Коренные жители карелии

Обрядовая подготовка жениха и невесты к браку

Карелия: карельские обряды, карельская свадьба, карелы, Юго Юльевич Сурхаско, причеть, плакальщица, лемби, девичья баня

Обрядность, связанная с подготовкой жениха к браку, была относительно простой. Она сводилась главным образом к тому, чтобы символизировать брачный характер его взаимоотношений с невестой и тем самым способствовать их развитию. Ярче всего это видно в таких обычаях, как демонстративное целование и совместное катание с невестой по деревне. Надо сказать, что совместные предсвадебные катания брачащихся было принято устраивать у большей части карелПодруги свежим березовым веником парили невесту. Часто веник украшали лептами или разными цветами, кое-где его называли «веник лемби» (lempivasta) При уходе из бани девушки забрасывали веник на крышу ее или, развязав, подбрасывали прутья вверх, чтобы «поднять свою лемби».

Календарные обряды карел XIX — начала XX в. Святочное ряжение

Карелия: карелы, Алексей Петрович Конкка, карельские обряды, карельские традиции, святки, Калевальский район

«Ряженых в Карелии называли хухляки (huhl’akat, kuhl’akat, huuhel’nikat), У части людиков — smuutat (от рус. «смуты», «смутьяны»), а в западной части Калевальского р-на — kummat (от фин. и карел, kumma — «чудо»). Были еще и некоторые локальные термины, например, в Тунгуде особую группу ряженых составляли буколицые. Размалеванные и вымазанные сажей, с палками и поленьями они с шумом врывались в дома и устраивали потасовки. Буколицые нападали и на другие артели «мирных» ряженых, а если «завидят на улице парнишек, то натолкают им полные штаны снега» (2581/1, д. Тунгуда).Термины хухляк, хухлик, хухоль, хухолъник и другие им подобные, употребляемые в Карелии и Архангельской обл., О. А. Черепанова считает финно-угорскими по происхождению.3 Термин huuhel’nikka, huhl’akka, возможно, связан с основой huu- (hu-), которая, в свою очередь, есть звукоподражание дыханию (ср.: дух). Ю. X. Тойвонен в «Этимологическом словаре финского языка» объединяет huu- с понятиями «душа умершего», «человеческая душа», находя ему соответствия в других языковых системах.3 В словаре В. И. Даля приведен глагол хухлякать — «плакать, кричать по покойнику». С терминами hurri и hurrikas (восходящими к вышеприведенному huu-), обозначающими тех или иных действую-щих лиц в свадебном ритуале и обряде инициации, в карельской и финской традиции связаны элементы ряжения и иносказания («волк», «бык», «медведь» и т. д.), имеющие, по-видимому, целью скрыть собственную сущность в момент отсутствия покровительства личных духов (переходный период), одновременно маркируя таким образом свою ущербность и через данную атрибутику пытаясь получить покровительство духов нового социального статуса. Такие термины, как, например, хухор — ‘мельник’ (заонеж.) также, вероятно, связаны с вышеприведенной мифологической основой уже в силу специфики профессии, которой вменялась связь с нечистой силой (см. ниже). Возможна связь основы hu(u)- и карельского huhuta — ‘кричать’ (ср.: хухлякать — «кричать по покойнику»). Здесь особо интересны такие значения глагола, как huhuta kaskelle — букв, «кричать пожоге», что означает вызывать, заклинать ветер (ср.: рус. ‘кликание’), huhuta pirulle — ‘вызывать черта или лешего’ и т. д. У украинцев и западных славян «гукать» означает «выкликать русалок».Для обозначения ряженых в вывернутых шубах, с волосами из пакли, такими же усами и бородой в тверских карельских деревнях существовал термин čuudot — чуды.7 Известен он и в Карелии (2936/2, д. Кимовары), глагол čuudittaa, т. e. ‘чудиться’ («на святках все что-нибудь чудится») общеупотребителен. Чуды известны веп¬сам и коми и, возможно, имеют в своей основе этноним ‘чудь, чуды’, обозначающий некогда живший здесь полулегендарный народ, упоминание о котором можно встретить только в преданиях. В частности, термин чудилко — ‘маскированный’ — был широко распространен на Вытегорщине. Стоит упомянуть еще об одном термине из Сямозера — kruhl’atta, так здесь называли ряженых. В своем прямом значении слово употребляется для обозначения большой по объему ноши, копны. «Была как хорошая копна, эдакая большая крухлятта» (Суоярви, д. Корписелькя).Ряженые в Карелии начинали обходы дворов сразу после Рождества. Обходы длились до Крещения, когда кто-то из ряженых мог выкупаться в иордани, снимая грехи.»

Свидетельства из источников

В новгородской берестяной грамоте, которую археологи датируют концом XI века, присутствует самое первое письменное упоминание о карелах как народе. В этой грамоте говорится про нападение литвы на племя корелу, что представляло собой финско-прибалтийский этнос.

О самой Карелии как местности есть сведения в более ранних европейских источниках. К примеру, в “Деяниях данов” Саксона Грамматика утверждается, будто конунг данов погиб в тех местах, что назывались “Карельскими заливами”.

Карелы стремительно развивали свой край и становились всё более сильным народом. В 1178 году карельские войска успешно атаковали шведов в финском городе Ноуси, после чего населенный пункт перешёл под власть новых властителей. А всего через девять лет племена отправились в новых военный поход, итогом которого стало разрушение древней столицы Швеции.

Однако успехи в противостоянии со шведами не могли превратить карелов в могущественных противников, хотя, надо признать, они имели немалые силы. На протяжении многих веков земли, населённые этим народом, мечтали включить в свой состав Швеция и Русь, а в дальнейшем — Великий Новгород, Русское царство.

Карел из деревни Святозеро, 1920 год / Фотограф Золотарёв Давид Алексеевич / Национальный музей республики Карелия

Традиционная кухня

Вепсские племена эпохи палеолита, строившие землянки на берегах рек, ловили рыбу. Добычу вялили, сушили, варили супы. Когда поселились на берегах Онежского озера, вепсы стали оседлым народом, занялись земледелием и скотоводством. Смена образа жизни внесла коррективы в питание людей.

Из злаков начали выращивать рожь. Ржаной хлеб стал главным продуктом на вепсском столе. Из ржаного теста готовили пироги с разномастными начинками – калитки, похожие формой на ватрушку. В древности калитки готовили из ячневой крупы или перловой. Современные делают с более привычными начинками: отварными яйцами с луком, картофелем, рыбой. Хлебный рацион дополняли оладьи из овсяной муки. Их подавали с лесными ягодами, творогом, грибами.

Мяса на стол попадало мало. Чтобы содержать домашних животных нужно много корма, но на Севере с этим проблема. В хозяйстве в среднем были 2–3 коровы, несколько овец и лошадь. Поэтому мясные блюда появлялись в рационе только после забоя скота осенью. Излишки солили или вялили. Хранили вяленое мясо на чердаке.

Посуду вепсы делали из дерева: кувшины, плошки. Деревянный кувшин – предок современного термоса. Он удерживает температуру напитка длительное время. Холодный квас останется прохладным, а горячий травяной отвар не остынет до конца дня.

Современная вепсская деревня / Фото: Wikimedia.org

Литература

  • Карелы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карелы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Бубрих Д. В. Происхождение карельского народа. — Петрозаводск, 1947
  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Б. А. Рыбакова — М., 1987
  • Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура — 2-е издание. Петрозаводск, 2005. — 208 с.
  • Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990
  • Бубрих Д. В. Догосударственный период истории балтийско-беломорского севера. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Бубрих Д. В. Государственный период истории балтийско-беломорского севера. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — С-Пб., 1899.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Восточная литература. — СПб.: Алетейя, 1997. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Восточная литература. — Ковалевский А. П., Харьков, 1956. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. (Саксон Грамматик. Деяния данов). Ульвдалир. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Сага об Инглингах. Ульвдалир. Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Жербин А. С. Переселение карел в Россию в XVII веке. — Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской СССР, 1956. — 77, с.
  • Карельский этнос: история и перспективы развития — Петрозаводск: «Периодика», 1996. — 46 с.
  • Киркинен Х. и др. История карельского народа / Авториз. пер. с фин. Л. В. Суни; Отв. ред. И. А. Чернякова. — Петрозаводск: «Барс», 1998. — 322 с.
  • Кочкуркина С. И. Прибалтийско-финские народы России — М.: Наука, 2003
  • Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья — Петрозаводск, 2010. — 262 с.
  • Карелы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») (фин.) / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995). — ISBN 951-842-167-6 ISBN 978-951-842-167-5.
  • «Oma Mua» («Родная земля») — общественно-политическая газета на ливвиковском наречии карельского языка.
  • Григорий Салтуп. Финская националистическая провокация за русский счет (22 июня 2006). — Размышления о русофобской книге историка С.И.Кочкуриной «Народы Карелии». Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Клементьев Е. И. Карелы. Этнографический очерк. — Петрозаводск, 1991.
  • Косменко А. П. Карельское народное искусство. — Петрозаводск, 1977.
  • Линевский А. М. Карелы // Советская этнография. — Л.: Академия наук СССР, 1941. — Сб. V. — С. 89—109.
  • Народы России: Энциклопедия. — М., 1994.
  • Петров К. М. Олонецкие карелы. — Петрозаводск, 1867
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М., 2003
  • Степанова А. С. Устная поэзия тунгудских карел. — Петрозаводск, 2000.
  • Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел: Конец XIX — начало XX в. — Л.: «Наука», 1985. — 172 с.
  • Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): этнографический очерк. — Москва; Ленинград: Наука, 1965. — 222, с., л. ил.
  • Uurali keelte sonastik. — Tallinn, 2004.
  • Финно-угорские и самодийские народы России: Статистический сборник. — Сыктывкар, 2006.
  • Что такое Карелия: Союз Карелии. — Helsinki, 1997.
  • Карелы Карельской АССР / Ин-т яз., лит. и истории Карел. филиала АН СССР.— Петрозаводск: Карелия, 1983.— 288 с., ил.

Жилище

Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.

 

Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.

Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.

Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.

 

ОБЩЕСТВО ЮГО-ВОСТОЧНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ В XI ВЕКЕ

Карелия: Александр Линевский, река Оять, река Сясь, река Паша, река Олонка, река Видлица, Приладожье, ливвики, Ладожское озеро, карелы, корела, Акулова Гора

когда Новгород переживал крайне тяжелую внутреннюю междуусобицу (1132—1141 гг.) и соседние племена начали восставать, только «одни карелы… выступили в его интересах против других финских племен». Этот метко подмеченный факт опрокидывает огульное зачисление карел без каких-либо конкретных для этого данных в ряды так называемых «покорных данников».Прав Д. В. Бубрих, называя карел «союзником и другом русского народа на Севере»— их, действительно, связывали общие интересы. Благополучие торговых операций Новгорода в значительной степени зависело от степени дружелюбия карел, занимавших территорию современного Карельского перешейка.Земледелие, скотоводство, ткачество, гончарное и кузнечное ремесла— такова характеристика хозяйства на Ояти XI в. На наличие каких-то торговых взаимоотношений в известной степени указывают средне-азиатские диргемы, западно-германские пфенниги н английские пенни, находимые в курганах Ояти и в кладах на соседних реках.

Странные обычаи карельского народа

Национальная кухня карелов представлена простыми, но вкусными и сытными блюдами. “Визитной карточкой” является карельский хлеб. Его часто называют овсяником, поскольку пекут из ржаной и овсяной муки. Огородничество не слишком развито в Карелии. В основном для блюд используют репу и картофель, которые подают к вареной рыбе.

Путешественники, познакомившиеся с традиционным укладом жизни карелов, порой бывают очень удивлены. Среди традиций карелов есть немало странных обычаев. Например, этот народ не любит часто делать уборку. Чаще всего наведением порядка в жилище занимаются около четырёх раз в год.

Свадьба у карелов / Этнографический музей-заповедник «Кижи» / kizhi.karelia.ru

В старину у карелов существовала и ещё одна странная, даже немного жуткая традиция. После охоты люди съедали сырую печень убитого животного, выпивали его кровь. Не стоит высматривать здесь некую жестокость или кровожадность. На мой взгляд, подобный ритуал был вызван необходимостью разнообразить рацион. Поскольку местные продукты Карелии не слишком богаты минералами и витаминами, люди пытались извлечь максимальную пользу из имеющихся ресурсов.

Познакомившись с карелами, вы наверняка отметите их забавное национальное качество, о котором сами они любят говорить с юмором. Народ Карелии практически никогда не торопится. Более того, их неспешность часто подводит их. Например, крестьянин вполне может упустить удобный момент для сбора урожая.

Святки у карелов / Музей деревянного зодчества / korely.ru

В традициях карелов ярко выражены интересные этнические черты этого народа. Неспроста жителей Карелии часто сравнивают с финнами, ведь у этих двух народностей немало общего. Тем не менее, в культуре карелов можно проследить слияние славянских и скандинавских обычаев, что создаёт поистине удивительное сочетание.

Характер

Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату. Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.

Ссылки

Культура

Литература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Кинематограф • Интернет • Театр • Архитектура • Имена • Танец • Костюм • Алфавит • Спорт

Карелия (историческая область)

Республика Карелия (Восточная или Русская Карелия) • Беломорская Карелия • Ладожская Карелия • Олонецкая Карелия • Пудожская Карелия • Национально-культурная автономия тверских карел • Финская Карелия • Южная Карелия · Северная Карелия • Эвакуация населения Финской Карелии

Этнографические группы

Отношение к религии

Карельский язык

Разное

Волжские

Народы: марийцы (в т. ч. горные (в т .ч. лесные) и лугово-восточные (в т. ч. луговые и восточные), также ветлужские марийцы, северо-западные и барские) • мордва (в т. ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

Пермские

Народы: коми-зыряне (в т. ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т. ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне

Прибалтийские

Народы: вепсы • водь (в т. ч.: кревинги) • ижора • карелы (в т. ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т. ч. ингерманландцы, (в т. ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т. ч.: выру)

Племена: чудь • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

Саамы

Народы: саамы (в т. ч. сколты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

Севернофинские3

Племена: биармы • емь • тоймичи • чудь заволочская

Угры

Народы: венгры (в т. ч.: секеи, ясы, чангоши, мадьярабы) • манси • ханты

1 Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками. 3 Севернофинские племена — группа, с выделением которой согласны не все исследователи. Состав этой группы также дискуссионен.

Карелия Карелия в темах

История

География

Политика

Символы

Герб • Флаг • Гимн • Награды

Экономика

Культура

Портал «Карелия» • Категория «Карелия» • Изображения(курсивом отмечены ссылки на категории)

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

Словари и энциклопедии

Вепсские праздники

Обращение вепсов в православие дало толчок к объединению язычества и христианства. Основная группа праздников – аграрные. Оседлые земледельцы праздновали дни солнцестояний и равноденствий, пробуждение природы, сбор урожая.

Особая категория – «заветные праздники». Их устанавливали в честь обещания, данного божеству. Сталкиваясь с природными бедствиями, такими как падеж скота или неурожай, люди испытывали потребность в заступничестве, обещая богам что-то взамен. Чтобы предотвратить проблему в будущем, строго соблюдали завет. Например, вепсы веками приносили жертвы волкам и медведям, чтобы хищники скот не трогали.

Предки вепсов выбирали для подношения духам природы необычные места: камни особой формы, рощи. У северных вепсов популярностью пользуются придорожные кресты как места принесения жертв духам природы. Им оставляют расшитые полотенца, деньги, продукты животноводства.

Центральные и южные вепсы почитают места силы наравне с церквями и часовнями, а иногда и объединяют их. Например, в деревне Холодный Ручей есть камень с выемкой в виде стоящего человека. Если присмотреться, то видны ряса и крест. По легенде, камень стоит у пещеры, в которой жил Николай Угодник. Святой пользовался этим камнем как алтарем. Местные жители приносят к нему масло, яйца, полотенца, свечи.

Новые испытания

После заключения Столбовского мирного договора в 1617 году значительная часть карельских земель у устья Невы и Ладожского озера перешла к Швеции. В это время выделяется три различных группы этого народа. Первая принадлежала к русским карелам, проживающим на тверской территории, вторая — к представителям этноса в Карельском уезде, а третья относилась к шведским племенам.

Подобная ситуация негативно сказывалась на карельской культуре, а жизнь людей была крайне сложной. Неурожаи и голод, завышенные налоги и постоянные поборы вынуждали народ уходит в отдалённые регионы. Даже смена власти не принесла положительных перемен. Если прежде карелы вынуждены были платить высокие налоги царским властям, то теперь это же требовали большевики.

В 1922 году народ, что устал терпеть постоянные бедствия, восстаёт против правительства. Советская власть подавила восстание. Чтобы избежать расправы, многие участники бунта вынуждены были скрываться вдали от родных мест. Это спровоцировало резкое падение численности населения.

Плакальщица. Беломорская Карелия, 1894 год / Фотограф Инто Конрад Инха

В наше время численность коренного населения в Карелии достигает 45 тысяч человек. Карелы мечтают о возрождении своей культуры, сохранении исторического наследия, чем сегодня активно занимаются.

Карелы представляют собой совсем небольшой финно-угорский этнос, что уже много веков населяет Карелию. Этому народу удалось сберечь свой язык и культуру, старинные обряды и праздники, что являются достоянием общин. В сельских районах Карелии и в наши дни можно увидеть необыкновенные обряды, а значит, эта народность действительно смогла выстоять среди войн и постоянного деления территорий.

Коренные жители Карелии

Карелы

Наиболее многочисленный народ среди всех коренных обитателей Карелии. Его точное происхождение неизвестно, основная теория базируется на том, что карелы отделились от финно-угорских племён современных территорий юга и востока Финляндии, а также южной Карелии во II тысячелетии нашей эры. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями.

Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Христианская вера начала проникать в регион ещё в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его самолично провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли. Большинство современных верующих карелов придерживаются православного христианства. Сейчас в России проживает примерно 60 тысяч представителей этой народности.

Вепсы

Ещё один коренной народ Карелии, близкий к карелам. Древнейшие племена вепсов обитали в юго-восточной Прибалтике, а в I-II тысячелетии нашей эры они постепенно начали передвигаться на восток. Вепсы относятся к группе прибалтийско-финских народностей, которые заселяли обширную территорию Межозёрья, то есть земли между Белым, Онежским и Ладожским озёрами.

Такое заселение повлияло на историческое развитие народа. Рыбный промысел стал основным занятием вепсов, что получило отражение в кулинарии и общей культуре. Первое упоминание вепсов в русских летописях датируется 859 годом, хотя славяне и раньше знали об их существовании. Ещё в VI-VIII веках на эту территорию совершали набеги новгородские разбойники. Край был богат на пушнину, которую либо обменивали у аборигенов, либо просто отбирали. Постепенно это вылилось в сбор дани и появление первых русских городов-крепостей. Сейчас в Российской Федерации проживает около восьми тысяч потомков древних вепсов.

Саамы

Самый малочисленный на сегодняшний момент, но самый древний из коренных народов Карелии. Первые саамы появились на этой территории почти сразу же после схода последнего ледника и образования озёр примерно пять тысяч лет назад. Точное происхождение народности неизвестно, но археологи установили, что саамы заселили север ещё во времена, когда человек не знал железа.

Первые саамы вели полукочевой образ жизни. На зиму останавливались в южных районах на погостах (в деревнях). Весной перебирались к озёрам и на морское побережье. Традиционными занятиями были рыболовство и охота. Саамы быстро приручили оленей: для них это был и транспорт, и твёрдая валюта, и основа для пошива одежды, и еда.

Уклад жизни саамов, как и всех народностей севера, изменился с приходом славян. Вначале — разбойные набеги, затем дань и торговля. Новгородские и московские купцы за бесценок выменивали у аборигенов пушнину, оленей и красную рыбу, взамен давая либо «стеклянные бусы», либо спиртное. Сегодня российские саамы живут в основном на Кольском полуострове, куда они мигрировали в XIX-XX веках. Общая численность не превышает трёх тысяч, ещё порядка 60 тысяч саамов живут в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Расселение[править]


Родиной карел является исторический регион Карелия. Столетия назад это была единая территория; позднее, в силу многолетнего влияния как с востока (Россия), так и с Запада (Финляндия и Швеция) и неоднократного изменения границ между перечисленными государствами, она условно разделилась на шесть частей, порой очень сильно различающихся между собой с точки зрения культуры и быта (см. карту). Регион включает в себя почти всю территорию нынешней Республики Карелия, а также Карельский перешеек и Финскую Карелию, и не включает, например, «Тверскую Карелию», куда карелы пришли значительно позже.

К началу XXI века карельский этнос сохранился во многих районах Республики Карелия (более всего — в Олонецком, Калевальском, Пряжинском, Лоухском, Муезерском и Суоярвском районах; практически не сохранился в «приладожских» районах — Сортавальском и Лахденпохском). По данным переписи 2010 года, в Республике Карелия проживает 45 570 карел, что составляет около 10 % от всего населения республики.

Вторым в России регионом по числу представителей карельского народа является Тверская область. Тверские карелы проживают преимущественно в Лихославльском, Рамешковском, Спировском, Максатихинском, отчасти Весьегонском и других северных районах области. Кроме того, небольшие группы карел проживают в Ленинградской (Тихвинский район), Новгородской (Валдайский район) и Мурманской (Кандалакшский район) областях России.

В пределы Руси (то есть на тверские, новгородские и тихвинские земли) карелы переселялись в течение XVII века с территорий Карельского перешейка и Северного Приладожья, которые отошли к Швеции по Столбовскому миру 1617 года. Другие карелы, жившие в указанных районах, остались на месте и были постепенно суоминизированы (перешли на финский язык и в лютеранскую веру). В 1940 году, после Зимней войны, их потомки были эвакуированы во внутренние районы Финляндии и расселены по всей стране. На их место советское правительство переселяло сюда выходцев из пострадавших районов России, Беларуси и Украины; таким образом, к настоящему времени карел уже почти не осталось в этих местах, хотя исторически именно они были «ядром» Карельского региона.

В Финляндии карелы проживают главным образом на территории Финской Карелии, но также и в других частях страны (эвакуированные после войны, см. выше). В финской этнологии карелы рассматриваются как часть финского народа, и зачастую записываются финнами при переписях населения Финляндии. По этой причине, определить их численность в Финляндии весьма затруднительно. Официальная цифра составляет 25 тыс. человек; реальное же число может быть значительно больше.

Языковые, музыкальные и фольклорные особенности народов

В наречии ливвиков 8 диалектов и субдиалектов (местных диалектов и говоров), у людиков же их всего три. Людиковское наречие имеет множество заимствований из языка вепсов (малочисленного финно-угорского народа, который проживал на территории Карелии).
У ливвиков этнографы записали знаменитый карело-финский эпос «Калевала», насчитывающий свыше 22 тысяч стихов. Людики, по наблюдениям ученых, к ХХ веку более склонялись к русскому фольклору. Для северокарельской музыкальной традиции были характерны напевные призывы домашних животных, исполняемые только женщинами или девушками-пастушками. В Северной Карелии наибольшее распространение получили «волшебные сказки» – особый род магического карельского фольклора. На юге Карелии в основном в ходу были бытовые или сатирические сказания.
Ливвики, как и все карелы, большое значение придавали обрядам и верованиям. К примеру, они не рубили липу – считали, что ее порубщику суждено заблудиться в лесной чаще. Сухие, «мертвые», деревья для строительства избы также не использовали – верили, что кто-то из жильцов нового дома непременно умрет. К слову, покойника ливвики обряжали в лучшие одежды и хоронили в яме-срубе из бревен. У людиков умершего клали в гроб в повседневной одежде, и эта церемония более походила на русских погребальный обряд.

Карельские топонимы, которые удивляют

Есть еще несколько туристических мест с интересными названиями и значениями. Расскажу о них в алфавитном порядке. 

Ахвенкоски. С финского название водопадов переводится как «окунёвый порог». Рыба, действительно, нерестится в этих местах, но штурмовать водопады больше любят лососевые.

Воттоваара означает «гора победителей». Здесь находятся магические сейды и мощная каменная лестница.

Кивач – дословно «белая или снежная гора». Этот падун, и правда, похож на бурлящую пеной водяную гору.

Еще есть версия, что название водопада Кивач пошло от финского слова «kiivas», которое значит «стремительный или мощный» / фото Анны Пыльцыной

Про Куйтежу рассказывают смешную байку. Когда Петр I инспектировал олонецкую губернию, он спросил у жителей безымянной деревни: «Чем занимаетесь?» Местные ответили: «Куём!», на что царь рассмеялся: «Куйте же!» и повторил это несколько раз. Так название и закрепилось.

Кукковка образовалась не от русской кукушки. Местным жителям нравится идея происхождения топонима от финского kuk, icukkoi — «петух». Там даже памятник петуху стоит.

Соломенное. Я была уверена, что название этого района в Петрозаводске произошло от русского слова «солома». Вот и нет. Оно родилось из финского salmi — «пролив». Кстати, Петрозаводская губа раньше звалась Соломялахтой.

Сортавала переводят с финского как «рассекающий». Город, действительно, рассекает на две части залив.

Гостиница «Сеурахуоне» (1909 г.) находится в центре Сортавалы. Название переводится с финского как «общественный дом», то есть городской клуб / фото Анны Пыльцыной

Юканкоски. Водопад назвали в честь проживавшего неподалёку от него финна по имени Юкка. Крестьяне так и говорили: у Юккина порога.

Красивое озеро Янисъярви называют по-русски Заячьим озером. Зайцев тут нет, но полно любителей НЛО. Они рассказывают, что по ночам над водоемом летают огненные шары.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: