Великая болгария

Коми-язьвинцы

Коренная этническая общность народа коми в Прикамье. Этноним «язьвинцы» литературного происхождения, появился от названия реки, по которой расположены их поселения. Язьвинцы отделяют себя в языковом и историческом отношении от коми-пермяцкого этноса.

Формирование группы началось до прихода русских в междуречье Камы, Вишеры и Колвы. С приходом русских часть населения мигрировала в верховья р. Язьвы, где в отдалении от коми-пермяцкого и русского народов сохранила свой язык и самосознание.

Одни исследователи считают язык язьвинцев наречием коми-пермяцкого языка, другие – самостоятельным языком коми.

С ХVIII века на процесс развития и сохранения этнической общности повлияла приверженность старообрядчеству.

Язьвинские пермяки проживают на исторически сложившейся территории вдоль течения реки Язьвы. Носители языка в основном живут в Красновишерском районе Пермского края.

Общая численность коми-язьвинцев составляет около 5 тысяч человек. Большая часть из них проживает на территории Пермского края.

Коми-пермяки

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв.

Коми-пермяки вместе с коми-зырянами участвовали в колонизации русскими Сибири и влились в состав старожильческого населения Сибири, что получило отражение в некоторых современных фамилиях.

В 1897 году в Российской Империи насчитывалось примерно 105 тысяч человек, которые указывали родным языком коми-пермяцкий

Коми-пермяцкий автономный округ был образован в 1925 году, а в с 1 декабря 2005 года автономия отменена после референдума, округ был объединен с Пермской областью и образовался Пермский край.

Однако это очень национальный округ, здесь живет более 50 процентов коми-пермяков. Официальные языки — коми-пермяцкий и русский.

Всего в России проживает около 150 тысяч коми-пермяков и больше 100 тысяч из них живут в коми-пермяцком округе.

История

С X в. башкиры находились под властью Волжской Булгарии, с середины XIII в. – Золотой Орды. После распада Золотой Орды во второй половине XV в. башкиры разделились: одна часть оказалась в составе Ногайской Орды, другая – Казанского ханства, третья – Сибирского ханства.

Во второй половине XVI в., после присоединения татарских ханств к Русскому государству, большая часть башкирских племен была вынуждена признать вассальную зависимость от русского царя и перешла в российское подданство. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

И.К.Кириллов сообщает, что название «башкирец» было принято во второй половине XVI в. этносом, ещё в XVII в. именовавшимся соседними народами «иштяки».

Численность башкир в момент вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им башкиры приобщались к иной культуре.

Их численность увеличивалась вследствие того, что татары, чуваши, марийцы и др. народы в целях самосохранения и получения определенных материальных льгот (см. Башкиры-вотчинники) стремились раствориться в их среде и записывались «башкирами». Это поощрялось царской администрацией: «Полезнея интересу Ею императорского величества, когда отписывая воровския земли, роздавать в роздачи русским и служилым татарам-мещерякам, которыя служили и служат верно, и тем перемещать казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев в своеводстве, от многожёнства время от времени умножающихся».

Политика колонизации земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточенное сопротивление со стороны народов Башкирии. Долгое время башкиры, совместно с татарами, казахами и др. народами боролись против социального, национального и религиозного гнета (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755–1756).

Большую роль в становлении и развитии башкир сыграли тесные этнокультурные связи с татарским и русским народами.

После Февральской революции башкир активно включились в общественно-политическую борьбу. В 1918 г. татарами и башкирами была предпринята попытка создания татаро-башкирского государства – Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.

В марте 1919 г. на территории так называемой «Малой Башкирии» была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БАССР) с центром в городе Стерлитамак.

В силу определенной негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 г. БАССР были переданы Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. С июня 1922 г. столица республики – город Уфа.

Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации башкир, развитии их культуры.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февраля 1992 г. Республика Башкортостан).

Религия

Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа. В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.

Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.

Происхождение этноса

Происхождение чувашей, имеющее в основе смешение этнических групп, отразилось на внешности народа: практически всех его представителей можно разделить на европеоидов со светлыми волосами и смуглых темноволосых монголоидов. Для первых типичны русые волосы, серые или голубые глаза и светлая кожа, широкие лица и аккуратный нос, при этом они несколько темнее европейцев. Отличительные признаки второй группы: узкие темно-карие глаза, слабо выраженные скулы и вдавленный нос. Черты лица, характерные для для обоих типов: низкая переносица, суженные глаза, маленький, рот.

Чуваши

Чуваши имеют свой национальный язык, который, наравне с русским, является официальным языком Чувашии. Чувашский язык признан единственным живым тюркским языком булгарской группы. Он имеет три диалекта: верховой (его еще называют «окающим»), средненизовой, а также низовой («укающий»). В середине девятнадцатого века просветитель Иван Яковлев подарил чувашскому народу алфавит, имеющий в основе кириллицу. Язык чувашей изучается в школах ЧР и ее ВУЗах, на нем вещают местные радио- и телепрограммы, издаются журналы и газеты.

Всемирный конгресс татар Межрегиональная общественная организация

Перепись, которая прошла еще в 2010 году, так еще и не прошла полную обработку. Постепенно становятся известны новые данные, в частности, национальный состав населенных пунктов страны. Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – здесь проживают представители свыше 173 национальностей. В 2010 году, как и в прошлую перепись, в республике насчитывалось 8 национальностей, численность которых превышала 10 тысяч человек. Это татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры.

По данным татарстанской статистки, в нашей республике более 53 процентов населения – татары (включая кряшен, астраханских и сибирских татар) и почти 40 процентов – русские. Причем с 2002 года доля и тех и других выросла примерно одинаково. На третьем месте по численности – чуваши, на четвертом – удмурты. На пятой строчке – мордва, на шестой – марийцы. Седьмое и восьмое места принадлежат украинцам и башкирам.

Любопытно, что в Казани татар чуть меньше, чем русских – 47,6% процента, русских – 48,6%. А в Набережных Челнах другая картина – татар – 47,4%, русских – 44,9%. Национальный состав РТ по районам следующий. В девяти отмечается более высокий удельный вес русского населения: Алексеевский: татары – 30,5 русские – 58,6; Бугульминский: татары – 35,5 русские – 56,6; Верхнеуслонский: татары – 24,9 русские – 65,8; Елабужский: татары – 42,6 русские – 51,7; Зеленодольский: татары – 40,4 русские – 56,2; Лаишевский: татары – 42,1 русские – 55,1; Новошешминский: татары – 43,4 русские – 50,9; Спасский: татары – 29,5 русские – 67,6; Чистопольский: татары – 40,1 русские – 55,4.

Примерно поровну татар и русских в Тетюшском муниципальном районе – татары – 32,7%, русские – 35,7%. В остальных муниципальных районах (кроме Аксубаевского, а всего в республике 43 сельских района) преобладает татарское население. В 10-ти районах численность татар превышает 80-90% от общей численности указавших национальность.

В ряде районов кроме русских и татар проживает значительная часть населения других национальностей. Так, в Аксубаевском районе чуваши составляют большинство – 44,0% (татары 38,5%, русские 16,8%), в Дрожжановском районе – 41,1% чувашей, в Нурлатском – 25,3%, в Черемшанском районе – 22,8%, в Тетюшском – 20,9%, в Буинском – 19,9%, в Алькеевском – 19,2%. Удмурты проживают в Кукморском районе – 14,0%, в Балтасинском районе – 11,9%, в Агрызском районе – 6,4%, в Бавлинском районе – 5,6%

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама – на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр – второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Появление людей в Чувашии

Первые поселения людей на территории Чувашии появились около 80 тысячелетий тому назад. Это были первобытные племена, которых нельзя причислять ни к одному народу, ныне существующему на чувашских землях.

Становление чувашей начинается с началом нашей эры, когда суварские и булгарские завоеватели начали продвигаться к западным территориям к Семиречью и казахским степям. В этот же период наблюдается тесное взаимодействие кочевых племён со скифами, саками, аланами и прочими ираноязычными народностями, которые значительно обогатили культуру предков чувашей.

Поразительно, но одно только название чувашей открывает взаимоотношения с булгарами и особенности их характера. Как предполагает большинство исследователей, слово это восходит к булгарскому “явас”, что переводится как “тихий, дружелюбный”.

Оно являлось прямой противоположностью “сармас” (слышится в названии сарматов), что значило “воинственный”. По всей видимости, булгарское завоевание на чувашских территориях проходило мягко и спокойно, поскольку местные жители не оказывали сопротивления.

Чуваши верховые. Казанская губерния, Цивильский уезд. Начало 20 века.

Волжские булгары и народ Руси

Влияние каганата не мешало Волжской Булгарии становиться всё сильнее. Значительное развитие и экономическое укрепление государства происходило благодаря торговым отношениям с Русью. Ещё в X столетии был проложен путь “из Болгар до Куябы”, благодаря которому купцы доходили до Киева за двадцать дней.

Впрочем, отношения с булгарами у русских были далеко не всегда доброжелательными. Разница в менталитете, стремление к господству на соседних территориях стали причиной негласного противостояния между народами. Древняя Русь и Волжская Булгария так и не стали союзниками, хотя стремились к общей цели — потеснить хазар. А в летописных источниках 985 года упоминается, что князь Владимир Святославич совершил набеги на булгарские земли.

По мере усиления религиозных различий становилось заметнее и противостояние. Если в X веке волжские булгары стремились к освобождению из-под власти Хазарского каганата, то в последующие столетия их конкурентами стали народы Владимиро-Суздальского княжества.

Волжская Булгария хотела закрепить за собой господствующее положение на Волжско-Каспийском торговом пути, что удавалось ей долгое время. Увы, приход монголо-татарских завоевателей положил конец существованию великого Булгарского государства.

В 30-х годах XIII века Волжская Булгария была завоёвана Монгольской империей, после чего вошла в состав Золотой Орды. Население этого некогда могущественного государства стало ассимилироваться, однако не исчезло бесследно. Волжские булгары стали предками современных болгар, балкарцев, казанских татар, приняв участие в сложном этногенезе. Без сомнения, история и исследователи этого народа ещё сумеют удивить нас новыми фактами и открытиями.

Город Сувар

Другим крупным городом Волжской Булгарии, возникшим в IX в. в верховьях левого притока Волги, реки Утки, был Сувар (поблизости от деревни Кузнечиха Спасского района). Сувар имел мощные крепостные стены, земляные валы и рвы. В центре города располагался кирпичный дворец, облицованный зелеными и голубыми изразцами, выстроенный, предположительно, с помощью хорезмийских мастеров.


На месте города археологами обнаружены остатки множества деревянных и глинобитных домов торговцев и ремесленников. Расцвет Сувара как центра местного ремесла и торговли пришелся на домонгольскую эпоху, и после нашествия монголо-татар город пришел в запустение.

Крупными городами Булгарии, центрами княжеств были Ошель (у села Богдашкино Тетюшского района), разрушенный во время рейда владимиро-суздальских отрядов по западной части Волжской Булгарин в 1220 г., Джукетау, или Жукотин в русских летописях (на высоком левом берегу Камы у села Данауровка близ Чистополя), Кашан (у деревни Шураны на границе Лаишевского и Рыбно-Слободского районов), Керменчук (на реке Кирменке у деревень Русские и Средние Кирмени Мамадышского района), Тубулгатау (на берегу реки Шешмы в Новошешминском районе).

Название и земли волжских булгар

Знакомство с историей волжских булгар я бы начала с рассмотрения их необычного названия, что и сегодня вызывает немало вопросов исследователей. Современные люди привыкли к слову “болгары”, оно же упоминается в текстах русских летописцев.

Однако в византийских источниках встречается вариант “булгары”. Норма использования какого-либо из этих названий не является жёсткой, но немало историков придерживаются лишь одного конкретного варианта.

Кубрат и его сыновья.

О любом народе многое может рассказать местность его расселения, но как же булгары оказались в Поволжье? На этот вопрос ответ можно найти в записях Мовсеса Хоренаци, знаменитого армянского историка, жившего в V веке. Он рассказывает о “суто” (бунтах и смутах), произошедших у Кавказской горы.

В результате столкновений разных племён булгар несколько общин отделились и направились к землям Армении. Происходило это приблизительно в III-II веках до нашей эры. Нельзя исключать, что именно это событие могло стать причиной переселения части булгар к волжским землям.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств — описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году. Самоназвание народа — чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» — у мордвы и татар, «сыуаш» — у казахов и башкир.Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Князь Волжской Булгарии

Обычно процессы складывания основ государственности занимают столетия, однако они всегда замыкаются в определенной временной плоскости, связанной с деятельностью крупных исторических фигур.

Особая роль в государственном объединении булгарских племен принадлежит эльтеберу-князю Альмасу (Альмушу), который в начале X века превратился именно в такую знаковую для становления государственности историческую фигуру.

Булгары до укрепления своего государства выплачивали ежегодно дань каганату, для чего, как свидетельствовал Ахмед ибн Фадлан необходимо было с каждого дома брать по шкурке соболя, а булгарский Хан отправлял в Хазарию своих детей в качестве почетных кожников.

Каганат был заинтересован в сохранении господствующего экономического положения на востоке Европы, политико-экономического контроля над северной частью волго-каспийского торгового пути.

Эльтебер Альмуш сумел определить возможности и ресурсы для получения большей независимости набиравшего силы в этот момент Булгарского государства, которые мог дать политический союз с кем-то из сильных противников Хазарского каганата.

Хазарский каганат на рубеже IX—X века конкурировал за влияние на евразийских торговых путях с Арабским (Багдадским) халифатом и Византийской империей. В это противостояние были втянуты кочевые объединения печенегов, гузов и кипчаков в степях от Волги до Дуная, Хорезм — в Средней Азии и Киевская Русь — на востоке Европы.

Окончательный выбор политического союзника был сделан булгарами в пользу Багдадского халифата.

Почему был выбран такой вариант союзничества? Каковы были мотивы и последствия булгаро-багдадского политического контракта? Что это — случайность или стратегически продуманный и перспективный для булгар исторический шаг? И, наконец, в какой мере ориентация на Арабский халифат была связана с решением о принятии ислама в качестве государственной религии?

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Только для вас Пётр II. Вечно пьяный подросток на российском престоле

Будет интересно Методы войны генерала Ермолова на Кавказе

Читайте еще Жадный бай и корова. Татарская притча. (Продолжение)

Дома лучше — Загадки хрустальных черепов

Читайте еще Кухаркины дети. Самый циничный закон Российской империи

Любопытно Фильм «Тобол». Авторы посчитали зрителей идиотами

Читайте дальше Жадный бай и корова. Татарская притча

К вашему вниманию Дело Радзинского. Маша Куликова, которую нельзя забывать

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?view_as=subscriber

Интересные традиции Поволжья

Некоторые старинные традиции и обряды народов Поволжья необычны, многие из них основаны на поверьях и имеют магический характер.

У немцев принято устраивать в доме невесты предсвадебный ужин. На него приглашают побольше гостей, и после того, как трапеза закончена, все участники выходят во двор и разбивают посуду, из которой ели (обычно на стол ставят старые тарелки и бокалы). Затем будущие молодожены вдвоем убирают осколки, как бы привыкая вместе преодолевать жизненные трудности.

Интересна традиция татар Поволжья, касающаяся первой брачной ночи. Кроме вручения новобрачным подарка, гости со стороны невесты перед уходом домой по очереди входили в спальню молодоженов и оставляли на подносе у их постели по несколько монет. Жениха допускали к семейному ложу только после того, как он положит на поднос денег больше, чем оставили все гости.

У ногайцев первые сорок дней после рождения ребенка нужно было каждый день купать его в подсоленной воде, чтобы тело стало крепче. За это время также следовало дать новорожденному имя, сбрить утробные волосы и со специальным ритуалом уложить его в колыбель.

В татарских и казахских деревнях до сих пор соблюдают обычай, связанный со смертью: три дня у в доме, где кто-то умер, не готовят еду на огне, держат печь холодной. Поэтому семью умершего соседи по очереди приглашают к себе обедать.

У тюркоязычных народов считалось, что домашний очаг чужими углями можно разжигать только в определенный день недели, поэтому в каждом доме огонь в печи старались поддерживать постоянно.

По старинным обычаям и традициям Поволжья, выбор места для постройки нового дома сопровождался интересным ритуалом. В коробочку из бересты помещали несколько муравьев и оставляли на ночь в месте, где предполагалось строить дом. Если муравьи оставались в коробочке, да еще и приносили в нее листочки и веточки, считалось, что земля пригодна для жительства. Если муравьи покидали коробочку, место признавали неподходящим для строительства.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен. Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом. До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Торговля Волжской Булгарии

Особую роль в процветании государства сыграла волжско-камско-каспийская транспортная система, которую ныне называют Великим волжским путем. Контроль за ним долгое время пытались удержать хазары, затем путь стал предметом политического интереса владимиро-суздальских князей, а позднее и монгольских ханов. Волжско-каспийский путь шел параллельно знаменитому пути «из варяг в греки» и открывал дорогу в русские и балтийские земли, вел в страны Востока.

Поэтому в сферу булгарского международного товарообмена попадали не только Хазария, Закавказье, Иран, Средняя Азия на юге и Русь на западе, но также Индия, Китай, Византия, Прибалтика и Скандинавия. Через территорию Волжской Булгарии проходили два караванных пути: один вел в Хорезм, Среднюю Азию, другой — в Крым.

На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров — караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.

Все основные торговые пути и караванные дороги пересекались недалеко от столицы государства — Великого Булгара, на ярмарке Ага- Базар. Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты (главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы), дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости.

Ибн Фадлан упоминал, что в 922 г. послы подарили булгарскому царю и царице благовония, одежды, халаты и жемчуг. Из русских земель привозили меха, оружие, украшения, из Европы — оружие (франкские мечи), ткани, а из Прибалтики — янтарь. В булгарских городах и поселениях археологами обнаружено значительное количество предметов восточного, русского и европейского происхождения, характеризующих диалогичность и параллели в образе жизни, экономике и культуре.


Среди восточных товаров выделяются дирхемы, китайские, персидские и даже кипчакские бронзовые зеркала, тонкая посуда из Средней Азии и Ирана, обработанные и необработанные драгоценные и полудрагоценные камни. Немало археологических находок, — это сделанные из закавказского, иранского и византийского стекла и бисера изделия. Русское происхождение имели женские украшения из серебра и золота, оружие. Сохранились западноевропейские монеты, а также франкские мечи, в том числе с клеймом мастера-оружейника «ULFBERTH», указывающим на его происхождение .

В древнем Биляре была обнаружена целая мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря, месторождения которого, как известно, расположены в Прибалтике.

Города Волжской Булгарии

На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища – юрты. Общественные помещения – мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня.

Болгар

В Волжской Булгарии или, как она еще называлась – Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу. В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар – центр Спасского района.

Первое упоминание о городе датируется 920 годом. Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар – важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр.

Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы.

«Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах». Автор Иван Шишкин

Биляр

В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось.

Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации. В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Булгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га.

Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. На его территории найдены предметы из Византии, Руси, Скандинавии, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.

Караван-сарай в Биляре

Сувар и другие

Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть. В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году.

У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга.

Казань

Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран. Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения.

Налоги в Волжской Булгарии

Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне — общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов.

Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины — пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны.

Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи (скотом и мехами); во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати (например, за свадьбу, званый пир и т.д.).

По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати (XII в.), зависимые от Булгарии соседние племена платили булгарам поземельный налог — харадж и подушный налог с немусульман — джизъю. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер.

Образование

Возникло в результате переселения булгар в конце VII в. с правобережья Среднего Дона в Поволжье, где первоначально они занимали территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население “именьковской культуры”), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена.

Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.).

В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племен) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в первой половине IX в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество).

Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к образованию единого Булгарского государства.

Пара височных колец. Волжская Булгария. XII в

Золото, медь, ковка, волочение, плетение, кручение, филигрань, зернь. Фонд Марджани

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: