1905,история тюркского каганата: кратко

Введение

Весной 971 года Цимисхий, один из лучших полководцев десятого века. Вторглись в Болгарию. В то же время флот, оснащенный греческим огнем, отрезал отступление русских и предотвратил подход подкреплений с левого берега Дуная. 12 апреля Цимисхий осадил Креслав, а 14 апреля императорская армия уже вошла в город. Царь Борис был взят в плен, а болгарская казна попала в руки Цимисхия.

Византийская империя развернула широкую кампанию против русских, выступив в роли освободителей болгар от «тирании» Святослава. К Борису относились как к царю Болгарии. Часть болгарской знати была деморализована падением столицы и пленением своего царя, а потому отошла от Святослава. Многие крепости и города сдались Цимисхию без сопротивления. Князь срочно вызвал в Доростол русские гарнизоны из других городов и крепостей. Святославу пришлось прибегнуть к репрессиям, так как среди доростольской знати появились антирусские настроения: часть бояр была казнена, часть брошена в тюрьму.

В конце апреля императорская армия осадила крепость. Флот блокировал Доростол со стороны Дуная. Венгры и печенеги к тому времени уже покинули Святослава. Осада продолжалась 3 месяца, в течение которых русские постоянно совершали вылазки. Осажденные страдали от голода, и к Цимисхию постоянно посылались подкрепления. 21 июля состоялась последняя битва Святослава с Цимисхием, в которой князь был тяжело ранен, а русские отступили за стены. Византийцы считали победу достигнутой «сверх всяких ожиданий»

Святославу пришлось прекратить сопротивление и начать переговоры, на которые Цимисхий охотно откликнулся. Согласно договору, заключенному в Доростоле, Святослав должен был покинуть Болгарию и никогда больше не посягать ни на эту страну, ни на византийские колонии в Крыму. В случае необходимости князь обещал оказать военную помощь. Русским русским разрешалось свободно покидать территорию Болгарии, византийцы снабжали продовольствием всю армию и обязывались дружественно относиться к русским купцам.

Хотя попытка России распространить свое влияние на Болгарию не увенчалась успехом, авторитет русского государства значительно возрос, несмотря на поражение, в глазах византийцев.

После утверждения Доростольского договора экономические и политические отношения между Византией и Россией возобновились. Русская летопись сохранила легенду о переговорах князя Владимира с империей о принятии христианства в качестве государственной религии.

В 986 году Византию в Европе теснили болгары, а в Азии-мятежник Варда Фока. Василий II обратился к России за военной помощью, согласно принятому договору. Русские согласились помочь, но с условием: выдать за русского князя Порфирия княгиню Анну. Русские, и прежде всего князь, обязались принять христианство.

Учитывая условия жизни того времени, тесная связь с имперским Омом означала значительное повышение авторитета России на международной арене.

Весной 988 года на помощь Василию из России прибыл 6-тысячный корпус. Летом 988 года русские приняли участие в разгроме войск Фоки при Хрисополе. Благодаря этому положение Василия значительно укрепилось. Однако император не спешил выполнять свою часть соглашения: княгиня все еще не была отправлена в Россию. Чтобы заставить Василия сделать это, Владимир в 989 году осадил Херсон. В то же время русский корпус громил главные силы Варды Фоки. Чтобы избежать углубления конфликта и желая вернуть крымские колонии, Василий II отправил царевну Анну во Владимир. Брак, которому предшествовало принятие Владимиром христианства, по-видимому, состоялся летом 989 года, когда Владимир начал крестить языческое население своего государства. Среди духовенства, принимавшего в этом участие, были митрополиты и епископы, присланные Василием из Византии.

Среди византийских дипломатов испытанным средством была политика христианизации. Болгария, принявшая христианство от греков, в конце концов была подчинена империи. Однако с Россией планы империи не могли простираться так далеко. Но византийское правительство явно рассчитывало на политическое первенство, но этого не произошло. Ни христианство, ни родственные связи не могут подчинить Россию интересам Империи. Русское государство, поставленное в один ряд с самыми могущественными христианскими державами Европы, больше выиграло от этого союза. Попытки представить Россию в составе Цыганской империи ни к чему не привели и не причинили никакого вреда русскому государству.

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюрки освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. Зимовали они на окраинах Или, Чу, Таласа и Сырдарьи.

Легенды о происхождении тюркского народа

В 552 году в Средней Азии зародилась великая кочевая империя, именуемая Первым тюркским каганатом. За двадцать лет тюркское государство превратилось в самую влиятельную евразийскую державу с границами, простирающимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Каган Истеми – правитель каганата, установил равные политические и торговые отношения с «мировыми правителями» того времени:

  • Сасанидским Ираном
  • Византией,
  • царствами Северного Китая.

Северное Чжоу и Северная Ци фактически стали данниками каганата.

Существует несколько легенд о происхождении тюрков.

Согласно одной легенде, древние тюрки произошли от мальчика – потомка «отдельной ветви Дома Хунну». Когда все его родственники были убиты воинами из соседнего племени, мальчику отрубили руки и ноги и бросили в болото умирать. Там калеку нашел и накормил волк. Одним из детей взрослого мальчика и волка был Ашина – «человек больших способностей». Его потомок Асянь-шад переехал на Алтай. На новом месте он и его сородичи смешались с местными жителями и образовали новый народ – тюрок, правящим кланом которых был клан Ашина. Бумынь – потомок Асянь-шада и основал Первый турецкий каганат.

Согласно другой легенде, предки тюрков происходили из племени Со, некогда жившего к северу от хунну. У ее лидера Апанбу было 70 братьев, старший из них, Нишиду был рожден волком и обладал исключительными способностями. Ему соответствовали и его жены:

  • дочь зимы,
  • дочь лета.

Дочь лета подарила ему четырех сыновей, и один из них, Нодулу-шад, взявший имя Тюрк, правил над горами Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина был самым младшим из них. После смерти отца его силу должен был унаследовать тот из сыновей, кто выше всех вспрыгнет на дерево. Ашине это удалось. Став вождем, он взял себе имя Асянь-шад.

Боевое искусство Тюркского каганата

Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии. «Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы  управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.

Это интересно: История Украинской Православной Церкви — внимательный взгляд на вопрос

История

Зарождение

По некоторым источникам, в виде записанных древних легенд Тюркский каганат берёт своё начало в период расцвета Жужаньского каганат, когда в горах Алтая появляется община шариков, которая работает на Жужаньское государство, выплавляя металлы и собирая урожай. В какой-то момент времени, приблизительно в V век нашей эры общество восстало и создало своё государство, которое просуществует до начала VI века и снова ассимилируется в Жужаньское ханство.

В следствии в регионе снова стали зарождаться идеи независимости народа, который только недавно стал иметь самоназвание — «тюрки». До середине 6-го века тюрки были вынуждены работать на Жужаньское государство до 545 году, в котором тюрки восстают против своего владельца и создают своё государство, позже ставшее известным как Тюркский каганат в 552 году.

Золотой век

В 551 году восставший против Жужаньского каганата Тюркское государство мучает первого, предварительно сговорившись с китайским царством Западная Вэй, однако окончательно уничтожить Государство Жужаней удалось лишь в 50-ых годах VI века. Разгромив некогда своего поработителя и бывшего гегемона степной части Азии Тюркский каганат становится новым владыкой Азии. С этих пор Тюркский каганат будет совершать набеги и походы, в последствии которых захватит почти всю Азию, и будет контролировать огромную и продолговатую территорию.

В 555 году Тюркский каганат завтракает более слабым и беззащитным племенным страношариком, известным как Усуни. После победы над ним, каганат получает Аральское море. Через три года Тюркское государство совершает очередной поход в сторону Волги, на удивление в котором сталкивается с сильным сопротивлением местных племён. Лишь спустя несколько лет их удалось оттеснить на запад и заставить присоединиться к Файл:Аварское ханство-icon.png аварам. Тюрки всё же дошли до реки, но переходить не стали.

В 60-ых того же века Тюркский каганат встречает Империю Сасанидов, более известную как просто Иран, и практически сразу же заключает пакт о совместном нападении на Государство Эфталитов, мешающему обоим державам. Окончательно убить Эфталита удалось лишь в 567-ом под Бухарой. Победа над Абделами и Согдом ознаменовала для Тюркского государство только контроль над всей Средней Азией, но и контроль над торговыми путями Великого Шёлкового пути.

Смерть

После серий побед в Азии, Тюркский каганат решается на пробивание окна в Европу, и первым европейцем, с кем удалось завести отношения была Византийская империя, заинтересованная в торговых союзах с тюрками, и возможно, с другими азиатскими государствами, но только не с Ираном, который выразил протест Тюркскому каганату в ответ на укрепление дружбы с Византией.

Тюркский каганат в тайне подписал с Византией в Константинополе не только торговый союз, но и военную поддержку каганату в случае войны с Персией. Позже обе империи прижали Государство Сасанидов к углу и заставили выплачивать бабки каждый год, да торговле не мешать.

В 575-ом Иран желает отомстить тюркам и с Византией, которой любой договор всё равно пойдёт в пользу, подписывает военный пакт для атаки на государство тюрков. Через год озлобленный на предательскую политику Византии и жалкие попытки Ирана свергнуть гегемона Тюркский каганат жестоко убивает Боспорское царство, вассала и верного друга Византии. Походы на Крым и Кавказ принесли каганату лишь пользу, так как теперь тюрки владеют над ещё большим количеством торговых маршрутов Великого Шёлкового пути. Тем не менее, боевой дух войск каганата падает, и в государстве тюрков разгораются социальные конфликты, после повлекшие за собой беспорядки в 80-х годах VI века.

Заболевший тяжелой и неизлечимой болезнью в виде междоусобицы и наступление Китая на границы каганата Тюркский каганат умирает и распадается на два своих преемника — Западный и Восточный тюркские каганаты. Первый, в итоге, погибнет через несколько десяткой лет из-за всё тех же ошибок, что совершил его отец, а также из-за китайцев.

Политическая и социальная ситуация

Первым правителем кагана был Тардуш (Дато). Политическое господство Западно-тюркского каганата особенно усилилось в годы правления кагана Шегу (610-618) и кагана Тона (618-630). Каган Шегу расширил границы на востоке до Алтая, на западе дошел до реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон, с целью захвата новых земель, совершал военные походы в западном направлении. Он заново реформировал систему управления в Средней Азии и назначал сборщиков налогов из числа местных жителей, назначая их на должность «селифов». Следил за калифоми его войной. Чтобы удержать крупные города в полном подчинении, каган прибегал к различным методам. Например, чтобы закрепить город Самарканд под своим подчинением, Тон выдал свою дочь замуж за его правителя и объявил его своим заместителем (губернатором). Многих местных правителей он назначал подобным образом. Такая тактика правления укрепляла политическое и экономическое положение каганата.

Под “он Ж Будун” подразумевается господствующая система управления племенами Насеби и баррель. Такая система правления не только не способствовала укреплению власти, но даже ослабляла ее. По мере того как борьба за власть между племенами разгоралась все сильнее. Одна из таких войн между племенами продолжалась довольно долго-с 640 по 657 год. Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу. Войска, собранные из тюркских племен, неоднократно поднимались на борьбу с китайскими захватчиками, но каждый раз терпели поражения. Только в конце VII века под руководством вождя племени тюргеш Ушлика был предпринят ряд успешных походов против империи Тан. Эти победы привели к закреплению роли тюргешских племен среди других племен и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.

В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии.

Система правления каганата носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть передавалась по наследству от одного члена династии каганов другому. Нижний уровень власти находился в руках представителей знати, назначаемых каганом. Третий уровень власти был сосредоточен в представителях знати из рода самого кагана. Им были даны титулы ябгу, шад и Эльтебер. А испытания проводили буруки и Тарханы. Главной опорой кагана были беки. Простых простолюдинов пастухи называли “Кара бодони”, что эквивалентно понятию “простой народ”. У кагана существовала обязанность » кровного долга”, согласно которой людей распределяли на обязательную воинскую службу. В тюркском обществе существовало выражение » без татар нет тюрков”, под татами понималось оседлое население Жетысу, завоеванное турками, они считались подчиненным или вассальным народом. Кроме того, в Тюркском каганате существовал

Отношения

Друзья

  • Западная Вэй — хоть он и представитель жалкого Китая, отношения у меня с ним пошли только на лад. Мы смогли договориться о военном альянсе и вместе разгромили Жужаньский каганат.
  • Ташкент — плод моего труда. Наверно, единственный выживший среди остальных моих городов сын, который далеко пошёл.
  • Республика Алтай и Алтайский край — мои дальние потомки, которые каким-то образом оказались под какой-то Россией. Ничего о них не могу сказать. Единственное, что я хочу, так это то, чтобы они бережно охраняли мои прекрасные Алтайские горы.
  • Таджикистан — один из потомков. Строил на его будущей глине города и развивал поля.
  • Кыргызстан — один из моих самых близких родственников, нас многое с ним связывает.
  • Туркменистан — слышал, он белокаменные дворцы строит направо и налево. Наверно, меня почитает.
  • Узбекистан — спасибо, что ухаживаешь за Ташкентом, хоть я и не совсем знаю, кто именно ты такой. Очередной родственник из далёкого будущего.

Враги

  • Жужаньский каганат — ты долгое время не давал спать моему народу. Тоже самое ждёт и твой, но это будет куда жестче.
  • Государство Эфталитов — аррх! Да расколитесь вы уже, племена поганые.
  • Империя Сасанидов — мой старый друг, который выбрал не ту сторону. Сначала отговаривал меня от отношений с европейцами, за что был наказан и был вынужден платить налоги. Вскоре он сам же выбрал европейский зад и поставил сразу несколько гвоздей в крышку моего гроба.
  • Византийская империя — европеец, с которым мне удалось заключить торговый союз… Пока не пришёл гадкий и трусливый Иран, развязавший между нами конфликт и выбравший твою подлую и жадную сторону. 1453 — лучший год.
  • Тан — урод, который частенько поджирал мою глину. Справься, сначала, со своими проблемами в Китае.
  • Омейядский халифат — он до меня не смог дойти, что и хорошо наверное. Больно уж мне не нравится этот ислам. Да и сам этот Омейяд какой-то жестокий.

Список литературы

  1. История Татарстана, изд. Им. Султанбекова Б. Ф. , Казань, Тарих, 2001 — 544 с.
  2. Мифтахов З. З., Мухамадеева Д. С. История Татарстана и татарского народа, Казань, Магариф, 1995-410 с.
  3. Рашитов Ф. А. История татарского народа, Саратов: Детская книга, 2001-210 с.
  4. Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век), Казань, Татарское книжное издательство, 1999-310 с.
  5. Тагиров И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана, Казань, Татарское книжное издательство, 2008-384 с.
  • Реферат на тему: Толерантность как основа психологической защищенности
  • Реферат на тему: Идеология реформ Петра Великого и Екатерины Великой: сравнительная характеристика
  • Реферат на тему: Европейское просвещение и российское просветительство
  • Реферат на тему: Самый долгий промышленный секрет: ликвидация китайской монополии на производство фарфора (Германия, Франция)
  • Реферат на тему: Феномен чина в России
  • Реферат на тему: История древнерусского права
  • Реферат на тему: Библия и наука: согласие и противоречие
  • Реферат на тему: История развития предмета микроэкономики
  • Реферат на тему: Отношения России и стран Бенилюкса
  • Реферат на тему: Экономико-политический прогноз развития России до 2020 года
  • Реферат на тему: Международные организации и их назначение (сущность, основные направления деятельности)
  • Реферат на тему: Политика перестройки — причины, ход, результаты (1965-1991)

Ранняя история каганата

В 545 году племена телессов снова восстали против жужаней. Главой нового государства стал правитель тюрков Ашина Бумынь. В 551 году Бумынь заключил союз с китайским королевством Западная Вэй и, победив жужаней, принял титул «ильхан» («владыка народов»).

После смерти Бумыня в 552 году на престол взошел его сын, который принял титул Кара Иссык каган, нанесшего полное поражение жужаням. После победы каган умирает при загадочных обстоятельствах и государством управляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужане снова потерпели поражение, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В 554 году младший брат Бумыня Истеми-каган организовал поход на запад. Ослабленные набегами жужаней усуни не сопротивлялись и уже в 555 году войска Истеми вышли к Аральскому морю. Однако племена эфталитов и уар, живших к северу от Аральского моря, упорно сопротивлялись и не были покорены до 558 года. Тюрки достигли Волги, но не переправились через нее.

В 561 году был заключен союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важный район – Тохаристан. В 565 году тюрки выиграли битву при Нахшабе, Согд присоединили к каганату. В 567 г. под Бухарой тюрки разбили эфталитов.

Завоевав Среднюю Азию каганат получил контроль над значительной частью Великого шелкового пути.

Согдийцы и тюрки хотели наладить торговые отношения с Византией, но им мешал Иран. В связи с этим в 568 г. Истеми-каган направил в Константинополь посольство. В результате переговоров с византийским императором Юстином II было подписано торговое соглашение и военный договор против Ирана. По условиям византийско-тюркского договора Иран обязался платить каганату дань в размере 40 000 золотых динаров в год, а также не препятствовать торговле тюрков.

Но уже в 575 году Византия объединилась с Ираном против тюрок. В ответ в 576 году тюркские войска нанесли поражение вассалу Византии – Киммерийскому Босфору, предприняли победоносные походы на Западный Кавказ и в Крым.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Общетюркский цивилизационный дом за 200 лет своего существования подготовил к самостоятельной жизни целое поколение новых «потрясателей Вселенной».

Могучий тюркский этнокультурный корень дал крепкие «побеги» в форме десятков каганатов (Уйгурский, Тюргешский, Карлукский, Караханидский, Кимакский и др.), государств и даже империй. Каждый из них имел исторический срок самореализации и формы самопроявления на исторической арене.

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Государственное устройство

Таспар-каган, разделил каганат для удобства управления на 8 улусов. Каган – главное политическое лицо ханства. Избирался только из аристократической семьи Ашинских тюрок. Он был главой гражданской администрации в своем родовом союзе и выступал в качестве лидера, главного судьи и первосвященника.

Государство делилось на три части: центр (палата), правое крыло (тардуш), левое крыло (толес). Верховная власть принадлежала кагану. Существовал огромный социальный разрыв между богатыми и бедными. Конфликтная ситуация возникала между правящей верхушкой и подчиненными.

Древние тюрки знакомились и присоединялись к буддизму, христианству, иудаизму, исламу. Осваивали достижения других культур: арабской, персидской, византийской, индийской, китайской.

Историки и исследователи всего мира до сих пор не пришли к единому мнению по поводу государственности тюрского каганата. Одни называют его всего лишь племенным союзом. Более современные тюркологи считают, что каганат являлся сильнейшим государством, поскольку имел возможность оказывать сопротивление, могущественной в то время, китайской империи.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

«Впервые традиции общей письменной цивилизации оказались распространенными на территории, став достоянием не отдельного племени (какими были рунические письменности кочевников до тюрков), а всей империи». Расширилась социальная база письменной культуры и территория ее распространения. «Руническая письменность была распространена и активно использовалась во всей зоне обитания древнетюркских племен.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

«Записи на орхонских каменных книгах-памятниках мировой культуры VI — VIII века  поражают величием духа, мощью слова, концентрацией сил древнего космоса, сечи кровавой, гулом битв и сражений предков, призывом к миру и добру, плачем, скорбью по погибшим героям, стремлением к объединению тюркских племен во имя благоденствия народа».

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Это интересно: 1914,История фашизма в Германии: это важно знать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: