Библиотеки — история развития, интересные факты и значение

Алжир

Тимгад (250 г. н.э.) (современный Алжир)
Библиотека была подарком римскому народу и провинции Тамугади или Тимгад Юлием Квинтианом Флавием Рогатианом в третьем веке. Библиотека содержала обширный арочный зал, который состоял из читального зала, кладовой и ротонды для лекций. Библиотека была довольно большой: 81 фут (25 м) в длину и 77 футов (23 м) в ширину. В продолговатых нишах стояли деревянные шкафы, вдоль стен которых хранились рукописи. Кроме того, есть свидетельства наличия отдельно стоящих книжных шкафов в центре, а также стола для чтения. Нет никаких свидетельств того, сколько книг хранилось в библиотеке, хотя, по оценкам, в ней могло быть 3000 свитков.

Индийский субконтинент

Великие центры обучения на древнем Индийском субконтиненте включают:

Такшасила (6-5 века до н.э. на территории современного Пакистана ),
Наланда (основан в 427 г.)
Считается «одним из первых великих университетов в зарегистрированной истории». В 1193 году комплекс Наланда Университет был захвачен и разграблен Династией рабов во главе с тюркским мусульманским генералом Бахтияром Хилджи ; это событие является рассматривается как веха в упадке буддизма в Индии.
Викрамшила (8 век)
Канчипурам
Наряду с другими университетами поддерживал обширные библиотеки рукописей пальмовых листьев по различным предметам, от теологии до астрономии.

Библиотека Петрарки

Он планировал передать свою библиотеку городе Венеции и сделать ее доступной для общественности.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Большая часть томов из его библиотеки разошлась по разным коллекциям, а те тома, которые все-таки остались в Венеции, таинственным образом исчезли.

Несколько томов в настоящий момент находятся в Национальной библиотеке Франции, однако судьба других остается неизвестной.

Также остается непонятным, почему к предложению Петрарки передать библиотеку городу отнеслись с пренебрежением – с книгами обращались неаккуратно, а многие и них были вывезены из города.

Александрийская библиотека

После смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. контроль над Египтом перешел к его бывшему генералу Птолемею I Сотеру, который стремился создать центр обучения в городе Александрия. Результатом стала Александрийская библиотека, которая со временем стала интеллектуальной жемчужиной древнего мира.

Мало что известно о физическом плане этого места, но на пике популярности оно могло включать более 500 000 свитков папируса, содержащих литературные произведения и тексты по истории, праву, математике и естествознанию.

Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья, многие из которых жили на территории и получали государственные стипендии, проводя исследования и копируя ее содержимое. В разное время среди ученых на месте были Страбон, Евклид и Архимед.

Кончина великой библиотеки традиционно датируется 48 годом до нашей эры, когда она предположительно сгорела после того, как Юлий Цезарь поджег гавань Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII.

Но хотя пожар мог повредить библиотеку, большинство историков теперь полагают, что она продолжала существовать в той или иной форме еще несколько столетий. Некоторые ученые утверждают, что он окончательно закроется в 270 году нашей эры во время правления римского императора Аврелиана.

Иностранные языки в учебных заведениях

Одним из первых учебных заведений, где россиян начали систематически обучать живым европейским языкам, была школа пастора Глюка, открытая в Москве по личному распоряжению Петра I. Указ от 25 февраля 1705 года повелевал «для общей всенародной пользы учинить в Москве школу… а в той школе бояр и окольничих, и думных, и ближних всякого служилого и купецкого чина людям детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываца станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и филисофской мудрости, а за то учение с тех учеников денежного и никакого и в его неволею взятия не будет» . Обучение было бесплатным, и до него допускались представители всех сословий. При поступлении каждый выбирал себе один язык, а преподавали в этой школе восемь иностранцев. Впрочем, просуществовала она недолго.

Позже в привилегированных учебных заведениях иностранные языки (причем, как правило, сразу несколько) становятся обязательным предметом. Так, в столичной Академической гимназии в программу входили немецкий, французский и латынь (позже к этому списку добавился английский). Преподавание строилось по следующей схеме: в первый год дети осваивали чтение и письмо, знакомились с грамматикой, а в следующем уже начинали переводить несложные тексты. Учебники могли быть как полностью на изучаемом языке, так и с русским «подстрочником». Для устной практики использовали книги вроде «Школьных диалогов», а в качестве домашних заданий заучивали наизусть стихи и прозаические отрывки.

Преподавали почти всегда иностранцы, и, хотя первые русские учителя начали появляться уже с середины XVIII века, даже в следующем столетии это было, скорее, исключением из правил.

В закрытых женских пансионах иностранные языки (главным образом, конечно, французский) не просто входили в программу — зачастую на них вели другие предметы. Да и во внеурочное время от воспитанниц ждали, чтобы они общались друг с другом по-французски.

Позже языки начинают преподавать и в более скромных заведениях, по упрощенной программе. Так, в Главном народном училище в предпоследних (третьем и четвертом) классах появлялись латынь — обязательный предмет — и один из иностранных, по желанию. В те годы был популярен метод Джона Локка — с диалогами в качестве основной формы усвоения лексики, с наглядными материалами, с чтением и упражнениями по переводу, но без необходимости зубрить грамматические парадигмы.

С середины XVIII века этот предмет появляется и в программе некоторых духовных семинарий.

В 1804 году Александр I наконец упорядочил государственную систему образования. Теперь она делилась на четыре ступени: приходскую школу, уездное училище, гимназию и университет. И если на первой из них детям низших сословий просто прививали навыки чтения, письма и счёта, а на второй преподавали разве что начала латыни — то в гимназиях по четыре часа в неделю отводилось на изучение «новых» языков — французского, немецкого, а с 1828 года еще и английского.

Правда, живые языки тогда преподавали по аналогии с древними, а эта методика была не очень эффективной. В основном гимназисты занимались дословным переводом текста, грамматику изучали как самостоятельный предмет (причем всё сводилось к зазубриванию теоретических положений), а лексика на занятиях если и давалась, то вне контекста. Свободно общаться на иностранном после такого курса было достаточно сложно

Языки в гимназиях изучали четыре года: в первом классе главное внимание уделялось основам грамматики, чтению и письму, во втором — переводу, в третьем — чтению текстов в оригинале, в четвертом — чтению стихов и элементам сочинения

В 1864 году была проведена очередная образовательная реформа. Гимназии делились на классические и реальные: в первых параллельно с новыми изучались один или два древних языка, во вторых, позже переименованных в реальные училища, — только современные.

Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года

Архив

По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.

В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.

В интернете тоже имеются оцифрованные документы.

Сайт мормонов

Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)

Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года

Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.

Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы

Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)

Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.

Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография

Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.

АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года

Поиск по фондам

Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.

АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов

Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ

Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталидов, библиотека Пергама, расположенная на территории современной Турции, когда-то была домом для сокровищницы, насчитывающей около 200 000 свитков.

Она была расположена в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат — три для содержимого библиотеки и одна, которая служила местом для встреч и научных конференций.

Согласно античному летописцу Плинию Старшему, Пергамская библиотека со временем стала настолько известной, что считалась конкурентом Александрийской библиотеке.

Оба объекта стремились собрать наиболее полные коллекции текстов и разработали конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что династия Птолемеев Египта приостановила поставки папирусов в Пергам в надежде замедлить рост её библиотеки. В результате город, возможно, позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

Появление первых библиотек

Само слово имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: «библио» — «книга» и «тека» — «хранилище». Получается, что библиотека — это хранилище для книг.

Первые подобные учреждения появились в стране пирамид. Фараон Рамзес Второй в своем дворце повелел построить «аптеку для души», именно в этом помещении и хранились папирусы, которые, по мнению египтян, по силе воздействия на внутренний мир человека напоминали лекарство для тела. Особенности первых библиотек:

  • Создавались при дворцах или храмах, знакомиться с текстами мог сам фараон, приближенные к нему или жрецы. Простым людям знания в тот период были недоступны.
  • Папирусные свитки помещали в кожаный футляр, к которому крепили небольшую деревянную табличку с наименованием. В таком виде хранили первые «книги».
  • Библиотеки являлись центрами обучения, именно в них постигали науку каллиграфии будущие писцы.

Одно из чудес света

Знаменитая Александрийская библиотека — величайшая сокровищница древнего мира, в ее коллекцию входило более 800 тысяч текстов, написанных на различных языках. При этом каждый правитель считал своим долгом пополнить библиотечный фонд. Миф гласит, что Птоломей ІІІ во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволят ему скопировать редкие книги. Жители Эллады согласились, но потребовали в залог достаточно большое количество золота. Мудрый Птоломей отказался возвращать книги, пожертвовав сокровищами.

К сожалению, до наших дней библиотека не дожила, в 273 году она была уничтожена страшным пожаром. Интересные факты:

  • Ядро коллекции составило личное собрание Аристотеля, которой Птоломей выкупил у философа.
  • Сбор книг стал главной задачей монарха. Если у берегов причаливало судно, на котором находились папирусные свитки или иные манускрипты, они изымались в пользу библиотеки.

Учреждение в Пергаме

Пергамская библиотека — настоящая соперница Александрийской. Основанная царем Эвменом Вторым, она стала средоточием культурной жизни античного мира. Коллекцию составили более 200 тысяч книг. Одним из руководителей был грамматик и философ Кратет Малосский, который переехал в Пергам после получения образования в Тарсе. Ему принадлежит честь основания грамматической школы, которая стала конкурентом аналогичного заведения в Александрии. Особенности библиотеки:

  • Здесь были представлены сочинения Гомера.
  • Имелся читальный зал, в котором располагались полки с манускриптами, а также стояла статуя Афины, покровительницы мудрости.
  • Для сохранности трудов и защиты от повышенной влажности использовалась примитивная система кондиционирования.

Есть в страницах истории мира библиотек и не совсем выявленные факты. Например, ученым по сей день не удается найти собрание книг Ивана Грозного. Легенды гласят, что в нем хранилось огромное количество наименований редких рукописей.

Как литература связана с историей?

Опишите подробно в чем связь литературы и истории?

История и литература тесно связаны между собой.

Из литературы можно почерпнуть многие исторические сведения о быте того или иного времени или той или иной страны, об исторических личностях, военных событиях и т.д. Читая литературу определенного периода времени, мы словно бы погружаемся в этот период.

Также литература черпает из истории сюжеты. В истории мира бывало многое, многое же бывало и в мифах, созданных в периоды этой истории. И история способна вдохновить писателей на произведения (исторические романы и даже фентези — вспомните небезызвестную «Игру престолов»).

Литература бывает разной, от документальной исторической литературы до обычных сказок. Но даже в сказках можно распознать какие-то древние обычаи у людей, например королевский бал. По разным рассказам (рассказ, повесть роман), а также по стихам также можно увидеть обычаи людей, исторических персонажей, сходство выдуманных героев с историческими персонажами, исторические события, и эмоции людей в давних временах. Здесь всё зависит от сюжета произведения, насколько он приближен к реальности в прошлом, есть ли сходство выдуманной истории и реальной истории. Наиболее точно отображают реальность в прошлом тематические документальные произведения, например военно-исторические произведения. Информация о писателях — это тоже исторические материалы.

Императорская библиотека в Константинополе

Долгое время после уничтожения великой Александрийской библиотеки и других древних библиотек, она сохранила знания, накопленные древними греками и римлянами почти 1000 лет.

В 473 г. н. э. в результате поджога сгорела и вместе с ней сгорело 120 тыс. томов.

Серия непреднамеренных пожаров на протяжении многих лет и войны, в том числе разграбление Константинополя участниками Четвертого крестового похода в 1204 году, наносили непоправимый ущерб коллекции рукописей.

Несмотря на это библиотека просуществовала вплоть до падения Константинополя в 1453 году и была разграблена турецкими войсками, а её остатки были рассеяны по различным европейским собраниям.

Эфиопия

Библиотека Аксума
Царство Аксум к первому веку нашей эры был известным торговым центром Европы, Азии и Африки. К третьему веку он был равен Римской, Персидской и Китайской империям. В Аксуме был уникальный письменный язык, геэз, а в их библиотеках находились собственные переводы христианской Библии и других важных раннехристианских трудов. Считается, что коптские монахи перевели многие из этих произведений. Примечательно, что Книга Еноха, дохристианский религиозный текст, первоначально была написана в Геэзе. К 7 веку н.э. царство Аксум пало из-за исламской экспансии, сельскохозяйственных трудностей и сдвига торговли с Красного моря в пользу Персидского залива, но его помнят как общество, которое праздновало грамотность, образование и библиотеки.

Греческие библиотеки

В древнегреческих библиотеках преобладали свитки из папируса, но были в них и книги. Термин «библиотека» по некоторым данным, мог относиться к небольшой коллекции книг и текстов, доступных на рынках Афин в V веке до нашей эры. Большой библиотечной коллекцией владел тиран Самосский Поликрат. А усилиями Писистрата Афинского была открыта первая публичная библиотека. Древнегреческие лидеры часто видели в библиотеках способ продвинуть своё правление, представляя себя публике образованными и просвещёнными правителями. Во многих древнегреческих городах существовали гимназии, которые тоже получали свою библиотеку для обучения.

Библиотека Аристотеля

Многие из этих исследований, вероятно, были проведены и написаны его учениками. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля.

После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа.

Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок.

Во II–III в. н.э. из-за войн, пожаров Мусейон приходит в запустение. В 391 г. библиотека, переведенная к тому времени в храм бога Сераписа, была сожжена фанатиками-христианами, которых патриарх Александрии призвал уничтожить языческие книги.

Вилла папирусов

Так называемая «Вилла папирусов» не была самой большой библиотекой древности, но единственная, коллекция которой сохранилась до наших дней.

Ее 1800 свитков были расположены в римском городе Геркуланум на вилле, которая, скорее всего, была построена тестем Юлия Цезаря, Луцием Кальпурнием Пизоном Цезонином.

Когда в 79 году нашей эры произошло извержение вулкана Везувий, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического пепла. Благодаря этому ей удалось сохранить свои сокровища до наших дней.

Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейского философа и поэта по имени Филодем.

Византийские библиотеки

В Византийской империи были богатая императорская библиотека и патриархальная библиотека, которую возглавлял главный священник. В Константинополе в величайшей библиотеке находилось 120000 свитков. Византийские монастыри являлись величайшими хранителями древних текстов в своих библиотеках. Они приобретались путём копирования и многочисленных пожертвований.

Но книги предназначались только для учёных и богословов. Первые книги в Византии были выпущены благодаря распространению христианства. Они передавали идеи новым последователям через письменное слово. Новообращённым читали рассказы, гимны, ритуалы. Но многочисленные комментарии, оставленные в книгах, часто приводили к расколам и в то же время вызывали бум в производстве книг. Самые известные византийские библиотеки находятся на горе Афон и горе Синай. Византийские монахи создавали красивые, дорогие иллюстрированные манускрипты. Благодаря им, современные люди могут наслаждаться произведениями Геродота, Софокла, Фукидида.

Библиотека Алкуина Йоркского

Алкуин — автор множества (около 380) латинских поучительных, панегирических, агиографических и литургических стихотворений.

Он составил учебники по разным предметам (некоторые в диалогической форме). Большую известность получили «Искусство грамматики» и «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком».

Известны также учебники Алкуина по диалектике, догматике, риторике, литургике. Значение Алкуина и Академии для развития художественной литературы и народного просвещения на Западе — огромно.

Однако библиотека, которая осталась после него, исчезла без следа, и до сегодняшнего дня ученые могут лишь строить предположения о том, что с ней произошло.

Вероятно, книги из библиотеки разошлись по различным коллекциям Европы. Однако есть предположения о том, что библиотека была разрушена викингами, которые напали на Йорк в конце 9 века.

Египет

Александрийская королевская библиотека, Египет, эт. 3 век до н. Э. (Ок. 295 до н. Э.).
Основанная Птолемеем, эта библиотека, как утверждается, насчитывала около 400 000 рукописей и считалась ведущим интеллектуальным центром эллинистического мира. служил расширением библиотеки.
Серапеум Александрийский
Ответвление коллекции великой Александрийской библиотеки
Храм Эдфу Архив / Библиотека (237–237) 57 г. до н.э.)
Эта библиотека была расширением самого Храма. Стены этого зала усыпаны гравюрами и подписями, изображающими многочисленные сосуды, заполненные рукописями папируса, а также свитками в кожаном переплете. Эти документы описывают суточную работу храма, а также подробные строительные проекты и директивы о том, как должны быть украшены стены храма.

Дом мудрости

Иракский город Багдад когда-то был одним из мировых центров обучения и культуры, и, возможно, ни один институт не был более важным для его развития, чем Дом мудрости.

Основанный в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов, объект был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии.

Книги послужили естественным стимулом для ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом мудрости, чтобы изучить его тексты и перевести их на арабский язык.

В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель-эрудит аль-Кинди, которого часто называют «философом арабов».

Дом мудрости был интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет. Но позже, в 1258 году, монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено столько книг, что вода в ней почернела от чернил.

Интересно? Хочешь больше узнать интересных фактов и историй?

Пергамская библиотека

Пергамская библиотека была основана Эвменом II и расположена в северной части акрополя. Она стала второй по значению (после Александрийской) библиотекой античности.

По свидетельству Плутарха, в ней хранилось около 200 тыс. книг.

Согласно Плутарху, существованию Пергамской библиотеки положил конец Марк Антоний. Он передал Клеопатре для Александрийской библиотеки все 200 тыс. книг в качестве свадебного подарка.

Существуют также непроверенные сведения о нескольких затонувших при транспортировке библиотеки кораблях.

Разумеется, каких-либо индексов и каталогов, которые бы подтверждали или опровергали это свидетельство и сообщали о размере и составе библиотеки, не сохранилось.

В Пергамской библиотеке был большой читальный зал, окруженный многочисленными полками. Пустое пространство между внешними стенами и полками служило для циркуляции воздуха.

Это было сделано с целью предохранения библиотеки от излишней влажности в теплом климате Анатолии и может рассматриваться как одна из первых технологий сохранения рукописей.

В главном читальном зале стояла статуя Афины, богини мудрости.

Ближневосточные библиотеки

Для городов Ближнего Востока во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры библиотеки были неотъемлемой частью.

Они были у ассирийцев, вавилонян, хеттов и в сирийских городах Угарит и Эмар. В них находились тексты на кожаных свитках, деревянных досках, папирусе и глиняных табличках. На табличках текст писался клинописью на аккадском, шумерском, хурритском, греческом и других древних языках. На ближнем Востоке было три типа библиотек: в царском дворце, в храмах, в частных домах.

Самыми распространёнными были храмовые библиотеки. Их посещали учёные и те, кто умел читать и писать. В Ниневии была библиотека Ашшурбанипала, названная в честь царя Ассирии. В ней находились древние тексты, написанные клинописью. Библиотека появилась в VII веке до нашей эры и собиралась несколькими правителями. Много храмовых библиотек было в Вавилоне, Калху, Сиппаре, Уруке.

В них учёные копировали тексты, по которым затем учили людей. Много там было текстов с религиозными ритуалами, заклинаниями, молитвами. Были в них и математические открытия, и знания в области медицины и астрономии.

Древние материалы

Люди стремились сохранить знания об окружающем мире и передать их последующим поколениям. Именно поэтому научились использовать различные методы записи. Бумага была изобретена в Китае, остальному миру стала известна достаточно поздно, поэтому для письма приходилось брать подручные средства.

В Древнем Египте писали на папирусе. Он представляет собой растение, произраставшее по берегам главного водоема, Нила

Из стеблей изготавливали материал для письма, особой прочностью он не отличался, поэтому работать приходилось очень осторожно. Процесс создание «папирусовой бумаги» был сложен, однако о том, что он был освоен в совершенстве, говорит тот факт, что многие папирусы дошли до наших дней.

На Востоке писали на глиняных табличках. Материал также не отличался прочностью, но некоторые изделия сохранились. Использовали также пергамент — выделанную особым образом бычью кожу. На Руси популярными были берестяные грамоты.

Библиотека Цельса

В имперскую эпоху в Риме было более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где хранились великолепные коллекции литературы.

Где-то около 120 г. н.э. сын римского консула Тиберия Юлия Цельса Полемаана завершил создание мемориальной библиотеки своему отцу в городе Эфес (современная Турция).

Богато украшенный фасад здания сохранился до наших дней и украшен мраморной лестницей и колоннами, а также четырьмя статуями, олицетворяющими Мудрость, Добродетель, Разум и Знание.

Между тем его интерьер состоял из прямоугольного помещения и ряда небольших ниш с книжными шкафами. В библиотеке могло храниться около 12000 свитков, но самой яркой особенностью, несомненно, был сам Цельс, который был похоронен внутри в декоративном саркофаге.

Период 12-17 столетий

Одним из известных памятников литературы периода Древней Руси стало «Слове о полку Игореве», повествующее о походе русских князей на половецкое войско. Авторство его до сих пор остается неизвестным. События, описанные в поэме, происходили в 12 в. в эпоху феодальной раздробленности, когда свирепствовали в своих набегах монголо-татары и польско-литовские завоеватели.

К этому периоду относится следующий этап в истории развития русского языка, когда произошло его подразделение на 3 этноязыковые группы, диалектические особенности которых уже сформировались:

  • великорусскую;
  • украинскую;
  • белорусскую.

В 15 в. на европейской территории России существовало 2 основной группы диалектов: южное и северное наречия, каждому из которых были присущи свои особенности: аканье или оканье и др. В этот период зародилось несколько промежуточных среднерусских говоров, среди которых классическим считался московский. На нем стали выходить периодические издания и литература.

Образование Московской Руси послужило толчком к реформе языка: предложения стали более короткими, широко употреблялась бытовая лексика и народные пословицы и поговорки. В истории развития русского языка эпоха начала книгопечатания сыграла большую роль. Показательным примером стало произведение «Домострой», вышедшее в середине 16 в.

В 17 столетии в связи с расцветом государства Польского много пришло терминов из области техники и юриспруденции, при помощи которых русский язык прошел этап модернизации. К началу 18 в. в Европе сильно ощущалось французское влияние, что дало толчок к европеизации высшего общества Российского государства.

Библиотека Корвина

Преобладали книги светского содержания, среди них — по истории, географии, астрономии, медицине, поэзии и т. д.

Большинство книг украшали итальянские художники-миниатюристы. После кончины основателя библиотека осталась в небрежении, частично её фонды были распроданы, а некоторые книги увезены за пределы Венгрии. Далее Корвиниана была захвачена турецкими войсками при завоевании ими Буды в 1526 году, и перевезена в Стамбул.

Книги использовались для подарков иностранным послам, остатки фондов оказались разбросанными по всему миру.

Из фонда библиотеки сохранилось 216 кодексов, из которых 54 хранятся в разных собраниях Венгрии.

Возникновение древнерусской литературы

Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв

из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

  • Образец дипломной работы, оформление по ГОСТ 2019 — как оформить список литературы в дипломе по госту 2017 образец
  • Сочинение на тему «Почему нужно читать художественную литературу? »Сочинения по русскому языку и литературе | Сочинения по русскому языку и литературе — сочинение рассуждение как надо читать художественную литературу
  • Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе — анализ текста по литературе как делать
  • Как изготовить в Ворде список по алфавиту: советы — как в ворде литературу сделать по алфавиту
  • Виды вступлений к сочинению; Студопедия — как написать вступление к сочинению по литературе
  • Как писать итоговое сочинение 2019-2020 по литературе — итоговое сочинение по литературе как писать
  • Драма как род литературы — драма как род литературы
  • ЕГЭ 2017, Литература, Алгоритм написания сочинения, Михайлова Е — как писать сочинение по литературе егэ 2017 шаблон 17 задание
  • Тема войны в современной литературе (по поэме А — народность как связь литературы с народом в поэме василий теркин
  • Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) на тему: Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе | Социальная сеть работников образования — как писать вступление к итоговому сочинению по литературе примеры

← Вкусная рыба запеченная в духовке — как вкусно приготовить рыбу в духовкеСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ — как в дипломной работе оформить список литературы →

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: