Аккадцы: кем они были и какой была их месопотамская цивилизация

Торговые колонии Ашшура.

Важнейшей и наиболее известной нам из колоний Ашшура была колония при городе Канесе(современное городище Кюл-Тепе, близ города Кайсери в Турции). Документы, дошедшие отсюда,— впрочем, происходящие не только из Канеса, но также из ряда других колоний и из самого Ашшур а,—охватывают три поколения и относятся, повидимому, к XX—XIX вв. до н. э.

В Малую Азию, главным образом из Двуречья, ашшурские купцы везли на ослах караванами продукты ремесла, в особенности ткани, а вывозили преимущественно серебро, свинец, медь, а также шерсть и кожу. Работорговлей ашшурские купцы не занимались. Свинец в этот период наряду с серебром играл в Ашшуре и его торговых факториях роль средства обращения

Важно отметить, что торговля эта лишь в небольшой мере была рассчитана на нужды самой Ассирии.

Во всякой колонии Ашшура официальные документы составлялись обычно от имени «такой-то колонии от мала до велика». Все решения народного собрания, бывшего формально верховным органом управления, принимались от липа всей колонии, но фактическая власть принадлежала знати, так называемым «великим».

Существовали эти колонии при местных поселениях (вне их стен, но на их земле); в делах с местным населением, жестоко эксплуатировавшимся ашшурскими купцами, колонии подчинялись юрисдикции местных царьков; но последние были заинтересованы в торговле с ашшурскими тамкарами, а поэтому всячески им потворствовали. Во внутренних делах колонии подчинялись Ашшуру, совет которого имел в каждой из них своего представителя; Ашшур собирал в свою пользу пошлину с торговли колоний.

После падения государства III династии Ура торговые города, подобные Ашшуру, стремятся к созданию мощной военной силы для захвата и удержания в своих руках караванных путей. Неизбежна была острая борьба за обладание этими путями.

В Месопотамии была изобретена влиятельная клинопись

Самым известным достижением шумерской цивилизации Месопотамии является изобретение клинописного сценария, датируемое 3400 г. до н.э. Cuneiform — латинский термин, означающий «клиновидный». Шумерская письменность развивалась из пиктограмм и в конечном итоге стала полноценной системой письма, которую можно было использовать для создания произведений литературы, а также молитв и законов. Хотя это не самый старый пример письма, клинописный сценарий считается великой вехой в истории человечества. Он использовался более 3500 лет и был адаптирован для написания нескольких языков, включая аккадский, хеттский и урартский. Знание того, как читать клинопись, было утрачено ко 2-му веку нашей эры, поскольку оно было заменено алфавитным письмом. Клинопись была заново расшифрована в 19 веке с помощью надписи Бехистун.

клинописный сценарий

Культура

Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

Аккадцы

Саргон Аккад закончил раннюю династическую эпоху. Саргон создал первую империю Ближнего Востока, объединив многие города-государства. Вся Месопотамия, части Сирии, Ирана и Малой Азии, принадлежали его сфере влияния.

Город Аккад стал его резиденцией правительства. Аккадский язык заменил шумерский язык. Завоевания привели к экономическим и культурным связям с субъектами или новыми соседями. Доступ к Персидскому заливу привел к процветанию морской торговли.

Культура влияла на жизнь Египта в империи Саргона I. Это было отражено в живописных изображениях, а также в положении правителя как Бога или его заместителя.

Аккад правил недолго, многочисленные беспорядки и нашествие Гутегеров закончили эпоху. Однако эта первая великая цивилизация осталась в живых , в мифах народов, поэтому ассирийцы напомнили об Саргоне I, и, спустя почти 100 лет Гутегер был изгнан, а шумерские города-государства восстановили свою силу и величие.

Город Урук снова стал центром.

Так называемая династия Урука III продолжалась с 2047 по 1939 год до н.э. Это время характеризовалось строгим управлением и установлением уставных отношений. Этим закончился шумерский период в Месопотамии. Города утратили свою силу.

Ассирийский подземный мир – довольно унылое место

У древних ассирийцев, как и у других народов Месопотамии, была вера в то, что после смерти человек становится гидим или этему. Этими шумерским и аккадским словами называли призраков, которые обитали в подземном мире. Демонический мир Месопотамии часто изображён очень унылым местом, куда никто не хотел попадать. Призраки там питались только грязью и пили мутную воду из луж.

Но несмотря на такую унылость, души умерших должны были жить там вечно, и им требовалась еда и вода. Даже в этом месте души должны были чувствовать себя комфортно. Свежие пища и вода поступали им из погребальных подношений их родственников. Если же родные люди переставали делать эти подношения, то умершие испытывали вечную жажду и голод.

Согласно ассирийским верованиям, души мёртвых никогда не покидали подземное царство. Если же это происходило, то на такой поступок должны были быть чрезвычайные обстоятельства, при которых умершим разрешалось вернуться в мир живых.

Это случалось тогда, когда покойного похоронили недолжным образом, или его смерть произошла несправедливо или по неестественным обстоятельствам. В таких случаях души в виде призраков возвращались на землю. Они приходили, чтобы решить оставшиеся проблемы или исправить положение. Как только причина устранялась, они возвращались назад.

Век заката

Тем более удивительно, что буквально через 100 лет Ассирии не существовало уже не только как мировой империи, но и просто как самостоятельного государства: ее города были стерты с лица земли и занесены песком. Конец Ассирии, как и любой империи, был внезапным, хотя приближение его глухо ощущалось современниками. Пророки Иудеи предрекали гибель Ниневии, «городу крови», цари все с большим трудом боролись с врагами — и впервые не за добычу, а за жизнь собственной страны. Никогда раньше Ассирия не обращалась к богам с молитвами и просьбами о знамениях с таким трепетом и страхом.

Царь Ашшурбанипал совершил и снарядил множество походов, но чем дальше, тем труднее давались ему победы и тем менее прочными они были — восстание следовало за восстанием. Война как будто перестала вдохновлять ассирийцев, как раньше: портретное изображение великого царя вопреки традиции представляет его не на боевой колеснице, а в образе священного строителя — с корзиной за плечами — восстановителем храма Мардука в Вавилоне. Своей столицей Ашшурбанипал вслед за дедом и отцом избрал древний ассирийский город Ниневию, где основал невиданное для Древнего мира предприятие — библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты — от литературных до медицинских рецептов.

Эту древнейшую библиотеку иногда называют «вавилонской». Даже Борхес — возможно, сознательно — не избег этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров. При нем в Ниневии был воздвигнут дворец, способный соперничать с прекраснейшими постройками Вавилона. В самом Вавилоне и в Уруке — на родине легендарного Гильгамеша — им были заново отстроены роскошные храмы.

Разумеется, Ашшурбанипал много воевал. Ассирии, выросшей из небольшого города-государства, так и не удалось сделать завоеванные провинции соучастниками в строительстве империи. И именно это обстоятельство оказалось роковым. Очередной мятеж Вавилона, на троне которого сидел брат Ашшурбанипала, потряс всю державу. Отпал Египет. Тут же самым неожиданным образом сказались плоды реформ, когда-то проведенных Тиглатпаласаром III, создавшим огромную и непобедимую ассирийскую армию. Не знавшая поражений на протяжении столетия, она стала утрачивать прежнюю мощь. В летописях VII века до н. э. о военных походах чаще всего сообщается, что царь такой-то «пришел и разорил» взбунтовавшуюся провинцию или отдаленные земли, но нигде не говорится, что «посадил наместника». Это значит, что походы ассирийцев больше не приносили им мира: непокорные были, разумеется, разорены и усмирены, но оставались, по сути, неподвластными и ждали лишь часа для очередного непокорства.

Вселенная, созданная пассионарным взрывом ассирийцев, начала в осставать против Ашшура. И когда в конце VII века до н. э. на исторической арене появились скифы, налетевшие из глубин Азии, громадная ассирийская армия, раздираемая собственными «политическими» конфликтами, вовлеченная в борьбу за власть и в результате полностью утратившая былую боеспособность, не смогла противостоять им. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, не говоря уж о присоединенных царствах. Выступление против Ассирии двух крупнейших из них — Мидии и Вавилона — довершило картину разгрома. Все крупные ассирийские города — Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш — были попросту стерты с лица земли, ассирийская знать истреблена, население же Ассирии разбежалось по соседним землям, смешавшись с другими народами. Часть ассирийцев бежала на запад и даже пыталась основать там новое царство, но отвратить гибель уже не могло ничто. Вавилоняне добили ассирийцев в 609 году до н. э. История Ассирии свершилась.

География и природные условия Древней Месопотамии

Замечание 1

Месопотамия (Междуречье или Двуречье) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, — сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию. Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад — двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климатические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

Легенды о разгневанных призраках – отражение реальности

Ассирийские истории об экзорцистах и демонах имеют общие темы с другими древними культурами Древней Греции и Китая. В них одержимость тоже считалась болезнью. В древности не было специальных пенсионных программ, которые бы заботились о пожилых людях.

Поэтому такую заботу осуществляли дети. Ассирийская вера в то, что умершие будут испытывать голод, если о них не позаботятся родственники, была отражением существующей реальности для ещё живущих стариков. Это закреплялось историями о призраках, пришедших наказать живущих незаботливых родственников, которые не захотели похоронить их должным образом. Всё это укрепляло импритив быть верными живым людям, чтобы их души не беспокоили живых после смерти. Древние жители Ассирии чтили старших родственников при жизни и после смерти, свято храня о них память.

Поэтому в народных преданиях так часто боятся злых духов и разгневанных призраков, которых обижали при жизни. Смерть должна быть справедливой. Такой вывод сделали учёные, изучающие ассирийскую историю о призраках, экзорцистах, богах и древних обычаях.

Таким образом ассирийские охотники за привидениями пресекали действия злых призраков, защищали от них живых людей.

Мир древних смыслов

Благодаря колоссальному письменному наследию об истории древней Месопотамии известно очень многое. Однако, обращаясь к этой истории, надо иметь в виду, что древние ассирийцы и вавилоняне представляли себе совсем иную картину мира, чем современный человек. Магия пронизывала сознание древних обитателей Междуречья насквозь. И даже наука — та же астрономия, которой так славились цивилизации Ассирии и Вавилона, — в древней Месопотамии собственно наукой не была, ибо служила прежде всего магическим целям. Считалось, что звезды и более крупные, то есть близкие к нам, светила — это не просто физические тела, а видимые, материальные тела божеств. Планета Венера считалась материальным телом богини любви и плодородия Иштар (в этом своем «мифическом» значении она и вошла потом в нашу культуру, только под римским названием). Как узнать волю богини? Проследить за тем, как движется ее небесное тело, и на основании этого пытаться истолковать ее поведение и делать какие-то выводы. Подстроить свой ритм жизни под ритм жизни светил, или богов.

Кстати, само понятие о божестве со времен Ассирии и Вавилона претерпело колоссальные изменения. Месопотамия не знала еще абсолютных божеств, как Бог иудаизма, христианства или ислама. Богов был сонм, и все они являлись частями «материального» мира: они могучи, но не всемогущественны, они знают многое, но далеко не все, они не более справедливы и милосердны, чем другие живые существа. Люди могут вступать с ними в личные отношения (от любовных до враждебных). И хотя центром жизни каждого месопотамского города был храм бога-покровителя, служение в этом храме, опять-таки по самому своему смыслу, совершенно отличалось от службы в соборе или мечети

Знающие люди — маги вели разговор с богами, чтобы привлечь к себе их внимание и отвести от себя их гнев. Цель — чисто прагматическая: обеспечить высокие урожаи, победу в войне и так далее

Исповедоваться, очищаться перед Богом — для того, чтобы духовно приблизиться к Нему как источнику абсолютного мирового Добра, — в Месопотамии просто никто не умел. Да и не понял бы, зачем это.

Человек в месопотамской системе мироздания был предоставлен самому себе и совершенно одинок. Над ним не было ни абсолюта, ни промысла, ни благодати. При этом у древнего месопотамца было совершенно иное, нежели сейчас, ощущение времени. Если современный человек идет, обратясь лицом в будущее, то в Ассирии и Вавилоне человек двигался по вектору времени, как бы повернувшись к будущему спиной. Более того, исследователь месопотамской культуры И.С. Клочков в одной из своих работ пишет, что язык тогдашней науки не ведал и самого понятия времени и поэтому, возможно, лучше вообще не упоминать это слово, а говорить просто о «будущем», «настоящем» и «прошлом». Наиболее реальным для месопотамца было именно прошлое, которое представлялось не в виде абстрактных тысячелетий или веков, а в виде конкретных событий, деяний определенных людей, предков, картин прожитой жизни. Будущее же — это то, что непременно случится в результате дальнейшего развертывания божественных предначертаний и поведения всех других существ мира. Для человека древнего Междуречья главным было понятие Судьбы — шимту.

Общее представление было такое: что-то в мире предопределено раз и навсегда. Существуют рамки космической несвободы, которые ни люди, ни боги не в силах изменить. А что-то — никем не предопределено. И это «что-то» человек добывает себе сам. Наконец, есть Судьба, шимту, которую предопределяют боги. Распознать эту судьбу — вот важнейшая задача человека. Для этого он может отправиться в храм и попросить жреца совершить гадание, скажем, на печени быка. Однако никакого влияния на исход этого гадания ни жрец, ни просящий оказать не могли. Так что, и узнав свою судьбу, человек оставался один на один с миром, он мог разве что просить богов изменить ее, но не мог быть уверен в том, что они пойдут ему навстречу. «Укрыться в боге» или в какой-нибудь «сверхидее» он не мог: ни Египет, ни Ассирия, ни Вавилон не выработали сверх-идеи, способной удержать индивидуального человека на плаву. Искать убежище он мог только среди людей, в общине. Поэтому древние общины Ашшура и Вавилона столь крепки, поэтому главным этическим понятием являлись верность, клятва.

Чтобы помочь человеку выжить, общество предоставляло ему огромное количество советов, поучений и подсказывало готовые образцы поведения — вот почему в месопотамской литературе огромный свод слагают кирпичики так называемой «литературы мудрости». Это древняя афористика, в которой сходились и предупредительные нравоучения, и гедонистические советы наслаждаться жизнью и пользоваться ею, пока есть возможность, ибо жизнь коротка.

Аккадская империя

Достигнутое шумерами процветание привело в этот регион различные кочевые племена. Среди этих народов семитского происхождения были арабы, евреи и сирийцы. Вторжения были постоянными с 2500 г. до н.э. и вскоре они смогли вырвать политическое господство у шумеров.

Волны миграции достигли северной Месопотамии около 3000 г. до н.э. Как следствие, были созданы такие группы, как амореи, которые включали финикийцев, евреев, арамейцев и аккадцев, семитский народ, который приобрел большую актуальность.

Аккадцы около 1350 г. до н.э. захватили город Киш. Позже, под предводительством Саргона, они основали новую столицу под названием Агаде и приступили к покорению остальных шумерских городов. После этого завоевания Аккадская империя стала первой в истории.

Политическая нестабильность в этом районе повлияла на империю после смерти Саргона. Его преемникам, среди которых он выделялся, пришлось столкнуться с множеством восстаний. Несмотря на это, внук Саргона, Нарам-Син, сумел расширить свои владения за счет других городов-государств.

Наконец, постоянные восстания и вторжения гутов и амореев привели к распаду империи примерно в 2220 году до нашей эры. Именно амореи стали править всем регионом.

Кто такие шумеры и аккадцы, а позже вавилоняне и ассирийцы

Месопотамия III тыс. до н.э.

Еще до появления шумеров в Месопотамии существовала загадочная культурная общность именуемая в литературе Убейдской культурой.

Но обычно древнейшим из упоминающихся цивилизованных народов Месопотамии, бесспорными создателями месопотамской письменности были шумеры, заселившие Нижнюю Месопотамии в начале IV тыс. до н.э. На исходе IV тыс. до н.э. в Месопотамию переселилась из Северной Аравии особая ветвь семитов – так называемые восточные семиты, получившие в науке название «аккадцы». Одна группа восточных семитов расселилась на севере территории, занятой шумерами (шумерское название этой области – Ки-Ури), а другая группа осела на Среднем Тигре. От первой группы восточных семитов, смешавшейся с шумерами и в конце концов ассимилировавшей их, происходит народ вавилонян, от второй – ассирийцы. Вавилонский и ассирийский языки – разные диалекты восточносемитского (аккадского) языка, на рубеже III-II тыс. до н.э. обособившиеся друг от друга.

Появление «аккадцев»

В конце III тыс. до н.э. в Нижней Месопотамии возникла великая держава, охватившая всю Месопотамию. Ее столицей был город Аккад, находившийся в области Ки-Ури. В этот период впервые в официальных надписях стал употребляться наряду с шумерским языком и восточносемитский. В результате восточносемитский язык в Месопотамии начали называть аккадским, а современные ученые именуют аккадцами его носителей.

Религия

Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

Тиглатпаласар I (царь Ассирии)

Тиглатпаласар I (правил в 1112–1074 до н.э.), ассирийский царь, пытавшийся восстановить могущество страны, которым она обладала во время правления Тукульти-Нинурты и его предшественников.
Во время его правления главную угрозу для Ассирии представляли арамеи, вторгавшиеся на территории в верховьях Евфрата. Тиглатпаласар предпринял также несколько походов против страны Наири, расположенной к северу от Ассирии, в окрестностях озера Ван. На юге он одержал победу над Вавилоном, традиционным соперником Ассирии. Оттеснил за р. Евфрат надвигавшиеся на Ассирию кочевые племена арамеев. Провёл реформы, способствовавшие стабилизации внутриполитические положения: разукрупнение наместничеств и подчинение наместников центральной власти, создание постоянного, находившегося на царском обеспечении войска на основе рекрутского набора и др. Возобновил завоевательную политику Ассирии. В 743—740 разгромил Арпадскую коалицию сирийских, финикийских и малоазийских правителей, которая поддерживалась Урарту, в 734—732 выиграл войну с коалицией, объединявшей Дамасское и Израильское царства, Тир, филистимские города, аравийские княжества и Эдом. В 737 закрепился в Западной Мидии. Совершил два похода (в 738 и 735) в Урарту, дважды (в начале и конце царствования) в Вавилонию, где пытались захватить власть халдейские вожди, и в 729 на основе личной унии стал царём Вавилона под именем Пулу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: