Сочинение на тему в чем внутренний конфликт демона лермонтова

М. Ю. Лермонтов «Демон» кратко

Демон летает над землей и вспоминает времена, когда он был ангелом. Когда-то давно он любил и не знал злобы, но уже много веков блуждает по миру и сеет зло. Однако и это занятие наскучило ему. Пролетая над Грузией, Демон видит девушку невероятной красоты – Тамару. Она пробуждает в нем давно забытое им чувство любви. Демон снова мечтает о былом счастье.

В этот день Тамара собирается выйти замуж за одного князя. Жених Тамары с товарищами спешит на свадьбу и везут караван подарков. Жених проезжает мимо часовни, у которой все обычно молятся об удачном путешествии. Князь отвлекается и проезжает мимо часовни (Демон отвлекает его, навевая мысли о Тамаре). Вскоре на жениха Тамары и его товарищей нападают разбойники и убивают их.

Узнав о гибели жениха, Тамара рыдает от горя. Внезапно она слышит странный голос (это голос Демона), который утешает ее и просит не тосковать, а также обещает посещать ее каждую ночь. Под утро, когда Тамара засыпает, Демон является к ней во сне в облике красавца с грустным влюбленным взглядом.

«Загадочный красавец» очаровывает Тамару, и та отказывается смотреть на других женихов. Девушка понимает, что находится во власти «лукавого духа». Она решает бороться с ним и для этого поселяется в монастыре. Однако, став монахиней, девушка продолжает быть во власти «лукавого духа»: это загадочное существо преследует, зовет и манит ее куда-то. Тамара часто сидит у окна и ждет красавца с печальными глазами.

Однажды Демон прилетает к окну Тамары. Вдруг он слышит, как кто-то поет прекрасную песню. Пение потрясает Демона так, что он впервые понимает тоску любви. Демон решает оставить девушку в покое, но крылья не поднимают его в воздух. Тогда из глаз Демона катится слеза и прожигает насквозь камень, лежащий на земле.

Готовый любить и творить добро, Демон входит в келью к Тамаре, но рядом с ней видит Ангела, посланника рая. Ангел просит его уйти, но этим только злит его. Демон снова чувствует ненависть в душе. Он объявляет Ангелу, что Тамара уже принадлежит ему. Ангел видит, что Тамара стала жертвой Демона, и улетает прочь.

Оставшись наедине с Демоном, Тамара спрашивает у него, кто он такой. Тот признается ей в любви и рассказывает, как несчастен и одинок. Он говорит Тамаре, что только ее любовь может снова превратить его в ангела. Он уговаривает девушку быть с ним и обещает ей счастье. Тамара наконец соглашается, и Демон наконец целует ее. В его поцелуе содержится смертельный яд, от которого Тамара тут же умирает. Отец Тамары и другие родственники отправляются к далекой церкви, чтобы там похоронить тело девушки. Путь к церкви занимает 3 дня.

Тем временем один из Ангелов летит в рай. В своих руках он держит грешную душу Тамары. По пути Ангел сталкивается с Демоном, который требует отдать ему душу девушки. В это время душа Тамары с ужасом смотрит на злого Демона и не узнает в нем то очаровательное существо, которое она полюбила. Ангел отвечает Демону, что душа Тамары заслуживает попасть в рай, и улетает вместе со своей ношей. Демон остается ни с чем, побежденный и одинокий.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица», «Казбек, как грань алмаза».

В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный»

Обратим внимание, что «Божий мир» — дик и чуден. Это тоже эпитеты

Демон окидывает этот мир «презрительным оком», ведь не может радоваться тому, что делает счастливыми людей. Так автор противопоставляет демона всему земному. Вот еще примеры из текста: грешная земля, чистый херувим, счастливый первенец веков бесплодных, ряд унылый, однообразной чередой, золотые облака, лазурная высота, счастливый край, палящим днем.
Интересными средствами выразительности являются метафоры: блеск природы, бесплодная грудь (изгнанника), божий мир, творенье Бога…, за веком век бежал, зло наскучило ему, и скалы тесною толпою, глаголу вод его внимали, сторожевые великаны, ковром раскинулись вдали, с косматой гривой на хребте.
Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

Не пренебрег автор и гиберболой: «Насквозь прожженный виден камень слезою жаркою, как пламень». Так ярко и преувеличенно он описал любовь демона к Тамаре.
Можно заметить в тексте и метонимию: «И по ковру скользит, плывет ее божественная ножка».
Не пропустим иронию: «А Бог! На нас не кинет взгляда. Он занят небом, не землей!».
Есть и диалектизм: «Играет ветер рукавами его чухи».

Замысел поэмы

Замысел поэмы о монахине, в которую влюблены одновременно Ангел и Демон, возник у Лермонтова еще в 1829 году, во время учёбы в Московском университетском пансионе, когда поэту было всего 15 лет. К этому времени Лермонтов уже был автором ряда произведений. В 1828–1829 годах он написал поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и десятки лирических стихотворений. Первые элементы произведения появились в стихотворении «Мой Демон» (1829), в котором изображено неземное существо, наделенное самыми страшными, отрицательными чертами. Все положительное ему чуждо:

Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь…— М.Ю. Лермонтов, «Мой Демон» (1829) В том же 1829 году Лермонтов создал ряд набросков, которые явились началом работы уже над поэмой «Демон». В тетради № 3 пробой записано два варианта:

  1. «Демон узнает, что ангел любит одну смертную, демон узнает и обольщает ее, так что она покидает ангела, но скоро умирает и делается духом ада. Демон обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив и проч. свою ист».
  2. «Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его наконец любит, но демон видит ее ангела хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».

Жанр, размер

Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

Темы и проблемы произведения

Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

Образ Демона в поэме Лермонтова

Анализ: «Демон» Лермонтова примечателен, в первую очередь, тем, что автор необычно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению ключевого образа. Лермонтовский Демон – это удивительное сочетание огромной внутренней силы, стремления избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и трагического бессилия, связанного с невозможностью достичь желаемого. Читателю Демон представляется этаким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только Богу, но также и всему миру, всем людям.

Главный герой – «царь познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Демон в поэме Лермонтова отвергает мир, в котором отсутствует истинное счастье, где люди равно боятся как любить, так и ненавидеть, постоянно пребывают во власти мирских страстей. Однако это глобальное отрицание демонстрирует не только силу Демона, а и его слабость. Ведь с высоты бесконечных просторов космоса он просто неспособен увидеть и оценить всю прелесть земной природы.

Надменное уединение тяготит Демона, он часто тоскует об общении с людьми и миром. «Жить для себя» ему опостылело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к простой девушке Тамаре. Однако для него остаются недостижимыми поиски красоты, гармонии, любви и добра.

Сочинения

К образам нечистой силы прибегали многие писатели. Нечистая сила тревожила сердца многих людей и была многоликой, ведь не зря же у нее множество имен. По этим причинам люди должны быть осторожны и никогда не поддаваться искушениям. Тему нечистой силы затронул и Лермонтов в своей работе Демон, которую создавал чуть ли не всю свою жизнь.

Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон

Над своей работой Демон, краткий анализ которой мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать еще в четырнадцатилетнем возрасте. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. По этим причинам было восемь редакций Демона. Они отличались между собой и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, в которое вмещались множественные философские рассуждения, в то время как в более зрелом возрасте там нет параллелей между лирическим героем Демоном и автором работы.

Создавая стихотворение Демон, автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В работе писатель использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.

Раскрывая сюжетную линию в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим многие затронутые тематики, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может погубить, а может подарить надежду. Так ревность и спешка жениха Тамары его губит, а вот Демону любовь дарит надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, где Демон противостоит не только миру, но ведет борьбу с самим собой. Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.

Сюжет и проблематика

Согласно сюжету, Бог изгнал с небес Демона, которому пришлось скитаться в горах. Демон был одинок, его не радовали темные дела, но пролетая над Грузией, он заметил Тамару. Это прекрасная девушка, которая готовилась к сватанью. Она ждала своего жениха с нетерпением, играла на бубне и танцевала. Она пленила Демона, который задумал уничтожить соперника, направив разбойников на жениха, что спешил к своей невесте. Демон добился его смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.

Теперь Демон стал являться к девушке во сне, его голос она слышала повсюду, и не выдержав, упрашивает отца отдать ее в монастырь. Хоть и в монастыре не было покоя Тамаре от Демона, она оказалась под защитой Ангелов. Однажды Демону удается соблазнить героиню, хоть он и понимал, что плотская связь завершится смертью его избранницы. Так и произошло. Демон соблазнил Тамару, после чего она умирает. Однако душа ее была спасена, ведь Ангел забрал ее в рай. Главный же персонаж обречен теперь на одиночество и скитания.

Как мы видим, Лермонтов в своем произведении актуализировал такую проблематику, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где Демон отказался от смирения, выбрав страсть за что получает еще больше страданий. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же и поплатился. А вот Тамара устояла, и не поддавшись соблазнам, попадает в рай.

Главные герои

В кратком анализе стихотворения Демон мы можем выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, который был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он полюбил Тамару, однако его чувство привело лишь к трагедии. Тамара тоже является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в бога и целомудрие, и является символом красоты в поэме.

Основной смысл поэмы

Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам Ангела и Демона, пытается показать двойственность человеческой натуры, где постоянно идет борьба между добрым и злым началом. Так Демон внутри человека сеет сомнения, лукавство, следуя за которыми можно получить наказание. Ангел же призван наставить нас на путь истинный.

Анализ поэмы «Демон» Лермонтов

А какую оценку поставите вы?

Композиция

Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетается. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая же часть рассказывает о соблазнении.

В завязке произведения автор показывает клятву Демона, которая так покорила Тамару. Далее действия развиваются, более подробно описываются взаимоотношения Тамары и Демона.

Драматической сценой представляется убийство возлюбленного Тамары, и её последующие мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а так же её идейный поединок с Демоном.

Кульминацией же является встреча с Тамарой.

Развязка – это смерть Тамары и поражение Демона.

Весь сюжет данного произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его прошлых поступков. Автор умело использует антитезу, противопоставляя Демона всему миру, и Ангела – посланника с небес. Благодаря данному приему, читателю намного проще понять основную идею произведения.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Сочинение по творчеству Лермонтова 7 класс

План

1.Животрепещущие вопросы

2.Поэтическое мастерство в «Пророке»

3.Участь поэта

Стихотворения Михаила Юрьевича вызывают у меня множество вопросов, поэтому мы очень часто вступаем в полемику не только с одноклассниками, но и с учителем, когда изучаем его творчество. Безусловно, я согласен с тем, что он является одним из величайших литературных творцов.

Во многом продолжая начатую Александром Сергеевичем реалистическую тенденцию, он сумел тонко соединить её с романтическими настроениями. Именно романтизм в его произведениях, выделяет его среди других поэтов современников.

Особенно среди всех его стихов мне нравиться «Пророк». Бесспорно, во многом в строках данного произведения угадываются Пушкинские лейтмотивы, но это отнюдь не уменьшает индивидуализма и самого Лермонтова. С первой строфы перед нами предстает человек, отличающийся от всех, он способен видеть то, что сокрыто от глаз других людей.

Он может отличать правду от лжи, добро от зла, его столь бесценным даром наделил Господь. Но толпа не внемлет ему, она не хочет принимать действительность, открытую им. Пророк, обладающий бесценным даром, вынужден быть изгнанным из общества. Он одинок, его понимает лишь дикая природа, люди же насмехаются над ним, обвиняя в самом страшном из грехов- гордости. Но так ли это?

На мой взгляд, наш пророк обречен, быть непонятым, быть изгнанником, в попытке достучаться до людских сердец. Таково проклятье любого поэта.

Детство Михаила

Рождение Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на 15 октября (3 по старому стилю) 1814 г. Случилось это в доме у площади Красных Ворот в г. Москве. Именно там на сегодняшний день стоит самый известный памятник великому поэту.

Перед тем как составлять хронологическую таблицу, необходимо обозначить план биографии Лермонтова. А именно:

  • детство;
  • юность;
  • армейская служба;
  • литературное творчество.

Когда маленький Михаил родился, родители его были еще достаточно молоды. Матери Марии Михайловне (девичья фамилия Арсеньева) только исполнилось 16 лет, а отец Юрий Петрович имел репутацию легкомысленного красавца. Настоящей властью и авторитетом в доме обладала только Елизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка маленького Миши. Она же дала имя своему внуку.

В хронологической таблице жизни Лермонтова кратко отражены события юношеского периода:

Дата Событие
15 октября 1814 В небогатой дворянской семье родился сын Михаил
24 февраля 1817 Смерть от чахотки Марии Михайловны, матери будущего поэта. Бабушка принимает на себя все заботы о воспитании внука, переехав в свое имение Тарханы
15 марта 1817 Отец Михаила покидает Тарханы и переезжает в с. Кропотово. Елизавета Алексеевна до конца жизни винила его в смерти своей дочери и всячески старалась уберечь внука от общения с отцом
1820 — 1825 Период проживания на Кавказе. Врачи посоветовали эту поездку для поправки здоровья крайне болезненного Михаила
Август 1827 Юрий Петрович забирает сына в Кропотово погостить
Осень 1827 Михаил вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает на обучение в дворянский пансион при университете
1828 Первые литературные шаги поэта, созданы поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник», стихотворения «Заблуждение купидона», «Корсар», «Осень», «Цевница»
1829 Написан первоначальный вариант поэмы «Демон»
1828 — 1829 Закончены поэмы «Два брата», «Олег», «Преступник», но напечатаны они были только после смерти Лермонтова

Годы, проведенные среди гор, оставили неизгладимое впечатление на жизнь и творчество поэта. «Горы кавказские для меня священны», — писал он впоследствии.

Смысл названия поэмы Демон

Такое название дано поэме, потому как одним из главных героев как раз является Демон. Этот образ свойственен романтическому направлению литературы. Ведь он по сути своей изгнанник, не примиряющийся с окружающим миром, то есть полностью соответствует идеальному романтическому герою. Однако у Лермонтова он начинает играть новыми красками. Этот Демон пресытился даже злом, и он просто наблюдает за всем с высоты птичьего полета. Более того, этот герой готов меняться, даже становиться лучше. И причина тому, конечно, любовь.

Интересно и то, как Лермонтов противопоставляет образу Демона в поэме образ Бога. Он словно меняет местами привычное, то есть библейское, представление о них. Бог для поэта — главный тиран. Он основной виновник всех бед на земле, но упорно отодвигает эту вину на Демона. Во всем плохом он винит Демона, хоть это и не так, считает поэт. Герой-Демон — лишь орудие зла, в этом его драма и трагедия.

Образ Демона в искусстве

Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века — на фоне растущего интереса к русской поэзии — поэма и её герой вновь обрели актуальность. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902).


«Тамара и Демон» (1890). Фрагмент иллюстрации М.А. Врубеля к поэме М. Ю. Лермонтова.

Врубелевский герой, с одной стороны, напоминает античных титанов, обладающих властью над миром; с другой — это, по замечанию философа Василия Розанова, некое стихийно-языческое существо, близкое древнегреческому богу Пану.

Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи. Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного — кавказского — пейзажа, среди гор. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью».

См. Цитаты из книги «Демон» (1839) М.Ю. Лермонтова

Проблематика поэмы

В чем заключается сложность поэмы «Демон»? Лермонтов описал не совсем традиционную демоническую сущность, которая принята христианской церковью. В нем сочетаются демонические и человеческие черты. Так, открыв сердце любви, падший дух ощущает трепет перед красотой и гармонией. Он наполняется благостным чувством и даже готов творить добро. Более того: демон задумывается о том, как переписать свою судьбу.

Но от своей демонической сущности отказаться до конца не может. Он не столько любит княжну Тамару, как саму любовь к ней. Демон понимает, что его любовь губит девушку, но ему кажется, что она облагораживает его сущность и трансформирует. Он верит в силу любви. Однако то, что падший дух почитает как добро, на самом деле является злом. Но ему это неведомо.

Демону неведома истинная жертвенная любовь: он думает только о себе и своих ощущениях. Его собственные желания стоят превыше всего, что говорит о крайней степени эгоизма. Если бы он любил Тамару духовной любовью, то никогда не причинил бы ей страданий и не вверг ее душу в погибель. Демон любит не Тамару, а свои чувства к ней: он ими наслаждается. Но в то же время Демон считает, что его чувства искренние и глубокие. Он пытается обмануть сам себя.

После того как Тамара погибает, происходит борьба за ее душу между Ангелом и Демоном. В этой сцене поэт не отступает от принципов христианства и показывает милосердие Бога. Он дает понять, что в мире существуют такие силы, которые выше любого Демона, даже самого мощного.

Таким образом, Лермонтов затронул в своем произведении следующие вопросы:

  • сочетание внутренней силы с трагическим бессилием;
  • отчаяние от чувства одиночества;
  • тщетное стремление к гармонии и добру.

Демон гордо отрицает этот мир, почитает его ничтожным. Но в то же время не может без него обходиться. Он стремится к добру, но не может его достичь. Это говорит не о силе инфернальной сущности, а об ее слабости и бессилии. Гордыня, которая ввергла его в пучину одиночества и бессмысленности существования, губит его и не дает покоя. Он стремится к людям, которых презирает, и ничего не может с этим поделать.

Итог

Несмотря на то, что Демон ищет любовь и пытается достичь гармонии и красоты, он не может получить желаемое. Потому что все его мысли и поступки пронизаны эгоизмом, в котором не может быть счастья. Трагедия заключается в том, что Демон этого не понимает. Ему неведома бескорыстная любовь, жертвенная и всепоглощающая. Он теряет Тамару и остается один на один со своим одиночеством и вечной тоской.

В образе Демона поэт отобразил общие черты характера и мировоззрения людей своего времени: бунт против отживших традиций, невозможность достичь покоя и гармонии в душе из-за замкнутости и крайнего индивидуализма. Но вместе с этим в образе Демона можно увидеть и много положительного: бунт против деспотизма, стремление к свободе и смелость мысли.

Смысл финала поэмы Демон

В концовке поэмы каждый герой логично получает то, что и заслужил. Тамара, изначально чистая душою и открытая Богу, отправляется в рай. Ей помогает в этом ее Ангел-Хранитель, ибо она сама как ангел. К тому же она старается всячески оградиться от Демона и его искусительных речей.

Сам Демон тоже, как уже было сказано ранее, получает по заслугам. Он не сумел совладать с гордыней и другими своими пороками, а потому практически сам обрек себя на вечное одиночество и страдание. Он был дерзок, груб с девушкой, не внимал речам и мольбам ни Тамары, ни ее Ангела-Хранителя. И поплатился за это навсегда утраченной надеждой на возвращение в светлый мир.

Чистые помыслы о счастье и любви никогда не могут быть совместимы с грешными путями их осуществления. И это один из тех уроков, которые дает нам Михаил Юрьевич Лермонтов.

Ищите нас здесь

  1. Смысл поэмы Мцыри — Лермонтова Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё…
  2. Смысл фильма «Неоновый демон» Сегодняшняя статья посвящена объяснению фильма Неоновый демон режиссёра Николаса Виндинг Рефна. Вас наверняка интересует смысл фильма Неоновый демон и его концовки, но обо всём по порядку. Фильм «Неоновый демон» появился…
  3. Очень краткое содержание поэмы Лермонтова — Мцыри роизведение «Мцыри» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1839 году. Само слово мцыри можно перевести с грузинского как «послушник» или «неслужащий монах». Краткое содержание поэмы Мцыри Повествование начинается с описания природного пейзажа,…
  4. Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия Поэта «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла. Медный всадник»…
  5. Смысл произведения Мертвые души Гоголя и его названия Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя. Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков,…

Композиция

Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.

Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.

Роман состоит из двух частей (сюжет).

Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).

Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.

Таким образом, читатели сначала знакомятся с героем, затем узнают о его гибели, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.

В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.

Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.

Михаил Юрьевич Лермонтов и Москва

Жизнь М.Ю. Лермонтова тесно связана с Москвой.

Он родился в этом городе в ночь на 15 октября (что по старому календарю в ночь на 3-е октября) в 1814 году и дальше продолжил свой путь в Москве.

Обучался в Благородном пансионе при Московском университете на Тверской улице. Благодаря существованию литературного общества, публиковался в местном ежемесячном журнале. В ту пору его первыми произведениями были поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».

С улицы Садовая-Спасская, 21 вместе с бабушкой Е.А. Арсеньевой переехал на Малую Молчановку, 2.

О жизни поэта сейчас напоминает мемориальная доска, установленная перед домом-музеем в 1994 году. Внутренняя обстановка музея в точности передаёт атмосферу, царившую в период формирования поэта: две гостиные (большая и малая), комната бабушки обставлены мебелью 1830-ых годов, мезонин, в котором жил Лермонтов, с личной библиотекой.

В этих стенах поэт сотворил трагедию «Люди и страсти», драму «Странный человек», поэму «Демон», около 100 стихотворений и многое-многое другое.

Также в этом здании Лермонтов встречал гостей, зачитывал им свои работы.

Но всему своё время. Дале поэт продолжил свой путь в Петербурге.

Часть I

Вот уже много десятков лет и веков над божией землею без цели летает печальный Демон, изгнанный с небес. Всё он знал, и всё ему в этом мире наскучило, даже само существование: искусство зла не приносило более удовольствия; красотами Кавказа и Грузии он не восхищался, а только презирал и ненавидел.

Далее действие переносится в дом князя Гудала, где идёт приготовление к предстоящей свадьбе его дочери Тамары – девушки необыкновенной красоты, какой свет не видывал. И, хотя княжна была весела и подвижна, её мучила мысль о том, что ей предстоит «судьба печальная рабыни, отчизна, чуждая поныне, и незнакомая семья».

Пролетая мимо, Демон увидел грацию, стройные движенья девушки, что пробудило в нём давно забытые чувства – любви, добра и красоты. И долго он ещё любовался её прелестью.

В это время на предстоящую свадьбу спешит жених, за которым двигается длинный ряд верблюдов, несущих на себе дары. Но волею судьбы или по роковой случайности не суждено ему было добраться до цели. Проезжая мимо часовни, он пренебрёг священной традицией: помолиться подле неё каждому проходящему по это дороге путнику. Расплата не заставляет долго себя ждать: на караван нападают бандиты, и трусливые грузины, почувствовав боевое превосходство врага, сбегают. И хоты пал жених в кровавой схватке – случайная пуля нагнала его – верный скакун выполнил последнюю волю хозяина, доставив его бездыханное тело к суженой.

Горе в доме Гудала. В своей комнате рыдает Тамара, оплакивает умершего. И вдруг она слышит волшебный голос, успокаивающий её своими речами: «… он далеко, он не узнает, не оценит твоей тоски».

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии

Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
История создания «Демона» тесно связана с его распространением

Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
«Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.

История публикаций

В марте 1839 года «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты; тем не менее, 11 марта 1839 года, он дал разрешительный вердикт. В 1839 году Краевский собирался публиковать в «Отечественных записках» отрывки из «Демона». Этому помешала новая ссылка Лермонтова, и последующий за ней цензурный запрет. В 1842 году цензура окончательно запретила поэму

; Краевскому удалось опубликовать только отрывки.

По мнению литературоведов, запрет поэмы способствовал росту её популярности: произведение обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: