Последствия принятия русью христианства

Влияние язычества на культуру и быт славян

Культура России формировалась с самого начала как объединение различных других культур, под влиянием различных течений, стилей и традиций. Это было связано, я думаю, прежде всего с тем, что один из важнейших торговых путей того времени проходил через славянские территории: «Из варяг в греки». При этом Россия не просто слепо копировала чужие влияния и безрассудно заимствовала их, а применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту, дошедшему из глубины веков, к своему пониманию окружающего мира, к своему представлению о красоте. За ярким примером далеко ходить не надо. До сих пор на Руси отмечается много праздников, пришедших к нам из языческой эпохи. Они тесно переплетены с православием, и без некоторых праздников уже невозможно представить себе некоторые этапы года по церковному календарю. Например-Масленица перед Великим постом или Рождественские колядки.
Многие искусства были известны язычникам. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремесла. Здесь археологические исследования играют важную роль в изучении культуры и быта. Раскопки на территориях древних городов показывают все многообразие быта в городской жизни славян. Много найденных сокровищ и открытых могильников принесли нам домашняя утварь и украшения. На диадемах и серьгах древние ювелиры отражали свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о » Кащеевой смерти”, о смене времен года, о жизни языческих богов. Неизвестные животные, русалки и грифоны занимали воображение художников того времени.
Язычники придавали большое значение одежде. Это было не только средство прикрытия наготы, но и носило ритуальный смысл. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожениц, символами солнца, земли и отражала многоярусный мир. Верхний ярус — небо-соответствовал головному убору, земля-обуви и так далее.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была сделана из дерева и почти утрачена нами, но в сохранившихся раннекаменных христианских храмах можно увидеть языческие мотивы в убранстве и орнаменте. Это характерно для периода двоеверия, когда художник мог изобразить, например, христианского святого и языческое божество рядом.

Православие

Истоки и основы религии.
Христианство-одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Она имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм. Она основана на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого Божества (Троицы). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах (например, исповеди и причащения). Источником христианской веры является Священное Предание, а главной книгой религии-Священное Писание (Библия).
Как религия христианство появилось в первом веке нашей эры в Палестине. Она возникла среди евреев, угнетенных Римской империей. Основой религии был мессианизм — надежда на спасителя мира от всего дурного в нем. Считалось, что он должен быть избран и послан на Землю Богом. Это спаситель, которым стал Иисус Христос. Его появление связано с преданиями из Ветхого Завета о пришествии в Израиль Мессии, который освобождает людей от всего плохого и устанавливает новый праведный порядок жизни.
Человек в христианстве создан по образу и подобию своего Творца, имеет бессмертную душу. Главная цель человеческого существования-духовное совершенствование, жизнь по заповедям Божиим. «И воздастся каждому по делам его», — говорит Священное Писание. Это значит, что как человек прожил свою земную жизнь, так и посмертная жизнь души откликнется на него. По мнению христиан, есть два места, куда душа человека попадает после смерти телесной оболочки: ад и рай.
Ад-очень жаркое место, где нет места солнцу, вместо него пылают серые озера, освещающие царящую повсюду тьму. Там днем и ночью горит огонь. Вот где томятся грешники. Их тела постоянно терзают демоны-верные слуги дьявола. Когда-то они были ангелами, но споткнулись и пошли против Бога, желая занять Его место. Они разрывают плоть грешников и поливают их кипящей смолой. Но христиан страшат даже не телесные муки, а душевные. Грешники постоянно слышат голос своей совести, чувствуют присутствие Бога, невыносимое для них. Перед их глазами мелькают картины из прошлого, все их плохие поступки, которые они уже не могут изменить.
Рай-абсолютная противоположность этому ужасному месту. Здесь царят вечный покой и умиротворение. В этом месте всегда день. Деревья в Эдемском саду приносят плоды двенадцать раз в год. Река, питающая сад, кристально чиста. В раю обитают души праведников, тех, кто прожил свою земную жизнь по заповедям Господа. Они привязаны к Богу и служат Ему. А праведникам в раю ничего не нужно.
Как я уже говорил, подобные взгляды жили у славян задолго до принятия христианства, и эти новые понятия были синтезированы со старыми.

Негативное влияние принятия христианства

Важно заметить, что основные минусы проявились далеко не сразу. Итак, вот они:

  • Прежде всего, основополагающим минусом явилась дистанционирование от латыни. И если первые несколько веков это не создавало критичных сложностей, то к моменту бурного развития науки в Европе, незнание языка католической церкви повлекло за собой довольно серьезно отставание в научной сфере.
  • Само по себе становление христианства на территории Руси проходило в довольно кровавом ключе. Причин тому было несколько, основные приведены ниже: Изначально крестились представители аристократии, которая, в сущности, являла собой воинское сословие в раннефеодальной Руси. Как следствие, с несогласными на добровольное крещение, поступали так, как было привычнее — огнем и мечом насаждая свое мнение.
  • Несмотря на обращение в новую веру, старые порядки и взгляды никуда не делись. Фактически, в условиях языческой Руси христианство прошло через вивисекцию народного осознания и отдалилось от своего изначального состояния очень значительно.

Постепенное укрепление церковного влияния на власть и население с целью получения прибыли в виде десятин, земельных наделов. На Руси это проявлялось не столь сильно, как в Европе, но тем не менее воздействовало на материальное состояние мещан и крестьян в значительной степени.

Роль волхвов в языческой Руси

Исследователи Иванов и Топоров полагают, что само слово «волхв» имеет тот же корень, что и «волосы». Волхвы носили длинные волосы и бороды, никогда не стриглись, за что их могли называть «волосатыми» («волхатыми»). Вероятно также, что именно от «волхва» произошли слова «волшба», «волшебство», то есть «колдовство».

Волхвы участвовали в религиозных обрядах, совершали жертвоприношения, проводили магические ритуалы, гадали, занимались целительством. При этом они занимали довольно высокое положение в государственной иерархии: власть предержащие часто приходили к ним за советом. Всем нам известна легенда о Вещем Олеге, который, пожелав узнать у кудесника, что сбудется с ним в жизни, услышал в ответ предсказание о грядущей смерти от собственного коня.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

«Зачем нам Православие? Это — жидовская вера!»

Священник Алексей Остаев: «Так может
считать только невежда или злоумышленник. Точнее говоря,
злоумышленники России выдумали эту идею и распространяют
ее среди невежественных людей, которые в силу тех или
иных причин отпали от Веры отцов в неверие, то есть
впали в неоязычество. Скажем больше: Православие — это
единственная Вера, которая не просто не имеет ничего
общего с иудаизмом, но прямо противопоставляет себя
иудаизму. Весь пафос не только Нового, но и Ветхого
Завета как раз и направлен на обличение еврейства за
предательство, отпадение от Истинной Веры, от Истинного
Бога. Прочтите Библию, и Вы сами в этом убедитесь. В чем
же существенное различие Православия и жидовства?
Православие — это истинная Вера в Единого Бога Отца и в
Его Сына Единородного Иисуса Христа, Которого Бог Отец
послал в мир спасти все народы от вечной смерти и
привести их в Свое Царствие, от которого они отпали
вследствие грехопадения. Таким образом первым
Православным был Адам и его благочестивые потомки,
только до пришествия Христова они верили в ожидаемого
Христа, а после пришествия Христова — в Христа Распятого
и Воскресшего. Евреи же, не только нынешние, но и
ветхозаветные, постоянно и упорно предавали Веру
истинную, Православную и увлекались в язычество даже
более, чем остальные народы. Неоднократно Господь (об
этом свидетельствует Библия) хотел уничтожить этот народ
и передать Завет другим людям, и только лишь благодаря
заступничеству святых и праведных людей Он до времени не
делал этого. Но почему именно евреи — «богоизбранный»
народ? Об этом говорит Апостол Павел (1 Послание к
Коринфянам 1, 27-29): «Бог избрал немудрое мира, чтобы
посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы
посрамить сильное; И незнатное мира и униженное и ничего
не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — Для
того, чтобы никакая плоть не кичилась перед Богом». Так
что богоизбранный — это еще не значит лучший. Бог хотел
привести к себе всех, начиная с самого дна».

Борьба за власть

Были в XI веке и другие смуты, связанные с волхвами. В частности, они выступали на стороне полоцкого князя Брячислава Изяславича против киевского князя Ярослава Мудрого, а также поддержали в борьбе за власть в Киеве сына Брячислава, Всеслава Полоцкого, который, согласно летописям, был «рожден от волхвования», а также сам обладал умениями волхвов, такими, как оборотничество, гадание и наваждение (видимо, тут имеется в виду умение насылать на людей морок). Правда, княжил в Киеве Всеслав недолго – всего семь месяцев.

Волхвы всячески пытались удержать утраченное могущество. «Повесть временных лет» описывает, как во время голода 1071 года в Ростовской земле и Белозерье жрецы обвинили в его причинах «лучших жен», то есть самых знатных женщин, якобы прятавших съестные припасы. Кудесники чудесным образом доставали из—за спин обвиняемых «жито, либо рыбу, либо белку». Понятно, что это был ловкий трюк, дабы продемонстрировать свои магические способности.

Фроянов считает, что выступления волхвов представляли собой «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями».

Последние упоминания о волхвах как языческих жрецах встречаются в новгородских и псковских летописях XIII—XIV столетий. Позднее на Руси так стали называть любых знахарей, колдунов, чернокнижников и носителей различных «ересей».

« У кого СССР закупал зерно

Православные или правоверные?

Старый христианский крест

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писалась никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. В общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Способы завоевания христианской веры.

Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

.

Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ — гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, «волшебным» поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться «героические» жития святых, которые создавали «эффект присутствия» христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали «ради дела», а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

Древнерусский волхв на капище

«До христианизации Русь была великим государством, а христианизация – причина всех бед русских»

Г. Шиманов: «Но если так, если
христианство есть первородный грех принявших его
народов, то чем объяснить наши поражения до Крещения?
Чем объяснить, например, аварское иго, сообщая о котором
франкский летописец писал, что авары приходили к
славянам ежегодно, брали их жен и детей и собирали с них
дань. Русский летописец иллюстрировал это иго такой
выразительной картиной: если обрин хотел куда поехать,
то не запрягал коня, а запрягал славянских женщин. Но в
нашем языческом прошлом было и данничество иудеям,
поработившим языческую Хазарию. Было вытеснение славян с
огромных территорий, принадлежащих ныне Австрии и
Германии.

  • Неоязычников отличает неутолимое стремление к поиску некоей «русской предыстории» — Виктор Шнирельман
  • Исторические мифы неоязычников-родноверов — Александр Попов
  • Русские язычники: Язык их враг их — Максим Кузнецов
  • «Веды славян» и «Велесова книга» — Лев Клейн

Было и многое другое, что никак не
соответствует мифу о процветании славян до их Крещения.
Одни только хронические раздоры славян чего стоили.
Которые обессиливали их и делали жертвами хищных
соседей. Если следовать Вашей логике, по которой все
происходящее с народом зависит от его религии (а не от
его идеологии, т.е. всей совокупности работающих в его
жизни идей, являющихся продуктом не только его религии,
но и его характера, исторических и географических
обстоятельств и т.д.), то получится, что первопричиной
наших бед было вовсе не христианство, а та религия,
которую Вы так хвалите, — то есть язычество. Это же при
его полном господстве происходило все вышеназванное.
Мало того. Это при его полном господстве сами язычники,
сравнивая свою религию с христианской, все чаще выбирали
христианство. Если бы этого свободного обращения в
христианство не было, если бы число христиан из
язычников не росло постоянно и не выросло в значительную
силу, то не на кого было бы опираться в таком
грандиозном деле, как крещение восточных славян».

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Последствия христианизации Руси

Когда русские приняли христианство, это отобразилось не только на характере богослужений и проповедях, но и на своде принятых норм и новых учреждениях. В 1037 году «варварское» государство получило своего первого митрополита Феопомпа, а сын князя Владимира Ярослав Мудрый начал строительство митрополии. Церковное управление на местах стало осуществляться через епископство, подчинявшееся митрополиту, чья власть теперь курировала все духовенство Руси. Церкви получили в собственность земли, на которых разводили хозяйство, следуя византийским обычаям и законам, при которых юридические отношения с земледельцами устанавливались, как в Греции.

За короткое время русская церковь стала представлять собой мощный механизм в духовно-общественной жизни государства. Под ее неусыпным контролем воздвигались повсюду школы, в которых учителями выступали сами священнослужители. Монастырские стены представляли средоточие культурно-просветительских центров, где рождались труды летописцев, переводчиков, философов и писались первые национальные книги. Используя пример греческих коллег, духовенство управляло и судило людей на основании собрания законов Номоканона, приобретшего название Кормчей книги. Совершаемые преступления и безнравственность паствы пополняли казну церкви неплохими доходами. Помимо основной десятины от населения, пожертвования высокородных прихожан могли выражаться золотом и серебром, землями и угодьями, селами и городами.

Стоит добавить, что, несмотря на византийское влияние, Киевская Русь продолжала сохранять своеобразие своей культуры.

С какими проблемами столкнулись христианские священники на Руси

С приходом христианства на Русь у народа появились некоторые трудности. Народный славянский календарь не совпадал с календарём от Рождества Христова. Новый церковный календарь стали подгонять под народный. Стали запрещать одни праздники и переносить другие. Так, день Купалы стали называть днём Иоанна Крестителя, а день Триглава стал Троицей. Но от этого стало только хуже.

В народе поднялись бунты, поэтому Ивану III пришлось узаконить двоеверие. Официальным стали считать церковный календарь, а старым пользовались в народе. Получилось так, что языческие и христианские праздники слились. Многие праздники языческих богов, отмечаемые осенью, стали спасами. А, например, весенние сгруппировались вокруг Пасхи. Даты поклонения мелким богам стали одинаковыми с престольными праздниками.

Обряды, ходившие в народе на дохристианские праздники, полностью искоренить не удалось. Священники понимали, что русские, привыкшие отмечать праздники с размахом, не могут быстро перестроиться. Разумеется, монотонные богослужения и молитвы не шли ни в какое сравнение с языческими гуляниями. Поэтому многие элементы древнерусских обычаев включили в православные праздники.

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества. Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.


Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Христианство на Руси

Христианство стало проникать на Русь задолго до ее крещения. Есть исторические сведения, что часть руссов была крещена еще в IX веке при Аскольде (ум. в 882). Более того, само крещение Руси носило официальный характер, а константинопольским патриархом Фотием был послан на Русь архиепископ для создания здесь церковной структуры. Однако в этот период на Руси, по-видимому, шла борьба язычества с христианством, и окончательно христианство утвердилось более чем через 100 лет.

Как пишет летописец Карамзин в своих историографиях:  русские были дикими и жестокими. В борьбе с нуждой, зверями и природными стихиями шли в ход все методы. Бесконечные войны заливали кровью землю, храбрость русских богатырей была злодейской. Продолжалось это до тех пор, пока не появилось христианство на Руси. Оно в корне изменило жизнь людей, их поведение и отношение к окружающей действительности. Как известно многих крестили помимо их воли, насильно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: