Фейерверки — история «потешных огней»

Фейерверки в России

Как и многие инновации, в Россию фейерверки были завезены Петром Первым. Именно он впервые увидел эту технологию у немцев и возжелал узнать секрет создания «небесных брызг». Знаменателен тот факт, что первое крупное торжественное мероприятие в России, которое было сопровождено фейерверками, пришлось на 26 февраля 1690 года. Это было восемнадцатилетие Петра I. Согласно документам и записям, представление, показанное в тот день, не имело равных в Европе и могло уступить только родине данного развлечения — Китаю.

Однако изначально, опять же согласно записям и документам, самый первый запуск фейерверков в России произошел ещё в 1389 году, при Дмитрии Донском. Однако, в те времена фейерверки были не местного, а заграничного производства. Такое развлечение могли себе позволить только богатые купцы и знать. А в 1690, на дне рождении Петра Первого, были применены фейерверки российского производства.

Как это регулируется в других странах

В каждой стране свои порядки касательно использования пиротехники. Где-то без нее невозможно ни одно мероприятие (например, карнавалы в Бразилии), а где-то свободное применение пиротехники вообще запрещено (как в крупных городах Европы).

Так, в США подход близок к российскому – законодательство отличается от штата к штату. Например, в штате Нью-Йорк можно покупать пиротехнику с массой основного вещества не более 500 граммов, а запускать ее лишь 10 дней в году, и только там, где это не запрещает муниципалитет.

В Великобритании правила еще жестче: как и в России есть категории пиротехники, и изделия четвертой («профессиональной») категории запускать могут лишь специалисты, причем при запуске должны присутствовать сотрудники, следящие за безопасностью – не менее 1 на 250 зрителей.

Отдельные города и страны вводят куда более серьезные ограничения, говорит Николай Пацков:

В некоторых странах Европы (Париж, Прага, Брюссель) бытовые и даже профессиональные фейерверки запрещены из-за опасности для жизни и здоровья не только людей, но и животных.

А в Швеции чтобы устроить салют надо пройти специальные курсы, а потом получить разрешение в мэрии.

В Германии любительский фейерверк строго регулируется законом: делать это разрешается лишь с 31 декабря по 1 января. Тем, кто это предписание не соблюдает, грозит штраф до 10 000 евро.

Николай Пацков, генеральный директор FreshDoc.ru

Особые правила по запуску пиротехнических изделий есть и в Израиле. Эта страна десятилетиями находится в крайне сложной ситуации, когда есть угроза применения ракетных систем соседними странами и зонами конфликта в Палестине. Постоянная военная угроза требует особых мер даже по отношению к пиротехнике.

Поэтому в Израиле выдвигаются повышенные требования к безопасности запусков пиротехнических изделий. Адвокат Андрей Водотинский из Израиля рассказал, как именно организован процесс запуска в этой стране:

В Израиле использование пиротехнических средств считается опасным, результатом неправильного действия возможны травмы, ведь это взрывчатые вещества, приводимые в действие в присутствии людей.

Поэтому эта сфера урегулирована законодательно. Регламентирована и процедура пусков на проводимых мероприятиях и даже одежда, пускающего пиротехнику. Выделяется три вида пиротехники: бытовая, опасные игрушки и взрывоопасные предметы.

К первому виду относятся бенгальские огни, петарды для торта и подобные товары, которые может свободно использовать каждый без разрешения. Правом запускать пиротехнику второго и третьего вида уполномочены получившие лицензию.

Лицензию получает человек не моложе 21 года, прошедший соответствующий курс и практику (менее чем в 5 запусках пиротехники). Дополнительно претендент проходит утверждение в полиции. После получения лицензии обязан периодически проходить курсы повышения квалификации.

Установлены требования и к организации запуска. Так для запуска пиротехники второго вида требуется не менее 25 метров от людей. Плюс требуется предварительного согласования с подразделением полиции по месту проведения запуска.

Согласование запусков 3 вида еще сложнее. Расстояние не менее 50 метров. Предварительно проводится осмотр местности с представителем полиции, который составляет отчет. Этот отчет подается в службу пожарной охраны для разрешения. После этого согласование со службой скорой помощи. И только при этих согласований полиция выдает окончательное разрешение.

При этом разрешение не выдается в местностях с большим количеством растительности, чтобы не допустить пожар. Полная ответственность за неблагоприятные последствия при запуске возлагается на исполнителя запуска. Что касается помех и шума, то действует Положение, которое запрещает шум в период времени с 14:00 до 16:00 и с 23:00 до 07:00 в районах жилой застройки. Исключение составляют дни государственных праздников, когда запрет не действует. Например, в День независимости.

Андрей Водотинский, адвокатская коллегия Водотинский, Пазилов и партнеры (Израиль)

Так что по сравнению с другими странами, в России правила использования пиротехники весьма лояльны, а штрафы за нарушения не очень высокие.

Однако, учитывая всю серьезность рисков, возможно, ужесточение регулирования в этой сфере в России было бы далеко не лишним – ведь по факту даже не очень жесткое законодательство фактически игнорируется.

Пиротехника в Эпоху Возрождения

О пиротехнике, как массовом явлении в деле развлечения, можно говорить, начиная с Эпохи Возрождения. Помимо знаний о порохе, человечество к тому времени обогатилось массой других знаний, научилось строить сложные устройства и машины. Все это использовалось в создании «пиротехнических шоу». Все эти шоу, как правило, были наземными — сложными конструкциями с аллегорическим сюжетом, декорациями, с сложными «спецэффектами» — к примеру, «огням, которые бежали по доскам, не сжигая их», а также с фонтанами из огненных искр, колесами и шарами из огня и так далее. Думается, многие из этих «допотопных» феерверков могли дать фору многим современным! Хотя бы потому, что устраивались они в основном для вельмож и царствующих особ, и в их создании принимали участие лучшие умы своего времени: художники, изобретатели, декораторы…

С того момента, когда первобытный человек в первый раз сумел добыть огонь и развести костер, когда он остановился, пораженный силой и красотой этой природной стихии, и до сегодняшнего дня — несмотря на множество современных технологий, огонь продолжает волновать душу человека. И пиротехника, создающая в небе композиции из огненных цветов, комет и звезд, всегда будет удивлять и приводить в восторг.

Другие материалы по этой теме:

  • История пиротехники в России: от Киевской Руси до XVIII века
  • Фейерверки в Греции

XX век

В августе 1915 г. был произведен салют в честь очередной победы русских войск – взятия Перемышля. Им и завершилась история пиротехники в дореволюционной России. Возродилась традиция уже во время Великой Отечественной войны – по распоряжению Сталина 5 августа 1943 г. освобождение Белгорода и Орла отметили впечатляющим салютом. С интервалом в 30 секунд было дано по 12 залпов из 124 орудий. Всего за период ВОВ состоялось свыше 300 артиллерийских салютов, но самым масштабным стал тот, что ознаменовал победу над фашистской Германией. Состоялся он 9 мая 1945 г.

Постепенно фейерверки перестали быть атрибутом лишь официальных событий. Теперь каждый желающий может организовать небольшое пиротехническое шоу на собственном празднике.

Европейский этап

Когда появились фейерверки в Европе точно сказать сложно. Считается, что произошло это в ХII-ХIII веке нашей эры. Тайну изготовления пороха привез в Венецию из Китая известный путешественник Марко Поло. «Огненные забавы» быстро приобрели в Италии популярность и стали эффектным элементом знаменитых венецианских карнавалов.

После того как другие европейские страны приобщились к салютам, история создания фейерверков вышла на новый уровень. Ученые взялись за усовершенствование формулы позаимствованного у китайцев пиротехнического состава. Первым проявил себя Роджер Бэкон, но поскольку о его трудах было мало кому известно, изобретателем пороха признан Бертольд Шварц. К 1550 г. ученые разработали тот состав, который используется и по сей день.

Активное развитие фейерверков, как искусства, наблюдалось в эпоху Ренессанса. Наибольшее распространение в то время получили наземные композиции – в создании эффектного представления принимали участие не только пиротехники. Идеи придумывали художники и архитекторы, воплощали их в жизнь слесари и плотники. Результатом становились макеты дворцов, театров и арок, фигуры мифических существ. Такие декорации подчеркивали красоту огненных фонтанов, придавали представлению смысл.

В России «потешные огни» появились в XIV веке при правлении Дмитрия Донского. Они были привезены из Германии и долгое время оставались эпизодическим и очень дорогим развлечением царского двора. Только спустя 2 века появилась должность «порохового воеводы», отвечающего за проведение «огненных забав».

Первый масштабный салют в России был дан по приказу Петра Первого в 1683 г. Самодержец собственноручно разрабатывал составы для фейерверков и даже создавал эскизы декораций. Во время правления Петра Первого  стали использоваться не только низовые, но также верховые и срединные фейерверки. Создавались картины охоты, битв и морских баталий, воплощались в жизнь сюжеты мифов. Активное развитие «огненных забав» наблюдалось во времена Анны Иоанновны, а затем – Елизаветы Петровны, возродившей традиции Петра Первого и назначившей обер-фейерверкмейстером Ломоносова. Эстафету приняла Екатерина II – большая любительница огненных шоу. Дореволюционный период развития пиротехники завершился в 1915 г., когда салют ознаменовал взятие Перемышля. Возродилась традиция уже в годы Великой Отечественной войны, после чего она уже не предавалась забвению.

Фейерверки Петра I

Пиротехника в древности. Древняя Греция, Рим, Египет

Конечно, в начале это были те же самые костры — один огромный, ослепительно горящий, либо множество небольших костров, либо сложная огненная композиция. Летописи старины содержат немало свидетельств о подобных огненных действах, которые присутствовали практически во всех культурах. К примеру, возьмем римскую летопись от 568 года до н.э. В честь завершения посевных работ римским императором был введен день отдыха, причем отдельно было отмечено, чтобы «крестьяне возжигали в каждом поселении огромный костер и располагались вокруг сего костра на празднество». Вот какая тогда была пиротехника! Разумеется, кострами отмечали не только мирные, но и военные победы. Костры, сделанные из обломков, из трофеев (в те времена это считалось щедрым подношением богам), и подчас — из тел убитых врагов, полыхали по всем миру. Каким бы диким это сейчас не казалось — тогда это была обычная практика. Огненными представлениями отмечали и другие важные политические события — подписание договоров, рождение наследника, восшествие на трон. К примеру, вот что пишет Плутарх

«В течение года совершались приготовления к роскошному торжеству по случаю подписания мирного договора с македонянами. Была приглашена вся греческая знать. Гостей ожидал роскошный пир, и зрелище в виде полыхавшего до неба костра, составленного из добычи и оружия поверженных македонцев. Костер поджег военачальник греческой армии; его примеру последовали и другие. Множество костров полыхало до самого утра. Это было невероятное зрелище, достойное богов!»

Связь огненных увеселений с военными походами, традициями очень долгое время оставалась неразрывной. Не будем забывать и то, что порох был изобретен далеко не сразу. В древности вместо него использовался так называемый «греческий огонь«, обладавший похожими свойствами. Греческий огонь использовался для метания из металлических труб каменных ядер — дальний прототип пушек; другая разновидность греческого огня обладала способностью долго и сильно пылать. Такой огонь выдували из длинных труб — прообраз огнемета. До напалма греческому огню далеко, но все же он мог серьезно ранить вражескую пехоту и кавалерию, а главное — создать в вражеских рядах панику. Секрет изготовления греческого огня более четырехсот лет держался в строгом секрете. Применялся греческий огонь для развлечения. Тут уже мы можем провести прямые параллели с современными фейерверками.

Другая крупная античная цивилизация — Римляне — также любила использовать огонь во время праздников, шествий, пиршеств. Типично римские традиции — зажигать восковые лампады перед крупными сражениями, чтобы задобрить богов. При том долгое время возжигание лампад и благовоний являлось обязательным для всех римских граждан в подобных случаях. Подобные «наземные фейерверки» устраивались и во время больших праздников или крупных событий. А любимым развлечением в народе было развести большой костер и прыгать через него — то же самое любили и славяне.

В Древнем Египте тоже с большим почтением и благоговением относились к огню, и так же, как в далеком Риме, по праздникам, или перед сражениями поджигали множество лампад. Был даже праздник, который назывался «светильники» и отмечался по всей стране.

Безусловно, все это может показаться очень наивным и примитивным, но еще раз напомним — в те древние времена не было ни пиротехнических составов, ни пороха, единственное, что умели люди в те времена — обеспечить долгое и устойчивое горение огня, при помощи масла, воска и горючих жидкостей. И производили впечатление все эти костры и тысячи светильников очень большое, поднимая настроение и боевой дух.

История фейерверков в современном понимании термина, началась тысячу лет назад в Китае. Именно в то время был изобретен классический черный порох, и придумано, как этот порох использовать не только в военных, но и увеселительных целях. Первыми фейерверками стали петарды. После чего постепенно изобрели и все остальные разновидности пиротехники — наземные фонтаны, салюты, ракеты…. таким образом, именно благодаря китайским мастерам сегодня мы можем наслаждаться фееричными салютами, запускать петарды и хлопушки. К чести китайцев, нужно сказать, что все богатые пиротехнические традиции были в Китае сохранены, и до сегодняшнего дня именно Китай продолжает оставаться законодателем феерверочных мод и самым крупным производителем фейерверков в мире. Подробнее эта тема рассмотрена в статье «Китай — родина фейерверков».

Это интересно: Великий пожар в Москве, поиски и тайна библиотеки Ивана Грозного

Лучшие из лучших

Нет, вопреки мнению многих россиян, не наша страна – лидер по длительности фейерверков, это даже не Европа или США, а Филиппины. В канун 2016 года на Филиппинах запустили более 810 тысяч фейерверков и шоу продолжалось час. Это более чем в 10 раз превысило предыдущий рекорд, поставленный в 2012 году в Кувейте, где запустили 77 тысяч фейерверков на протяженном пятикилометровом участке побережья.

Для создания крутого новогоднего фейерверка ты можешь выбрать компанию SPB SALUT с громким слоганом «Фейерверк – незабываемая кульминация Вашего праздника», которая занимается продажей пиротехники и организацией пиротехнических шоу. В таком шоу ты увидишь красочное действие, которое длится от 3 до 8 минут. Для сравнения, салюты на основные праздники, организуемые администрацией города, длятся не более 5 минут. В магазине фейерверков ты найдешь батареи салютов, фестивальные шары, фонтаны, ракеты, римские свечи, петарды, наземные и летающие фейерверки, файеры, фальшфейеры, цветные дымы, бенгальские свечи, хлопушки и другие крутые штуки.

Кстати, пиротехника из SPB SALUT подойдет не только для Нового года, но и, к примеру, для создания качественного фейерверка на свадьбе, или для громкого салюта на День рождения. В магазине фейерверков SPB SALUT ты можешь оплатить наличными, банковской картой или по безналичному расчету. При заказе доставки можно оплатить покупку банковской картой. Доставка осуществляется ежедневно по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Ответственность

За запуск салютов в неустановленных местах виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ с последующей выплатой штрафов:

  • 1000-1500 р. – для физических лиц;
  • 6000-15000 р. – для должностных лиц;
  • 150 тыс. – 2 млн. р. для юридических лиц.

Оптимальный способ избежать ошибок и возможной ответственности, а также обезопасить себя и близких — купить фейерверк с дистанционным запуском. Таким образом, можно одновременно активировать несколько салютов и устроить полноценное световое шоу, без прямого контакта с пиротехникой. Кроме этого такой вариант отлично подходит для тех, кто боится зажигать фитили или может не успеть отбежать на безопасное расстояние. Управление осуществляется с помощью пульта. Для запуска достаточно нажать 1-2 кнопки.

Фейерверки-рекордсмены

23 сентября 2018 года на праздновании 88-й годовщины основания королевства, Саудовская Аравия побила рекорд Гиннесса 2014 года, запустив салют из 58 установок по всей стране в количестве 900 000 фейерверков

Самым масштабным признан новогодний фейерверк в честь встречи 2014 года в Дубае. Он состоял из 450 тысяч фейерверков и длился шесть минут. Залпы производились из 400 точек, расположенных на протяжении 100 километров вдоль береговой линии Дубая и очертаний искусственных островов Palm Jumeirah и The World Islands. Фейерверк занесён в Книгу рекордов Гиннесса.

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте.

Кто придумал фейерверк?

Идея фейерверка, как и многие гениальные изобретения, обнаружилась совершенно случайно и принадлежит она некоему кулинару, имя которого, к сожалению, история не сохранила. Однажды, занимаясь своим обычным делом, приготовлением пищи, он решил, что огонь в печи недостаточно яркий и дабы он обрел новое дыхание, бросил в печурку несколько бамбуковых палочек и вскоре не на шутку испугался, поскольку палочки начали трескаться и «взрываться» с громким звуком.

Между тем китайцы, будучи людьми мудрыми, быстро приспособили это свойство зеленого бамбука к собственным религиозным нуждам. Впоследствии «взрывать» бамбуковые трубочки стало неотъемлемой частью ритуальных действий. Жители Поднебесной полагали, что громкий неожиданный звук способен отпугнуть злых духов от дома и семьи.

Сценический фейерверк

Сценический фейерверк используют в тех случаях, когда нужно устроить пирошоу в помещении. Высота таких фейерверков составляет от 20 сантиметров до 5 метров и состоит из малодымных вспышек и фонтанов. Для каждого сценического фейерверка выбор пиротехнических изделий производится индивидуально, так как необходимо учитывать условия вентиляции в помещении, материал покрытия полов и стен, высоту потолков и многое другое. Для того, чтобы сделать сценический фейерверк еще ярче, часто используются пиротехнические и/или пневматические хлопушки с серпантином и конфетти. Сценический фейерверк актуален как больших мероприятий (концертов, шоу-программ), так и для частных событий, таких как свадьба или День рождения.

Подберите свой салют в нашем магазине Firebird.by

Стоит отметить, что бытовая пиротехника используется на любые праздники: будь то юбилей, День Рождения, свадьба, День Города. Яркие праздничные залпы станут самым эффектным завершением любого торжественного события.

Каждый хотел бы украсить разноцветными огнями свой праздник. И если вы также относитесь к их числу, мы подскажем вам, где купить фейерверки в Минске недорого. Наш магазин предлагает бытовую пиротехнику по выгодной цене. На страницах каталогов вы найдете различные пиротехнические устройства для создания волшебной атмосферы. Обратившись к нам, вы получите массу преимуществ:

  • экспресс-доставка по Минску;
  • полное описание, характеристики изделий, видео с визуальным эффектом;
  • ведущие белорусские и европейские производители;
  • пиротехника различных классов опасности;
  • выгодные цены. Дешевые салюты, петарды, фонтаны самого высокого качества.

Купить пиротехнику можно по адресу г. Минск ул. Лобанка 94 пав. 7. Звоните, и вам будет чем удивить и порадовать гостей. Переходите на страницы каталога, и можете считать праздник огня открытым!

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I — Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники «потешными огнями» ввел лично Петр I.
В небе «выжигали» картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.
В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок».

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра , настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя… Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию.
Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском.
Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ.
Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.
Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10.
До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История

Фейерверк: вид с близкого расстояния

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. В Европе фейерверк впервые появился в Италии. В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку, а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге.

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения — огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена люди придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России — это Масленица, праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

Офорт А. Шхонебека «Фейерверк 12 февраля 1697 года» с цифровыми обозначениями и подписями на русском и латинском языках

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва, согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском, а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк. Сохранилась гравюра А. Шхонебека, ныне хранящаяся в Амстердамском музее, где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова. Современник так описывал этот фейерверк: «…на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

В царствование Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины Великой многие торжества сопровождались фейерверками и иллюминацией с постановкой аллегорических композиций. Автором этих затей был Якоб Штелин. Так одним из самых грандиозных стал фейерверк в честь годовщины восшествия на престол Екатерины II 28 июня 1763 года. На Неве перед Летним садом, согласно общему замыслу Штелина, была построена временная деревянная галерея для императрицы. Примерный чертёж сооружений был прислан И. И. Бецким, а сооружал строения Ю. М. Фельтен. Последний фейерверк в дореволюционной России был в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля. Возрождаться в России фейерверки стали со времён Великой Отечественной Войны.

И только в последние годы фейерверки в России интенсивно развиваются. Сейчас они включают в себя не только так называемые «бомбы», но и различные фонтаны, горящие надписи/логотипы, статические и динамические фигуры, дневные фейерверки и спецэффекты для помещений. Ассортимент на данный момент настолько широк, что без помощи специалиста сложно сориентироваться во всем его многообразии.

Это интересно: Беспроводные пожарные извещатели — назначение и требования

Заключение.

В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. До этого, как и у многих других народов, огненно-световыми зрелищами были костры, но наши предки знавали и «огненные потехи», которые устраивались с применением плауна.

Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.
На рубеже XVI — XVII веков правительственная власть наряду с духовенством начинает организовывать специальные зрелища с целью политического и религиозного влияния на народ.
К концу XVII века со стороны наиболее культурной части знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.
С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Позднее сам Петр I свидетельствовал, что если любимым развлечением его отца, царя Алексея Михайловича, была охота, то он к этому интереса не имел, но с юности питал большую страсть к мореплаванию и фейерверкам.

При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы всe знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится», свидетельствует о знaчительном производстве фейерверочных изделий. Фейерверки и салюты прочно вошли в нашу жизнь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: