Эволюция языков программирования

Список языков программирования

Есть тысячи языков программирования. Мы выделили те, что наиболее популярны и чаще используются в современном мире.

Basic

Basic или Бейсик называют группу языков программирования высокого уровня. Его создали профессора колледжа Дартмут в 1964 году с целью помощи студентам в создании собственных компьютерных программ. Сейчас детище Томаса Курца и Джона Кемени стало основным языком, на котором пишутся программы для ОС Windows.

C

В далеком 1972 году Дэннис Ритчи придумал язык, который остается популярен и сейчас. Программисты любят его за успешное сочетание в нем элементов как высокого, так и низкого уровней программирования. Кстати, для тех языков программирования, которые используются для написания сайтов, основой является как раз язык Си.

С++

Этот язык произошел от Си, но он больше уделяет внимание обобщенному программированию. Сейчас он является одним из самых популярных языков, ведь на нем пишут огромное количество программ

Он подходит для создания ОС, драйверов, серверов, игр, прикладных программ и много другого. Си ++ является универсальным языком, который эффективен, многофункционален и доступен большинству программистов.

Python

Разработка этого языка началась в 1980-х годах голландцем Гвидо ван Россумом, но его первая версия была выпущена только в 2008 году. Он отличается постоянным усовершенствованием и активным сообществом пользователей. Python является высокоуровневым языком с большим объемом различных функций. Особенно хорошо он справляется с веб-разработкой, анализом данных и автоматизацией процессов.

PHP

Этот язык лидирует среди тех, что применяются в разработке веб-сайтов и поддерживается практически всеми хостинг-провайдерами. Он применяется, в основном, для разработки веб-сайтов и веб-приложений. Впервые PHP был представлен публике в 1995 году датским программистом Расмусом Лердорфом.

Java

Язык программирования Java работает с веб-приложениями, которые транслируются в байт-код. Он может работать на любой компьютерной архитектуре, так как код преобразуется с помощью Java-машины. Он появился в 1996 году и последние годы он стал самым популярным языком программирования. Однако многие недовольны из-за того, что он работает медленнее, чем его конкуренты.

JavaScript

Хотя JavaScript похож на Java, но все же является отдельным языком. Чаще всего используется в качестве встраиваемого языка: приложения получают доступ к веб-страницам с его помощью. Он более легок в применении и дается даже тем, кто мало знаком с программированием. Доля его использования ежегодно растет.

Go (Golang)

В 2007 году компания Google занялась разработкой собственного языка программирования, с помощью которого бы можно было решать реальные проблемы. Созданием языка занимались Роб Пайк и Кен Томпсон, которые уже в 2009 году представили Go. Для компании Google он является заменой популярных языков Си и Си ++. Он не стал прорывом, но зато используется для создания серьезных проектов.

SQL

Этот язык программирования является системой, с помощью которой можно удобно управлять базами данных. Первые разработки были начаты еще в 1970-х годов, но первый вариант SQL был представлен в 1986 году. В современном мире SQL довольно популярен в качестве удобного языка для улучшения, управления и создания баз данных.

Swift

Компания Apple тоже придумала собственный язык программирования, чтобы создавать на нем приложения для всех родственных гаджетов. Apple представила свой язык в 2014 году как удобный, надежный, свободный и доступный любому программисту. Он был создан персонально для продуктов Apple.

Pascal

Никлаус Вирт создал этот язык в 1969 году, а назвали язык в честь математика Блеза Паскаля. Он является популярным языком программирования и в наши дни. Именно на нем обучают студентов на первом курсе университета и в старшей школе. На его основе построено множество других языков.

В современном мире без языков программирования невозможно обойтись. Все больше и больше людей самостоятельно выбирают профессию программиста, хоть она и сложна на первый взгляд, но быстро развивается и становится популярной с каждым годом. А языки программирования — сложный, но интересный процесс создания компьютерного мира!

ТЕГИ история
программирование
языковые заметки

Популярность языков

Какие основные языки программирования — определить непросто. Существуют различные метрики для измерения популярности языков, каждая из которых отражает определенный аспект популярности языка:

  1. Подсчет числа вакансий с упоминанием этого языка.
  2. Количество проданных книг (учебников или справочников).
  3. Оценка количества строк кода, написанных на языке (например, по статистике хостингов, где публикуются тексты программ).
  4. Подсчет упоминаний языка в запросах поисковиков.

Например, журнал IEEE Spectrum попытался составить самый объективную картину популярности языков программирования по 12 метрикам из 10 источников. Вот как выглядела в 2017 году таблица, отранжированная по этим параметрам:


График популярности языков, IEEE Spectrum

По активности разработчиков на GitHub в 2017 году рейтинг выглядит так:

По каждой метрике может лидировать какой-то один язык, а по другой метрике — другой. Например, Cobol до сих пор доминирует в корпоративных дата-центрах, на нем написано много программ, хотя новых практически не пишут. Вариации языка C используются в системном программировании, а язык Java популярен для написания приложений под Android. Прочие языки регулярно используются для создания других разнообразных приложений.

За каким языком программирования будущее — покажет история, но исследователи отмечают, что по совокупности метрик в последнее время растет популярность Python, который сейчас вышел на 1-е место. Поднялись по рейтингу C# и Swift. По количеству вакансий для программистов C значительно опережает Python. В веб-программировании популярны JavaScript и PHP.

Важно!
Если ваша главная цель — найти высокооплачиваемую работу, то смотрите на соответствующие метрики и выбирайте правильный подход к изучению тех языков программирования, которые актуальны в конкретной области.

Компиляторы упростили работу с кодом

Да-да, так и работает код. Поэтому, кстати, под новые процессоры требуется оптимизировать софт, потому что у всех платформ свои инструкции.

Для более удобной работы с кодом инженеры во всём мире принялись за разработку компиляторов — это специальные алгоритмы для перевода команд, написанных на привычном нам языке, в бинарный код.

Процессоры содержат в себе блоки с числовыми командами, которые отвечают за то, что выполнить. Когда программист принимается за компиляцию написанного им кода, процессор знает, как перевести на понятный ему язык команды, написанный человеком.

Так появился Ассемблер — язык программирования низкого уровня. Низкого, потому что он сочетал в себе элементы привычного человеческого языка и машинного кода. За ним стали развиваться уже языки программирования высокого уровня. В них теперь задействовались только команды, соответствующие нашему привычному человеческому языку.

Кто должен заняться программированием

Рассмотрим несколько сфер, помимо разработки, где применяют технические инструменты на базовом уровне. От конкретных задач зависит, какое направление программирования вам выбрать.

Контент-менеджер и бильд-редактор

Задачи контент-менеджера находятся на стыке гуманитарных и технических знаний. Он может не только наполнять сайт контентом и верстать статьи в редакторах, но и создавать тексты — зависит от требований конкретного работодателя. При этом ему нужно обладать развитым чувством вкуса и пониманием интерфейсов, чтобы правильно управлять визуальным контентом.


Настройка текстового редактора в Bitrix. Источник

В любом случае знания языка разметки HTML для контент-менеджера обязательны. Некоторые начинающие изучать HTML и CSS в итоге идут дальше и становятся полноценными frontend-разработчиками.

SEO-специалист

Поисковая оптимизация — это точка экстремума, место встречи веб-разработчиков и SEO-специалистов

Ошибки первых могут сильно мешать работе вторых, поэтому нормальное взаимодействие между этими отделами на понятном друг другу языке очень важно, если проект хочет появляться в поиске «Яндекса» и Google


Навыки в резюме SEO-специалиста.

Понимание устройства сайта изнутри необходимо в работе по оптимизации. Здесь важны знания HTML и CSS, препроцессоров, а также востребованных на сегодняшний день фреймворков. В общем, обязанности и задачи SEO-специалиста тесно связаны с программированием, хотя он и не пишет код.

Менеджер проектов

Это сверхлюди, которым не понаслышке известно, что такое разбивать задачу на мелкие части. Их специализация может быть очень разной, а круг обязанностей — кардинально меняться от проекта к проекту.

Менеджеры часто работают с базами данных и аналитикой — для этого и нужно знание SQL-запросов. Кроме того, сложные функции в Excel можно заменить макросами. Иными словами, некоторые знания базового программирования упрощают и ускоряют работу менеджеров.

Интернет-маркетолог

Если программирование и маркетинг кажутся вам вещами несовместными, вы удивитесь. Здесь тоже всем заправляет аналитика, а для решения ее задач в последнее время активно применяется язык программирования Python. Специально для этих целей созданы библиотеки NumPy, Matplotlib, Pandas, Jupyter и другие.


Пример работы с данными в библиотеке NumPy. Одной строкой кода можно посчитать средний чек и отсортировать таблицу. Источник

Если вам нужно обработать большой объем данных, к примеру, миллион строк в Excel, то последний может не справиться и зависнуть. Python же это выполняет отлично, а значит, выручает маркетологов. Кроме того, с помощью библиотек для визуализации можно создавать диаграммы и графики, рисовать карты.

Наследники Паскаля

После появления Паскаля время не стояло на месте. Компьютеры становились намного быстрее, потому требования к приложениям и программистам неуклонно росли. Программы больше не создавал один человек – над ними работали целые коллективы. В языках появлялись конструкции, которые поддерживали командную работу. При этом один человек создавал часть системы, или модуль, независимо от остальных. Потом их компоновали и загружали автоматически.

Модули, которые имели межграничную проверку целостности типов, стали главным расширением первого последователя Паскаля – Модула-24. Язык появился в 1979 году и считается эволюционным развитием Паскаля. Это же касается Mesa. Язык был разработан в центре PARC для системного программирования. Mesa тоже использовал в основе Паскаль. Однако он развивался чересчур хаотично и нуждался в доработках.

В Модула-2 тоже были элементы системного программирования, которые допускали конструкции, зависящие от конкретных характеристик компьютера. Потому они требовались для интерфейсов с периферийными устройствами. Потому пришлось пожертвовать самой сутью высокоуровневых языков – машинонезависимым программированием. Но при этом фрагменты удавалось локализовать в конкретных «низкоуровневых» модулях и изолировать.

К тому же в Модула использовались конструкции, которые помогали программировать параллельные процессы. Это было главной темой семидесятых. В целом же, Модула-2 был комплексным и при этом слишком сложным для обучения программированию. Чувствовалось, что его требуется усовершенствовать и упростить. Благодаря этому появился язык Оберон. Даже сегодня его применяют в разных сферах.

Паскаль представляет собой старый язык программирования. За время существования он претерпел много изменений и лег в основу других разработок и систем. Систему по сей день используют для обучения программированию в школах и вузах. На основе Паскаля создано много усовершенствованных вариантов языков.

Сообщение
появились сначала на
.

Августа Ада Лавлейс — имя первой программистки

Почему-то, когда называют слово «программист»,— в этой профессии первым делом представляется мужчина. Однако, вы удивитесь, но первый программист — это женщина. Имя первой программистки — Августа Ада Лавлейс. Она была дочерью известного поэта Гордона Байрона, родилась в Лондоне в 1815-м году. Хотя у нее и знаменитый отец, он не участвовал в ее воспитании. Когда ей было всего 5 недель, мама и знаменитый отец разошлись, и с тех пор они так и не виделись и не общались.

С детства Ада была увлечена математикой, черчением и другими точными науками. Уже к 12-ти годам она разработала и начертила собственный летательный аппарат, который должен был работать на паровом двигателе.

Уже в 1824-м из-за своего увлечения наукой она была представлена математику Чарльзу Бэббиджу на выставке, где он представлял свой аппарат, сконструированный для автоматического расчета логарифмических и тригонометрических функций. Инструкция для работы того аппарата вводилась с помощью перфокарты. Сама Ада потом долгое время еще изучала данный аппарат, его назначение и работу. Так она и подружилась с данным математиком, который стал ее ментором в математической науке.

Вычислительный аппарат Бэббиджу так и не имел окончательной реализации из-за технических ограничений того времени и финансовых трудностей самого изобретателя. Но на этом он сам не остановился и решил разработать новый проект — аналитическую машину. Данная аналитическая машина и считается прародителем первого компьютера. Но сам прототип этой аналитической машины был создан уже после смерти его изобретателя.

Суть в том, что задолго до появления прототипа компьютера, Ада сумела предположить, что будут созданы машины, которые смогут решать задачи, неподвластные человеку. И все это будет возможно простым написанием определенных алгоритмов.

Именно те комментарии Ады легли в основу современного программирования. Именно она ввела такие понятия, как команды, цикл, свойство и т. д. Это намного ускоряло передачу команды при помощи перфокарты.

Сейчас имя первой программистки носит один из языков программирования и два городка в США.

3. Конрад Цузе

Изобретатель родился в столице Германии в 1910 году . Примечательно, что еще будучи школьником, Конрад создал действующую модель аппарата, разменивающего деньги.

Цузе выучился на инженера в Высшей технической школе и позднее устроился на работу в авиакомпанию. Очень скоро он столкнулся с необходимостью производить огромное количество однообразных скучных расчетов для проектирования самолетов. Решив подойти к этому творчески, молодой инженер задался целью сконструировать вычислительный прибор, используя вместо мастерской дом своих родителей.

В его планы входило создание ряда устройств, задуманных как вспомогательный инструмент для работы инженеров и проектировщиков. Первый прототип этого компьютера (V-1) был полностью автоматическим и располагался на  площади размером  4 м2.

Во время войны он находился в составе действующей армии, однако сумел убедить свое командование в пользе своих разработок и вскоре был отправлен в авиационный исследовательский институт в Берлине для проведения исследований.

Разработки Цузе – это история научной работы и открытий одиночки: в военное время у него не было никакого доступа к исследованиям своих коллег, равно как и возможностей для сотрудничества. Ввиду недостатка финанфирования, исследователь был вынужден перейти от конструирования приборов к теоретической работе.

Ученый изобрел первый язык программирования высокого уровня, названный Планкалкюль. Он задумывался как система управления для одной из его машин (V-4), однако мог успешно применяться для схожих с ним устройств.

Инженер считал, что в основе языка должна лежать система числовых и символьных обозначений, основанная на принципах логики, иными словами – набор поэтапных шагов в решении задачи.

Цузе подчеркивал, что его язык подходит для реализации самых разных задач, в том числе математических операций и сортировки чисел.

Увлекшись шахматами, инженер также разработал множество фрагментов кода, позволяющих машине оценивать шахматные позиции.

Изобретатель никогда не надеялся, что его язык будет применен на практике. Он всегда говорил о том, что Планкалкюль возник как плод теоретических изысканий, безотносительно того, возникнут ли в ближайшее время устройства, которые позволят его реализовать.

Рабочая версия этого языка впервые была создана в Свободном университете Берлина только в 2000 году.

Научные труды  ученого были изданы в полном объеме лишь в 1972 году. Кто знает, как мог повлиять Планкалкюль на развитие программирования, если бы исследователи в этой области смогли познакомиться с работами инженера намного раньше?

Возможности искусственного интеллекта

Не секрет, что в современном мире множество задач выполняется с помощью автоматизированных машин. Ученые не останавливаются и продолжают работать в этом направлении, чтобы улучшить нашу жизнь. Все чаще люди, которые не связаны напрямую с наукой, слышат об искусственном интеллекте и о нейронных сетях.

Всё потому, что технологии машинного обучения начинают занимать серьезное место в повседневной жизни. Требуется разобраться в терминологии, в самом процессе новых технологий и решить, как выстроить будущее на взаимодействии с ними.

Конечно, возможности новых технологий искусственного интеллекта несколько ограничены. Как и человек, ИИ имеет свойство ошибаться, однако, за последнее время данная технология продвинулась в своем развитии на достаточно высокий уровень, а всё благодаря обучению на крупных и разнообразных выборках данных.


Возможности искусственного интеллекта

Искусственный интеллект мог бы помочь специалистам с работой над теми задачами, которые не совсем простые в плане понимания, осмысления и имеют зависимость от достаточно большого количества изменчивых факторов. Понять их алгоритм машине будет проще, если создать для этого все условия.

Основная цель в развитии ИИ – упростить выполнение задач, которые строятся на большом количестве переменных факторов, непросты в понимании, подразумевают сложное решение и достаточно тяжело алгоритмизируются вручную.

Ученые и исследователи возлагают большие планы на машинное обучение, велико желание сделать так, чтобы от человека не требовалось постоянно описывать какие-то конкретные алгоритмы.

Только до25 декабря

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

В активной разработке подход — «черный ящик», когда человеку не требуется тратить уйму времени на программирование алгоритмов, на написание кода, а машина сама разберется со сложным программным кодом. Грамотные «тренировочные» данные для систем помогут машинам «программировать», выполняя задачу разработчиков.

Настоящий объектно-ориентированный C++

В языке С++ полностью поддерживаются принципы объектно-ориентированного программирования, включая три кита, на которых оно стоит: инкапсуляцию, наследование и полиморфизм. Инкапсуляция в С++ поддерживается посредством создания нестандартных (пользовательских) типов данных, называемых классами. Язык С++ поддерживает наследование. Это значит, что можно объявить новый тип данных (класс), который является расширением существующего.

Хотя язык программирования С++ справедливо называют продолжением С и любая работоспособная программа на языке С будет поддерживаться компилятором С++, при переходе от С к С++ был сделан весьма существенный скачок. Язык С++ выигрывал от своего родства с языком С в течение многих лет, поскольку многие программисты обнаружили, что для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами языка С++, им нужно отказаться от некоторых своих прежних знаний и приобрести новые, а именно: изучить новый способ концептуальности и решения проблем программирования. Перед тем как начинать осваивать С++, Страуструп и большинство других программистов, использующих С++ считают изучение языка С необязательным.

Язык программирования C++ в настоящее время считается господствующим языком, используемым для разработки коммерческих продуктов, 90% игр пишутся на С++ с применением DirectX.

Структурное программирование: основы и суть

Первый язык кодирования высокого уровня с процессом компиляции был разработан в 1954 году, а в 1956 году свет увидел язык Fortran, который содержал алгоритмы, значительно упрощающие разработку программ. Но нюанс использования языка Fortran заключался в том, что его рационально было использовать на маленьких программах, на больших он не реализовывался в полной мере. Тем не менее, можно сказать, что для языка программирования того времени, даже маленький шаг вперёд был равносилен прорыву. Благодаря разработке различных языков маленькими шагами, постепенно появлялись языки, которые полезны в использовании сейчас.

В связи с тем, что большинство имеющихся языков работали лишь с маленькими программами, потребовалось создание условий и новых языков, которые могли бы разбивать программы на фрагменты и поэтапно работать с ними. Для этого потребовалось создать программные блоки, настроить поддержку рекурсии и локальных переменных, а также создать независимые подпрограммы при возможности работать без оператора безусловного перехода.

В последующее десятилетие появилось ещё множество языков, назовём некоторые из них:

  1. 1958 год – создание языка Algol с целью получения возможности записи алгоритмов, составленных из разных блоков;
  2. 1959 год – создание языка Cobol , который использовался в управлении и бизнесе для обработки массовых данных;
  3. 1965 год – создание языка Basic, который использовался в качестве тренажёра по основам программирования.

Созданным языкам не хватало структуры, что и служило причиной их нераспространения.

В 70е годы начали разрабатывать профильные языки, такие как Lisp, Forth или Pascal. Последний заслуживает особого внимания, тем более что он популярен даже сейчас.

Своё название язык получил от имени известного учёного Блеза Паскаля. Он довольно прост в использовании и выявлении ошибок, хорошо структурирован и во многом именно эти характеристики позволили языку стать таким востребованным. Для чего был создан этот язык? Основное его предназначение – это решение задач разных уровней и обучение.

На два года позже появился язык С, который позволил сделать большой рывок в программировании. Язык попытался вместить в себя все плюсы своих предшественников и ввести новые алгоритмы, что вышло довольно удачно.

Таким образом, мы рассмотрели структурное программирование, которое внесло довольно большой вклад в программирование, в целом

Но при этом важно отметить, что появлялась необходимость в создании языков программирования для работы с более продолжительными и структурно-сложными программами

Бесплатный курс по технологиям искусственного интеллекта от GeekBrains для новичков

Бесплатные занятия понравятся всем, кому интересна сфера машинного обучения, кто хотел бы дальше развиваться в этом направлении и больше узнать про ИИ. Ведь он, на самом деле, необычайно многообразен и необычные задачи смогут открыться каждому.

На занятиях вы сможете узнать, как начать свою работу в ИИ, устройство проектов данной сферы, и то, какие задачи решают разные направления машинного обучения. Вам будет доступен разбор практических кейсов под руководством настоящих экспертов.

Спикер: Юлия Пономарёва, Machine Learning Engineer в компании Napoleon IT. Она работает в отделе компьютерного зрения, её последний проект — разработка системы распознавания текста прайс-листов. Юлия является выпускницей Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ.

  • Профессии в машинном обучении.
  • Области искусственного интеллекта и их различия.
  • Классический Machine Learning: классификация, регрессия, рекомендательные системы.
  • Обработка естественного языка (NLP): классификация, генерация, вопросно-ответные системы, суммаризация, машинный перевод.
  • Компьютерное зрение (CV): классификация, детекция, сегментация, OCR, трекинг, генерация.

В настоящее время происходит подъем технологий искусственного интеллекта, каждому дан шанс создать что-то невероятное и интригующее, полезное и серьезное, при этом не требуются какие-то сверхсекретные технологии и недоступная аппаратура. Требуется мало: современная видеокарта и неугасаемый энтузиазм со жгучим желанием творить.

Возможно, что именно вы совершите прорыв в этой сфере и оставите о себе память в истории современных технологий искусственного интеллекта.

*Facebook — организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: