Численность населения руси

Тюркские народности (торки, берендеи, печенеги и др.)

Кочевые тюркские племена, обитавшие в Великой степи к югу от Руси, были грозной силой, не раз угрожавшей древнерусскому государству грабительскими набегами. Древнерусские князья, пытаясь привлечь на службу кочевников, обладавших отличными воинскими навыками, стали создавать тюркские военные гарнизоны в приграничных районах. В XI веке, когда в степи хозяйничали половцы, кочевники других племён, оставшись без пастбищ, сами обратились к русским князьям, предлагая им воинскую защиту русских границ. Князь Ярополк выделил им территорию в бассейне реки Рось, называемую Поросьем. В Поросье переселились торки (тюрки) и печенеги, образовав новый полукочевой племенной союз. За традиционные высокие шапки на Руси их прозвали «Чёрными клобуками» (каракалпак), а летописцы именовали их «своими погаными». Центром Поросья стал город Торчинск. Полуоседлые кочевники пользовались спросом у многих русских князей: «берендеев», как стали назвать кочевников на Руси, взяли на Волынь и на Владимиро-Суздальскую землю для защиты границ.

Кочевники не только охраняли границы Руси: печенеги участвовали в походе князя Игоря на Византию и служили в русском войске в качестве наёмников; торки вместе с князем Владимиром ходили на хазар и булгар. После появления другой грозной степной силы – половцев – печенеги сохранили полукочевой образ жизни, но признали верховную власть Киева и получили право участвовать в выборах великого князя.

Кочевники влились в состав древнерусского государства, многие из них осели на землю и ассимилировались.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение подразделялось на:

  • сотни;
  • полки;
  • войско.

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью.

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины. Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.

 

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Проверь себя

Задание 1.При каком правителе начала создаваться Русская правда?

  1. Ярослав Мудрый
  2. Владимир Красное Солнышко
  3. Владимир Мономах
  4. Всеволод Большое Гнездо

Задание 2.Какой вопрос не поднимался в Правде Ярослава?

  1. Ограничение ростовщичества
  2. Ограничение кровной мести
  3. Наказание за избиения
  4. Порядок престолонаследия

Задание 3.Что стало, по одной из версий, толчком к созданию Правды Ярославичей?

  1. Поражение в битве на Альте
  2. Победа в битве на Альте
  3. Антиростовщическое восстание в Киеве
  4. Смерть Ярослава Мудрого

Задание 4.Выберите год, в который, по одной из версий, была составлена заключительная часть Русской правды:

  1. 1111 г.
  2. 1097 г.
  3. 1132 г.
  4. 1113 г.

Задание 5.Выберите вариант ответа, в котором ни одна из перечисленных категорий населения не относится к зависимым или полузависимым:

  1. Духовенство, купцы, люди
  2. Князь, дружинники, челядь
  3. Закупы, рядовичи, долговые холопы
  4. Бояре, князь, смерды

Ответы: 1. — 1; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 4; 5. — 1.

Устав Владимира Мономаха

Почему была создана еще одна часть Русской правды? Ключевой причиной создания третьей части Русской правды считается антиростовщическое восстание в Киеве.

Митинги в стиле XII века: к чему привело антиростовщическое восстание в Киеве?Антиростовщическое восстание в Киеве привело к необходимости урегулирования действий людей, дававших деньги взаймы под огромные проценты, что вызывало небывалые недовольства населения. В итоге именно это и было отражено в Уставе Владимира Мономаха.

Третьей и последней частью Русской правды является Устав Владимира Мономаха, который был предположительно создан в 1113 году после антиростовщического восстания в Киеве, по итогам которого на киевский престол был приглашён внук Ярослава Мудрого Владимир Всеволодович Мономах.

Другие народности в составе древнерусского государства

Скандинавы появились на территории восточных славян в VIII веке; они смешались с местными племенами и прочно обосновались на новой для них земле. Первые князья из династии Рюрика были выходцами из Скандинавии. Рюриковичи начали приглашать шведов, датчан и норвежцев, известных на Руси как варяги, для служения в княжеских дружинах. Некоторые отряды варягов сами приходили на славянские земли, предлагая свои услуги по несению воинской службы.

Варяги на Руси стали не только воинами, но и купцами. Некоторые из них постоянно проживали в богатом купеческом Новгороде, где, как известно из летописи, построили «варяжскую церковь». Многие представители скандинавских народов поселились в городах и торговых центрах вдоль важных торговых путей.

Финно-угры. Многие исследователи считают, что «великорусское» этническое ядро восточных славян сформировалась на основе смешения славян и финнов, являющихся соседями восточных славян с незапамятных времён. В период Киевской Руси в междуречье Оки и верхней Волги, согласно летописям, проживали три финских племени: мурома, меря и весь. Контакты славян с другими финскими племенами – мещеря, корелы, водь – были не столь интенсивными.

Общение и совместные действия славян и финно-угров наблюдались со времён становления Киевской Руси: они вместе боролись с варягами, изгоняя их за море, вместе воевали в составе княжеских дружин, вместе проживали в смешанных русско-финских поселениях. Их занятия хорошо дополняли друг друга: славяне, в основном, были земледельцами, а финны, проживавшие в лесах, занимались охотой, рыболовством и собирательством. Финское население втягивалось в орбиту торговли: чудь поставляла славянам меха в обмен на оружие и украшения. Финно-угорское племя корел (карел) принимало участие в Новгородском вече. Чудь и меря участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 году. В дальнейшем многие из финно-угров были русифицированы. Христианизация финских народов встретила сильное сопротивление язычества, которое несколько веков сохраняло сильные позиции: в XVI веке у финнов на русской территории ещё существовали священные камни и деревья и сохранялись курганные насыпи в местах захоронения. Финно-угорский элемент явился составной частью народной северорусской культуры.

Балты включали в свой состав литовские и ятвяжские (древнепрусские) племена: голядь или галинды, ятваги или ятвинги и др. В древние времена балтские племена расселялись на территории от Прибалтики до верхнего течения Днепра и Оки. В VIII-IX веках, после прихода славян на эти земли, началась славянизация днепровских балтов, завершившаяся к XIII веку. В результате ассимиляции днепровские балты стали мало отличаться от кривичей или словен.

Ятваги, южная ветвь литовского племени, проживавшая у рек Протва и Угра (притоки Оки), было покорено в 983 году князем Владимиром. По мере расширения Киевской Руси литовские племена были включены в состав древнерусского государства, но многие из них сумели сохранить национальное своеобразие.

Чересполосных славяно-балтских поселений было мало, но влияние балтов на славянскую культуру было заметным. Славянское племя кривичей было близко по своей этнокультуре племенам балтов. Язык ятвагов имел сходство со славянскими языками.

Интерес учёных вызывает история балтийского племени голядь, оказавшегося в Подмосковье, на реке Протве. По предположениям, племя переселилось из Галиндии (Пруссии) вместе с другими племенами, или же это были пленники, переселённые первыми русскими князьями из Галиндии. Славянизация голяди не исключала сохранение племенем старых обычаев захоронения, особенностей в одежде и украшениях.

Народности Кавказа: ясы (осетины), косоги (черкесы). Оба народа признали сюзеренитет Святослава (X век), а затем Мстислава Тмутараканского (XI век) и составляли часть дружины русских князей. Воинское умение и высокое чувство ответственности способствовали включению представителей кавказских народностей в привилегированные слои Древней Руси: так, кавказец Анбал Ясин был ключником Андрея Боголюбского.

Спорная тема

Что же все-таки из себя представлял этот русско-варяжско-славянский каганат? Был ли он полноценным государством или же являлся сателлитом Хазарии? В сочинении «Пределы мира от востока к западу», написанном в X веке на персидском языке, сообщается, что русы проживают в «огромной стране», которая изобилует жизненными благами, они воюют с неверными и часто выходят победителями.

Украинский историк Дмитрий Березовец, изучая восточных авторов, пришел к выводу, что русы – это древнее население Северского Донца, Среднего и Нижнего Дона, и Приазовья. По его мнению, их государство не что иное как салтово-маяцкая археологическая культура, расцвет которой пришелся на VIII-IX вв. В этом регионе в начале XX века были обнаружены остатки средневекового города. Впрочем, историк так и не объяснил, как этноним «русь» связать с населением Придонья.

Гедеонов полагал, что Русский каганат – государство со столицей в Киеве, зависимое от Хазарии. Именно хазары назначали киевского кагана, хотя со временем, считал историк, он превратился в относительно самостоятельного правителя. Последним каганом Киева, согласно Гедеонову, был Аскольд, которого убил захвативший город в 882 году Олег.

Известный византиевист Василий Васильевский рассматривал Русский каганат как структуру, изначально конкурировавшую с Хазарией. Совершенно противоположной точки зрения придерживается современный исследователь Александр Полюх. По его мнению, захват Олегом Киева и его успешный поход на хазар подозрительно совпадают по времени. Он приходит к выводу, что Киев и есть столица Хазарского каганата.

В настоящий момент тема «Русского каганата» заключает в себе столько противоречий, нестыковок и домыслов, что не позволяет с уверенностью заявить о государстве с таким названием, которое бы предшествовало династической Древней Руси. Однако очевидно, что на территориях современной Украины и России уже в IX веке существовало некое полиэтническое протогосударственное образование, ведшее активную торговую, военную и политическую деятельность и вступавшее в непосредственное соприкосновение с соседними народами и державами.

Этнография Киевской Руси

Изначально русью называлось племя, скорее всего, варяжского происхождения, из которого происходили Рюрик, Олег, Игорь и др. и это противопоставлялось «славянам». Позже данный этноним стал означать всех жителей Руси. Для обозначения определенного представителя народа использовался термин «русин». Именно это слово можно найти в первых русско-византийских договорах Х в. Синонимом «русина» был «русак».

Замечание 1

Автор одного из древнейших литературных памятников Руси «Слово о полку Игореве» использует слово «русичи».

Согласно наиболее распространенной концепции, в X-XIII вв. из восточнославянских племен формировалась единая этническая, социальная и культурная общность – древнерусская народность. Признаками единства народности считаются:

  • общность литературного и разговорного языка, территории,
  • общность материальной и духовной культуры
  • единая религия,
  • единое военное устройство,
  • одни традиции, обычаи, право
  • осознание единства Руси.

Впервые представление о единстве восточных славян можно встретить в «Повести временных лет», которая датируется начало XII в., а к середине XII в. в источниках уже не используются названия племен, вместо чего просто говорится о Руси. Названия имеют не этнический, а географический оттенок – «черниговцы», «киевляне», «новгородцы» и т.д.

Осознание своего единства сохраняется во время политической раздробленности, а также, монгольского ига. Это прослеживается в литературных источников разных русских земель. Летописи содержат идеи церковного, исторического и династического единства Руси, кроме того, сами летописцы призывают к необходимости политического объединения.

Категории населения

Русская правда впервые прописала, что на Руси существуют определенные категории населения. Их можно разделить на два типа: высшие сословия и низшие сословия.

К высшему сословию относятся:

  • прежде всего князь, который является высшим лицом в государстве;
  • служители культа или, проще говоря, представители духовенства, которые делились на два типа: белое духовенство – священнослужители (работники церквей) и черное духовенство – монахи (люди, полностью отказавшиеся от мирских благ и посвятившие себя служению богу);
  • бояре, которые являлись богачами и владельцами крупных размеров земли;
  • дружинники, которые являлись воинами при князе, а также иногда участвовали в управлении государством.

К низшему сословию относятся:

  • люди – полностью свободное население Древней Руси;
  • смерды – полусвободное население, которое находится в определенной зависимости от другого человека. Делятся на два типа:
  • закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»). Зависимость закончится тогда, когда долг будет выплачен. Закупов можно сравнить с людьми, которые имеют кредиты, ведь они тоже в какой-то степени зависят от банка-кредитора.
  • рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор (например, договор о найме для обработки земли), который в Древней Руси назывался ряд. С завершением действия договора, рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Егор Крид – это типичный рядович. Да-да, ведь он по факту находился в зависимости от своего музыкального лейбла и лишь с расторжением договора Егор Крид стал “свободным”.
  • горожане, то есть жители городов, которые делились на ремесленников и купцов;
  • холопы, то есть полностью зависимое население, которое делилось на два типа: 
  • челядь – военнопленные, ставшие зависимыми и перешедшие в категорию холопов;
  • долговые холопы, в которые можно было превратиться, если закуп не выплатит свой долг или рядович не выполнит условия договора.

Также стоит упомянуть об огнищанине и тиуне. Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной (землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство). Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун.

Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту:

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял, дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах, организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей — скоморохи и гусляры.

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой, смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года

Архив

По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.

В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.

В интернете тоже имеются оцифрованные документы.

Сайт мормонов

Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)

Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года

Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.

Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы

Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)

Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.

Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография

Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.

АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года

Поиск по фондам

Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.

АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов

Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ

Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Спорная тема

Что же все-таки из себя представлял этот русско-варяжско-славянский каганат? Был ли он полноценным государством или же являлся сателлитом Хазарии? В сочинении «Пределы мира от востока к западу», написанном в X веке на персидском языке, сообщается, что русы проживают в «огромной стране», которая изобилует жизненными благами, они воюют с неверными и часто выходят победителями.

Украинский историк Дмитрий Березовец, изучая восточных авторов, пришел к выводу, что русы – это древнее население Северского Донца, Среднего и Нижнего Дона, и Приазовья. По его мнению, их государство не что иное как салтово-маяцкая археологическая культура, расцвет которой пришелся на VIII-IX вв. В этом регионе в начале XX века были обнаружены остатки средневекового города. Впрочем, историк так и не объяснил, как этноним «русь» связать с населением Придонья.

Гедеонов полагал, что Русский каганат – государство со столицей в Киеве, зависимое от Хазарии. Именно хазары назначали киевского кагана, хотя со временем, считал историк, он превратился в относительно самостоятельного правителя. Последним каганом Киева, согласно Гедеонову, был Аскольд, которого убил захвативший город в 882 году Олег.

Известный византиевист Василий Васильевский рассматривал Русский каганат как структуру, изначально конкурировавшую с Хазарией. Совершенно противоположной точки зрения придерживается современный исследователь Александр Полюх. По его мнению, захват Олегом Киева и его успешный поход на хазар подозрительно совпадают по времени. Он приходит к выводу, что Киев и есть столица Хазарского каганата.

В настоящий момент тема «Русского каганата» заключает в себе столько противоречий, нестыковок и домыслов, что не позволяет с уверенностью заявить о государстве с таким названием, которое бы предшествовало династической Древней Руси. Однако очевидно, что на территориях современной Украины и России уже в IX веке существовало некое полиэтническое протогосударственное образование, ведшее активную торговую, военную и политическую деятельность и вступавшее в непосредственное соприкосновение с соседними народами и державами.

Источник — https://cyrillitsa.ru/narody/162390-kakie-narody-byli-predkami-zhiteley-ki.html

XII век

После кончины Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого) единое государство распалось на удельные княжества.

Начались набеги кочевников на южные русские земли. Что значительно уменьшило население Киевского княжества. И способствовало массовому переселению с юга на север.

Начался экономический подъем северных княжеств. А это привело к росту городов. В некоторых проживало около тысячи человек. Например, в столице северо-западного Витебского княжества – 1 тыс. 200 чел.

Но соотношение количества городского и сельского населения не менялось. Горожане составляли примерно 3% от общего числа россиян.

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Многонациональный народ Российской Федерацииправить | править код

Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.

Этническое значение нацииправить | править код

В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

В пунктах 1 и 2 статьи 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гуманистический подход к межнациональным отношениямправить | править код

В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

В пункте 2 статьи 68

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Националистические взгляды, запрещённые Конституциейправить | править код

Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.

Утверждение русского языка в качестве государственногоправить | править код

Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык — связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Заключение

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

  • свободные, чье положение было весьма различным, от господствующей верхушки до общинников-смердов. Несмотря на огромные различия в общественном положении, все они были юридически дееспособны, свободны, могли вступать в правоотношения;
  • полувольные, к которым относились закупы и рядовичи. Эти категории населения не имели всех юридических прав;
  • рабы – холопы и челядь. Они были неправоспособны и недееспособны, приравнивались к имуществу владельца.

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: