоимения слабой определенности); опять-таки, какое-нибудь неуместно:

(29) Потом перешел к любимой теме: с какого времени то или иное княжество можно считать составной частью страны?

Итак, имеются три возможности:

1) Возможна замена тот или иной на какой-то и на какой-нибудь – пример (1).

2) Возможна замена на какой-то, но не на какой-нибудь – примеры (2)–(5), (28), (29) и в составе оборотов в какой-то мере / степени.

3) Возможна замена на какой-нибудь, но не на какой-то – пример (15).

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Первое появление восточных славян на исторической сцене

Начало прошлого тысячелетия ознаменовано так называемым «великим переселением народов», это были века, когда народы перемещались на тысячи километров в поисках лучшей судьбы или под давлением внешних врагов, это в конце концов была эпоха падения Римской Империи и возникновения новых государств в Европе и Азии. Согласно мнению историков, исследовавших древние летописи, именно тогда с берегов Дуная двинулись на северо-восток племена «словен». Да, в начале нашей эры славяне назывались именно так.

С юга – римляне, с запада кельты, франки и другие германцы, с востока – степные кочевники. Под их давлением и начался славянский исход на новые земли. В результате возникли племенные союзы славян: Ильменьские славяне поселились вокруг озера Ильмень и вскоре основали свои города такие как Ладога, Изборск и, конечно же, Новгород. Южнее их жили кривичи, основавшие Торопец и Смоленск, полочане – Полоцк, поляне – Киев, северяне – Чернигов, древляне – Искоростень. Именно так начиналась русская земля. Еще общая русская, разделение восточных славян на разные народы произойдет намного позже.
К вопросу об истоках русской государственности

Долгое время южные славянские племена, поляне и северяне платили дань хазарам, сохранились даже упоминания о том, что в древнем Киеве стоял когда-то хазарский гарнизон. А северные – ильменьские славяне, кривичи – варягам. Но потом, очевидно, произошло какое-то военное столкновение, и славяне перестали платить дань варягам. Но вместе с тем начались внутренние войны между племенами и даже родами. И тогда, согласно классической версии, славяне отправили посольство к варягам (норманнам) с призывом их объединить. Так и появились на славянских землях Рюрик, Синеус и Трувор в качестве князей-правителей. Причем появились они не одни, а вместе со своими армиями, приближенными и.т.д. Написавший знаменитую «Повесть временных лет» монах Нестор и называет их «русью», и сообщает, что именно от них земли восточных славян начали называть «Русь».
После смерти своих родственников Рюрик перебрался из Ладоги в Новгород и стал первым русским князем. Это версия, хотя и является частью знаменитой «норманнской теории», однако по сей день ее никто не смог опровергнуть. Так что русские, по большому счету, это не только восточные славяне, а и норманны-варяги, которые дали название целому народу и успешно растворились в нем. Впоследствии родственник Рюрика, Олег, состоявший регентом при малолетнем сыне основателя династии, Игоре, подчинил себе все восточнославянские племена, жившие южнее. В сферу его влияния кроме Новгорода вошли Смоленск, Чернигов и, наконец, Киев. И лишь тогда столица нового государства переместилась на берега среднего течения Днепра.

«Откуда есть пошла русская земля»: какие земли можно считать исконными русскими

Нынешняя Россия является многонациональным государством, ее населяют представители более чем полутора сотен народностей, которые могут свободно говорить на своих родных языках, большинство из них даже имеют свою определенную автономию, ведь недаром страна называется Российская Федерация. Но все же есть один народ, который составляет подавляющее большинство населения – это русский народ, или попросту русские. Народ этот имеет богатейшие историю и культуру, он много перенес и выстрадал, но всегда в итоге выходил победителем, ведь недаром говорят, что быть русским – это великая судьба. Откуда же пошли корни этого поистине великого народа, где находятся те места, которые принято называть «исконными землями»?

Условное разделение на исконно русские земли

Современный Мурманск

Схематически можно выделить Мурманск и Архангельск, и, конечно же, не обошлось без столицы России Москвы. В данный список также входят рязанские земли, Владимир,  Смоленск.

Есть вопросы по поводу Новгорода и Пскова, но их стоит включить в список схематического формирования хотя бы потому, что Александр Невский сделал все возможное, чтобы они сохранились и до наших времен.

Большинство историков уверены в том, что северные и центральные части России изначально принадлежали русскому народу. Дальний Восток ассоциируют с Кремлем, Урал, Сибирь и Кавказ сложно назвать исконными русскими землями.

Восточно-славянские племена в 8-9 веках Киевская Русь в 9 в. Киевская Русь в 9-10 века Русь в 11 веке Раздробленность Руси в 12-первой четверти 13 в. Раздробленность Руси в 12-13 веках Русские земли в 12-13 веках Русские земли в 12-13 веках Новгородская земля в 12-13 вв. Владимиро-Суздальское княжество в 13 в. Западная Русь в составе Великого княжества Литовского. 13-15 вв. Московское княжество и объединение русских земель в 1300-1462 гг.

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.

Тем не менее, христианство вносило коррективы в повседневную жизнь жителей Древней Руси. В результате возник феномен так называемого «двоеверия» (некоторые учёные даже говорили о «троеверии»): языческие традиции сосуществовали с привнесёнными миссионерами и переселенцами православными мотивами. Этому способствовало, например, календарное совпадение праздников: колядование, появившееся ещё в языческие времена, теперь связывалось с рождественскими святками.

Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах. А в лапту, появление которой также связывают с язычеством, играют в России до сих пор, и даже есть профессиональные лиги.

Какие же территории можно считать «исконно русскими»

Так что исконными русскими землями смело можно считать территорию от Финского залива Балтики на севере до нижнего течения Днепра на юге. От Западного Буга на западе, до Волги на востоке. Но родилась русская государственность именно на севере – сначала в Ладоге, а потом переехала в Новгород. И учитывая это совершенно непонятно – откуда у некоторых нынешних «историков», больше похожих на пропагандистов, стремление привязать Русь к какому-то конкретному месту, например, к Киеву. Ведь зародилась-то древнерусская государственность в Новгороде и это не вошло в историю отдельным периодом лишь по причине своей сравнительной кратковременности.
Ведь уже давно известно, что термин «Киевская Русь» был введен лишь в 19 веке историками для удобства обозначения конкретной исторической эпохи. Начиная с 14 века начинается другой период истории Руси – Владимирско-Московский и что из этого? А потом был период Московского царства, Имперский, Советский и.т.д. Русь была раньше одна, тогда еще не существовало деления на русских, украинцев и белорусов. Оно началось значительно позже, в 14-16 веках и происходило не одномоментно.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.

Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг — до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Поиск точки отсчета в формировании исконно русских земель

Киевская Русь

Еще один камень преткновения — это славяне. Далеко не все из них имели отношение к русскому народу, поэтому лучше всего брать за точку отсчета исконно русских земель те времена, когда славяне позиционировали себя в качестве русских.

Если не отталкиваться от славян, то точкой отсчета может служить создание Киевской Руси. Но тут тоже есть свои нюансы. К примеру, там очень быстро менялись границы, в результате чего местные жители даже не успевали привыкать к новшествам.

Самое интересное заключается в том, что большая часть земель, которые некогда принадлежали Киевской Руси, сейчас не имеют никакого отношения к территории России.

Исследователи пришли к выводу, что скорее всего точкой отсчета можно считать XV-XVI века. Но даже тогда земли были разграничены условно.

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги. Они стали активными участниками отношений Византии и Руси и неоднократно принимали участие во внутренних неурядицах державы Рюриковичей — князья использовали их в качестве наёмников, несмотря на то, что очень часто печенеги по собственной воле разоряли приграничные города.

Реконструкция печенежского воина. (информа.рус)

Активно взаимодействовала Русь и с соседями на Западе. Изначально тесные контакты установились со скандинавами — этому способствовала и географическая близость, особенности торговли того времени, и, видимо, происхождение Рюриковичей. Не менее активно развивались отношения и с Польшей — границы двух славянских стран много раз становились «горячей точкой» Восточной Европы, а монархи обоих государств не стеснялись вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке. Крупные успехи были достигнуты во время правления Ярослава Мудрого. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а при киевском дворе оказались отпрыски Эдмунда Железнобокого, английского короля, боровшегося против скандинавов.

Расширению русских контактов в Европе способствовало принятие христианства. Тем не менее, Владимир Святославич, решившийся на крещение Руси по византийскому образцу, имел несколько различных религиозных альтернатив.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Сразу после победы над своим противником, претендентом на великокняжеский стол, Ярополком Святославичем, Владимир предпринял попытку укрепить языческую веру. Некоторые исследователи называют первые годы правления этого князя даже «языческой реакцией», поскольку существует гипотеза о благосклонном отношении к христианам и их проповедям на территории Руси Ярополка. Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.

Тогда Владимир принял решение позаимствовать веру извне. Согласно летописному преданию, лишь отчасти отражающему реальные события, крещению Руси предшествовало «испытание вер». Взвесив все «за» и «против», киевский князь сделал выбор в пользу византийского варианта христианства. Этому способствовали тесные связи Руси и Империи Ромеев и политические интересы главы государства и его дружины. В результате в 988 году (согласно общепринятой датировке), Владимир с соратниками крестился сам, а затем организовал массовое крещение в Киеве.

988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.

Призвание варягов

Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. 862 г.

Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.

6 Приложение

В Приложении приведены дополнительные примеры с оборотом тот или иной, взаимозаменимым с какой-то.

(58) – Вообще все люди в той или иной степени разбойники. = в какой-то степени; устойчивое сочетание

(59) Вьющиеся растения подходят и для маскировки старых пней, засохших деревьев, удалить которые по той или иной причине не представляется возможным. = по какой-то, ≠ по какой-нибудь

(60) Включая те или иные объекты в первоочерёдное строительство, губернатор получает очень важные преимущества. = какие-то

(61) … на каждой точке – крупный начальник, и он требует соединить с той или иной дивизией или частью. = с какой-то

(62) Давно замечено, что когда та или иная страна, тот или иной народ переживает переломный момент в своей истории, главным образом трагический, связанный даже с глобальными изменениями, то неизбежно появляются теории и отдельные идеологи, выступающие с опровержением славянского происхождения своих народов. = какая-то

(63) Изделия ремесленного производства распространялись по всей территории черняховской культуры среди её населения независимо от принадлежности к тому или иному этносу. = к какому-то, = к определенному

(64) В нём хочется жить? – А почему бы и нет? Если ты молод, здоров и не подлежишь по тем или иным причинам призыву в армию? = по каким-то

(65) Можно написать книгу под названием: «Машина превращений», в которой рассказать о работе художника, показать, как те или иные жизненные впечатления превращаются в сознании художника в образы искусства. = какие-то

(66) Практика, на самом деле, не опережающая, а лишь объясняющая вдогонку причины и следствия тех или иных событий. = каких-то

(67) Конкурсы – мероприятия, сводившиеся к субъективному выбору одного из многих по тем или иным признакам. = по каким-то, по некоторым

(68) При существующем подходе определение количества информации увязывается со снятием неопределённости у получателя сообщения при решении той или иной задачи. = какой-то

(69) …любое чувство есть та или иная степень боли. = какая-то

(70) Каждый человек в той или иной степени самолюбив. = в какой-то

(71) Над каждым отрядом развевались разноцветные байраки (знамена) с родовыми знаками на полотнищах и бунчуки с конскими хвостами, обозначающие принадлежность к той или иной сотне. = к какой-то или к данной

По данным на апрель 2017 года.

Падучева Е.В. Эффекты снятой утвердительности: глобальное отрицание // Русский язык в научном освещении, 2(10). 2005. С. 17–42.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: