Где и когда появилась опера глинки иван сусанин, история ее создания

Краткое содержание оперы

Опера знакомит слушателей с событиями 1613 года, связанными с нападением польских захватчиков на русскую землю. Увертюра предвосхищает драматическое действо, ее мелодия динамична, вкрадчива, звучит нежно и в то же время страдальчески.

Действие первое

События разворачиваются на улицах села Домнино. Посредством необъятных возможностей музыкального языка композитор описал сельскую жизнь с ее радостями и горестями. Жители деревни радуются подвигам русских воинов, только одной Антониде невесело. Дочь Ивана Сусанина ждет вестей от своего суженого Богдана Собинина, который ушел воевать с польскими шляхтичами.

Но вдруг с реки раздается песня: Богдан причалил к родному берегу, их отряд одолел ненавистного врага.

Действие второе

При польском дворе праздник, присутствующие предвкушают скорую победу над Москвой. Но внезапно прибывший вестник приносит известия о том, что наемные войска разгромлены, а польский отряд попал в осаду. У короля и рыцарей возникает коварный план: похитить русского царя Михаила.

Действие третье

В доме Сусаниных готовятся к свадьбе Антониды и Богдана, но вдруг являются поляки и приказывают Ивану показать, где скрывается царь, ведь они думают, что он где-то рядом. Отважный герой делает вид, что за деньги соглашается показать им дорогу, а сам знает, что домой вернуться ему уже не суждено.

Действие четвертое

Долго водит Сусанин врага по лесу, заводя его в глубокую чащу. Скорбные раздумья мучают провожатого, ведь он не успел попрощаться с детьми. Иван признается полякам о своем хитроумном плане, и разгневанные противники убивают крестьянина.

Массовая сцена, Родина освобождена от поляков. Все торжествуют и славят царя. В адрес героев, отдавших свою жизнь за свободу народа, звучат хвалебные песни.

Краткое содержание оперы

Действие оперы затрагивает события начала семнадцатого века. Именно в этот период происходила русско-польская война. В далекой деревне среди глухих лесов встречают воинов.

Семья Ивана Сусанина готовится к свадьбе дочери. Внезапно в их дом врываются польские всадники и требуют выдать местоположение царя. Крестьянин соглашается, но незаметно отправляет сына, чтобы тот предупредил Михаила Романова об опасности.

При этом сам Иван Сусанин заводит поляков в дебри. Когда они понимают, что это было сделано преднамеренно, то в гневе убивают крестьянина. Опера заканчивается гуляниями по поводу избрания царя. При этом осиротевшие дети Ивана рассказывают о подвиге своего отца. В конце произведения можно услышать знаменитый хор «Славься!».

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в  их адрес.

Это интересно: 1812,История создания Apple: познаем по пунктам

История создания оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» М. И. Глинки

Кто и когда написал это произведение? Опера была написана Глинкой в 1836 году. Еще во время путешествия по Германии и Италии в 1830-1834 годах, предшествовавшему началу работы над этим произведением, Глинка часто думал о работе, которая покажет единство и силу национального духа русского народа.

После возвращения в Россию композитор начал сочинять оперу «Марьина роща» по мотивам повести Жуковского. Однако в скором времени отказался от этой идеи и начал работать над «Иваном Сусаниным».

Многих людей интересует, где происходит действие оперы. К основным местам относят село Домнино, Польшу и Москву. Особенности творческого процесса композитора заключались в том, что он сам продумывал детали композиции и драматургии. При этом всю музыку он создавал до возникновения текста. Потому либреттисту приходилось адаптировать текст к уже придуманным мелодиям.

Произведение создавалось очень быстро. Буквально за 1,5 года оно было написано. Либретто придумал барон Георгий Розен. Впоследствии стали применять либретто авторства Городецкого. После завершения произведения Глинка посвятил его Николаю Первому. Тогда же изменилось название оперы.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

История создания

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная Жуковским, всецело захватила воображение композитора: «…как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. Розен (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в четырехактную с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.

Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.

Другие персонажи

Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.

Сигизмунд III – польский король.

Минин – лидер освободительного движения.

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

>Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Руслан и Людмила»

1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.

2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.

3. Глинка придумал новый оркестровый прием — подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и «Садко».

4. Для первой постановки Карл Брюллов разрабатывал костюмы, а театральный художник Андреас Роллер готовил декорации. Глинка выбором Роллера был доволен не всегда. Для декорации садов Черномора в IV действии художник воссоздал по немецкому зоологическому атласу изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий. Композитор назвал ее «самой пошлой из всех декораций оперы…»

5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец — лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

Памятники патриоту

В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.

На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.

В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.

Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.

В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.

Иван Сусанин XX века

В отечественной истории немало подтвержденных документами примеров совершения героических поступков, подобных Сусанинскому.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина. Зимой 1942 года в районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии решил устроить засаду для советских военных. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд в обход наших позиций, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея в расположение советских войск, передав с ним информацию о времени и месте предполагаемого внезапного нападения. Так, Матвей Кузьмин вывел немцев прямо на советских пулеметчиков. История эта была освещена советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. При этом сам Кузьмин об Иване Сусанине слышал едва ли – псковский охотник, скорее всего, был неграмотным.

В России, как и позднее в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Оперу Глинки «Жизнь за царя» переименовали в «Ивана Сусанина». К патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении XIX и XX веков.

И хотя о реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, и он совершил подвиг, не выдав молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Популярные темы сообщений

  • Кострома: Золотое кольцо России Россия – великая, прекрасная страна! Она богата разнообразием и красотой своей природы, несметными запасами полезных ископаемых, памятниками древней и современной архитектуры и искусства и незабываемыми туристическими маршрутами.
  • Носорог (интересные факты, виды, образ жизни, где обитают) Носорог относится к пяти культовым африканским животным, это один из самых желанных охотничьих трофеев местных сафари. Характерной особенностью этого крупного для африканских саванн животного стал растущий прямо из носовой кости мощный рог.
  • Гепард Сейчас в современное время всем известно, что гепард относится к семейству кошачьих, и к тому же является самой быстрой кошкой в мире. По десяткам измерениям ученых, гепард способен развить скорость в сто двадцать километров в час всего за каких-то три

История создания оперы

Михаил Глинка непреклонно оттачивал свое мастерство, сочиняя романсы на стихи известных поэтов, серенады, небольшие пьесы для фортепиано, музыку для хора, квартеты для струнных инструментов. Времени хватало не всегда, ведь композиторство он совмещал со службой.

В возрасте 24 лет состояние здоровья молодого человека ухудшилось, и он по настоянию врача уехал за границу, для того чтобы пробыть в теплом климате некоторое время. Путешествие по Италии пробудило вдохновение и воображение талантливого автора романсов, он очень много писал, знакомился с итальянскими мастерами музыкального искусства, посещал театры и не пропускал ни одной премьеры.

Жизнь в Италии – на родине западной цивилизации, а затем в Германии благотворно повлияла на творчество музыканта, композитора и на дальнейшее развитие русской музыки. Он впитал итальянскую мечтательно-возвышенную и немецкую выдержанную, степенную музыкальные традиции. Вернувшись домой, молодой Глинка решил написать первую национальную русскую оперу, которая была бы включена в общий мировой контекст. Вдохновившись идеей написания оперы, он поделился этой мыслью со своими друзьями-единомышленниками. Поэт Василий Жуковский, воспламенившись уникальным замыслом, предложил сюжет – историю крестьянина, который, пожертвовав своей жизнью, завел вражеский отряд в болото, тем самым спас царя от смерти.

В своих записках Глинка писал, что план оперы и мысль противопоставить русской музыке польскую возник у него в голове «как бы по волшебному действию». Творческая работа продвигалась быстро: большая ее часть была проделана за весну. Либретто для оперы композитору помог написать барон Егор Розен. И вот, наконец, труд композитора был увенчан успехом: оперное представление было поставлено на сцене петербургского Большого театра, а все открытые предпремьерные показы проходили при полных залах. На одном из представлений присутствовал сам император Николай I, который выразил свое восхищение талантливому автору. Премьера первой настоящей русской оперы состоялась 9 декабря 1836 года.

Напишите пожалуйста либретто к опере Иван Сусанин кратко

ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогомНовый текст С. ГородецкогоДействующие лица:Иван Сусанин, крестьянин села Домнино………………………………………………………басАнтонида, его дочь …………………………………………………………………………………сопраноВаня, приемный сын Сусанина …………………………………………………………….контральтоБогдан Собинин, ополченец,жених Антониды……………………………….. ……………………………………………………….тенорРусский воин ………………………………………………………………………………………………..басПольский гонец…………………………………………………………………………………………..тенорСигизмунд, король польский ………………………………………………………………………..басХоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.Балет польских панов и паненок. Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москвена Красной площади Краткое содержание Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

Увековечивание подвига

В 1851 году в Костроме был открыт памятник Ивану Сусанину. При этом центральная площадь города стала носить имя героя. Однако в 1918 году бюст разрушили большевики. Однако спустя некоторое время памятник опять воздвигли. Это произошло в 1967 году. Надпись на постаменте свидетельствует о том, что Сусанин был настоящим патриотом Российского государства.

Опера Глинки «Иван Сусанин» – это гениальное музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинки, которое рассказывает о судьбе и подвиге простого русского крестьянина. Сам композитор назвал собственное творение «героико-трагической оперой», придав музыке эпический размах.

Иван Сусанин — сообщение доклад

Иван Сусанин – это простой русский мужик, ставший героем в глазах всего народа после спасения Романова Михаила от поляков во время их войны с русскими.

К сожалению, о самом Иване Сусанине и его жизни известно не так много. Он был из простого крестьянского рода, родился и жил в деревне под названием Домнино. На сегодняшний день это место находится в Костромской области Сусанинском районе. В некоторых своих записях историки отмечали то, что Иван был в своей деревне старостой. По неподтвержденным данным Сусанин был вдовцом и имел взрослую дочь по имени Антонида.

О героическом поступке простого крестьянина Ивана Сусанина стало известно народу в 1613 году. В это время только что взошедший на царский престол Михаил Романов находился со своей матерью в городе Кострома. Поляки, пробравшись в город, пытались отыскать и захватить их в плен. Но на их беду у них на пути появился Иван Сусанин. Поймав крестьянина, они стали силой и пытками добиваться того, чтобы мужчина выдал им тайну местонахождения новоиспеченного царя. Но Иван оказался преданным человеком, и ни под каким предлогом не выдал им, где спрятался Михаил.

Позднее в 1619 году родственникам Ивана Сусанина выдали царскую грамоту, в которой говорилось о том, что царь дарует им во владение половину деревни и освобождает от податей и уплаты налогов. Затем по истечении еще времени такие же грамоты пыли написаны и выданы потомкам крестьянина-героя с теми же словами благодарностями и освобождением от податей.

Исторические источники и летописи 17 века мало могли рассказать о геройском поступке Ивана Сусанина. Люди создали небольшое предание и передавали его из уст в уста новому поколению. Но визит императрицы Екатерины Второй в Кострому положил начало новой правдоподобной истории о русском крестьянине Иване Сусанине.

Постепенно исторический подвиг Ивана Сусанина стал описываться в школьных учебниках по истории. Но самый большой интерес к этому подвигу возник во времена правления царя Николая Первого. Ивана Сусанина официально провозгласили героем, стали посвящать ему большое количество стихов, песен, а так же писали оперу.

Чтобы навсегда запечатлеть в памяти будущих потомков образ обычного крестьянина, настоящего героя и бесстрашного человека, в 1838 году по царскому указу было велено установить на центральной площади в Костроме памятник Ивану Сусанину.

Но были и те, кто отрицал подвиг Ивана Сусанина. Некоторые ученые историки сходились во мнении, что мужчина стал очередной жертвой разбойников, орудующих в то время вблизи Костромы.

В период октябрьской революции памятник был частично разрушен, так как Сусанин считался слугой царя. Но в 1938 году его вновь признали героем, но уже на более высоком политическом уровне. Его имя сало новым названием райцентра, в котором он проживал – Сусанин.

Версии подвига

Опера была написана основе реальных событий. При этом подвиг обычного русского крестьянина имеет несколько версий.

Версия №1

Согласно официальной версии, в 1613 году после Земского собора и избрания царя Михаила Романова появилась угроза со стороны поляков. Царь и его мать находились в тот момент под Костромой. Поляки отправились в деревню. Около села Домнино они повстречали Сусанина и обратились к нему за помощью в поисках Романова. Крестьянин отвел их глубоко в лес. Когда поляки вскрыли обмен, они начали пытки. Сусанин погиб, но так и не выдал царя.

Версия №2

Вторая версия гласит, что местом смерти крестьянина была сама деревня Домнино. Иван заблаговременно узнал о том, что поляки приближаются, и успел спрятать царя в яме. Ляхи ворвались в дом и провели обыск. Они никого не нашли и приступили к пыткам. Однако Иван не выдал местоположение молодого царя.

Михаил Глинка – первый русский оперный композитор

Михаил, великий композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его родителями были Иван и Евгения – преданно любящие друг друга супруги

Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, владела большим имением, однако мальчик до шести лет жил с бабушкой, которая его нежно баловала вниманием. Маленький Миша рос слабеньким и почти не выходил на улицу

Он рисовал мелом прямо на полу – так проходило его детство. Музыкальная отзывчивость проявилась у Михаила рано. Ему нравилось бить в медные тазы, подражая колокольному звону. Мальчик очень любил народные песни, которые ему напевала няня Авдотья Ивановна. А когда в один из вечеров он услышал в гостиной концерт приглашенного композитора Бернхарда Крусселя, заявил матери о своем желании заниматься музыкой.

К счастью, любящая мать доброжелательно отреагировала на просьбу сына и сделала все, чтобы дать будущему композитору хорошее образование. Она пригласила в дом гувернантку Варвару Кламмер, которая учила мальчика нотной грамоте и игре на фортепиано. Уроки на скрипке преподавал Михаилу крепостной музыкант из оркестра родного дяди.

Вскоре повзрослевшего сына родители отправляют учиться в благородный пансион при Педагогическом Институте. В перерывах между занятиями он продолжает обучение музыке. Подросток изучает сольфеджио, теорию музыки, занимается импровизацией на фортепиано. Эти занятия заложили основы будущей профессии композитора. Чуть позже, в возрасте 20 лет, молодой композитор пробует сочинять первую музыку.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник». Позднее именно на основе этой публикации были созданы пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки.

Вот какую историю об Иване Сусанине поведал Глинка.

В 1613 году, после изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале того же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова, который находился в своей вотчине в Костромской области. Тогда одна из польских шаек решила расправиться с ним, но где конкретно его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли. Так царь был спасен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: