Как владимиру мономаху удалось победить половцев

Половцы как участники русских междоусобиц

Русские князья широко использовали половцев в качестве ситуативных союзников в междоусобной борьбе. Использовались половецкие силы как в мелких княжеских конфликтах, так и в их противостоянии с центральной властью. Характерно, что первый шаг в этом деле сделала как раз центральная власть, причем в лице Владимира Мономаха (позже отличившегося в войнах с половцами же). В 1076 году князь прибег к половецкой помощи в борьбе с Полоцком.

Далее половцы участвовали в русских княжеских усобицах почти постоянно. В 70-е годы XII века они стали аргументом в борьбе за земли и престолы для всех представителей клана Ярославичей. Юрий Долгорукий приводил половцев под Киев 5 раз. Использовал их в борьбе за Киев и Андрей Боголюбский в 1169 году, и так же поступали князья черниговской династии Ольговичей вплоть до нашествия монголов.

Иногда половцев использовали и как союзников против другого внешнего врага. Например, князь Даниил Романович (на тот момент правивший Волынью) прибег к их помощи в борьбе с Венгрией. Перед битвой на Калке также был заключен русско-половецкий союз (не давший результата). Сами половцы искали союза с Русью после начала в 1236 году похода Батыя. Этот союз заключен не был.

В результате многочисленных договоров (союзнических и мирных) русская и половецкая верхушки завязали тесные родственные связи. В основном заключались браки между русскими мужчинами и знатными половчанками; множество известных князей имели половецких матерей. Даже сын прославленного литературой Игоря Святославовича Владимир был с малолетства помолвлен с дочерью хана Кончака Свободой. Во время неудачного похода 1185 года Владимир вместе с отцом попал к потенциальному тестю в плен, но брак все равно был заключен.

Куда исчезли половцы?

Ни один народ не исчезает бесследно: история просто не знает случаев, когда какое-то племя было полностью уничтожено прежними захватчиками. Это касается и половцев. Они частично ушли на Дунай; некоторые кочевники добрались до Египта, но основная масса племен осталась в родных степях. Долгое время они сохраняли свои обычаи, хотя монголы поспособствовали их изменению.

Постепенно половцы слились с монголами, русскими, венграми, грузинами, растворившись в этих народностях, восприняв их языки и культуру. Однако именно монголы стали настоящим мостом, восходящим от современных народов России к летописным кыпчакам.

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

Основные предпосылки конфликта

Половцы – кочевой народ тюркского происхождения, проявил пик активности во второй половине XI – начале XII веков. В течение этого времени они совершали набеги на южные границы Руси с целью разорения ближайших селений.

Князь Владимир Мономах

Оно же стало началом цепочки последовательных трагических событий. Через 7 лет, в 1068 году, половцы вышли на берега Дона и Северного Донца и одержали победу над тремя старшими Ярославовичами: Изяславом, Святославом и Всеволодом.

Каждый из трех братьев был самостоятелен в принятии решений, как следствие ослабления сложившейся в стране политической системы. Поэтому совершенный ими в 1068 году поход на половцев не увенчался успехом: кочевники разгромили войска противника на реке Альте.

Постепенно в стране ослабилось влияние великого киевского князя, увеличилось число князей-изгоев, усилились междоусобицы. Враги воспользовались ослабленным положением страны, участились набеги на русские границы. В то время в степях половцев был кризис, из которого они пытались выйти путем разорения Руси.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

Примечания

. ПСРЛ, т. II, стб. 152.

. Там же.

. Попов А.И. Кыпчаки и Русь. «Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук», вып. 14. Л., 1949, с. 98.

. Шарапова З.М. Социально-экономический и политический строй у половцев. «Ученые записки МОПИ», т. XXVIII, вып. 2, с. 116—117, 121, 125.

. Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей IX—XIII вв. Автореферат дисс. М., 1962 с. 12.

. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ОГИЗ, 1940, с. 24.

. Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. Киев, 1884, с. 80.

. Конечно, половецкая опасность была далеко не единственной причиной сохранения единства Древнерусского государства при «Ярославичах». Немаловажную роль играло и воздействие других факторов. Приселков М.Д. связывает это явление с политикой Византии (Приселков М.Д. «Слово о полку Игореве» как исторический источник. «Историк-марксист», 1938, кн. 6, с. 124—125), а М.Н. Тихомиров — с реакцией феодалов на обострение классовой борьбы в Киевской Руси (Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI—XIII вв. М., 1955, с. 98—99 и др.).

. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. СПб., 1909, с. 43—45.

. ПСРЛ, т. II, стб. 156.

. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.

. ПСРЛ, т. II, стб. 161.

. ПСРЛ, т. II, стб. 191.

. Там же, стб. 195—196.

. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964, с. 114.

. ПСРЛ, т. II, стб. 206.

. ПСРЛ, т. II, стб. 209—216.

. Там же, стб. 216—217.

. Там же, стб. 219.

. ПСРЛ, т. II, стб. 221—222.

. Там же, стб. 222—223.

. Патерик Киевского печерского монастыря. СПб., 1911, с. 107.

. Рыбаков Б.А. Обзор общих явлений русской историй IX — середины XIII веков. «Вопросы истории», 1962, № 4, с. 44.

. ПСРЛ, т. II, стб. 231, 236—238, 247—248, 250.

. ПСРЛ, т. II, стб. 289, 290, 303—304.

. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964, с. 143—144.

. ПСРЛ, т. II, стб. 291, 295—296.

. Там же, стб. 299, 30—302.

. Там же, стб. 335, 341, 500 и др.

. ПСРЛ, т. II. стб. 357, 438, 458, 472 и др.

. ПСРЛ, т. II, стб. 456—457, 476, 497, 508.

. См.: там же, стб. 304, 319, 334, 339, 341, 342, 356—359, 361, 377—378, 382, 389, 404, 423—425, 431, 437—438, 455—458, 468, 471, 472, 475—476, 497, 500, 505—508, 514—515, 526 и др.

. Там же, стб. 479, 507, 521.

. ПСРЛ, т. II, стб. 525.

. Там же, стб. 539—540.

. ПСРЛ, т. II, стб. 555—556, 557—559, 562—563.

. ПСРЛ, т. II, стб. 603, 612—613.

. Подробности похода Игоря см. там же, стб. 638—644.

. ПСРЛ, т. II, стб. 646, 647—649.

. Там же, стб. 652, 653.

. ПСРЛ, т. II, стб. 690, 694, 695, 698, 700, 717, 725, 736, 737, 755, 761, 772, 773 и др.

. Например, в 1235 г., когда половцы «взямшю всю землю Галичькоую» (ПСРЛ, т. II, стб. 775).

. Попов А.И. Кыпчаки и Русь. «Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук», вып. 14, 1949, с. 98.

. ПСРЛ, т. II, стб. 212.

. ПСРЛ, т. II, стб. 301, 333, 424, 457, 641.

. Попов А.И. Цит. работа, с. 109.

. См.: Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. Киев, 1884, с. 83, 169.

. См.: «Древнерусское государство и его международное значение». М., 1965, с. 98.

. Подробнее см.: Насонов А.Н. Тмутаракань в истории Восточной Европы. «Исторические записки», 1940, № 6; Фехнер М.В. Некоторые сведения археологии по истории русско-восточных экономических связей до середины XIII в. «Международные связи России до XVII в.». М., 1961, с. 54; Вилинбахов В.Б. Балтийско-Волжский путь. «Советская археология», 1963, № 3, с. 133.

. ПСРЛ, т. II, стб. 538.

. Фоменко В.Г. Южные пути Киевской Руси на Запорожье. «Археографический ежегодник». М., 1964, с. 30.

. Попов А.И. Кыпчаки и Русь. «Ученые записки: ЛГУ. Серия исторических наук», вып. 14, 1949, с. 104.

. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964, с. 150.

. См.: Рыбаков Б.А. Указ. соч., с. 114.

. См.: Черепнин Л.В. Условия формирования русской народности до конца XV в. «Вопросы формирования русской народности и нации». М., 1958, с. 10, 27, 38—39.

. Там же, с. 55, 70.

. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб., 1881, с. 235.

. Федоров-Давыдов Г.А. «Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов». М., 1966.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Кыпчаки, куманы, татары, куны, половцы

О кочевых народах нам известно в первую очередь от летописцев-горожан, жителей осёдлых цивилизаций. Для обозначения одного и того же этноса нередко использовались разные слова. Лишь в нынешние времена археология и генетика могут прояснить, какое племя когда и где жило, да и то в рамках конфликтующих между собой теорий. Относительно половцев можно точно сказать, что к XI веку между Иртышом и Дунаем образовалось военно-политическое пространство, именуемое в летописях восточных государств Дешт-и-Кипчак — Кипчакской степью. Её населяли кипчаки (кыпчаки) — племена тюркской группы.
Народы, которым приходилось соседствовать с этими кочевниками, называли их по-разному: куманами, татарами и кунами. Разбираться со значением этнонима «кипчак» пришлось современным исследователям.
На некоторых существующих нынче тюркских языках, например татарском, «кипчак» означает «колесо». Происхождение также выводится от названия пустыни Гоби — «кыв» (пустой, полый). Самая спорная версия: слово «кипчак» на древнетюркском языке значило «злосчастный» и стало самоназванием после того, как остатки племени сиров были вытеснены врагами в верховья Иртыша и столь самокритично отозвались о своей судьбе.


Половцы. Олег Фёдоров, 2000 год. («Дилетант»)

Восточные народы нередко начинали движение на запад после неудачного конфликта со степными конкурентами. Именно так было и с половцами. В середине VIII века, после разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата, они начали путь вслед заходящему солнцу, покоряя и ассимилируя встречные, тоже кочевые племена.
В 1055 году произошёл первый контакт половцев с русичами. Хан Болуш вошёл на территорию Переяславского княжества, встретился с Всеволодом Ярославичем — сыном Ярослава Мудрого и его дружиной. Обошлось без конфликта: гости с востока не планировали вторгаться в незнакомую землю без разведки, а князь не счёл нужным воевать с прежде неизвестным народом.
Основной верой половцев был культ Тенгри-хана — Вечного синего неба. Эта вера, распространённая и среди других степняков, не противоречила тотемизму и шаманизму. Дочери половецких ханов легко принимали православие, выходя за русских князей, и католицизм, выходя за венгерских баронов. К моменту столкновения с монголами — в первой четверти XII века — многие половецкие ханы перешли в православие.

Мономах в союзе с половцами вырезал всех жителей Минска

Происхождение

Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, византийских и венгерских историков.

Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым китайцами ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

Как выглядели половцы? Примерно так.

Натиск из степи

К 1061 году, окончательно вытеснив из причерноморских степей печенегов и торков, половецкие ханы развязали себе руки для грабежей русских окраин. Воспользовавшись формальным поводом для непродления мира, они вошли с большими силами на Русь, разбили выступившее против них войско князя Всеволода Ярославича и предались безудержному грабежу Переяславской земли. К берегам Дона они вернулись с большой добычей и с намерением продолжать набеги.

wikimedia.org
Русские княжества во второй половине XI века.

В 1068 году половцы нанесли тяжелое поражение объединенному русскому войску на берегах реки Альты, на том самом месте, где были окончательно разгромлены печенеги. Но в том же году один из трех разбитых на Альте князей, Святослав Ярославич, сумел перехватить у реки Сновь половецкое войско во главе с ханом Шаруканом (победителем при Альте) и одержать над ним решительную победу. 3000 русских воинов обратили в бегство 12000 половцев, а сам Шарукан был взят в плен.

Воспользовавшись смертью занимавшего тогда великокняжеский престол Всеволода Ярославича, половецкие ханы Боняк и Тугоркан возглавили новое нашествие на Русь. В 1093 году Тугоркану удалось посредством долгой осады взять город Торческ и, хуже того, разбить на реке Стугне выступившее было на выручку осажденным войско трех русских князей: Святополка Изяславича Киевского, Ростислава Всеволодовича Черниговского и Переяславского князя Владимира Мономаха. Святополку пришлось заключить с половцами мир на их условиях и жениться для его закрепления на дочери Тугоркана.

wikimedia.org
Битва на реке Салнице.

Через три года Мономаху и Святополку удалось взять убедительный реванш. Хан Боняк подступил к самому Киеву и чуть было не захватил его внезапным наскоком. В то же время Тугоркан осадил Переяславль. Половецкие ханы рассчитывали воспользоваться отсутствием в южных землях князей, занятых междоусобными распрями на севере, но Мономах со Святополком успели вернуться. На реке Трубеж они нанесли войску Тугоркана сокрушительное поражение. Сам знаменитый половецкий хан был убит. Боняк, успевший ограбить окрестности Киева и сжечь Киево-Печерский монастырь, узнав о разгроме и гибели Тугоркана, благоразумно бежал с войском в степь.

А еще через три года этот же хан Боняк выступил в роли союзника двух других наших князей и сыграл решающую роль в отражении нашествия огромного войска венгров на юго-западные русские земли!

Участие в междоусобицах

Молодая Русь регулярно подвергалась набегам кочевников из Великой Степи, и половцы не были самой грозной силой. Однако, в отличие от печенегов, половцы пришли на русские земли в эпоху междоусобиц.

Изначально половецкие орды не стремились к покорению всех земель Руси: им хватало набегов. В 1068 году объединенные силы трех русских князей были разбиты на реке Альте и военное превосходство кочевников стало очевидным. Правда, своей мощью половцы не воспользовались: за них это сделали русские князья.

Олег Святославич в 1078 году заручился поддержкой половецких орд для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно прибегал к помощи «поганых», за что автор «Слова о полку Игореве» наградил его прозвищем Гориславич.

Конечно, русские князья и половецкие ханы не всегда могли договориться. Например, Владимир Мономах всячески противился сложившейся традиции использовать кочевников в своих целях, и даже сумел уговорить других князей совершить поход в земли противника. Половецкое войско было разгромлено, и кочевники были вынуждены отойти от границ Руси.

После смерти Мономаха русские князья снова стали использовать половцев в качестве «наемных отрядов».

Дальнейшее развитие отношений между русичами и половцами было прервано пришедшими монголами.

Убийство половецких ханов

В 1095 году появилась необходимость обсудить размер откупа от половцев. Тогда ханы Итларь и Китан приехали в город Переяславль на переговоры к Мономаху.

Боярин Славята, прибывший в город в это же время, узнал о приезде ханов и предложил убить их. После недолгих колебаний Владимир согласился. В эту же ночь был зарезан хан Китан и все его войны. На утро следующего дня хана Итларя заманили в ловушку вместе с его дружиной и тоже убили.

После этого Святополк организовал очередной поход на половцев. Застав кочевников врасплох, русское войско одержало легкую победу и вернулось домой с богатой добычей.

Заселение территорий куманами

Во времена монгольского нашествия 1237 года большинство куманов стали искать прибежища в землях Венгрии, потому как многие куманы еще до вторжения поселились в Венгрии, Болгарии и Турции.

Связанные с печенегами, они населяли Куманию, смежную к северу от Черного моря область, простиравшуюся вдоль реки Волги, и часто вмешивались в политическую жизнь Кавказа и империи Хорезма. Куманы слыли жестокими и грозными кочевыми воинами евразийской степи, оказавшими сильное влияние на развитие средневековых Балкан.

В конце концов, многие куманы обосновались на западе Черного моря, влияя на политику Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Золотоордынского ханства, Второй Болгарской Империи, Королевства Сербии, Королевства Венгрии, Молдавии, Королевства Грузии, Византийской империи, Империи Никеи, Латинской Империи и Валахии, и в каждом конкретном случае куманы успешно внедрялись в элиту страны.

Куманы также играли выдающуюся роль в четвертом крестовом походе и в создании Второй Болгарской Империи. Вскоре пять десятков племен Кумана и Кипчака объединилась с целью создания Конфедерации Куман-Кипчак.

Основным инструментом политического успеха куманов была военная сила, которая была сильнее любой враждебной балканской группировки. Группы половцев ассимилировались с местным населением в Балканском районе, а поселенцы куман основали три последовательные болгарские династии – асениды, тертериды и шишманиды, а также династию валлаш. Однако, некоторые средневековые записи относят династии Басараб  и Асенида к династиям Влаха.

Династические браки

Половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за русских князей, но русские князья никогда не отдавали своих дочерей половцам. Почему? Действовал неписанный средневековый закон: представительницы правящей династии могли стать женами только равным. Характерно, что князь Святополк взял в жены дочь Тугоркана, от которого потерпел сокрушительное положение. Русский князь находился в более слабом положении, но не отдал хану дочь или сестру, а взял половчанку. Так половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

В истории известен лишь один случай «неравного брака»: русская княгиня, вдова Владимира Давыдовича, бежала из дома в половецкую степь и вышла замуж за хана Башкорда.

Как бы то ни было, к моменту вторжения монгольских войск, русская и половецкая аристократия была объединена родственными связями.

Миграция куманов

Как и большинство других народов средневековой Восточной Европы, куманы выступили против неуклонно продвигающихся вглубь континента монголов во главе с Джебе и Субутаем. Во время первого своего столкновения половцы потерпели поражение и лишись своих ханов: Данило Кобакович и Юрий Кончакович были убиты в одной из атак. Оставшаяся часть куманов во главе с военачальником Ханом Кётен попросила помощи у русский князей Мстислава Романовича Галицкого, Юрия II Владимир-Суздальского и Мстислава Святославовича Черниговского.

Объединенные русские и куманские войска попали в ловушку хитрых монгольских воевод, организовавших лжеотступление, отведя небольшой отряд воинов вперед и атакуя с задних флангов. После монгольского нашествия началась крупномасштабная миграция куманов на запад. Некоторые куманы также перебрались в Анатолию, Казахстан и Туркменистан.

Летом 1237 года Болгария ощутила на себе первую волну куманской миграции: они пересекли Дунай, проследовали через Фракию до Адриануполиса и Дидимотихона, грабя и разрушая города и поселения, да так, что местность Фаркии стали называть «скифской пустыней». А болгарский царь Иван Асен II, уже имея опыт общения с воинами-половцами, даже не пытался им помешать, все, что ему оставалось – молча смотреть, как куманы переходят через его Болгарию в южном направлении.

Прямое нападение монголов на Куманию произошло только в 1238–1239 годах. Сокрушительный удар по разобщенным половцам был нанесен в 1241 году, и Конфедерация Кумана-Кипчака перестала существовать как политическое образование. Оставшиеся племена куманов постигла разная участь. Одни рассеялись и ассимилировались среди местного населения монгол (татар) и присоединились к Золотому Ордынскому ханству (в качестве Кипчакского ханства). Культурное наследие тех оставшихся куман-кипчаков было передано монголам, чья элита приняла многие черты, обычаи и язык куманов и кипчаков. Во второй половине XIII и первой половине XIV века они приняли ислам.

Другие половцы спасались бегством в Византийскую империю, Вторую Болгарскую империю и Королевство Венгрии, где в будущем стали занимать видное положение среди знати и даже стали королями. Никейский император Иоанн III Дукас Ватацес, на чьи земли совершали набеги куманы, попытался заслужить их благосклонность при помощи подарков и дипломатии. После их согласия стать его наемниками, императору удалось расселить большинство из них в Анатолии и в регионе к востоку от Филадельфии. Большинство из этих куманов поступили в никейскую армию и вскоре прошли обряд крещения. Политика Ватацеса в отношении куманов отличалась крупномасштабностью и увенчалась успехом.

Иные куманские сопротивленцы, не желавшие покидать родину после сокрушительного поражения и «роспуска» кумано-кипчакского союза, были обращены в рабов и отправлены в Египет для продажи. Там они смогли стать мамлюками (рекрутерами военной службы), которые впоследствии завоевывали титулы султанов, эмиров и беев. В таких качествах гордый остаток куманов еще долгое время нападал на татаро-монголов.

Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

Размышления и итоги

В современных умах бытует мнение о половцах, как о диких ордах, которые то и дело, что грабили русские земли в бесконечных набегах. Да, летопись указывает на череду набегов степняков на русское пограничье, особенно тяжело было в 90-е годы 11 века, когда половцы доходили до Киева. Но здесь надо учитывать, что эти годы были пиком княжеских усобиц, и зачастую в борьбе за власть сами русские князья приводили половецкие орды. О чем пишет автор «Слово о полку Игореве», горько упрекая князей. И все же, наши предки чувствовали общую связь и вовсе не считали друг друга врагами, да воевали, но по меркам средневековья не так уж и много. Так по Лаврентьевской летописи оказывается, за 180 лет половцы нападали на Русь 12 раз, русские на половцев 12 раз, а совместных русско-половецких походов в междоусобных войнах было 30.

Конфликтный период между половцами у Русью было достаточно короткий меньше полувека, опять таки по меркам средневековья, это очень короткий период. После вокняжения Владимира Мономаха в отношениях с половцами было положено новое начало и до вторжения монголов не было никаких конфликтов. Более того началась эпоха междинастических связей русских князей и половецких принцесс. Кроме того, процесс сближения шел и на границе степи увеличивая количество смешанных браков среди простого населения. Вероятно, именно в это момент в русский язык вошло большое количество тюркских слов.

Подведу итог, половцы – это тюркоязычный народ, который по крови был родным братом славянскому народу, а по внешнему виду, вообще не отличимый от славян. Очень много моментов я опустил в этой статье, это: о казачестве; о половецких принцессах, коих было большое количество; о множестве известных князей имевших мам и бабушек из половчанок; об известных половецких потомках в истории России; о подробном разборе ДНК; про обман антрополога Герасимова при реконструкции облика князя Боголюбского и т.д. Думаю, в будущем я напишу про это.

Выводы

Следствием походов Владимира Мономаха на половцев стало:

  • Прекращение междоусобных войн между князьями Древнерусского государства. Объединение перед лицом общего внешнего врага позволило укрепить страну в целом.
  • Походы против половцев, повлекшие за собой большие потери с обеих сторон, вынудили кочевников отдалиться от границ Руси. Это позволило жителям приграничных районов восстановить свои дома и спокойно жить.

События, связанные с деятельностью Мономаха, прекратили атаки половцев лишь на время. Кочевники снова стали совершать набеги после его смерти в 1125 году.

Литература:

  • Большая Российская энциклопедия
  • Учебник «История России с древнейших времен до наших дней», Сидоров
  • Ярославский педагогический вестник -2014-№3-Том 1 (Электронная версия)
  • Научные труды Московского гуманитарного университета 2016 №4 (Электронная версия)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: