Кайлы племя туркменов

Половецкие “бабы”

О культуре половцев мы знаем не слишком много – в большинстве своём сведения исследователям “предоставляют” курганы. Над захоронениями представителей кочевых племён нередко можно было увидеть каменных “баб”. Какую функцию они выполняли? Существует версия, что такие изваяния помогали защитить могилы от злых духов и разбойников.

Несмотря на общую схожесть половецких “баб”, они значительно различаются по своему типажу. Археологи отмечают, что было несколько типов таких скульптур. Среди каменных “баб” выделялись мужчины (они часто усаты и с оружием), женщины с детьми, воины, женщины с кубками.

Парк-музей половецких баб, Луганск, ЛНР / romka_lommy / romka-lommy.livejournal.com

Набеги: по приглашению и без

Мирное сосуществование долгим быть не могло. Первый раз «приидоша Половци на Русьскую землю воевати» в 1061 году. Хотя в наши дни не — которые историки будут опровергать сам факт монголо-татарского нашествия, исходя из того, что степняки зимой в набеги не ходят, воины хана Искала явились 2 февраля. Дружина Всеволода Ярославича потерпела неудачу, половцы пограбили Переяславское княжество и удалились.
В 1068 году вторглось большое войско под командованием хана Шарукана (Шару-хана). Армия двух Ярославичей — Всеволода и Изяслава — встретила врагов на реке Альте, но была разбита. На этот раз степняки решили пограбить всерьёз, вплоть до Киева и Чернигова и, пусть и случайно, повлияли на внутриполитические процессы в Киеве.
Собралось городское вече с требованием дать горожанам коней и оружие — сражаться с половцами. Митинг перерос в бунт, Изяславу пришлось бежать, киевляне освободили из тюрьмы князя Всеслава Полоцкого, надеясь, что тот возглавит ополчение. Впрочем, из города сбежал и Всеслав.
Вторжение Шарукана закончилось под Черниговом. Половцев ждал ещё один Ярославич — Святослав. 1 ноября 1068 года, на реке Снове, три тысячи русских воинов обратили в бегство двенадцать тысяч половцев. По одним летописям Шарукан попал в плен, по другим — какой-то другой хан. В любом случае половцы отступили от русских княжеств надолго.
В следующий раз половцы появились на Руси уже по приглашению. Зимой 1078 года Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович, больше известный как Владимир Мономах, пошли очередным походом на полоцкого князя Всеслава и усилили дружину степняками. Сражения они выиграли, но детинец (кремль) Полоцка не взяли и только разорили окрестную территорию.


Владения половецких племён к концу XII века. («Дилетант»)

Присутствие степных союзников, привычных к набегам, придало войне дополнительную жестокость. Так, в Минске, правда, тогда ещё небольшом городе, по словам Мономаха, не осталось «ни челядина (слуги), ни скотины». После этого «наводить» половцев на Русь стало обычным делом для враждующих князей.
Современники событий, в том числе и Владимир Мономах, признавали использование «поганых» безусловным грехом, но всё же использовали. Половцы были профессиональными воинами, а главное, в случае победы ханам не приходилось отдавать города для княжения. Они удовлетворялись добычей, которую можно увезти или угнать с собой.
Успех такой союз не гарантировал. Половцы не всегда соблюдали договоры. Так, в 1079 году братья Святославичи — Роман и Олег — повели половецкую армию на Чернигов. Под Переяславлем их встретил Владимир Мономах и договорился с половцами. Те удалились, Роман погиб, Олег был отправлен в Царьград, откуда лишь значительно позже вернулся на Русь.
Неплохо изучив географию Киевской Руси, половцы стали приходить уже без приглашения. В 1093 году на реке Стугне сошлась объединённая половецкая армия и войско трёх князей: Святополка, Ростислава и Владимира Мономаха. Половцы победили, а Ростислав при отступлении утонул в Стугне. Степняки ещё раз разбили русских возле Киева, после чего безнаказанно разграбили окрестности и увели множество пленных.
Святополк взял в жёны дочь хана Тугоркана, но и это не могло защитить Русь от набегов своевольных кочевников. И тогда лидером бескомпромиссной борьбы стал Владимир Мономах.

Как они выглядели

Предки современных турок, узбеков и казахов внешне имели монголоидные черты лица. Есть и другие исторически доказанные особенности их отношения к монголоидной расе – письменные источники, соотносящие тюркские языки с языками монголоидов. Современные тюрки внешне далеко не всегда монголоиды, это чаще всего смешанный тип, как, к примеру, башкиры и татары, туркмены.

Современные турки, азербайджанцы и гагаузы также не обладают ярко выраженными монголоидными чертами. Тому есть объективные причины. Византия, в состав которой входила и Турецкая республика, в своё время в результате завоевательных кампаний ассимилировала сельджуков и византийцев, вследствие чего произошли смешение этносов и последующая за этим «выкристаллизация» некоего этнического симбиоза.

Алтайцы

         Данный народ, наверное, один из самых загадочных. На протяжении нескольких веков алтайцы живут в собственной «галактике», которая по праву не будет оценена ни единой живой душой в современном мире. Никто не поймет. Алтайский народ делится на 2 общины. Это северная группа и южная группа. Первые общаются исключительно на алтайском языке. У вторых принято говорить на североалтайском языке. Алтайцы пронесли культурные ценности сквозь года, и продолжают жить по правилам предков. Интересно, что источник здоровья и так называемый «целитель» для данной народности является вода. Алтайцы верили, что в глубинах вод живет дух, который способен излечить от любого недуга.  Народ и сегодня продолжает существовать в балансе с внешним миром. Дерево, вода, скала – все это они считают одушевленными предметами и относятся к вышеперечисленному с большим уважением.  Любое обращение к высшим духам — посыл любви всему живому.

Литература

Тюрко-татары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. (см. ISBN )

  • Ахатов Г. Х. Об этногенезе западно-сибирских татар // Вопросы диалектологии тюркских языков. — Казань: 1960.
  • Ганиев Р. Т. Восточно-тюркское государство в VI—VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0. (см. ISBN )
  • Гумилёв Л. Н. История народа хунну
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки
  • Мингазов Ш. Доисторические тюрки
  • Безертинов Р. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство»
  • Безертинов Р. Тюрко-татарские имена
  • Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии
  • Закиев М. З. Происхождение тюрок и татар.— М.: Издательство «Инсан», 2002.— 496 с. ISBN 5-85840-317-4
  • Войтов В. Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI—VIII вв.— М., 1996

Происхождение

Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, византийских и венгерских историков.

Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым китайцами ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

Как выглядели половцы? Примерно так.

Культура, традиции и религия тюрков

На протяжении многих веков тюркские народы бережно хранят свою культуру. Особенно трепетно они относятся к мифологии. Герои сказок и легенд зависят от районов проживания племен. Например, тюрки из Урала, Поволжья имеют целый пантеон богов. Жители Крыма, Кавказа, Западной Сибири на первое место в сказаниях ставят волка. Многие до сих пор верят в духов, сказочных существ.

Тюрки – семейные люди. Они очень уважительно относятся к старшему поколению, родителям, учителям. Народ ценит искреннюю дружбу. До сих пор сохранился обычай проводить вечера отдыха в холодное время года. Мужчины одного возраста собираются вместе и беседуют на интересующие темы, делятся навыками, талантами. Это позволяет сформировать круг единомышленников, верных товарищей.

Современные тюрки исповедуют ислам или христианство. Все зависит от региона проживания. Но раньше преобладало тенгрианство. Это языческая религия со своими божествами. Древние народы верили в бога неба Тенгри, загробного мира – Эрлика. Также у них была в почете богиня Умай – покровительница рожениц и матерей. Среди тюрков был популярен тотемизм. Они часто изображали волка, считая его своим предком.

Жилище и еда тюрков

Испокон веков тюркские племена были кочевниками. Жили они в войлочных юртах, изготовленных из спрессованной шерсти. Войлок натягивался на деревянный каркас. Юрты быстро разбирались и собирались, их было удобно перевозить на большие расстояния. Дом устанавливали только на открытом, желательно солнечном месте. Двери были обращены на восток. Юрты представляли собой своеобразные солнечные часы. Благодаря особому расположению жердей свет проникал вовнутрь дома.

В юрте была женская и мужская часть. В первой хранилась утварь, детские вещи. Во второй – оружие, инвентарь. Очаг разжигали в центре. Возле него собирались во время трапезы члены семьи, гости. Расположение у костра могло многое рассказать об отношении хозяина юрты к человеку. Почетных гостей усаживали на красивые стулья, другим же предлагали циновки или небольшие табуретки.

Оседлые тюрки строили деревянные дома. Жилье практически полностью зарывали в землю, оставляя на поверхности лишь крышу. Внутри дома обязательно была печь, на которой хранилась вся посуда. Остальное убранство зависело от происхождения семьи, состоятельности.

Из поколения в поколение передаются национальные рецепты. Общенациональным блюдом считается плов на бараньем бульоне. Также тюркская кухня изобилует молочными и мясными продуктами, пшеницей. Отдельные национальные блюда пользуются популярностью и среди других народов. Многим известен тюркский кумыс или лагман.

Ареал этноса

Внутренняя Азия и Южная Сибирь – малая родина тюрков, это тот территориальный «пятачок», который со временем разросся в тысячекилометровую территорию в масштабах всего мира. Географическое сложение ареала тюркских народов происходило, по сути, на протяжении двух тысячелетий.

Прототюрки жили западнее Волги ещё в III–II тысячелетии до нашей эры, они постоянно мигрировали. Древнетюркские «скифы» и «хунны» также являлись неотъемлемой частью Древнетюркского каганата. Благодаря их ритуальным сооружениям сегодня мы можем знакомиться с произведениями древней раннеславянской культуры и искусства – это именно тюркское наследие.

Тюрки традиционно занимались кочевым скотоводством, кроме того, они добывали и обрабатывали железо. Ведущие оседлый и полукочевой образ жизни, тюрки в Среднеазиатском междуречье в VI веке образовали Туркестан. Существующий в Центральной Азии с 552-го по 745-й год Тюркский каганат в 603 году был разделён на два самостоятельных каганата, в один из которых вошли современный Казахстан и земли Восточного Туркестана, а другой составляли территория, куда входили нынешняя Монголия, Северный Китай и Южная Сибирь. Первый, западный, каганат спустя полвека прекратил своё существование, завоеванный восточными тюрками.

Вождём тюргешей Учэликом было основано новое государство тюрков – Тюргешский каганат. Впоследствии боевым «форматированием» тюркского этноса занимались булгары, киевские князья Святослав и Ярослав.

Печенегов, огнём и мечом опустошавших южнорусские степи, сменяли половцы, их побеждали монголо-татары…

Отчасти Золотая Орда (Монгольская империя) являлась тюркским государством, распавшимся потом на автономные ханства. В истории тюрков были и другие многочисленные знаменательные события, среди которых наиболее значимым является образование Османской империи, чему способствовали завоевания тюрков-османов, захватывавших в XIII–XVI веках земли Европы, Азии и Африки. После упадка Османской империи, начавшегося в XVII веке, петровская Россия поглотила большую часть бывших золотоордынских земель с тюркскими государствами.

Уже в XIX веке к России присоединяются восточно-закавказские ханства. После того как Средняя Азия, Казахское и Кокандское ханства вместе с Бухарским эмиратом вошли в состав России, Микинское и Хивинское ханства вкупе с Османской империей представляли собой единственный конгломерат тюркских государств.

Религия половцев

Половцы исповедовали тенгрианство. Верховным богом считался Тенгри, великий дух неба. Помимо этого, у кочевников были развиты тотемические верования. Священным животным считался волк, что воплощал свободу и гордость. Многие половецкие роды считали, что ведут своё происхождение именно от волков.

Женским божеством считалась богиня Умай, которая отождествлялась с плодородием и изобилием. Она являлась защитницей девушек и женщин, помогала при родах, исцеляла от бесплодия.

Важную роль в половецком обществе играли шаманы, которых называли “кам”. Их люди воспринимали как посредников между миром людей и духов. Шаманы могли вступать в контакт с божествами, предсказывали события будущего, гадали на костях, камнях и прочих предметах.

Николай Константинович Рерих «Половецкий стан», 1909 годМестонахождение: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, Россия

Половцы – один из самых ярких кочевых народов, который вобрал в себя черты предшествующих племён и развил собственную культуру. Они были превосходными воинами, но даже половцы не могли властвовать вечно. С приходом более могущественных завоевателей народу пришлось раствориться среди прочих этносов.

На обложке: Олег Фёдоров «Половецкий хан»

Религия куманов

Куманы практиковали шаманизм и тенгризм (обожествление небес). Их система убеждений носила анимистический и шаманский характер. Они боготворили своих предков и делали мертвым подарки: чем богаче был даритель, тем он должен был быть щедрее.

У половцев были свои шаманы, называемые камами, которые занимались пророчествованием. Куманы использовали иранские слова, чтобы обозначить свои основные религиозные понятия: учучмак, означающий «улет, рай» и кешен, означающий «гнездо» (концепция заключалась в том, что душа имеет форму птицы).

Похороны для важных персон включали сначала создание насыпей, затем помещение мертвых внутрь, а также различных принадлежностей, которые, как считалось, могли быть ему полезны в загробной жизни, например, предметы утвари, одежда, лошадь и даже слуги или рабы.

В практике куманского шаманизма использовались животные, особенно волк и собака. Вообще собака была священна для куман-кипчаков. Целые кланы могли быть названы в честь той или иной породы собак. У них были шаманы, которые общались с миром духов. Особенно часто обращались к провидцам, если дело касалось очередных походов.

Башкиры

Башкиры – еще один тюркский народ. В мире насчитывается порядка 2-х миллионов башкирцев. Полтора миллиона из которых проживает в России. Национальный язык — башкирский, также в народе говорят и на русском и татарском языках. Религия, как и у большинства тюркских народов – ислам. Интересно, что в России, народ Башкирии принято считать «титульным». В большинстве своем проживают на юге Урала. Издавна, народ вел кочевой образ жизни. В начале, семьи жилы в юртах и переезжали на новые места следом за стадами скота. До 12 века народ жил племенами. Было развито скотоводство, охота, рыболовство. Из-за вражды между племенами, народ чуть было не исчез, так как брак с представителем враждебного племени было сравни предательству.

О хорошем отношении к смерду и лошади

В начале 1096 года половецкие князьки Китан и Итларь приехали в Переяславль договариваться об очередном мире: Китан разбил лагерь вне стен, а Итларь отправился в город. Сын Владимира Святослав был отправлен к Китану заложником. Дружина Владимира уговорила князя убить половецких вождей.
Спецгруппа, в которую входили торки — кочевники, служившие русским князьям, тайно пробралась в половецкий стан и не только вывела оттуда Святослава, но и убила Китана. На следующее утро ничего не подозревавшего Итларя с приближёнными пригласили на завтрак, заперли в избе и расстреляли из луков через дыру в потолке.
Это означало возобновление полноценной войны. На Русь одновременно вторглись две половецкие рати. Тесть Святополка Тугоркан был разбит Владимиром и Святополком под Переяславлем, хан пал в битве. Другой вождь — Боняк — разграбил окрестности Киева, в том числе Печерский монастырь и загородный княжий двор, но позже отступил.
Святополк разгромил и убил Тугоркана как врага, а после отвёз тело в Киев, выказав уважение к тестю, и торжественно похоронил.
В 1097 году прошёл съезд в Любече — первая и не совсем удачная попытка князей закрепить владения за отдельными семьями. За съездом последовали новая междоусобица, новые битвы и страшный прецедент в русской истории — ослепление теребовльского князя Василька. У конфликта оказались внешние участники: поляки, венгры и, разумеется, половцы.


Чёрные клобуки. Ангус Макбрайд, 1994 год. («Дилетант»)

В Карпатах, на реке Вагре, уже знакомый хан Боняк разбил венгерское войско. Русские летописцы отметили, что в ночь перед битвой Боняк отъехал в поле и стал выть по-волчьи, пока ему не ответил многоголосый вой. Это предвещало удачу в бою.
Внутреннюю войну прекратил съезд в Уветичах в 1100 году. Князья распределили города, порядок их наследования и сосредоточились на борьбе с внешним врагом.
В 1101 году князья собрались против половцев. От различных орд явились послы и договорились о мире. Мир продержался недолго, и в 1103 году состоялся первый консолидированный поход в степь.
Бояре киевского князя Святополка предлагали повременить с предприятием, убеждая, что весной смерды должны пахать, а мобилизация утомит их лошадей и сорвёт посевную. Лидер похода Владимир Мономах возразил на это, что надо жалеть смердов, а не лошадей: «набегут половчане, ударят смерда стрелой, возьмут его лошадь и семью». Князя не переспорили, и поход начался. Степняки не ожидали увидеть столь крупную армию, не только конную, но и пешую (использовавшую ладьи), так далеко в своих владениях. 4 апреля на реке Сутени последовал полный разгром половецкого войска. Погибли двадцать князьков, а самый знатный вождь — Белдюзь — был казнён по приказу Мономаха, хотя предлагал за себя выкуп. Победителям достались богатые трофеи, в первую очередь скот и пленники.

Летописцы уверяли, что накануне сражения хан выл по-волчьи

У современных историков нет полного согласия в том, откуда в русских летописях появилось название «половцы». Изначально принималось объяснение по созвучию, предложенное дипломатом XVI века Сигизмундом Герберштейном: «половец» происходит от слова «поле». В XIX веке появилась версия, что название «половец» образовано от славянского слова «половый» (соломенный, жёлто-белый). Сторонникам гипотезы пришлось преодолеть стереотип о том, что степняки не могут быть белокурыми бестиями.
В 1107 году Боняк и ветеран набегов Шарукан нанесли контрудар, осадили Лубны, но были разбиты, потеряв родичей. Позже последовали ещё несколько локальных вторжений в степи, а в 1111 году — генеральный поход, имевший признаки крестового: перед армией князей шли священники с хоругвями. Накануне над Печерским монастырём будто бы появились знамения: огненный столб, который задержался над гробницей Феодосия Печерского и направился на восток со сверканием и громом.
На этот раз половцев ждал полный разгром. В битве на реке Салнице пало больше десяти тысяч степняков, многие попали в плен. Городища, принадлежавшие половцам, были взяты русскими. Весть о победе над язычниками дошла даже до Рима. В 1116 году состоялся ещё один успешный поход. Последующие экспедиции половцев в степи не обнаружили. Около 45 тысяч воинов во главе с ханом Атраком ушли на Кавказ и поступили на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Русские смерды и их лошади получили покой до конца жизни Владимира Мономаха — 1125 года.

Постепенно население южных княжеств уходило на север

Поздняя история

Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

Азербайджанцы

Сегодня азербайджанцы являются одной из самых массовых общин среди тюркских народов. И к слову, это крупный мусульманский слой во всем мире. Сегодня в одноименной стране проживают свыше семи миллионов азербайджанцев, а это составляет свыше 90 процентов от всего населения страны. История происхождения народа берет свое начало еще с первобытных времен. Постепенная колонизация привела к смешанному этническому происхождению. Особое отличие — менталитет, который своего рода выступает в современном мире связующим звеном между Западом и Востоком.

Имеют следующие качества:

  • Темпераментные, эмоциональные, очень вспыльчивые;
  • Гостеприимные и щедрые;
  • Противники межнациональных браков, иными словами, азербайджанцы – за чистоту крови;
  • Уважение и почитание к старшим;
  • Весьма способны к изучению языков.

Азербайджанцы имениты своими коврами. Для них – это и традиционное занятие, и источник дохода. Кроме того, азербайджанцы великолепные ювелиры. Вплоть до 20 века азербайджанцы вели кочевой и полукочевой образ жизни. Сегодня, азербайджанцы культурно и лингвистически схожи с турками, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.

Теленгиты

Теленгиты —  относительно маленький народ, проживающий на территории великой Российской Федерации. В начале нулевых годов народ был внесен к коренным малочисленным народам России.   В настоящее время, теленгиты проживают в южных районах Алтая. В особо засушливых местах. Однако они уверены, что выбрали место, которое пропитанно невиданной, необыкновенной и огромной силой, поэтому о переезде не может быть и речи.  Всего теленгитов насчитывается чуть больше 15 тысяч человек. Данный народ находится на грани исчезновения, возможно, что через каких-то 100 лет представителей теленгитов и вовсе не останется. Сегодня, они верят в духов. Шаман – своего рода проводник между людьми и духами. Суровый климат Алтая не мешает теленгитам вести кочевой образ жизни. Народ занимается скотоводством: разводят коров, овец, лошадей и так далее. Живут в юртах и периодически переезжают на новые места обитания. Мужчины занимаются охотой, женщины – собирательством.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы – все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов – узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: