Пошлины вместо виз, стог вместо хостела: как путешествовали в средневековье

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи» — Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников — Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор — Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве — в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Путешествия в Средневековье

В VIII-XI вв. на севере Европы жили викинги, бесстрашные мореплаватели, «люди моря». Викинги заселяли все побережье Скандинавского полуострова. Их корабли ходили далеко в океан. Они достигли и освоили остров Исландия, а несколько позже и остров Гренландия. Викинги побывали и на берегах Америки за 500 лет до ее открытия Колумбом.

Из Китая и Индии в Европу купцы доставляли шелка и пряности. Первым европейцем, побывавшим в Китае и оставившим его описание, стал венецианский купец Марко Поло. Его путешествие по Азии длилось более 25 лет. В своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло красочно описал высокогорную Центральную Азию, Китай и Индию, Японию и многие прибрежные острова.

В Позднее средневековье книга Марко Поло была ценным источником знаний по географии, этнографии, истории многих стран Азии. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI вв. Благодаря этой книге и учитывая преувеличенное расстояние до Индии, Колумб отправился в поисках этой страны на запад. Ведь длина экватора уже была известна.

Пряности — высушенные части растений с устойчивым ароматом и острым вкусом, добавляемые в пищу. Наиболее известными пряностями являются черный и красный перец, гвоздика, мускатный орех, имбирь, корица, ваниль.

Русские купцы в XV в. вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии, где провел три года. В своих записях он рассказывал обо всем, что видел в путешествии. Его удивляли темный цвет кожи местных жителей, их необычная одежда. Возмущала бедность большинства индийцев, восхищала красота и пышность праздников. В каждом городе на местных базарах купец интересовался товарами и ценами, размышляя, чем можно торговать с Индией. Никитин первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

  • Одни из первых географических открытий сделали древние египтяне 3500 лет назад.
  • Самым знаменитым путешествием Древности считают плавание финикийцев вокруг Африки.
  • Геродот совершил путешествие в Египет.
  • В период Средневековья викинги открыли и заселили острова Исландия и Гренландия, достигли берегов Америки. В XIII в. Марко Поло побывал в Китае. В XV в. русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию.

Источник

Передвижения торговцев

Много путешествовали в средние века различные торговцы. Они везли на продаже свои товары и привозили товары из других мест. Они совершали свои поездки по морю и по суше. Они доставили в Европейские страны множество вещей из Африки и Азии. Это были сахар, золото, слоновая кость из Африки. А из Азии привозили шёлк, меха, ковры пряности (перец и корицу).

Со Святой Земли в Европу попали рис, хлопок, духи, зеркала, дыни и лимоны. Из региона в регион торговцы перевозили вино и рыбу, соль и медь, древесину и шерсть для продажи. Они передвигались на кораблях, на повозках, запряжённых конями, в верблюжьих караванах и так далее. Это были очень рискованные путешествия. Торговцев подстерегали на пути пираты и разбойники всех мастей, которые могли забрать себе весь товар и убить купца. Также путешествию мешала и плохая погода.

Путешествие – целое событие

Путешествие – это перемещение на значительные расстояния в течение длительного времени. Целью любого путешествия является перемещение из одного места в другое. Это может быть посещение знакомых или родственников, живущих в другой местности. Это было обычным делом в средние века среди знатных людей. Но для крестьян это было целым событием, так как требовалось получить разрешение господина, на земле которого они проживали.

В те времена почти отсутствовали средства массовой информации, поэтому монархи часто объезжали свои владения, чтобы проконтролировать или поддержать своих ставленников, а также показать себя гражданам. Обычно, монарх не совершал такую поездку в одиночестве, а ездил в сопровождении своих придворных. В те времена не было правительства, которое работало бы отдельно, поэтому все чиновники зачастую передвигались вместе с правителем.

Король или царь должен был быть лёгок на подъём и любить путешествия. От этого зависела его популярность у народа. Резиденции правительства в Европе появились только в XIII веке.

Крестовые походы

Крестовые походы тоже были одним из видов путешествий в средние века в Европе. Это было очень специфическое путешествие. Они происходили с XI по XIV век. Их организовывали с целью захвата Иерусалима и Святой Земли у мусульман. В них принимали участие представители разных классов средневекового общества.

Людьми двигало желание получить славу, богатство, отпущение грехов, осуществление защиты христианских миссионеров и паломников. Крестоносцы хотели восстановить христианство в Иерусалиме. Эти походы длились очень долго из-за большого количества участников. Они использовали различный транспорт и методы той поры. Крестоносцы принесли в Европу различные культуры.

Путешествия в Средневековье

В VIII-XI вв. на севере Европы жили викинги, бесстрашные мореплаватели, «люди моря». Викинги заселяли все побережье Скандинавского полуострова. Их корабли ходили далеко в океан. Они достигли и освоили остров Исландия, а несколько позже и остров Гренландия. Викинги побывали и на берегах Америки за 500 лет до ее открытия Колумбом.

Из Китая и Индии в Европу купцы доставляли шелка и пряности. Первым европейцем, побывавшим в Китае и оставившим его описание, стал венецианский купец Марко Поло. Его путешествие по Азии длилось более 25 лет. В своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло красочно описал высокогорную Центральную Азию, Китай и Индию, Японию и многие прибрежные острова.

В Позднее средневековье книга Марко Поло была ценным источником знаний по географии, этнографии, истории многих стран Азии. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI вв. Благодаря этой книге и учитывая преувеличенное расстояние до Индии, Колумб отправился в поисках этой страны на запад. Ведь длина экватора уже была известна.

Русские купцы в XV в. вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии, где провел три года. В своих записях он рассказывал обо всем, что видел в путешествии. Его удивляли темный цвет кожи местных жителей, их необычная одежда. Возмущала бедность большинства индийцев, восхищала красота и пышность праздников. В каждом городе на местных базарах купец интересовался товарами и ценами, размышляя, чем можно торговать с Индией. Никитин первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Читать далее

← Как люди в Древности представляли себе Землю Эпоха Великих географических открытий. Открытие и исследования материков →

Иллюстрации: миллион деталей и карта-лабиринт

Рассказывает Анна Шахова: Сначала иллюстрации выглядели так:

Потом так:

В итоге они получились красочными и довольно детальными — над некоторыми я залипала, подолгу разглядывая гербы и одежду.

Наташа Кайя, автор и иллюстратор: Во всех иллюстрациях в основе лежат миниатюры из средневековых манускриптов. Я потратила несколько месяцев на поиск подлинных изображений. Если чего-то не удавалось отыскать, то не рисовала. Это тысячи картинок!

Я просмотрела оцифрованные манускрипты крупнейших библиотек мира: мне хотелось найти то, чего дети никогда не видели, и вряд ли когда-либо увидят, если не в этой книге.

Иллюстрация из книги «Путешествие в Средневековье». Открыть в полном размере

В книге есть карта-лабиринт. По пути ребёнку будут попадаться средневековые жители, здания, вещи. Рядом указана страница книги, где рассказывается о них: можно тут же почитать об увиденном. Картой пользоваться не обязательно — она больше для веселья. Еще она очень красивая: я вот точно повешу ее на стену. Саму книгу можно читать и без карты.

Зосима

Монах Троице-Сергиева монастыря Зосима совершил путешествие в Константинополь, находясь в свите царевны Анны, внучки князя Дмитрия Донского, которую прочили в жены сыну византийского императора Мануила II Палеолога.

Путь Зосимы, начинаясь из Киева, пролегал через реку Буг, Переславль-Залесский, Днестр и Белгород. Судя по оставленным монахом записям, единственной целью его поездки было паломничество. Именно этим можно объяснить неторопливое передвижение и подробное описание всех встреченных на пути христианских святынь. В каждом городе инок жил от нескольких дней до нескольких месяцев, осматривал священные для христиан места и молился святым покровителям Руси.

Дороги в средние века

В Средневековье хороших дорог не было, за исключением некоторых, построенных во времена Римской империи. Дороги были грязными и каменистыми. В дождливую погоду они совсем раскисали, и передвигаться по ним было очень трудно. Эти путешествия требовали много времени и усилий.

Паломники обычно шли пешком. Пешком передвигались люди и на небольшие расстояния, так как лошадь в те времена не каждый мог себе позволить. На лошади можно было преодолевать расстояние 56 – 60 километров в день. Лошадей впрягали в телеги и кареты. Но таким образом могли путешествовать лишь богатые и знатные люди. Кареты имели крыши, поэтому все, кто там находился, были защищены от непогоды. За такими каретами обычно следовали подводы с сеном. Сопровождающие знатную особу слуги обычно ехали на таких телегах. Но это были небольшие расстояния. В дальние страны путешественники из Европы отправлялись на кораблях. Часто это были торговцы или военные. В пути на них могли напасть пираты, или произойти кораблекрушение. В средние века любые виды путешествий были очень рискованным занятием.

Источник

Язык до Киева доведет

Ориентироваться в пути было непросто: если паломников сопровождали проводники, то остальным приходилось спрашивать дорогу у местных. Средневековые карты вряд ли могли помочь — их создавали в монастырях, произвольно располагая на бумаге лишь важнейшие города, моря и реки. В центр, разумеется, помещали Иерусалим, сверху на востоке — Эдем. Лишь в 12–13 веках появились карты морских побережий, на которых старались соблюдать реальный масштаб.

В помощь путешественникам составляли итинерарии — словесные описания маршрутов с указанием мест стоянок, мостов, рек и времени, которое занимал путь от города до города. В таких путеводителях подсказывали, какую дорогу лучше выбрать и какие места обойти стороной, но это касалось только крупных паломнических центров. Так что знаменитый «Мишлен» ничего нового не изобрел.

30 ноября 2021

Паломничества

Популярным видом путешествий было паломничество. Это была особая форма перемещений. Люди посещали святые места и святыни. В то время люди были заинтересованы в таком виде путешествий.

Священники и простые христиане таким образом хотели получить отпущение своих грехов и получить защиту от невзгод в будущей жизни. Чаще всего паломничества совершались в Рим, Иерусалим и Сантьяго-де-Компостела. Обычно паломничества организовывали монастыри, они же обеспечивали кровом и едой путешественников. Транспорт и помощь тоже обеспечивались монастырями.

Паломников сопровождали специальные путеводители (гиды), которые рассказывали людям, что их ожидает во время путешествия. Паломничества совершали представители всех слоёв общества: рыцари, кухарки, лекари, учёные и так далее.

Единственные, кто не мог совершить паломничество, это крепостные. Обычно группа паломников состояла из друзей и родственников

Это было важно, потому что в дороге на них могли напасть воры и грабители, а со знакомыми людьми легче было отразить или предотвратить нападение

Игумен Даниил

Одним из первых русских путешественников был игумен Даниил, совершивший в начале XII в. паломничество на Святую Землю и оставивший письменные свидетельства своей поездки. Его миссия пришлась на неспокойное время окончания Первого крестового похода, после которого на территории Леванта образовалось Иерусалимское королевство во главе с Балдуином.

Путешествие по освобожденной от сарацинов территории было полно трудностей и опасностей, и, если бы не помощь и защита личной охраны короля, игумен, возможно, и не смог бы добраться до дома. Проведя большую часть путешествия в Иерусалиме, Даниил также посетил Вифлеем, Иерихон, Галилею и Геннисаретское озеро, где, согласно Евангелию, на заре первого тысячелетия ловили рыбу апостолы Андрей и Петр.

Паломничество игумена в Палестину длилось два года, во время которых путешественнику пришлось пережить множество трудностей: постоянные угрозы нападения, жаркий и сухой климат, дурного качества дороги. Но Даниилу удалось вернуться в родную Черниговскую землю и записать для потомков бесценный опыт своих странствий.

Эпоха Крестовых походов

Период Крестовых походов характеризуется высоким уровнем миграций жителей Европы. Существенным вкладом в историю стало приобретение в ходе данных путешествий колоссального опыта в культуре и науке Арабского мира. Было расширено учение о строении вселенной, а также получены новые знания в области точных наук.

Особо следует отметить, гастрономический вклад. Европейские жители нашли восхитительными новые вкусы Востока. На предприятиях питания и рынках стали предлагаться рис, гречиха, абрикосы, лимоны.

Эпоха Крестовых походов способствовала новым географическим открытиям. Возникли новые пути сообщения между европейскими странами и арабскими. Данный период также благоприятно повлиял на сухопутные путешествия, целью которых выступала торговля. Следствием этого стало совершенствование дорожных карт.

Мореходство также не отставало от пеших путешествий. Эпоха Крестовых походов ознаменовалась открытием новых островов в Атлантическом океане неподалеку от берегов Африки.

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.

Въезд английского сеньора в город

Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так


Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»

С какой скоростью передвигались?

Так как люди небогатые путешествовали пешком даже на приличные расстояния, скорость передвижения оставляла желать лучшего. В день странник проходил пешком около 25 км, и это при хороших условиях. Если же стояла плохая погода или дороги были размытыми, то преодоление за день 12 км уже было успехом. Груженая телега за день проезжала около 20 км, а зимой и того меньше. Всадник, вынужденный все время ехать на одной лошади, мог проехать до 40 км в день. Богатые люди и придворные могли себе позволить менять лошадей, преодолевая немыслимое расстояние — 60 км в день.

Расстояние, пройденное за день, зависело от продолжительности светового дня, времени года, погоды и того, где располагался следующий постоялый двор. Если ближайшая гостиница находилась в пяти милях, а вы могли выехать лишь в полдень, то пытаться добраться до нее было бессмысленно, так как не было шансов успеть до наступления темноты.

Иногда на дорогах попадались путевые знаки, указывающие, например, более короткий путь через лес, но проблема заключалась в том, что их можно было легко повернуть или передвинуть, направив путников в руки поджидающих разбойников.

Крестовые походы

Крестовые походы тоже были одним из видов путешествий в средние века в Европе. Это было очень специфическое путешествие. Они происходили с XI по XIV век. Их организовывали с целью захвата Иерусалима и Святой Земли у мусульман. В них принимали участие представители разных классов средневекового общества.

Людьми двигало желание получить славу, богатство, отпущение грехов, осуществление защиты христианских миссионеров и паломников. Крестоносцы хотели восстановить христианство в Иерусалиме. Эти походы длились очень долго из-за большого количества участников. Они использовали различный транспорт и методы той поры. Крестоносцы принесли в Европу различные культуры.

Куда и как путешествовали в средневековье?

Диапазон понятия «путешествие» велик, от короткой поездки куда-либо до многолетнего проживания в другой стране. В средние века это было непростым делом, в отличие от нашего времени. В Средневековье транспорт был ещё плохо развит и поэтому путешествия совершались в течение длительного времени. Путешествие могли позволить себе далеко не все.

Крепостные, например, были привязаны к земле, они принадлежали землевладельцу – барону, графу, лорду. Чтобы отправиться куда-нибудь в другую местность им требовалось разрешение хозяина. Поэтому все сведения, которые мы получили о тех временах, относятся только к богатым и знатным людям.

Ограничены в своих путешествиях были и люди среднего класса, несмотря на то, что они были свободны. На длительные поездки требовалось много времени, денег и усилий. А с какой же целью путешествовали люди в средневековой Европе?

Игнатий Смолянин

Сочинения Игнатия, дошедшие до наших дней, повествуют о его поездке в Царьград в свите первого митрополита Пимена в конце XIV в. Привычному и относительно безопасному маршруту, пролегающему через территорию Великого Княжества Литовского, путешественники предпочли полный опасностей путь через Дон, Азов. Такое решение было обусловлено спешкой митрополита, стремившегося поскорее реализовать свои амбициозные планы по укреплению положения в церкви.

Будучи в составе посольства, диакон Игнатий скрупулезно фиксировал все происходящее вокруг него, описывал посещённые христианские святыни и связанные с ними легенды. Автора интересовала и политическая обстановка в Константинополе, быт и нравы его жителей, которым он также дал характеристики. После византийской столицы Игнатий поехал в Иерусалим, а затем в монашеское государство Афон, где путешественник и закончил свои дни.

Афанасий Никитин

Самый известный российский путешественник доромановской эпохи – тверской купец Афанасий Никитин. Он стал одним из первых европейцев, которые могли добраться до Индии, и сделал он это за четверть века до знаменитого плавания Васко да Гамы.

Путешествие пролегало как по суше, так и по морю. Выехав из родной Твери, купец запланировал свой путь сначала по Волге через Нижний Новгород, после чего дорога лежала через Казань и Астрахань. Дальнейший маршрут первопроходца пролегал через Дербент, Баку и Сари, потом он двинулся по суше через Персию. Достигнув города Ормуз, Никитин снова сел на корабль, прибыв на нём в индийский порт Чаул. Именно в Индии он провел большую часть своего путешествия, которое продолжалось с 1468 по 1475 год.

Его труд стал первым описанием не религиозного паломничества, а торгового предприятия. В тот период Россия активно налаживала связи с Востоком, поэтому купцы были прямо заинтересованы в подобных экспедициях. К сожалению, Никитин умер во время возвращения домой, но его путевые тетради были переданы кем-то из спутников дьяку Даниилу Мамыреву, который сохранил их для потомства.

Источник

Миграция населения

Европеец мог отправиться в странствие и увидеть нечто новое и необычное. Путешествия были вполне доступны всем слоям населения.

Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался. Если король не путешествовал по землям своих подданных, его могли забыть

Поездки в соседние государства тоже были важной частью монаршей жизни. А выезды за пределы христианского мира воспринимались как подвиги

Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.


Ричард Львиное Сердце на Кипре. (cyprusalive.com)

За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился на Сицилии и Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции. Собственно, и герои эпоса о короле Артуре перемещались вместе со своим правителем. Где король — там и королевский двор!

Особы рангом пониже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях вассалов. Простолюдины также совершенно спокойно могли сорваться с места и обжить участок в соседней деревушке или перебраться в другую область страны. Но эти перемещения скорее зависели от материального положения и дальнейших перспектив развития.

Средневековая карта мира. (wikipedia.org)

Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере, видимых. Что-то изменялось, если, например, выкорчёвывали лес, рыли канал или осушали болото, которое мешало продвижению. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес, надо было уплатить определённую сумму владельцу. Люди предпочитали передвигаться группами и только в светлое время суток. Ехали верхом или шли, а провизию перевозили на вьючных животных или повозках.


Странники. Витраж из Кентербери. (wikipedia.org)

Самым безопасным и недорогим для средневекового человека оставался путь по воде. Пошлины можно было не платить и на море. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца. Но люди той эпохи совершенно не спешили и при особой надобности могли добраться до пункта назначения, используя все возможные варианты.


Морские путешественники. (about-history.com)

Путешествия и научные открытия в Древности

В давние времена люди путешествовали не только по суше, рекам и морям, но и по океану. Путешественники ориентировались днем по Солнцу, а ночью — по звездам. Первооткрывателями новых земель были моряки и купцы. Считают, что одни из первых географических открытий сделали древние египтяне 3500 лет назад. Они жили в Африке в долине реки Нил, на берегах Средиземного и Красного морей.

Отважными моряками были финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря. В VI в. до н. э. еще никто не знал, что Африка (тогда ее называли Ливией) со всех сторон омывается морями. За три года финикийцы обогнули Африку и убедились, что она действительно со всех сторон окружена водой. Плавание финикийцев вокруг Африки считают самым знаменитым путешествием Древности.

Много путешествовал древнегреческий ученый Геродот. Он с интересом изучал и описывал историю и условия жизни разных народов: египтян, скифов, сарматов. Во время путешествия по Египту Геродот описал климат, реку Нил, растительный и животный мир этих мест. Он побывал в низовьях рек Днепр и Днестр и впервые описал население этих территорий, в том числе и наших предков.

Дороги в средние века

В Средневековье хороших дорог не было, за исключением некоторых, построенных во времена Римской империи. Дороги были грязными и каменистыми. В дождливую погоду они совсем раскисали, и передвигаться по ним было очень трудно. Эти путешествия требовали много времени и усилий.

Паломники обычно шли пешком. Пешком передвигались люди и на небольшие расстояния, так как лошадь в те времена не каждый мог себе позволить. На лошади можно было преодолевать расстояние 56 – 60 километров в день. Лошадей впрягали в телеги и кареты. Но таким образом могли путешествовать лишь богатые и знатные люди. Кареты имели крыши, поэтому все, кто там находился, были защищены от непогоды. За такими каретами обычно следовали подводы с сеном. Сопровождающие знатную особу слуги обычно ехали на таких телегах. Но это были небольшие расстояния. В дальние страны путешественники из Европы отправлялись на кораблях. Часто это были торговцы или военные. В пути на них могли напасть пираты, или произойти кораблекрушение. В средние века любые виды путешествий были очень рискованным занятием.

Источник

Путешествия в Средневековье

В VIII-XI вв. на севере Европы жили викинги, бесстрашные мореплаватели, «люди моря». Викинги заселяли все побережье Скандинавского полуострова. Их корабли ходили далеко в океан. Они достигли и освоили остров Исландия, а несколько позже и остров Гренландия. Викинги побывали и на берегах Америки за 500 лет до ее открытия Колумбом.

Из Китая и Индии в Европу купцы доставляли шелка и пряности. Первым европейцем, побывавшим в Китае и оставившим его описание, стал венецианский купец Марко Поло. Его путешествие по Азии длилось более 25 лет. В своей «Книге о разнообразии мира» Марко Поло красочно описал высокогорную Центральную Азию, Китай и Индию, Японию и многие прибрежные острова.

В Позднее средневековье книга Марко Поло была ценным источником знаний по географии, этнографии, истории многих стран Азии. Она оказала огромное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI вв. Благодаря этой книге и учитывая преувеличенное расстояние до Индии, Колумб отправился в поисках этой страны на запад. Ведь длина экватора уже была известна.

Пряности — высушенные части растений с устойчивым ароматом и острым вкусом, добавляемые в пищу. Наиболее известными пряностями являются черный и красный перец, гвоздика, мускатный орех, имбирь, корица, ваниль.

Русские купцы в XV в. вели оживленную торговлю со странами Азии. Тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии, где провел три года. В своих записях он рассказывал обо всем, что видел в путешествии. Его удивляли темный цвет кожи местных жителей, их необычная одежда. Возмущала бедность большинства индийцев, восхищала красота и пышность праздников. В каждом городе на местных базарах купец интересовался товарами и ценами, размышляя, чем можно торговать с Индией. Никитин первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

  • Одни из первых географических открытий сделали древние египтяне 3500 лет назад.
  • Самым знаменитым путешествием Древности считают плавание финикийцев вокруг Африки.
  • Геродот совершил путешествие в Египет.
  • В период Средневековья викинги открыли и заселили острова Исландия и Гренландия, достигли берегов Америки. В XIII в. Марко Поло побывал в Китае. В XV в. русский купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию.

Источник

Исследования викингов

Норманны, обитавшие на Скандинавском полуострове в VIII-XI веке, были самыми активными мореплавателями своего времени. Для навигации они использовали особый прибор, «солнечный сектор», который заменял им компас. По большей части они совершали набеги на другие страны, однако им удалось открыть несколько новых земель.

В 860 году викинги открыли остров Исландия, на который до этого не ступала нога человека. Норманны основали здесь поселения, после чего устремили свой взор дальше на запад. В 982 году Эрик Рыжий, изгнанный на три года за свои преступления из Исландии, отправился к земле, которую можно было наблюдать с некоторых гор острова. Так была открыта Гренландия, название которой означает «Зеленая земля». Предполагается, что в те годы климат на острове был значительно мягче, чем сейчас. После окончания срока изгнания Эрик Рыжий вернулся в Исландию и набрал желающих колонизировать Гренландию. Во время второго путешествия к острову погибло 16 из 30 кораблей викингов, но всё же 350 человек добралось до точки назначения.

Примерно в 1000 году сын Эрика, Лейф Эрикссон, решил отправиться ещё дальше на запад. Ему удалось посетить территории, известные сегодня как Баффинова Земля, полуостров Лабрадор и Ньюфаундленд. Таким образом, викинги за 5 столетий до Христофора Колумба открыли Америку. Однако из-за столкновений с местными индейцами попытки создать поселение на новом континенте провалились.

Почему же информация об открытии не дошла до остальных европейцев? Во-первых, сами викинги не знали, что открытые ими земли – это целый материк, а не маленькие острова. Во-вторых, многие рассказы норманнов об их подвигах воспринимались как легенды. Лишь в 1960 году в Ньюфаундленде были найдены остатки поселения викингов, что послужило доказательством гипотезы об открытии Америки норманнами.

Объяснимые детали римской дороги

Тема обширна, о всем не расскажешь, остановлюсь на одном моменте в статье Сибведа, а именно на этом:

Да, римляне знали бетон и активно его использовали. И? Это что тайна о которой молчат историки?

Условно, эти “особенности” римских дорог с колеей, можно разбить на два вида. Вот такой, камни посередине:

Особенность римской дороги

И такой, колея не столь выражена, и без камней.

Другая Особенность римской дороги

В чем загадка? Два момента:

  • Как и кто сделали?
  • Зачем сделали?

КАК сделали колеи в римских дорогах и КТО?

КТО? Видимо, в одном случае эту особенность сделали СТРОИТЕЛИ, а в другом ВРЕМЯ.

Это ВРЕМЯ:

Время, как особенность римской дороги

А это СТРОИТЕЛИ:

Строители, как особенность римской дороги

КАК? Видимо, по технологии строительства. Это улица в городе Помпеи. Городская. Четко ограниченная бордюрами. Довольно узкая, только для одной повозки. Вдобавок камень посередине. ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, как известно.

Строители, как особенность римской дороги

Я не специалист по строительству, но мне видится что именно здесь, сделав опалубку, а именно, подготовив яму в гравии или песке нижнего уровня дороги, в нее вылили бетон из корзины, а потом положили в него ХОРОБАТ, о котором “молчат историки”или некое его подобие, сделав специальную колею, чтобы повозка не вихляла по сторонам в узком коридоре дороги и не цеплялась осями и ободом за БОРДЮРЫ. Есть еще момент, об этом ниже.

Историки не молчат, они говоря следующее:

А вот что говорит по этому поводу Юлий Цезарь в законе О МУНИЦИПИЯХ.

3. Гераклейская таблица

Возникает еще одно объяснение эти колеям, таким четким, именно в городе – это РЕЛЬСЫ КОНКИ Древнего РИМА.

Ночью, по такой узкой улице с камнями на местах пешеходных переходов удобнее передвигаться по колее!

Конки, как особенность римской дороги

И такие четкие колеи, как правило у КАМНЕЙ, а камни на дороге – ПЕШЕХОДНЫЙ переход.

Пешеходный переход в Помпеях, перекресток, еще одна особенность римских дорог:

Перекресток, как особенность римской дороги

А вот дорога там же, без камней и без колеи.

Необъяснимая особенность римской дороги

Как это объяснить? Значит в данном конкретном месте не было интенсивного пешеходно-транспортного потока:-) И надобности в колеях и пешеходных переходах не было. А может все проще? Улица идет под уклон, и вода там не задерживается, не то что в Стокгольме:-)))

Необъяснимая особенность шведской дороги

Есть вот такой мостик, для детей сделали, в Стокгольме. Район недалеко от причала Викинг Лайн:-) Город будущего.

“Историк”, который не молчит об “особенностях” римской дороги:-)))

Историк, который не молчит об “особенностях” римской дороги

Вывод – историки не молчат и объясняют, а если кто не понимает или ведется на “заговор”, это уже их проблема:-)

Торговые площади

Город Нюрнберг на средневековой миниатюре


Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы.
Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.


Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города.
С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.


В большом городе могло быть несколько торговых площадей.
Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).

На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Горожане на миниатюре 13 века

Крестовые походы

Крестовые походы тоже были одним из видов путешествий в средние века в Европе. Это было очень специфическое путешествие. Они происходили с XI по XIV век. Их организовывали с целью захвата Иерусалима и Святой Земли у мусульман. В них принимали участие представители разных классов средневекового общества.

Людьми двигало желание получить славу, богатство, отпущение грехов, осуществление защиты христианских миссионеров и паломников. Крестоносцы хотели восстановить христианство в Иерусалиме. Эти походы длились очень долго из-за большого количества участников. Они использовали различный транспорт и методы той поры. Крестоносцы принесли в Европу различные культуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: