Реформация в европе. причины, последствия, итоги, особенности, деятели, сторонники, распространение, термины, суть

Протестантство в Англии и Франции

До XVI века Британские острова входили в состав «Священной Римской империи». Однако молодой король Генрих VIII не желал подчиняться законам католической церкви. Он добивался развода с первой женой, испанской инфантой Екатериной Арагонской, с которой венчался, исполняя обычай. Король подавал несколько прошений Папе Клименту VII, но неизменно получал отказ.

В 1529 году Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом. Последствием этого события стало отлучение короля от церкви. Это не испугало монарха, и он провёл церковную реформу, требующую обращаться по всем религиозным делам только к королю. В 1534 году парламент объявил Генриха VIII главой Церкви Англии. Вследствие победы Реформации Британские острова стали исповедовать англиканство — ветвь протестантства, но Шотландия и Ирландия оставались католическими.

Представителем второго поколения протестантов был Джон Кальвин. В Базеле весной 1536 года Кальвин создал свой труд «Наставления в христианской вере». В этом сочинении он изложил основы Реформатских взглядов на роль богословия и дал определение центральному положению Бога в христианстве. Произведение содержало обращение к французскому королю Франциску I с призывом принять идеи обновления церкви. Лидер Реформации предпринимал попытку защитить французских протестантов, которые подвергались репрессиям, и развивал понимание значения христианской веры.

Таблица. Итоги Реформации в Европе.

Итоги эпохи Реформации нельзя оценить однозначно. Кратко можно сказать, что, с одной стороны, перестал существовать католический мир, который объединял европейские народы. Это стало поводом для религиозного противостояния и войн. С другой стороны, образование национальных церквей способствовало повышению культурного и образовательного уровня народов Европы и положило начало росту национального самосознания. Для некоторых народов, населяющих страны Северной Европы, потребовалось создать письменность, чтобы издавать библию на языке национальности. При католицизме библия печаталась только на латыни.

Понятно, какой значительный эффект оказал реформационный процесс на развитие капитализма. Преобразование церкви стало первым большим выступлением буржуазии против феодальных порядков. Обновив христианство и изменив сознание людей, Реформация дала громадный импульс развитию новых капиталистических общественных отношений.

Распространение Реформации в Европе

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Причины Холодной войны между СССР и США кратко по пунктам в таблице
7 причин поражения восстания Спартака

Начало Реформации в Германии

В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.

Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.

Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.

Церковь хотела расправиться с Лютером. Только заступничество немецких князей, которые стремились завладеть церковными землями и уменьшить влияние папства в Германии, спасло ему жизнь. Большинство населения Германии приняло реформу Лютера. Его последователи покинули католическую церковь.

Интересные факты

Период Реформации оказался бурным и продолжительным. Он насыщен событиями, действующими лицами и интересными фактами:

  • Когда Мартин Лютер выдвигал свои Тезисы, он был убеждённым католиком.
  • Список, прибитый к церковной двери, автор составил на латинском языке. Народу пришлось выписать тезисы и самостоятельно перевести их на немецкий.
  • В сканвордных таблицах часто встречается вопрос о графе-реформаторе из 5 букв. Граф Нулин не имеет никакого отношения к описываемым событиям, а является персонажем шуточной поэмы А. С. Пушкина.
  • Термином «протестанты» первоначально называли разных немецких князей, которые протестовали против императора Карла 5 в Риме, когда тот выступал против реформаторов.
  • Ежегодно 31 октября последователи Лютера отмечают День Реформации.

В конечном счёте победа Реформации изменила не только христианство, но и лицо Европы. Как ее главную особенность можно выделить начало конца претензий католической церкви на контроль в культурно-религиозных делах. Это движение появилось как фактор растущего социального и политического недовольства.

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене 

Англиканская церковь

Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.

Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.

Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.

Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 — принял монашеский обета
  • 1507 — рукоположен в священнический сан
  • 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца
  • Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением

Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

1607 год: протестанты колонизируют Северную Америку

Первая английская колония, сохранившаяся на постоянной основе в Северной Америке, была основана в Джеймстауне (названном в честь нынешнего короля Якова VI и I, хотя колония была названа Вирджинией в честь королевы — девственницы Елизаветы). Его создание предвещает экспансию англоязычного протестантизма с небольшого острова, чтобы стать всемирным выражением христианской веры. Карта, изображающая колонию Виргиния (согласно Второй хартии), составленная Виллемом Блау Фото: commons.wikimedia.org

Вирджиния счастлива установить официальную религию, которая является версией установленной Церкви Англии. Но другие колонии, расположенные далеко к северу от нее на побережье, которое мы надеемся назвать «Новой Англией», основаны людьми, глубоко недовольными тем, что они считают папистскими компромиссами английской церкви.

Библия, а не церковь. Христос, а не папа римский

С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком.

Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов.


Владислав Муттих. «Ян Гус на костре в Констанце». (Pinterest)

Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны

Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу. 

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии

В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов — сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: