Аварский каганат

Происхождение[править | править код]

Файл:Avarian Mongoloids skull.jpg Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица.

Ранее среди историков было принято идентифицировать аваров с жуань-жуанями (жоу-жанями) — (кит. 蠕蠕, пиньинь Ruǎnruǎn, или кит. 柔然, пиньинь Róurán) из китайских летописей, однако сейчас эта версия пересматривается, хотя, вполне возможно, что жуань-жуани входили в племенной союз авар, или, даже возглавляли его. В этом случае, они могут быть охарактеризованы как одни из наиболее ранних исторически засвидетельствованных монгольских племён. К сторонникам протомонгольской (или же протомонголо-восточно-иранской) версии происхождения аваров принадлежат Омельян Прицак, Карл Менгес, Николай Кёррер и др. Этой же точки зрения традиционно придерживается монгольская историография, согласно которой, европеоидные антропологические черты подавляющего большинства аваров, оказавшихся в Европе, легко объяснимы, если учесть наличие в средневековье среди самих монголов так называемых «нирунских» родов, отличавшихся ярко выраженными признаками европеоидной расы. Отсюда и широко популярное в современной Монголии обозначение жужаней и аваров термином «Nirun Avarčuud» (то есть «Нирун-Авары»). В Монгольской империи, созданной Чингисханом, нируны считались привилегированной прослойкой (сам Чингисхан также являлся нируном ), якобы призванной Верховным Небом повелевать всем миром. Одно из родоплеменных подразделений монголов, проживающее на территории Китая у р. Тельгир (Морин-Хошун) до сих пор известно под именем Уар-гуни.

Китайские летописи упоминают о племени Вар, которое перекочевало из Таримского бассейна в Афганистан, это племя представляло собой ветвь юэчжи. После поражения войскам Северной Вэй в они появились в окрестности Чёрного моря, они называли себя «Вары и Гунны», причисляя ко всадникам (гуннам).

Позже появились также Авары как ветвь эфталитов, которые переместились к Аральскому морю. Предположительно, авары сформировались как союз племён или смешанный народ кочевников в степях Центральной Азии, а потом — Европы.

По мнению ираниста академика Абаева В. И. , этноним «авар» является иранским по-происхождению. В современном персидском awardan (родственно мунджанскому awər) означает ‘приносить, приводить /в том числе факты, цитаты, доказательства/, привозить, проходить через что-либо’ (aware ‘бродяга, скиталец, беженец’), что в свою очередь проливает свет на этимологию кавказско-аварского термина awarag ‘пророк, посланник, мессия’.

Файл:Imperium Avarorum C-Europe.gif Аварский каганат

Из искры возгорится пламя

После Вознесения Христа его учение распространялось поначалу среди евреев. Но число его приверженцев росло, и вскоре среди последователей появились представители разных народностей. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — говорил апостол Павел, один из первых проповедников христианства.

Римские власти преследовали первых христиан, сохранилось немало свидетельств о примененных к ним пытках и о мученических смертях тех, кто не захотел отречься от своей веры.

Постепенно новая религия обретала форму: создавались ритуалы, таинства, определялись дни почитания святых и церковные праздники, хотя между разными регионами в этом вопросе существовали отличия. Ко II веку христианство распространилось практически по всей Римской империи, от Палестины до Кипра, от Балканского полуострова до Малой Азии. Гонений становилось все меньше, наказания были не такими суровыми, поэтому повсеместно появлялись храмы, проводились службы.

Город Константинополь, столица новой религии, был построен на месте древнего города Византия, существовавшего с VII века до н.э. Его отличало уникальное местоположение: на треугольнике земли, с двух сторон омываемом морем.

Первым правителем, поддержавшим христианство, стал римский император Константин. В этот период расклад сил изменился: теперь христианство главенствовало над язычеством, начались гонения на последнее. Разрушались античные храмы, запрещалось поклонение древним богам. Столица Римской империи была перенесена в город Константинополь, где строились многочисленные храмы во славу новой религии.

В начале IV века появилась первая страна, принявшая христианство в качестве официальной государственной религии. Это была Великая Армения. За ней последовала Грузия, затем огромная Римская империя, включавшая в те времена большую часть Европы. В Египте, Сирии и Палестине появились первые христианские монахи, удалявшиеся в пустыни для служения Богу. Христианство, которому через несколько веков предстояло стать самой массовой религией в мире, проникало в души все большего числа людей.

Армения приняла христианство при царе Трдате III. Поразительно то, что поначалу он был яростным гонителем христиан и даже замучил христианских дев, но позже раскаялся и, под влиянием святого Григория Просветителя, проникся учением милосердия и всепрощения

Поделиться ссылкой

Какой была Церковь сразу после «рождения»?

Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась, скорее, просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне аналогичных религиозных ответвлений иудаизма.

Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжала в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняла весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2:46), то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме.

И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь, приняв крещение.

Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа.

Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа – это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории.

Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда – в самые первые дни – была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовали вся община: «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахи», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову:

Экономика

Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён.

Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили. Известно также, что большинство пленных жителей Балканского полуострова, поселённых аварами в Среме, вскоре стали свободными. Эти поселенцы, имевшие в VII в. своего назначенного каганом князя, рассматривались аварами как отдельный «народ». Фактически они превратились в одно из военно-племенных подразделений каганата.

Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его затребованости в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византйской чеканки. После 599 г. Авария стала получать от Византии ежегодно 100 000 золотых монет, — «солидов», предыдущая цифра составляла также внушительную сумму — 80 000 монет. В общей сложности, до 626 г. кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тыс. кг. золота.

Присоединение к России

Аварские ханы стремились установить добрые отношения с Россией, и в итоге в начале апреля 1803 года по указу Александра I капитан Мещеряков принял присягу от Султан-Ахмед хана аварского, и весь народ аварский на верноподданство Российской империи.

После этого хану были жалованы грамоты, а также назначено 5 тысяч серебром в год. Но в течение многих десятилетий отношения новоприобретенных граждан с империей были неоднозначными. Доходило до военных столкновений.

Борьба ставленников русского царя против мятежных ханов и междоусобица раздирали ханство почти шестьдесят лет. В итоге ханство вошло в имамат Шамиля и просуществовало там до его разгрома в 1859 году.

После чего окончательно было присоединено к России.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Армия[править | править код]

Файл:Avarok.gif Аварский меч и изображения аваров

В облачении и вооружении воинов каганата нередко прослеживается смешение аварского, германского и византийского стилей, что выглядит вполне логичным ввиду полиэтничности его населения. Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо органнизованная латная каваллерия. Само понятие «рыцарства» в Европе восходит именно к этому типу всадников. Авары впервые познакомили Европу со стременами и клинками с односторонним лезвием — прообраз позднейших сабель. Характерная причёска аварской знати — косы с вплетёнными лентами — свидетельствует (если это, конечно, не просто дань заимствованной моде), о её принадлежности к сяньбийскому, и шире — древнемонгольскому дому. Верховная власть принадлежала кагану (qağan, къагъан~къа:ан), избиравшемуся народным собранием. Его первую жену кагана звали катун (qatun, къатун). Наместниками кагана были тудун (tudun), который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (juğur, югъур~ю:ур). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (tarχan) — это, скорее всего, знать. За тарханами — вниз по иерархической лестнице — шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом. По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что однако не может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии. Последние — «физические» авары — представляли в каганате доминантную элиту, пребывая при этом в меньшинстве по сравнению с аварами «идеологическими» (то есть теми, кто не имея аварских корней, самоидентифицирался с аварским этносом и отстаивал интересы каганата), не говоря уже о тех, кто вообще никак не идентифицировал себя с Аварией, не проявлял ни малейшей заинтересованности в её упрочении и возвышении, но всё же вынужден был выплачивать дань и подчиняться воле кагана. Отсутствие должного понимания этого сложного фактора часто приводит к ошибочным выводам в определении этнического состава Аварского государства, в частности, — к неоправданно завышенной оценке роли и влияния его тюркской составляющей. Авары каганата — типичный пример так называемой «нации на марше», желавшей установления Pax Avarica — мира на аварских условиях, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег — отскок»), сопровождавшимися залповымим выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочитались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена — позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле — но и тип такого строя, когда впереди — конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ремеными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности.

Аварские узкие трёхгранные наконечники стрел поражали насмерть на расстоянии 500 метров, а с 200 метров они пробивали доспехи из металла и толстой воловьей кожи. Аварские лучники были способны выпускать по двадцать стрел в минуту.

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Аварское общество

Большая часть аварского общества состояла из воинов. В погребениях находится много оружия, так как, по представлению аваров, воины и в загробном мире продолжали ту же деятельность, что и на земле. Можно предположить, что захоронения с оружием принадлежали знати, поскольку оружие было дорогим. Часто богато украшенные мечи и кольчуги простых воинов в могилы не попадали, а переходили по наследству от отца к сыну. В погребениях нет и колчанов с полным набором стрел (известно лишь погребение в Боче, где захоронен вождь племени). Обычно количество стрел не достигает и десятка. Вероятно, каждая стрела была символом власти над десятью свободными воинами — ведь организация аварского войска строилась по принятой в Азии десятичной системе.

В году появление авар в византийской столице вызвало большой интерес, ибо в волосы мужчин были вплетены цветные ленты — характерный убор кочевников.

Известно множество богатых погребений ранне- и среднеаварского периодов, сконцентрированных в средней части Венгрии. Однако в позднеаварское время таких погребений нет. Зато увеличивается количество могил с бедным инвентарем, что свидетельствует как о расслоении общества, ведущем к возрастанию числа людей, лишенных собственности и попавших в зависимость, так и о влиянии Христианства, ибо Церковь запрещала языческие обряды захоронения с оружием и конем. Тем не менее, в могилы попадали украшения (серьги, браслеты, кольца, перстни), головные уборы, по которым можно судить об общественном положении погребенного.

Каждая большая патриархальная семья имела свое место в могильнике. Однако знатных людей хоронили отдельно от остальных членов семьи — в особой части могильника; в таких отсеках обычно много золотых вещей.

Знать хоронили иногда в гробах из скрепленных досок. Бедняков, по-видимому, заворачивали в циновки или какой-нибудь другой быстро истлевающий в земле материал.

Форма могил была различной. Известны, хотя и крайне редко, могилы с подбоем: от основной ямы отходило мешкообразное углубление для умершего. Иногда это углубление шло параллельно основной яме, где хоронили лошадь. Различные формы могил свидетельствуют о том, что авары смешивались с другими народами постепенно, сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем самым, какие этнические элементы имеют перевес в тех или иных родах. Описанный обычай захоронения показывает преобладание монголоидных элементов. Захоронения в стоячем или сидячем положении свидетельствуют о том, что могильник принадлежит потомкам сарматов или же выходцам из Средней Азии.

Встречаются и парные погребения: либо мать с грудным младенцем, либо мужчина и женщина, что, вероятно, отражает обычай убийства вдовы после смерти мужа. Но не исключается и одновременная естественная смерть супругов.

Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Представления о Боге

Логичнее всего начать сравнение ислама и христианства, сопоставляя их представления о Всевышнем. Несмотря на то что обе религии проповедуют веру в единого Бога, его сущность значительно различается.

В христианстве природа Бога нетварная, он всесовершенный и неограниченный. К этой духовной, нетварной природе человек прикасается через церковные таинства: Крещение, Причащение. У мусульман Аллах имеет тварные качества. Понятие духовности к нему неприменимо.

Согласно христианским воззрениям Бог имеет невещественную природу. Это нетленный Дух, который присутствует во всем. О природе Бога можно судить только духовно. В исламе же он обладает слухом и зрением, т. е. тварными характеристиками. Духовность не является атрибутом Аллаха. Святым духом в Коране назван архангел Джибриль, который может являться людям в разных образах.

Говоря о внутренней природе Бога, рассматриваемые религии вновь демонстрируют отличия. Христианство говорит, что он существует в трех ипостасях:

  1. Отец наделен Умом.
  2. Сын владеет Словом.
  3. Дух есть Дух.

Бог при этом трактуется как любовь в глобальном духовном смысле. Он обладает смирением и святостью.

В исламе внутренняя природа Аллаха не может быть раскрыта человеку. Ни о каком триединстве не может быть и речи. При этом Аллах не воплощает любовь, смирение и святость. Он не может быть наделен этими свойствами, так как его сущность не раскрывается человеку.

Аллах, в отличие от христианского Бога, наделен хитростью, гордостью и может порождать зло. Он призван быть судьей людям, он воздает и наказывает за их деяния. Аллах любит только тех, кто борется за него. Христианский Бог не может порождать зло и желает спасения всех людей. Аллах же оставляет за людьми выбор. Того, кто не хочет с ним встречаться, и Аллах видеть не желает.

Бог в христианстве не желает людям зла и мучений. Он всем желает добра и спасения. А Аллах спасение несет только правоверным, а часть людей созданы специально для ада, для мучений. Аллах намеренно «запечатывает сердца» неверных, чтобы они не слышали истины. Такие люди обречены изначально на муки.

Разгром каганата[править | править код]

Аварский каганат к 814 г н.э.

Авары были для франков наиболее опасными противниками. Поэтому вначале они пытались установить с ними дружеские отношения. Для этого они обменялись посольствами: в 780 г. в Вормс прибыли аварские послы, а затем посольство франков посетило каганат. Тем не менее в 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с аварами союз против франков. Однако в том же году их войско было разбито и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл разработал план окончательной расправы с аварами.

В 791 г. франки выступили против каганата. Принц Пипин, который вел свое войско из Италии, захватил одну из аварских крепостей. Основные силы франков под предводительством Карла подвигались на восток вдоль Дуная. У Регенсбурга франки навели через Дунай мост для постоянного обеспечения своего войска с тыла. Побежденные, но окончательно не покоренные саксы решили поддержать авар, отправили к ним посольство, а затем подняли восстание у себя на родине, в тылу франков. Авар, однако, это уже не могло спасти, так как в самом каганате начались раздоры.

В ходе внутренней смуты был убит югур, а позже и сам каган. В 795 г. тудун уже пытался принять христианство и в связи с этим отправил послов к франкам. В 796 г. он лично прибыл в Ахен — столицу Карла Великого и присягнул на верность королю.

В этом же году войско франков во главе с Пипином захватило резиденцию аварских каганов, по-видимому, находившуюся возле р. Тисы. Множество авар спаслось бегством за Тису, но еще больше попало в плен. Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий.

Все же авары долго не смирялись с поражением. В 797 г. они восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому. Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в 802 г. были убиты франкские должностные лица. В 798 г. в Зальцбурге было учреждено епископство, проповедовавшее аварам христианскую религию. В 805 г. новую веру принял сам каган.

В 803-804 гг. болгарский хан Крум захватил все аварские земли до Среднего Дуная.

Последние сведения об аварском посольстве к франкам относятся к 823 г. На имперском государственном собрании оно представляло покоренный франками некогда известный и могучий народ.

Поселения и хозяйство

Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.

Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.

Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур — в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа.

Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.

О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы (VI — VII веков), ржи и овса (IX века).

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары — странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: