Хазарский каганат: история образования и существования

Откуда есть пошла земля хазарская[править]

Наши иудейские предки приехали на территорию современной России во II веке, славяне как народ появились в VI веке, поэтому уже в гостях не грубите.

Соловьёв

Йоба. Недозолотая орда.

Полуйоба.

Тюрки суть очередной подарок западному миру с севера Китая, вслед за ятиями и перед монголами согнанные с насиженных мест глобальным похолоданием и китайскими звездюлями. Первыми из тюрок в III—IV веках н. э. на запад двинулись огурские племена (хунну, булгары, отчасти авары, а также хазары), а в авангарде огуров — широко известные гунны, к середине V века завоевавшие чуть не пол-Европы. Во второй половине того же века, сразу после развала державы гуннов, на смену им из Поволжья и Причерноморья прибыла некоторая часть булгар (другие предпочли Волжскую Булгарию). В обозах они привезли из Приднепровья славян, а из Заволжья — авар, гремучую смесь огуров, восточноиранских кочевников типа аорсов и ятиев и даже протомонголов и тунгусов.

Покуда в Европе булгары и авары выясняли, кто из них главнее, в Центральной Азии в середине VI века «настоящие» тюрки (кёк-тюрки) основали здоровенную йобу — Тюркский каганат — от Средней Азии до северного Китая. Уже через полвека из-за феодальных войн оная развалилась на восточную и западную полуйобы, однако ещё до того успела завоевать обширные территории на Кавказе и в устье Волги, где в это время жили булгары, авары, а также другие народы, пришедшие с гуннами.

Среди этих народов выделялись былые союзники гуннов акациры (одно из огурских племён) и сильно отюреченные финно-угры савиры. Сии последние (при случае норовившие назваться гуннами) сто лет подряд (с 460-х гг. по 560-е гг.) нанимались попеременно к ромеям, лазам и персам и творили беспредел в Закавказье, пока не были разбиты персами, вытеснены в Дагестан и заперты там мощной крепостью Дербент. Кёк-тюрки, опасаясь былой славы савиров, возвысили над ними акациров и новых пришельцев, в том числе уйгуров. Через 30 лет после распада единого Тюркского каганата западные власти утратили контроль над Прикаспием, и получившие независимость потомки акациров, восточных савиров, кёк-тюрок и уйгуров выходят на историческую сцену под именем хазар. Первым делом новоявленные хазары продемонстировали, что хоть говорят они на огурском языке, но по духу они савиры — заключили союз с византийцами, ополчились на персов и заодно взяли Тбилиси.

Столица каганата

Хазарское царство после арабского похода переместилось на север. После чего главным городом был признан Семендер, он находился в Северо-Кавказском Прикаспии. Немного позднее им стал город под названием Итиль, расположенный на Нижней Волге. Сегодня недалеко от него раскинулась современная Астрахань.

Населенный пункт хазарского народа был расположен на небольшом острове, который омывался Волгой. Именно там и располагалась резиденция правителя. Сам пункт был хорошо защищен, были выстроены крепкие стены и организована отличная система укреплений.

В восточной части обитали ремесленники и торговцы, всевозможные ярмарочные площади, караван-сараи и мастерские. Западная часть принадлежала чиновникам и военным. Там находились главные административные здания, в том числе ханский дворец.

Что касается населения, оно было пестрым, жители были разной национальности, но несмотря на это жили дружно и весело. Город был одним из главных торговых центров, поэтому в нем часто останавливались купцы. Кроме этого, в нем уживались разные религиозные концессии: у мусульман были свои мечети, у иудеев — синагоги, а у язычников — храмы и места молений.

По историческим данным, которые сохранились в древних рукописях, в столице насчитывалось порядка 30 мечетей, имелись приходские училища и школы. Образование в Хазарском каганате было развитым.

Улочки наполнялись жилыми постройками в виде деревянных сооружений. Также граждане селились в войлочных юртах, шатрах и полуземлянка. Столица просуществовала вплоть до 965 года. После чего на территории напал киевский князь Святослав Игоревич, основательно уничтоживший город.

Основные этапы исследований

На истории о хазарах обращали внимание различные авторы в Средние века и в Новое время. Собственно научные исследования начались в XIX веке

Ранние исследования в России

В 1830-х годах русский историк В.В. Григорьев собрал всё, что было к этому моменту известно по теме в книге «Россия и Азия». Также обобщающие монографии писали Д.И. Языков и П.В. Голубовский.

Еврейские учёные Ю.Д. Бруцкус и Г.М. Барац, а также Н.А. Мещерский исследовали еврейское влияние на древнерусскую культуру, переданное через хазар.

В течение XIX были опубликованы и введены в научный обиход арабские и прочие исламские источники. Хазарской тематикой активно занимались Д.А. Хвольсон и А.Я Гаркави, участвуя в дискуссиях с караимским учёным А.С. Фирковичем, который собрал ценную коллекцию исторических артефактов и документов по теме.

Исследования в Венгрии

В начале XX века венгерские лингвисты — тюркологи по ходу исследований ранней венгерской истории начали углублённо обрабатывать доступные им материалы по хазарскому языку. К этому времени было известно, что часть хазар (кабары) стали частью венгерского народа и внесли свой вклад и в формирование венгерского языка.

Основной вывод этих исследований: хазары говорили на булгарском языке (как и булгары — тюркский народ, побеждённый хазарами). Этот язык в некоторых источниках называется огурским. Его отдалённым потомком является современный чувашский. Оппоненты этой точки зрения считают, что хазары говорили на одном из вариантов стандартного тюркского языка.

Вопрос о присхождении этнонима «хазар» находится в центре острых дискуссий, где нет ничего похожего на общепринятую точку зрения.

Исследования в двадцатом веке

В 1932 году П.К. Коковцев опубликовал полностью еврейско-хазарскую переписку, до того известную лишь во фрагментах, и подробно доказал её подлинность.

В 20-30-е годы российские и украинские учёные, работая как в СССР, так и в эмиграции, вводили в научный оборот средневековые источники по хазарской истории. Эта работа продолжилась и после Второй мировой войны с участием учёных из стран Восточной европы.

Раскопки под руководством М.И. Артамонова в 30-х годах дали новый старт исследованиям истории хазар. До конца двадцатого века Артамонов и его ученица С.А. Плетнёва стали ведущими специалистами этой тематике.

Хотя антсемитская кампания в СССР конца 1940-х — начала 1950-х годов мешала публикации результатов исследований, экспедиция в Саркеле 1949-1951 гг. дала много ценного материала, впоследствии обработанного и опубликованного М.И. Артамоновым.

В 1967 С.А. Плетнёва выпустила свою книгу «От кочевий к городам». В ней она сформулировала свою теорию трёх стадий кочевого общества:

  • постоянное кочевье;
  • кочевье с остановкой на зиму в постоянном месте;
  • переход части общества к оседлой жизни.

По её мнению, хазары прошли все три стадии.

С 1970-х годов стали накапливаться результаты археологических исследований и текстологических изысканий как с СССР, так и в свободном мире. Появились обобщающие работы польских и западных учёных.

В 1978 появилась статья Омельяна Прицака об обращении хазар в иудаизм. Он считает, что идея перехода в монотеистическую религию была заимствована хазарами от раданитов; на рубеже VIII-IX веков бек принял иудаизм, а после гражданской войны (восстания кабаров) заставил принять его и царя.

В 1980 году Питер Голден издал книгу «Хазарские исследования». Он считает, что хазары были тюрками, и структура их каганата унаследована от его предшественника — Западно-Тюркского каганата. Он отмечает также, что двоевластие сакрального и светского правителя было в тот период распространено у многих народов, а не пришло вместе с иудаизмом.

В 1982 году Норман Голб и Омельян Прицак выпустили книгу «Хазарско-еврейские документы X века». В ней заново изданы некоторые уже известные к тому времени документы, а также впервые опубликовано Киевское письмо. Выводы из рассмотренного материала вызвали оживлённую дискуссию.

В работах Т.С. Нунана рассматриваются вопросы экономики Хазарского каганата на основе анализа нумизматического материала. Он пришёл к выводу, что хазары и их соседи были средним звеном в торговой цепочек между Волго-Уральским регионом и Ираном, и в результате возникла торговая империя, привлекшая и шведов (русов).

Общей тенденцией публикаций конца XX века являются попытки привязать к хазарской истории новые пласты данных, найденных в письменных источниках или при анализе археологического материала

К этим попыткам следует относиться с большой осторожностью, так как большинство из них основаны на предположениях

Распад

Однако сильное государство на стыке Европы и Азии, проводившее независимую политику, вызвало противодействие соседних стран.

Важное политическое значение имел вопрос о государственной религии. Арабы пытались утвердить в Хазарском каганате ислам, а Византия – христианство

Правящая верхушка хазар не стремилась связывать себя религиозными отношениями ни с Халифатом, ни с Византией.

В конце VIII – начале IX в. ставший во главе каганата Обадия, потомок кагана Булана, объявил государственной религией иудаизм, что вызвало недовольство части хазарской знати и значительной части низов. Началась длительная междоусобная борьба, в ходе которой Обадия разгромил повстанцев и их союзников – мадьяр.

Смутой в Хазарском каганате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам (в том числе приднепровские славяне).

В конце IX в. причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала настраивать против хазар окружавших их кочевников.

Одновременно с этим Хазарский каганат испытывал военный натиск со стороны Древнерусского государства: в 913–914 и 943–944 гг. русские войска прошли через всю Хазарию и опустошили Каспийское побережье.

В 964–965 гг. князь Святослав совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат: были разорены города Итиль, Семендер, захвачен город Саркел.

В конце Х в. Хазарский каганат, ослабленный внутренней междоусобицей, походом Святослава, вторжениями печенегов и огузов, перестал существовать.

До начала XIII в. сохранялось небольшое владение в Нижнем Поволжье – город и область Саксин.

Гибель храброго воина

После заключения мира с Византией, Святослав отправился в сторону дома. Достигнув устья Днепра, он на ладьях отплыл к порогам. Мудрый воевода Свенельд предупреждал его: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но Святослав не прислушался к мудрому совету воеводы. В 971 году князю по Днепру подняться не удается, и он вместе со своим войском остается зимовать в устье реки.

В марте 972 года он повторил попытку прорваться, но печенеги терпеливо поджидали русов. В этой ожесточенной схватке погибло много воинов Святослава, и сам князь тоже был повержен. Как гласят летописи, Светлому Воину отрубили голову, и печенежский князь, Куря, сделал из нее чашу, покрыв ее серебром и золотом. На пирах он и пил из нее вино. Так, закончил свой век храбрый князь Киевский Святослав Игоревич. Свенельду, с несколькими уцелевшими воинами, получилось вернуться в Киев к Ярополку.

Много столетий прошло, на дворе XXI век, но народ помнит своих героев, в число которых входит Светлый Воин, внесший неоценимый вклад в ход истории государства Российского.

Упадок Хазарского каганата

Хазарский каганат распался из-за ряда внутренних и внешних причин: — Принятие иудаизма хазарской знатью во второй половине IX в. привело к возникновению двоевластия в стране. Верховный правитель каган превращается в политически незначимую фигуру, а действительная власть сосредотачивается в руках бека еврейского происхождения. — Междоусобная война, разгоревшаяся на почве двоевластия и неприятия основным населением иудаизма, привела к расколу между правящей верхушкой и народом. Для подавления мятежей бек создал наемную армию, и теперь власть удерживалась только с помощью военной силы. Происходило обнищание населения, в то время как верхушка обогащалась за счет государственной казны. — К середине X в. Хазарский каганат ослабел из-за постоянных войн с арабами, венграми, печенегами и противостояния набирающему мощь русскому государству. Хазары потеряли контроль над Крымом и Волжской Булгарией, землями на северо-востоке Кавказа.

Военные походы князя Святослава на Хазарию

Первые походы против хазар совершил предшественник Святослава — киевский князь Олег. Освобожденные Олегом от хазарского влияния юго-восточные славянские племена (древляне, северяне и радимичи) стали платить дань Киеву.

В 962 г. к власти в Киеве пришел князь Святослав — внук Рюрика. Правление его продолжалось до 972 г. Оставшегося в четыре года без отца Святослава опекал варяг Асмуд. Акценты в воспитании делались на приобретение навыков и знаний, необходимых в военных походах. С детства Святославу прививался дух полководца. Со временем князь собрал собственную дружину, постоянно пополнявшуюся крепкими и храбрыми представителями разных племен. Как и Олег, Святослав считал главной своей задачей — освободить путь к Каспийскому морю. Препятствием на этом пути были хазары.

В 965 г. Святослав организовал атаку на хазар в низовьях Дона. Главной его целью был город Саркел (Белая Вежа). После взятия крепости киевский князь подчинил местные племена в низовьях Дона и на Кубани. Завершил Святослав свой первый хазарский поход в крымской Тмутаракани. Здесь его признали как русского кагана.

Этим успехом военные амбиции киевского князя не были удовлетворены: целью Святослава было держать под контролем территории вдоль всей Волги, которые в средней части были в руках булгар, а в нижней — хазар. Во время похода в царство булгар, войско Святослава проходило через земли вятичей, платившим дань хазарам, те без боя подчинились киевскому князю. Далее войско захватило столицу булгар, и разграбило ее в 965 г.

В 967г. Святослав со своим войском отправился в Северную Болгарию, занял ее территорию и обосновался в Переяславце (Малый Преслав). В это же самое время войска печенегов, беспрепятственно пройдя через земли хазар, осадили Киев. В 968 г. великий князь развернул часть своей дружины обратно на Киев, разбил печенегов и решил завершить свой замысел уничтожения Хазарского каганата. Начальной точкой второй экспедиции против Хазарии в 968г. была столица Волжской Булгарии — Булгар. Тогда русские спустились по Волге на ладьях до столицы Хазарии — Итиль, разграбили его и отправились далее на Самандар. Это стало крахом Великой Хазарской империи.

Экономика и политика Хазарского каганата

На юго-востоке от границ Киевской Руси, в низовьях Волги, раскинувшись в западную сторону и на восток до Мордовии, захватывая Северный Афганистан и Крым, появилось Хазарское государство. Его столица Итиль расположилась в устье Волги.

Хазария была многонациональным государством и мирно уживалась с соседями. Через земли Хазарии проходил всем известный «Великий шелковый путь», что было очень выгодно для государства. Персидские иудеи из колена Симонова, после содеянной ими революции в Персии, стали активно переселяться на эту территорию, и не просто так.

Дело в том, что после разорения персов, бежать удобно было только на север. А если свернуть на северо-восток, то можно очутиться в Хазарии. У нее было выигрышное расположение — это торговые пути из Азии в Европу. Так что, контролировать Хазарию, означало контролировать «Великий шелковый путь» и всю прибыль от него.

Недолго думая, евреи изгнали из присмотренных ими земель, местных предпринимателей-паразитов, селившихся в Хазарии, и заняли их место. Таким образом, одни паразиты сменились другими. Хазарский Каганат получал огромные доходы от посредничества и ростовщичества. Не брезговали они даже торговлей людьми.

При частых набегах на славянские земли хазары обеспечивались обилием рабов. Несчастных людей продавали за хорошую плату в разные уголки мира. Хазары, под властью евреев, стали наглеть:

  • На славянских землях воздвигались новые крепости;
  • Предпринимались бесконечные набеги на земли наших праотцов;
  • Угнетенный народ обкладывался данью все чаще и чаще;
  • Процветала работорговля.

Традиционным источником дохода предпринимателей-паразитов являлась торговля разным товаром в том числе людьми и даже детьми. Благодаря этому быстро обогащалось и укреплялось паразитическое государство.

После захвата реальной власти в Хазарии, евреи превратили ее в мощное паразитическое государство. Они контролировали все пути торговли, проходящие через Хазарию, в том числе и «Великий шелковый путь». Это позволило евреям создать торговую монополию.

Производился контроль закупочных и продажных цен на местные и ввозимые товары. Минимальные закупочные цены устанавливались на товары местного изготовления, что приводило в упадок местных производителей. При этом максимальные цены устанавливались на продаваемые евреями товары, что давало много прибыли их торговцам. Жестокая внешняя политика каганата, ее способы и действия, преследовали цель — ослабить русские территории и стереть с земли Киевское княжество, что помогло бы евреям стать господами евроазиатского пространства. Можно сказать, что цель была почти достигнута.

Хазарский Каганат в Х веке был на пороге сильного взлета. Со всех подчиненных ими стран Азии и Европы, в Каганат стекалось золото, серебро и дорогостоящее сырье.

Только в странах, где бразды правления были у Славяно-Ариев, больших успехов даже не ожидали. Гордый народ не прекращал вести борьбу против беспощадной внешней политики Хазарского паразитизма. Русские князья Олег и Игорь вели ожесточенную борьбу с Хазарами. Но сокрушительный удар нанес Светлый воин Святослав.

Расширение каганата

Правители Хазарии проводили привычную для них политику захвата земель. В конце VII в. хазары захватили юго-восточную часть древней Руси и обложили данью славянские племена вятичей, полян и северян. Многие из них платили дань до конца IX в. В глубине славянских земель хазары построили городища, выполнявшие функцию центров по сбору дани.

К началу VIII в. Хазарский каганат держал под контролем обширные территории: степной и лесостепной регион Руси, от среднего Днепра до нижней Волги, и от верховьев Дона до Северного Кавказа.

Падение Хазарского каганата

В конце IX века в причерноморские степи пришли новые кочевники – печенеги, которые начали нападать на торговые караваны. Торговля в каганате пошла гораздо хуже, однако дисциплинированные, профессиональные войска Хазарии с успехом обороняли свои города и поселения от варварских вторжений.

Более опасной угрозой для Хазарского каганата оказалась крепнущая Киевская Русь, которая тоже стремилась к выходу на мировой рынок. Для этого русам было необходимо взять под свой контроль главный транзит Восточной Европы – Великий шелковый путь.

В результате многочисленных русских походов Хазария начала терпеть постоянные убытки и терять войско. Были ослаблены главные стратегические точки государства – Саркел, Итиль и Семендр. Поход князя Святослава Игоревича закончился полным разгромом каганата. Восстановить былое величие государства оказалось непосильной задачей.

По иронии судьбы, уничтожение Хазарского каганата, хоть и открыло Киевской Руси путь к главным торговым магистралям, привело к регулярным набегам печенегов. Ведь именно Хазария много столетий была главным барьером, сдерживающим натиск кочевников.

В итоге, все племена и народы, некогда составлявшие единый Хазарский каганат, расселились по другим территориям, ассимилируясь с местным населением. В первую очередь – с печенегами и половцами.

Этноним «хазары» вплоть до XVI века бытовал в Крыму, но только потому, что итальянские источники продолжали именовать эти земли Хазарией.

На данный момент единственными прямыми потомками хазаров принято считать небольшую тюркоязычную группу – караимов, которые продолжают исповедовать особую версию иудаизма, по всей видимости, сохранившуюся со времен Хазарского каганата.

Наукообразные и антинаучно-популярные труды на хазарскую тематику

Кажущаяся доступность сведений о хазарах порождает книги, написанные без соблюдения общепринятых в научной литературе правил и ограничений. Часто они обслуживают предвзятую точку зрения, когда автору не нравятся евреи или, наоборот, он пытается приписать евреям все исторические достижения и преувеличить их значение везде и всегда.

Таковы, например, труды Артура Кёстлера и Бориса Альтшулера.

Глава караимов Авраам Фиркович, желая вывести свою общину из-под антисемитских российских законов, старался доказать происхождение караимов Крыма от хазар, а не от древних евреев. Он дошёл до сознательных фальсификаций, чем сильно затруднил учёным пользование материалами своей коллекции.

В современную эпоху многие российские и украинские беллетристы, настроенные националистически и антисемитски (например, В. Кожинов), выпускают тексты о вреде «хазарского ига». Как правило, они снабжены произвольными ссылками на исторических персонажей и события.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство — Западный каганат, — Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм — во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата – правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии — это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год — захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год — захват Крыма
  • 670 — 690 годы — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год — завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Принято считать, что он находился где-то около Астрахани или вообще затонул. Кстати, до 10-го века н.э. Столицу каганата величали Хазаран, Хмлык или Ханбалык.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались – с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию — Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму — мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной — такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: