Казанское ханство

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.

История татар. Казань, 2006. Т.2. Волжская Булгария и Великая степь.

Мәрҗани Ш. Мостафадель-әхбар фи-әхвәли Казан вә Болгар. Казан, 1991.

Халиков А.Х. Беренче дәүләт. Казан, 1991.

Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. Казан, 1999.

Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990.

Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992.

Автор – И.Л.Измайлов

Религия

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам, который начал проникать в Волго-Уральский регион с первой половины X в. благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока.

Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По историческим преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников (“факихов”) из Бухары.

Уже в конце IX – начале X вв. торговые контакты переросли в политические, а после становления Булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (около 900–920 гг.).

Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922).

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. крупных городах Волжской Булгарии. К концу X в. практически все население страны мусульманизировалось, о чем свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа X–XI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.).

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий.

Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной “классического ислама”, в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

Власть

Верховная власть в Казанском ханствео принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 г. ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее – из династии Кичи-Мухаммада, в 1518–1552 гг. (с перерывами) – Гирея (см. Гиреи), в 1521–1551 гг. (с перерывами) – Шибана, в 1552 г. – Ахмада.

Ханами могли быть только Чингисиды, исповедовавшие ислам.

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (например, в хутбе), они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции.

Фактически же власть в Казанском ханстве принадлежала дивану, состоявшему из представителей высшей татарской знати; решающую роль в нем играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак.

Высшую административную и военную власть осуществлял улуг (великий) карачибек, который чаще всего назначался из представителей рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).

Присоединения казанского ханства

В июле 1487 года Иван III завоевал Казань и назначил своим наместником Мухаммадемина.

С тех пор Казанское ханство находилось под протекторатом Москвы, и русские князья могли свободно продавать свои товары на всей его территории.

Сторонники союза между Османской империей и Крымским ханством пытались поднимать народ Казанского ханства на восстания против действующей, русской власти, однако все народные волнения были подавлены.

В 1521 году Казань вышла из-под ведения Москвы и заключила важный стратегически выгодный договор с соседями: Астраханью, Крымским ханством и Ногайской Ордой.

Мухамед Гирей объединил своих крымским союзников и атаковал Москву (говорят, в в этом бою около 150 000 русских было захвачено). В первой половине XVI века в русских летописях зафиксировано около 40 нашествий казанских ханов на Русь (в основном, на города, находящиеся под Москвой).

Москва была возмущена, и приверженцы русской власти организовали в 1545 году восстание.

В результате трон занял сторонник Москвы – Шахали. Затем, заручившись поддержкой ногайцев, на трон вернулся хан Сафа Гирей.

Тиран казнил 75 дворян, которые по его мнению, были сторонникам Москвы. В 1549 году хан умер, и престол был по праву передан его трехлетнему сыну (роль регента выполняла мать маленького мальчика – Сююмбике).

Группа недовольных политикой дворян в начале 1551 года во второй раз пригласила на трон сторонника Ивана Грозного – Шахали.

Земли к востоку от Волги находились под властью России.

В августе 1552 года армия Ивана Грозного вышла на Казань с боем. Русские одержали победу над татарскими войсками.

3 октября, после двух месяцев осады, русским удалось проникнуть в город. Большинство местного населения было убито. В «Казанской хронике» сообщается о 110 000 убитых, как мирных жителях, так и военных.

После того, как Казань пала, государственные деятели ханства была убиты; те, кто не попал под меч, бежали.

Часть населения отчаянно сопротивлялась русским правителям, вплоть до 1556 года. Все волнения беспрекословно подавлялись, командиры и мятежники были казнены.

По некоторым оценкам, население Казанского ханства за время войн и восстаний сократилось на несколько сотен тысяч человек.

Позже правители Казани насильно русифицировали территорию: провозгласили православие единственной религией, а также насаждали изучение языка.

В 1708 году на месте ханства была образована Казанская губерния.

Первая половина XVI в.

В 1502 г. улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи русских послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать политическое (казнь в 1502 г. Кул-Мухаммада) и экономическое (изменения в системе землевладения) влияние крупной знати и усилить верховную власть.

В 1505–1507 гг. Мухаммад-Амин нанес два серьезных поражения московским войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между Казанским ханством и Русским государством.

После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518 г.) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 г. возвел на казанский трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния русских советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана.

В 1521 г. на казан. престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведен крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные военные действия против Русского государства: совершил победоносный поход на Москву (1521) и заставил ее платить дань Казанскому ханству.

В 1523 г. Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 г. на престол Казанское ханство своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 г. он организовал отпор русской армии, в 1526–1528 гг. заключил мир с Москвой.

В 1530 г. русское правительство разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение русским полкам.

Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 г. Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 г. пригласил на казанской трон касимовского хана Джан-Али, который с согласия московского правительства женился на Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа.

После смерти великого князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в Казанском ханстве резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 г. Джан-Али, на престол вновь был возведен Сафа-Гирей, который после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике.

Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536–1537). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, которая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казанской знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем).

Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см. Казанское восстание 1545–1546 гг.). Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али.

Правление Сафа-Гирея (1546–1549) началось с казней его противников – Чуры Нарыкова, Кадыша и др. – и прихода к власти крымских и ногайских беков.

После смерти Сафа-Гирея (март 1549 г.) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком.

Литература

Баженов И. Казанская история. Казань, 1848.

Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: в 2 ч. СПб., 1863–1864.

Перетяткович Г.И. Поволжье в XV–ХVI вв. М., 1877.

Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Казань, 1895.

Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён. СПб., 1907.

Рычков Н.И. История татар. М., 1994.

Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

Калинин Н.Ф. Казань. Казань, 1955.

Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. Казань, 1958.

Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.–Л., 1960.

Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV – первой половины XVI вв. // Вопросы истории, филологии и педагогики. Казань, 1967. Вып. 2.

Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. Казань, 1971. Т. 1.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. Казань, 1975.

Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983.

Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1984.

Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань, 1997.

Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. Казань, 1998.

Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. Казань, 2000.

Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.

Измайлов И.Л. Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. Казань, 2003.

История татар с древнейших времен: в семи томах. Казань, 2014. Т. IV: Татарские государства XV–XVIII вв. / под ред. И. Миргалеева.

Атласов Х. Казан ханлыгы. Казан, 1913.

Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. Казан, 1922.

Татар әдәбияты тарихы. Казан, 1984.

Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445–1552: A Study in steppe politics. Harvard University, 1965.

Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438–1560). P., 1974.

Автор – И.Л.Измайлов

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Этапы присоединения Казани

Практически сразу же после прихода к власти Иван Грозный занялся планами по присоединению Казанского ханства. В 1547-ом году начался первый поход русских войск.

Первый поход

Поводом к началу похода стало обращение чувашей, попросивших принять их в состав Государства Российского. На фоне всех упомянутых причин эта просьба стала толчком к началу войны.

Однако первый военный поход не принес никаких результатов. Действия армии Ивана Грозного больше были похожи на запугивание противника. Армия была разделена на две части. Царская пехота, выступившая из Москвы, соединилась с южной армией под командованием князей Воротынского и Горбатого-Шуйского в конце января 1548-го года и двинулась на Казань. Армия простояла под стенами города не больше недели, не пропуская никого в город и из города, а затем повернула восвояси.

Второй поход

Второй поход начался через год. В этот раз армия не была разделена и выдвинулась из Нижнего Новгорода в конце ноября 1549-го. 12 февраля 1550-го года войско достигло Казани и приступило к осаде. Город активно обстреливался артиллерией. В ходе военных действий погиб сын Казанского хана Сафа-Гирея.

Однако и на этот раз поход не принес никаких результатов. Приближающаяся весна с её распутицей и началом ледохода на реках заставила войска Ивана Грозного отступить.

Третий поход

После второго похода на границе России и Казанского ханства русским царем была возведена крепость Свияжск. Именно она стала опорой для русских войск в следующем последнем походе.

В этот раз войско Ивана Грозного насчитывало около 150-ти тысяч воинов. Поход планировалось начать во второй половине 1552-го года. Однако у Казанского ханства имелся союзник – крымский хан Девлет-Гирей. Его войско атаковало Москву, дабы ослабить силы русской армии и заставить царя отказаться от нападения на Казань. Однако обученное и хорошо вооруженное войско растерзало армию крымского хана. В бою русские солдаты оказались наголову сильнее противника. Поход было решено начать незамедлительно после победы над Девлет-Гиреем.

Осада Казани началась в августе 1552-го. Войску Ивана Грозного потребовалось немногим более двух месяцев, чтобы захватить город. Казанское ханство оказалось совсем не готово давать отпор подготовленным бойцам русской армии, но сдаваться без боя не собиралось.

Победу Ивану Четвертому принес хитрый военный маневр. Отряд саперов, возглавляемый боярином Иваном Выродковым, сумел подорвать стену Казанской крепости. Это открыло русским проход в город. Казань была взята 2 октября 1552-го года.

Взаимоотношения с Московским княжеством

При хане Улу-Мухаммеде и его сыне Махмуде проводилась активная внешняя политика. Казанцы совершали набеги на русские земли. Уже в 1439 году хан Улу-Мухаммед подступил к Москве и осадил её, однако через одиннадцать дней отступил, разграбив по пути Коломну и несколько других русских городов. В 1444 году хан напал на Нижегородское и Рязанское княжества, а в 1445 году разбил русские войска под Суздалем и захватил в плен самого великого князя Василия II, наложив дань на Московское княжество.

Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол царевича Касима. В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника.

Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и не присоединение Казанского ханства к Москве (что противоречило бы союзническим отношениям с Крымским ханством в тот период), а утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича[какого?]. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата — Абдул-Латифа.

Первое двадцатилетие XVI века было в отношениях Москвы и Казани относительно мирным, исключая инцидент 1505—1507 гг. В это время произошло изменение внешнеполитической ситуации для России: пала Золотая орда и крымский хан начал претендовать на получение власти на всех её землях от Чёрного моря до Казани. Воспользовавшись смертью Ивана III (1440-1505), Мухаммед-Эмин попытался освободиться от влияния Москвы. Во время конфликта русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города поражение.

В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские, муромские, клинские, мещёрские и владимирские земли и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию мирного договора. Этим закончился период относительно мирного сосуществования Москвы и Казани, продолжавшийся с 1487 года.

Всего только в период с 1521 года по 1545-й, согласно летописям, казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома. В некоторые годы таких походов было несколько — от двух до четырёх .

Завоевание Россией

После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван ІV предпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Казанское ханство стало частью России, русский царь получил титул «Царь Казанский». После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1708 года, территория завоёванного Казанского ханства входила в состав Казанского уезда. Административно управлялась т. н. приказом Казанского дворца в Москве

Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви

Города

На территории Волжской Булгарии была густая сеть населенных пунктов. По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (в том числе Болгарское городище, Билярское городище, Богдашкинское городище, Джукетауское городище, Суварское городище), свыше 800 сельских населенных пунктов, а также небольших городков-замков.

В X в. в Болгаре и Суваре чеканилась булгарская монета.

Столица государства в X – первой половине XII вв. – Болгар, с середины XII в. – Биляр.

Булгарская культура градостроительства восприняла традиции ряда тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Булгарии, Хазарского каганата и др.), а также стран мусульманского Востока и Руси.

Многие крупные города Волжской Булгарии имели планировку, не подчиненную рельефу местности, и делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау и др.). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев.

Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов и т. п.).

Выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи и др.) и мавзолеи. При их строительстве использовались каменные блоки (240х240х300 мм), кирпичи (250х250х50 мм) и другие материалы.

В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укрепленные поселения, возможно, замки знати (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра).

Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены различной конструкции.

Пара браслетов. Волжская Булгария. Конец XII – первая половина XIII в

Серебро, ковка, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Социальная структура

Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве (хутбе), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.

Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать (чура) и мусульманское духовенство.

Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.

В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).

Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани

Социальный состав

Привилегированные сословия составляли духовенство и знать. Члены Дивана и эмиры обладали большими богатствами и влиянием. Титул «карачи» передавался по наследству в четырёх знатнейших татарских родах —Баргин, Ширин, Аргын и Кипчак. Карачи были советниками и соправителями хана.

В трудах историка Сеида-Мухаммеда Ризы термины карачи и эмиры отождествляются. Эмиры были немногочисленны. Остальными группами знати были мурзы, беки и инородческие князья. В ханстве были чувашские, вотские и черемисские князья.

Привилегированное положение занимали представители духовенства. Духовный глава в управлении государством играл важную роль. Хан учитывал его советы, глава государства выходил пешим встречать едущего на коне сейида, а имя сейида в официальных документах указывалось перед именем хана.

Тарханами называлась привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от повинностей и податей. К представителям военного сословия относились огланы. Особым статусом обладало чиновничество.

Наделы земли обрабатывались зависимыми крестьянами. Также помещики привлекали рабов-военнопленных, закрепленных за поместьями.

Дипломатия Волжской булгарии

Принятие ислама в качестве государственной религии, несомненно, представляло собой  внешнеполитическое решение. Оно было продиктовано в первую очередь стремлением Волжской Булгарии получить официальный статус эмирата, то есть вассальной территории багдадского халифа — верховного правителя всех мусульман с тем, чтобы, опираясь на его поддержку, избавиться от весьма обременительного и унизительного подчинения хазарским каганам.

Стратегический расчет булгарской дипломатии заключался в распространении суверенитета и на те территории, которые находились в хазарском подчинении. Восточная «тонкость» булгарской дипломатии заключалась в том, что акт перехода Волжской Булгарии под протекторат Арабского халифата должен был иметь лишь формальное значение, так как, из-за анклавного положения на пространствах немусульманского мира и большой удаленности от Багдада, не было речи о серьезном выполнении ею традиционных форм и норм вассальности.

Арабо-мусульманская ориентация Волжской Булгарии, конечно, давала определенные геополитические гарантии, а стало быть, способствовала сохранению ее статуса межконтинентального центра торгово-транзитного обмена.

Популярные темы сообщений

  • цветок Бегония

    Мир цветущих растений был бы неполным без яркого, неприхотливого представителя семейства бегониевых – бегонии. Цветок пользуется спросом и в собственном доме, и на работе. Известным в свое время организатором экспедиции Мишель Бегоном

  • Мама

    Мамочка… Это слово излучает доброту и нежность. Оно такое теплое, как мягкий плед в холодную пору, как чашечка горячего чая после долгой зимней прогулки. Мамочка — это самый родной мне человечек. Она для меня самая добрая,

  • Ладожское озеро

    Всем известно, что многие уголки России славятся прекрасным природным ландшафтом, состоящим из красивейших рек, озер и морей. Ладожское озеро является одним из таких притягательных мест.

  • Искусство эпохи Возрождения

    Эпоха Возрождения (по-другому Ренессанс) зародилась в XIV веке и продолжалась примерно до XVI-XVII века. Точных дат нет, поскольку наступление и длительность этого периода зависели от особенностей развития конкретной страны.

  • Птицы

Волжская Булгария

Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Этническая общность

Расцвет Булгарского государства, рост городов, становление общегородского койне и утверждение на всей территории страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны.

В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, марийцев и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса (см. Татары).

Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.

Управление

Главой государства был хан-чингизид. Его ближайшие советники (эмиры) были командующими войсками. Совет (Диван), в котором заседали советники-«карачи», формально ограничивал власть хана. Зачастую ханы оказывались лишь игрушками в руках враждующих партий татарской знати. Диван был законосовещательным органом. Должность «карачей» была наследственной. Высшие посты были наследственными, пожизненными и несменяемыми. Это создавало определённую негибкость государственной машины, что в конечном итоге приводило к её слабости. Аристократический строй в Казанском ханстве принял ярко выраженные консервативные формы.

Высшим законодательным и учредительным органом был курултай, созывавшийся в исключительных обстоятельствах. На нём в полном составе присутствовали представители трёх важнейших слоёв населения ханства: духовенства, войска и земледельцев. В русских источниках этот курултай получил характерное название «Вся земля Казанская».

Правящая элита состояла из представителей ордынской знати. Ниже по социальному положению стояли беки и мурзы — правители отдельных «улусов». Они были выходцами из местной или ордынской знати, а позднее также Крымского ханства и Ногайской Орды. Ещё ниже стояли огланы — командиры конных отрядов, командовавшие простыми воинами-«казаками». «Казаки», в отличие от более крупных землевладельцев — эмиров, беков и огланов, — имели лишь небольшие участки земли, которые они обрабатывали самостоятельно. Крупные, а иногда и мелкие владения освобождались от налогов. Главным видом феодального владения в ханстве был «сююргал» — участок земли, выдававшийся владельцу при условии несения службы и не передававшийся по наследству. Несмотря на это, фактически многие владения ханства были наследственными, хотя хан по смерти хозяина имел право передать владение другому лицу. Мусульманское духовенство также играло большую роль в политической жизни ханства и обладало огромным влиянием. Духовенство также располагало крупным имуществом и землями. Для сбора дани-ясака казанское правительство использовало созданную ещё монголами сотенно-десятинную организацию.

Для управления таким государством, как Казанское ханство, правительству требовался обширный штат чиновников. Чиновническая система здесь была унаследована татарами от монгольского государства. Во всех населённых пунктах или областях имелись лица, отвечавшие за сбор налогов и податей в пользу хана. На территории ханства располагались многочисленные заставы и таможни. С помощью писцов регулярно проводилась перепись населения ханства.

Насильственная христианизация татар

Мощнейшим фактором духовно-идеологического воздействия на основы тюрко-татарской культуры явилась правительственная программа насильственной христианизации. Особая роль в освещении этого курса принадлежала митрополиту Макарию.

Взяв Казань, Иван IV приказал разрушить мечети и ханские мавзолеи, а взамен их строить новый Кремль с церквями и палатами.

В 1555 году в Казани учреждается Казанская епархия. Активными проводниками православия становятся монастыри, которым передаются земли. Так, в распоряжение архиепископа попали богатые бортные угодья на территории от Казани до Камского Устья, обширные земли получали Преображенский и Зилантов монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске. К концу XVII в. на территории современного Татарстана функционировало до 20 монастырей, среди которых наряду с упоминавшимися были богатейшие Кизический, Раифский, Семиозерский и др.

Процесс христианизации народов Поволжья прошел ряд этапов. Антимусульманская политика задумывалась как широкая и быстро осуществимая кампания. Однако, «не добившись зримых результатов в христианизации широких слоев татарского общества, центральная власть делает ставку на обращение в православие представителей татарской феодальной верхушки». Для власти крещение татарской элиты должно было стать свидетельством политической лояльности верхушки татарского общества.

Им были обещаны различные льготы, включая право владения русскими крепостными и возможность осуществления актов купли- продажи земли наряду с русскими землевладельцами. Гермоген предлагает взять курс на силовое насаждение православия: крестившихся перевести в особые слободы, изолировать от неправославных, контролировать строгое соблюдение ими всех обрядов и посещение церкви.

Под влиянием этих обращений царь Федор Иванович приказал разрушить все мечети, а ставить новые запретил, «новокрещенов всех в христианскую веру привесть крепко и утвердить», неповинующихся надлежало бить батогами, заковывать в кандалы и сажать в тюрьмы, приказано было применить и экономические меры — крещеным помещикам надо было крестить служащих у них мусульман и язычников, а тех, кто «не пожелает, они б поотпускали или распродали». Тем же указом христианам запрещалось «жити и служите добровольно и в деньгах у татар». Таким образом, в конце XVI в. политический, социальный, религиозный гнет в Казанском крае все более принимал этноконфессиональную окраску. Следствием этого курса стало заметное усиление числа и масштабов выступлений народов Поволжья и Приуралья, пришедшихся на рубеж XVI и XVII столетий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: