«людмила»

«Вестник Европы»

За несколько лет Жуковскому удалось приобрести известность в литераторских кругах. В 1807 году ему предложили должность редактора журнала «Вестник Европы». В нескольких номерах этого издания присутствовали исключительно стихотворения Василия Жуковского. Затем появились произведения Батюшкова, Дмитриева, Вяземского, Давыдова. Редактор журнала преследовал цели не только эстетические, но и общественные. В «Вестнике Европы» публиковались статьи на политические и социальные темы. Но с 1809 года цензуру журнала осуществлял Московский университет, в результате чего некоторые отделы издательства были закрыты.

Первые публикации

Вышеупомянутый Андрей Тургенев познакомил нашего героя с сочинениями немецких романтиков. Этим и вызвано было желание овладеть в совершенстве языком Гете. Молодой Жуковский занимался переводами и писал собственные произведения, часть которых была опубликована в университетском литературном журнале.

В 1799 году его сочинения, наряду со стихами и баснями других талантливых выпускников пансиона, были опубликованы в сборнике «Утренняя заря».

По результатам выпускных экзаменов Василий Жуковский был удостоен серебряной медали. Его имя поместили на мраморную доску, расположенную у входа в учебное заведение. Вдова Бунина подарила воспитаннику в честь окончания пансиона собрание сочинений Дидро.

Главные герои и их характеристика

В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.

Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.

В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.

Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.

Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.

История написания и идея автора

Основой сюжета «Светланы» стало обращение к творчеству Бюргера. Это немецкий поэт, одно из произведений которого Жуковский и выбрал, как опору, в написании новой баллады. Интересно, что Василию Андреевичу всегда казалось, что россияне не должны оставлять без внимания творчество Запада, и даже брать его за основу, однако, свою работу нужно делать, смотря на все через призму понимания русского характера и народных обычаев.

Особенность жанра, в котором писал Жуковский, требовала от автора обращения к сказкам, легендам и фантастике. Тщательный анализ баллады «Светлана» дает нам четкое понимание того, что это произведение не похоже ни на какие другие, с виду подобные, и это еще больше заставляет читателя вдумчиво и с уважением отнестись к уникальной идее Жуковского.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви,
  • веры в Бога,
  • предсказаний.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке»

И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение

Тема

В центре повествования баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед ее глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Мишенское

В этой деревне находилось имение Буниных, здесь неподалеку проживали и Юшковы, сыгравшие решающую роль в судьбе Василия Андреевича Жуковского. Интересные факты из жизни поэта: когда он был отроком, слышал от учителей обвинения в неспособности к наукам, когда повзрослел, столкнулся с непониманием — бросить службу ради литературного творчества казалось многим нелепым поступком. Даже верный друг Жуковского Тургенев не раз говорил о том, что сочинительство легко можно совмещать со службой в конторе. Но у основоположника русского романтизма на этот счет были свои взгляды.

В Мишенском он занимал странное положение — нечто среднее между гувернером и родственником. Он давал уроки дочерям сводной сестры. Жалованье, конечно, не получал. Но Жуковского это не огорчало — теперь он имел возможность заниматься тем, что приносила ему удовольствие, а именно литературным творчеством.

Он переводил на русский язык произведения западных романтиков и показывал результат работы Карамзину. Тот критиковал, давал советы, вносил правки. В честь собственного двадцатилетия поэт написал стихотворение «К моей лире и к друзьям моим».

Жуковский, как истинный романтик, грустил, страдал от одиночества. А после смерти друга Андрея Тургенева и вовсе пал духом. Но сочинительство не бросил. Более того, после смерти друга стал писать еще более проникновенные, утонченные произведения.

Соляная контора

После выпуска Жуковский некоторое время жил у Юшковых, которые выделили ему две комнаты на верхнем этаже своего дома. Он по-прежнему вставал каждый день в пять утра. На менее трех часов посвящал сочинительству, затем отправлялся на службу. Он работал в соляной конторе.

В этот период Жуковский активно занимался переводами. Он познакомился с одним издателем, который регулярно делал заказы, но платил не деньгами, а книгами. Так в библиотеке Жуковского появились сочинение Лесинга, Смита, Бонее и прочих прозаиков и поэтов 18-19 века.

Служба в конторе тяготила молодого поэта. Не складывались отношения с сослуживцами и начальством. Все же карьера Василия Жуковского была более чем успешной. В 1800 году он получил должность губернского секретаря, а вскоре, вопреки правилам Табеля о рангах, пополнил ряды титулярных советников.

Несмотря на свой успех, Жуковский мечтал бросить службу, о чем не раз писал матери и Буниной. Они не понимали его творческих исканий и нередко упрекали в лишней трате денег на книги и театр. Кроме того, Жуковский мечтал уехать из Москвы, обосноваться в Санкт-Петербурге. В Северную столицу в 1801 году уехал Тургенева, после чего у поэта в Первопрестольной не осталось друзей.

В этот период Жуковского связывали романтические отношения с его дальней родственницей. Но в 1802 году ее выдали замуж за состоятельного дворянина. Отношения поэта с этой девушкой Тургенев позже сравнил с чувствами Петрарки и Лауры.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Сочинение анализ по поэме Светлана Жуковского

Эта поэма очень романтична и мистична… Она похожа на современный фильм «триллер».

Главный герой – девушка. Наверняка, она прекрасна, хотя её портрету, раскрытию характера не уделяется много внимания. Зовут её Светланой. В других поэмах Жуковского, мы касались этого на уроках литературы, тоже в центре внимания прекрасные девушки, с которыми происходят странные вещи.

В этой поэме все разворачивается во время гаданий. Это всегда такой момент тонкий – переходный. То есть человек связывается с потусторонним миром, просит что-то, хочет узнать то, что ему, возможно, знать и не стоит… Когда гадали на Руси, крестик нательный снимали, иконы завешивали.

Про гадание, которое показано в поэме, я слышал. Девушка садится перед зеркалом, зажигает свечу в темноте. Понятно, произносит заклинание… И всматривается в темноту, стараясь увидеть свой ответ.

И вот привиделось Светлане! Сначала глаза какие-то зловещие за спиной. Слышится ласковый голос «любимого». После она оказалась около церкви, перенеслась туда на санях. Как будто её жених за ней приехал. И вот видит в церкви поп кого-то отпевает. Дальше они приезжают к заснеженной хижине, заходит, а там – гроб. И видит своего бледного жениха мертвецом. И он, как зомби, поднимается из гроба к ней, зовёт её. Понятно, что если у них были отношения, а он погиб, то дух его не очень доволен, хочет забрать её с собой. Тут кульминация поэмы, героиня, собственно, поставлена перед выбором – уйти в мир иной со своим женихом или остаться жить без него. Но Светлана, конечно, не желает умирать! Тем более, всё получается так странно – не дух, не ангел к ней прилетел, а какие-то нечистые силы. Возможно, они просто манят её, обманывают, а после не будет всё равно она с женихом, а окажется одна в аду. Она всё время молится, а в последний момент светлый голубь её спасает от мертвеца.

Слог поэмы достаточно уже лёгкий, приятный, даже мелодичный. Много устаревших слов, что не удивительно, полно народных мотивов. Напоминает страшную сказку.

К счастью, как опять в кино, она просыпается. Заснула перед зеркалом, просто видела страшный сон.

6, 7, 9 класс

Анализ стихотворения Светлана по плану

Детство

Законная жена Бунина, безусловно, знала об отношениях мужа с молодой турчанкой. Более того, она относилась к Васе как к родному. Незадолго до того как Сальха родила мальчика, при странных обстоятельствах погиб старший сын Буниных — молодой человек, продававший большие надежды.

Для Васи наняли учителя — малообразованного немца (конюхов, пекарей, кондитеров, парикмахеров, выдающих себя за педагогов, по российским просторам сновало немало). Обедневший дворянин Жуковский, давший будущему поэту свою фамилию, однажды стал свидетелем сцены: мальчик стоял голыми коленями на горохе и горько плакал, а немец тем временем размахивал розгой. Андрею Григорьевичу не понравились такие педагогические методы. Он пожаловался Бунину и немца уволили. За воспитание Васи взялся его названный отец.

Позже в жизни будущего поэта появился учитель Феофилакт Гаврилович Покровский. Это был 27-летний философ, восхищавшийся Руссо и мечтавший о деревенском уединение. Своего подопечного он считал лентяем и бездарем.

Бунин скончался в 1791 году. Незаконному сыну он ничего не оставил, но наказал жене заботиться о нем. Бунина после смерти мужа передала Елизавете десять тысяч рублей на образование сына.

Тематика и идея

Как в любом романтическом произведении того времени, в балладе переплетаются фантазии с реальностью, день противопоставлен ночи. Основная часть баллады написана, как сон Светланы, поэтому большинство образов представлены смутно. В произведении подняты несколько злободневных тем:

  1. Любовь — главная тема, движущая всем сюжетом баллады. Это чувство заставляет Светлану, православную девушку, обратиться к гаданию. Именно любовь дает ей силы на ожидание, надежду на возвращение ее жениха. Благодаря этому высокому чувству, Светлана и ее жених смогли преодолеть испытание, посланное им судьбой — от разлуки их любовь стала только сильнее, а взаимосвязь крепче. В результате у них впереди свадьба и большое семейное счастье.
  2. Вера. Светлана — девушка глубоко верующая в Бога и его доброту. Она искренне верит, что сила молитвы поможет сохранить ее любимого. Вера спасает девушку от мертвеца и его адских объятий. В первоисточнике главной героине, Леноре, этого не удается избежать.
  3. Гадание. Тема раскрывается очень своеобразно. Гадание представлено не наяву. Светлана видит не отражение в зеркалах, а видения предстают ей во сне. Еще один важный момент — во время гадания необходимо снять крест, чтобы иметь возможность полностью увидеть потусторонний мир и все, происходящее в нем. Однако, Светлана даже по время мистического гадания, продолжает молиться, держа в руке свой крестик. Это не позволяет девушке провести обряд гадания в полной мере.

Поэт кратко затрагивает в своем произведении проблемы веры и религии. Он прекрасно понимает, что русский народ не может быть православным полностью. Он посещает церковь, читает молитвы, обращается к Богу и верит в него. Но вместе с этим, он также усердно отмечает и языческие праздники — Новый год, Масленицу и другие. К тому же люди верят в приметы:

  • они трижды плюют через плечо, чтобы их не сглазили;
  • не едят пищу с ножа;
  • перед дальней дорогой обязательно присаживаются.

«Светлана» — яркий образец баллады. В ней описаны все переживания главной героини, ее чувства, произведение наполнено мистическими событиями. Еще большей таинственности привносит в нее природа. Новаторство в произведении Жуковского — это собирательный образ русского человека. Он показал все его характерные черты:

  • покорность судьбе;
  • преданность;
  • искренность;
  • понимание;
  • грусть.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

Характеристика главных героев

В балладе на первый план выведен главный образ единственного персонажа — Светланы. Все остальные герои имеют расплывчатые черты, так как находятся в дымке ее сна. Охарактеризовать их крайне трудно, все они подобны декорациям и не имеют особого веса.

Главный лирический герой — девушка по имени Светлана. В начале повествования она представлена читателю встревоженной и печальной: ее беспокоит судьба ее возлюбленного. Все подруги Светланы веселы и беспечны, а в ее сердце нет места веселью и забавам. Целый год девушка находится в неизвестности. Она горячо молится и продолжает надеяться, что с ее любимым все будет хорошо. Однако девичье любопытство берет верх, Светлана решает погадать и заглянуть в будущее в крещенский вечер.

Жуковский описывая поведение своей героини, выказывает свое положительное отношение к ней, считает образцовой, хотя и не совсем идеальной. Светлана не похожа на других девушек некоторыми чертами характера.

В отличие от оригинальной Леноры, девушка не ропщет на Бога, когда получает известие о смерти своего жениха. Напротив, она продолжает горячо и искренне молиться Спасителю. Увидев во время гадания страшные сцены, она была крайне напугана, но не поддалась отчаянию. Однако, героиня не обвиняет Бога в том, что он не слышал ее просьбы и моления, они готова нести свой крест, смирившись со своей горькой судьбой.

И за свою веру, стойкость, надежду Светлана вполне награждена — ее возлюбленный вернулся к ней. Чистая строчки, где описывается возлюбленный Светланы, читатель получает образ честного и порядочного человека, верного своему слову. Он вполне подходит в качестве жениха для такой доброй и любящей невесты.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».

Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».

Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».

Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».

Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: