Карлукский каганат

Абдулькарим

Легенды гласят, что это первый из тюркских правителей, который принял ислам. Достоверных сведений об  этом нет, но утерянные источники, на которые ссылаются поздние летописи, описывают это так: в Кашгаре останавливались мусульманские караваны, именно общение с ними повлияло на будущего правителя.

Он принял ислам, но боясь влиятельного дядю,до 25 лет скрывал переход в другую религию.

Именно на своих единоверцев опирался Сату потомок Богра-хан, когда сверг с трона своего влиятельного родственника. Процарствовав несколько лет, он вторгся в земли своих предков, присоединил их и называл себя каганом всех тюрков, но уже под своим новым именем: Абдулькарим.

Именно этот последний каган карлуков до конца жизни объединял разрозненные племена и способствовал насаждению ислама среди тюрков. Его наследники объявили ислам государственной религией, поспособствовав просвещению населения.

Примечания

  1. ↑ Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003, с.445
  2. Сосанов Кошали. История Казахстана. Справочная пособие / Бибимара Омарова. — Алматы: «Ол-Жас баспасы», 2007. — С. 26-27. — 112 с. — ISBN 9965-651-56-6.
  3. Татьяна Владимировна Зепп. Пособие для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ) по истории Казахстана / Омирбекова М; Касымхан Ж; Шаяхмет Г. — Алматы: «Зият Пресс», 2006. — С. 27. — 196 с. — ISBN 5-7667-7905-4.
  4. ↑ . Портал «История Казахстана» (2 августа 2013). Дата обращения: 6 июня 2020.
  5. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. с.433
  6. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. с.434
  7. ↑ Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана / Локотинова О. Г. Гребенюк Ю. П. — Алматы: «Институт повышение квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2005. — С. 28-29. — 100 с.
  8. ↑ Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана / Локотинова О. С. Гребенюк Ю. П. — Алматы: «Институт повышение квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2007. — С. 16. — 70 с.
  9. Ярослав Пилипчук. . Реальное время (28 февраля 2019). Дата обращения: 6 июня 2020.
  10. . Реальное время (2 февраля 2019). Дата обращения: 6 июня 2020.
  11. . Этноциклопедия. Дата обращения: 6 июня 2020.
  12. . Портал «История Казахстана». Дата обращения: 6 июня 2020.
  13. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. с.445

Культура

Культура населения представлена двумя направлениями:

Материальная культура

  К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудия труда.

  Все материальные блага жители изготавливали своими руками.

  Строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева.

  Большое влияние на материальную культуру оказал Великий Шелковый путь, проходивший через территорию каганата.

 Духовная культура

  К ней относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычай и традиции.

  Была широко распространена традиция устанавливать каменные изваяния (балбаллы) на могилах предков.

  В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями.

  Найдены древние тюркские письмена на берегах рек Орхон и Енисей, Чу и Талас.

  Дошли до наших дней письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина и «Письмена Культегина», «Тоньюкок».

  Эти памятники свидетельствуют, что в период Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространятся новый вид тюркской письменности — карлукский.

  Время появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век д.н.э.

  Подтверждением является найденный в древнетюркском захоронении Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись.

  Письмена Йолыг-Тегина и Тоньюкока являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

Разгром карлуков

Создание нового государства обеспокоило влиятельных правителей-соседей. В частности, разгромить карлуков принял решение правитель Самарканда из рода Саманидов. Он объявил «газават» беспокойному племени. В конце IX века арабы завоевали карлукский город Испиджаб, а затем осадили Тараз. Захватив его, они подвергли жителей принудительной исламизации. Ставка кагана переехала в город Кашгар. В 940 году каганат, столица которого была захвачена Восточным Туркестаном, прекратил свое существование.

Общественное устройство государства было следующим: оно было разделено на уделы. И это затрудняло централизованное управление верховным правителем. Возможно, именно это стало причиной такого короткого существования и такого скорого падения этого государства. Удельные «князья» стремились к независимости от центра и друг друга. И были фактически самостоятельны. Практически в каждом крупном городе было не только свое управление, но даже и свои гарнизоны, причем достаточно многочисленные – в одном из городов численность воинов доходила до 20 тысяч человек.

Для каганата было характерно социальное неравенство, разделение на бедных и богатых, традиционное в тот период времени для всех раннефеодальных государств. Во главе военно-административной системы стояла аристократия. Роды и семьи делились по значимости и влиянию. Они владели в том числе и населенными пунктами. Их в государстве насчитывалось около 25. Жители занимались скотоводством, земледелием, охотой и предпочитали селиться вдоль караванных дорог. Государство богатело не только с транзита купеческих товаров, но и невольничьих рынков, которые были расположены там же.

Карлукский / Караханидский каганат

Карлуки были степным народом, т. е. кочевниками. В их союз входили крупные
племенные объединения ягма и чигили, а также тюргешское племя тухси. Впрочем, в
истории Карлукского каганата, а также каганата, известного как Караханидский,
много спорного. Обычно утверждается, что ягма и чигили уничтожили Карлукский
каганат. Но это, кажется, не так. В 766 году карлуки завладели Семиречьем, где и
создали государство, обычно ошибочно именуемое каганатом. На самом деле их
правители, вынужденные признавать верховенство уйгурских каганов, носили титул
джагбу/ягбу. Только после гибели Уйгурского каганата в 840 году джагбу карлуков
принял титул кагана. Им был Кюль Бильге Кадыр-каган. Но он также считается и
родоначальником династии, условно именуемой Караханидской. Получается, таким
образом, что Караханидский каганат и был тем же самым Карлукским каганатом,
только его территория теперь занимала, кроме Семиречья, большую часть
Мавераннахра и Кашгарии, а правители и большинство населения приняли ислам.

Карлукский/Караханидский каганат особенно монолитным никогда не был. Он
делился на две части: восточную и западную. Верховным каганом считался Восточный
каган, происходивший из чигилей; Западный, младший, каган был из ягма. Отдельные
принцы правящего рода также имели свои уделы, границы которых часто менялись.
Существовала и многоступенчатая система вассалитета.

В период своего наибольшего расширения владения Караханидов охватывали
территории большей части Мавераннахра и Восточного Туркестана.

В конце XI века Караханиды подпали под власть Сельджукидов, а их отдельные
правители были вассалами Газневидов и Каракитаев.

Великие каганы единого каганата

Кюль Бильге Кадыр-каган   ок. 840—?

Базыр Арслан-хан ?—924

Абд ал-Карим Сатук Бугра-хан 
 924—955

Байташ Муса-хан 
 955—975

Абу-л-Хасан Али Арслан Кара Тонгн-хан
 975—998

Ахмад I Арслан Кара-хан (или Тоган-хан I) 998—1017

Мансур Арслан-хан  1017—1024

Ахмад Тоган-хан II  1024—1026

Йусуф I Харун Кадыр-хан 
1026—1032

Великие каганы Западного каганата, 1041/2—1212 гг.

Мавераннахр и западная часть Ферганы.

Мухаммад Айн ад-даула 
1041—1052

Ибрахим I Бори-тегин Тамгач-хан
 1052—1068

Наср I
1068-1080

Хидр 1080-1081

Ахмад I
 1081-1089

Йакуб 1089-1095

Масуд I
 1095-1097

Сулайман  Ю97

Махмуд I 
1097-1099

Джибраил 1099-1102

Мухаммад II 1102-1129

Наср II  1129

Ахмад II 
1129-1130

Хасан  1130-1132

Ибрахим II  1132

Махмуд II  1132-1141

Ибрахим III 1141-1156

Али 1156-1161

Масуд II 
1161-1178

Ибрахим IV 1178-1204

Усман 1204-1211/2

В 1212 году хорезмшах Мухаммад захватил Самарканд и казнил его правителя
Усмана. Вскоре он казнил и других ханов Западного каганата.

Великие каганы Восточного каганата, 1032—1211 гг.

Талас, Исфиджаб, Шаш, Семиречье, Кашгар, восточная часть Ферганы.

Сулайман  1032-1056

Мухаммад I   1056-1057

Ибрахим I  1057-1059

Махмуд 
1059-1074

Умар  1074-1075

Хасан (или Харун) 1075-1103

Ахмад (или Харун) 1103-1128

Ибрахим II   1128-1158

Мухаммад II 1158-?

Йусуф II
 ?—1211

Мухаммад III 1211

Владения династии завоёваны каракиданьским правителем Кючлюком в 1211 году.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с.
568-570.

Кимакский каганат (конец IX — начало XI вв.)

13.09.2015

По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизи писал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII-начале IX кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству.

Западнотюркский каганат (603-704 гг.)

13.09.2015

Западнотюркский каганат занимал территорию от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги на северо-западе, от Иртыша до Амударьи. Столицей каганата и зимней ставкой кагана был город Суяб на реке Чу, летней ставкой — Мынбулак в Жамбылской области. Этнопо логический костяк каганата составляли «десять племен» — «он ок будун». состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Первым правителем был Тардуш (Даго). Он напал на племена теле на Алтае подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагане Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.).

Внешняя политика и хозяйство

Правители карлуков вели активную внешнюю политику. Они изгнали арабов из Ферганы и среднего течения реки Сырдарьи. К 775 году овладели Кашгарией. В 791 году карлуки потерпели поражение от уйгуров в битве под Бешбалыком, а ещё через год последовало поражение от арабов под Ферганой.

В 798 году западные карлуки были завоёваны уйгурами, а в 812 году каганат потерпел от них ещё одно крупное поражение. Правитель-джабгу бежал в верховья Иртыша. Трудный период закончился в 840 году, когда Уйгурский каганат был разгромлен енисейскими киргизами. Это событие привело к освобождению Карлукского каганата от уйгурского влияния. Племена уйгуров переселились в Турфанский оазис на территории современного Китая.

В том же 840 году джабгу селения Испиджаб, Бильге Кадыр-хан, принимает титул кагана. В этому времени карлуки контролировали не только огромные степные и горные пространства Средней Азии, но и 25 городов, большая часть которых находилась на Великом шёлковом пути. Усиление Карлукского каганата в середине IX века вызвало опасения у его юго-западного соседа — Саманидского государства. В конце века войско Саманидов захватило город Тараз и заставило его население принять ислам. Карлукский каган перенёс свою ставку восточнее, в Кашгар.

История государства карлуков закончилась в 940 году, а последним его правителем стал Сатук Богра-хан, основавший в 942 году Караханидский каганат.

Кратко основные сведения о каганате карлуков можно представить в таблице.

Время существования

С 756 или 766 по 940 год

Столица

Суяб, Баласагун

Религия

В основном тенгрианство, в меньшей степени ислам

Соседи

Уйгуры, Саманиды, арабы

Ключевые правители

Том Бильге

Бильге Кадыр-хан

Сатук Богра-хан

Религией Карлукского каганата было тенгрианство. Сатук-Богра-хан исповедовал ислам. Недостатком каганата была слабая централизация власти. Оно управлялось военно-административными методами. Правящая аристократия имела строгую иерархию, карлукские племена делились по принципу значимости.

Рис. 3. Карлуки Суяб.

Что мы узнали?

Для понимания истории Средней Азии следует представлять себе её хронологию, то есть когда и где существовали государства, как правило, каганаты. Одним из них был Карлукский каганат, просуществовавший почти 200 лет преимущественно на территории современных Казахстана и Кыргызстана.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Тюркский каганат (553-603 гг.)

13.09.2015

На территории от Алтая до Каспийского моря возникло одно из первых феодальных государств — Тюркский каганат. Население составляли тюркоязычные племена теле (общее название тюркских племен), в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Судя по китайским летописям, от «теле» произошло название «тюрк». Первое упоминание этнонима «тюрк» — в 542 г. в китайских источниках. Основатель тюркского каганата — Бумыньчсаган. Тюрки зависели от Жужанского каганата и платили дань железом. Заключив союз с китайцами, в 552 году Бумынь разгромил жужаней (авар). Бумыню был присвоен титул «елхан» — «всенародный хан». При тюркском кагане Мукане в 553 году жужани потерпели сокрушительное поражение, тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, ежегодно 100 тюков шелковой ткани.

Культура и быт каганата Карлукского каганата.

Материалы » Государства раннего средневековья Казахстана » Культура и быт каганата Карлукского каганата.

Хозяйство каганата в основном развивалось по двум направлениям, первое – полукочевое и полуоседлое скотоводство, второе – полуоседлое земледелие.

Карулки, занимавшиеся скотоводством, летом находились на жайляу в горах Алтая и Уйсунского Алатау, а осень и весной проводили у подножья этих гор. Зимой перекочевывали в густые тугаи (приречные леса) на берегах озера Балхаша, рек Или, Чу, Талас, Сырдарья.

По сведеньям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым источникам они не употребляли верблюжье мясо.

Население занималось и охотой. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаша и Алаколь.

Второе направление хозяйства – полуоседлое земледелие являлось как бы продолжением первого. Наиболее многолюдные места зимовок, находившиеся на богатых земледельческих угодьях, часто разрастались в крупные города. Например, археологи утверждают, что город Тараз появилься на месте карлукского поселения. Постепенно с переселением сюда согдийцев поселение стало расширяться и превратилось в город. Поэтому в Карлукском каганате город Тараз стал второй столицей. Населением в основном состояло из оседлых жителей – тюрков-карлуков. Об этом свидетельствуют и арабские письменные источник. Так, например, неизвестный автор исторического труда “Худуд аль-алам” писал, что на территориях, населённых карлуками, много городов и оседлых поселений. Также отмечается, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар и др. Как писал арабский автор аль-Идриси: “В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия”.

В период существования Карлукского каганата хозяйственное развитие кочевого и полукочевого скотоводства и земледелия, а также оседлая жизнь в городах и поселениях были тесно взаимосвязаны.

Культура населения каганата этого периода представлена двумя направлениями. Первое – материальная культура и второе – духовна культура.

Материальная культура состоит из предметов и изделий, удовлетворяющих материальные потребности народа. К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудие труда. Наряду с использованием юрт карлуки строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева, рыли также землянки.

В результате тесных связей кочевых карлуков с оседлым населением Средней Азии в их материальной культуре произошли значительные изменения. Кроме того, большое влияние оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата.

К духовной культуре относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение. У карлуков была распространена такая традиция, устанавливать каменные изваяния на могилах предков.

Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» 1714г. и
«Табели  о рангах» 1722г.

При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых”. Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его …

Сенат при Елизавете
Петровне, Петре III, Екатерине II и Павле I

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием …

История

Образование

Первые сведения о карлуках относятся к V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII века в состав карлукского объединения вошли: булак, чигиль, ташлык. Титул вождя объединения — эльтебер.

В VI—VII вв. в Средней Азии и в Поволжье складываются тюркские языковые группы: булгарско-хазарская, западнотюркская (огузская), карлукская.

Правители семиреченских и тохаристанских (бадахшанских) карлуков именовались в VII-VIII вв. то ябгу, то джабгу.

В 742 году карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744—840).

В 746 году карлуки потерпели поражения от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье. В середине VIII века между карлуками и огузами развязалась война за тюргешское наследство. Огузы в этой борьбе проиграли и ушли к Сырдарье, а карлуки остались в Семиречье создали раннефеодальное государство — Карлукский каганат.

Правители карлуков стали носить титул ябгу (джабгу на карлукском наречии).

Политическая история

В 758 году карлуки начали наступление в Семиречье против тюргешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Тюргеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. В —775 годах карлуки захватили Кашгарию.

Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжёлыми поражениями.

В 791 году уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 году уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 году джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам.

В 840 году енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат, карлукам удалось освободиться. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости, и карлукский джабгу правитель Испиджаба Бильге Кюль Кадыр-хан открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул «каган».

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов. Правитель Самарканда объявил «священную войну». В конце IX века Саманиды захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам. Ставка кагана перенеслась из Тараза в Кашгар.

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма — и Карлукский каганат перестал существовать.

Карлукский ябгу создал здесь свое государство, положившее основу для рождения Караханидского каганата.

Общественное устройство

Карлукский каганат представлял собой систему, где племена владели уделами. Это препятствовало централизации власти и власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, руководившие крупными племенами, стремились упрочить свои фактически независимые владения.

В государстве была военно-административная система правления, было социальное и сословное неравенство, общество делилось на богатых и бедных. Большая часть населения состояла из родовых общинников, которые были зависимы от власти имущих. Система господствовавшей аристократии имела строгую иерархию. Роды и племена карлуков разделялись по своей значимости.

Правящая карлукская знать владела не только пастбищами, но и городскими центрами, так в персидском географическом сочинении X века «Худуд-аль-Алам» упоминается о том, что в стране карлуков насчитывается 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерке, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барысхан, Сикуль, Талгар (Тальхиз) и другие. Столица и большинство городов карлуков находились вдоль «Великого Шёлкового Пути» и были важными культурными и экономическими центрами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: