Волжские булгары: являются ли они прямыми предками казанских татар

Чуваши: происхождение народа

Как этнос чуваши сложились большей частью из племен суваров, входящих в состав Булгарского царства. Среднее Поволжье до VI в. н. э. заселяют добулгарские тюрки, пробивавшиеся сюда якобы значительными массами. Это свершается до появления булгарских племен, пришедших сюда с Северного Кавказа и Приазовья. После проникновения этих племен происходит ассимиляция с суварами, которых принято считать потомками чувашей.

Кочевое племя савиров или суваров проживало со II века н. э. в Западном Прикаспии. В IV веке они мигрируют на Северный Кавказ, где часть их образовала Гуннское царство. Другая часть была разорена и вытеснена в Закавказье. После разгрома Гуннского царства в VII-IX веках н. э. племена мигрировали в Среднее Поволжье и вошли в состав Волжской Булгарии.

Именно в это время зарождается чувашский народ, идет слияние культур, традиций, обычаев и религий. Эту теорию подтверждает большое количество фактов, которые тщательно исследовались историками разных поколений.

Далекие предки племен булгар, как все тюрки, вышли из Центральной Азии. По этой территории расселялись предки тюрков – хунны и скифы. Их соседями были монгольские, финно-угорские, маньчжурские, индоевропейские племена. В период III-II веков до н. э. все они были покорены хуннами. Некоторые исследователи считают, что язык чувашей сохранил до наших дней некоторые фрагменты хуннского.

Эта версия большей частью ученых принимается за основную при решении вопроса о происхождении чувашей. Что же дает такую уверенность, каким же способом проявляется булгарское наследие у этого народа?

Национальная одежда

Во многих семьях как реликвия и предмет гордости бережно хранится и надевается по особым праздникам национальный костюм, который служит символом аутентичности народа.

Русский

Мужская одежда − рубаха на выпуск, брюки до щиколоток (портки), заправленные в сапоги и суконный кафтан (зипун). Женская одежда – вышитая сорочка и свободного кроя сарафан в пол. Зимой русские женщины носили короткие однобортные куртки – душегрейки.

Татарский, калмыцкий

Национальный наряд − рубаха и широкие синие или полосатые штаны. Сверху надевали бешмет (камзол с воротником), подпоясанный ремнем. Традиционная мужская обувь — сапоги с загнутыми носами и серебряными бляхами. Головным убором у женщин была маленькая, похожая на берет, шапочка, которая удерживалась под подбородком обручем.

Чувашский

Национальная одежда чувашей – широкая белая рубаха с вышивкой на груди и штаны до щиколоток. В праздник женщины сверху надевали фартук – саппун, украшенный бахромой.

Мордовский

В комплект мужской и женской одежды входили панар (рубаха из полотняной или льняной ткани), широкие брюки и халат из домотканого холста или сукна.

Казахский

Мужская одежда − рубаха, штаны и бешмет, женская – длинное платье-рубашка и шаровары. Зимой казахи носили чапан − теплый халат из верблюжьей шерсти.

Башкирский

У башкиров мужчины в летнее время надевали рубаху, широкие штаны-шальвары и камзол, женщины – свободного кроя длинные платья с передником. Зимней одеждой служил тулуп, сшитый из овчины.

Немецкий

Традиционный мужской наряд состоял из рубахи, жилета и суконных или кожаных штанов-бриджей, женский – из кофты, корсажа, пышной юбки в складку и передника. Головным убором у мужчин была шляпа с пером, у женщин – чепец с лентами под подбородком.

Марийский

Мужская и женская одежда марийцев включала рубаху, штаны из грубого льняного полотна и пояс с подвесками. Сверху надевался кафтан с закрытым воротом. Зимней вариант дополнялся овчинными полушубками.

Удмуртский

Основными элементами мужской одежды удмуртов служили длинная подпоясанная рубаха, штаны и кафтан из домотканого холста. Женщины носили туникообразную рубаху и халат (шортдэрем). По традиции Поволжья, воротник женских рубах в национальных костюмах обычно украшали узорами.

Узбекский

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, халата и головного убора (чалмы или тюбетейки), женская − из халата, шаровар, платка или паранджи. Дополнением к женскому костюму, независимо от материального состояния семьи, были золотые или серебряные украшения.

Мордва и марийцы на территории современной Чувашии

Сегодняшний уровень развития наших археологических знаний позволяет говорить, что территория северной части Сурско-Свияжского междуречья с I тыс. н.э. была заселена населением, связанным с предками мордвы и марийцев. В I—III вв. н.э. — это памятники писеральско-андреевского и сендимиркинско-таутовского круга (Писеральский, Климкинский курганные могильники, грунтовые могильники Пильна, Сендимиркино, Таутово, городища «Пичке Сйрчё», Тиханкино, 3-й Вурманкасы, Большие Алгаши, селища Конары 1-2, многочисленные отдельные находки). Большая часть городищ Чувашско-Марийского правобережья Волги наиболее вероятно относится именно к этому времени. На их основе к III в. в Верхнем Посурье и Примокшанье, а также в Нижнем Посурье и Потешье формируются две или три территориальных группы древнемордовской культуры. Территория Чувашского Поволжья в пределах Нижнего Посурья входила в последний ареал. Об этом свидетельствуют такие памятники, как городище «Ножа Bap» (II-III-V вв.) и Иваньковский могильник (IV-VII вв., отдельные находки — VIII в.). 

Однако далее на восток древнемордовские памятники не обнаружены. Захоронение на Криушской дюне, по нашему мнению, связано с началом миграции рязано-окского населения в Чувашско-Марийское Поволжъе в IV в. Приток этого населения, непосредственно связанного с формированием средневекового марийского этноса, относится в основном к V-VI вв. (Младший Ахмыловский могильник, Чертово Городище). К югу и востоку от этого региона в IV- V вв. формируется именьковская культура, связанная с миграцией балто-славянского (праславянского) населения киевского культурного круга. В Посурье отмечается достаточно активное взаимодействие между именьковским населением и древнемордовским. На сегодняшний день оснований утверждать о сохранении именьковских групп после VII в. ко времени прихода булгар нет. Топонимические данные также позволяют говорить о том, что на территории современной Чувашии проживало финно-угорское население. Лингвисты выделяют так называемую «финно-угорскую генетико-хронологическую страту» (от РЖВ до XIV в. н.э.) в топонимии Чувашского Поволжья, к которой относят марийский и мордовский пласты.

Фото: Салават Камалетдинов

Картографирование субстратной марийской топонимики, к которой относятся ойконимы, образованные от гидронимов на -нар/-нер мар. энгер «речка» (54) и -вйш/-вёш мар. важ «исток», «основание», а также ойконимов, восходящих к этнониму мария рармос/чирмыш, позволяют говорить о проживании марийцев в основном в северной лесной части Чувашского Поволжья севернее линии Шумерля-Ибреси-Комсомольское. Деревни Полевые Яуши (Яваш), Новые Шимкусы (Курнавѐш), Норваш-Шигали были основаны переселенцами с северной части Чувашии, которые просто перенесли материнские названия.

Азербайджанцы

В поволжском регионе проживает 80 727 азербайджанцев, что составило 0,27% от числа местных жителей. В переселении азербайджанцев в приволжские степи различают несколько этапов: появление отдельных азербайджанских семей в Волжско-Камской Булгарии, появление этнических слобод и поселений в Сарай-Берке и Астрахани, приезд азербайджанских специалистов на предприятия Поволжья в советские годы. Местная азербайджанская диаспора участвует в общественной жизни региона, проводит этнические праздники и фестивали.

Население поволжского региона отличается разнообразием национальностей, культур и религий. Здесь живут представители трех мировых религий: из них христиане, мусульмане и буддисты. Поволжье относится к высоко урбанизированным территориям, до 73% ее населения живут в больших и малых городах. Крупнейшими городами-миллионерами поволжского региона стали Казань и Самара, сравнительно большие города Саратов и Тольятти, Пенза и Астрахань, Волгоград и Ульяновск.

Когда появились булгары в Чувашском Поволжье

Итак, в средневековую эпоху на территории Чувашского Поволжья проживали марийские (более многочисленные в северной его части) и мордовские (менее многочисленные и в большем числе в его южной части) группы населения. Ключевым вопросом является время их контакта с булгарским (древнечувашским) населением. Ученые солидарны в том, что юго-восточная часть Чувашского Поволжья (более 20 памятников) входила в территорию Волжской Булгарии еще в домонгольское время. Последние исследования на Большетаябинском городище позволяют ограничить дату и этого памятника в рамках X-XIII вв. и оставить мнение о золотоордынском времени его существования. Булгарских памятников XIII-XIV вв. здесь нeт. Однако более важным представляется время проникновения булгар в лесную северную часть Чувашии. Самые ранние оценки В.Ф. Каховского относили это событие к IX-XIII вв. и касались интерпретации памятников «большеянгильдинского типа», что породило бурную дискуссию на страницах советской археологической печати первой половины 1970-x гг.

Для В.Ф. Каховского и А.П. Смирнова поселения типа Большого Янгильдино (Таутово, Янмурзино, Челкасы, Убеево, Досаево и др.) были булгарскими селищами домонгольского времени (они датировали их IX—XII вв.) в северной части ЧАССР. Подобный вывод позволил утверждать, что вся территория Чувашии входила в состав Волжской Булгарии. Их оппоненты отмечали факты произвольной интерпретации авторами материалов раскопок (особенно керамики) и считали, что «Б. Янгильдинское селище следует считать не раннебулгарским памятником, а поселением местного чувашского населения XIII- XIV вв.» с характерным «древнечувашским керамическим комплексом». Т.А. Хлебникова отметила близость керамики памятников типа Большого Янгильдино поселениям Горномарийского района Марийской ACCP XIII-XV вв. 

Остается лишь байдеряковское надгробие XIV в. на территории Байдеряковской церкви, однако его связь с каким-либо могильником остается не ясной.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

4.

Верующие чуваши в большинстве своем – православные. До массовой христи­анизации приуральские чуваши в большинстве своем соблю­дали языческие обряды, а часть чува­шей следовала традициям мусульманской религии. Языческие представлений и верований сохранились до сих пор в фольклоре, обрядности и некоторых элементах на­родного декоративного искусства.

Язычество чувашей представляло со­бой достаточно сложную систему веро­ваний. С древнейших времен в нем осталось почитание огня, воды, солнца и других сил природы. В центре чувашского мифологического пантеона стояло верхов­ное божество Султи Тура, которое окружали многочисленные второстепенные добрые боги – Кепе, Пулехсе, Пихампар, Пирешти, ведающие судьбами людей, назначающие им жизненный путь, покро­вительствовавшие и охранявшие их в быту.

Происхождение этих и еще более низших бо­гов объяснялось следующим мифом. Старший сын высшего бога Тура – Керемет путешествовал по зем­ле на колеснице, запряженной белыми конями, дарил людям благополучие, но они под влиянием злых сил и опьянения убили Керемета, сожгли его тело, а прах развеяли по воздуху. От прикосновения частиц доброго бога с зем­ной поверхностью появи­лись деревья и злые боже­ства керемети, несущие зло. В наказание за убий­ство своего сына бог Тура рассеял людей по земле, смешал их языки, указал каждому племени свой жребий. С этого времени, по чувашской мифологии, появилось семьдесят семь языков и на­родов.

В жертву ему обычно варили кисель, пекли блины, иногда жертвовали серебряные монеты или кусочки плавленого свинца. Языческими об­рядами и ритуалами у чувашей руково­дили знахари — юмас, мачавар. Многие чува­ши, приняв православие, оставались по сути язычника­ми, особенно на окраинах. Их религи­озным представлениям была характер­на двойственность, переплетение дохри­стианских и православных воззрений.

В конце XIX – начале XX века в не­которых чувашских селениях наметил­ся возврат к языческим традициям, переход русскому старообрядничеству, к мусульманской вере. Например, мусуль­манскую религию приняла часть жите­лей д. Зириклы в Бижбулякском, д. Базгиево в Шаранском и с. Ахманово в Бакалинском районах.

Антропология чувашей

Антропологические типы чувашей

Чуваши — обычно обладают смешанными европеоиодно-монголоидными чертами. Причем преобладают, как ни странно для этого региона, миксы с южными европеоидами, а не в северными, как у мордвы или пермяков.Европеоидность, в целом, преобладает и типичных монголоидов не более 10% от популяции.Но внешний вид чувашей довольно узнаваем: небольшого или среднего роста, с темными глазами и волосами, смуглой кожей, широким и уплощенным лицом, небольшими глазами и коротким,широким носом.У мужчин ослаблен рост бороды и усов, у женщин часто избыточное накопление жира по мужскому типу в районе плеч и живота.Длинна туловища больше, чем длина ног, форма головы круглая с массивной лицевой частью и слабо выраженным подбородком.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Это интересно: Чудеса света нашего времени

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

«Отрицал связь этнонима «чуваши» с именем «суваз»

Относительно этнокультурной ситуации в Чувашском крае в позднеордынское время Альфред Хасанович одним из первых обратил внимание, что в первой четверти XV в. засурские земли «считались подвластными Руси

Здесь в 1425 г. укрылся нижегородский князь Юрий», а такие памятники, как Большеянгильдинское и другие селища этого времени в Чувашии, Малосундырское (Сундырское) городище («Аламнер»), Новосельское селище и др. в Марийском правобережье Волги «показывают явное тяготение их культуры к культуре русских земель».

На его взгляд, в XIV — середине XVI в. территория Чувашии была разделена на две политические и культурно-экономические сферы. Северо-западная часть, «где формировались вирьялы», входила «в сферу воздействия» Русского государства, а восточная и юго-восточная территории, «где формировались анатри», — Волжской Болгарии, а затем Казанского ханства

Это разделение на сферы влияния, по Альфреду Хасановичу, имело важное значение в «оформлении» основных этнографических и диалектных групп чувашского народа. Мнение А.Х

Халикова о формировании этнографических групп под влиянием внешних факторов распространялось им не только на чувашей, но и «выделения эрзи и мокши у мордвы, горных и луговых черемис у мари, коми-зырян и коми-пермяков, северных (ватка) и южных (калмез) удмурт, казанских татар и татар-мишарей, верховых (вирьял) и низовых (анатри) чуваш». А.Х. Халиков относил формирование единой чувашской народности ко времени после 1546—1551 гг. и связывал это с присоединением Чувашии к Русскому государству.

А.Х. Халиков отрицал связь этнонима «чуваши» с именем «суваз». В 1959 г. в рецензии на рукопись «Истории Чувашской АССР» он писал: «… При выведении национального имени чуваш от суваз-сувар — сабири (савири) надо дать более четкое обоснование. Также и в отношении термина «булгаро-сувазские» племена, которыми фактически подменяются булгарские племена». В 1970-е гг. он присоединился к критике казанскими учеными (Г.В. Юсупов, Р.Г. Фахрутдинов, М.З. Закиев и др.) чтения А.П. Ковалевским в «Записках» Ибн Фадлана слова «суваз». А.Х. Халиков пишет, что «ни один» из ведущих советских и зарубежных языковедов «ни в одной из своих новейших работ не оперируют термином чуваши-сувазы».

«Большая часть чувашей селений Заказанья переселилась в северные и центральные части Чувашии»

Очевидно, чувашей группы анат енчи он считал наиболее поздними по происхождению.Василий Филиппович не раз отмечал, что в XIV—XV вв. на территории современной Чувашии в процессе сближения и слияния вирьял и анатри «сформировалась единая народность, получившая свой этноним от сувазских племен, самоназвание которых в древности было, по-видимому, очень близко к форме саваз-чаваш». На завершающем этапе, по мнению ученого, этногенез чувашей протекал «в условиях некоторой географической и политической обособленности».

Относительно этнонима «чуваши» В.Ф. Каховский практически не менял своей позиции. В ранней своей работе 1957 г

он высказался осторожно: «Вероятно, сувары (или сувазы) и дали свое имя местному населению». В последующем он утверждал это более уверенно.В последних статьях обнаруживаются новые подходы В.Ф

Каховского к рассмотрению вопросов этногенеза, в основном последних его этапов, используются новые источники и литература, в том числе статья В.Д. Димитриева «О последних этапах этногенеза чувашей», писцовые книги XVI—XVII вв. и др

До этого он не акцентировал внимание на том, что многие ныне существующие чувашские и татарские селения правобережья Волги и Предкамья расположены на местах прежних «булгаро-чувашских поселений XIII—XIV вв., они не подвергались разрушениям, не стали археологическими памятниками»

Важно, что В.Ф. Каховский отходит от территориального подхода в рассмотрении вопросов этногенеза

Он отмечает, что в XIV—XVI вв. в Приказанье и Заказанье (Арская земля, восточная территория ее называлась Чувашской даругой) насчитывалось около 200 чувашских селений. В XV—XVI вв. большая часть чувашей этих селений переселилась в северные и центральные части Чувашии, а с захватом русскими Казани — в ее юго-восточную и южную части при заселении и освоении «дикого поля».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: